Компьютерные технологии дали человечеству многое. Собственно, без них существование цивилизации в ее нынешнем виде было бы невозможным. Технологии обеспечивают для нас связь, дополняют интеллект человека, проводят массу вычислений. Например, компьютеры позволяют смоделировать ту либо иную ситуацию чтобы посмотреть, что может из этого получиться.
Понятно, что область применения моделирования чрезвычайно широкая. Одна из сфер — это игры, где создается, фактически, альтернативная реальность, которую изучают игроки. Примером таких игр могут служить Eve Online, Grand Theft Auto, Second Life. Ученые считают, что игры можно использовать в качестве инструмента для обучения историческим наукам. Более того, историю можно изменять в виртуальном пространстве и исследовать процессы, вызванные этими изменениями.
Одна из групп ученых, которая серьезно занимается научными исследованиями в сфере истории и игр — команда из университета Абдуллы Гюля в Турции. Они работают под руководством Мехмет Сукру Курана. И не просто работают — ученые добились выделения отдельного аспирантского курса обучения, основа которого — изучение исторических симуляторов для лучшего понимания предмета изучения.
Курс включает в себя три эпохи: Средние века, ранняя современность с ее индустриальной эволюцией, современная эпоха с изучением 2 мировых войн. Для разработки курса использовались такие игры, как серия Sid Meier’s Civilization от Firaxis games, серия Total War от Creative Assembly, и игры Grand Strategy — Crusader Kings II, Europa Universalis IV, и Hearts of Iron IV от Paradox Interactive.
Каждый модуль курса включает как изучение эпохи, теоретическую часть, так и дискуссионный элемент — то есть. Семинары. Причем дискуссии ведутся с оглядкой на события, происходящие в выбранной игре. Студентам дают определенные цели для достижения и затем спрашивают о полученным опыте, включая информацию о способах, которые позволили добиться желаемого. На семинарах к этой информации добавляют еще исторические данные.
По мнению ученых, разработавших этот курс, многие исторические игры практически идеально подходят для изучения истории: «Серия от Grand Strategy дает понимание происходящего на необходимом уровне детализации, с высоким уровнем исторической достоверности, разнообразием наций и культур».
Средневековый период изучается также с использованием материалов игры Crusader Kings II. Тайтл Europa Universalis IV служит для ознакомления с эпохой ранней индустриализации, в то время, как Hearts of Iron IV помогает изучать уже современность — 20-й век и происходившие тогда события.
После завершения каждого этапа обучения аспиранты пишут блог-посты примерно по 500 слов — это свои впечатления. А вот уже свое мнение о происходившем в качестве ученых они выражают в эссе объемом от 3000 слов.
По словам разработчиков курса, игры хороши тем, что позволяют не просто изучить, но и ощутить на себе действие в ту либо иную историческую эпоху определенных факторов, включая экономику, религию, технологии, политику, культуру. Каждый из этих факторов играл решающую роль в определенную эпоху, чаще всего влияние оказывала совокупность сразу нескольких факторов. Игры позволяют в прямом смысле слова погружаться в изучаемую эпоху. Эффект от такого процесса обучения гораздо выше, чем от обычного способа. Конечно, курс комплексный, студенты изучают и необходимую литературу, причем в том же объеме, что и их коллеги-аспиранты других университетов.
Плюс ко всему, скучные для многих даты, имена, события становятся реальными — это уже не просто буквы, а ощущения и впечатления. Плюс ко всему, историки могут моделировать альтернативные процессы — изучать, что пошло бы по-другому, если бы индустриализация началась позже, или битва при Гастингсе была бы проиграна Вильгельмом, а не королем Гарольдом Годвинсоном.
Как бы там ни было, но некоторые ученые уже предлагают выделить «цифровую историю» отдельной дисциплиной. В Турции, как видим, это уже случилось. Гибридный курс «книги + игры» стал весьма популярным, а главное — он позволяет достичь целей обучения более эффективно, чем в обычном случае. Вероятно, в скором времени подобные курсы появятся и в университетах других стран.
Комментарии (52)
terrier
14.05.2018 17:32+1Да, это же популярный мем в комьюнити любителей игр Paradox про то, что в начале Europa Universalis 4 оттоманы так сильны, что это должна быть любимая игра Эрдогана, а турецкие дети должны проходить ее в школах. Теперь и в реальности.
t2ton
14.05.2018 17:35-3В итоге очень много молодых геймеров будут думать, что они играли в «развивающую игру, основанную на реальных событиях» и теперь знают об истории всё. И к черту учебники и исторические записи. Это вон и «ученые доказали».
А то, что компанию, выпускающую игры, абсолютно не заботит историческая достоверность, а только продажи, мало кто вспоминает. К тому же правда бывает разная. Можно вспомнить весь негатив и вскользь упомянуть реальные достижения, или вообще умолчать. Не соврал ведь! А можно и переврать. Цензуры то нет, а так сюжет «реально в два раза быстрее побежит».
Американцы выпустили кучу игр про высадку в Нормандии и в итоге все геймеры уверены, что именно Америка выиграла войну. А то, что их Сталин убеждал два года это сделать и они высадились, только увидев, чем грозит уже идущее наступление СССР — никого не волнует. Да и что эти русские вообще могли сделать с одним патроном и одной винтовкой на троих пехотинцев?!
А дети современные в школе (беру реальную Германию с их «американец-друг», «русский — дикарь-коммунист») очень легко поверят, что русские войну начали и проиграли. Они уже не верят, что американцы сбросили атомные бомбы на Японию. «Они ведь хорошие! Они не могли так сделать. Это наверняка русские сделали!» И это не шутка — буквально вчера знакомая учительница рассказывала.
История по играм — это как история по фильмам Михалкова. Декорации есть, а достоверность можно трактовать как хочется.striver
14.05.2018 18:12+1А что мешает искажать данные в книге? История по играм — может быть очень и очень наглядна. Когда я изучал её в школе — всякие даты и контурные карты — сложно было в голове себе это представлять. Да, выучил, запомнил, сдал и забыл. А вот когда буквы и цифры в книге подкрепляются визуально, там картинки, портреты и прочее — вот такая инфа лучше держится в голове. Более того — становится интересно, когда в динамике показывают смену границ с ходом времени. Даже благодаря Гугл Мэпс можно очень интересно преподавать географию. Проблема в другом — искажение данных, а не в новых технологиях.
t2ton
14.05.2018 18:22Визуальное восприятие и новые технологии — это безусловно огромный плюс. Вопрос в том, как он будет использован. Игроиндустрия не настроена на достоверность — она настроена на продажи, играбельность и реиграбельность (ну и еще куча факторов). Если же государство вдруг созреет на заказ исторической игры, то будет скорее всего убого, не интересно и все равно политически-однобоко.
А данные никто и не мешает искажать. Они искажаются в любом, даже не преднамеренном случае, ибо подаются через призму субъективного восприятия автора. Если кто-то действительно хочет разобраться в том, что происходило, то нужно читать несколько источников, желательно происходящих из разных стран. Не полагаться на псевдо-историческую письменность без указания и цитирования источников. И опять же — не доверять слепо статьям/книгам, цитирующим книги одного и того же автора.striver
14.05.2018 18:32Как для школьного курса, то изучение нескольких источников — этого никто не будет делать. Солянка собрана так, как захотело министерство.
Да игровая индустрия не рассчитывает на историзм, ибо много потом проблем… то та сторона обижена, то другая, поэтому в играх историзмом и не пахнет, так же как и в фильмах/сериалах. А игры — это новое ответвление, так сказать для получения информации, чем кинокамера. Ибо на компьютере условно нарисованные болванчики — делаются проще, дешевле и быстрее, чем съемки.
Да в дальнейшем нужно изучать 3-5 источников. Проблема в другом, что сейчас учебники мало кто хочет читать, когда есть мобильник с ВК.
Navij
15.05.2018 10:23Никто в здравом уме не будет воспринимать происходящее в играх за чистую монету (в отличие от информации с экранов тв, и это куда более страшная проблема, но это другой вопрос). Однако игры могут пробудить интерес к истории вообще или к конкретному временному периоду. Например, замечательная игра Valiant Hearts — мультяшная подача, тонна условностей и игровых преувеличений, но при этом поднимаются очень серьёзные темы трагичности войны в целом и ужасов первой мировой в частности. Помимо берущего за душу сюжета игрок постоянно находит обрывки реальной исторической информации, которые, при желании, можно почитать и глубже прочувствовать то время. А после концовки вообще тяжело остаться равнодушным. Мой сын, пройдя эту игру, завалил меня вопросами о первой мировой войне, при том, что, в целом, я не замечал у него какой-то тяги к истории.
striver
15.05.2018 10:32Никто в здравом уме не будет воспринимать происходящее в играх за чистую монету
Очень наивно так утверждать. Многочисленные игры, с высадкой в Нормандии породили в мозгах многих то, что это была самая грандиозная и масштабная «бойня» на территории Европы, а то и мира, за время Второй Мировой.Navij
15.05.2018 11:05+1Вы ставите хвост вперёд собаки. Подобное заблуждение культивировалось (неважно, намеренно или самотёком) в странах, причастных к высадке в Нормандии, задолго до появления видеоигр как таковых, через кино, книги, прессу. А обилие подобных сцен в играх объясняется тем, что это уже было популярной темой в западном мире, и, делая игру про WWII, рассчитанную на западный рынок, разработчики просто не могли обойти такой распиаренный момент. В кино\книгах\прессе также полно искажений в угоду пропаганде\эффектности происходящего, но игры, по крайней мере, гораздо реже подают эти искажения на абсолютно серьёзных щах. Чаще это представлено в форме гипертрофированного голливудского блокбастера, который лишь очень недалёкий человек воспримет всерьёз.
striver
15.05.2018 11:33Как раз на вот этих не серьезных щах и врезается информация в моск и очень сильно и на долго, особенно в играх, особенно от первого лица, когда чуть ли не сам брал Берлин — это очень сильные эмоции. Куда там всяким киношкам и книгам. Это, например, мое личное ощущение от разного рода развлечений. Кино/сериалы/книги и рядом не стоят с тем, как можно сильно погрузиться в игру. Более того, текущая молодежь все более и более погружается в мир игр.
Navij
15.05.2018 11:47Личный опыт, конечно, нерепрезентативен, но у меня довольно широкий круг общения, в том числе среди молодёжи, и я на каждом шагу вижу пагубное влияние ТВ и интернета в плане искажения восприятия истории, а чтобы кто-то воспринимал всерьёз информацию, подаваемую в Call of Duty, я такого особо не видал. Но не раз видал такое, например, что подросток, увидев какую-то историческую личность в Assasin's Creed, начинал читать про него настоящую литературу, и потом взахлёб рассказывать прочитанное, будто пересказывая последний фильм Marvel. И это меня лично подкупает, да я и сам таким грешу, например.
striver
15.05.2018 12:31Личный опыт, конечно, нерепрезентативен
без вопросов, тогдаширокий круг общения, в том числе среди молодёжи, и я на каждом шагу вижу
этот аргумент тоже не применим. Более того,в том числе среди молодёжи, и я на каждом шагу вижу пагубное влияние ТВ
— какой возраст «молодежи»? Молодежь и ТВ — сейчас вообще не совместимо, молодежь = соц. сети, это да.а чтобы кто-то воспринимал всерьёз информацию, подаваемую в Call of Duty
Я же говорю, на подсознательном уровне.Но не раз видал такое, например, что подросток, увидев какую-то историческую личность в Assasin's Creed, начинал читать про него настоящую литературу, и потом взахлёб рассказывать прочитанное
А есть обратная ситуация, когда поиграв в Танки, все стали экспертами без доп. литературы.Navij
15.05.2018 12:48>какой возраст «молодежи»
От 8 до 25.
>Молодежь и ТВ — сейчас вообще не совместимо
Гораздо более совместимо, чем вы думаете. В семьях «продвинутых» родителей, конечно, ТВ отсутствует в принципе, но таковых достаточно мало, а в обычных семьях ТВ действует даже не напрямую — через родителей, которые транслируют услышанное в уши детям. Не забывайте, что аудитория ТВ до сих пор очень широка, просто общаясь с более современными людьми мы об этом забываем. Достаточно вспомнить процент людей, поддающихся ГМО-истерии.
>Я же говорю, на подсознательном уровне.
На подсознательном и сознательно уровне всей стране, в которой я живу, вливают победобесие, и на этом фоне влияние видеоигр исчезающе мало, если и есть.
>А есть обратная ситуация, когда поиграв в Танки, все стали экспертами без доп. литературы.
А я разве говорил, что все видеоигры делают всех играющих интеллектуалами, жадными до знаний? Это дело воспитания и среды, а не видеоигр, книг, или фильмов.
Hellsy22
15.05.2018 11:49И самое в этом прекрасное, что история десакрализируется и становится просто разновидностью игровой информации, чем она, собственно, всегда и была.
Sonatix
16.05.2018 12:01Плюс еще в том что ты натягиваешь на себя «шкуру» правителя со всеми его нуждами, обязанностями, амбициями. Действия разных полит. режимов, указов и т.д. их следствия становятся более понятными, зачем была война, почему заключен мир и т.д. Но «Цивилизация» (игра слишком аркадна что ли) не понятно зачем нужна в этом списке, когда есть игры от Парадокс.
YaMishar
14.05.2018 18:49А что насчёт закона о переписывании истории? Или игрокам теперь придётся играть одну и ту же ветку истории? :)
numitus2
14.05.2018 19:00-1Попытки оправдать зависание в видеоигры. Гораздо быстрее взять и почитать книгу или посмотреть фильм а не тратить 100 часов на то, чтобы понять что в древние века воевали мечами и луками. По сути это поддержка деградации подрастающего поколения. Несмотря на то, что знаний информации становиться все больше, по ощущениям школьная программа становиться все проще и примитивнее. Apple уже разработал приложение для изучения темы гравитации, хотя мне в своё время достаточно было увидеть формулы закона всемирного тяготения и услышать что все тела притягиваются друг к другу.
Angmarets
14.05.2018 21:32О, еще один человек, который точно знает как всем учиться, что делать в свободное время и чем должны заниматься крупные корпорации.
Спасибо, numitus2, благодаря вашим советам моя жизнь наладилась, меня снова полюбила жена, ко мне вернулась собака, а моя кожа теперь мягкая и упругая.
Hellsy22
15.05.2018 11:55Ключевое слово — детализация. Одно дело — зазубрить полсотни дат и имен. Князь такой-то пошел на князя такого в таком-то году, с войском численностью столько-то копий. Поход был успешен, потери составили… и мутная фотография полусгнившего доспеха из музея или портрет князя.
Что я узнаю из такого абзаца? Местность мне неизвестна, вооружение неизвестно, экономический и социальный потенциал сторон тоже неизвестен, решения и ошибки полководцев неизвестны. По сути, запоминая типичный абзац из учебника истории я просто бессмысленно трачу время, поскольку никакой информации об истории развития технологии он не несет. Именно поэтому это смертельно скучно.
Даже наполовину выдуманная визуальная реконструкция, опирающаяся на реальные данные окажется гораздо полезнее и интереснее.Kanut79
15.05.2018 12:37Одно дело — зазубрить полсотни дат и имен. Князь такой-то пошел на князя такого в таком-то году, с войском численностью столько-то копий. Поход был успешен, потери составили… и мутная фотография полусгнившего доспеха из музея или портрет князя.
Тут дело не в детализации, а в просто неправильном на мой взгляд изучении истории. Потому что не надо зубрить даты, цифры и имена. Надо учить по каким причинам произошли те или иные исторические события и какую роль эти события сыграли для мира, стран и людей. Учить не какое конкретно оружие и доспехи были у воинов такого-то князя и как оно выглядело, а то, как и почему развивались технологии, позволявшие создавать эти оружие и доспехи. И так далее и тому подобное.
Hellsy22
15.05.2018 15:55Может князю было скучно, может он мстил, может быть действовал по договору с кем-то — это совершенно для меня не важно и не интересно. А вот что сделал князь, как организовал логистику, ремонт и быт, как формировалось войско, какое оружие использовалось, во сколько ему обошелся поход, как обстояло дело с полевой медициной, какими картами они все пользовались и т.д. и т.п. История технологий и решений в динамике — вот истинная история человечества.
Kanut79
15.05.2018 16:12Может князю было скучно, может он мстил, может быть действовал по договору с кем-то — это совершенно для меня не важно и не интересно.
Извините, но я тут с вами не соглашусь. Нужно понимать причины. Даже если это были "просто" скука или месть. Потому что точно такие же причины могут дать толчок аналогичным событиям и сейчас и в будущем. И это надо понимать как профессиональным историкам, так и простым школьникам изучающим историю.
А вот что сделал князь, как организовал логистику, ремонт и быт, как формировалось войско, какое оружие использовалось, во сколько ему обошелся поход, как обстояло дело с полевой медициной, какими картами они все пользовались и т.д. и т.п. История технологий и решений в динамике — вот истинная история человечества.
Тут вы немного мешаете всё в одну кучу. Но да, как я уже писал выше, "история технологий" это тоже важно. Но это не единственное что есть важного в истории.
numitus2
15.05.2018 14:37А вы зубрили полсотни дат и имен? Я нет. По факту большенство выпускников смутно представляют в каком веке появилась америка, и то что Иван Грозный жил позже Давинчи.
Navij
15.05.2018 11:57+1>школьная программа становиться все проще и примитивнее
Спорное утверждение. Мой сын пока только в первом классе, но его школьная программа гораздо сложнее и напряжённее, чем была у меня (сам плохо помню, но помнит моя мама). И, по отзывам родителей, чьи дети в старшей школе, там тоже не сказать, чтобы упрощение идёт. Проблема нашего образования совсем в другой области лежит.
Inine
14.05.2018 19:11Помнится, когда стартовали и резко обрели популярность танчики, то нашелся кадр, который исправил статью в википедии про самоходку Wespe. При этом он не забыл добавить туда величину наносимого урона и количество хитпойнтов.
А так то да, если человеку не лень включить голову и сходить почитать, что скрывается за моделькой или кусочком карты, то можно что-то и узнать.agat000
15.05.2018 03:02Ну танки в этом плане многих сподвигли на изучение бронетехники и истории, с ней связанной. Думаю, очень полезная игра получилась. До неё был Нэви Филд, там народ по кораблям 2МВ упарывался, тоже изучали, хотя в игре эти данные никак особо не нужны. ТТХ, история кораблей, строительства, морских сражений.
ИМХО — «считать заклёпки» танков и кораблей детям и взрослым полезнее, чем изучать параметры эльфийских мечей и супербосов.
А исторические стратегии не только учат истории, от и дают наглядное понимание сложности процессов. Тот же День Победы от Парадоксов. Там и экономика, и логистика (да, да. Сто дивизий жрут сто саплая в день, а у тебя транспортная мощность не позволяет), и погодные условия.Navij
15.05.2018 12:01>«считать заклёпки» танков и кораблей детям и взрослым полезнее, чем изучать параметры эльфийских мечей и супербосов
ИМХО, если брать прикладную пользу, эти вещи лежат очень и очень близко. Что не делает их ненужными в моих глазах, просто и то, и то — развлечения, просто под одним есть некая историческая подоплёка, а под другим — нет.
zartarn
15.05.2018 08:31Друг в свое время поднатарел в «В тылу врага», и на фоне этого много чего еще по теме ВОВ почитал. До степени что областные олимпиады выигрывал.
Kanut79
15.05.2018 09:06По видеоиграм можно изучать историю. И физику, и химию, и математику и биологию, да и вообще что угодно. Даже спортом сейчас можно заниматься "по видеоиграм". Вариантов и возможностей куча. Вот только проблема в зом что историю можно изучать и по фильмам и по книгам. И возможность изучать по фильмам существует больше полувека, по книгам века. И если судить по этому времени, то мы видим что можно то оно можно, но только большинству нафиг не нужно. И вместо научных или хотя бы научно-популярных книг и фильмов большинство предпочитает жвачку для мозга в виде "Гарри Поттера" и "50 оттенков".
И видеоигры в этом плане мало что изменят — те, кому интересно было учить что-то по книгам и фильмам, будут учиться и по играм. А остальным будут гонять "танчики" и "кэндикраши"....agat000
15.05.2018 09:59В сабжевой статье речь идет о программе для студентов истфака, которым это по определению интересно.
Kanut79
15.05.2018 10:07Ну если говорить конкретно о студентах из статьи и конкретно об играх из статьи, то на мой взгляд это максимум потянет на не особо серьёзный эксперимент. Ну не тот уровень дают эти игры, не для студентов исторического факультета. Даже человек интересующийся историей и читающий научпоп на мой взгляд уже "перерос" конкретно эти игры. Это как учиться водить по какому-нибудь "Need for speed".
Если уж хотят студентов по играм обучать, то тогда для них надо специальные игры делать.striver
15.05.2018 10:25Печальное то, что современные гонщики, много километров «накатывают» на симуляторах. Да, 100% они не симулируют, но очень даже и очень близки. А то, что пилоты «летают» на симах — то вообще не стоит даже вспоминать.
Kanut79
15.05.2018 11:07Они "накатывают" в "Need for speed" или в специальных для этого сделанных симуляторах?
Об этом и речь: никто не говорит что нельзя использовать игры и симуляторы для обучения студентов или даже профессионалов. Но это должны быть игры и симуляторы подходящего уровня.
FirsofMaxim
15.05.2018 09:34Сын увлекся историей танкостроения после понятно каких игр.
alexisneverlate
15.05.2018 12:48Увлекаться можно чем угодно — мне гораздо более интересно какие мета навыки развивают игры.
Можно ли через игры прокачать комплексно своего растущего «перса» (чадо то бишь).
Пока я экспериментирую с —
Minecraft (пространственное мышление итп итд)
Spore (теория эволюции и проч)
Cities Skylines (социология, строительство, экономика и проч)
впоследствии дойдем и до KSP
Вообще образовательный эффект игр очень интересен в целом.
Хотелось бы больше материалов на эту темуNavij
15.05.2018 14:08Minecraft больше интересен механикой редстоуна — программированию с ним не научишься, но заставить работать инженерную мысль можно. А если брать ещё и моды типа IndustrialCraft и расширяющие редстоун, то тут уже есть где развернуться фантазии. Имхо в таком виде игра может помочь направить детский мозг в сторону экспериментирования и стремления к созиданию. Но тут уже нужен определённый возраст, ибо достаточно сложно. Ещё могу посоветовать Factorio — развивает умение думать наперёд, экспериментировать, и начинать заново в случае неудачи. К тому же тут уже можно всерьёз заниматься подготовкой к программированию, вот, например, человек сделал видеопроигрыватель с дисплеем 178x100, и 34MB памяти на встроенных в игру логических элементах. Это, конечно, для ребёнка нереально, и делалось не вручную, но инструментарий-то есть (вроде даже моды не понадобились)
alexisneverlate
15.05.2018 14:41Да пока возраст такой что если он лучше цифры-буквы выучит то уже будет хорошо. :)
А да, любые игры где можно творить и созидать эффективные решения в рамках игровой симуляции — в приоритете.
Oroshiak
15.05.2018 10:45Аналогичная ситуация, после игры в Total War: Shogun я спокойно мог вести короткую беседу об исторической эпохе «Воющих провинций», влиянии европейцев и христианства на Японскую культуру. Да и большинство исторических личностей стали не просто «Какое-то японское имя», а конкретной фигурой со своей историей.
TorynVerd
15.05.2018 10:45все верно сказано- если подавать материал в увлекательной форме, процесс обучения идет гораздо лучше))
BUY33
15.05.2018 10:45В свое время увлекся историей благодаря Europa Universalis 2 — там исторические события были заскриптованы, и я штудировал учебники и всякие исторические книги, чтобы узнать, какие события могут ждать меня впереди и к чему готовиться. В итоге 3 место на олимпиаде по истории по городу и 9 по области. Позже я догадался пойти в файлы игры и найти скрипты всех событий), но увлечение историей осталось.
Пишут блог посты и эссе
— в комьюнити тоже так делают. Это называется ААR (After Action Report). Бывают весьма художественные произведения).
В любом случае, всегда остается ощущение, что это игра и она не про историзм. Она про «Эх, а что если бы...». Это именно песочница альтернативной истории.
P.S. Про Викторию-то забыли! Это она про индустриализацию (а еще политика, революции, ух!), а Европа — это эпоха Возрождения, Абослютизма и Наполеоновских войн. А еще была у них про этопоху Рима игра. Будущее можно по Stellaris изучать)
MUTbKA98
15.05.2018 10:45Вопросы к экзаменам по предмету:
- Какие были статы у короля Генриха IV?
- Как удалось римлянам в битве при Зама обойти ограничение в 24 юнита на поле?
- Сколько ходов строили египтяне чудо света "Пирамиды" и что это им дало?
striver
15.05.2018 11:26Игры можно рассмотреть с другой стороны, а именно — создание симуляции действий. То есть, создаются стороны, количество армий, стороны, место, а также может задаваться конечный результат и алгоритм действия. Далее нажимаем пуск и наблюдаем картинку в реальном времени. С этой точки зрения можно оценить правильность действий, на сколько это было реально и что нужно было сделать или не сделать чтоб получился нужный результат. По крайней мере у меня уже вырисовалась картинка следующего характера — проверка данных, на сколько они соответствуют заданной симуляции. При чем очень быстро, если сравнивать письменные данные, разных сторон и их данных. В этом случае вырисуется оптимальная картинка происходящего. Думаю, что основная задача разработчик этих игр, как раз будет доработка симуляции этих самый действий. И тот кто обучается будет не быстро шуршать мышкой и выдавать АПМ 300, а как раз думать головой, создавая симуляции и изучая, например, саму битву со стороны, а не как активный участник.
asmln
15.05.2018 11:27Hearts of Iron — хорошая серия. Для поверхностного изучения истории тоже подходит. Можно узнать основную последовательность событий (если конечно ИИ не отчебучил что-то особо неисторичное), ознакомиться с географией. Но… Во второй части игры, при игре за СССР из-за чистки в армии у меня расстреляли Жукова. Там случайным образом казнили офицеров и оставалось их очень мало. Пришлось править настройки чистки. Тухачевского создатели игры любят гораздо больше Ворошилова. В 4 части тоже. Тухачевский весь в талантах. Ворошилов — «старая гвардия» (минус к опыту), показатели гораздо ниже чем у Тухачевского. И остальные верховные военачальники слабее Тухачевского. Ну и тексты событий за СССР местами забавные.
lightman
15.05.2018 12:26Grand Theft Auto
Подтверждаю, пытался ездить по правилам в GTA задолго до получения настоящих прав.
Andrey_Epifantsev
15.05.2018 14:20У меня есть идея-фикс: делать анимированные интерактивные карты реальных боевых действий, чтобы можно было более удобно изучать сражения, чем по статичным картам. Может кто-нибудь из присутствующих подскажет хорошую программу для этого, может быть даже игру?
QDeathNick
15.05.2018 15:19Напомнило. Жена писала диплом менеджера-эколога в институте, и надо было разработать и нарисовать схему нефтеперерабатывающего завода с указанием зелёных зон и всяких резервуаров-отстойников. Так мы её нарисовали в редакторе миссий для Блитцкрига или даже скорее для Противостояния, точно уже не помню. Очень детальную, благо там был целый набор труб, цистерн, ректификационных колонн, ну и украсили ещё машинками и всякими будками собачьими. Правда оказалось бесполезным это творчество, так как с защиты жену повезли сразу в роддом и она всё автоматом защитила.
MTyrz
15.05.2018 16:29делать анимированные интерактивные карты реальных боевых действий
Извиняюсь за капитанство, но Unity3D.
И дальше прямая вам дорога в ЦАМО, само собой.Andrey_Epifantsev
17.05.2018 12:53Unity3D слишком низкоуровнева. Лучше было бы что нибудь вроде анимированного SVG или прочего XML. Так чтобы можно было движком выбирать произвольный момент времени, перематывать время туда-сюда. Чтобы можно было щелкнуть по подразделению и получить более детальную информацию о нём в текущий момент времени. Ничего этого в Unity3D из коробки нет.
А по поводу карт — то для начала достаточно карт(и просто информации) из открытых источников.
NewStahl
Вот вам важный исторический факт, который я узнал благодаря играм: несмотря на технологическое преимущество (как в вооружении, так и в производстве масла) Свадия из-за своего очень невыгодного географического положения да ещё и учитывая неимоверную жадность короля Харлауса не в состоянии выдержать войну в течении даже 2-3 лет.