Встреча
Нельзя сказать, что концепция моноколеса сразила меня совсем с нуля. В 2008 году я размышлял, не купить ли скутер, в районе 2012 присматривался к электровелосипедам. Обычный велосипед меня не интересовал, потому что до разных мест работы последние годы расстояние от дома составляло в районе 15 км, а знакомые и коллеги, которые ездили на велосипедах, преодолевали не больше половины этого расстояния. Самобалансирующиеся электрические устройства были мне известны, но совершенно не вдохновляли — сегвеи были дороги и громоздки, а широко распространившиеся в 2016 гироскутеры не могли решить задачу передвижения на большие расстояния по городу. Первый человек на моноколесе проехал мимо меня в мае 2016 года, его заметили из окна коллеги, но по каким-то причинам проигнорировал я. Можно восстановить дату, когда я узнал о моноколесах — 22 июля я прочитал пост в ЖЖ и стал копать в этом направлении. Аппарат выглядел компактным, очень стильным и способным довезти меня до работы и обратно. Спустя неделю просмотра роликов и фотографий я четко понял, что очень хочу этот вид транспорта.
Логика выбора
Как выбрать наиболее подходящую модель? Я старался действовать рационально, поэтому стал определять основные ограничения. Главным из них была возможность проехать 30 км на одной зарядке — возить с собой зарядное устройство и заряжать колесо дома и на работе было бы очень неудобно. По указанным в магазинах характеристикам формально впритык подошли бы колеса с емкостью батарей 340 Вт*ч, но китайским ваттам я не доверял ни капельки и решил применить понижающий коэффициент. В районе 500 Вт*ч моделей тогда не было, да и двойной запас выглядел разумной мерой предосторожности, так что минимально приемлемой становилась батарея 680 Вт*ч. Летом 2016 такие модели предлагали Kingsong и Gotway. И у первых был агрегат с совершенно шикарной эргономикой — выдвижной ручкой, фарами с обеих сторон, закрытым продуманным корпусом. Ну и иррационально меня привлекло вот это видео.
Вообще, подобные клипы прекрасно служат популяризации моноколес. Много позже мне написал человек, увлекшийся темой из-за уже моих роликов с покатушками. Вышедшая в начале 2016 года модель KS-16A уже морально устарела, но дизайн корпуса получился удивительно удачным, на его базе Kingsong создает новые колеса. По результатам эксплуатации выбор считаю правильным — 680 Вт*ч в моих условиях хватает на ~45 км, а эргономика действительно оказалась отличной.
Обучение
Следующий очевидный этап — научиться ездить. С одной стороны, любой, кто может стоять на ногах, может ездить на моноколесе — в обоих случаях мозг решает задачу поддержания неустойчивого равновесия. С другой стороны, это новый навык, которому надо учиться, поэтому, увы, встречаются люди, которым не хватило терпения. Особенно плохо будут обстоять дела, если учиться неправильно. Пока колесо было в пути, я посмотрел и почитал разные обучающие материалы, и был теоретически готов. Увы, практика показала, что выбранный способ обучения мне категорически не подходил, за неделю я застрял на попытках делать упражнение «длинный шаг» без видимого прогресса. Зато спустя два дня езды с опорой на плечо жены я поехал самостоятельно. Упражнения в видео полезны, но, но по моему опыту, лучший способ научиться — найти кого-нибудь и учиться ездить, опираясь на его плечо. Уже в этом году я научил кататься жену, и в ее случае тоже дело шло гораздо лучше с опорой. Хотя в интернете можно найти истории, как люди научились быстро и сами при помощи «длинного шага». Как минимум попробуйте, вдруг вам повезет?
Кривая наглости и безопасность
У многих возникает вопрос — безопасно ли ездить на транспортном средстве, у которого всего одно колесо? Воображение может рисовать страшные картины внезапно отключающегося на полном ходу колеса с последующим падением. Но реальный опыт показывает, что контроллер, поддерживающий равновесие, сгорает обычно на малой скорости в условиях наличия препятствий, и на десятки тысяч пройденных километров российского моноколесного сообщества есть буквально единичные случаи аварий на ходу, когда, например, сгорает датчик Холла (стоит в колесе для определения его положения контроллером). Лично у меня на 2300 км было четыре достойных упоминания падения, ни одно из них не было связано с отказом техники, и, благодаря защите, я сохранил в целости не только тушку, но и одежду. Вообще, как минимум по финансовым соображениям я всегда советую ездить в роллерной защите — купленная за тысячу рублей она сэкономила тысяч десять на не порванных джинсах, рубашках и куртках.
Первый случай попал на видео. В конце прогулки я заехал явно не туда, и, не успев выбраться, въехал в участок более мягкой и глубокой грязи, в котором колесо забуксовало и сбросило. В целом глубокий мягкий песок или грязь непроходимы для колеса, учитывайте это. Необходимо постоянно оценивать дорогу впереди, и лучше сбавить скорость, чем внезапно оказаться в опасности. Во влажную погоду нужно повышенное внимание, однажды я недооценил степень скользкости грязи, колесо повело, я сумел с ним справиться, но, все равно, ощущение не из приятных.
Во втором случае я возвращался затемно с работы. Прошел и растаял первый снег — сыро как после легкого дождя. В какой-то момент вижу, что еду параллельно небольшому уступу асфальта (слева чуть выше, справа чуть ниже). Успеваю подумать «так колесо будет цепляться боком покрышки об этот уступ, это неправильно, надо уходить вбок», может быть, даже начинаю поворачивать, как колесо вылетает из-под ног вправо, а я лечу вперед. Опять же спасибо защите — все царапины и потертости остались на ней.
В третьем случае причина была исключительно психологическая. Естественно, что первые поездки выполнялись медленно и осторожно. Затем с ростом уверенности начала увеличиваться скорость езды. К сожалению, управление весом на моноколесе настолько приятно, что провоцирует гнать быстрее и маневрировать активнее. Ну и дальше оставалось только подождать, когда это приведет к падению. На моей обычной дороге с/на работу есть длинный забор с проездами. Поскольку не видно, что за забором, то я всегда притормаживаю. Но, раз обычно там никого не оказывается, тормозить несколько обидно. Ну и в один прекрасный день я решил затормозить резко, чтобы, заодно, проверить маневренность колеса. Ну и проверил — подал на колесо слишком большую нагрузку («продавил») и на скорости больше 20 км/ч полетел рыбкой вперед. О том, что скорость в начале падения была большая я задумался еще до остановки — «что-то долго я по асфальту скольжу, пора бы и остановиться». И это падение тоже обошлось без каких-то последствий.
Ну и, наконец, четвертый случай является единственным падением в 2017 году и включен сюда из-за его поучительности, а не серьезности. Еду как-то раз по привычной дороге на работу, скорость где-то 25 км/ч. В одном месте участок старой плитки, подъезжая, думаю: «Что-то у нее цвет необычный… Песка насыпали что ли… А! Плитку сняли! Я ж сейчас в глубокий песок въеду и грохнусь! Надо тормозить и спрыгивать!» Ну и спрыгнул. Потерял равновесие, на остатках скорости упал в песок, защита на коленях и ладонях в песке и пыли, и снова никаких повреждений. Если бы ехал медленнее или же не решил аварийно прекращать движение, ничего бы не случилось — проехать там было можно.
Для охлаждения желания гонять и более адекватной оценки своих возможностей рекомендую регулярно читать тему «Падения и травмы» на форуме электротранспорта. Моноколес не стоит бояться, на них можно ездить долго и безопасно, но, в то же время, неосторожность или излишняя самоуверенность могут легко привести к травме. Будьте внимательны и ездите безопасно!
Зимовка
Если честно, конкретно в этот день был мягкий снег, и ехать было невозможно
Как это ни удивительно, но зима не является абсолютным препятствием для моноколеса. Да, нужно тепло одеваться, и далеко не все дороги остаются доступными, но ездить вполне можно. В принципе, можно ездить и не модифицируя колесо, но будут полезны следующие операции:
- Утепление батарей. Литий-ионные батареи могут разряжаться до -10, но вот заряжаться только не ниже нуля, а в моноколесе почти при каждом торможении включается рекуперация. К тому же, холодные батареи теряют емкость.
- Замена покрышки. На летних сликах можно ездить по снегу, но вот маневры на льду будут невозможны.
- Дополнительная гидроизоляция. Снег набивается в колесный отсек, а реагенты, которыми посыпают дороги, химически агрессивны.
Конкретно в моем случае зимой совершенно терялась возможность проехать на работу — на пути был путепровод и малолюдный участок, которые заметались намертво, а ездить по проезжей части оживленной магистрали не хотелось. Поэтому из всех вариантов я выбрал только утепление батарей — для поездок по паркам и прогулочных целей это казалось самым подходящим вариантом. Для утепления использовалась обычная теплолента, наматывающаяся вокруг батарей в два слоя.
Зимой батареи держались просто занимая все место в отсеке, а весной я убрал ленту и снова посадил батареи на двойной скотч.
Если вы живете в большом городе, то колесо возможно будет эксплуатироваться круглый год. Сейчас самое время понаблюдать за состоянием дорог — будут ли они пригодны для перемещения на колесе зимой.
Надежность
В принципе, моноколесо — довольно надежный агрегат, и можно долго ездить без поломок. В то же время вы участвуете в «аварийной лотерее». Например, у меня за все время ничего не случилось с контроллером (наиболее распространенный вид отказов), но зато выпала авария нового типа, появившаяся совсем недавно. Кроме этого были еще две потенциально неприятные ситуации.
В первом случае сгорел предохранитель. Прошел дождь, асфальт сырой, в воздухе очень мелкая морось. Проехав примерно сто метров от офиса до пешеходного перехода, я спешиваюсь, выдвигаю ручку и перехожу дорогу. На другой стороне дороги высокий бордюр, я поднимаю включенное колесо, как бы закидывая его на бордюр, так, что оно оказывается наклоненным в мою сторону:
Колесо раскручивается, касается бордюрного камня и продолжает крутиться, пробуксовывая (слышен звук трущегося колеса, и не чувствуется никакого давления на ручке). Колесо успевает пикнуть один раз и отключается. После этого нажатия кнопки питания ничего не дают.
Полезно знать: Если ваше моноколесо выключилось и не включается, то попробуйте покрутить непосредственно колесо руками. Если крутится с трудом и рывками, скорее всего вышел из строя контроллер. Если вращается свободно — проблема в чем-то другом.
В моем случае колесо вращалось свободно, и оставалась надежда, что сгорел предохранитель. Увы, конкретно на этой модели, чтобы до него добраться, нужно разбирать весь корпус. Кстати, для моноколес уже давно выпускаются обновления прошивок и приложения для телефонов. Конкретно на этой модели был баг, подававший излишний ток в определенных ситуациях, возможно, предохранитель сгорел из-за него. Спустя некоторое время вышла новая прошивка, где баг исправили.
Во втором случае был явно не мой день. Еду на работу и замечаю, что на кочках и при спрыгивании с бордюров раздается звук будто бы удара металла по металлу, причем, по ощущениям, на левой педали. Еду и думаю, пружина на педали сломалась, что ли? Колесо ведет себя хорошо, поэтому доехал 15 км до работы. Проверяю педаль — все выглядит нормальным. Вечером отправляюсь в обратный путь — звук раздается теперь на каждой кочке, явно что-то не в порядке. Не хочу рисковать, доезжаю до остановки, чтобы отправиться дальше автобусом. И тут колесо не выключается! Нажимаю кнопку еще раз — ноль реакции.
Знайте баги вашей модели! У ранних версий KS-16A очень редко колесо отказывалось выключаться. Правильные действия — не наклоняя вперед/назад, положить набок и ждать.
Сижу на остановке антирекламой моноколес, коротаю ожидание контролем времени и невеселыми размышлениями. Спустя 2-3 минуты колесо выключается. Включаю, вроде все ОК. Еду с остановки до дома — колесо работает, но металлический звук, похоже, стал еще хуже. Осматриваю колесо дома. Если ударять шиной об пол без нагрузки, звука нет. На левой половине мотор-колеса свежая круговая царапина. Влезаю на колесо, ставлю камеру и записываю видео — так и есть — левая стойка прогибается и цепляет корпус. Сначала я грешил на погнувшуюся педаль, но реальность оказалась хуже.
Что общего у моноколеса, паровоза и реактивного лайнера? Когда их начали активно эксплуатировать, там проявилась усталость металла. Диаметр оси был, скорее всего, выбран стандартный для какой-то другой техники, не учитывая нагрузки моноколеса. В результате на оси возникала усталостная трещина, которая разрасталась и в итоге ломала ось. У всех производителей, колеса которых активно и долго эксплуатировались, эта проблема проявилась в 2017 году. Ось выходила из строя обычно после первой тысячи километров, и, несмотря на то, что серьезными нагрузками можно было повысить вероятность отказа, происходил он случайно. Например, я катался аккуратно, прыгать не научился, был не самым толстым ездоком и все равно поймал эту проблему.
Тут самое место подчеркнуть, что, приобретая моноколесо, не пожалейте денег на покупку в магазине, дающем гарантийные обязательства. Новый контроллер стоит несколько тысяч, а мотор-колесо — примерно десять. В моем случае гарантия окупилась с лихвой — мне прислали на замену мотор-колесо. И тут началось новое веселье — дело в том, что производитель изменил спецификацию и с какого-то момента стал делать ось на два миллиметра толще. Это хорошо и правильно, потому что ось будет ломаться реже, но я сумел сорвать резьбу на креплении стойки педалей раньше, чем это заметил. В решении проблемы я пошел двумя путями сразу — старую стойку я отдал на нарезку большей резьбы и, параллельно, попросил выслать вторую пару стоек. Старые стойки сделали так себе, а когда приехали новые, выяснилось, что производители изменили пару размеров и там. В результате на несколько вечеров у меня появилось хобби — выпиливание по металлу и пластику. Новые стойки нужно было подпилить, чтобы на них можно было поставить старые педали.
А в крышках надо было пропилить отверстия под сместившиеся вниз отверстия в стойках.
Как ни удивительно, но собранное колесо включилось и прекрасно проехало с тех пор примерно 800 км. Ремонт занял у меня 2,5 месяца, с середины мая по конец июля. На всякий случай специально уточню — поскольку здесь повествование концентрировалось на проблемах, может показаться, что я недоволен моделью или фирмой-производителем. Это не так.
Кстати, обычное техническое обслуживание колеса минимально — протереть от пыли, проверить давление в камере (рабочее давление 2,5-3,5 атмосферы в зависимости от дорожных условий и личных вкусов), в городах, где активно сыпят реагенты в зимний период, помыть после поездки (поставить в ванну, направить душ на покрышку и чуть наклонить колесо).
Прочее
На фото в публикации виден ремень, которым колесо за ручку крепится к поясу. Необходимость этого приспособления спорна, но лично я считаю его полезным — в случае падения колесо не сможет далеко укатиться. Когда на моем маршруте есть участки, где слева оживленная трасса, а справа — откос на железную дорогу, желание не потерять колесо перевешивает повышенную с ремнем опасность травмироваться о колесо при падении.
Однозначно полезными приспособлениями являются:
- Роллерная защита — да, я не устану напоминать о ее важности.
- Велосипедный насос с манометром — удобнее, чем определять на ощупь.
- Рюкзак — я возил и довольно тяжелые грузы, это было удобно.
- Очки — насекомые, попадающие в глаз даже в октябре, — это печальная реальность.
- Наушники с костной проводимостью — не закрывают ухо и не мешают прохожим, как динамики на колесе.
- Обувь с плоской тонкой подошвой — но не переборщите, в сланцах ездить небезопасно.
- Приложения для смартфона — родное от производителя, логгер WheelLog (совместим с самыми распространенными моделями), велосипедный трекер (мне нравится Urban Biker).
- Отражатели и индикация для езды в темное время суток — не только повышают безопасность, но и прикольно смотрятся.
- Кому-то нравятся еще велосипедный звонок и зеркало, но я не пользовался.
Заключение
Говорят, что влюбленность сохраняется примерно полтора года. Если это применимо к гаджетам, то в моем случае влюбленность явно переросла в любовь. Яркость увлечения немного угасла, но я по-прежнему убежден, что моноколесо — это один из видов транспорта будущего, причем, доставляющий больше всего удовольствия от езды.
Комментарии (85)
Eldhenn
01.12.2017 09:02Утепление батареи? У неё что, есть положительная температура?
impalex
01.12.2017 09:59+1Если храним батарею дома, полагаю, что температура будет положительной. Смысл в том, чтоб как можно дольше сохранить это тепло.
lozga Автор
01.12.2017 10:00Колесо хранится в тепле дома и батареи греются при езде на разрядке/зарядке. Теплоизоляция работает, если не оставлять надолго колесо стоять на холоде.
appsforlife
01.12.2017 10:10А как оно в гору тянет? И сколько надо весить, чтобы оно не надорвалось?
lozga Автор
01.12.2017 10:53У разных моделей мощность разная. Минимально безопасная для езды — 500 Вт. У меня 800, в гору тянет прекрасно, даже не замечаешь.
artyums
01.12.2017 19:48Минимально безопасная? В каком плане? Летом катался на электросамокате с моторколесом 250W (в пике, говорят, до 500W) — хватало более чем, и иногда даже включал Eco режим, понижающий мощность, ибо было именно небезопасно ехать и/или разгоняться быстро.
Stalker_RED
01.12.2017 20:16+1При заваливании вперед колесо должно сделать рывок еще сильнее вперед, чтобы удержать равновесие. Так что, чем больше запас по мощности, (а точнее, максимальный крутящий момент на колесе), тем меньше шансов «клюнуть носом» на случайной неровности.
Rumlin
01.12.2017 11:42офф интересно как с точки ПДД разрешено двигаться по обочине на колесе.
SvSh123
01.12.2017 11:54С точки зрения ПДД человек на колесе или гироскутере приравнивается к пешеходу. А значит, может двигаться по обочине против направления движения автотранспорта по этой стороне дороги.
Наверное, правильнее было бы приравнивать их к велосипедистам.Rsa97
01.12.2017 11:56Если приравнять к велосипедистам, то при мощности выше 250 Вт это будет уже мопед со всеми вытекающими — права, шлем, движение только по ПЧ.
Rsa97
01.12.2017 11:55По российским ПДД человек на таком колесе приравнен к пешеходу. Движение пешехода по обочине допускается при отсутствии тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки.
Rumlin
01.12.2017 12:07Больше интересует какое направление
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Rsa97
01.12.2017 12:13Обочина и край ПЧ — это разные элементы дороги. Направление движения пешеходов по обочине не регламентировано. При наличии обочины и возможности движения по ней пешеходы не должны двигаться по краю ПЧ.
Dusty77
01.12.2017 11:50Есть пара вопросов. В моем городе с велосипедными дорожками все плохо. И например на работу мне нужно ехать по трассе. На велосипеде я привык ехать по обочине, и то неприятно когда тебя обгоняет грузовик получаешь набегающим потоком воздуха. А как на колесе, не сдует? На бордюр на нем запрыгнуть можно?
lozga Автор
01.12.2017 12:41На проезжую часть я не выезжал. По идее, если и будет хуже велосипеда, то не сильно.
shep
01.12.2017 12:39Бордюр на пути равен полной остановке и переставлению колеса или есть возможность прыгать? Привык на самокате, прямо на 30км/ч препятствия перепрыгивать, на бордюры запрыгивать.
lozga Автор
01.12.2017 12:42На небольшие можно заезжать, на высокие — научиться запрыгивать. Мне проще поднять руками, на основном маршруте достаточно высоких буквально пара штук осталась.
tishevich
01.12.2017 22:16А как вы на самокате прыгаете? Есть ли какие-нибудь видео или методики? Я не знал что на нем можно запрыгивать на бордюры…
wilderwind
01.12.2017 12:39Вообще медалька о двух сторонах. Автомобилистам только ещё не хватало уворачиваться от безумных гироскутеров да моноколёс с электросамокатами на дороге, а подобной техники из года в год всё больше. И на тротуаре они представляют немалую опасность, ну-ка рослый детина под 100кг несётся 25 км/ч… При этом надо признать, что инфраструктура для велосипедов отсутствует начисто либо находится в настолько зачаточном состоянии, что говорить о ней всерьёз не приходится. И очень часто велосипедисты едут по тротуарам, достаточно понаблюдать через веб-камеру за любым городом страны в тёплое время года при хорошей погоде.
Ситуация тупиковая, на мой взгляд. Движение среди автомобилей на моноколесе или гироскутере — большой риск и лишнее провоцирование ДТП. Всё же необходимо разделять личный электротранспорт на имеющий рулевое управление и не имеющий оного. Самокат с моторчиком — это практически велосипед по уровню управляемости и устойчивости, а гироскутер (даже с рулевой штангой) может повести себя непредсказуемо при случайном попадании в лужу одним колесом на скорости.
Так-то и бегать по тротуару можно со скоростью 20 км/ч, и тоже кого-нибудь затоптать. Вся проблема в том, что человек чаще всего не способен пробежаться до работы, поддерживая такой темп, а моноколесо — вполне.
В общем, мой голос за то, чтобы приравнять мощные самокаты к велосипедам, прочих — к пешеходам, и ограничить скорость движения по тротуарам, скажем, 15 км/ч. Этого хватит, чтобы спокойно добраться до метро, работы и т.д., не подвергая излишнему риску тех, кто шагает своими двумя. Всё, что произошло на большей скорости — вина обладателя скоростного устройства. Считаю, что такой подход логичен, не требует вложений, и вместе с тем хоть как-то решает назревшие вопросы.
Смотрите объективно: по тротуару всё равно ездят и будут ездить, не бегать же с полосатой палкой за каждым гироскутером с требованием показать тех.паспорт и мощность двигателя. А если их выпустить на дороги — с учётом возрастающего их количества — мы получим невесёлую статистику ДТП, которая и так весьма удручающе выглядит.Compost
01.12.2017 12:56ограничить скорость движения по тротуарам, скажем, 15 км/ч
Всё, что произошло на большей скорости — вина обладателя скоростного устройства.
Простите, а каким образом вы предлагаете это контролировать?
Кто будет решать — бОльшая скорость или нет?
<zanuda_on> Ну что за эпидемия в РФ — не пущать, запрещать и наказывать </zanuda_off>wilderwind
01.12.2017 15:13Ограничить в данном случае необходимо, так как по тротуару движутся пешеходы разных возрастов и разного физического состояния. Контролировать только непосредственно происшествия по камерам наружного наблюдения, коих сейчас на каждом здании десяток. Из-за припаркованного автомобиля может внезапно выйти на тротуар его водитель, и в него на хорошей скорости влетит даже пусть 60кг, оба тут же окажутся на асфальте, хорошо если не ударятся головой обо что-нибудь твёрдое и угловатое. А водитель телефон в руке держал, который выпал и разбился. Кто виноват и как рассудить в этом случае? Очевидно, что необходимо ограничивать скорость, а соблюдение правил уже на совести тех, кто катается. Адекватные и разумные люди и так не будут рисковать здоровьем и имуществом, ни своим, ни чужим, и выберут оптимальную скорость передвижения. Можно ещё применить запрещённый приём в виде аргумента «а если под колёса выбежит ребёнок», но я не буду))
Нужно лишь подвести нормальную законодательную базу, а не бездумно запрещать, об этом я и говорю. А самотёком всё обычно движется именно к «запретить и не пущать».Darth_Malok
01.12.2017 15:29Хм… тогда нужно запретить бегать по тротуарам, а лучше ограничить максимальную скорость до 5 км/ч.
wilderwind
01.12.2017 15:59Тут вопрос массовости. Бегает не так уж много людей, и я уже написал выше, что бежать долго с высокой скоростью человек не способен. Если через пару лет мы получим в несколько раз больше одно- и двухколёсного электротранспорта — с этим придётся считаться, так или иначе.
А я просто предлагаю уравнять с велосипедами двухколёсные электросамокаты с рулём и теми же 250+ Вт двигателями, которые есть в законе уже сейчас, т.к. в силу конструктивных особенностей они более уверенно управляются, чем моноколёса и гироскутеры, которым место уж не среди автомобилей точно.
Повторюсь, всё это УЖЕ ездит по тротуарам и дорогам, необходимо только определить границы ответственности при нанесении ущерба. Который, очевидно, напрямую зависит от скорости.Rsa97
01.12.2017 16:09Велосипеды — это двигатель до 250Вт, отключающийся на 25 км/ч. Всё, что выше — это уже мопеды, то есть требуются права, шлем, езда строго по ПЧ.
А для ответственности достаточно признать езду по тротуару источником повышенной опасности. Тогда ущерб здоровью пострадавшего ездок должен будет возмещать независимо от вины в происшествии.
webkumo
01.12.2017 17:56+1Тут вопрос массовости.
Вот-вот. Что-то я адекватных велодорожек не наблюдаю. Вот если их сделать — тогда и можно будет выносить весь этот транспорт на них.
PS я ни как не афилирован с данным транспортом — в принципе не понимаю, зачем стоять, когда можно сидеть. По этой причине и выбрал велосипед. Заодно и фитнес — педали крутить :)
PS имею опыт езды по проезжей части. Половина водителей не понимает что такое велосипед (возможности манёвра, тормозной путь, боковой интервал), ~10% считает, что велосипеду не место на ПЧ (некоторые — аггресивно считают).
prostosergik
01.12.2017 22:58Вместо того, чтобы ограничивать, не лучше ли сделать нормальную вело инфраструктуру и банально разграничить пешеходов и велосипедистов? Ты пешеход, идешь по велодорожке, тебя сбили? Сам виноват, получи штраф. Ты велосипедист? Едешь по тротуару при наличии велодорожки? На кого-то наехал? Сам виноват, получи штраф. Такое действует то ли в Австрии, то ли в Германии, то ли в Бельгии… слышал слухи =)
Fagot63
02.12.2017 00:31Во во. Ездил отдыхать в Сочи/Адлер(в первый и последний раз). Под ноги вовсе не смотрят. Велодорожки просто запружены пешеходами. Палец с кнопки звонка можно не убирать даже, т.к. до следующего «нарушителя», метров 10, не более.
Каждые метров 15, разрисован асфальт, что эта дорожка для велосипедов, но народ идет не задумывается, пропускают(возмущаясь) велотакси и дальше идут по ней.hagenvontronje
02.12.2017 08:37Как выше написали — вопрос массовости: пешеходы непрочь и по дорогам гулять, если машин нет. В Стокгольме, например, изредка видел идущих по велодорожке, но субъективно соотношение велосипедистов к пешеходам было 1:2. Уверен, что если было бы 1:10, то было бы как в Сочи :)
Fagot63
02.12.2017 13:18К примеру дорожка вдоль пляжа, интенсивное велодвижение(плюс электровелосипеды), рядом пешеходная дорожка в ~три раза шире, причем полупустая. Пока стоял у ограждения, некоторые пешеходы успевали по два три раза пропустить велотранспорт на их полосе, но выводов так и не сделали.
Не смущает ни то что разделение сделано бордюром с разной высотой дорожек, ни то что они выполнены разным цветом.
kvarkicn
04.12.2017 11:24Для велосипедов все давно придумано:
по тротуару можно ехать при отсутствии всего (велодорожек, обочин и невозможности ехать по ПЧ), не создавая помех пешеходам.
Собственно в ПДД нужно ввести только один пункт для всех этих девайсов: двигаться по велодорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, не создавая помех пешеходам.
В тех же ПДД определение вполне четкое: «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».
Вписался в пешехода — виноват, вынудил его отпрыгнуть в кусты и он разбил телефон/порвал одежду — виноват.
Fagot63
01.12.2017 13:14мы получим невесёлую статистику ДТП, которая и так весьма удручающе выглядит.
Как произошло с скутерами/мопедами.
kerberos464
01.12.2017 13:23В общем, мой голос за то, чтобы приравнять мощные самокаты к велосипедам, прочих — к пешеходам, и ограничить скорость движения по тротуарам, скажем, 15 км/ч. Этого хватит, чтобы спокойно добраться до метро, работы и т.д., не подвергая излишнему риску тех, кто шагает своими двумя. Всё, что произошло на большей скорости — вина обладателя скоростного устройства.
Если не пользоваться головой и глазами, можно и на 15 км/ч сбить пешехода, и обоим не поздоровится.
Поэтому мой голос за то, чтобы вести себя на моноколесе также, как и ведёшь себя за рулём автомобиля: смотреть по сторонам и на дорогу; прогнозировать поведение других участников движения; при сложных ситуациях сбрасывать скорость, при необходимости даже до нуля. Пешеходов стараться объезжать с запасом, особенно тех, которые в момент обгона находятся к вам спиной.
Собственно, так и делаю и на колесе, и за рулём.
REPISOT
01.12.2017 14:16А если сбить на велодорожке ребенка, который выскочил под колеса прямо перед тобой?
Что на 15, что на 20. Затормозить не успеешь.
rafuck
01.12.2017 22:27Я езжу на велосипеде. И довольно быстро. Но делаю это на дороге. По моим наблюдениям те, кто едет по тротуару, в принципе не едут (не любят/не хотят) ездить быстро. По тротуару ты просто вынужден ехать медленнее.
BelBES
01.12.2017 23:34И очень часто велосипедисты едут по тротуарам, достаточно понаблюдать через веб-камеру за любым городом страны в тёплое время года при хорошей погоде.
Справедливости ради, на одной из немногих велодороже в городе, мне постоянно приходится с неё съезжать, т.к. по ней прогуливаются пешеходы, выгуливают собак, маленьких детей, при том, что в метре от неё тротуар шириной метра 3-4… людей даже не останавливает тот факт, что вдоль всей велодорожки стоят знаки.
В общем, мой голос за то, чтобы приравнять мощные самокаты к велосипедам, прочих — к пешеходам, и ограничить скорость движения по тротуарам, скажем, 15 км/ч. Этого хватит, чтобы спокойно добраться до метро, работы и т.д., не подвергая излишнему риску тех, кто шагает своими двумя.
На велосипеде человек сидит высоко и в случае наезда автомобиля сзади, скорей всего велосипедист упадет на капот, а вот в случае самоката/моноколеса, в случае наезда сзади, человека затянет под машину и переломает ноги. Имхо, без выделенной полосы для личного е-транспорта, выезжать на нем на ПЧ просто опасно.
Houston
02.12.2017 20:19Что у велосипеда, что у электросамоката или моноколеса, расстояние от вытянутой ноги до земли 10-15 см.
BelBES
02.12.2017 21:28У велосипеда колеса в некотором смысле выступает в роли бампера, принимающего на себя удар при столкновении сзади/спереди, у колес/самокатов такого нет и удар будет сразу в ноги.
Eldhenn
01.12.2017 13:41А чем вообще одно колесо лучше (удобнее, практичнее) двух?
И вдогонку — что с мокрым асфальтом-лужами? Они сразу все на спине или как?lozga Автор
01.12.2017 14:54Удобнее тем, что компактней, можно взять в транспорт, не нужна велопарковка.
На закрытых колесах — ничего, на открытых либо мокнут, либо делают брызговики.Eldhenn
01.12.2017 16:43Велопарковка понятно. Я про эти, как их — гироскутеры? В общем, по колесу на ногу.
alff31
01.12.2017 17:09Гироскутер — это скорее игрушка для парков, а не средство передвижения
Eldhenn
01.12.2017 17:41Почему?
lucid_lynxx
01.12.2017 20:00Низкий клиренс у большинства, больший вес и габариты. И, кажется, скорости/мощности там меньше. Плюс, совсем неудобно переносить.
AbstractGaze
02.12.2017 07:15А еще потому что габариты просто неимоверные по ширине. Кроме как в парке ездить и не получиться, и то при условии что там народу не много. Оно и на самокате с зауженым рулем не всегда легко протиснуться, а гироскутер в 2 раза шире, и его нельзя наклонить в бок как самокат или себя в случае моноколеса.
lozga Автор
02.12.2017 08:39У гироскутеров:
1. Нет возможности заехать даже на маленький бордюр и нет удобной ручки, чтобы его поднять.
2. Ниже максимальная скорость, и на скорости есть опасность падения из-за случайно ставшего разным положения педалей. На моноколесе педали не смещаются друг относительно друга, и на большой скорости можно уверенно управлять.
vyacheslavteplyakov
01.12.2017 14:49Друг купил такую штуку этим летом. Он поехал сразу, сказывается спортивная подготовка, я поехал сразу, видимо потому что умею ездить на уницикле.
Модель не скажу, не знаю. Но расскажу с чем столкнулся именно он. т.к. покрышка имеет не очень толстый профиль, а вся нагрузка от стокилограмовой туши, несущейся по часто не ровной дороге под 30кмч приходится на неё, очень важно следить за давлением в шине. Иначе камеру «прожевывает». Лучше держать давление близкое к максимальному указанному на покрышке. Ремонту как после прокола она не подлежит. Купить такую камеру быстро из наличия проблематично, сказывается редкий размер и специфическая форма соска в который вкручивается ниппель, он гнутый чтобы не цеплять за корпус. Поменять её тоже история еще та. Приходится разбирать все колесо чтобы снять покрышку. У колеса есть защита от перегрузки, если оно раскручивается в холостую, когда держишь его на весу на пример и наклоняешь, раздаётся некое китайское бла бла бла и оно выключает мотор. Тоже самое происходит если валить в гору на максимальной скорости, такой «сюрприз» легко может привести к падению т.к. электрическое моноколесо превращается в impossible wheel c рывком вперед. Других косяков замечен не было. Маленькое, маневреное, по городу валит быстро. Я бы рекомендовал ездить в любом доступном шлеме. Скорость которую оно развивает достаточна чтобы при падении или дтп удариться головой с последствиями, остальное заживает-срастается.
Desprit
01.12.2017 15:25Спасибо за статью!
Скажите, пожалуйста, на видео есть пара моментов, где человек съезжает с небольших бордюров, как обстоит дело с заездом? Какой максимальной высоты он должен быть, чтобы заехать просто с разгону и насколько безопасно будет запрыгивать (тоже видел на каком-то видео).zuborg
01.12.2017 17:034-5см преодолеваются без проблем (16" колесо), но нужно немного практики. А вот разгон как раз не надо — заезжается лучше на небольшой скорости.
Desprit
01.12.2017 17:40А процедура при более высоком бордюре какая? поднимать его за веревку, которым он к поясу крепится?
zuborg
01.12.2017 19:13Спешиваешься, выключаешь (если нет кнопки временного отключения под ручкой), переставляешь на бордюр, включаешь, становишься и едешь дальше…
За веревку без выключения нельзя — колесо на малейший наклон отреагирует резким раскручиванием.Milein
02.12.2017 00:05Чтобы поднять на обычный бордюр выключать нет необходимости. Поднял, опустил, занимает меньше секунды. За это время колесо особо не раскрутится.
А также можно делать маятник — наклоняешь колесо в одну сторону — оно начинает раскручиваться, через секунду-другую наклоняешь в обратную и соответственно оно «тормозит» и начинает крутиться в другую сторону. Мне этот навык правда почти никогда не пригождается, но так можно сколько угодно нести включённое колесо.vdudouyt
02.12.2017 08:40У некоторых моделей — как, например, у Inmotion V8 — есть специальная кнопка на рукоятке, предотвращающая раскручивание колеса при нажатии. Но даже если и нет — то выключать все равно нет особой необходимости, достаточно просто быстро поднять колесо на поверхность.
Ну и если корпус «ухватистый», можно разучить банни-хоп.
lozga Автор
02.12.2017 08:47Высота бордюра, на который можно заехать, определяется диаметром колеса и умением ездока. Как максимум можно научиться прыгать, и запрыгивать на 20 см бордюр (на видео 22,5 см на колесе весом >20 кг!). Если не прыгать, то на ~5 см бордюр можно заехать накатом. Излишне разгоняться не следует, наоборот, лучше притормозить — мотор-то въезд вытянет, важнее не потерять равновесие.
gnomeby
01.12.2017 17:28А как оно вообще бодрит? В тонусе начинаете рабочий день?
А сколько времени на работу ехать, за сколько 15 км проезжаете?
А пробовали с коллегами поменяться на день на велосипед для сравнения ощущений? (Это легко потянет на отдельную статью)murad_mms
02.12.2017 01:23Я езжу по Москве, средняя скорость 20 км в час (10 км на работу проезжал за 25 минут). Ездить на колесе просто весело и приятно, но оно практически никак не нагружает организм физически. Есть велосипед, отдал другу, забирать обратно желания нет.
lozga Автор
02.12.2017 08:54Я быстро просыпаюсь, так что особой разницы не замечал. В зависимости от погоды, настроения и дел на день можно поехать на моноколесе или общественным транспортом, иметь возможность выбора наиболее подходящего варианта хорошо.
Скорость сравнима с общественным транспортом. Маленькая маршрутка несколько быстрее. На моноколесе на работу ~50-60 минут, рекорд 43, но сейчас я так не гоняю. На маленькой маршрутке в районе 40 минут, на большом автобусе в районе 50.
На велосипед не менялся, неделю ездил на электросамокате, нет кайфа от управления мыслью, и ставшие непроходимыми бордюры бесят.
alexstz
02.12.2017 10:29Моноколесо не бодрит как велосипед. После обучения мышцы перестают работать (мозг работает на упреждение мелкими корректировками). В прохладную погоду замерзаешь быстрее, плюс стопы забиваются, т.к. находятся в постоянном напряжении.
Раньше я был круглогодичным велосипедистом, а последний летний сезон откатал на колесе — эйфория и чувство полёта есть, а физнагрузки нет.
bbs12
02.12.2017 08:40В нашей стране только горный электровелосипед, с резиной на хороших протекторах. Оно может ехать везде, по бордюрам, по грязи, по песку Я вот сегодня по чистому льду ездил, на шипованных покрышках. Ничего универсальнее велосипеда пока не придумали.
У него еще и два движка в комплекте — ноги и электродвигатель, что сильно повышает надежность.Rsa97
02.12.2017 09:49IMHO, в городе для коммютинга таки удобнее ситибайк с открытой или низкой рамой, полноразмерными крыльями и нормальным багажником. Летом — слики/полуслики, зимой — злая шиповка.
bbs12
02.12.2017 10:40В каком городе? Вы когда-нибудь были в моём городе, Волгограде? Здесь нет дорог, везде ямы и рытвины, кучи грязи и песка. Здесь пешком тяжело ходить.
Крылья и багажник, кстати, ставятся на горные байки.
nick_gabpe
02.12.2017 08:40Думал приобрести такую штуку, но у нее есть минус по сравнению с велосипедом: она не нагружает тело, после велосипеда ты как после разминки свежий и бодрый, а вот после колеса — не факт. Но зато против ветра, наверное, не так муторно ехать.
Вопрос: а как оно едет по высокому снегу см так 15-20? В Петербурге зимой много пустых небрежных, по которым можно быстро доехать на работу.lozga Автор
02.12.2017 08:56Везде свои плюсы и минусы, потеть на велосипеде в жару вряд ли приятно.
15-20 см — только если снег мягкий свежевыпавший, а под ним ровная и не скользкая поверхность.bbs12
02.12.2017 10:45«потеть на велосипеде в жару вряд ли приятно»
Эту проблему решает электровелосипед. Хочешь — едешь на движке, хочешь крутишь педали. Если одновременно давить газ и крутить педали, можно ехать даже 60 км/ч, но очень недолго, ибо ноги быстро отвалятся, а вот 50 км/ч — уже рабочая скорость.Rsa97
02.12.2017 11:45Это уже не электровелосипед, а мопед. По ПДД двигатель электровелосипеда должен отключаться после 25 км/ч, как ни дави на газ. Ну а для мопеда нужны права, шлем и езда исключительно по ПЧ.
bbs12
02.12.2017 13:30Вы думаете, вас могут остановить ДПС ники и начать тестировать ваш велосипед на соответствие правилам? Тогда просто сделайте маленький и незаметный переключатель на проводе, который будет вообще нафиг полностью обрубать цепь и отключать движок.
bbs12
02.12.2017 13:33А если заморочиться сильнее, то нет большой проблемы сделать такой переключатель, который будет переводить электровелосипед в режим пониженной мощности с отключением двигателя при 25 км/ч.
Compost
Ну, чую, придется летом покупать.
lozga Автор
Лучше весной, чтобы учиться там, где снег уже растаял, не потеряете хорошие дни зря.
artyums
А я бы советовал посмотреть в сторону электросамокатов. В этом году катался на Xiaomi Mijia Electric Scooter, но сдал его по гарантии в магазин (после двухнедельного перерыва на поездку к морю, самокат просто отказался включаться и все, приехали). Предстоящей весной обязательно присмотрю что-нибудь более серьезное и ремонтопригодное.
По сравнению с моноколесом самокат будет безопаснее и удобнее для перемещения руками в тех местах, где ездить сложно/нельзя.
AbstractGaze
Особенно после видео падения создается ощущение что можно и пол головы оставить на отбойнике.
Если здоровье позволяет лучше кстати обычный самокат, а не электро. Я на своем хендмее за чуть более чем полтора года откатал уже 6500 км и зимой и летом и в дождь и в снег. 3 из 4 падений были вызваны моей не доработкой конструкции и всего одно при повороте и сильном наклоне самоката на мокром асфальте. Но даже при этом всем, таких опасных падений нет. Обычно падение с самоката заканчивается пробежкой в пару шагов без собственно говоря самого падения.
Один нюанс- у самоката габариты зачастую больше ) Так что тут каждому свое.
RunningWolf
На вкус и цвет… У жены — самокат (Xiaomi), у меня — колесо. Несколько раз брал самокат. Колесо лучше :)
Если гонять, то безопасность одинаковая. Если ездить аккуратно — тоже. Но самокат менее маневренный, гораздо больше по размерам и при этом с маленькими колесам. Проходимость хуже, руки заняты, в транспорте из-за размеров с ним сложнее.
Плюсы самоката:
— на нем можно ехать, даже когда он выключен
— выбраться из плотной толпы, когда перемещение по полметра с остановками (но даже здесь на колесе привыкаешь просто вести его одной ногой — тот самый «длинный шаг»)
Real3L0
Безопасность самоката и колеса совсем не одинаковая, если, речь о качестве дороги. Что, собственно, в начале статьи и рассказано, и показано. Описанные дороги на самокате можно проезжать «не задумываясь».
lozga Автор
Я неделю катался на Kugoo S2 и чуть-чуть на сяокате. У самоката свои достоинства, но нет кайфа от управления мыслью и надоедает поднимать на мелкие бордюры.
Real3L0
Вероятно, это одна из четырёх распространённых проблем этого самоката. Решается паяльником. :)