Австралия и Новая Зеландия оказались необычно богаты ракетными стартапами — кроме Rocket Lab, юридически являющейся американской компанией, но производящей пуски своей ракеты Electron с новозеландского космодрома, недавно обнаружилась еще одна компания, теперь уже австралийская с отделением в Сингапуре, которая приступила к испытаниям полноразмерного двигателя для своих ракет. Gilmour Space Technologies успешно протестировала гибридный двигатель тягой 7 тонн.


Кадр из видео испытаний

Космический гибрид




На видео — испытания двигателя G-70, который планируется использовать на геофизических и космических ракетах компании. Один двигатель позволяет создать геофизическую ракету, способную поднять до 130 кг на высоту до 150 км. А для выведения спутника на орбиту потребуется трехступенчатая ракета с 8 G-70 на первой ступени, 4 на второй и 1 на третьей. По расчетам Gilmour Space Technologies такая ракета сможет выводить до 380 кг на низкую орбиту.


Скриншот сайта компании

Особенностью двигателя является то, что он гибридный — топливо хранится в твердом виде, а окислитель подается в жидком/газообразном. Это позволяет сочетать достоинства твердотопливных и жидкостных ракетных двигателей — гибридный РД прост и компактен как РДТТ, и его можно перезапускать и управлять тягой, как на ЖРД.


Схема гибридного ракетного двигателя

Гибридный двигатель успешно использовался на суборбитальном космоплане SpaceShipOne, но на второй версии, SpaceShipTwo, разработчики столкнулись с его недостатками — двигатель оказался плохо масштабируемым. Gilmour Space Technologies утверждают, что справились с этой проблемой. По их заявлениям, G-70, возможно, является самым мощным двигателем с одним отверстием в топливной шашке. Двигатели SpaceShipOne и SpaceShipTwo мощнее, но, очевидно, по мнению Gimlour, используют несколько отверстий.


Типичные профили отверстий в шашке гибридного двигателя, источник

В твердотопливном двигателе профиль топливной шашки определяет, как тяга будет меняться со временем. В гибридном двигателе тяга определяется количеством подаваемого окислителя, но профиль шашки все равно очень важен — он влияет на эффективность двигателя. Gilmour Space Technologies печатают свои шашки на 3D-принтере. В ранних двигателях использовался ABS-пластик, сейчас же — некий секретный состав. Также компания собирается запатентовать собственную конструкцию 3D-принтера для печати топливной шашки, потому что обычные с новым топливом работать не могут.


Экспериментальный 3D-принтер Gilmour, источник

По заявлениям компании, получившийся двигатель может дросселировать тягу в диапазоне 10-100% и отличается высокой стабильностью горения.

Немного о компании




Компания Gilmour Space Technologies была основана бывшим банкиром Адамом Гилмуром вместе с женой и братом. Сначала они занимались симуляторами и репликами, создав симуляторы истребителя-бомбардировщика F/A-18, космического корабля с 6 степенями свободы, ЦУПа и работ в условиях невесомости, а также реплики первого американского космического корабля «Меркурий» и китайского корабля «Шэнчжоу». В 2014 году эта деятельность была заморожена, и компания сосредоточилась на гибридных ракетных двигателях. В 2016 году были испытаны двигатели на закиси азота и ABS-пластике.



В том же году успешно поднялась на 5 км ракета RASTA с гибридным двигателем.



Параллельно испытали двигатель на каталитическом разложении перекиси водорода.



В 2017 году компания собрала деньги инвесторов и испытала гибридный двигатель для кубсатов. В планах запуск геофизической ракеты ARIEL во втором квартале 2018 (по словам главы компании) или же первом квартале 2019 (по информации с официального сайта). А орбитальная ракета ERIS, как ожидается, оторвется от земли в конце 2020 года.

Заключение


Чем хороши космические частники — их много, и они экспериментируют с разными технологиями. Электрический привод насосов, двигатель из 15 частей или старт со стратосферного шара, а теперь еще больше гибридных двигателей. Не все компании окажутся успешными, но даже потерпевшие поражение будут полезны тем, что проверят интересные технические идеи на практике.

Комментарии (71)


  1. ru_vlad
    19.03.2018 07:40

    производящей пуски своей ракеты Electron с австралийского космодрома, 

    Прошу прощения, а разве Electron запускали не с Новой Зеландии?


    1. lozga Автор
      19.03.2018 07:54

      Уже исправил, спасибо


      1. GlassEagle
        21.03.2018 15:44
        +1

        Это просто классическая описка, практически по Жаку Элиасену Франсуа Мари Паганелю (только несколько наоборот):
        "… ландия — Зеландия, ландия — Зеландия,…

        — … к восточному побережью Австралии…
        — Австралии? Почему Австралии? Ах да, Австралии!"


  1. Javian
    19.03.2018 08:08

    Испытания проводят в Северной Австралии? Что-то попадалось о идее космодрома в Австралии поближе к экватору.


    1. sost
      19.03.2018 15:43

      Экватор очень важен для вывода на геостационар. Для кубсатов на(которые ориентируются многие стартапы) чаще нужна низкая орбита с больши наклонением, для которой северные/южные космодромы подходят хорошо.


    1. lozga Автор
      19.03.2018 21:02

      Про космодром я информации не нашел. Компания базируется в Голд-Кост, это середина восточной части материка. Плюс, на геостационар такая маленькая ракета не сможет ничего вывести, а пригодна только для низких и полярных орбит.


    1. GlassEagle
      21.03.2018 15:53

      Украинцы недавно высказывали идею о строительстве космодрома в Австралии, но никак не ближе к экватору, скорее наоборот. Где-то в районе Перта (западное побережье). Видимо, с расчётом, что при запуске в восточном направлении первые ступени будут падать в самую глушь австралийских пустынь. А при выводе на солнечно-синхронную — в океан.

      Пока что самый близкий (по меридиану — всего около 2-х градусов с копейками) к экватору космодром — бразильская Алькантара, да и тот ещё не вполне готовый (к полноценным коммерческим пускам, хотя, видимо, с инфраструктурой там более-менее, судя по их сайту).


      1. lokiby
        22.03.2018 10:29

        Украинцы недавно высказывали идею о строительстве космодрома в Австралии

        Вот про такое не слышал даже, они же в Канаде космодром под Циклон 4 строят. Решили по всему миру свои ракеты запускать?))


  1. maedv
    19.03.2018 08:49
    +1

    Есть подробности обеспечения безопасности испытаний двигателя? Трейлер, лесопарк, озеро — очень напоминает грустную историю с Лин Индастриал


    1. Deadwind01
      19.03.2018 20:09

      грустной она стала после испытания в городе


      1. maedv
        19.03.2018 20:50

        Не принципиально. Уехать в лес и надеяться, что за кустом нет никакого грибника — такое же безрассудство


        1. Zenitchik
          19.03.2018 21:27

          Принципиально: уехать в поле вырыть котлован и сделать вокруг него обваловку — безопасное решение.


        1. impetus
          19.03.2018 22:02
          +1

          В Австралии можно уехать так, что можно быть уверенным, что в радиусе километров надцать-дцать (а то и 100) никого кроме крокодилов или кенгуру нет. Ну погудели, дроном облетели окрестности, в эфир поорали. Некий аналог нашей тундры… Тоже, конечно, некий «авось», но всё же не как ребята из Лин, которые выбрали «пустырь» в самом населённом городе 1/6 части суши, хотя в 100-150 км в любую практически сторону можно глухомань найти, чуть ли не с медведями.


    1. lozga Автор
      19.03.2018 21:03

      Лично мне понравился закрытый трейлер, который виден на некоторых видео. А если они смогли уехать в глушь, где никого даже случайно не будет, то и с открытой платформой проблем не будет.


  1. sinc_func
    19.03.2018 09:01

    В представленных видео плохо просматривается в истечении из сопла наличие «бочек Маха», что ставит вопрос — а какой они получают удельный импульс.


    1. cpcat
      19.03.2018 09:26

      Или же они не видны из-за слишком яркого свечения насыщенного сажей выхлопа.


      1. sinc_func
        19.03.2018 09:42

        Да, действительно похоже на неполное сгорание


      1. Avenger911
        19.03.2018 09:55

        Да. На 19-й секунде, когда двигатель начинают выключать, и яркость снижается, они в паре кадров ясно видны.


  1. impetus
    19.03.2018 11:18

    А есть кто-нибудь в теме — в какой стадии/статусе сейчас находится соглашения об ограничении/нераспространении ракетных технологий, и как с этим делом обстоят дела у подобных стартапов?
    Или всё — забили все на это дело ввиду бессмысленности/бесперспективности?


    1. agat000
      19.03.2018 15:10

      Прямого запрета на разработки для космоса нет. Вот здесь можно почитать, в начале.
      Там добровольные обязательства не продавать технологии кому попало. Кто сам может — имеет право разрабатывать.


    1. lozga Автор
      19.03.2018 21:05

      Официальные стартапы могут продавать пусковые услуги. Есть ли за ними какой-нибудь специальный контроль — надо копать информацию. В свое время OTRAG в Ливии работали, и хорошо, что Каддафи ничего не смог из национализированных остатков собрать.


      1. 9660
        20.03.2018 07:27

        В свое время OTRAG в Ливии работали, и хорошо, что Каддафи ничего не смог из национализированных остатков собрать.

        Почему оное хорошо?


        1. lokiby
          20.03.2018 12:18

          Любая ракета космического назначения может работать как межконтинентальная баллистическая…


          1. 9660
            20.03.2018 12:32

            Чем хорошо что Каддафи не смог из национализированных остатков собрать баллистическую ракету?


  1. AhuraMasda
    19.03.2018 13:18

    Кстати про аэроспайки, наткнулся на такой стартапчик — arcaspace com (ютуб ARCAchannel)
    Судя по картинкам ребята пилят линейные аэроспайки, по плану начало тестов 2018 год.
    На канале много любопытных видео


  1. sena
    19.03.2018 13:47
    +1

    Не все компании окажутся успешными, но даже потерпевшие поражение будут полезны тем, что проверят интересные технические идеи на практике.

    С одной стороны — да, они могут проверить различные технологии. С другой стороны, все их открытия и наработки останутся секретными, запатентованными, в собственности владельцев компаний. В итоге это может даже затормозить развитие, а не ускорить его.


    1. Daniil1979
      19.03.2018 15:53

      Я прошу прощения, но технологии могут быть или секретными, или запатентованными. Или / или.
      Секретные технологии (они же ноу-хау) останутся секретными, НО БЕЗ ПАТЕНТНОЙ ЗАЩИТЫ. А насчёт секрета — и на старуху бывает проруха (см. Промышленный шпионаж). В этой ситуации Вам ничто не мешает попробовать получить такой же результат / воссоздать технологию и либо запатентовать полученную технологию, либо сохранить в секрете, либо опубликовать.
      А вот если на технологию получен патент, в котором подробно объясняется суть защищаемой патентом технологии — поздравляю, Вы получаете из патента описание технологии, но использовать её без получения лицензии / покупки патента / покупки владельца патента не можете. Но и тут есть обходной путь — изучаете описание технологии из патента, воссоздаёте на практике, дорабатываете и получаете свою технологию, «отличающуюся от известных технологий тем-то и тем-то». И патентуете, указав ранее приведённую формулировку «отличающуюся от известных технологий тем-то и тем-то». А владельца предыдущего патента шлёте лесом — у Вас ДРУГАЯ технология, отличающаяся от технологии в его патенте.


      1. Zenitchik
        19.03.2018 16:14

        Патентная защита ТЕХНОЛОГИЙ — штука эфемерная. Потому что очень трудно доказать факт применения технологии, если производитель не сознаётся. В общем случае, имея изделие, невозможно определить технологию его производства.

        А владельца патента можно послать лесом, сказав: «Ваша технология, патент № такой-то, у нас не используется. У нас есть своя технология, но она составляет государственную/военную тайну».

        Я, может, ничего не понимаю в бизнесе и в патентах, но я когда-то учился на инженера-технолога, и меня приучили мыслить именно в таком ключе: «Противник технологию возьмёт в патентной библиотеке, и засекретит факт её использования. Только дурак патентует технологии.»
        Другое дело — конструкторское решение. Вот оно, в изделии, можно увидеть, можно проверить.


        1. Daniil1979
          19.03.2018 17:00
          +1

          О том и речь.


      1. sena
        19.03.2018 19:43
        +1

        Технологий, идей, решений, материалов там много. Очевидные вещи запатентуют, неочевидные — засекретят.


    1. lozga Автор
      19.03.2018 21:06

      Дело в том, что стороние зрители будут видеть — пробовали технологию X — не взлетело. Пробовали технологию Y — разорились раньше пуска. X нет смысла повторять, а вот Y может и иметь смысл. А реализация технологии у новых экспериментаторов будет своя.


  1. Diordna
    19.03.2018 14:56

    Я не совсем понял двигатель из ABS пластика выдерживает продольные нагрузки с тягой 7 тонн?


    1. lokiby
      19.03.2018 15:38

      были испытаны двигатели на закиси азота и ABS-пластике

      Т.е. это компоненты топлива. ABS пластик — топливо, а закись азота — окислитель


      1. vasimv
        19.03.2018 18:18

        В черном-черном лесу, на черной-черной поляне, черные-черные люди в черных-черных противогазах запускали ракеты.


        1. Zenitchik
          19.03.2018 18:22

          Это ничего. Я как-то раз читал, как ракетомоделист сделал двигатель на салями и перекиси водорода. Канал в колбасе сверлил.
          Правда, не помню, делал ли он на этом двигателе ракету, но огневые испытания точно были.


          1. Daniil1979
            19.03.2018 18:56

            Перекись водорода — это которая H2O2? И разлагается на кислород и воду? Вот мне интересно, почему вода не гасит огонь в данном случае?


            1. Zenitchik
              19.03.2018 19:01

              А вы когда-нибудь задумывались, почему вода гасит огонь в нормальных условиях?


              1. Daniil1979
                20.03.2018 12:50

                Перекрывает доступ окислителю (кислороду) к окисляемому веществу (салями).


                1. Zenitchik
                  20.03.2018 16:09
                  +1

                  Воды, выделяющейся при разложении перекиси недостаточно, чтобы перекрыть доступ кислороду, образующемуся при этом же разложении.
                  Охлаждению она тоже не способствует, потому что разложение перекиси — экзотермический процесс.


                1. Lennonenko
                  21.03.2018 13:16

                  ЕМНИП, в парогазе, образующемся при каталитическом разложении концентрированной (>70%) перекиси водорода, вода в виде перегретого (до ~400 градусов) пара, смешанного с кислородом
                  я так понимаю, колбаса была одновременно катализатором и топливом
                  и салями, по-моему, не лучший выбор, твёрдая высокожирная сырокопчёная, типа брауншвейгской или свиной, была бы лучше


                  1. Zenitchik
                    21.03.2018 13:54

                    Скорее всего — да. Я не владею химией разложения перекиси.
                    Автор подчёркивал, что колбаса — армированное горючее. Жир — горючее, мясо — для жёсткости.
                    Почему салями — не знаю. За что купил — за то продаю.


                  1. Daniil1979
                    21.03.2018 14:17

                    С одной стороны, идея использовать колбасу как ракетное топливо, вызывает смех. А с другой стороны… Хм…


                    1. impetus
                      21.03.2018 20:17
                      +1

                      представил себе сюжет:

                      в далёком-далёком космосе, (допустим после отказа основного какого-нибудь «протыкателя пространства») экипаж сидит и считает запасы топлива движков ближнего радиуса, оно же еда и вода — и прикидывает что лучше — больше потратить и быстрее долететь до ближайшей системы, но впроголодь, или сытно. но до-о-о-олго… С жуткими психологическим подробностями, заначками, истериками пасажирок с детьми, расколом на непримиримых сторонников разных подходов и т.п.
                      (Написать сценарий, что ли...)


                      1. Zenitchik
                        21.03.2018 20:21

                        А сюжет хороший. Можно, наверно, даже задачу сформулировать.


                        1. impetus
                          21.03.2018 20:25

                          главное сохранить секрет до упора, что люди для таких движков — тоже топливо.
                          А то такое начнётся…


                          1. Zenitchik
                            21.03.2018 20:56

                            Люди — плохое топливо. Воды много.


                            1. lokiby
                              22.03.2018 10:30

                              Немного подкоптить и пойдет не хуже говядины или свинины…


                              1. Zenitchik
                                22.03.2018 14:58

                                Топливо на копчение расходуется.


                                1. impetus
                                  22.03.2018 15:55

                                  эх, зря этот «секрет» отспойлерил — даже тут началось…


            1. ShamAnton
              19.03.2018 21:06
              +1

              Зависит от соотношения воды и огня. Если воды меньше она наоборот разжигает из за увеличения теплоёмкости газовой смеси на выходе. Если воды больше, тогда гасит. Добавляют же воду в топливную смесь на автомобилях и повышают КПД. Сам я пытался тушить парафин малым количеством воды и получил вспышку вместо гашения, тогда удалось задушить парафин перекрыв доступ воздуха. Количественно пусть теплотехники Вам уточнят…


              1. Lennonenko
                21.03.2018 13:34

                нет, вода в выхлопе всегда поглощает часть энергии горения именно из-за своей теплоёмкости, поэтому её содержание в выхлопе стараются снизить, это повышает температуру истекающих газов и, соответственно, импульс
                добавление воды в бензовоздушную смесь позволяет повысить КПД за счёт снижения температуры смеси без её переобогащения, опять же из-за высокой теплоёмкости воды

                горючие жидкости (к которым стоит отнести и расплавленный парафин) нельзя тушить водой, потому что она испаряется при соприкосновении с пламенем и этим паром разбрызгивает частички топлива в воздухе, резко увеличивая площадь горения — вспышка


            1. agat000
              19.03.2018 22:00

              Там ещё окислитель. Прояндексируйте конечную химическую реакцию.


          1. PastorGL
            19.03.2018 20:35
            +1

            сырокопчёная колбаса отлично горит в струе сжатого воздуха. побаловались как-то на пикнике, еле этот факел потушили.

            а при разложении перекиси вроде как атомарный кислород, должна ещё лучше гореть.


            1. agat000
              19.03.2018 22:09

              Дак жир же. Кусок сала вообще работает за свечку, в стоячем воздухе, с фитилем из спички.
              По идее такую ракету можно делать вообще на чем угодно, хоть на парафина.


          1. drobzik
            21.03.2018 14:00

            «Разрушители легенд» делали ракету на салями, только не с перекисью водорода, а с закисьюю азота (веселящий газ). Вроде даже что-то получилось


    1. lozga Автор
      19.03.2018 21:07

      ABS был на небольшом двигателе. Про большой они пишут о проприетарном топливе из нескольких компонентов.


  1. lokiby
    19.03.2018 15:33

    Может кто подскажет такую вещь, в вики по гибридам сказано

    В твердом состоянии может находиться как окислитель, так и горючее.

    Какой окислитель можно сделать шашкой, чтобы в камеру сгорания подавать жидкое топливо(керосин, этанол и т.п.)? Или эта цитата имеет другой смысл?


    1. Javian
      19.03.2018 15:43

      гипохлориты, перхлораты, хлораты, перманганаты, нитраты…


  1. elmm
    19.03.2018 16:32

    Не свосем понял, зачем там 3д принтер при производстве шашки, если, по их же словам, она из себя представляет просто полый цилиндр?


    1. Mike_soft
      19.03.2018 17:02

      Полости в этом цилиндре имеют специфическую форму.


    1. impetus
      19.03.2018 17:19

      возможно — всё равно этот пластик в трубу надо как-то «налить» — вот к шлангу, которым наливают приспособили манипулятор с парой движков — получили более равномерную/точную, чем вручную, укладку, и зиодно возможость сильно играть параметрами отверстий… хоть винтом из закрутить


    1. lozga Автор
      19.03.2018 21:08

      Очевидно, просто залить топливо в жидком виде у них не получилось.


  1. alexhott
    19.03.2018 19:03

    Скидываемся по сотке
    летом собираемся в Екатеринбурге — будем ракету запускать.
    Не ну а че сотня гиков не сваяет что-нибудь подобное как на видео?


  1. ruslna
    19.03.2018 21:32
    -1

    Просто парни из Gilmour Space еще не слышали про селитру. Что будет когда они научатся делать селитровую бумагу! Прощай 3D ABS! ;-)

    www.youtube.com/watch?v=rGXw3Vbrtws


    1. Daniil1979
      19.03.2018 22:19

      Селитра… Хм… А почему не чёрный порох тогда и не т.н. "карамелька" — топливо на основе сахара?


      1. Zenitchik
        19.03.2018 22:49

        Хм… А вы не в курсе, что это одно и то же? Селитра, вообще-то, основной компонент чёрного пороха. Да и в карамельном двигателе окислителем служит селитра (правда, другая).


        1. Mike_soft
          20.03.2018 07:50

          в карамельном топливе та же самая селитра — калийная — что и в черном порохе. А вот селитровать бумагу лучше натриевой.


        1. Daniil1979
          20.03.2018 11:27

          Про чёрный порох в курсе, поэтому и спрашиваю, почему не он? А вот про карамельку не помнил — помнил только про сахар.


  1. Tyusha
    19.03.2018 23:46

    Подскажите, почему для ГРД не требуется турбонасос? В канале твердого топлива ведь высокое давление! Или же для такого небольшого двигателя достаточно наддува бака окислителя?


    1. killik
      20.03.2018 01:13

      Обычный размен технологической сложности на эффективность. Чем выше давление в камере сгорания, тем лучше характеристики двигателя, но вытеснительная подача это толстый тяжелый бак, так что приходится использовать насос. Впрочем, у ЖРД AJ10 давление в камере менее 10 атмосфер, а УИ вполне себе 319с.


  1. Marsikus
    22.03.2018 16:13

    Ранее попытки получить преимущества ЖРД и РДТТ в виде ГРД заканчивались попаданием на полный комплект недостатков обоих типов двигателей в одном флаконе.