Самое раздражающее в конференциях – это то, что они похожи на видео. Причём то, которое не перемотать. Если бы спикера можно было бы прочитать, это сэкономило бы всем несколько дней жизни. Точнее, даже так: есть те, которые похожи на рекламу без перемотки, а есть те, где говорят о том, что нельзя нигде прочитать.

Самое приятное – то, что люди, встречаясь лично, делятся ноу-хау и числами. Не знаю, как в других областях, а у нас в рознице все всё сразу узнают. Где-то сделали скидку по аренде в торговом центре – через месяц никто за обычную цену не возьмётся уже. Кто-то из сервисов облажался – репутация на всю жизнь. Кто-то приходит и говорит «А вот мы сделали успешный проект для того-то» — можно прямо взять и позвонить, и выяснится, что третья черепаха врёт. Естественно, это не везде так, но очень четкий тренд есть.

На основных конференциях самое интересное происходит там, где нет прессы. Иногда есть негласное правило – эти разговоры наружу не выносить. Там речь про числа. Можно подойти после выступления и попросить посмотреть показатель из финмодели.

Естественно, мы любим ходить на конференции за этим, и за идеями. Но при этом очень жалко времени. Это рождает ряд особенностей.

Общий канал


У нас принято так: есть письмо примерно на дюжину адресов — те, кому надо быть в курсе внутри компании. Когда кто-то идёт на конференцию, он не просто сидит, а протоколирует, что происходит. Через свою личную точку зрения типа: «Скучное выступление про сервисы доставки, ничего нового», или – «Они сделали удачный проект, можно поспрашивать вот у того-то детали, вот телефон и почта». Но в целом – это тезисы выступления и озвученные идеи. Письмо пишется прямо во время конференции, потом отправляется.

Вот примеры выдержек:

Сначала я попал на какого-то чувака, который рассказывал про то, что 65% людей отваливаются на оплате картой. Типа, ужас-ужас, денег нет только у 11%, у остальных — блок от фрода, херовый интерфейс, косой 3D-секьюр, пользуйтесь нашим продуктом. Это все заказы с оплатой картой, которые не были сделаны. Самое полезное в выступлении — это факт о том, что 7 лет назад за подтверждением транзакции надо было ходить к банкомату, а сейчас код приходит на телефон.

Наш общий друг *** выступает, слегка принял перед выступлением. Ликбезы…

Ещё один чувак рассказывает про оперативную реакцию. Каждый заказ на сайте порождает SMS на нокию, прикрученную скотчем в колл-центре. Запищала противно — обновили заказы. Они же по средам анализируют все звонки (среды же) по чеклисту, чтобы понять, когда КЦ расслабился…

Выступает ***, SEO. Говорит, по куче товаров до 50% запросов — уникальные. В смысле, что люди ищут редкостную фигню вроде «настольная игра монополия с фигуркой машины». Советует *** для семантики (платная), говорит, видит связанные запросы, которые не видит Яндекс. Я написал, попросил триал. Много говорили про кластеризацию запросов, но я не понял практических выводов…

Аааа: «Было слишком много заказов, и нам пришлось закрыть магазин»…

Дима, увидишь Артема — скажи, что уходя со стенда, надо забирать личные визитки и вывеску, а не только баннер. Я там постоял, продавал его платформу потом, обещал скидки 80%, раздал оставшиеся визитки.

Обсуждение


В эти письма ещё включаются фотографии самых интересных слайдов. Потом это всё прямо в переписке обсуждается на предмет что и где можно докрутить, и что на что влияет. Каждая конференция – это такой мозговой штурм по этим письмам. Все разбредаются по углам и считают. Потом назначаются десятки встреч – с потенциальными контрагентами, про которых хорошо отозвались, с другой розницей обменяться опытом дальше по конкретной теме, постажироваться друг у друга и так далее.

Ритейлописьмо пишет каждый. Это обычно огромная телега, где всё подряд: кто о чем говорил, как разные компании справляются с трудностями, какие у кого ноу-хау, что хочется внедрить у нас, а еще – про полезные знакомства, новые тренды, навеянные мысли… После первой конференции у Димы (учредителя) было аж 87 пунктов, которые он считал необходимым внедрить в Мосигре. Потом их становилось меньше и меньше.

Недавно мы их пересматривали – и поняли как за 6 лет поменялось мировоззрение. На первых конференциях серьёзных парней мы искренне удивлялись тому, что управляющий каждого магазина знает экономику своего магазина (сейчас у нас так), что развитие концентрируется на регионах присутствия — то есть в новые регионы лезут только при острой необходимости (сейчас у нас тоже так, но путь был тернист), что существует политика, какого типа магазин должен быть первым в регионе – например, не начинать с островка в торговом центре (сейчас у нас тоже так). Что нужно заключать долгосрочные договора с ТЦ — это выгодно всем. Что оплата бывает фикс + процент с оборота (тогда мы не знали, а теперь это постоянная практика). Есть куча параметров, котрые неплохо бы измерять (выручка на сотрудника, на метр, и т.д.) — все они нужны.

Сегодня, конечно, мы возвращаемся с другими записями. В меру своего понимания – это работа над LTV, управление командой, повышение эффективности IT, и, опять же, новые контакты для совместных проектов, совместные точки роста.

Выбор конференции


Первоначально критерий выбора был простой – куда нас зовут выступать, там мы и слушаем. Билеты на нормальную конференцию стоят 15-35 тысяч рублей (за день-два), поэтому всё воспринималось как непрофильные расходы. А спикера пускают за так, и ещё кормят.

Выяснилось, что конференции бывают двух типов – «лишь бы собрать» и «для пользы дела». Объясню разницу – когда Борис Черток в «Ракеты и люди» рассказывал про конференцию советских ракетчиков, это был второй полезный тип:

Для меня эта конференция поначалу представлялась неизбежной потерей времени, отрывающей от работы и писания этих мемуаров. Но по мере разработки программы стало очевидным, что она будет необычной.
В программу двух пленарных заседаний и секции «История ракетно-космической техники» были заявлены доклады, содержание которых показалось бы совершено немыслимым еще два-три года назад. Сенсационность докладов, в частности, представленных на исторической секции, состояла в том, что содержание некоторых из них до последних лет имело гриф «совершенно секретно», и любой из них, конечно же, не мог быть доложен аудитории, в которой присутствовали американские ученые и корреспонденты зарубежной прессы…
Однако не только за рубежом, но даже среди наших, допущенных к совершенно секретным работам ракетных специалистов очень узкий круг знает о том, что у знаменитой «семерки» был сильный конкурент по доставке ядерного заряда — составная крылатая межконтинентальная ракета «Буря». Летные испытания «Бури» начались раньше, чем полетела Р-7, но были прекращены в 1959 году.
Почти никто из наших ракетно-космических специалистов не знает и того, что у современного, всем известного крылатого корабля «Буран» был совершенно секретный, тоже крылатый тезка. Он, не успев сделать и одного полета, был остановлен в производстве после первого успешного полета баллистической «семерки».
Назначение космических аппаратов знаменитой серии «Космос» до самого последнего времени оставалось для широкой общественности далеко не ясным. То есть в принципе каждый, кто интересовался космической техникой, понимал, что существуют средства всяческой космической разведки. Мы клеймили американцев, объявляя, что они («ах, какие нехорошие!») запустили очередной «спутник-шпион» для наблюдения за территорией Советского Союза, стран Варшавского договора, наблюдения за «горячими» точками.
О своих спутниках аналогичного назначения мы молчали. Ну не так, чтобы совсем: начиная с 1962 года регулярно появлялись сообщения ТАСС, что запущен ИСЗ «Космос №…». Так, например, если взять на выбор 1986 год, по официальным сообщениям, запущены спутники серии «Космос» с № 1715 по № 1810! 95 спутников, которые, согласно сообщениям ТАСС, за некоторыми исключениями, предназначены «для продолжения исследования космического пространства». А всего мы к марту 1992 года довели число таинственных «Космосов» до 2182!
В докладах на конференции со значительной части «Космосов» было снято плотное покрывало секретности. Часть «Космосов», в особенности относившиеся к первой тысяче, имели самое непосредственное отношение к деятельности нашего коллектива.

Конференции первого типа — это когда кто-то из продуктовых сервисов решает себя продать подороже и собирает людей и выступающих. Очень чётко можно отличить такие конференции «приходите слушать рекламу» и «полезно для сферы» по чёткости подбора выступающих. Смотрите на повестку и ищете знакомых. Если там много тех, кого хочется послушать, и они говорят примерно в одной канве – значит, про план подумали заранее, и всё это для смысла. Если выступающие в разнобой, и есть откровенно слабые – это задница.

Мы как-то очень много обсуждали бизнес-планы конференций с Лёхой 23derevo из JUG пару лет назад. Поскольку его конференции самоокупаемые, то есть зависят от продаж билетов и интересности, он очень много времени уделяет не только подбору выступающих, но и их подготовке. За три месяца до конференции – прослушивание доклада, советы. Если надо – тренинги по выступлениям. Если надо – перерисовка презентации в более подходящую под большой экран. И так далее. Там чувствуется работа за год – одна конференция кончилась, сразу уже есть план следующей, и понимание, кто про что будет говорить. Знакомые мне региональные конференции собираются куда позже и второпях. Что меня ещё удивляет – на тяп-ляп конференциях всегда что-то не успевают и жуткая спешка. На нормальных есть всё – от карточки проезда до программы по минутам в духе «13:07 – 13:22 — Иван Иванов из проекта такого-то, вот тезисы». Естественно, по таким куда проще ориентироваться. Ещё в конце часто расшаривают презентации или вообще дают распечатки всего, это тоже бывает жутко удобно.

Отдельные примеры хороших открытых конференций – это «Оборота» в Москве, например, «Электронная торговля» в середине октября (чертовски правильные парни, большинство московских советов оттуда), скоро будут «Секреты Сервиса» в Новосибирске, позапрошлый OBR в Екатеринбурге был просто прекрасен. «Оборот» особенно рекомендую – там много космических вещей, которые, возможно, не повторить сразу, но есть возможность и правильно пообщаться, и задать все нужные вопросы в кулуарах, и послушать про тренды. Люди там очень откровенные (настолько, что по результатам выступлений назначили пару выездных проверок как-то), подбор спикеров всегда удачный, доклады отбираются так, чтобы получался хороший эксклюзив плюс инсайдерская информация о компании докладчика. «Электронная торговля» — одна из немногих конференций, откуда мы вытаскиваем огромное количество пунктов ко внедрению в новых письмах. Хорошие делает Redis Retail Club, крутая Digitale в Петербурге, отличные «Бизнес со смыслом». Интересные вещи бывают у Retail Forum Russia.

Ну и ещё одно: иногда мы приезжаем на полчаса. Если в каждом потоке нет ничего интересного – лучше уехать сразу, чем терпеть этот ад. Потому что адекватные люди уже так сделали точно.

По поводу когда приезжать, кстати, есть ещё одно отличие хороших конференций – обычно утром все более бодрые, и никого из опоздавших не ждут. Поэтому первые доклады огонь-огонь. Не, понятно, что вечером ставится ещё один-два сильных выступающих, чтобы народ не ушёл раньше времени, но приходить надо с самого начала. Отсюда ещё критерий: если вы видите, что можно пропустить первые три доклада, скорее всего – можно пропустить и остальные десять.

Вот примерно так. Так что не сбрасывайте со счётов этот странный формат «живого видео». Он полезный. Но только если не делать как все. Критерий «не как все» — за конференцию уходит 50 визиток. И все по делу.

Комментарии (9)


  1. Ugrum
    28.09.2017 15:09

    День добрый.
    Вопрос не совсем по теме статьи. Но таки имеющий отношение к ней, а именно — кто автор таких замечательных КДПВ к вашим статьям?


    1. Milfgard Автор
      28.09.2017 15:15
      +3

      Михаил Дунаковский, я уже несколько раз отвечал. Эти персонажи родились как один из вариантов оформления Нефариуса, но в саму игру не вошли.


      1. foxnet
        29.09.2017 08:38
        -2

        Обычно авторов пишут сразу под авторским материалом. Чтобы не донимали вопросами, думаю будет правильно делать также.


  1. CaptainFlint
    28.09.2017 17:28
    +12

    Если бы спикера можно было бы прочитать, это сэкономило бы всем несколько дней жизни.

    Об этом ещё старина Лем зубоскалил:
    Докладчику отводилось четыре минуты – многовато, пожалуй, ведь было заявлено 198 докладов из 64 стран. Для экономии времени доклады надлежало изучить заранее, а оратор лишь называл цифры – номера ключевых абзацев своего реферата. Чтобы лучше усвоить эту премудрость, мы включили карманные магнитофоны и мини-компьютеры; между ними должна была завязаться потом основная дискуссия. Стенли Хейзлтон из США сразу ошеломил зал, отчеканив: 4, 6, 11, откуда следует 22; 5, 9, ergo 22; 3, 7, 2, 11, из чего опять же получается 22!!! Кто-то, привстав, выкрикнул, что все-таки 5 и, может быть, 6, 18, 4. Хейзлтон с лёту опроверг возражение, разъяснив, что так или этак – кругом 22. Заглянув в номерной указатель, я обнаружил, что 22 означает окончательную катастрофу.


    1. doga
      28.09.2017 20:31

      из чего возникает мой наивный вопрос: раньше с оперативной печатью были очевидные технологические проблемы, но нынче что заставляет так страдать из-за отсутствия «перемотки»?


  1. Oxoron
    28.09.2017 20:14

    куда нас зовут выступать, там мы и слушаем

    Значит, звали. Значит, было что рассказать, и подготовка была. Как готовились?


    1. Milfgard Автор
      28.09.2017 20:32
      +2

      О, я в университете ещё семинары читал.


  1. LoadRunner
    29.09.2017 13:14
    -2

    делятся ноу-хау и числами
    Прочитал как «чипсами» и захотел на конференцию.


  1. Ruddymetor
    03.10.2017 09:10

    С внедрением все большего интерактива станет намного лучше