Мы все воспитывались на мультиках, где, затаив дыхание, смотрели за противостоянием Волка и Зайца, выкрутасами Черного Плаща или забавными похождениями Спасателей. У разных поколений людей свои кумиры детства. Но есть одно объединяющее свойство всех мультипликационных и полнометражных фильмов — линейное действие: раз и единожды выбранные ракурсы съемок, диалоги персонажей, сценарии. И уже от искусства операторов, режиссеров, сценаристов зависело, будут ли зрители возвращаться к картине снова и снова.

Время не стоит на месте. Новые технологии и программы позволяют создавать все более яркие миры. Устройства виртуальной реальности предлагают дополнительные ощущения, а «умные» девайсы есть почти в каждом доме. Это компьютеры, Smart-телевизоры, мобильные устройства. Так есть ли альтернатива «традиционному» кино в современном высокотехнологичном мире, а главное, что мы получим с приходом нового интерактивного медиа?



Сейчас никто не удивляется объемному изображению, получаемому с помощью 3D-очков. Самые примитивные анаглифы продаются в любом книжном магазине, а более современные устройства взаимодействуют непосредственно с телевизором. Впрочем, можно сходить в любой 3D-кинотеатр и прочувствовать прелести и недостатки объемного изображения. Однако, такое кино всё равно не является интерактивным, так как предлагает простое созерцание созданного действия. Интерактив — это взаимодействие зрителя с происходящим на экране. И кое-кто уже экспериментирует с этим или даже ставит на производственный конвейер.



VR-устройства еще не получили массового распространения в силу разных причин, но, очевидно, за ними будущее. Поэтому производители прилагают массу усилий для популяризации их, в том числе и создаваемым контентом. Так, в 2015 году компания Oculus VR предоставила зрителям пятиминутный мультипликационный фильм, который можно было смотреть в очках виртуальной реальности Oculus Rift. Особенностью этого кино была возможность свободного изучения пространства. Зритель мог рассматривать сцены под любым углом и даже несколько взаимодействовать с окружающими предметами.

Разумеется, это всего лишь одна из попыток продемонстрировать пользователям возможности виртуальных очков. Хотя уже появились интерактивные приложения и даже мультфильмы именно для VR.

Однако, VR — будущее, которое еще недоступно для массового использования. Куда интереснее выглядит опыт американской компании Netflix, которая предлагает целые сериалы для смарт-телевизоров, приставок и мобильных устройств.



Компания выпустила интерактивный сериал «Кот в сапогах», который позволяет зрителям определять развитие сюжета. Хотя в действительности, мультфильм дает возможность принимать решения всего раз десять в течении сериала. Тем не менее, Netflix считает, что интерактивное шоу пришлось по душе детской аудитории и предполагает продолжать работать в новом формате. Так, готовится к выходу второй интерактивный сериал «Buddy Thunderstruck»

Есть еще одно интересное направление, которое уже сейчас способно объединить миллионы пользователей мобильных устройств или компьютеров. Это мультипликация, визуализированная в реальном времени с помощью аппаратных средств девайса. Так, в сети Интернет есть один забавный проект, который предлагает для просмотра несколько мультфильмов в окне веб-браузера. Особенность его в том, что действие происходит в реальном времени и за визуализацию картинки отвечает WebGL-движок.



«Wheatbelt Castle» — это серия мультипликационных фильмов с продуманным сценарием, где участвуют различные персонажи с отличной озвучкой. Да, графика в проекте на любителя. Стиль «Low-Poly» весьма специфический. Однако особенность проекта в том, что зрителю предлагается больше свободы, нежели при просмотре классического кино. Так, можно изменить ракурс камеры на более интересный, чтобы изучить собеседника в диалоге или осмотреть окружающий мир. Причем некоторые предметы в сцене могут «откликаться» на действия зрителя. В одной из серий есть даже встроенная мини-игра. Если интересно, как это работает, то можно изучить, скачав исходники на сайте проекта (в разработке использовались Blender и Blend4Web). Интерактивное кино в веб-браузере… В этом что-то есть. Благодаря доступности технологий для создания контента и массовой аудитории, каждый может попытаться сделать что-то свое.

Конечно, многое, что создается сейчас в этой области — прощупывание почвы и эксперименты. Крупные компании и энтузиасты-одиночки пытаются использовать современные технологии для создания чего-то необычного. Вероятно, в скором времени привычное кино пополнится новым форматом интерактивного медиа.

А пока стоит присматриваться к таким необычным проектам. Возможно, за ними будущее.

Комментарии (26)


  1. artskep
    29.11.2017 09:01

    Куча современных игрушек — по сути интерактивные фильмы. Так что никакой технической проблемы здесь нет.
    Все упирается в то, что кто-то должен все равно продумать все варианты сценариев. И один такой интерактивный фильм по затратам получается как десяток-другой обычных.
    Хорошего сценариста технологией не заменишь (ну, во всяком случае пока не появится сильный ИИ), а делать фильм из стандартных шаблонов — глядеть не интересно будет.


    1. Prand Автор
      29.11.2017 09:34

      Это да. Ветвления подразумевают усложнение сценария и выверенности сюжета. Но в играх уже часто используются такие вещи. Возможно дойдет массово и до кино. «Дошли» же 3D-очки до кинотеатров.


      1. agat000
        29.11.2017 10:34

        Как вариант — отсутсвие сценария вообще. Есть модель мира, алгоритмы действия объектов и все, пошло-поехало. Как было в свое время в «Космических рейнджерах» — все само собой живет, даже если игрок ушел чай пить.
        Но это действительно уже не кино, а игра.


        1. artskep
          29.11.2017 13:02

          Программно генерируемую вселенную еще в Элите делали. Но проблема в том, что люди хотят глядеть кино и читать книги не про то, как снег летит или экономика работает, а про то, как себя ведут люди (ну, или что-то человекоподобное), причем, как правило, в нестандартных ситуациях.
          А если написать программу, которая опишет поведение человека в нестандартной ситуации, то это уже практически сильный ИИ.
          Вот такая печалька.


          1. agat000
            30.11.2017 05:34

            В современном кино все нетандартные ситуации все давно расписаны по стандартам и классам. Это же индустрия, там все стандартизировано. Сборка сценария как сборка конструктора с привязкой к сеттингу.
            Поэтому для разных классов акторов легко прописывается таблица реакций, как в играх.
            «Действие: Нападение НЕХ. Реакция: класс 1 паникует, класс 2 убегает, класс 3 героически отбивается, класс 4 умничает». Дальше обрабатывается сцена на физичеких моделях — кого сожрали, кто в окно выпал, кто сваншотил Чужого.

            Вспомнилось:
            «Аннотация: Толпа пьяных отморозков по случайно убивает главного героя. Продолжительность фильма — 2 мин. Оценка — 1.1. » (с)


            1. artskep
              30.11.2017 20:33

              Ну, поэтому, я полагаю, не всем фильмам Оскара и дают.
              Очередная перепевка «Ромео и Джульетта» редко бывает успешной.


  1. akinchicantonvasilevich
    29.11.2017 09:39

    Игор тонет… Существует целая платформа, ставшая меметичной из-за того что на ней сплошное интерактивное кино, слепленное по формату «нажми Х и мы покажем кино дальше, иначе GAME OVER»…
    А Вы нам тут задвигаете…


    1. Andrus_Trash
      29.11.2017 11:34

      Да ладно, Heavy Rain мне лично вполне зашел в свое время.


      1. akinchicantonvasilevich
        29.11.2017 16:20

        Я и не говорю что это что-то плохое. Самому Farenheit в своё время понравился. Просто это больше интерактивное кино чем игра… Хотя о терминологии можно и поспорить.


  1. ReakTiVe-007
    29.11.2017 09:58

    «VR-устройства еще не получили массового распространения в силу разных причин, но, очевидно, за ними будущее.» Нет, как раз таки не очевидно.
    1. Громоздкость-пока не будет мощности 2-х gtx 1080 в типоразмере Google Glass и говорить не о чем.
    2. АКБ-должна быть автономность 5+ часов без проводов.
    3. Ну и конечно же контент, кому нужна «чудоштука» без контента(а делать его долго дорого и сложно).
    Возможно что виар вообще останется мелкой нишей на рынке вплоть до появления устройства напрямую вещающего в мозг картинку и ощущения. Но как говорится это совсем другая история…


    1. cicatrix
      29.11.2017 11:24

      1. Громоздкость-пока не будет мощности 2-х gtx 1080 в типоразмере Google Glass
      2. АКБ-должна быть автономность 5+ часов без проводов.

      Вот это сомнительно. АКБ почти уже достигли оптимального баланса плотности энергии на единицу массы. Топливные элементы могут и больше, но у них с размерами пока плохо. Ну и в целом, больше запасённой энергии = громче «хлопок», если что не так.


    1. Bluewolf
      29.11.2017 19:33

      1. Особого смысла засовывать вычислитель прямо в очки нет, пусть ящик с двумя 1080 стоит отдельно. Беспроводная передача видео с приемлемыми параметрами (включая задержку) уже почти нормально работает и скоро будет доступна серийно. А то с такими аргументами можно сказать, что и просто компьютерные игры не нужны, пока мощность 1080 не засунута в телефон.
      2. С учетом п.1. особых проблем нет. Ну и да, а вас-то хватит на 5+ часов в VR? :)
      3. Контент появляется, его уже довольно много, уже нельзя сказать «без контента». Делать в целом не сложнее обычных игр.


      1. Viknet
        30.11.2017 20:14

        А расскажите, если не секрет, о каких технологиях беспроводной передачи данных вы говорите и о каких расстояниях идёт речь?


  1. Veddary
    29.11.2017 10:21

    Как мне кажется, VR в обозримом будущем все же будет развивиаться, преимущественно, именно через AR — дополненную реальность — ибо там, действительно, нужны меньшие вычислительные мощности и возможен больший профит при представимых сейчас способах использования.
    Порнуха, конечно, двигатель прогресса, но она куда менее практична, чем постоянно выведенная «в наглазник» схема сборки или настройки агрегата, сигнализатор состояния какого-либо узла или даже банальные навигационные/скоростные сведения при нахождении за рулем.
    Мне кажется, в этом и был изначальный косяк гугл гласс — они замахнулись на все ветки сразу -AR, мобильная связь, инет, обратная связь, видеофиксация. А им надо было позиционировать его как универсальное ARустройство ввода-вывода, просто дополняющее смартфон — ибо увы, большего современные технологии за разумные деньги вытянуть не могут.


  1. Fragster
    29.11.2017 11:31

    Помню, лет двадцать назад была серия интерактивных фильмов «Бар Белый медведь»


  1. Konachan700
    29.11.2017 12:12

    Визуальные новеллы существуют уже очень давно. В том числе, как интерактивное видео. Порнушные еще и имеют всяческие VR-девайсы. Да, за пределы Японии оно так и не вылезло полноценно, но только потому, что европейскому потребителю контента эта модель чужда.
    Кому из знакомых ВН не показывал, ото всех негативный фидбек: «тут надо читать», «это надо следить за сюжетом», «надо выбирать», и прочее… Интерактивное кино просто не взлетит, пропасть между линейным кино и играми так и осанется пропастью.


  1. Loki3000
    29.11.2017 13:47

    Дежавю! Когда я был в старших классах школы, было модно говорить что вот-вот контент (тогда это еще так не называлось) станет интерактивным и нелинейным. Осталось подождать совсем чуть-чуть. Сейчас в старших классах школы мои дети и что же я вижу — статью, которая в тех же выражениях рассказывает тоже самое! Только названия технологий поменялись. Неужели еще остались те, кто в это верит? (кроме маркетологов — им по штатному расписанию положено)


    1. Bluewolf
      29.11.2017 19:35

      Интерактивным давно стал — посмотрите любые современные игры. Посмотрите графику — это еще не уровень фильма, но уже горааааздо ближе, чем 10-20 лет назад. Нелинейным тоже иногда бывает в разной степени.


      1. Loki3000
        29.11.2017 22:30

        Глядя на современное кино, я вижу что даже искусство рассказывать линейную историю уже почти утрачено. Ожидать что эти люди смогут выдать связную историю со сложным ветвлением — быть очень большим оптимистом.
        Игры — да, во многом потеснили кино, добавив интерактива. Но этот интерактив никак не влияет на сюжет — сюжет по прежнему линеен и заскриптован (во всяком случае был в тех играх что я видел).


        1. agat000
          30.11.2017 05:44

          Потому что нормальные сценаристы перешли на сериалы. В нормалном сериале еще можно увидеть нормальный проработаный сюжет.

          Нелинейный сюжет в играх бывает, но такие игры делаются даже дольше чем чъемка фильма. 3-4 года на игру. С точки зрения коммерции это неприемлемо и может себе позволить только крупная студия, имеющая постоянный доход от многих проектов сразу. Поэтому чаще обходятся просто ветвлением прохождения маг/воин/охотник при едином сюжете.


  1. Bookvarenko
    29.11.2017 15:47

    Игр для видеоплееров нa dvd уже наклепали вагон и тележку. Все они суть зацикленные видеоролики с менюшками которые переключают ролики. То же самое интерактивное кино с другого ракурса. Ажиотажа особого нет.


  1. Ohar
    29.11.2017 19:20

    Но ведь Mass Effect давно вышел.


    1. Wolframium13
      30.11.2017 13:44

      Пфф, до него был великий Фаренгейт.


  1. Jamato
    30.11.2017 12:08

    Блин, надо закончить перевод Бадди Громанутого.


  1. akaDuality
    01.12.2017 12:11

    В контексте хочется упомянуть про Hidden agenda, вышла на днях на PS4.

    Игра-кино в которой нет геймплея, но есть принятие решений. Выбирать надо с телефона, можно даже «смотреть в коопе».


  1. Geograph
    01.12.2017 12:11

    Интерактивное кино уже существует зачем его ждать? Late Shift, Until Dawn.