Космической фантастики мало. Хорошей космической фантастики еще меньше. Поэтому я был безумно рад, когда вышел перевод романа Нила Стивенсона «Семиевие». Залпом прочитал начало и тут-же впал в глубокое уныние. Нет, не по причине технических ляпов, которые в романе есть. Их там немного и удовольствия они не портят. По причине более эмоциональной – автор, ничтоже сумнявшись, в самом начале романа взрывает Луну.
Дальше будут спойлеры – это не аннотация, а размышления на полях прочитанной книги. Для тех, кто не читал и не собирается читать, вкратце перескажу сюжет: Неизвестный фактор — агент Х, вызывает взрыв Луны, которая раскололась на семь обломков, получивших название Семи Сестер, и на множество осколков поменьше. Сталкиваясь, эти крупные обломки рассыплются на несчетное количество фрагментов и превратятся сначала в Белые Небеса – то есть в видимое с Земли широкое кольцо из обломков, на манер кольца Сатурна, а потом в Каменный Ливень – метеоритный дождь, который полностью уничтожит жизнь на Земле.
Нет, не за счет разрушений, причиненных бомбардировкой – они, хоть и велики, но от них вполне можно защититься. Каменный Ливень разогреет воздух – весь, по всему миру, градусов до двухсот. Что дальше? “Злаки чахнут, реки сохнут, звери дохнут, рыбы дохнут, кобры, зубры, динозавры, не сказав ни слова, дохнут, мрут амебы, жабы, крабы, даже люди – уж с чего бы им, казалось бы, туда же?” Продлится этот пир духа, по авторским прикидкам, от пяти до десяти тысяч лет.
Теперь понятно, что меня расстроило? Автор подробно описывает уничтожение человечества, из которого выжили, спасшись на орбите, ровно СЕМЬ женщин.
— Вы как хотите, — сказал я, — а я не согласный. Из любой ситуации – должен быть рациональный выход, позволяющий спастись всем. Ну, ладно – не всем, потери неизбежны, но как минимум – большей части человечества. И у меня есть план. (У меня всегда есть план.Нет. У меня всегда есть три плана!).
Итак, как я собираюсь спасти человечество?
Для начала рассмотрим физику расколотой луны.
Для начала отбросьте представление тела диаметром в 3 474 км как твердого. Да, это я про Луну. Нет, я не уверяю что Луна жидкая. Подобные тела, с их размерами, являются псевдожидкими – прочность составляющих Луну пород настолько меньше чем действующие на неё нагрузки, что их поведение на макроуровне не отличается от поведения капли жидкости.
С учетом того, что даже ударная волна будет проходить через Луну в районе минуты, мне очень сложно представить сценарий, в котором Луна раскололась на семь частей. Поэтому отнесем это на воздействие неизвестной силы – агента Х, как и описано в романе.
Обратите внимания, что несмотря на то, что энергии было передано достаточно, чтобы расколоть Луну на крупные куски, её было недостаточно для того, чтобы вышибить эти куски с общей орбиты. Орбита Луны — похожа на Лас-Вегас. Всё, что случается в Лас-Вегасе – остается в Лас-Вегасе. Всё что происходит на орбите Луны – остаётся на орбите Луны.
Что было дальше? Через несколько десятков минут куски Луны были отцеререны. В смысле – стали подобными Церере – приобрели шарообразную форму. Более-менее шарообразную – возможны неровности, отличия по цвету пород. Этим и объясняются индивидуальные имена фрагментов в начале романе.
И эти шары, вращаясь вокруг общего центра тяжести, начали сталкиваться.
Но, не ждите упругих столкновений типа: один полуторотысячекилометровый булыган зафитилит в другой тысячедвухсоткилометровый, расколет его на два куска и отскочит в сторону. Нет. На бытовом уровне можно представить, что фрагменты Луны ведут себя как куски пластилина – они будут слипаться, сталкиваясь. Поскольку эти столкновения неупругие, скорости фрагментов будут падать, передавая энергию в нагрев.
Без притока внешней энергии – ничто фрагменты Луны в кольцо не растащит. Если энергии в самом начале не хватило, чтоб куски разлетелись, то больше её в этой системе не станет. Просто потому, что там ей неоткуда взяться. Расколотые куски Луны, которые движутся по орбите Луны, с общим центром тяжести, неизбежно слипнутся вновь.
Поправка от читателей: antihydrogen и Hellsy22: Может сложиться ситуация, в которой несколько сблизившихся осколков сыграют роль гравитационной катапульты для третьего. По такому механизму, например, звезды из шаровых скоплений «испаряются» — три звезды сближаются, две образуют тесную систему, выделившаяся энергия передается третьей, которая приобретает большую скорость. Так что фрагмент Луны, при определенном везении (или нашем невезении) сможет покинуть общую орбиту.
Значит ли это, что описанное в романе невозможно? Отнюдь. Столкновения столь огромных масс, как эти фрагменты Луны, неизбежно вызовет и разлет небольших осколков лунной породы. Поскольку совокупная поверхность мелких обломков много больше чем у равного им по массе фрагмента Луны, они будут отражать солнечный свет. На небе словно вспыхнет миллионы ярких звезд. Потом это и назовут Белыми Небесами. Что будет дальше? Часть этих осколков, попав в поле земного притяжения, выпадет на Землю каменным дождем.
События в романе развиваются по модели каскада (синдрома, эффекта) Кесслера. Так называют гипотетическое развитие событий на околоземной орбите, когда космический мусор, появившийся в результате многочисленных запусков искусственных спутников, приводит к полной непригодности ближнего космоса для практического использования.
Отличительной особенностью этого сценария, заключается в эффекте домино, когда столкновение двух достаточно крупных объектов приводит к появлению большого количества осколков, которые, в свою очередь, сталкивается со следующими орбитальными объектами, что приводит к появлению еще большего числа новых обломков… и так далее. Ну вы поняли.
Этим в романе объясняется отсрочка на два года, которые прошли после разрушения Луны, но до начала каменного ливня. Это фантастическое допущение тоже целиком на совести автора – каскад Кесслера возможен только в случае искусственного расположения спутников на орбите – чтоб они хаотично не сталкивались задолго до наступления часа Х. В сценарии с естественным разрушения Луны, ожидать двухгодовой паузы до начала бомбардировки Земли не стоит – кривая графика числа упавших болидов, на мой взгляд, должна подчиняться законам распределения Гаусса – то есть представлять собой достаточно пологую колокообразную кривую, с пиком в районе двух лет.
Почему я так подробно описал разрушение Луны? Чтоб объяснить, что на Землю выпадет доля от доли Луны. Крохотная часть процента.
— Но позвольте, — скажет внимательный читатель, — Ученые из романа, используя похожие рассуждения, пришли к точно такому же выводу. Кинетическая энергия, выделившаяся во время каменного ливня, вскипятит речку Припять, ровно, как и все остальные реки и озёра на Земле.
— Совершенно верно. Вскипятит. Но речь идет о масштабе катастрофы. Землю ожидает не сверхъестественно сильный каменный ливень, а всего лишь выдающийся метеоритный дождь.
— А в чем разница? Если учесть, что мощности даже метеоритного дождя достаточно чтоб полностью уничтожить биосферу Земли?
— Достаточно-то оно, конечно, достаточно… Но есть один нюанс. Впрочем, о нём чуть позже. Пока остановимся на том, что герои романа ошиблись в оценке мощности дождя. Почему я это столь ответственно заявляю? Потому что я знаю больше их – я дочитал роман до конца. На поверхности планеты выжило две группы людей. Оценки нагрева поверхности — были ошибочны. Океаны даже не выкипели до конца:
Он пошел по пляжу, собирая плавник. Кэт-три почему-то привлек тур, и она присела рядом с ним в ожидании остальных. Было слышно, как Сонар-Таможня что-то щебечет, бегая кругами вокруг спутников. Вскоре к ее голосу присоединилось их дыхание и шаги. Их история делится на три периода – три Потопа. Первый Потоп – это камень и пламя, он загнал их в самые глубокие впадины, вода в которых не испарилась, даже когда весь океан высох. (с)
То есть катастрофа, описанная в романе, даже при всей кажущейся апокалиптичности, оставляет организованным группам людей возможность выжить. Почему же ученые, описанные в романе так ошиблись? Подобные вещи, на нашем этапе развития науки, очень зависят от личности учёного – какие данные он закладывает в расчет, какие сценарии считает вероятными, а какие – допустимыми. Поэтому провести расчеты подобной сложности в одиночку – сложно. Только работа в коллективе, с возможностью сверять свою точку зрения с коллегами, позволяет добиться точности в расчетах.
— Так почему героев романа не поправило научное сообщество? Почему, при разности подходов, возобладало мнение что выживание на поверхности невозможно?
— По дилемме заключенного. Прогноз — «МЫ ВСЕ УМРЕМ» был выгоден организованным группам лиц, что собирались выживать в убежищах сами. Если ты строишь убежище, способное вместить тысячи человек, широкая огласка приведет к тому, что к тебе припрётся миллион человек, возьмет штурмом убежище, выкинув тебя на жару. И не забывайте про ограничение ресурсов – если всё население начнет собирать запасы, чтоб выживать в шахтах, запасов не хватит.
С точки зрения собственного выживания – оптимальной стратегией будет: поддерживать в окружающих фатализм «Ничего нельзя поделать, помолимся и примем таблетки с ядом», активно собирая ресурсы и копая собственный бункер. Так что большинство думающих людей, в описанной в романе ситуации предпочли именно так и поступить – при обсуждении разных сценариев разрушения Луны – они поддерживали самый худший.
А вся описанная в романе бурная деятельность по спасению нескольких тысяч избранных представителей человечества на орбите – не более чем шумовая трескотня, призванная отвлечь человечество от реальных работ по спасению «элиты» общества. Отправленные на орбиту люди – спаслись и развились чудом, вопреки обстоятельствам. (Это не моё предположение, это прямо прописано в тексте романа.)
На самом деле, конечно, рытье бункера – далеко не самая оптимальная стратегия. (Особенно для «элиты» – но эту тему я предпочту разобрать в другой раз.) Выживание малой группы людей – крайне сложно по биологическим и техническим причинам. (Можете почитать про трагичную судьбу поселений викингов в Гренландии.) По сути — это лотерея. При этом наличие соседей – способных помочь — сильно повышает шансы на выживание. Понимали ли это ученые и политики из романа? Уверен, что да. Но – их лидер — человек или группа лиц — заботясь о собственном выживании, приняли неоптимальное решение и остальные двигались в колее их замысла.
Теперь – когда мы детально разобрали происходящее в романе, можно приступить к третьему пункту нашей спасательной инструкции, к пункту «С» — «Спасение».
Для того, чтоб человечество на Земле смогло выжить, нужно утилизировать дополнительную энергию, поступающую в атмосферу от каменного дождя. И поможет нам в этом – наш старый, добрый знакомый: Генерал Мороз.
Историкам известны множество случаев, когда контратаки Генерала остужали феерическую самоуверенность нападающих на Россию орд. В последний раз Генерал спас человечество в шестидесятых, когда ученые объяснили политикам что даже победив в ядерном конфликте, они не получат «более лучшего мира, чем довоенный», что подарило всем нам более полувека сравнительно мирной жизни. Поможет Мороз и в случае разрушения Луны.
Как? Следим за руками.
Атмосферу Земли — можно условно представить, как бассейн, в который ведут две трубы – по одной из которых энергия солнца втекает в бассейн в течении светового дня, — тогда как из второй трубы вода вытекает – так атмосфера теряет тепло, излучая его в космическое пространство. Днем воды втекает больше, чем вытекает, что повышает уровень бассейна, который опускается только ночью, когда притока нет.
Каменный дождь – в этой метафоре, это водопад воды из третьей трубы, который переполнит бассейн. Поднявшаяся вода смывает газеты и прочий мусор с бортика бассейна, который тонет и засоряет водосток, нарушив отток воды. Почему так? В реалистичной модели катастрофы, за высокую температуру поверхности Земли в течении пяти тысяч лет, отвечает не постоянно падающие метеориты, а «засорившаяся труба водостока» — парниковый эффект, возникший после испарения океанов на пике бомбардировки, и который, затруднив излучение тепла в космос, превратил Землю в копию Венеры. Каменный ливень к тому времени давно утих.
По условиям задачи мы не можем остановить приток тепла от каменного дождя. А что можем сделать, чтоб избежать переполнения бассейна? Заранее понизить уровень воды. Распылить, за несколько месяцев до каменного дождя в атмосфере и окружающем Землю космическом пространстве мелкодисперсную пыль, чтоб та отражала и рассеивала солнечный свет. Так мы вызовем эффект «Ядерной зимы» — полностью выморозив поверхность. Этим мы убьём множеств зайцев – мы сократим атмосферу, которая будет меньше нагревать пролетающие сквозь неё метеориты, мы уменьшим ущерб от цунами, которые будут тормозиться многометровым слоем льда. И главное — мы «запасём» холод, который поможет биосфере пережить пик повышения температуры на максиму каменного дождя и остановим парниковый эффект, так что пять тысяч лет непрекращающейся жары нам не грозит.
Как это спасет биосферу? Элементарно. Живым организмам проще перенести понижение привычной температуры на 70 градусов, чем повышение. В минус пятьдесят можно выжить – а в плюс 90 я, простите, сварюсь за пару часов.
Пыль на орбите Земли и в атмосфере, конечно, не будет летать вечно. Так что её придется распылять заново, подбирая количество, чтоб удержать температурный режим Земли в норме, компенсируя приток тепла от каменного дождя сокращением потока тепла от солнца.
Если вы сомневаетесь в сопоставимости мощности потоков тепла – от Солнца и от каменного дождя, то просто выйдите на улицу ранним утром. Посмотрите, с какой скоростью Солнце нагревает поверхность Земли. Как температура в солнечную погоду растет до 10 градусов в час. И как быстро остывает поверхность земли вечером — как только солнце село.
Этого достаточно, чтоб понять насколько температура Земли зависит от подпитки солнечной энергией. Представьте, на секунду, что Земля остановила своё вращение. На экваторе, через несколько часов температура воздуха перевалит за сотню градусов — только за счет солнца. (Другая сторона так же быстро вымерзнет)
В книге через несколько часов после начала каменного дождя находиться на поверхности без теплоотражающего костюма стало опасно для жизни. Точно так-же, как в примере с остановившей вращение Землей. Так что компенсировать нужно не огромное количество энергии, а приток тепла примерно равный потоку тепла от Солнца — и это на самом пике бомбардировки.
Поэтому я считаю свой план спасения – реалистичным. Разработав его, я вернул себе душевное спокойствие – даже если Луна завтра расколется на семь частей, у человечества есть хорошие шансы на выживание. Что не может не радовать.
Р.S.: Полуторатысячекилометровый – определенно, самое длинное слово, использованное на Гиктаймс. Букв даже больше, чем у «Наполеононенавистничества» — самого длинного слова в русскоязычной литературе. Рекорд сохранится до тех пор, пока кто-то не использует слово «Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые».
Дальше будут спойлеры – это не аннотация, а размышления на полях прочитанной книги. Для тех, кто не читал и не собирается читать, вкратце перескажу сюжет: Неизвестный фактор — агент Х, вызывает взрыв Луны, которая раскололась на семь обломков, получивших название Семи Сестер, и на множество осколков поменьше. Сталкиваясь, эти крупные обломки рассыплются на несчетное количество фрагментов и превратятся сначала в Белые Небеса – то есть в видимое с Земли широкое кольцо из обломков, на манер кольца Сатурна, а потом в Каменный Ливень – метеоритный дождь, который полностью уничтожит жизнь на Земле.
Нет, не за счет разрушений, причиненных бомбардировкой – они, хоть и велики, но от них вполне можно защититься. Каменный Ливень разогреет воздух – весь, по всему миру, градусов до двухсот. Что дальше? “Злаки чахнут, реки сохнут, звери дохнут, рыбы дохнут, кобры, зубры, динозавры, не сказав ни слова, дохнут, мрут амебы, жабы, крабы, даже люди – уж с чего бы им, казалось бы, туда же?” Продлится этот пир духа, по авторским прикидкам, от пяти до десяти тысяч лет.
Теперь понятно, что меня расстроило? Автор подробно описывает уничтожение человечества, из которого выжили, спасшись на орбите, ровно СЕМЬ женщин.
— Вы как хотите, — сказал я, — а я не согласный. Из любой ситуации – должен быть рациональный выход, позволяющий спастись всем. Ну, ладно – не всем, потери неизбежны, но как минимум – большей части человечества. И у меня есть план. (У меня всегда есть план.
Итак, как я собираюсь спасти человечество?
Для начала рассмотрим физику расколотой луны.
Для начала отбросьте представление тела диаметром в 3 474 км как твердого. Да, это я про Луну. Нет, я не уверяю что Луна жидкая. Подобные тела, с их размерами, являются псевдожидкими – прочность составляющих Луну пород настолько меньше чем действующие на неё нагрузки, что их поведение на макроуровне не отличается от поведения капли жидкости.
С учетом того, что даже ударная волна будет проходить через Луну в районе минуты, мне очень сложно представить сценарий, в котором Луна раскололась на семь частей. Поэтому отнесем это на воздействие неизвестной силы – агента Х, как и описано в романе.
Обратите внимания, что несмотря на то, что энергии было передано достаточно, чтобы расколоть Луну на крупные куски, её было недостаточно для того, чтобы вышибить эти куски с общей орбиты. Орбита Луны — похожа на Лас-Вегас. Всё, что случается в Лас-Вегасе – остается в Лас-Вегасе. Всё что происходит на орбите Луны – остаётся на орбите Луны.
Что было дальше? Через несколько десятков минут куски Луны были отцеререны. В смысле – стали подобными Церере – приобрели шарообразную форму. Более-менее шарообразную – возможны неровности, отличия по цвету пород. Этим и объясняются индивидуальные имена фрагментов в начале романе.
И эти шары, вращаясь вокруг общего центра тяжести, начали сталкиваться.
Но, не ждите упругих столкновений типа: один полуторотысячекилометровый булыган зафитилит в другой тысячедвухсоткилометровый, расколет его на два куска и отскочит в сторону. Нет. На бытовом уровне можно представить, что фрагменты Луны ведут себя как куски пластилина – они будут слипаться, сталкиваясь. Поскольку эти столкновения неупругие, скорости фрагментов будут падать, передавая энергию в нагрев.
Без притока внешней энергии – ничто фрагменты Луны в кольцо не растащит. Если энергии в самом начале не хватило, чтоб куски разлетелись, то больше её в этой системе не станет. Просто потому, что там ей неоткуда взяться. Расколотые куски Луны, которые движутся по орбите Луны, с общим центром тяжести, неизбежно слипнутся вновь.
Поправка от читателей: antihydrogen и Hellsy22: Может сложиться ситуация, в которой несколько сблизившихся осколков сыграют роль гравитационной катапульты для третьего. По такому механизму, например, звезды из шаровых скоплений «испаряются» — три звезды сближаются, две образуют тесную систему, выделившаяся энергия передается третьей, которая приобретает большую скорость. Так что фрагмент Луны, при определенном везении (или нашем невезении) сможет покинуть общую орбиту.
Значит ли это, что описанное в романе невозможно? Отнюдь. Столкновения столь огромных масс, как эти фрагменты Луны, неизбежно вызовет и разлет небольших осколков лунной породы. Поскольку совокупная поверхность мелких обломков много больше чем у равного им по массе фрагмента Луны, они будут отражать солнечный свет. На небе словно вспыхнет миллионы ярких звезд. Потом это и назовут Белыми Небесами. Что будет дальше? Часть этих осколков, попав в поле земного притяжения, выпадет на Землю каменным дождем.
События в романе развиваются по модели каскада (синдрома, эффекта) Кесслера. Так называют гипотетическое развитие событий на околоземной орбите, когда космический мусор, появившийся в результате многочисленных запусков искусственных спутников, приводит к полной непригодности ближнего космоса для практического использования.
Отличительной особенностью этого сценария, заключается в эффекте домино, когда столкновение двух достаточно крупных объектов приводит к появлению большого количества осколков, которые, в свою очередь, сталкивается со следующими орбитальными объектами, что приводит к появлению еще большего числа новых обломков… и так далее. Ну вы поняли.
Этим в романе объясняется отсрочка на два года, которые прошли после разрушения Луны, но до начала каменного ливня. Это фантастическое допущение тоже целиком на совести автора – каскад Кесслера возможен только в случае искусственного расположения спутников на орбите – чтоб они хаотично не сталкивались задолго до наступления часа Х. В сценарии с естественным разрушения Луны, ожидать двухгодовой паузы до начала бомбардировки Земли не стоит – кривая графика числа упавших болидов, на мой взгляд, должна подчиняться законам распределения Гаусса – то есть представлять собой достаточно пологую колокообразную кривую, с пиком в районе двух лет.
Почему я так подробно описал разрушение Луны? Чтоб объяснить, что на Землю выпадет доля от доли Луны. Крохотная часть процента.
— Но позвольте, — скажет внимательный читатель, — Ученые из романа, используя похожие рассуждения, пришли к точно такому же выводу. Кинетическая энергия, выделившаяся во время каменного ливня, вскипятит речку Припять, ровно, как и все остальные реки и озёра на Земле.
— Совершенно верно. Вскипятит. Но речь идет о масштабе катастрофы. Землю ожидает не сверхъестественно сильный каменный ливень, а всего лишь выдающийся метеоритный дождь.
— А в чем разница? Если учесть, что мощности даже метеоритного дождя достаточно чтоб полностью уничтожить биосферу Земли?
— Достаточно-то оно, конечно, достаточно… Но есть один нюанс. Впрочем, о нём чуть позже. Пока остановимся на том, что герои романа ошиблись в оценке мощности дождя. Почему я это столь ответственно заявляю? Потому что я знаю больше их – я дочитал роман до конца. На поверхности планеты выжило две группы людей. Оценки нагрева поверхности — были ошибочны. Океаны даже не выкипели до конца:
Он пошел по пляжу, собирая плавник. Кэт-три почему-то привлек тур, и она присела рядом с ним в ожидании остальных. Было слышно, как Сонар-Таможня что-то щебечет, бегая кругами вокруг спутников. Вскоре к ее голосу присоединилось их дыхание и шаги. Их история делится на три периода – три Потопа. Первый Потоп – это камень и пламя, он загнал их в самые глубокие впадины, вода в которых не испарилась, даже когда весь океан высох. (с)
То есть катастрофа, описанная в романе, даже при всей кажущейся апокалиптичности, оставляет организованным группам людей возможность выжить. Почему же ученые, описанные в романе так ошиблись? Подобные вещи, на нашем этапе развития науки, очень зависят от личности учёного – какие данные он закладывает в расчет, какие сценарии считает вероятными, а какие – допустимыми. Поэтому провести расчеты подобной сложности в одиночку – сложно. Только работа в коллективе, с возможностью сверять свою точку зрения с коллегами, позволяет добиться точности в расчетах.
— Так почему героев романа не поправило научное сообщество? Почему, при разности подходов, возобладало мнение что выживание на поверхности невозможно?
— По дилемме заключенного. Прогноз — «МЫ ВСЕ УМРЕМ» был выгоден организованным группам лиц, что собирались выживать в убежищах сами. Если ты строишь убежище, способное вместить тысячи человек, широкая огласка приведет к тому, что к тебе припрётся миллион человек, возьмет штурмом убежище, выкинув тебя на жару. И не забывайте про ограничение ресурсов – если всё население начнет собирать запасы, чтоб выживать в шахтах, запасов не хватит.
С точки зрения собственного выживания – оптимальной стратегией будет: поддерживать в окружающих фатализм «Ничего нельзя поделать, помолимся и примем таблетки с ядом», активно собирая ресурсы и копая собственный бункер. Так что большинство думающих людей, в описанной в романе ситуации предпочли именно так и поступить – при обсуждении разных сценариев разрушения Луны – они поддерживали самый худший.
А вся описанная в романе бурная деятельность по спасению нескольких тысяч избранных представителей человечества на орбите – не более чем шумовая трескотня, призванная отвлечь человечество от реальных работ по спасению «элиты» общества. Отправленные на орбиту люди – спаслись и развились чудом, вопреки обстоятельствам. (Это не моё предположение, это прямо прописано в тексте романа.)
На самом деле, конечно, рытье бункера – далеко не самая оптимальная стратегия. (Особенно для «элиты» – но эту тему я предпочту разобрать в другой раз.) Выживание малой группы людей – крайне сложно по биологическим и техническим причинам. (Можете почитать про трагичную судьбу поселений викингов в Гренландии.) По сути — это лотерея. При этом наличие соседей – способных помочь — сильно повышает шансы на выживание. Понимали ли это ученые и политики из романа? Уверен, что да. Но – их лидер — человек или группа лиц — заботясь о собственном выживании, приняли неоптимальное решение и остальные двигались в колее их замысла.
Теперь – когда мы детально разобрали происходящее в романе, можно приступить к третьему пункту нашей спасательной инструкции, к пункту «С» — «Спасение».
Для того, чтоб человечество на Земле смогло выжить, нужно утилизировать дополнительную энергию, поступающую в атмосферу от каменного дождя. И поможет нам в этом – наш старый, добрый знакомый: Генерал Мороз.
Историкам известны множество случаев, когда контратаки Генерала остужали феерическую самоуверенность нападающих на Россию орд. В последний раз Генерал спас человечество в шестидесятых, когда ученые объяснили политикам что даже победив в ядерном конфликте, они не получат «более лучшего мира, чем довоенный», что подарило всем нам более полувека сравнительно мирной жизни. Поможет Мороз и в случае разрушения Луны.
Как? Следим за руками.
Атмосферу Земли — можно условно представить, как бассейн, в который ведут две трубы – по одной из которых энергия солнца втекает в бассейн в течении светового дня, — тогда как из второй трубы вода вытекает – так атмосфера теряет тепло, излучая его в космическое пространство. Днем воды втекает больше, чем вытекает, что повышает уровень бассейна, который опускается только ночью, когда притока нет.
Каменный дождь – в этой метафоре, это водопад воды из третьей трубы, который переполнит бассейн. Поднявшаяся вода смывает газеты и прочий мусор с бортика бассейна, который тонет и засоряет водосток, нарушив отток воды. Почему так? В реалистичной модели катастрофы, за высокую температуру поверхности Земли в течении пяти тысяч лет, отвечает не постоянно падающие метеориты, а «засорившаяся труба водостока» — парниковый эффект, возникший после испарения океанов на пике бомбардировки, и который, затруднив излучение тепла в космос, превратил Землю в копию Венеры. Каменный ливень к тому времени давно утих.
По условиям задачи мы не можем остановить приток тепла от каменного дождя. А что можем сделать, чтоб избежать переполнения бассейна? Заранее понизить уровень воды. Распылить, за несколько месяцев до каменного дождя в атмосфере и окружающем Землю космическом пространстве мелкодисперсную пыль, чтоб та отражала и рассеивала солнечный свет. Так мы вызовем эффект «Ядерной зимы» — полностью выморозив поверхность. Этим мы убьём множеств зайцев – мы сократим атмосферу, которая будет меньше нагревать пролетающие сквозь неё метеориты, мы уменьшим ущерб от цунами, которые будут тормозиться многометровым слоем льда. И главное — мы «запасём» холод, который поможет биосфере пережить пик повышения температуры на максиму каменного дождя и остановим парниковый эффект, так что пять тысяч лет непрекращающейся жары нам не грозит.
Как это спасет биосферу? Элементарно. Живым организмам проще перенести понижение привычной температуры на 70 градусов, чем повышение. В минус пятьдесят можно выжить – а в плюс 90 я, простите, сварюсь за пару часов.
Пыль на орбите Земли и в атмосфере, конечно, не будет летать вечно. Так что её придется распылять заново, подбирая количество, чтоб удержать температурный режим Земли в норме, компенсируя приток тепла от каменного дождя сокращением потока тепла от солнца.
Если вы сомневаетесь в сопоставимости мощности потоков тепла – от Солнца и от каменного дождя, то просто выйдите на улицу ранним утром. Посмотрите, с какой скоростью Солнце нагревает поверхность Земли. Как температура в солнечную погоду растет до 10 градусов в час. И как быстро остывает поверхность земли вечером — как только солнце село.
Этого достаточно, чтоб понять насколько температура Земли зависит от подпитки солнечной энергией. Представьте, на секунду, что Земля остановила своё вращение. На экваторе, через несколько часов температура воздуха перевалит за сотню градусов — только за счет солнца. (Другая сторона так же быстро вымерзнет)
В книге через несколько часов после начала каменного дождя находиться на поверхности без теплоотражающего костюма стало опасно для жизни. Точно так-же, как в примере с остановившей вращение Землей. Так что компенсировать нужно не огромное количество энергии, а приток тепла примерно равный потоку тепла от Солнца — и это на самом пике бомбардировки.
Поэтому я считаю свой план спасения – реалистичным. Разработав его, я вернул себе душевное спокойствие – даже если Луна завтра расколется на семь частей, у человечества есть хорошие шансы на выживание. Что не может не радовать.
Р.S.: Полуторатысячекилометровый – определенно, самое длинное слово, использованное на Гиктаймс. Букв даже больше, чем у «Наполеононенавистничества» — самого длинного слова в русскоязычной литературе. Рекорд сохранится до тех пор, пока кто-то не использует слово «Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые».
Необязательная добавка
P.S.-2. «Божечки – он полон звезд!» — интересно, кто-нибудь нашел в тексте все цитаты из произведений классиков жанра, народного творчества и песика Фафика, этакие кроличьи яйца, которые автор щедро рассыпал в тексте?
tim2018
Стоит, наверное, посмотреть в сторону классиков.
Zangasta Автор
Знаете, чем плохи классики? Тем что кончаются, при беглом чтении, годам к пятнадцати-двадцати пяти. Шекли мёртв, а я еще нет.
И я даже не касался вопроса устаревания — многие титаны по уровню сюжета и персонажам мигрировали из взрослого — в подростковое, а то и детское чтиво.
vdonich
Можно перечитывать в оригиналах.
Zangasta Автор
Шекли в оригинале проигрывает переводу.
vconst
Ты же не знаешь английский.
Zangasta Автор
Нет, это Вы — меня не знаете, уважаемый. Вот скажите — откуда Вы всё это берете?
В последний раз, Вы помниться, всем сообщали что я «Час Быка» не осилил — а я его в первый раз в 9 лет прочитал, и перечитывал раз двадцать, пока рос.
Может быть, Вам стоит обратить свою фантазию на что-то более подходящее? Напишите рассказ — или займитесь фотографией.
vconst
Я достаточно хорошо тебя знаю.
Ты недавно был вынужден исправить сврю заметку, заменив там «читал по английский» на «читал с гуглотранслейтом». Всегда, когда тебе давали прочитать английский текст или ты сам его приводил — ты понимал его совершенно неправильно, часто вообще наоборот. Я не верю, что за такое короткое время ты выучил английский до такого уровня, чтобы реально читать художку, понимать ее и тем более, оценивать оригинал и перевод. Чудес не бывает.
Zangasta Автор
Видимо, недостаточно хорошо.
Вообще, Ваша болезненная одержимость мной начинает меня утомлять. Прекратите вспоминать меня в каждом посте и преследовать меня с вымышленными фактами из моей жизни.
Охолонитесь, право.
vconst
geektimes.com/post/300609/#comment_10768941
Zangasta Автор
Однако, за время пути — собачка смогла подрасти. С годами — мой английский все лучше и лучше и сейчас я читаю более бегло.
Но, мне кажется, мы удалились от темы Семиевия.
Как я понимаю, Вы не так и не осилили обсуждаемую книгу?
vconst
Для того, что бы оценивать качество художественного текста, сравнивать его с качеством перевода, и самоуверенно заявлять «Шекли в переводе лучше оригинала», категорически недостаточно "более бегло читать", прокачивая навык понимания слов с гуглотранслейтом. Для этого надо десятилетия постоянной практики и, желательно, профильное образование.
А из обсуждения по ссылке, что я дал — очевидно, что ты даже не пытался систематически учить язык по настоящему, с изучением грамматики и прочего.
Но, даже если предположить, что ты потратил лет 10-15 (хотя Червя ты гуглотранслеил всего пару лет назад) и действительно можешь оценивать, что у Шекли лучше — перевод или его оригинал. Тебе же будет не сложно назвать конкретное произведение, последовательно сравнить его с переводом и объективно, с аргументами — доказать свои слова?
Zangasta Автор
Для начала, Вы просто не узнали литературный вконтекст. С вашим кругозором это не удивительно. Аллюзия была на известную фразу Довлатова на отзыв о замечательном переводе Райт-Ковалевой: «Курт (Воннегут) сильно проигрывает в оригинале».
Для Вас — это не более чем набор незнакомых имён, поэтому Вы и не поняли соль шутки.
vconst
Фразу эту я отлично знаю, ее регулярно вспоминают на Флибусте.
Если бы это была шутка, незачем было лезть в бутылку и доказывать «читаю более бегло». В итоге — ничего не удалось, ни пошутить, ни доказать свой скилл английского. С чем и поздравляю, адью.
Zangasta Автор
Услышали на флибусте?
Верно, не Довлатова же Вам читать… Но продолжим. Я процитирую автора, который лучше меня расскажет Вам о Шекли:
Есть писатели и поэты, которых в России почитают больше, чем на родине. И дело не только не в том, что перевод бывает лучше оригинала, как в истории с маршаковским Бернсом.
К числу таких «русских авторов в иностранной литературе» относится (трудно заставить себя написать «относился») и Шекли. Его своеобразный юмор, типично русский тип интеллигентности, его стиль были понятнее и ближе именно в СССР. Я помню, как подростком зачитывался фантастикой — Шекли был для нас очевидно на голову выше остальных зарубежных фантастов (кроме разве что Станислава Лема).
Есть история, как Шекли впервые приехал в СНГ, если не ошибаюсь, на питерский фанкон. Старенький, привыкший к тому, что на родине прочно забыт, он искренне удивлялся толпам поклонников. Несколько раз он спрашивал, не принимают ли его за кого-то другого, и только когда фаны стали перечислять его повести и рассказы, поверил в свою славу в этой непонятной стране.
Да, мы воспитывались ещё и на этих книгах. С уходом Шекли что-то изменилось. Ушло. Не столько даже в американской культуре, сколько в русской. (с) scholar_vit
Перед тем, как мы перейдем к конкретной книге, хочу спросить — как Вы считаете, почему Шекли популярнее на русском, чем на языке оригинала?
vconst
Три Хьюго, две Небьюлы, одна из которых хонорус кауза и несколько десятков помельче — это весьма не мало, так что известен он там был очень хорошо. Просто в сср своих фантастов было мало, хороших вообще по пальцам пересчитать, а переводили только официально разрешённых, естественно при таком раскладе — Шекли будет Корифеем. Иностранцам же вообще и американцем в частности — доступно было тогда и сейчас на порядки больше писателей, потому что английский второй по распространённости язык в мире, даже неанглоязычные часто или писали про английски сразу, или переводились гораздо больше, потому что это не контролировалось цензурой. Так что не надо копипастить сюда всякую ерунду про «типично русский тип интеллигенции», а думать своей головой.
Я ответил на вопрос? А вот на мои вопросы ответов не будет.
Zangasta Автор
Нет.
Хотя бы потому, что Шекли ни разу не получал премии Хьюго. Не то, чтоб три. НИ ОДНОЙ. Американские читатели, в отличии от русских читателей, не оценили Шекли по достоинству.
Вы — всегда спорите, всегда не согласны,- то с Энгельсом, то с Каутским, то со мной. Беда в том, что вы — не трудитесь проверять свои выкладки и мне надоедает тратить время, поправляя ваши «факты».
Зы. Я считаю что Обмен «Обме?н ра?зумов» (англ. Mindswap) у Роберта Шекли на русском лучше оригинала. Попробуйте доказать что это не так.
vconst
Просто оставлю это здесь: www.thehugoawards.org/?s=Sheckley
Zangasta Автор
Вас опять подвело знание английского, уважаемый.
Шекли не получил Хьюго. Шекли был номинирован, но ему не дали премию.
vconst
//пожимает плечами
А это не важно. Номинация — уже высокая оценка, которой удостаиваются не многие. Только я это понимаю, а ты нет. По сути то тебе, все равно нечего ответить, своими словами, а не копипастой их жежешчки.
JC_IIB
«Видел чудеса техники, но такоооого...» (С) ИВМП
Эталон переобувания в прыжке, я считаю. Просто сферический в вакууме.
Как я уже писал, люди пишут разные слова в комментарии, нимало не задумываясь о том, что с них за эти слова могут спросить, элементарно — доказать какие-то утверждения. И тут одно из двух, либо ты доказал и молодец, либо — не осилил, и вот в таком случае — цена твоих слов 0.
Zangasta Автор
А, что в моей фразе: «Шекли ни разу не получал премии Хьюго», простите, глупого?
Это истина — и вы сами только подтвердили это. Вне зависимости от Вашего мнения — я абсолютно прав.
Поэтому, извольте принести извинения.
И в дальнейшем, я попрошу Вас не вводить читателей в заблуждение — не писать что Шекли получил «Три Хьюго», а писать правду — что Шекли три раза номинировался, но не получил ни одной премии.
Gryphon88
Классики хороши, но проблема в том, что они умерли, т.е. не смогут обыграть новую научную теорию или свежеоткрытое социальное явление.
tim2018
1. А они есть?
2. А надо обыгрывать?
3. Фантастика — это всего лишь антураж. Но сюжет!
Zangasta Автор
Конечно. У нашего современника сейчас огромное количество вопросов — на которые должна отвечать литература. Просто потому, что больше некому — массмедия и «соцсети» манипулируют людьми, и только литература позволяет научиться самостоятельно рассуждать.
tim2018
Только литература?
Только первоисточник!
Хороший пример — Марсианин.
Gryphon88
3.
Как я понимаю фантастику: берём обычного человека или социум и помещаем в необычные обстоятельства с помощью фантастического допущения (лучше одного-единственного). В герое мы «выдумываем» две вещи: что он не спрячет голову в песок и будет как-то действовать, и что он не сойдёт с ума и не убьётся по-быстрому. Остальное физика и психология.
2.
Конечно. Качество книги — производная от жизненного опыта автора, т.е. хорошая книга написана человеком, который как минимум не глупее читателя. «Поговорить», ну или молчаливо обдумать что-то новое в науке на пару с умным человеком всегда неплохо.
1.
Ну как бы да. Золотой век фантастики закончился примерно в 60-70х, а исследования — нет, есть, где поживиться фантастике разных сортов твёрдости. А новых «хищных вещей века» не появилось, что печально.
Мне, например, интересно как изменяется отношение к потерям в ходе экспедиции в фантастике:
— 20е — решение о сворачивании начинает обсуждаться примерно при 50% потерь
— 50е — расследование начинается после второй-третьей смерти
— 80е — серьёзное ранение по любой причине — спешно сворачиваемся, думаем, а не улететь ли
— 90е — экспедиция имеет постоянную связь с базой, решают всё там, по потерям возможны варианты, от нулевых до полных.
— 00е — экспедиции в один конец, часто без связи, задача выполняется, пока есть хоть один дееспособный.
— 10е — есть связь, отказ от продолжения работ почти по любой причине.
Тему отношения к потерям и моральной ценности прогрессорства во многом исчерпал Снегов в 70х, но это не повод вернуться к ней на новом уровне, например, с учётом динамики населения Земли, социальных матмоделей и новых исследований в энергетике и связи. Ан нет, почти никто не стремится.
Rohan66
А про Снегова — не подскажете произведение? Читал только трилогию «Люди как боги» (правда, ещё в детстве, в 80-х) и такого там не помню.
Gryphon88
Да, трилогия «Люди как боги», плюс «Диктатор». В трилогии мусолится тема «могут ли аборигены убивать прогрессоров-колонистов, и как можно отвечать», в «Диктаторе» человек производит силовой захват власти ради прекращения войн и продвижения в светлое гуманное будущее (кстати, целей в общем-то достиг, как Вульфенбах), но в основе конфликта личная и общественная моральная оценка.
Снегов писал хорошо, но уж больно многотомно, кажется устаревшим: для подростков слишком пространно, а для взрослых слишком просто.
Camill
>1. А они есть?
Наш мир за последние 15 лет принципиально изменился гораздо сильнее, чем за предшествующие 50. Полёт в космос — огромное достижение, но в его результате повседневная жизнь людей принципиально не особо меняется. Да, становятся точнее прогнозы погоды и дешевле ретранслировать сигналы телевидения, но это — изменения количественные.
Развитие же интернета и мобильной связи — это революция на «низовом» уровне. Сейчас условно любой человек за секунду может связаться с условно любым в условно любой момент и получить доступ к колоссальной базе знаний. Попробуйте перечислить классические произведения фантастики в подобном антураже.
tim2018
Мы, наверное, очень по-разному понимаем принципиально и революция. Вы говорите о навыке. А восприятие, если не изменилось, то стало хуже. Конец вечности, нет? Или малые формы: Артур Кларк, Из контрразведки или Лино Альдани, Онирофильм. Шедевры.
DmitrySpb79
Фантастика должна идти в ногу со временем. Фантастику 19в я без ржача вообще читать не смог уже, настолько наивные представления о Луне например, или о полетах в космос.
«Из пушки на Луну» например, когда-то было современным sci-fi, а сейчас всерьез невозможно воспринимать.
JC_IIB
Кому она должна, и почему должна?
Zangasta Автор
Читателю.
Для того, чтоб читатель продолжал читать, а не перешел на видеоигры, книги должны отвечать на ЕГО вопросы, а не на вопросы, которые задавал его дедушка.
JC_IIB
А что, читателя заставляют из-под палки читать?
Книги никому ничего не должны.
Zangasta Автор
Это уже демагогия.
Ответ формально верен — ибо как книга, «бумажный трупик дерева со значками на листах» может быть кому-то должна? Но этот ответ ничего не объясняет — вы пересказали своими словами анекдот про проститутку и панду. Всё.
А вот по существу — книга, вообще художественная литература — как социальный институт — должна отвечать запросам людей, в нем участвующих. А иначе люди просто не будут его поддерживать, и всё.
JC_IIB
Ничего подобного.
Опять ничего подобного. Книга может отвечать запросам, а может — и не отвечать, авторов никто не бьет палками, заставляя писать так, а не иначе. И от утверждения, что книга кому-то чего-то должна, недалеко и до цензуры. Утверждение это крайне вредное, как и 99% т.н. «придуманных долгов».
Да, и что теперь?
Zangasta Автор
Это работает в обе стороны. Читателей никто не заставит читать и платить за книги. В результате обе стороны в проигрыше.
Может стоит рассмотреть ситуацию в которой читали и писатели не встают в позу, как подростки, заявляя что «Никто не смеет им указывать» — а ведут себя как разумные партнеры, находящиеся во взаимовыгодных отношениях — интересуются, что нужно партнеру по социальному институту.
JC_IIB
С чего бы? Если писатель (случаи именно для заработка не берем, тут все понятно — пишут то, что продается), так вот если писатель пишет книгу потому, что ему хочется о чем-то написать, выразить, так сказать, при помощи пера и бумаги — он в выигрыше. Ему хочется, и он — пишет, независимо от того, что от него пытаются требовать «социальные институты».
Писать, рисовать, сочинять музыку вообще на заказ — неважно, какой, денежный или «социальный» — можно, не вопрос. Но точно так же можно послать к черту все заказы и заниматься творчеством тех вещей, которые хочется, а не которые кому-то там «нужны».
Почему я и говорю — книга никому ничего не должна, автор никому ничего не должен. И вы напрасно пытаетесь придать этой позиции негативную коннотацию при помощи возрастного аргумента ("… как подростки..."). Не как подростки, а как те, кто может делать что-то не на заказ, а просто ради творчества.
Zangasta Автор
Может этот человек и выигрыше, только он не писатель. Просто по определению (Писатель — это не самоназвание, писателем человека называет общество, если он соответствует критериям).
И вот тут опять всплывает долг — хочешь чтоб тебя считали писателем — должен соответствовать требования общества.
JC_IIB
Ну и снова ничего подобного. Заглянем в словарь Ожегова:
«Писатель
Писатель, -я, мужской род Человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.»
Пффф. Если человек умеет и любит творить, он сам осознает себя писателем, неважно, что там про него думает «общество». Соответствовать каким-то там требованиям, платить ненужные и искусственно придуманные долги он вынужден только в случае того, если ему что-то от общества надо — денег, славы, или, как писалось в одной очень хорошей книге, «мертвечины и лишний ряд зубов».
Если же он творит просто потому, что он творит — он может игнорировать все требования всех «обществ» Вселенной.
И ничего ему за это не будет.
Более того, это вот и есть то самое Искусство. Которое ради искусства, а не ради «общества».
Zangasta Автор
А чем это «самоосознание» себя писателем отличается от самосознанием себя Бэтменом? Императором Галактики? Мерэлин Монро?
Ничем?
Зы. Можете считать себя кем угодно — хоть писателем, хоть любой из вышеуказанных сущностей, мне не жалко. Просто не рассчитывайте, что общество будет поддерживать ваши идеи и верить что вы — Мерлин Монро, или Бэтмен.
Или писатель.
JC_IIB
Тем, что я написал. «Если человек любит и умеет творить...»
И кстати, то, что вы использовали — вот это-то как раз демагогический прием, он называется «доведение до абсурда».
Да я и без разрешений как-то справляюсь, в общем-то.
Далось вам это общество, тысяча чертей. Я пытаюсь донести мысль о том, что человек может творить для себя, а не для общества, что вовсе необязательно оглядываться на общество, если тебе хочется, скажем, нарисовать картину. Хочется тебе денег — рисуй то, что нынче продается. Но вот если тебе хочется именно нарисовать картину — да причем тут общество тогда, ты делаешь это для себя, а не для кого-то.
Zangasta Автор
Творите что хотите. Мне не интересно — ни ваше творчество, ни его обсуждение.
Мне интересны писатели — которые пишут для читателей, а не для себя и которым — очень интересно, что мы — читатели хотим почитать, какой наш социальный заказ.
JC_IIB
При чем тут мое творчество, мы вроде бы о творчестве в принципе говорим, а не о конкретно моем.
Есть в этом что-то от ремесленничества, согласитесь. Это не плохо, я подчеркну, что не пытаюсь негативизировать, это просто — другое. Писатель, выполняющий социальный заказ, преследует свою цель. Быть может, ему нужен объем продаж, а может — слава и «Букер». Вложил труд — получил результат.
Тот же, кто пишет без заказов, тот есть истинный Художник, ибо он делает это по велению души, а не кошелька. Мало в истории гениев, которых при жизни не оценили? Десятки их.
The Sky is low — the Clouds are mean.
A Traveling Flake of Snow
Across a Barn or through a Rut
Debates if it will go
A narrow Wind complains all Day
How some one treated him.
Nature, like Us is sometimes caught
Without her Diadem.
Прекраснейшая Дикинсон писала это «в стол», для себя. Ни для кого. После смерти творчество обнародовали, и она стала одной из величайших поэтесс.
Zangasta Автор
Я вышел из беседки и принялся наблюдать за лебедями. Рядом какой-то чудак бросал им обрезки проволоки. Я заметил ему, что лебеди этого не едят.
– А мне и не нужно, чтобы ели, – ответил он, продолжая свое занятие.
– Но они еще, не дай Бог, подавятся, – сказал я.
– Не подавятся. Проволока тонет – ведь она тяжелее воды, – логично объяснил он.
– Так зачем вы бросаете?
– Просто я люблю кормить лебедей (с) Лем.
JC_IIB
То есть, вы правда не видите разницы между откровенно абсурдным занятием, типа кормления лебедей проволокой, и писательством «в стол»?
Я подозреваю, что мы с вами просто по-разному воспринимаем роль литературы. Вы пишете, что книга непременно должна изменять людей, нести им опыт и знания, вкладывать идеи автора в головы читателей. Так вот это не так. Суть творчества — не в этом. Творчество — это прежде всего самовыражение. Выплеск какой-то части своего внутреннего мира на холст или бумагу, или там, нотный стан. И муза, она не творит по приказу.
Более того, когда книга пишется именно с целью изменить людей — тут знаете недалеко до чего? До пропаганды.
Zangasta Автор
Просто поменяем писателя — на другого специалиста.
Боюсь, что с таким подходом — это будет плохой повар, не так ли?Например, на повара.
Итак: Почему, уважаемый, в вашем супе плавают картофельные очистки?
Повар:
JC_IIB
Так ничего не изменилось! Хочет он сварить суп из очистков — он его и сварит, ведь вся мякотка в том, что он никого не заставляет его есть!
Это суп ради супа. Не ради денег, не ради выполнения каких-то «социальных заказов» какого-то «общества». А просто так, потому, что захотелось именно так.
Zangasta Автор
У нас проблема с языком.
Для меня человек — что называет себя поваром, как бы предлагает мне публичную оферту. Я вправе ожидать от него действий повара — то есть съедобного супа, а не помоев.
Может я, конечно, несколько предвзят — но как, КАК, КАК мне надоели все «инженеры», «повара», «целители» и прочие «специалисты» отвечающие на любую критику " я художник, я так вижу".
JC_IIB
Вот это поворот. Любопытная точка зрения, видимо в ней все дело.
Так они и вправду так видят. Искренне. Ну да, это кому-то может не нравиться, так это не их проблемы.
Да и потом, вернемся к повару. Если ресторанный повар скажет «очистки в супе, я так вижу» — это плохой повар, ибо ему предписано готовить по техкартам, и он готовит для людей, зарабатывая себе на хлеб.
Если повар сварил суп просто потому, что хотел сварить — ну да, он так видит, и ничего в этом плохого нет. Повторюсь, никто не заставляет есть такие супы.
Zangasta Автор
Так же как никто не заставит меня называть этого «творца» поваром.
На этом беседу можно считать законченной.
JC_IIB
Ваше право, только повару от этого ни жарко ни холодно, ему параллельно на ваше мнение — задача супа была не в том, чтобы получить ваше признание, а в том, чтобы самовыразиться. Цель достигнута, это абсолютно нормально.
Gryphon88
Этот спор тянется очень давно, и конца ему не видно.
Основная часть фантастики: попаданцы-нагибаторы, «как я играл в ММО», томные вампиры и прочая ерунда — потому что покупают. Фантастику (хард и социальную) пишут единицы авторов, не выдавая каждый более 2 книг в год, и их тиражи потихоньку падают.Денежная оценка, имхо, неправильная. Сначала автор копит мысли, прорабатывает сюжет и героев, потом вылизывает текст на внутреннюю непротиворечивость и грамотность, и только потом идёт в издательство. Цикл 6-24 месяцев, и всё это время надо что-то есть. Или можно в стиле Корчевателя вырубать из картона каждые два месяца по тому «Ричарда длинное что-то» и иметь профит. Тот же Лукьяненко писал очень сильные вещи, когда был врачом, но когда стал брендом — попёр поток сценариев для Голливуда.
Zangasta Автор
Это очень сложный и большой вопрос.
На самом деле, в среде российских писателей — бытует очень неприятная позиция — которую чуть выше озвучил JC_IIB — писатели пишут ДЛЯ СЕБЯ.
Писать для себя приятно — особенно если ты главный герой — ты такой пыщь, пыщь — всех победил и Сталину совет дал. Правда, рассказанная история от этого страдает. Герой в ней не знает страха, не знает упрека…
он вообще ничего не знает.Писать нужно для читателей.
И даже не затем, чтоб читатели купили книгу — цель литературы не в этом. Писать нужно чтоб рассказать историю. Чтоб читатели, услышав её — изменялись. Стали умнее, получили опыт и знания. Прониклись идеями автора.
Конечно, это моё мнение.
Gryphon88
Ещё большая проблема с «умными книжками»: очень часто читатель ассоциирует себя с ГГ, именно поэтому есть общественный запрос на Поселягина. А в книгах Стругацких ассоциировать сложнее, героизма часто не хватает, у Дика или Шекли — страшновато.
Zangasta Автор
Огромные тиражи Поселягина — наша беда.
Люди унижены, бессильны вот и читают подобный комикс. Американское общество в подобной ситуации (во время депрессии) породило еще более чудовищное отражение общественных страхов — неуязвимого Супермена.
А что касается АБС — то при всей моей любви к ним, герои у них немного странные. Жду не дождусь, когда Юдковский напишет «Румата и методы рационального мышления».
Gryphon88
Супермен и прочие — это обычные богатырские былины, что в них страшного?
У АБС герои нормальные, по крайней мере стыкуются с описанным обществом, это для нас они странные. А Юдковский очень своеобразен, уж очень старательно игнорирует не понравившиеся ему факты из канона, то ли чтобы эрудицией блеснуть, то ли чтоб получился герой-Дартаньян.
Zangasta Автор
Это в каком месте брезгливый девственник Румата нормальный? Киру матросит, Окану — своим отношением вообще походя убил.
Когда я был школьником — я думал «Румата всё правильно сделал» — сейчас я мужчина, и Румата в этих вопросах мне смешон.
Коммунар он? Скорее недоросль. Детский сад, штаны на лямках.
JC_IIB
Оба утверждения неверны.
Zangasta Автор
Читаем от слов: «А у нас кто-то в окна ломился. Благородный дон Румата, говорят, ночью гуляли»
О чем говорит взрослому читателю этот эпизод?
Румата настолько себя ценит, что способен снизойти до влюбленной в него девчонки только напившись.
У Руматы колоссальные проблемы с сексом.
Отношений у этой пары — Румата-Кира — нет.
JC_IIB
Мы разные книги, видимо, читали. Потому, что эти утверждения тоже неверны. Там открытым текстом же.
Zangasta Автор
Жду цитаты.
JC_IIB
лет, курносенькая, отец помощник писца в суде, брат — сержант у
штурмовиков. И замуж ее медлили брать, потому что была рыжая, а рыжих в
Арканаре не жаловали. По той же причине была она на удивление тиха и
застенчива, и ничего в ней не было от горластых, пышных мещанок, которые
очень ценились во всех сословиях. Не была она похожа и на томных
придворных красавиц, слишком рано и на всю жизнь познающих, в чем смысл
женской доли. Но любить она умела, как любят сейчас на Земле, — спокойно и
без оглядки…
— Почему ты плакала?
— Почему ты такой сердитый?
— Нет, ты скажи, почему ты плакала?
— Я тебе потом расскажу. У тебя глаза совсем-совсем усталые… Что
случилось?
— Потом. Кто тебя обидел?
— Никто меня не обидел. Увези меня отсюда.
— Обязательно.
— Когда мы уедем?
— Я не знаю, маленькая. Но мы обязательно уедем.
— Далеко?
— Очень далеко.
— В метрополию?
— Да… в метрополию. Ко мне.
— Там хорошо?
— Там дивно хорошо. Там никто никогда не плачет.
— Так не бывает.
— Да, конечно. Так не бывает. Но ты там никогда не будешь плакать.
— А какие там люди?
— Как я.
— Все такие?
— Не все. Есть гораздо лучше.
— Вот это уж не бывает.
— Вот это уж как раз бывает!
— Почему тебе так легко верить? Отец никому не верит. Брат говорит,
что все свиньи, только одни грязные, а другие нет. Но им я не верю, а тебе
всегда верю…
— Я люблю тебя…
— Подожди… Румата… Сними обруч… Ты говорил — это грешно…
Румата счастливо засмеялся, стянул с головы обруч, положил его на
стол и прикрыл книгой.
— Это глаз бога, — сказал он. — Пусть закроется… — Он поднял ее на
руки. — Это очень грешно, но когда я с тобой, мне не нужен бог. Правда?
— Правда, — сказала она тихонько.
Zangasta Автор
И потом Румата поцеловал Киру в лобик. 4 раза.
Уж не знаю — как объяснить, но это совершенно точно не описание сексуальных отношений молодой женщины с изголодавшимся по сексу мужчиной.
Если у них что и было — в чем я сомневаюсь, то из сцены прямо прет отвращением к сексу Руматы — он до последнего не хотел этого, не снимал обруч с камерой, но потом, видимо, снизошел до поцелуев.
JC_IIB
Так ведь и книга не про оттенки серого. Потом, при чем тут вообще секс-то?
Zangasta Автор
Не про оттенки, согласен.
Но о чем речь шла? О том, что Румата странный.
И верно — для мужчины его поведение нехарактерно.
JC_IIB
Румата нормальный, как выше сказали — для своего мира он более, чем нормален. А что до поведения… тут я не соглашусь. Это АБС, они не описывали в своих произведениях секс в подробностях. И правильно делали, ибо книги не о том.
Zangasta Автор
И не надо. Хватает полутонов, намеков — уж в чем, в чем — а в этом АБС были признанные мастера. И вот они — по каким то своим причинам, показали Румату — ненавидящим секс ханжой.
Господибожемой — да он Киру разрешил себе возжелать только ужравшись вусмерть.
JC_IIB
То есть, кусок АБСовского текста выше под спойлером вас не убедил? Ну… тогда я даже не знаю. По-моему, вы видите то, чего на самом деле нет.
Zangasta Автор
Для консенсуса, предлагаю сойтись на мысли, что Ефремов — много больше и лучше разбирался в человеческой сексуальности — и его персонажи более похожи на людей в этом плане.
Было бы забавно почитать как на Аркенар прилетает Фай Родис.
JC_IIB
У Ефремова немножко по-другому было, это точно.
Gryphon88
У Ефремова общество было странное и нежизнеспособное. При этом с адекватными и во многом похожими на современных писателю членами.
Zangasta Автор
У меня общество Ефремова пересекается в последнее время, с обществом Анафема. (Той части что живут в матиках) Я вполне допускаю, что такое будущее нас и ждет.
(Обращаю внимание что у Ефремова общество создано выжившими после глобальной войны)
Gryphon88
Там геронтократия и жёсткий прессинг с самого детства с вколачиванием догм, такая система обречена на регресс.
GlukKazan
У меня к Вам неудобный вопрос. Товарищи АБС предоставляли Вам публичную оферту? Ну и по книге, благородный Дон Румата (не тот, который Ярмольник в фильме) ломился в окна напимшись не потому что боялся секса (про это в книге нет и это Вы похоже додумали), книга не об этом. Он напился до скотского состояния именно потому что в трезвом виде (как нормальный человек) делать этого не мог (а обязанности прогрессора заставляли). Отсюда метания и последующий нервный срыв (это когда уже Киру убили). С чего Вы взяли, что Антон — девственник, для меня непонятно. Или Вам нужно чтобы всё как в современных книгах было (с подробными постельными сценами)? Так это не к АБС, а хоть к тому же Панову с его «Тайным городом». Вот там и тебе оферта и социальный заказ. Всё на месте. А «Трудно быть богом» — про серость. Не про 50 оттенков, а про то, что там где у власти серые, им на смену быстро приходят чёрные.
Zangasta Автор
GlukKazan
Нет, нет. Про то что, как Вы поняли, авторы хотели написать (возможно). Это уже совсем третья книга, потому что я, например, понял по другому (а я её несколько раз перечитывал и мне понравилось, в отличии от обоих фильмов).
Но Вы проигнорировали вопрос относительно публичной оферты. Так кто же АБС, на самом деле? Ремесленники или Творцы?
Zangasta Автор
Поэтому я ничего не напишу — вопрос того не стоит.
GlukKazan
Ага, Вы поняли суть проблемы. Пишите как думаете и наплевать на фанатов. Именно этим, на мой взгляд, отличается творческий человек от коньюнктурщика (не ругательная коннотация). Взять тех же Стругацких, например «Улитку на склоне» или, упаси боже, «Второе нашествие марсиан». Лично я (при всей своей любви к авторам) этих вещей не понял. Совсем. Но Стругацким то на это было наплевать. Они не для меня писали. И не для вас. Они писали для себя. А то, что это попутно нравилось многим другим людям — просто приятный бонус.
Zangasta Автор
Я вообще крайне скептически отношусь к творчеству «для себя» — считаю это психологически недостоверным.
JC_IIB
Ну разумеется, видимо потому, что пишущие «для себя» предпочитают решать проблемы собственные, а не «общества».
Zangasta Автор
Я не не против решения собственных проблем.
Тут скорее во мне проснулся филолог — мне сложно назвать творчеством или писательством — ведение дневника или создание романа «для себя».
Ты или творишь для аудитории, либо это не творчество а один из методов автотерапии.
Все по взрослому — как в физике: Для акта творения необходим наблюдатель.
JC_IIB
Автотерапии от чего? Ты пишешь не для того, чтобы кого-то поразить или изменить или заработать денег. Ты пишешь потому, что хочется. Вот и все.
«To ask why we fight…… is to ask why the leaves fall. It is in their nature.» © Mists of Pandaria
«Раздается ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?»
Zangasta Автор
Без наблюдателя даже фотоны себя как волна ведут, однако. Так что для рассмотрения ситуации приглашаются эксперты: Шредингер с его знаменитым котом:
Шредингер: Творчество может считаться творчеством, только когда стол, в который творит Эмили открывает Наблюдатель.
Кот: Мяу
JC_IIB
Сможете это доказать?
Я б еще один пример творчества без наблюдателя привел, но уж больно он… специфический. Ненаучный.
Ну домыслы же.
Zangasta Автор
Про фотоны тоже домыслы?
JC_IIB
Бремя доказательства всегда лежит на утверждающем.
Zangasta Автор
Ну, я считаю что я доказал — потребность в Наблюдателе — одна из констант нашего мира. Без наблюдателя фотоны ведут себя плохо — как волна, котик Шредингера сидит в своей коробчонке ни жив ни мертв…
Так что экстраполируя это универсальное свойство — я делаю вывод «Творчество становится творчеством в момент наблюдения».
Дикси.
JC_IIB
Любопытное мнение, но оно может быть ошибочным.
Сможете это доказать?
В момент создания. Ибо есть творчество, для наблюдения в принципе не предназначенное.
Quarc
Солнечная батарея вырабатывает электричество независимо от того, наблюдаю ли я за ней и потребителями этого электричества или нет.
GlukKazan
Я уже понял вашу точку зрения, как и то, что переубеждать вас бесполезно (да и нет у меня такой цели). Поверьте только, что
Дьяволписательство «для себя» существует и вполне при этом психологически достоверно. Чаще всего, это обычная графомания. Но редко, очень редко это бывает гораздо лучше любого произведения, написанного с оглядкой на других.JC_IIB
Это «череповато» минусами. Именно поэтому я ничего не пишу про «методы рационального мышления» — могут закидать так, что потом раз в сутки комментировать будешь.
GlukKazan
Но писательство «для других» (иными словами конъюнктура) также черевато «минусами». На всех не угодишь (себе же только навредишь). Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
JC_IIB
Не всегда. Если пишешь на одной волне с большинством — тебя плюсуют. Я за годы чтения комментариев наметил для себя несколько «болевых точек» и стараюсь просто их не касаться. Писать хорошее не вижу повода, писать плохое — потерять доступ к диалогам.
Areso
Смотря какая фантастика. Те же 20 тысяч лье под водой вполне неплохо описаны, если вы не подводник)
Zangasta Автор
Да, даже если подводник.
Капитан Ничто — на редкость интересный персонаж. Первый «анонимус» в истории.
Но, увы — кроме капитана, в книге и посмотреть не на что.
Vanellope
Жуль Верн ценен сюжетом, а не техническими подробностями.
Zangasta Автор
Жуль Верн ценен образами главных героев.
Паганеля — я помню и понимаю больше, чем половину учителей. Еще у него хороша гуманистическая позция и вера в торжество разума. Писатель — просветитель.
А вот чисто сюжеты у Жуля, без обид, средние. Линейный квест.
Разве что в 80 дней — сюжет выстрелил. (Потому и экранизируют эту книгу чаще)
Platon_msk
Почему осколки Луны должны не только остаться на орбите Луны, но и остаться на одной орбите? Орбитальная скорость осколков в момент разрушения останется той же, что и у Луны. Масса уменьшится в 7 раз, но не настолько точно, чтобы дальнейшее поведение осколков описывалось единым образом. Гравитационное воздействие в системе Земля-Луна изменится и осколки будут искать новую орбиту. Каждый свою. В силу полученных при расколе Луны моментов и импульсов это не будут годы. Вопрос о каменном дожде я ставлю под вопрос. А вот падение пары осколков Луны на Землю со всеми вытекающими, вплоть до разрушения Земли собственно, вполне возможный сценарий.
Zangasta Автор
Потому что любому из семи осколков, чтоб покинуть общую орбиту, нужно преодолеть притяжение остальных шести фрагментов. И если в романе энергии на это не хватило с самого начала, то после цикла столкновений тем более не хватит.
Hellsy22
А почему не может сложиться ситуация, в которой несколько сблизившихся осколков сыграют роль гравитационной катапульты для третьего?
Zangasta Автор
С учетом того, что скорости этих фрагментов, вращающихся вокруг общего центра тяжести невелики, а скорость убегания для Луны равна 2,4 км/с, фрагмент должен поучаствовать не одном, а в серии маневров, что имеет ничтожную вероятность.
antihydrogen
Дык, вторая космическая скорость для старта с поверхности Луны для данной задачи совершенно неактуальна. Вириальная теорема говорит, что средняя кинетическая энергия тела в системе тел, удерживаемых гравитационным полем, равна половине средней потенциальной. Так что скорости убегания из системы всегда порядка скорости обращения.
Platon_msk
2,4 км/с, это скорость убегания для целого тела — Луны. У осколков скорость другая.
Zangasta Автор
У каждого осколка по отдельности — скорость убегания много меньше.
А у системы осколков — скорость убегания будет незначительно ниже чем у Луны.
antihydrogen
Скорость убегания зависит не только от массы, вообще-то. 2.4км/с — это скорость убегания с поверхности(!) Луны. Если мы распределим массу Луны по объему шара с вчетверо большим радиусом, скорость убегания с поверхности этого шара будет 1.2 км/с. А скорость орбитального обращения на орбите на поверхности этого шара — около 0.8 км/с.
antihydrogen
Да, может. По такому механизму, например, звезды из шаровых скоплений «испаряются» — три звезды сближаются, две образуют тесную систему, выделившаяся энергия передается третьей, которая приобретает большую скорость.
Platon_msk
Вы понимаете, что вложенной в Луну энергии было достаточно для её разделения на семь частей. Это большая энергия, но, судя по вводной, она была настолько точно рассчитана, что была полностью поглощена и не вызвала расхождения частей, оставив их на единой орбите. Это нонсенс. Я могу понять лишь один способ подобного воздействия — Луна была окружена материалом, вектор взрыва которого был направлен к центру тела. В любом другом случае осколки должны разойтись по другим орбитам — взрыв в центре тела гарантирует это, так как придаст им соответствующий импульс. И он, этот импульс, будет превышать гравитационные силы.
antihydrogen
Не очень понимаю, где вы тут видите проблему. Энергия, нужная для полного разрушения Луны, заметно меньше энергии, которая нужна для превращения ее в облако гравитационно связанных обломков. В качестве иллюстрации: чтобы поднять предмет с поверхности Луны на высоту одного лунного радиуса (т.е. удвоения расстояния до центра Луны), нужно вдвое меньше энергии, чем для того, чтобы отправить его на бесконечность.
antihydrogen
Нетрудно подсчитать, что чтобы создать поток энергии, равный потоку от Солнца, нужно, чтобы в секунду на Землю падало 2.7 миллиона тонн камней (со второй космической скоростью 11 км/с). Предполагая поток камней постоянным, получаем, что за 5000 лет на Землю выпадет около 1/200 массы Луны. Вполне реалистично для описываемой ситуации. Полагаю, что с остальными числами у Нила тоже все в порядке.
Хотя представления об инженерных проблемах у него смешные, это да. Команда космического корабля, состоящая из четырех электронщиков, не может починить радиопередатчик дальней связи, и не находит ничего лучшего, чем использовать искровик. При этом у них на борту несколько миллионов функционирующих радиоуправляемых роботов…
lavmax
Как распыление воды в атмосфере поможет создать ядерную зиму? Насколько я помню, этот эффект возникает из-за большого количества пожаров, дыма и пепла, который поднимается в верхние слои отрезает доступ солнца. Но даже если это сделать, как это спасет от каменного ливня? Энергия падающих камней никак не уменьшится от слоя пепла в атмосфере. Допустим даже атмосфера и вода станут холоднее и их труднее будет разогреть. Но простая арифметика говорит, что опустив температуру до -50 мы снизим итоговое нагревание с 200 до 150, что как-бы тоже плохо. И все еще подразумевает миллионы тонн пара в атомосфере. Разве что там нелинейная зависимость.
Zangasta Автор
Нужно распылять что-то более мелкое и повыше. Грубо говоря устроить «Выброс сажи в стратосферу».
JC_IIB
«Аниматрица / Второй Ренессанс».
killik
Поджечь леса и города ядерными взрывами? Можно ещё по вулканам долбануть..
Karpion
Результат падения обломков Луны на землю сильно зависит от размера этих обломков.
Мелкие пылинки будут сгорать/испаряться в верхних слоях атмосферы. Выделяемое тепло практически не повлияет на температуру нижних слоёв атмосферы/биосферы. Остатки пылинок быстро смоются дождями, ибо будут центрами конденсации паров воды.
Крупные обломки (несколько метров и больше) будут долетать до поверхности Земли. И тут, прежде, чем они нагреют поверхность Земли — они разнесут всю инфраструктуру. Последствия падения крупного обломка можно представить по Тунгусскому метеориту. Особо крупные обломки вызовут тектонические процессы.
При этом в выигрыше окажутся жители приполярных зон: там холоднее (т.е. разогрев Земли не страшен), и вероятность падения метеорита существенно ниже (в частности, метеоритам придётся преодолевать более толстый слой атмосферы).
jorgen_steinbach
Кроме шкалы Кардашёва, можно определить еще одну характеристику цивилизации.
Время полувыживания — такое время ?t, что если в момент t цивилизация узнает что в
момент t + ?t ее солнце погаснет, то она успеет приготовится достаточно, чтобы
катастрофу пережила хотя бы половина населения.
?t = f(t).
EndUser
«Стопятидесятипятимиллиметровый» — легальное и литературное слово.
gregst
Если мне не изменяет память, женщин там было 8, но рожать могли 7
второе. Книга из трехчастей, фактически. Первые две- ОК, третья (черед 5 тысяч лет) — не ОК, мне совсем не понравилась
Zangasta Автор
Восьмая же, как я понял, довольно быстро «спойлер».
И их осталось семь.
Зы. Мне наоборот, третья часть понравилась. Первые две пролистывал — слишком депрессивно. А вот третья часть — интересный новый мир и герои. Сонар-Таможня отличается умом и сообразительностью. Умом и сообразительностью.
VIPDC
Автор ещё одну одну заначку себе оставил.
Теоретически, из первой части не понятно погибла ли группа которая отправилась на Марс.
Возможно при таком аттракционе щедрости на шанс выжить (три группы в нереальных условиях), ничего не мешает написать 4-ю часть про выживание группы на Марсе.
darthslider
Кажется, там хоть и не говорилось открытым текстом, что они погибли, но автор довольно однозначно давал понять, что миссия обречена изначально.
Zangasta Автор
Отнюдь.
При тамошнем интересе к истории — и при превосходящих земные технических возможностях, не исследовать место гибели марсианской миссии — глупо.
Но — в их обществе на это наложено табу. На мертвецов табу не накладывают.
Тут одно из двух — либо «марсиане» просили у Ев помощи, на начальном этапе истории и Евы отказали, либо «марсиане» выродились из за нехватки ресурсов совсем уж в что-то непотребное в социальном плане.
Для меня очевидно, что Миссия на Марсе жива здорова и выстрелит в следующем романе.
darthslider
Крайней сомневаюсь, что у Seveneves будет продолжение.
Zangasta Автор
Нил — серийный писатель.
Вся структура романа говорит о том, что планировалось больше одной книги.
По сути мы видим предысторию и вступление.
darthslider
Серийный писатель?
У него всего одна серия же, «Барочный цикл». Всё остальное — самостоятельные произведения.
Готов поспорить с вами на бутылку односолодового виски, что в ближайшие 5 лет (до июня 2023 года) прямого продолжения Seveneves от Стивенсона не выйдет.
Zangasta Автор
Ну, как самостоятельные — он Криптномикон в Барочный цикл включил…
Но спорить не буду — это будет спор на везении, а не на знаниях, я так не спорю.
darthslider
Даже если Криптономикон — часть «Барочного цикла», то у Стивенсона по прежднему всего одна серия, а всё остальное — самостоятельные произведения :)
Но даже будучи частью серии, Криптономикон, вполне самостоятелен и связан с остальными книгами цикла очень слабо.
lpwaterhouse
Не, у него просто всегда много незакрытых сюжеток. Обычно он их не закрывает либо потому что «ну и так ясно что там произошло, а мне уже скучно писать про это», либо не ясно, но ему все равно скучно. Именно поэтому у него нет практически ни одного интересного финала: к концу ему надоедает.
vladnevlad
я смотрю тут господа задачу
ТрёхСеми тел уже решили.А вообще, мне книга не очень понравилась именно обилием технических моментов. Читал, конечно, не без интереса, но как-то всё скучно там. Самое слабое, что у Стивенсона читал. Пошел потом на Анафеме оторвался.
Marsikus
В случае значительного изменения распределения масс по орбите Луны (тем более разрушения Луны), даже если на Землю не упадет ни одного крупного обломка, Земля все равно значительно пострадает от землетрясений, нештатных приливов, цунами, вулканов, и возможно получит ядерную зиму по причине последних.
Zangasta Автор
Не уверен.
Земля постоянно испытывает ритмичную нагрузку от приливов. Ослабление этой нагрузки — а ничем другим разрушение луны кончиться не может, катастрофы не вызовет.
Палка, которую миллион лет гнули, не треснет, от того что её перестали гнуть.
trublast
Сценарий спасения напомнил цикл «Рождённый туманом» Сандерсона. Там, чтобы спастись от лишнего излучения солнца, запустили пепельные вулканы, выбрасывающие пепел в атмосферу. Но тоже было не все так гладко.
Beshere
Хорошо, что обсуждаем эту книгу. Маловато такой фантастики сейчас — современной и хардкорной. Может, кто-то что еще посоветует в этом духе? У меня только на примете «Задача трех тел» Лю Цисиня — внезапно китайская(!) НФ. Ну, про «Марсианина» Вейра все знают.
konst90
Ковчег 47 Либра вроде хвалят.
lavmax
Ложная слепота. Питера Уоттса.
Zangasta Автор
«Юнона» Виктория Воробьева — Производственно-космическая фантастика ближнего прицела о буднях обитателей орбитальной станции «Юнона». Очень неплохо. (Хотя автор иногда сползает в женский роман с отношеньками, да и методологию науки представляет себе слабо)
Gryphon88
«Юнона» — на безрыбьи… Из относительно свежего мне гораздо больше понравился «Холод, голод, интеллект» Дивова.