Пару месяцев назад мы прикупили в Мосигру три киоска прессы. Точнее, как — получили в долговременную аренду. Вообще-то мы хотели залезть в рынок и поиграть, но на деле — похоже, это просто история одной из прекрасных возможностей, которые нам нерационально делать, и в которой мы закопаем миллион рублей и успокоимся.

Что меня куда больше удивляет — мы узнали, сколько людей покупают газеты. Это просто чума! Двадцать первый век на дворе, космические корабли бороздят просторы Вселенной, Фейсбук по 15 лайкам знает, что мне понравится, а что нет — а люди покупают и читают бумажные газеты. С завидным постоянством.

И — там дичайшая нерациональность использования бумаги. Каждый цикл у нас увозят килограмм 10 старых газет на переработку, и привозят килограмм 30 новых. Сейчас расскажу, что и как.

Экосистема


История началась с того, что в этих киосках запретили продавать сигареты. Не в смысле, в ларьках «Пресса», а в смысле — вообще в павильонах до 50 квадратных метров. Это антитабачная кампания Минздрава. Коммерсант утверждает, что табак — это 15% оборота таких киосков. Мы помониторили изменения через знакомого владельца небольшой группы ларьков — на деле оказалось, что табак составлял 30-40% по выручке без допродаж, но по прибыли реально 15-20% примерно, плюс те, кто приходил за сигаретами, ещё покупали газету или что-нибудь ещё.

Выручка одного киоска в среднем составляет 100-200 тысяч рублей в месяц по данным Ассоциации распространителей печатной продукции (данные на лето 2017). Рынок — 2 миллиарда рублей на 2016-й год. Практика: бывают плохие киоски с выручкой до сотни, и хорошие на 300+. У нас только один делает 300, ещё один полный шлак, а один болтается около 100-120.

Зарплата продавца, судя по вакансиям на сайтах по работе — 17-25 тысяч рублей. Аренда от 9 тысяч рублей, но мы взяли за 35 тысяч рублей (устанавливается конкурсом, мы выиграли три киоска именно с такими параметрами финмодели).

Киоски принадлежат городу, вы получаете их в аренду, но не можете ничего делать — никаких модификаций, никакой наружной рекламы, никакого внешнего брендирования. Сверху — надпись «Пресса», всё остальное — строго за стекло. Стены киоска иногда используются как щиты для социальной рекламы или информационных сообщений города.

Финмодель


  • Аренда: 35 тысяч рублей в месяц
  • Зарплата продавца: 1500 рублей в смену + налоги (коэффициент 1,49). В смене один человек, всего их надо два на точку (чтобы работать по графику «два через два»), режим работы у двух наших киосков в центре с 8 утра до 8 вечера (в спальном районе нужно открываться с 6:30 или 7:00 до того, как люди сядут в метро).
  • Наценка на прессу 30%, по условиям необходимо иметь не менее 60% выкладки именно печатной продукции. Наценка от 30 до 100% на другие товары, например, воду.
  • Капитальных затрат почти нет: всё даёт город «под ключ» в идеальной отделке. Внутри киоска стоит кондиционер, внутренний холодильник для напитков, сделан подвод электричества. Ларек реально очень крутой — космический корабль в миниатюре. Счёт за электричество и прочие регулярные платежи около 3 тысяч рублей в месяц. Охрана не нужна — грабить ларёк ради максимум 15 тысяч рублей выручки как-то глупо, а грабить его ради товара глупо вдвойне — ведь его надо будет где-то потом продать, причём за сутки-двое, пока газеты не устареют.

Главный вопрос — что происходит с прессой, которая не продалась. Здесь вообще феерия. Значит, есть единый дистрибьютор всей бумаги, берущий её у издателей. Точнее — их несколько крупных, но мы работаем с одним. Он даёт товар под реализацию — почти каждое утро привозит газеты, увозит старые такие же. Сколько продали — наша выручка. Можно в некоторой степени влиять на поставки, но парни работают с хорошей математикой, поэтому автозаказ очень удобен. В ситуации, когда тебя грузят под реал, да ещё по приоритету перезапаса на полке под пики, оптимизация заказа даст ооочень мало. Единственный момент — там есть небольшая часть невозвратного товара, который надо смотреть вручную. И ещё есть товар с допустимой долей возврата (например, 20%) — по нему тоже надо следить, чтобы не втюхали лишка.

По многим изданиям у дистрибьютора обязательства очень простые — чтобы были в витрине в определённом месте или на определённом приоритете. Есть — не важно, продалось или нет, возим туда-сюда. Куда они девают чёртову прорву бумаги каждый раз и как жмут цену у издателя, я даже не представляю. Но увидев это, уже люблю планшеты за экологичность — даже если сжечь небольшой лес для производства алюминиевого корпуса, всё равно потери будут меньше.

Зачем это нужно издателям — отдельный вопрос. Меня на определённые мысли навела история, которую рассказывал редактор «Максима» про то, как люди заходят на сайт. Логика примерно такая — если не увидел в продаже в метро, то на сайт не пойдёт. То есть размещение — это, скорее, рекламные затраты, нежели оборотная часть бизнеса.

Форматы киосков сейчас — театральная касса, цветы, мороженое, пресса. Мы ставили именно на прессу — там менялся принцип их распределения, и многие игроки улетали с рынка.

Наша светлая идея


Первая идея была простая: если большая часть выкладки — это печатная продукция, то, постойте, можно построить монобрендовую сеть чисто настолок. Потому что они тоже печатная продукция. Но нет, нифига подобного — этот баг кто-то вовремя прикрыл уточнениями про периодику.

Вторая мысль — наверное, можно продавать настольные игры, и этим компенсировать недостаток курева. Если получается — каждый такой киоск приносит 20-30 тысяч рублей прибыли в месяц, плюс при где-то сотне киосков получается отличная сеть самовывозов.

Третья мысль — просто проверить финмодель и оценить, чем можно заместить курево. Мы тут, скорее, играли, благо масштабы сумм небольшие. Было чертовски интересно, и существовал где-то пятипроцентный шанс, что это серьёзная жила.



Киоски


Самый новый киоск на Белорусской, в 400 метрах от метро, в жилом районе. Его мы решили набить стандартной прессой, плюс заполнить его тем, что в известном анекдоте называется «широкий ассортимент различных товаров». Дешёвые яркие штуки, которые зачем-то нужны людям. Пример — те же спиннеры, ручки, наклейки. В нормальных магазинах мы ими не торгуем (либо торгуем товаром такого же типа, но классом выше, и мало) — а тут нужно было поставить опыт. Практика показывала, что кто-то на этом выживает.

Первый киоск — Парк Победы у метро. Он открыт в середине лета, мы обкатали несколько вариантов набивки товаром. Там основные покупатели — это туристы. При этом, чёрт побери, 50% покупателей — это китайцы. Китайцам очень нужна туалетная бумага, салфетки, платки, спички, мелкие матрёшки. Они во многом определили ассортимент — всё то, что за минимумом прессы, стало их товаром. Кстати, определить долю периодики в выкладке сложно, методологии нет — но, видимо, по Москве ходят тайные покупатели, потому что именно на этом киоске мы получили предписание перестать нарушать безобразия. Поэтому методология такая: получил предписание — значит, было меньше, чем надо. Уменьшили долю туалетной бумаги.


Первый час работы, ещё не вся пресса приехала.

Третий киоск на Цветном — прямо центр города, бизнес-окружение. В нём концентрируется деловая пресса, мы пока подстраиваемся под публику. Я как сейчас помню, что когда хотел купить последний раз бумажный журнал РБК, где про нас писали, несколько охренел от розничной цены в контрасте с ценой закачки PDF.



Прежде чем выходить на конкурс, наш специалист Артём сам поработал в киоске у знакомого. Именно он и взял руководство этим проектом. Там он разобрался в экономике, получил ощущение, что может работать. Мимо первого тендера с треском пролетели, потому что указали слишком низкие ставки. Второй раз получилось. Парк Победы — открытие в начале июля, Цветной — в середине июля, Белорусская — вот несколько недель как, почти сейчас.

Как продавались настольные игры и прочее


Очевидно, эти киоски до конца эксперимента никак нельзя было рекламировать и вообще упоминать про них. Причина простая — если мы перераспределим свои потоки на киоск, это будет просто отъём клиента у других магазинов, а не заработок киоска. Задача — чтобы киоск вышел на операционную окупаемость сам (а по финмодели нет капитальных затрат, то есть особых вложений кроме товара нет). Если выйдет — уже будет разговор.

Поначалу нас приятно удивило количество покупаемой прессы. Каждую среду начинался шквал: выходила телепрограмма. Продажи вырастают в два раза. По будням народ покупал всякие вестники садовода, ЗОЖ, выпуски кроссвордов — в общем, реально всё то, что нам грузил дистрибьютор. Да, половина изданий в статусе «чтобы лежала», в основном, журналы. Но остальное разбирали с дикой скоростью. Иногда в 7 утра были маленькие очереди из пенсионеров. Да, кстати, моложе 40 лет (на глаз) — только газеты с объявлениями, остальное — удел старшего поколения.

Летом очень хорошо пошли продажи воды и холодных напитков. Цель — получать 15 тысяч выручки в день с киоска при смешных средних чеках. Её почти удалось достичь, то есть операция шла по балансу около нуля. Как только чуть похолодало и солнышко зашло — продажи воды срезались, и мы снова оказались в минусах. Опытные парни говорят, что пик продаж — это как раз зима, но мы не очень верим — похоже, он был связан аккурат с куревом.

Попробовали настолки категории А (самые продаваемые, то есть хиты) — больше 30 штук в витрину никак не лезло. Народ смотрел, вяло покупал (наш рекорд — 23 тысяч за день), но не горел активностью. То есть игры-то они узнают, но вот показать и поиграть не получается (это наш конёк), плюс нет привычки покупать что-то большое в этих киосках.

Киоски в других странах


Теперь покажу как это устроено в других странах мира. Вот Китай, страна развитого коммунизма. У них это «канцтовары и пресса», по сути:



Барселона, туристический вынос:



Шотландия, пресса для моряков на острове:



Берлин, очень красиво — но у них традиция бумаги ещё долго останется:



В Петербурге одни из самых крутых киосков в мире — Первая полоса — прямо на станциях метро.

Ещё киоски иногда используются как пункты где всегда есть аптечки — я видел такое в Китае и Австралии, но не знаю, локальный это опыт или системное явление.

Резюме в Москве


Итог — скорее всего, смотрим до первого снега. Если не выходим на стабильную операционную окупаемость, закрываем проект с фиксацией потерь. Есть сценарий преждевременного завершения договора долгосрочной аренды по нашей инициативе без нарушений с уплатой компенсации. Дорого, но несколько лет постоянных убытков дороже. Ещё одна теория под проверку — что будет, если в ларьки встанут продавцы Мосигры, обученные под настолки (сейчас обычный продавец не может ответить на вопросы по играм и не открывает их). Если это существенно поменяет выручки — то тоже можно будет продолжать играть.

Ещё из особенностей заметили, что больше ларёк — пропорционально больше продаж. Есть киоски, которые вообще почти не работают, например, один такой удивительный стоит на Пролетарской. Он, вроде, на выходе из метро, но так странно поставлен между двумя тропинками, что к нему никто не подходит. Три метра в сторону — и он в дамках. Кто и как это планировал — загадка.

Самое весёлое, конечно, это то, как пенсионеры, почти готовые купить настолку, сердито возвращали её назад в окошко киоска и ворчали:
— В Мосигре дешевле!
Цены, конечно, были те же самые. Но конкурировать с собой мы не решались.

Комментарии (118)


  1. Harr
    04.10.2017 16:20
    +4

    Прочитал, улыбнулся) Благодарю за позитив! Обязательно напишите, какой будет результат.


  1. Apokalepsis
    04.10.2017 16:22
    +2

    Статья реально интересная. Но как она соотносится с хабром — не понятно.


    1. Milfgard Автор
      04.10.2017 16:41
      +23

      На Хабре есть бизнес-хабы. Их четыре года не было, теперь снова есть. Пост в них.


  1. Nerlin
    04.10.2017 16:41
    +1

    Прочитал и вспомнил времена, когда в киосках продавали всякие бустеры Magic the Gathering и фишки и вспомнил как в детстве расстроился, когда однажды пришел в такой киоск и не увидел любимой продукции. Давно уже отошел от этого, но проходя мимо и увидев бы это сейчас, я бы лично не удержался и купил. Конечно, для настольных игр, наверное, более актуально иметь магазин-игровой клуб, в котором можно не только купить эту игру, но и показать как в нее играть, но и этот эксперимент интересен. Жду еще одну статью, в которой напишите, что в итоге получилось.


  1. vconst
    04.10.2017 16:41
    +5

    Ну вот то, о чем я пытался сказать в предыдущей публикации: «Да, кстати, моложе 40 лет (на глаз) — только газеты с объявлениями, остальное — удел старшего поколения». Вот она — смерть бумаги. И все будет расти не линейно, через 5 лет газеты будет покупать не моложе 50, через 10 — не моложе 70.

    Я почти двадцать лет работаю в полиграфии и с большой тревогой наблюдаю за этими процессом, мне с передовой — все видно слишком хорошо и очень печально. Лет 10 назад я чувствовал себя примерно как сейчас программист с опытом больше 5 лет, если что не нравилось — я мог за неделю найти работу на аналогичные условия, за две — на лучшие условия. Сейчас даже в Москве — все существенно хуже, отрасль умирает на глазах.


    1. Milfgard Автор
      04.10.2017 16:46
      +2

      Многие "бумажные" спецы перешли к нам в издательство настольных игр. Так что есть боковые ответвления, но в целом — да, пару лет назад рынок был полон людьми, ищущими работу. Кстати, если есть специалист именно по бумажной вёрстке — мы как раз ищем для одного экспериментального проекта.


      1. vconst
        04.10.2017 17:15

        В личку.


      1. vconst
        04.10.2017 17:25
        +2

        Кстати про «пару лет назад». Тогда прессу очень круто подкосил запрет на рекламу табака, множество изданий пошло с молотка или вообще в лету…


    1. Carburn
      04.10.2017 17:13

      В будущем искусственный интеллект будет программы за программистов писать.


      1. vconst
        04.10.2017 17:20

        Это не ближайшее будущее, а бумага заканчивается прямо сейчас.

        Эра Мрака не заканчивается гибелью нашего мира. — Она ею начинается.


    1. SilverHorse
      04.10.2017 22:29

      Оно уже растет нелинейно. Очень и очень нелинейно. Если сейчас введут ЕГАИС для табака и еще больше закрутят гайки — это будет финиш, потому что табак по эффективности привлечения покупателей не заменяется ничем. Просто ничем. И это при том, что наценка на табак ничтожная в силу существования табачной МРЦ.

      Передаю привет от техподдержки одного розничного регионального пресс-ритейлера. Читаю эту статью и разрываюсь между нервным смехом и желанием прошибить головой стол…


      1. vconst
        04.10.2017 23:38

        Вы веткой не ошиблись?


      1. x67
        05.10.2017 11:12
        +4

        А нужно ли это миру, если без табака не заходит?
        Такие стенания напоминают мне о попытках (и весьма удачных) АКИТ вытеснить более эффективную форму дистрибуции только потому что они не могут конкурировать с ней.


      1. balexa
        05.10.2017 13:43
        +5

        Ну и хрен с ними, может? Если пресс-киоск живет только за счет продажи табака, может стоит переименоваться в табачную лавку, да и все?
        С нормальными магазинами ничего не случится, я помню как несколько лет назад курильщики кричали про смерть общепита, дескать никто не пойдет в рестораны, если там нельзя будет курить.
        После введения закона, не умер общепит, ничего с барами-пабами-кафе не случилось. Тут то же самое.


  1. Carburn
    04.10.2017 17:19

    В тендере же побеждает тот, у кого минимальная цена.


    1. InstaHeat
      04.10.2017 17:29
      +1

      Согласно 44ФЗ и 223ФЗ победитель определяется не автоматически по низкой цене, а выбирается заказчиком, в том числе основываясь на соотношении цены и того, что он получает за эти деньги (и какого качества). Да и вообще все несколько сложнее, и это без учета коррупционной или договорной составляющей


    1. Aracon
      04.10.2017 21:51
      +2

      Если речь шла об аренде киосков у города, то, видимо, побежал предложивший самую высокую арендную плату.


  1. alcanoid
    04.10.2017 17:29
    +6

    Но нет, нифига подобного — этот баг кто-то вовремя прикрыл уточнениями про периодику.
    Так выпустите периодические игры. :)


    1. Milfgard Автор
      04.10.2017 17:32
      +6

      Нам их придётся как СМИ регистрировать.


      1. alcanoid
        04.10.2017 17:38
        +8

        Так не каждую же по отдельности. Зарегистрируйте себе какой-нибудь «Вестник Мосигры» и публикуйте еженедельно по игре. Собственно, весь этот «Вестник» можно печатать на А4 и вкладывать в единый полиэтиленовый пакет с уже готовой игрой. Непроданное можно впоследствии перепаковать в свежие выпуски для большей актуальности.


      1. InstaHeat
        04.10.2017 17:42
        +8

        Насколько я помню, настольные игры не классифицируются по ГОСТ 7.60. Вы вправе самостоятельно себя классифицировать. К тому же некоторые периодические издания, например календари, не требуют регистрации как СМИ (у СМИ вообще кроме периодичности еще 2 основных признака).
        Другой вопрос — как игру сделать периодической. Единственный вариант, который вижу — season pass, как это делают современные компьютерные игры.


        1. Milfgard Автор
          04.10.2017 17:44
          +7

          Это настолько странно, что может взлететь. Спасибо, будем думать.


          1. InstaHeat
            04.10.2017 17:47
            +1

            Приглашайте, буду рад подумать вместе с вами. Я уже засылал вам одну игру и думал расширять ее именно таким путем, но а) она не сильно оригинальна б) кажется, я эту идею вообще не описал в сопроводительном письме


          1. ClearAirTurbulence
            04.10.2017 20:51
            +2

            Ну да, есть же как бы периодические издания, где к мини-журнальчику-буклетику приложены модели для сборки или какие-нибудь минералы. Сделайте так же, но с игрой.


          1. radist2s
            04.10.2017 23:49
            +4

            Есть же еще один крутой хак: если тираж периодики до 1000, то можно не регаться как СМИ вообще.


          1. osipov_dv
            05.10.2017 09:03
            +3

            Такое было в СССР, иногда в Веселых Картинках или Мурзилке шла пара страниц с игрой, фишками и кубиками. Это был один из самых приятных номеров, так как это было еще и сюрпризом.


            1. Wedmer
              05.10.2017 16:16

              Более того, какие то и них были с продолжениями.


          1. amarao
            05.10.2017 15:14
            +1

            Возможно, кто-то даже подпишется. Иметь хорошую новую интересную игру раз в месяц (раз в два месяца) с дисконтом — why not?

            Хотя вы побъёте все рекорды по толщине «страниц», это точно.


        1. DaneSoul
          04.10.2017 21:25
          +1

          В коллекционных карточных играх регулярно выходят новые версии, то есть по сути именно та периодичность, причем с каждым сезоном не просто пополняется набор, но и корректируются правила, стратегии, и т.п. геймплей.


        1. Ndochp
          05.10.2017 12:53

          А коллекционки же всякие, типа «исторические машины, каждый месяц новая, собери их всех» судя по заголовку наверное периодика.
          Не обязательно же игру периодикой делать. Можно сделать периодикой упаковку ;)


      1. playaaa
        05.10.2017 10:11

        Мозговой штурм от обывателя: сделайте игры приложениями своего «ежемесячника», чем в свое время занимались все детские журналы-комиксы. Вы что «Далласский клуб покупателей» не смотрели? :)


  1. Lexx918
    04.10.2017 17:53
    +2

    Смена 12 часов. Туалета в этом космическом корабле, я так понимаю, нет?


    1. Milfgard Автор
      04.10.2017 18:02
      +7

      Предполагается, что у скафандра космонавта замкнутый цикл, да.


      1. vconst
        04.10.2017 18:19
        +4

        Так вот для чего там в окошке таблички «буду через 15 минут». Скафандр перезаправляют!


  1. Gryphon88
    04.10.2017 17:56
    +10

    сердито возвращали её назад в окошко киоска и ворчали:
    — В Мосигре дешевле!

    В магазинах Мосигры очень вежливые и приветливые продавцы. Может, у вас отличная кадровая политика, но, может, они от такого позитива устают. Тогда можно попробовать устраивать среди желающих розыгрыш смены в киоске с разрешением хамить
    Ну и иди в Мосигру, не задерживай очередь!


    1. bukhovchanin
      06.10.2017 00:53
      -1

      В магазинах Мосигры очень вежливые и приветливые продавцы.

      Ну не знаю. Единственный раз (3 года назад) делал покупку в Мосигре (забирал заказ). Казалось бы, что может быть проще, чем отдать товар и взять деньги, но нет, продавцы начали отпускали едкие комментарии по поводу покупаемого товара. С тех пор желание покупать там что-либо еще пропало.


      1. Milfgard Автор
        06.10.2017 00:55
        +2

        Жаль, что вы потратили свой первый комментарий за 7 лет на это. Думаю, уже поздно что-то поднимать в истории 3-летней давности, но отмечу, что так это работать точно не должно. Если вдруг что — достаточно написать мне или старшему по региону (телефон на чеке) — будет проверка факта, если всё так, то продавец отправится на переаттестацию.


      1. Gryphon88
        06.10.2017 01:02
        +1

        Это вам не повезло, я закупаюсь регулярно как раз года 3 как, в разных магазинах, везде бодро, позитивно, ребята стараются помочь с выбором. Ну, иногда шумновато и гиперактивно, но это в основном из-за возраста. Единственный раз, когда продавцы были молчаливы, безынициативны и «общим выражением лица» показывали, что они вот совсем не настроены на пообщать — когда я приперся 29го декабря, там очередь стояла в 3 круга по всему маленькому залу; кассиры работали как прмышленные роботы, а сотрудники зала на выдохе поправляли-поднимали ассортимент. А ещё это один из двух магазинов, где меня приветствовали криком «Ёхан Палыч форэва!», тоже ценно :)


      1. Am0ralist
        06.10.2017 11:53
        +1

        Черт, мне даже помогли поменять бракованные фишки для настолки, которую я купил года полтора до этого!
        Несколько раз покупал у них настолки — всегда либо вежливо не навязываются, когда мне не хочется говорить, либо весело обсуждаем ту или иную игру.


  1. roboter
    04.10.2017 19:56

    Здесь вообще феерия.

    к сожалению с продуктами так-же, можно всех голодающих накормить при желании.


    1. tyomitch
      05.10.2017 01:22
      +3

      В загнивающей Европе так и делают.


  1. yamilov
    04.10.2017 21:11
    +2

    Идея с ларьками, конечно, странная. Когда у вас есть целая сеть магазинов.
    Вангую, тема киосков возле бизнес центров не прокатит для ваших игрушек. Тут люди на работе не кубики кидают, а Хабр и Гиктайм читают.
    Попробуйте киоски на Казанском/Курском/Белорусском/Ленинградском вокзалах.
    Спасибо за статью. Как всегда отл!


    1. yamilov
      04.10.2017 22:04
      +1

      … или роль того же самого дистрибьютора. Тогда будет больше ларьков. Которых ещё и не требуется содержать. Тогда нужно только продавать игры. А это — ваш конёк :)


    1. debose
      06.10.2017 14:35

      У вокзалов кстати реально уместно было бы.


  1. SADKO
    04.10.2017 21:42
    +1

    Как то не рационально используется площадь витрины…
    … нельзя-ли впендюрить сверху пару дисплеев, прямо на полку и крутить по ним не скучные промо?


    1. Milfgard Автор
      04.10.2017 22:33

      Можно. Только дисплеи дороже аренды киоска. Очень долго окупаться.


      1. ABATAPA
        05.10.2017 10:12

        Да бросьте. Их же не нужно сертифицировать. Дешёвый телевизор с USB и плеером, флешка — и вот ролики уже крутятся. Другой вариант — монитор + дешёвый Android-плеер. А если туда ещё анонсы первых полос газет, то это «поправит» недостатки выкладки. Но тут уже, думаю, вопросы с правообладателями решать придётся.


        1. Milfgard Автор
          05.10.2017 10:12

          Это мы уже проходили, и поняли, что они требуют поддержки и подготовки контента больше, чем стоят нормальные решения.


          1. ABATAPA
            05.10.2017 10:19

            Да, подготовка контента, действительно, требует сил и затрат. Если ларьков много — это окупится, если нет… Странно, что дистрибьюторы сами этим не занялись.


          1. SinsI
            06.10.2017 18:26
            +1

            Сами же пишете, что не можете показать игровой процесс. Так снимите минут по 5 каждой игры, и крутите постоянно — всё лучше, чем ничего!
            Голые коробки уж точно имеют меньше шансов заинтересовать покупателей…


            1. Milfgard Автор
              06.10.2017 18:26

              Мы в магазинах сейчам пробуем.


              1. SinsI
                08.10.2017 16:15

                В магазинах будет не так эффективно, потому что внутри в основном — целенаправленно пришедшие покупатели, а не случайные проходящие мимо люди.
                А вот в киосках, особенно если рядом с ними есть остановка общественного транспорта — самое то: окружающие от нечего делать будут смотреть на этот экран, и есть неплохие шансы, что их заинтересует какая-нибудь из игр.


  1. susa
    04.10.2017 22:30
    +1

    Спасибо за интересный кейс, но не было, вроде, ничего сказано о перспективах использования данных точек для самовывоза.


    1. Milfgard Автор
      04.10.2017 22:31
      +1

      Если выйдут на окупаемость — будем. Если нет — не будет.


  1. dTex
    04.10.2017 22:30

    листовки раздавать, скидочные купоны. купил газету — получи скидку 10% если купишь игру в основном магазине в течении недели, 5% если в течении месяца. либо просто приглашения на сайт и скидкой в случае регистрации. можно наверно неликвиды там распродавать, можно придумать какую игру с этими киосками — пароли, задания, головоломки.


    1. Milfgard Автор
      04.10.2017 22:31

      Можно. Но цель так: сделать этот бизнес-юнит окупаемым по себе. Потом докручивать остальное.


      1. dTex
        05.10.2017 11:03

        а на сколько такая оптимизация отдельно киосков правильная? не лучше ли посмотреть какие у вас есть "лишние", недогруженные ресурсы в основном бизнесе и сопоставить их с возможностями, которые открылись благодаря киоскам. Тем более вы уже так делаете, пытаясь продавать через киоски игры. Если отдельно ларьки смотреть, то надо чётко разложить что там можно и чего нельзя, вот вам выписали предписание и вроде непонятно за что, надо это копать. Возможно получится что-то вместе с поставщиками периодики придумать, им тоже по идее не должно нравиться товар назад забирать. Может есть какие другие проблемы, которые можно решить вместе, классическое — вдруг распродали какую-то газету и не дозаказали, поставщик может и готов её довезти, но информация не идёт от ларька. Теоретически такие проблемы должны существовать и их решение должно иметь существенный, по меркам ларька, эффект.


        1. Milfgard Автор
          05.10.2017 11:15
          +2

          Смысл в том, чтобы делать проекты независимыми в минимуме — чтобы отключение одного не роняло другой микросервис. Но при этом когда проект сам по себе хотя бы в нуле, да, можно делать вертикальную интеграцию. Главное, чтобы он не был паразитом. Мы для себя поставили простой критерий — операционная окупаемость киосков.


          1. dTex
            05.10.2017 13:45
            +1

            вы хотите, чтобы ларьки были прибыльны, при чем так как-будто они отдельная от вас организация
            Впринципе, это логично, но можно посмотреть и по-другому, что эти киоски, как отдельная организация, могут сделать для основной организации, за плату естественно? Та же раздача рекламных материалов вместе с газетой, эдакий директ-мейл, но без почтовых ящиков. Эти же услуги они могут предоставлять не только Мосигре. Сколько сейчас плата за переход на сайт с рекламы гугла или яндекса, можно также платить киоскам за тех, кто зайдет на сайт и введет номер скидочного купона, полученный в соответствующем киоске с газетой. Игры вы киоску продаете по оптовой цене аналогичной как для других своих оптовых клиентов? А не было ли так, что киоск был вынужден отказаться от более выгодного товара в пользу товара от головной организации? Может без игр киоски могут гораздо быстрее выйти на "операционную прибыль"?


            1. Milfgard Автор
              05.10.2017 13:54
              +1

              Да, киоски могут продавать нашей рознице рекламу, это может стать частью модели. Но для этого нужно эту рекламу продать кому-то ещё, плюс её цена должна быть конкурентной — нашей рознице должно быть интересно эту рекламу заказывать. Пойду посчитаю.


  1. point212
    04.10.2017 23:14
    +1

    Не знаю как в Москве. В провинции удел этих киосков — как раз мелкие товары разной необходимости: вода, батарейки, канцтовары и прочие мелочи. Пресса там тоже есть. И ее тоже покупают только лишь люди 40+.
    Дело в том, что лично для меня настольная игра — это довольно крупная покупка по случаю. Тысячи-две-три за игру, это серьезный повод задуматься. Нужно почитать про эту игру в интернете, поспрашивать знакомых, друзей.
    Потратить эту тыщу-две-три мимоходом… ну я не знаю кем надо быть. У нас такие люди по улицам не ходят, в ларьки не заглядывают.


    1. Milfgard Автор
      04.10.2017 23:25
      +1

      Мы ставили игры подешевле и попроще, 400-1200 рублей. Но всё так, да. И это Москва, тут порог спонтанной покупки около 1000 рублей.


    1. webkumo
      05.10.2017 17:27
      +1

      батарейки

      Во! Самый ад! Вечная проблема — где найти очередной формат "таблеток" для очередной игрушки! Если АА и ААА буквально везде, то что-то отличное от cr2032 практически не найти!


      PS Milfgard и места занимает чуть-чуть :)


      1. Milfgard Автор
        05.10.2017 23:08
        +1

        У них есть срок годности, и они не очень оборачиваемые за исключением пары артикулов. Очень неприкольно с ними работать. Ещё ночью киоск остывает до температур будущей зимы, что на них хорошо точно не скажется. Обычные АА и ААА — да и уже, остальные — под большим вопросом. Спрашивают их раз в неделю.


        1. Ugrum
          06.10.2017 11:18
          +1

          CR2025/2032, 23A/27A (брелки автосигнализаций), LR44, PR41/44/70/48. Вполне впишутся в формат киосков.


        1. webkumo
          06.10.2017 14:24

          Не спрашивают… потому что бесполезно!..
          Я реально задолбался те же AG13 искать… а ещё мне нужны вроде LR43 по крайней мере LR44 — слишком толстые) + ещё пара вариантов номенклатуры где-то требовалась...


          1. Ugrum
            06.10.2017 16:10
            +1

            Это отдельная эпичная тема.
            Регулярно вижу в нашем инет-магазине (Ростов) заказы вида:
            «Батарейка экзотическая 1 шт. -150р.
            Доставка ПР в условный Ханты-Мансийск 250-300р.»
            Ну и вариации на тему.


            1. Solann
              08.10.2017 14:31

              У нас в Питере в магазине не раз бывали заказы на Парнас/Девяткино (конечные станции метро с хреновой инфраструктурой) типа 2032 за 30р + доставка 300р


  1. ru_vlad
    05.10.2017 00:36
    +1

    В нашем городе все киоски прессы уже второй год закрыты, так что приезжайте поле не паханно.


    1. Milfgard Автор
      05.10.2017 00:43
      +1

      В Териберке "Полярную правду" 4 дня назад купил. Правда, в продуктовом. И в библиотеке был на новой стороне, хорошая, большая.


      1. ru_vlad
        05.10.2017 01:14

        В продуктовых и на почте у нас пресса тоже осталось, а вот киоски МАРПИ все закрыты.
        Апатиты и Кировск.
        Кстати действительно поработайте с библиотеками, их сеть еще существует и лишние деньги им не повредят.


        1. vconst
          05.10.2017 08:16

          В библиотеках ещё можно сами игры проводить с аниматорами и без. Вообще — там же площади большие и не все освоены, в некоторых центральных всякие тематические вечера проводят и тп, почему бы не использовать их в качестве антикафе?


          1. balexa
            05.10.2017 13:52

            Потому что в центральных библиотеках, как вы заметили, есть всякие тематические вечера и встречи, и там и правда достаточно часто плотный график. Ну и это немножно другой формат заведения. В библиотеках, которые «нового стиля», там уже давно вовсю играют. В классических советских (такие еще остались) вам не будут сильно рады даже если просто читать придете.


      1. ABATAPA
        05.10.2017 10:25
        +1

        Вот где у них «не взлетит». :) С нашей-то зимой и постоянно закрытой дорогой…


  1. Mordexay
    05.10.2017 00:42
    -3

    биткоины продавайте


  1. BalinTomsk
    05.10.2017 01:02
    +2

    Еще можно зарядные устройства продавать, симки, телефоны, кабеля, чехлы, доступ к wifi на час


    1. Milfgard Автор
      05.10.2017 01:09
      +6

      … Ноутбуки, ошейники для рыб, горячий хлеб, консервированный хвост кенгуру, угли для гриля, бейсбольные биты, арматуру в багете и другие странные вещи. Важно вовремя остновиться, помня, что прессы должно быть 60%.
      Именно с этим мы и проводим опыты, да. Те же зарядники нужны туристам.


      1. Jef239
        05.10.2017 05:56

        Пардон, зачем рыбам ошейник?


        1. Evengard
          05.10.2017 11:06

          П — пасхалка


        1. Ertery
          05.10.2017 11:15
          +6

          то есть арматура в багете вас не смущает?)


          1. Jef239
            05.10.2017 13:16

            Багет — планка для изготовления рам для картин. Вполне верю, что бывает армированный. Так что не смутило.


            1. Milfgard Автор
              05.10.2017 13:22
              +8

              Это батон такой длинный. В нём можно прятать арматурный прут, чтобы гулять по некоторым районам моего родного города. Лицо гопника, которому засветили по голове таким батоном — бесценно.


              1. vconst
                06.10.2017 00:29

                А при замахе прут не вылетает?


                1. Milfgard Автор
                  06.10.2017 00:52
                  +1

                  Если багет свежий — нет.


                  1. LoadRunner
                    06.10.2017 11:53
                    +1

                    Особенно, если самому выпекать, а не вставлять в готовый.


                    1. artoym
                      06.10.2017 15:06

                      На всякий случай, если вдруг кто ещё не читал, как печь.


                      1. LoadRunner
                        06.10.2017 15:19
                        +1

                        Meklon, нужна вторая часть, с модификацией :)


      1. TimsTims
        05.10.2017 15:51
        +3

        Те же зарядники нужны туристам.
        Можно вывести наружу зарядные usb-станции, и организовывать таким образом attraction-point, когда вокруг вашего неприметного ларька всегда стоят люди и что-то делают.


        1. Tallefer
          06.10.2017 00:52

          Только не забыть защиту от юсб-киллеров поставить… %)


          1. vconst
            06.10.2017 06:09
            +1

            Достаточно пару дешёвых камер по углам киоска. Или даже муляжей.


  1. KiloLeo
    05.10.2017 09:42

    «Ещё одна теория под проверку — что будет, если в ларьки встанут продавцы Мосигры, обученные под настолки (сейчас обычный продавец не может ответить на вопросы по играм и не открывает их)» — с этого надо было начинать, нет?


    1. LoadRunner
      05.10.2017 10:40
      +1

      А зарплату какую им ставить? Я так понял, сейчас идёт эксперимент самоокупаемости в принципе — можно ли фарцевать настолками через киоски. А тут мосигрушным продавцам зарплата простого кассира не зайдёт. Затраты повышаются, а повысит ли это прибыль — неизвестно.


  1. bkar
    05.10.2017 10:14
    +1

    1. А может стоит сунуть под стекло один или несколько мониторов с рекламными роликами настолок? Конечно, бы было идеально положить планшет, чтобы пользователь мог сам выбирать что ему интересно. Но чёртово стекло…

    2. На самом деле вы перешли на торговлю совершенно другим товаром – в магазинах у вас игры, а в киосках ваш товар – коробки, в которых что-то там есть.

    3. Очевидно, в газетном ларьке и продавцу не удобно объяснять, и покупателю неудобно спрашивать, даже морально неудобно на минуты отвлекать продавца, когда стандарт – один покупатель не больше чем минуту задерживает следующего… А что если добавить двухстороннюю видеосвязь, где бы свободный в данную секунду продавец из магазинов Мосигры, мог бы растолковать заинтересовавшемуся прохожему чё и как?

    4. … всё даёт город «под ключ» в идеальной отделке.
    ИМХО, идеальную отделку вы показали в фотках «а как оно в других странах» — не должно быть НИЧЕГО между рукой покупателя и товаром.


    1. Milfgard Автор
      05.10.2017 10:14

      Спасибо.
      Остальные страны тёплые.


      1. bkar
        05.10.2017 10:33

        Тем более!
        Вот, скажем, по всей Прибалтике — киоски с намордником ещё поискать надо — везде покупатели во внутрь входят. Площадь киоска увеличивается на лишние полтора метра, и то не всегда, зато и покупателю во всех отношениях комфортней, и площадь выкладки раза в два больше.

        Я понимаю, это не в к Вам претензию кидать надо.
        Но вдруг лишний раз прочитает кто-то из тех, кто принимает проекты экстерьеров киосков или интерьеров учреждений. В России к этому принюхались, а многие гости из других стран однозначно воспринимают как унижение ситуации, когда для того, чтобы пообщаться, приходится свою голову в кормушку засовывать.


        1. T-362
          05.10.2017 11:58
          +1

          Немного уточню про Эстонию — еще лет 10-15 назад стандартные киоски были на каждой второй автобусной остановке, порой даже по киоску на разных сторонах дороги, но потом запреты на продажу сигарет, алкоголя и одеколонов (да да, тех самых) в комплекте с удачными действиями нынешнего монополиста (рКиоск) уничтожили 90% всех киосков (до сих пор на остановках видны ямки от них или остатки павильонов), уцелели лишь редкие редкие частники (в одном из таких киосков на остановке — пекарня! причем довольно неплохая).


          Киоски никаким боком не привязаны к прессе, частники в основном торгуют, буквально, всякой фигней, от детских игрушек (даже картриджи для денди видел) до колготок и дореволюционных запасов косметики, ркиоск — (те, в которые можно входить) имея небольшой запас прессы в остальном являются типичным мелким продуктовым магазином с газировкой-шоколадкой-лотереей и шарумачечной/блинарней, аки в Питере/Москве, только без столиков.


          Т.е. формат вполне выживающий, но эволюционно из киосков прессы не получится, а требует или вхождения какой-то сети на рынок и пробивания ею себе места (что маловероятно), или "божественного вмешательства" в жизнь мелкого киоскового монополиста (что еще менее вероятно).


          ЗЫ абсолютно аналогичные киоски в Эстонии — почти при каждой автозаправке, с почти идентичным ассортиментом.


          1. Milfgard Автор
            05.10.2017 12:30
            +1

            У нас такое посносили в ночь длинных ковшей же.


            1. T-362
              05.10.2017 12:40

              <сарказм>Формат не прижился, бывает.</сарказм> Может готовят почву под своего карманного монополиста. Или странная идея — а вдруг действительно что-то нарушали?


              С другой стороны будь в Таллине, как в Питере, подвальные супермаркеты в шаговой доступности — ркиоск бы тоже вымер.


              1. Am0ralist
                05.10.2017 16:18
                +1

                Или странная идея — а вдруг действительно что-то нарушали?
                Если честно, часть из них сильно нарушало эстетическое восприятие города (хотя кому-то может и нравится жить на базаре)…


  1. nikola_sa
    05.10.2017 11:16
    +1

    Есть идея, сделать, если так можно сказать, такие киоски на вокзалах и в аэропортах и продавать игры "в дорогу", то есть не сложные карточные игры для всех возрастов.


    1. Milfgard Автор
      05.10.2017 11:17

      Если вы думаете, что мы это не пробовали в 2010-м, то ошибаетесь. Сейчас наши игры стоят в некоторых магазинах "в дорогу", но даже сотня таких магазинов не приближается по уровню продаж к одному специализированному.


      1. nikola_sa
        05.10.2017 11:29

        Я думаю, что возможно это потому, что многие люди не ожидают там это увидеть. Но как туда привлечь потенциальных покупателей я пока не знаю. Понятно что реклама, но только вот как её разместить.


  1. Oraclist
    05.10.2017 11:17

    Сергей, вы умеете. Запускайте новый тренд на образ жизни, в котором газета имеет место. Как чай в 17 часов у англичан. Например, 10 минутка кофе с газетой на свежем воздухе в 10 утра.


    1. Ugrum
      05.10.2017 11:34
      +8

      При ветре 9-10 м/с, 0...5 градусов по Цельсию и бодрящем мелком дождике.
      Newspaper cup coffee challenge.


  1. WinPooh73
    05.10.2017 12:42
    +1

    Киоск на Пролетарской, кстати, уже передвинули. Теперь, выходя из метро, его не заметить нельзя, он прямо по курсу.


  1. OlgaR1
    05.10.2017 23:09

    Можно выпускать свои журналы со сканвордами и т.п. для взрослых и детей. Крупная надпись на журнале уже будет рекламой. Можно делать игры а-ля одень Машу в формате журнала. Можно сделать их периодичными и развивающими (костюмы разных эпох, например). Разные развивающие наборы делать: журналы для девочек по бисероплетению, рисованию + материалы для выполнения. Можно на коробках ваших игр сделать логотип компании, что поможет продвижению бренда.


    1. vconst
      06.10.2017 00:34
      +1

      Это уже полноценное занятие прессой, зачем это Мосигре? Проще уж купить рекламу в уже готовых изданиях. Только вот аудитория 40++ не очень интересуется играми.


      1. Am0ralist
        06.10.2017 12:01

        Только у этой аудитории уже дети, внуки, племянницы и племянники…


        1. vconst
          06.10.2017 12:12
          +1

          — Внучек, я тебе игру какую-то купила, нравится?
          — Спасибо, Ба (закидывает в ящик на самое дно).


  1. artoym
    06.10.2017 15:14
    +1

    И всё же, почему вы решили продавать игры в больших коробках? Я понимаю, что это категория А, но на мой взгляд лучше бы пошло что-то маленькое?: данетки, уно, крокодил, ёрш, мафия?


    1. Ugrum
      06.10.2017 15:51
      +2

      Судя по возрастной аудитории, скорее лото/карты/нарды/домино/шашки/шахматы и вариации на тему.


      1. artoym
        06.10.2017 16:52

        Тоже верно. Вообще для меня стоит вопрос недоверия к ларькам. И к качеству товара, и к стоимости, и к качеству обслуживания. Но ларьки — это местная история зачастую, так что если получится потихоньку приманивать местных…


        1. InstaHeat
          06.10.2017 16:57

          Я, например, не покупаю в ларьках просто потому что знаю, что там наценка выше. Зачем мне более дорогой конкурент, если тот же самый продукт есть в любом продуктовом, которых теперь много (я про воду-ручки и все такое)


          1. webkumo
            06.10.2017 17:58

            Хм..?
            А тут есть нюанс — газетные киоски "у метро" в СПб (беру колу, поэтому парраллели по ней):


            • Первая полоса — 41 рубль
            • их конкуренты — 43 рубля
            • Окей (продуктовый гипермаркет) — 49 (вроде, может уже подорожали опять) рублей!


        1. balexa
          06.10.2017 17:57

          Никто не будет покупать в ларьках. Там низкий выбор, там старый товар, там дороже, там все хуже. В ларьке можно купить ручку когда она срочно нужна, бутылку воды когда захотелось пить и т.д.
          Я слабо представляю человека, который ехал и внезапно решил купить даже уно. Это не бутылка воды, которая нужна вот прямо сейчас


    1. Milfgard Автор
      06.10.2017 18:29

      Так и они были.


  1. Mantisby
    06.10.2017 18:29
    +1

    У нас в Минске есть киоски Белсоюзпечати (вроде), в которые можно зайти. Там выкладка вся внутри, стоят даже кофе-машины.
    Мне почему-то кажется, что киоск такого формата удобнее для продажи настолок. Например зимой внутри тепло, можно открыть настолку и посмотреть её.


    1. Milfgard Автор
      06.10.2017 18:29

      Да, но формат регламентирован горрдом.