На днях по СМИ прошла любопытная новость — российская частная космическая компания собирается строить завод под Воронежем. В некоторых источниках назывались интересные цифры и несколько неожиданные факты, и, поскольку компанией оказалась “НСТР Космические Системы”, с сотрудниками которой мы уже беседовали, я решил задать несколько дополнительных вопросов.



Почему именно Воронеж? Какие альтернативы рассматривались и почему были отвергнуты?

Кроме Воронежа мы рассмотрели множество вариантов размещения в нескольких регионах Центральной России, в частности в Московской и Калужской областях.

По итогам пришло понимание неоспоримых преимуществ Воронежской области: кадры (в регионе есть предприятия аэрокосмической отрасли), профильные университеты (на данный момент мы активно контактируем с ректоратом ВГТУ), низкая стоимость входа в Воронежскую область. Администрация проявила понимание и поддержала цели нашей компании. Был виден опыт работы с другими инвестиционными проектами и профессионализм областных и местных властей. Почему именно Каширский район? Удачное расположение, доступность для будущих сотрудников, наличие необходимой инфраструктуры. Администрация также заинтересована в развитии своего района. Все это явилось решающим фактором в принятии такого решения.

Если верно, что площадка находится в 8 км от города, то нужна вторая под космодром. Где она будет расположена?

До запуска метеоракеты, а тем более космической, нам надо еще пройти большой путь. Завод, испытательный стенд и офис уже проектируются и скоро начнут строиться, но первоначально здесь будут разрабатываться экспериментальные ЖРД, тут же они будут испытываться, и только после успешных испытаний мы перейдем к созданию метеоракеты. Затем — к созданию сверхлегкой ракеты-носителя космического назначения. Этот путь займет несколько лет и будет включать и получение лицензии на космическую деятельность, и расширение коллектива. На первом этапе нашей работы мы столкнулись с тем, что, к сожалению, на арендованных площадях совершенно невозможно полноценно работать — приходится с самого начала приобретать территорию и строить собственные помещения. Помещение начнет функционировать как серийный завод далеко не завтра. И пуски состоятся тоже не завтра.

По поводу площадок для метеоракет. Мы не хотели бы разглашать подробности, но мы проводили переговоры по использованию существующих в России площадок для запусков метеорологических ракет. Мы рассчитываем запускать с них, согласно предварительным договоренностям. Там малонаселенная местность, и уже выделены зоны падения.

Что планируется делать с полями падения?

Что касается ракет-носителей, то в идеале мы хотели бы построить собственную стартовую площадку на космодроме «Восточный». Мы обращались с такой просьбой к заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину. Она была передана в управление средств выведения, наземной космической инфраструктуры и кооперационных связей Роскосмоса. Сейчас мы готовим инженерную записку «Наземная инфраструктура для обеспечения запуска ракет-носителей сверхлегкого класса». Как только она будет готова, передадим ее в Федеральное космическое агентство, чтобы там по крайней мере понимали наши будущие потребности.
Естественно, высотные пуски не будут проводиться на густонаселенной территории Воронежской области.

Какие меры безопасности прорабатываются для ракет?

Компания очень тщательно подходит к безопасности всех этапов наших работ. Ракетная техника не терпит халатного отношения. Менеджмент компании постоянно настаивает на соблюдении техники безопасности даже в ущерб срокам и необходимости дополнительного финансирования. Так, большинство огневых стендовых испытаний нашего первого ЖРД было проведено в бронекамере. С постройкой собственного испытательного стенда мы выведем безопасность на новый уровень.

Есть ли какая-то открытая информация об инвесторах? Верны ли цифры стоимости проекта в 500 миллионов рублей и названные величины инвестиций?

На данный момент большую часть работ финансирует ООО «Авенир» и лично инвестор Борис Жилин. Мы оцениваем общие инвестиции в ракетный проект на уровне 500 миллионов рублей, но финансирование работ по космическому носителю не планируется осуществлять только за счет инвесторов, и фраза в СМИ о готовности инвестора вложить полную сумму неверна. Мы рассчитываем на поэтапное развитие нашего производства. Возможно, сможем рефинансировать прибыль от наших телескопов и метеоракет, привлечь дополнительные инвестиции, осуществить предпродажи будущих пусков.

Стоимость создания сверхлегкой РН с полезной нагрузкой до 10 кг на низкую околоземную орбиту большинством известных мне экспертов оценивается в 1–3 миллиарда рублей, а пессимистами — в 5 миллиардов. Поэтому наша цель (уложиться в 500 миллионов) выглядит очень амбициозной.

Есть ли заказчики на суборбитальные пуски? Каковы примерные цены запусков, и как они соотносятся с конкурентами?

Уверен, если мы добьемся успехов как производитель и оператор пусков метеоракет, то проблем с дальнейшим финансированием не возникнет. Предполагаемую цену метеоракеты мы не хотели бы пока озвучивать, но рассчитываем, что она будет конкурентоспособной на фоне российских аналогов, и при этом наша ракета будет обеспечивать меньшие перегрузки на старте по сравнению с ракетами на твердом топливе, а это важно для научной аппаратуры. По результатам предварительных переговоров интерес к метеоракетам есть и у частных заказчиков, и у госструктур.

Для космической РН мы планируем уложиться в цену до 100 000 долларов за 1 кг на низкую околоземную орбиту.

Обращались ли вы за финансированием к государству, и, если да, каковы результаты?

Мы пока к государству за финансированием не обращались, а вот представители госструктур обсуждали с нами возможные инвестиции и сотрудничество. Дополнительные деньги подстраховали бы нас и помогли бы существенно ускорить реализацию проекта. Но пока переговоры идут, мы не можем разглашать подробности.

Почему роботизированный телескоп будет солнечным, кто будет его клиентами? Планируется ли постройка звездного телескопа?

На первом этапе проекта AstroNYX мы хотим построить два роботизированных телескопа. Сначала мы вводим в эксплуатацию звездный телескоп.На сегодняшний день работы по возведению телескопной вышки в Курской области полностью закончены и мы приступили к его монтажу. Скоро выйдет закрытая версия ПО для 20 пользователей. Мы решили, что будем делать качественный продукт и делать его самостоятельно. Разработка была сложной и долгой, но мы вышли абсолютно на другой уровень от изначально предполагаемого. Все это позволяет нам уверенно говорить, что проект AstroNYX сделает далекий космос близким для каждого.

Что же касается солнечного телескопа, то он нужен для расширения возможностей нашего мобильного приложения AstroNYX. Он будет располагаться на территории нашего завода, который будет построен под Воронежем.

Не лучше ли было бы вынести обсерваторию в более подходящее место с лучшим астроклиматом?

Почему Курская и Воронежская области? Курская область близка к нам территориально, и наш астроном выбрал оптимальное место для телескопа в Центральном федеральном округе именно там, в достаточно удаленном от источников светового загрязнения районе. Под Воронежем расположится солнечный телескоп, для которого засветка не критична, у нас там земля, которую будем использовать максимально эффективно.

Мы планируем, что установленное оборудование будет использоваться в коммерческих целях, но, естественно, рассматриваем возможность размещения в более подходящих территориально с точки зрения наблюдений регионах. Скажем так: это тестовое оборудование с прицелом на дальнейшее использование.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про архитектуру вашего завода, она несколько необычна. Кто архитектор, используются ли какие-то новые материалы и технологии, не дешевле ли было построить минималистичную коробку?



Необычна — да, но и в целом наше предприятие и сфера интересов не совсем тривиальны. В начале мы хотели обойтись добротными стандартными вариантами, но специалист нашей компании Александр Жигалов предложил идею купольного строительства. Начали оценивать вариант и оказалось, что это не только красиво и необычно, но и экономически эффективно как при возведении, так и при дальнейшей эксплуатации. Отличная идея!

Есть ли какие-то изменения в команде с нашего прошлого интервью?

На данный момент всего в космические проекты группы компаний НСТР привлечено 15 человек. На сегодняшний день мы активно проводим собеседования с потенциальными кандидатами, и в ближайшее время нас ждет расширение штата. После объявления о строительстве завода к нам пришло большое количество резюме от специалистов, в том числе из города Воронеж.

Самое важное из того, что успели сделать? Самое неприятное из того, что пока не получается?

Сделать удалось действительно многое! Сама договоренность о строительстве завода — уже большое достижение для небольшой компании. Мы стараемся не давать невыполнимых обещаний — просто продолжаем делать свою работу. Шаг за шагом. Неприятное? Мы немного выбились из графика, переоценили наши возможности, но это не критично. Будем продолжать!

Можно ли будет надеяться на пиар уровня XXI века? Онлайн-трансляции испытаний двигателей и пусков?

Да, действительно мы всерьез относимся к новейшим тенденциям нашего времени, и мы работаем над этим. Вместе с тем все-таки вдохновляемся опытом американской компании Blue Origin, которая чуть ли не 15 лет своего существования почти ничего не сообщала о своей работе, пока наконец не продемонстрировала великолепный отлаженный суборбитальный корабль для туристов. Это идеал, к которому мы стремимся, ведь существует очень много стартапов с великолепным пиаром и отсутствием технических и экономических достижений. К сожалению, пока все выходит не идеальным образом относительно нашей работы с медиа. Надеюсь на понимание, для нас это не приоритетная задача. Но в будущем мы планируем шире и профессиональнее освещать нашу работу.

Выражаю благодарность сотрудникам компании “НСТР Ракетные Технологии” и лично директору Виктору Черникову за интересную беседу.

Комментарии (36)


  1. koreec
    10.11.2017 07:26

    Не взлетит.


    1. vassabi
      10.11.2017 07:37
      +1

      ну, если ничего не пытаться делать — то точно не взлетит. Им уже можно сказать "спасибо" за одно то, что они тормошат ракетных бюрократов и военщину на разрешения и согласования с космодромами, полями падения, инфраструктрой и прочими сертификациями. Следующему частнику идти в космос будет легче.


      А так — кто знает. Может, ракета не взлетит, зато телескопы "взлетят".


    1. Deosis
      10.11.2017 08:03

      А вот то, что они построят, взлететь может.


      1. koreec
        10.11.2017 08:17

        Не взлетит, потому что не нечему будет.


        1. SvSh123
          10.11.2017 08:31

          Почему?


          1. koreec
            10.11.2017 09:03

            Потому что чудес не бывает. Удивительно, что здесь находятся люди, которые этого не понимают.


            1. vassabi
              10.11.2017 10:32

              Значит, у "великих космических держав" Новой Зеландии и Дании — и двигатели собственной разработки могут делать и ракеты кое-как, но взлетают (а у РокетЛаб — даже не кое-как), а в Воронеже — не взлетит ?


              1. Valerij56
                10.11.2017 10:41
                +2

                Ракета, может быть, и взлетит, но бизнес очень вряд ли. А если на горизонте, пате чаяния, замаячат серьёзные деньги, то тут же появятся дяди с большими ложками, и сделают предложение, от которого нельзя отказаться.

                Смотри историю Спутникс, всё есть в Комерсанте.


                1. vassabi
                  10.11.2017 11:12

                  Понятно, что про "бизнес" — это отдельный разговор. Там же и про политику и про экономику. И про социологию.
                  В свое время у "Группы Инженеров, Работающих Даром" были такие же проблемы, они тоже выкручивались и собирали поддержку с финансированием где могли и как могли.


                  Так что "взлетит" — это пока что про технологии.


                1. SvSh123
                  13.11.2017 22:34

                  И что там есть?
                  Не поленился, поискал. Одна достаточно оптимистичная статья от 2012 года, пара упоминаний позже. Всё.
                  Так что за «дяди с большими ложками» пришли в «Спутникс»?


                  1. Valerij56
                    13.11.2017 22:41

                    И кому теперь принадлежит 90% Спутникс?


                  1. Valerij56
                    13.11.2017 22:57

                    З.Ы. Я прошу прощения, не Спутникс, а СКАНЕКС. Смотрите, например, здесь и здесь.


                    1. BeppeGrillo
                      14.11.2017 15:10

                      Я оборжался.
                      Простые парни из Сканекс получили госконтракт на 1,3 млрд рублей?
                      Вам самим не смешно?


                      1. Valerij56
                        14.11.2017 15:16

                        Простые парни из Сканекс получили госконтракт на 1,3 млрд рублей?
                        А в каком месте я говорил, что деньги получили «простые парни из Сканекс»? Кстати, эти «простые парни» до этих событий контролировали немалую долю на мировом рынке ДЗЗ, и больше половины рынка ДЗЗ в России.

                        И там фигурировала совсем другая сумма.


                        1. BeppeGrillo
                          14.11.2017 15:29

                          Вы сказали что к ним пришли «дяди с большими ложками».
                          А на самом деле они откатили Росреестру а потом ещё и подмазали приёмочную комиссию. Тоесть у них у самих нехилые такие «ложки». И чего тогда обижаться?

                          И там фигурировала совсем другая сумма.

                          Из вашей-же ссылки:
                          В июле 2013 года Росреестр счел «Сканэкс» нарушившим сроки исполнения работ по госконтракту на 1,3 млрд руб


              1. black_semargl
                10.11.2017 16:27

                Там делают ракету, а не строят офис с заводом.


                1. BeppeGrillo
                  11.11.2017 20:28

                  Прям в чистом поле и делают. Голыми, мать их, руками


                  1. black_semargl
                    13.11.2017 09:16

                    Какой сарай купить получилось — в том и делают.


          1. Rumlin
            10.11.2017 09:43
            +1

            Нужен рынок и заказчик. На внутренний рынок заказов не приходится рассчитывать — экономика не та, чтобы такие вещи были востребованы. А на внешнем рынке хватает мощных игроков. Время покажет чем они смогут побороться за свое место, и если китайцы не смогут скопировать это более дешевле.


    1. voyager-1
      10.11.2017 10:47

      Не взлетит.
      Я вам по этому поводу могу только одну вещь точно сказать: если не пытаться — то 100% «не взлетит».

      Rumlin
      На внутренний рынок заказов не приходится рассчитывать — экономика не та, чтобы такие вещи были востребованы. А на внешнем рынке хватает мощных игроков.
      Вот осмысленный скептицизм — это уже намного более разумный подход. Сейчас уже полетел «Электрон», до конца года должна полететь SS-520-4, а уже в следующем — Vector-R. К моменту когда они закончат ракету — кто-то из них наверняка уже будет во всю летать, и приходить надо будет уже не на пустой рынок, а отбивая с боем заказы у других производителей (что потребует ещё больших вложений средств на демпинг/пиар).
      Вместе с тем все-таки вдохновляемся опытом американской компании Blue Origin, которая чуть ли не 15 лет своего существования почти ничего не сообщала о своей работе
      Хотя это и не самый приятный факт, но я бы всё-таки им напомнил что Джефф Безос — 3-й человек в мире по состоянию даже, а не просто миллиардер. Он может себе позволить вкладывать в Blue Origin по миллиарду в год и конкурировать с Маском даже не получая со своей фирмы ни доллара в замен.

      Я бы на их месте на SpaceX ориентировался (которые за годовой бюджет Blue Origin успели создать две ракеты и выполнить с десяток заказов). А лучше поглядеть на Rocket Lab которые смогли уложиться в в 148 млн $ на постройку ракеты такого же класса и уже дошли до первого запуска. И если они будут вести себя как Blue Origin по-началу — шансов получить инвестиции у них будет значительно меньше, а без них добраться до космоса у них мало шансов.

      Ну и из классиков: «Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются.» — Гарри Андерсон.


  1. vassabi
    10.11.2017 07:31
    +1

    Вместе с тем все-таки вдохновляемся опытом американской компании Blue Origin, которая чуть ли не 15 лет своего существования почти ничего не сообщала о своей работе, пока наконец не продемонстрировала великолепный отлаженный суборбитальный корабль для туристов.

    Ну, если они смогут найти миллиардера, который будет их спонсировать на протяжении 15 лет, то это был бы идеальный вариант.


  1. denkle
    10.11.2017 08:30

    На данный момент всего в космические проекты группы компаний НСТР привлечено 15 человек.
    Это плюс к тем 14 «бухгалтерам и финансистам» из прошлой статьи или всего у них в штате 15 человек?

    На разработку двигателя привлекаются просто инженеры или люди с опытом разработок ракетных двигателей из росскосмоса?


    1. Wuzaza
      10.11.2017 09:08
      -1

      Подскажите, какую пользу могут принести инженеры при освоения бюджета?


      1. voyager-1
        10.11.2017 11:01

        Подскажите, какую пользу могут принести инженеры при освоения бюджета?
        Не знаю, это вы к резидентам Сколково обращайтесь, которые гранты из бюджета получают. НСТР не имеет никакого отношения ни к Сколково в частности, ни к Москве вообще. В тексте речь шла только про госинвестиции — то есть если государство и вложит в эту фирму деньги, то только в обмен на часть прав на саму фирму.

        Так что если с фирмой что и случится и государство потеряет средства — то основатели фирмы при этом скорее всего ещё больше потеряют. Так что это обвинение — мимо вообще.


  1. amarao
    10.11.2017 14:51

    У меня вопрос: почему в России? Учитывали ли вы политические бизнес-риски для такого рода инвестиций?


  1. OriSvet
    10.11.2017 14:55

    100000$ за килограмм — нет ли здесь опечатки? Даже «шаттлы», помнится, что-то в районе 20000$ за кило стоили, и это было баснословно дорого.


    1. black_semargl
      10.11.2017 16:28

      Чем меньше ПН — тем дороже за килограмм (и дешевле за запуск)


    1. voyager-1
      10.11.2017 16:46
      +1

      Сейчас в лёгком классе выступает только «Пегас» до 443 кг и ценой в 87 млн $ — то есть 196 тыс $ за килограмм. У ракета-носителя «Электрон» обещают запускать до 225 кг по цене меньше 5 млн $ — выходит 22 тыс. $ за килограмм, но пока был только один испытательный полёт и тут ничего не известно. У SS-520-4 выходит до 4 кг за при общих расходах на разработку ракеты 3,5 млн $ (так что запуск должен быть дешевле).

      Вообще чем ракета легче — тем дороже выходит один килограмм при её запуске. А так как общую полезную нагрузку ракеты не называли — то сказать конкурентоспособна эта цена или нет нельзя.


  1. pavlushk0
    10.11.2017 20:32
    +1

    1М за пуск (они там вроде микроспутники по 10 кило запускать хотят). Что тут странного? Протон вроде 80 стоит.


  1. Carry
    11.11.2017 01:51

    «Дзержинское местное поселение» в 8.5 км от Воронежа это санаторий им. Дзержинского.
    На площадку за местные деньги проведут газ, электро, гидро-коммуникации, и будет очередной «Элитный» микрорайон в бывшем живописном месте.
    Там уже 20 лет как элитные коттеджи сливают помои в овраги или речку, теперь будет целый район с видом на бывшую красивую извилистую речку с классными островами.
    АШАН с Эвент Холлом ведь рядом с со всякими Киркоровыми и Пугачевыми.(


    1. Carry
      11.11.2017 02:02

      Ну, это как метро, монорельс, или скоростной трамвай обещали.


    1. Rumlin
      11.11.2017 03:02

      Классика жанра. Видимо не очень богатые «инвесторы», сейчас более популярны юга — Сочи, Краснодар, Крым. Там лохов застройщики окучивают.


    1. BeppeGrillo
      11.11.2017 20:44

      Чем вас Град-то не устроил?


  1. Nordosten
    13.11.2017 14:22
    +1

    Адекватное интервью, в отличии от Лин Индастриал, где мальчики хотят сидеть в крутом технопарке Московском и жалуются что денег не хватает.


    А насчет пиара зря они так — много пиара не бывает. Тем более, если они хотят услуги телескопа продавать всем, то как люди об этом узнают?


  1. AlexanserSmolentsev
    13.11.2017 21:35

    Больше пахнет керосином, чем космосом.
    1) Просто взглянув на проект больше смахивает на станцию оптического наблюдения. За чем? не ужели не понятно?
    2) даже если там что то будут запускать… 524км(почти по прямой) это какое подлётное время?
    3) НСТР Космические Системы — что то мало информации про конторку, даже на официальном сайте. кроме групп в Соц сетях и новостей в СМИ — ничего. Удивительно, даже персонал им не требуется.


    1. Valerij56
      13.11.2017 21:47

      1) Просто взглянув на проект больше смахивает на станцию оптического наблюдения. За чем? не ужели не понятно?
      Мне — непонятно. Поясните.

      2) даже если там что то будут запускать… 524км(почти по прямой) это какое подлётное время?
      Подлётное время куда?

      3) НСТР Космические Системы — что то мало информации про конторку, даже на официальном сайте. кроме групп в Соц сетях и новостей в СМИ — ничего. Удивительно, даже персонал им не требуется.
      Такой, как вы — точно не требуется. И никогда не потребуется.

      Бред.