Самый разгар весны! Травка синеет, птички гавкают… Из гаражей повыползали мотоциклисты и велосипедисты. Как любителя вальяжно рассекать городские улочки на своем чоппере, да отправиться в велопрогулку на педальном транспорте, меня волнуют две вещи — безопасность и комфорт. И в вопросе прослушивания музыки эти два момента зачастую конфликтуют между собой.


Можно кататься на велосипеде в наушниках-затычках, но недолго…


Можно поставить аудиосистему на мотоцикл, но такой кастом может сильно испортить внешний вид байка, да и окружающим может не понравиться выбранный вами репертуар.


Но тут ребята из Медгаджетс предложили мне попробовать компромиссное решение — наушники с костной проводимостью Aftershokz Trekz Titanium.



Осмотр


Наушники поставляются в стильной небольшой коробке с прозрачной крышкой.

Рисунок 1: Содержимое коробки


Внутри коробки — джентльменский набор:


  1. Собственно, сами наушники;
  2. USB-microUSB кабель для зарядки аккумулятора;
  3. Мешочек для хранения наушников. Вероятно водонепроницаемый, или, по крайней мере, замедляющий скорость намокания;
  4. Беруши, для прослушивания музыки в шумных местах;
  5. Некоторое количество макулатуры.

Наушники легкие и компактные. Гибкие настолько, что можно их завязать в узел и им ничего не будет.



Рисунок 2: Излучатели и органы управления


Наушники беспроводные(Bluetooth 4.1), внутри аккумулятор на 7 часов непрерывной работы. На одной дужке имеется microUSB разъем для зарядки, а также кнопки регулировки громкости.
Сами излучатели вблизи имеют выпуклую часть которая непосредственно прикасается к кости, а также ряд отверстий, которые, как заверяет производитель, помогают уменьшить утечку звука по технологии LeakSlayer.


На одном из излучателей есть кнопка для ответа на звонки — это еще и гарнитура с микрофоном.


Костная проводимость


Звук — это упругая волна и неудивительно, что распространяется она в упругих средах, а именно в воздухе, жидкости и твердых предметах. А чем кость не твердый предмет?


Думаю многим известен эффект трубной проводимости, когда сумасшедший стучит по трубе на первом этаже, а слышит весь стояк.

Рисунок 3. Строение уха


Конструкция нашего слухового аппарата интересна тем, что внутреннее ухо с одной стороны — воспринимает колебания воздуха через барабанную перепонку, а с другой стороны — совершенно не защищено от вибраций корпуса в котором находится — черепной коробки.


В результате наушники использующие эффект костной проводимости, будучи прижатыми к височной кости передают колебания на внутреннее ухо по "твердому каналу".


Здесь сразу видится несколько особенностей:


  1. Наушник должен быть плотно прижат к кости.
  2. Слуховой проход остается открытым.
  3. Кость — пористая. А пористые материалы хорошо поглощают звук

Комфорт


Чтобы передавать колебания излучателя к кости, наушники должны оказывать существенное давление на височную область. Существенное, но не критичное. Да, наушники ощущаются, но два часа до работы проходят незамеченными, а после того как их снимешь — особого облегчения не наступает, так как дискомфорта они не приносят.


Шум



Рисунок 4: Расположение наушников на ухе


Как видно слуховой проход остается открытым. Отсюда — особенности эксплуатации наушников в шумных местах.


У внутреннего уха появились два источника сигнала — внешний, через колебания воздуха, и внутренний, через колебания кости. Вопрос — кто кого передавит?


Я протестировал несколько вариантов использования и пришел к следующим выводам:


  1. Для ходьбы и бега это отличный вариант, как и для велосипедных прогулок. Уличный шум уходит на дальний план, но при этом остается возможность слышать происходящее. Клаксон и визжащие тормоза автомобиля однозначно будут услышаны.
  2. Общественный транспорт: в наземном внешние звуки не мешают, а вот в метро окружающая среда настолько шумная, что как только поезд трогается — музыку совершенно не слышно.
  3. Поездка на мотоцикле — тут все зависит от громкости двигателя вашего железного коня. V-Twin на 650 кубов, например, не терпит конкуренции. В мотоциклетном шлеме, к слову, сами наушники не мешаются, а вот дужка немного задевает воротник куртки. Но на спортивных мотоциклах я бы не стал кататься даже и в таких наушниках — цена отвлеченного внимания тут слишком высока.


Рисунок 5: Володя и рад бы покататься с ветерком, но у него рук нету. Только и остается, что позировать на камеру.


Наушники неплохо фонят звуком наружу. На улице или в автобусе вашу музыку вряд ли кто услышит, а вот сидящий за соседним столом коллега — очень даже.


Звук


Когда я в первый раз надел наушники и включил Оззи Осборна… ну… так… Помню в реалтековском драйвере был такой звуковой эффект “труба”...


  • Басы — слабоватые. Они есть, но бас-гитарист устал и играет вполсилы.
  • Верха — притупленные. Будто скрипачии и пианисты разместились за плотной занавеской.
    Любители рока и металла будут озадачены.

Полагаю не последнюю роль тут играет прокладка в виде кожи, да пористая кость. Если, к примеру, зажать наушник между зубов — то сразу появляются верха. Хотя басы и середина, наоборот — проваливаются. Но мало кто будет слушать музыку с наушником во рту. Во-первых, это неудобно, во-вторых — наушники ни разу не водонепроницаемые. IP55 это защита от пыли и струй любого направления, погружать в жидкость их точно не стоит.


Другими словами, получив существенное преимущество — возможность слушать музыку и слышать окружающих, мы обрекаем себя на ограничение репертуара. Из своих личных предпочтений в этих наушниках хорошо звучат ZZ Top, Beatles, Гэри Ньюман, Дэвид Боуи и некоторые другие.


Тесты


Я решил провести ряд измерений, связанных с целевым и паразитным излучением звука. Если сравнивать с обычными вкладышами, насколько велика разница между наушниками, которые находятся на расстоянии от уха, и плотно прилегающие к нему?


Для этого я взял свой микрофон, поставил в него свежую батарейку и подключил его напрямую к осциллографу.



Рисунок 6: В правом углу ринга качественные проводные наушники-затычки со снятыми силиконовыми вкладышами, в левом — наши беспроводные наушники.


Для начала располагаем наушнкии на расстоянии в пару миллиметров от микрофона и замеряем амплитуду сигнала. Громкость выставляем так, чтобы амплитуда для обоих наушников была одинакова.


Для наушников-затычек это нормальный режим работы. Примечательно, что для уравнивания амплитуд до 2мВ громкость для Trekz Titanium составила 100%, для затычек — 80%.



Рисунок 7: Осциллограммы наушников, удерживаемых на расстоянии 1мм от микрофона. Слева — Trekz Titanium, справа — затычки


Теперь прижимаем наушники вплотную к микрофону и смотрим на результат.



Рисунок 8: Осциллограммы наушников, вплотную прижатых излучателями к микрофону. Слева — Trekz Titanium — 24мВ, справа — затычки, 5мВ


Затычки прибавили в весе всего в 2 раза (обратите внимание на цены деления на каждой осциллограмме — 10мВ/дел и 5мВ/дел), а вот амплитуда у костяных наушников стала больше в 12 раз! Если обычный наушник приложить к затылку, или зажать между зубов — то чуда тоже не произойдет. Все-же хитрость костяных в том, что к виску прижимается не корпус наушников, а именно сам излучающий элемент.



Рисунок 9: Прижимаем излучатель к корпусу микрофона вне приемных окон


Попробуем приложить наушник к микрофону сбоку, чтобы свести передачу звука по воздуху к минимуму. Мой микрофон довольно качественный и чувствительный элемент внутри находится в подвешенном состоянии, но даже в этом случае он улавливает колебания корпуса.



Рисунок 10: Наушник прижатый к микрофону сбоку. Амплитуда 4мВ


В самый последний момент я подумал — а что если прислонить наушник тыльной стороной? Это покажет направленность излучения и уровень паразитного звука.

Рисунок 11: Наушник тыльной стороной к микрофону. Слева — на расстоянии 1мм (те же 2мВ), справа — прижатый. 5мВ


Из осциллограммы можно сделать четкий вывод — целевой звук явно исходит от излучателя и ниоткуда более, а паразитное — не сильно отличается от затычек. Но! Затычки с силиконовой вставкой не выпустят звук из уха. А вот обычные вкладыши — вполне себе. И музыку из них точно также слышно.


Подведу итог


У меня двоякое впечатление от наушников. Я их обязательно возьму с собой в 100-километровый велопробег, но на работу продолжу ездить без музыкального сопровождения — слишком уж шумным транспортом я пользуюсь. Но и берушами пользоваться не хочу. Бегом я не занимаюсь, так что тут сказать ничего не могу. К качеству звука у меня особых претензий нет, но соглашусь, у него есть свои особенности и не всем он может понравиться.


Если надумаете брать — то при покупке наушников на сайте Медгаджетс по купону TREKZ25 обещают скидку 25%. Хороший вариант с учетом не самой маленькой цены на гаджет.

Комментарии (17)


  1. shumsky93
    26.04.2018 12:45
    +2

    несколько вопросов:
    1. именно чоппер? Не круизер?:)
    2. на спортах вполне можно ездить 60\90, а откручиваться на треке
    3. с полулицевиком понятно. А как быть если у меня нет лишней челюсти и поэтому я катаю в интеграле?


    1. radiolok Автор
      26.04.2018 13:41

      1. Технически у меня круизер;
      2. Можно, но в любом случае надо быть внимательным;
      3. В видео видно, как наушники располагаются в шлеме. Так что и в интеграле должно быть приемлемо. А что до челюсти — соглашусь, но когда мне нужно было купить шлем, этот был единственным, который на меня налез.


      1. JC_IIB
        26.04.2018 14:37

        Технически у меня круизер


        Тоже спрошу тогда — а едут эти 650 кубов-то? Не троллинг, просто сам иногда краем глаза поглядываю на чопперы/круизеры, ну и от некоторых друзей неоднократно слышал, что «меньше 1000 — это все не едет». Как говорится, «скока жрет, скока прет?» :))


        1. radiolok Автор
          26.04.2018 15:13
          +1

          Слышал такое неоднократно.
          На малокубовых тяжело в дальняк ездить. Но это и к авто применимо. Я ездил 1000км на приоре, знаю что это такое :) Потому пересилил жабу и не стал брать 400 кубовый. 1100 конечно зверь, но я в основном в городе и пригороде, негде такую мощь применять.
          Мой имеет 40 л.с.и при массе в 250 килограмм выдает 100км/ч за 7,3с. Имхо более чем. До 140км/ч идет ровно. Кушает 5-6 литров.


          1. JC_IIB
            26.04.2018 15:20
            +3

            Понятно, спасибо — как я и подозревал, фраза про «не едет» больше понты, чем действительность. Нормальные такие цифры.

            p.s. знаю человека, который проехал от Тольятти до Владивостока на Оке :)


            1. shumsky93
              27.04.2018 08:40

              ну тут как сказать… 7.3 — это процентов 30-40 автомобилей. Мой 600сс стрит выдает 3.8, что позволяет на светофоре просочится вперед и никому не мешать. Так что 7.3 для меня — не едет.


          1. Lirein
            26.04.2018 18:41

            Имхо, 750 кубиков — это самый компромиссный вариант между городом и поездкой в дальняк. Для города ещё не слишком много, для дальняка — уже не напрягает. Взять ту же Шадовку 750.


            1. JC_IIB
              26.04.2018 19:29
              +2

              Шадовка хороша, но мое сердце отдано Великой и Ужасной Драге :)


              1. Lirein
                26.04.2018 19:50

                У Вас какого года выпуска? В смысле коробка такая же лязгающая с плохо втыкающейся нейтралью как и раньше, или у ямах что-то изменилось? Это общая болячка Ямахи, к сожалению.


                1. shumsky93
                  27.04.2018 08:46
                  +2

                  то особенность всех коробасов от ямахи: у них мотор в противоположную сторону крутиться, поэтому нет лишнего пром.вала, однако плата за это — «винтовочный» звук при переключении


  1. shadowpanther
    26.04.2018 12:54
    +1

    Добавлю про слышимость в транспорте — в метро сильно зависит от того, в каком поезде (на какой ветке) слушать — новые поезда намного тише, в них можно слушать на комфортной громкости. А вот в автобусах часто попадается очень громкий кондиционер/печка, когда он жужжит вентилятором — даже на повышенной громкости ничего не слышно.
    Езжу на работу и гуляю в Трекзах уже года полтора, сильно рад.


    1. radiolok Автор
      26.04.2018 13:47

      Метро есть не только в дефольт-сити :) У нас в Нижнем Новгороде полторы ветки и тихие поезда по ней пока не ездит. У нас как раз автобусы тихие.


  1. sotnikdv
    27.04.2018 03:02

    Есть куча прекрасных неизолирующих наушников для спорта. С неплохим качеством звука.


    Сам пользую уже года три Plantronics BackBeat FIT. Но есть и куча других.


  1. x12sd
    27.04.2018 10:36

    Звук меня очень разочаровал: хорошо использовать только как гарнитуру, но не для музыки.
    Если же решитесь покупать, то стоит обратить внимание на размер: есть мини версия, думаю такую мне и надо было покупать, так как часто мешает оголовье, которое упирается в шею при поездках на велосипеде (на рисунке 4 хорошо видно).


  1. Tertium
    27.04.2018 11:33
    +1

    Не знаю как на байке, но всю зиму пытался на лыжах в этих трексах ездить. После часа — полутора аэробной вполне нагрузки башка от них так болит, что в итоге катаешься в тишине. И вроде давят они на череп по необходимости, а то звука не слышно, то есть дело не в конкретной модели, а в принципе работы. Звук — ну какой там звук. До этого были джаз, но они вообще отвратительные по удобству ношения. Единственный плюс костных наушников при нагрузках перед обычной гарнитурой — ухо пОтом не заливает. А рекламируемого эффекта, что вокруг играет музыка — нет. Эффект такой, как будто вы наушники сдвинули с ушей, что собственно и происходит.


  1. antonn
    27.04.2018 12:47

    При достаточно быстрой езде на велосипеде ветер в ушах начинает основательно шуметь (ну так с 25-35км/ч), в этих наушниках что нибудь слышно при этом?


  1. balamutang
    27.04.2018 18:59

    А нельзя ли просто какой-то программой микрофон на телефоне включить и телефоном баланс между окружающей средой и музыкой регулировать?