Практически вся связь на планете обеспечивается посредством кабелей, которые протянуты между государствами и материками. На начало 2017 года в мире насчитывалось 428 кабелей, пролегающих под водой, общей длиной 1,1 миллиона километров.

Все они обладают различной пропускной способностью. Рекордсмен по этому показателю — кабель Marea между Вирджинией и Бильбао (160 Тбит/с). По разным источникам, подводные кабели транслируют порядка 9599% всех данных.

Но при этом они регулярно повреждаются. С этим столкнулись еще в XIX веке, когда прокладывали телеграфные кабели. У первого кабеля, проложенного в Мюнхене вдоль реки Изар, была недостаточная гидроизоляция, поэтому он быстро вышел из строя.

В 1858 году проложили первый телеграфный кабель через Атлантический океан. Он вышел из строя меньше чем через месяц, из-за того, что операторы подавали на него слишком большое напряжение с целью повысить скорость передачи данных.

Нынешние кабели более надежные, но и они требуют ремонта. В нашем материале расскажем, что угрожает им чаще всего.


/ Flickr / COMSEVENTHFLT / CC

Якоря


65–75% поломок подводных кабелей происходит из-за транспортных и рыболовных судов — они бросают якоря, которые попадают в кабель. 30 января 2008 года таким образом вышел из строя кабель SEA-ME-WE 4, который тянется из Франции вдоль Африки до Юго-Восточной Азии. Поломка на участке в Средиземном море привела к снижению количества трафика на 70% в Египте и на 60% в Индии. Также инцидент затронул Афганистан, Бахрейн, Кувейт, Мальдивы, Пакистан, Катар, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Восстановить связь по другим кабелям удалось спустя сутки.

Интересно, что в декабре того же года кабель SEA-ME-WE 4, наряду с SEA-ME-WE 3 и FLAG Telecom, снова вышел из строя. До устранения поломки из стран Азии и Среднего Востока в остальной мир шло на 75% меньше трафика, чем обычно.

В 2012 году корабль бросил якорь в неправильном месте, ожидая разрешения войти в кенийский порт Момбаса. В результате был перерезан оптоволоконный кабель, и жители шести африканских государств столкнулись с проблемами со связью. Интернет стал на 20% медленнее, и это обошлось кенийской экономике в 300 миллионов фунтов.

А в 2016 году одно судно повредило сразу три кабеля, соединяющих остров Джерси в Ла-Манше с Лондоном.

Капитаны кораблей осведомлены о районах, где нельзя сбрасывать якорь из-за возможности повредить подводный кабель. Тем удивительнее становятся такие ошибки в вышеописанных случаях.

Природные катаклизмы


Различные природные явления — причины 10% поломок подводных кабелей. В 2006 году из-за землетрясения в районе Тайваня вышли из строя сразу 8 кабелей. Это привело к существенному сокращению трафика в азиатском регионе и нарушению работы интернет-сервисов.

Chunghwa Telecom, крупнейший оператор связи в Тайване, сообщил, что некоторое время полностью отсутствовала связь с Гонконгом и Юго-Восточной Азией, а в КНР поступало на 74% меньше трафика. Крупнейший оператор Гонконга PCCW заявил о снижении трафика на 50%. Два китайских оператора: China Telecom и China Unicom сообщили о снижении трафика в США и Европу на 90%, из-за чего не работали Yahoo, MSN и Hotmail.

В конце августа 2017 в Азии прошли два тайфуна: «Хато» и «Пахар». Из-за них получили повреждения четыре кабеля, которые соединяют Гонконг с Японией, Филиппинами, Малайзией, Сингапуром и США. Операторы временно перераспределили трафик по другим кабелям.

Люди


Люди — еще одна причина частых поломок. Например, в 2013 году египетские власти задержали троих человек, перерезавших кабель SEA-ME-WE 4 на участке в Средиземном море возле Александрии.

По словам главы Egypt Telecom, в результате инцидента скорость интернета в стране упала на 60%. В другое время трафик просто шел бы по другим кабелям, но именно в этот момент альтернативные EIG и IMEWE оказались на обслуживании.

Причем человеческий фактор не обходит стороной и обычные подземные кабели. В 2011 году 75-летняя грузинка искала медь в районе села Ксани и случайно перерезала оптоволоконный кабель. В результате большая часть Грузии и соседняя Армения остались на несколько часов без интернета.

Акулы не так страшны


Часто среди главных опасностей для подводных кабелей называют рыб. В интернете даже есть видео, на котором акула пытается перегрызть кабель.

Но на самом деле опасность преувеличена. По статистике ICPC (International Cable Protection Committee), рыбы «ответственны» менее чем за 1% повреждений. Также исследование показывает, что за период с 1901 по 2007 год удалось свести на нет повреждения кабелей, вызванных рыбами. С 1901 по 1957 год зафиксировано 28 таких повреждений. С 1959 по 2006 год было уже 11 случаев, а с 2007 года их вообще не наблюдалось.

Современные кабели из-за их конструкции акулы просто не могут прокусить. К тому же на многих участках кабели закопаны в землю и не «тревожат» морских обитателей.


/ Судно-кабелеукладчик Cable Innovator / Minsvyaz / PD

Как чинят кабели


Ремонт подводных кабелей производят при помощи специально оборудованных кораблей, которых по миру меньше 10. Один из таких кораблей — судно Le Pierre de Fermat длиной 100 метров и экипажем из 80 человек.

Самое сложное в процессе ремонта кабеля — это найти поврежденный участок. Для этого используется 9-тонный робот Hector, оборудованный камерами и «когтями». С его помощью нужная часть кабеля поднимается на борт для ремонта. Починка нередко подразумевает установку новой секции кабеля взамен поврежденной.

Главный инженер экипажа Уилли Поулэйн (Willy Poulain) говорит, что в последние годы процесс ремонта не изменился, и в ближайшее время этого не ожидается. Как происходит ремонт, вы можете наблюдать в этом видео.

Как укрепляют кабели


Обычный оптоволоконный кабель для глубины более 2 000 метров состоит из внутреннего оптического ядра, заключенного в оболочку из стали, обладающей высокой прочностью на растяжение, а также медного проводника. Для изоляции используется полиэтилен. Диаметр такого кабеля составляет 17–21 миллиметров.

На глубинах менее 2 000 метров добавляется защита от воздействия окружающей среды из стали и полипропилена. При необходимости, может быть использовано несколько слоев такой «брони». Прочность на разрыв самого «защищенного» кабеля достигает 70 тонн.

Поломки же случаются из-за того, что кабель в процессе эксплуатации закручивается до значений радиуса меньше рекомендованного. Поэтому для разрыва достаточно якорей и рыболовного оборудования.

В большинстве регионов выход из строя одного кабеля не скажется значительно на качестве соединения — трафик просто перераспределится по другим каналам. Но все еще существуют такие регионы, которые соединены с «большой землей» единственным проводом. Один из них — Северные Марианские острова в западной части Тихого океана. Когда этот кабель вышел из строя из-за тайфуна в 2015 году, 54 тыс. человек временно остались без интернета и телефона.

При всех недостатках, реальных альтернатив кабелям пока нет. Спутниковая связь не может обеспечить необходимой пропускной способности. А альтернативные технологии, такие как лазер-радио и квантовый интернет пока далеки от реализации «в массах».



P.S. Другие материалы из нашего блога:

Комментарии (32)


  1. Daniil1979
    22.10.2017 14:16

    Где-где искать кабеля между иатериковой Европой и Британией?


    1. Sly_tom_cat
      22.10.2017 21:14

      как вариант: www.submarinecablemap.com


      1. McAaron
        23.10.2017 15:52

        Судя по карте, в странах бывшего СССР интернет доставляют на лошадях.


        1. Sly_tom_cat
          23.10.2017 16:18

          На карте, внезапно, только морские кабели.


          Карты с сухопутными магистралями мне не попадались но можно поискать…


  1. Goodkat
    22.10.2017 16:56
    +4

    20 mm в диаметре — я представлял себе 20 сантиметров, если не полметра.


    1. EmmGold
      22.10.2017 20:31

      Этож какая катушка должна быть.


      1. artemisia_borealis
        23.10.2017 10:04

        на видео из статьи диаметр кабеля не менее 50 мм.
        И «катушки» там никакой нет :).

        точнее, есть, но иная
        image


    1. ivan19631224
      23.10.2017 09:57

      Я так понимаю, бывают разные, вроде бы, глубоководные кабели тоньше. Была статья — https://habrahabr.ru/post/228415/, там картинка с толстым кабелем.



  1. Zordhauer
    22.10.2017 17:11

    Как поврежденный участок кабеля поднимается на борт судна? Там есть такой запас длины, чтобы хватило на его подъем до уровня воды и обратно? Или просто вырезается и отдельным куском поднимается?
    И про монтаж нового "фрагмента" под водой было бы интересно узнать, все-таки под водой...


    1. mediaman
      22.10.2017 17:59
      +1

      Судно приплывает к месту разрыва, специальные подводный робот ныряет под воду и «привозит» на корабль первый кусок кабеля. К нему подцепляется новая секция. Затем робот ныряет второй раз и привозит вторую часть кабеля. Потом они скрепляются, и кабель погружается обратно под воду
      Подробнее вот здесь: www.wired.co.uk/article/fixing-submarine-cables


    1. Goodkat
      23.10.2017 11:21


      1. Zordhauer
        23.10.2017 11:25

        То есть там есть запас длины, чтоб поднятие кабеля вверх на 2 км не натягивало большой участок этого кабеля и не вытягивало его из под дна?


        1. Goodkat
          23.10.2017 12:04

          Кораблик может сдать на 2 км назад от точки разрыва, сделать вставку на 4 км и подъехать на 2 км вперёд после точки разрыва.
          Эту лишнюю петлю видно на картинке.


  1. boblenin
    22.10.2017 20:20

    Каждый раз поражаюсь тому какие усилия и технологии требуются для того чтобы кто-то мог разместить видео с котиком.


    1. khim
      22.10.2017 23:33

      Тут нужно соизмерять масштаб. Одно видео с котиком никогда в жизни эту инфраструктуру бы не окупило. А вот пара миллиардов людей, смотрящих на котиков — могут легко себе позволить десяток кораблей для ремонта кабелей…


    1. realkludge
      23.10.2017 10:04

      Котики — двигатель прогресса.


      1. roboter
        23.10.2017 10:29

        двигатель прогресса отнюдь не котики :)


      1. Inine
        23.10.2017 11:54

        Не двигатель, а моторчик.


  1. Daar
    22.10.2017 21:14

    Про медь напомнило из жизни… давно, офис был в промзоне, провели себе нормальный канальчик интернета, кабель оптический этак сантиметров 10 или 15 в диаметре. И как-то какие-то перцы топором отрубили пару десятков метров кабеля где он спускался с эстакады к зданию. На видео было видно пару мужиков и топор, но лиц не разглядеть, так что милиция не помогла. Но не очень далеко в промзоне была точка по приему цветмета, и через какое-то время мы от них услышали историю о двух мужиках, которые довольные прибежали с толстым кабелем, мол вот, чуть не золото, сколько дадите, у нас там еще несколько километров. Посмотрев, мужиков опечалили, что тут металла не очень много и в основном пластик, и их топор стоит дороже чем все что они притащили. В общем мужики грустные ушли…



  1. Karpion
    22.10.2017 21:58

    При всех недостатках, реальных альтернатив кабелям пока нет. Спутниковая связь не может обеспечить необходимой пропускной способности.
    Хм, а что может дать в этом плане радиорелейная связь с направленными антеннами? Антенны следует располагать либо на башнях типа Останкинской (и думать о том, что будет при землетрясении), либо на привязанных к земле дирижаблях (и тогда встаёт отдельная задача обеспечить направленность антенны).


    1. ksm
      22.10.2017 23:04

      время отклика релеек высокое


      1. Karpion
        23.10.2017 18:26

        Скорость у них слабовата, как тут ниже уже заметили. А вот время отклика у них как раз лучше, чем у кабельных систем — ибо радиоволны в воздухе летают в несколько раз быстрее, чем свет в оптоволокне (причём «полное внутреннее отражение» как и требует «в несколько раз медленнее»).

        Где-то я читал, что для высокочастотной торговли на бирже как раз используют радиорелейные линии (хотя мне кажется, было бы выгоднее разместить торгующие компьютеры рядом с биржей).
        (Моё отношение к высокочастотной торговле я тут обсуждать не буду.)


    1. khim
      22.10.2017 23:36

      Какая, к бесам, радиорелейная связь? Мы о сотнях терабит говорим! Такое может пропустить только оптоволокно — без вариантов.


  1. RenatRR
    23.10.2017 10:04

    «75-летняя грузинка искала медь»?


    1. plyrvt
      23.10.2017 11:03

      Кабель зарыт в землю примерно в 40 сантиметрах от рельсового пути. Искала медные проводники для сдачи на пункты цветмета. Найденный кабель перерезала умышленно, вину признала.


  1. heleo
    23.10.2017 11:44

    У вас неверные ссылки на: «75-летняя грузинка искала» — показывает инциденты с акулами и «которых по миру меньше 10» — ссылка на египетский шалунов.


  1. ploop
    23.10.2017 11:50

    Капитаны кораблей осведомлены о районах, где нельзя сбрасывать якорь из-за возможности повредить подводный кабель

    Жестоко. Туда не ходи, сюда не ходи, а тут ещё и якорь не сбрасывай.
    Вроде как глубина, где якорь может быть сброшен, вполне ограничена, не разумнее ли закапывать там кабели? Ясно, что дороже, но ремонт потом ещё дороже выйдет.


    1. Inine
      23.10.2017 11:57

      Ну где-то же он на поверхность выходить должен, так что концы в любом случае уязвимы.


      1. ploop
        23.10.2017 15:25

        Так на берегу же.


    1. Goodkat
      23.10.2017 12:06

      Стоимость ремонта возместит капитан из зарплаты.