Новости о беспилотном транспорте появляются практически каждый день: автомобили, грузовики, даже поезда. Не отстает и городской общественный транспорт – об испытаниях беспилотных автобусов на городских улицах заявляют множество городов. Хельсинки, Лас-Вегас, Сингапур, Таллин – и это только те, что запустили испытания в нынешнем году.

Однако уже сейчас в мире есть города, где беспилотный общественный транспорт – не эксперимент, а обычные автобусы, на которых может прокатиться любой желающий.

Нидерланды


ParkShuttle – небольшой беспилотный автобус, который курсирует по маршруту между станцией метро Kralingse Zoom и офисным центром Rivium в Капелле-ан-ден-Эйссел, Нидерланды.

Работает ParkShuttle по штатному расписанию городского транспорта (с 6 утра до 9 вечера) и перевозит за день более 2400 пассажиров. Ездит он со скоростью 12,5 км/ч, а стоит такая поездка 2,8 евро.

Городское руководство отмечает, что уже более 20 лет работает с компанией 2getthere, разработавшей шаттлы, и это не первый их общий проект.



Греция


Население Трикалы – всего 80 тысяч человек, что не очень много даже по греческим меркам, но это не помешало ей стать первым городом, в котором беспилотный транспорт начал использоваться в реальных условиях.

Электробусы, рассчитанные на 10 человек каждый, перемещаются по городским улицам наравне с автомобилями, велосипедами и пешеходами. Управляются они французской системой CityMobil2. Правда, двигаются не слишком быстро – всего 19 км/ч, зато поездки полностью бесплатны.


Англия


Heathrow Pods – пожалуй, самая известная система беспилотного транспорта в мире. Это скорее не общественный транспорт, а служба такси, которая обслуживает аэропорт Хитроу, крупнейший в Великобритании.

Вследствие огромного пассажиропотока на подъездах к нему постоянно возникали пробки, из-за которых пассажиры опаздывали на самолеты, и руководство аэропорта начало искать решение проблемы.

Теперь те, кто летит в командировку, не приезжают напрямую в Хитроу, а оставляют автомобили на специальной парковке подальше от главного терминала; далее пассажир вызывает Heathrow Pods – и спустя всего 6 минут он уже в аэропорту.

Такой транспорт рассчитан на перевозку от одного до шести пассажиров и ездит по специальной выделенной полосе. Справиться с ним может даже ребенок: от пассажира требуется лишь вызвать Pod, зайти внутрь и нажать кнопку старта.

Скорость движения Heathrow Pods – 40 км/час. Контролирует их движение специальный компьютер. Для дополнительной надежности на самих автобусах, дороге и станциях установлены камеры, через которые за беспилотниками наблюдают из центральной диспетчерской.



Россия


Первые модели беспилотных автобусов Matrёshka ездят со скоростью 20 км/час и могут перевозить от 8 до 12 пассажиров. Проезжает такой автобус на одной зарядке 130 км.

Использовать «матрешки» планируют на территории аэропортов, «Сколково», парка Горького и ВДНХ в Москве, гостиничных комплексов, Олимпийского парка – объектах с большой площадью, где не курсирует общественный транспорт и нельзя использовать личный. Кроме того, автобусы Matrёshka будут не только пассажирскими, но и грузовыми – для крупных предприятий, на которых используется большое количество внутреннего транспорта.

Пока Matrёshka ездит только по «Сколково» – под постоянным контролем оператора с джойстиком, с которого он может быстро остановить бус в случае внештатных ситуаций. Однако уже в 2018 году планируется запустить серийное производство и начать коммерческое использование беспилотных автобусов.



Разумеется, пока беспилотный транспорт вовсе не похож на тот, что знаком нам по фантастическим фильмам и книгам, – он медленный, нуждается в специальной инфраструктуре, может двигаться только на небольшие расстояния по простым маршрутам, не говоря уж о том, что людям все-таки приходится контролировать его передвижение (пускай и в качестве подстраховки из диспетчерской). Однако большое количество разработок и постоянные исследования дают надежду на то, что вскоре мы увидим более технически совершенные проекты.

Комментарии (23)


  1. PTM
    30.10.2017 11:52

    Интересно: Matrёshka учитывает водителей маршруток, ямы на дорогах и прочие прелести российских дорог?


    1. alcanoid
      30.10.2017 13:40

      Там же всё написано:

      Использовать «матрешки» планируют на территории аэропортов, «Сколково», парка Горького и ВДНХ в Москве, гостиничных комплексов, Олимпийского парка – объектах с большой площадью, где не курсирует общественный транспорт и нельзя использовать личный.


    1. saboteur_kiev
      30.10.2017 14:05

      «Использовать «матрешки» планируют на территории аэропортов, «Сколково», парка Горького и ВДНХ в Москве, гостиничных комплексов, Олимпийского парка – объектах с большой площадью, где не курсирует общественный транспорт и нельзя использовать личный.»


      1. pulsatrix
        31.10.2017 00:02

        Гдето я уже это читал.


    1. Gryphon88
      01.11.2017 21:46

      Версия для дорог общего пользования будет снабжена гусеницами, коровосбрасывателем и автопушкой, совмещенной с устройством для дистанционной проверки прописки и РВП.


  1. Wolframium13
    30.10.2017 11:53

    Зачем камуфляж на последний автобус? Боятся, что кто-то украдёт уникальный дизайн а-ля «буханка хлеба»?


    1. balury
      30.10.2017 13:28

      может быть это «защитный камуфляж» от папарацци.
      типа этого, или этого.


  1. Idot
    30.10.2017 12:01
    +1

    Мне не нравится беспилотность автобусов, потому что автобус с водителем возможно догнать — водитель увидев, что ты бежишь, остановит автобус.


    1. ClearAirTurbulence
      30.10.2017 12:49
      +1

      Это лишнее. Беспилотность и меньшие размеры автобусов позволят увеличить их количество и сократить интервал. Таким образом, не нужно задерживать автобус (да, у них таки есть расписание), а нужно немного подождать следующий. Если они относительно маленькие и их много, ждать придется недолго.


      1. cyberly
        30.10.2017 13:31

        Вот, маршрутки как раз такие: «относительно маленькие и их много». Не сказал бы, что это на время ожидания как-то влияет.


        1. dzok
          03.11.2017 17:20

          Это потому что водителям нужны перерывы «на перекусить», «в туалет», «партийку в нарды/шашки/карты» и отдых.


      1. DMGarikk
        30.10.2017 15:44

        меньшие размеры автобусов позволят увеличить их количество и сократить интервал

        там где пассажиропоток 3 человека в час, никто не будет пускать автобусы раз в 5 минут, даже беспилотные


        1. dzok
          03.11.2017 17:25

          У нас пассажиропоток бешенный в утренние и вечерние часы, но автобус ходит раз в три часа.


          1. DMGarikk
            03.11.2017 18:14

            Даже если всё будет идеально, то всёравно никто не будет пускать транспорт чтобы он просто так ездил… это же топливо, износ, загрузка дорог… ради трёх человек в час?


            1. dzok
              03.11.2017 19:33

              В нормальных условиях расписание и маршрут движения общественного транспорта, а так же его тип рассчитывается исходя из плотности пассажиропотока. Но в РФ это зачастую не так — неоднократно вижу восьмиосьники идущие с 30 минутными интервалами пустыми в течении дня. А в нормальных условиях утром должны бы идти восьмиосьники с короткими интервалами, днем же достаточно десятиместного бусика с околонулевым расходом в все те же полчаса. Но гоняют восьмиосьники ибо «монолитность автопарка снижает расходы на эксплуатацию»ТМ.


              1. DMGarikk
                03.11.2017 20:03

                Дестиместный бусик будет минимум 20-25 литров солярки(бензина) жрать. это вам не смарт всётаки


    1. T-362
      30.10.2017 12:58
      +1

      Это в какой-то воображляндии оно так работает, в суровой реальности они будут с прогазовкой сваливать с остановки, ходить с разбросом ± пять минут от расписания и закрывать двери прямо перед носом еще стоя на остановке, пока не пнешь ее, или просто проезжать мимо (человек подбегает к остановке != человек на остановке, не останавливаемся). Даже в европейском Таллинне.

      Так что я предпочту алгоритмизированные и абсолютно предсказуемые автоматические автобусы случайному поведению водителей.


    1. alcanoid
      30.10.2017 13:42

      Учитывая нынешнюю скорость большинства из них, догнать вполне возможно, а некоторые даже и перегнать.


  1. Rambalac
    30.10.2017 15:38

    В Токио беспилотный автопоезд ходит с 96 года, по крайней мере получше Хитроу подов. Скорость — 60км/ч.


  1. BalinTomsk
    30.10.2017 19:14

    В эропорту франкфурта тоже уже минимум лет пять как ходит беспилотный поезд


  1. sith
    30.10.2017 19:57

    В Ванкувере беспилотное метро SkyTrain ходит с 1985 года. Перевозит 137М пассажиров в год.


  1. OlegZH
    02.11.2017 20:50

    А что известно про безопасность беспилотников? Получается, что тут просто дают прямо в руки взломщика страшный инструмент.


    1. dzok
      03.11.2017 19:39

      Хорошее шифрование и изоляция каналов связи от блока управления более чем достаточны. Ну может еще добавить оповещение полиции при попытке открыть люки обслуживания.