image

Автомобили эволюционируют. Мы прошли путь от сжигания ископаемых в наших бензобаках до зарядки машины от розетки за одну ночь, а сейчас выдумываем ещё более изощренные способы передвижения. Наряду с этим нераздельно прогрессируют и методы производства. Давайте заглянем внутрь мегасекретного производственного завода Audi в Германии, где люди трудятся рядом с роботами, чтобы собирать тысячи машин в день.


Добро пожаловать в Ингольштадт. Население города составляет 127 000 человек, здесь же размещен главный офис и производственные линии компании.

image

Когда мы говорим «главный офис», то действительно имеем это в виду. Завод в Ингольштадте по площади не уступает городу Монако, население которого меньше, чем количество работающих здесь сотрудников: 40 000 человек выполняют все — от сборки Audi A3, A3 e-tron, A3 g-tron, седана A4 и кроссовера Q5 до управления, продаж и поддержки. Это целый город из стали и стекла, внедряющий идеи точного машиностроения и роскоши.

Ингольштадт штампует по 2500 готовых машин в день – все делается в специальных мастерских на заводе. В инструментальном цеху Audi создает свои собственные инструменты и элементы корпуса; в покрасочном – роботы распыляют краску на протяжении 4-5 часов; есть центр исследования и разработок со своим помещением для краш-тестов, чтобы тестировать и улучшать существующие модели; а также сборочный цех, где все комплектуется воедино.

image

Как только заходим в сборочный цех, огромное открытое пространство зажигается светом. Единственные объекты, занимающие место на этой площади, – гигантские лоты с оранжевыми роботами для невероятно точной сварки компонентов со скоростью света и нестерпимой температурой. Часто рабочий процесс происходит в темноте, потому что роботы не нуждаются в освещении.

Один человек стоит возле робота, подавая новые детали. Его робот создает колёсные арки для модели Q5, формируя их из 12 алюминиевых частей.

image

Прежде чем заполнить зал этими роботами несколькими годами ранее, заводу нужно было множество сварщиков, проделывающих тысячи точечных швов. Автоматизация позволила Audi выполнять тысячи заказов в день.

800 роботов трудятся круглые сутки, а люди дополняют процесс 12-часовыми сменами. Система вентиляции работает без остановки, подавая свежий воздух в закрытые помещения, придавая ему сладкий запах для повышения комфорта оставшихся сотрудников.

image

Весь комплекс очень энергоэкономичный – солнечные панели на крыше много экономят. Само здание было создано в 1950-х, но оборудование здесь передовое.

Как для завода, из ворот которого выезжает по 2500 машин в день, он удивительно незагроможденный. В первую очередь это стало возможным благодаря практичному немецкому мышлению: автомобили автоматически транспортируются между станциями над головами рабочих по системе подъемников и конвейеров. После закрепления компонента робот его самостоятельно поднимает, плавно передавая на следующий пункт.

Роботы выполняют большую часть работы, включая точечное сваривание, формирование и сборку. Гигантские электроды с обеих сторон зажимной клешни подаются автоматически, соединяя две детали.

image

Роботы сами по себе не глупы, так как им приходится по-разному работать над каждой машиной, в зависимости от предпочтений клиента. Завод в Ингольштадте собирает только автомобили под заказ – вместо того, чтобы заполнить автосалоны по всему миру одинаковыми машинами. Один клиент хочет люк в крыше, то есть робот в определенный момент должен взять новую деталь. Другому нужен руль справа, а кому-то ещё – другое оформление интерьера и цвет.

Чтобы управлять роботами и сообщать им, что следует дальше, в каждой машине есть небольшой серый модуль с данными, который передает информацию о том, что нужно прикрепить и в каком  порядке. Роботы считывают данные и выбирают соответствующий необходимый компонент.

С целью гарантии соблюдения качества у Audi есть роботы, измеряющие с помощью лазера каждую деталь, когда она транспортируется между станциями – таким образом проверяется безопасность, правильность и соответствие заказу покупателя. Если в машине должен быть люк в крыше, а он отсутствует, деталь помечается, прежде чем ехать дальше. А чтобы убедиться, что сварочные роботы функционируют корректно, каждые 4 часа в процесс на сборочной линии добавляют фиктивную команду. Эта тестовая машина позже снимается с линии и полностью разбирается, чтобы удостовериться в правильной работе роботов.

image

Самая большая концентрация работников-людей на заводе – на линии конечной сборки и в отделочных цехах, где сотрудники устанавливают для сборки сидения, рулевые колеса, подушки безопасности, стереосистемы и другие составляющие. Именно здесь проявляется самое продвинутое сотрудничество между человеком и роботом, чтобы повысить эффективность.

Вместо того чтобы работники постоянно нагибались и напрягались, используются сидения с гидроусилителями, на которых можно «парить» вокруг сборочной линии, чтобы взять необходимый компонент и переместиться обратно в машину для установки. Похоже на летающее сидение, прикрепленное к производственной линии.

Завод в Ингольштадте разумно разделён рельсовыми дорогами, соединяющими его с погрузочными портами для дальнейшей переправки в Европу и по всему миру. Накрытые машины автоматически перемещаются в складскую зону для автоматической погрузки на поезд – все контролируется небольшой командой, ответственной за логистику.

image

Этот завод – не уникальный: у Audi есть более 10 сборочных комплексов в мире (от Европы до Индии и даже Китая), чтобы создавать прекрасные новенькие TT, внедорожники Q7, спортивные A1 и S1 и дикий суперкар R8.

Вопрос в том, будут ли на заводах компании в будущем работать люди, если роботы оказались настолько эффективными. Если верить члену совета директоров в Audi AG доктору Хуберту Вальтлю, то несомненно.

Он верит, что роботы никогда не смогут полностью заменить людей на заводах автопроизводителей.

В будущем не будет заводов без людей. Мы будем продолжать принимать решения, касающиеся процесса производства. И работники останутся ключевым элементом производства, ориентированного на успех и будущий прогресс, – говорит он.

image

Это новая эпоха в промышленности, которая несет в себе невероятный процесс сотрудничества человека и машины, чтобы улучшить сборочные навыки людей, и это просто замечательно!

Комментарии (12)


  1. TyVik
    29.06.2015 21:18

    Ага, а потом эти машины отправляются прямиком на кладбище новых автомобилей.


    1. 0serg
      29.06.2015 23:40
      +7

      Это не более чем городская легенда. Часть машин действительно никогда не продается, но их количество очень мало и ни один автопроизводитель не работает в подобном режиме сколь-либо длительное время. Многие фотографий из статьи АдМи датируются 2009 годом когда спрос на автомобили очень резко и неожиданно рухнул — в этот момент да, производство не успело настолько быстро отреагировать и возникла временная проблема со складами. На других просто изображены большие склады — логистика перевозок миллионов машин тяготеет к немалой централизации. Порт Бристоля с фотографий, к примеру, обслуживает перевозку 700.000 машин ежегодно, т.е. по 2 тысячи машин в день. Ни на одной из приведенных в материалах фотографий нет более 10 тысяч машин, т.е. подобные грандиозные стоянки — это запас на считанные дни работы подобного порта.


      1. Siper
        30.06.2015 21:39

        Фото хонд вообще 2005 года, в 2006 уже другие кузова пошли.


  1. Lissov
    30.06.2015 11:19

    «Мегасекретный» — это ради шутки? Если кому интересно, то на этот завод так же как и на завод BMW в Мюнхене водят экскурсии. При этом очень рекомендую заранее посмотреть время работы и забронировать место — на этот завод мы просто опоздали, к тому же мест на экскурсию может не быть, овобенно на англоязычную.


  1. mobilesfinks
    30.06.2015 12:04

    Прежде чем заполнить зал этими роботами несколькими годами ранее, заводу нужно было множество сварщиков, проделывающих тысячи точечных швов. Автоматизация позволила Audi выполнять тысячи заказов в день.

    Достаточно наивно полагать, что роботы не вытеснят людей полностью. Да, что то, пока, люди делают. Но сколько сварщиков было уволено что бы поставить новых сварочных роботов? Об этом то молчат.
    «Он верит, что роботы никогда не смогут полностью заменить людей на заводах автопроизводителей.»

    это просто такая дичайшая ложь, что бы умаслить профсоюзы и запудрить мозг обывателю. Тут главное слово — вера. Он верит. Верить можно хоть в чёрта, а то что роботизация шагает семимильными шагами это факт. И то что людей увольняют, что бы роботов поставить — тоже факт.
    В общем статья оставила двоякое впечатление — вроде круто, что такие технологии сейчас есть в производстве, но это наводит на мысли о скрижалях джорджии
    Если вспомнить известные заблуждения:
    — «Всем образованным людям должно быть ясно, что голосовые сообщения невозможно передать по проводам, — утверждала в 1865 году газета The Boston Post. — А даже если и удастся, это не найдет никакого практического применения».
    — «Кино-временное явление. Зрители все равно захотят видеть игру живых актеров на реальной сцене», — так считал в 1916 году актер Чарли Чаплин.
    — В 1943 году председатель совета директоров компании IBM Томас Ватсон прогнозировал, что мировой спрос на компьютеры достигнет… пяти штук.
    — В 1830-х годах профессор философии и астрономии Лондонского университета Дионисий Ларднер авторитетно заявил: «Железнодорожные путешествия на большой скорости нереальны, так как пассажиры, не имея возможности дышать, умрут от удушья». В 1902 году директор обсерватории военно-морских сил США Саймон Ньюкомб утверждал: «Полет на машинах тяжелее воздуха бессмыслен, если не сказать, что невозможен». Это притом, что первый в мире пилотируемый полет братья Орвилл и Уилбер Райт совершили уже в следующем году.

    ну и так далее… гугл в помощь


    1. 0serg
      30.06.2015 12:45

      Люди просто уйдут в сферу услуг, вот и всё. Вчерашний сварщик станет официантом или воспитателем в детском саду, его дети станут врачами или художниками.


      1. Deranged
        30.06.2015 15:01

        Или станет разработчиком сварочных роботов.


        1. 0serg
          30.06.2015 15:09

          Их мало нужно — компенсировать сокращение рабочих мест не получится.
          А вот сфера услуг способна поглотить практически любой объем работников


    1. Lissov
      30.06.2015 12:48

      Согласен, роботы будут вытеснять людей в рутинных операциях всё больше и больше. Но это нормально для технического прогресса — постоянное повышение производительности труда. Значит, люди должны переориентироваться на недоступные роботам професии. Хотя бы профессию настройщика робота :)
      А в контексте данной статьи — глядя на этих роботов, я пока уверен, что в ближайшее десятилетие роботы не смогут заменить человека на сборочной линии полностью. Хотя в конечном итоге конечно к этому всё придет. С точки зрения качества это несомненно хорошо. С точки зрения «что делать с армией безработных» — переучивать, находить новые направления человеческой деятельности, и так далее.


    1. Grox
      30.06.2015 15:03

      Вся эта история тянется уже сотни лет. Одно из проявлений это автоматизация производства ткани и рисунков. Когда появились прядильные станки с перфокартами, которые могли создавать ткани с запрограммированными узорами.


  1. beliakov
    01.07.2015 14:17

    Мы прошли путь от сжигания ископаемых в наших бензобаках до зарядки машины от розетки за одну ночь

    Вообще-то первый электромобиль появился гораздо раньше двигателя внутреннего сгорания. В 10-х годах прошлого века в Нью-Йорке в такси работало до 70 тысяч электромобилей.


  1. Iceg
    01.07.2015 14:23

    Божечки, как красиво… чисто, светло, рабочие в белых (!) футболках. На удивление, без касок)