Фото Best Picko / CC
Первое знакомство
- Говорим о виниле: мифы, мнения и текущая ситуация. Это транскрипт подкаста «Звук» (прослушать аудио), в котором мы, вместе с экспертом Тимофеем Шиколенковым (timshick), говорим о ситуации с виниловыми проигрывателями и обсуждаем всевозможные мифы и мнения и рекомендации, связанные с темой винила. Разбираемся с тем, кого сегодня интересует винил, где его производят и продают.
- Винил: притворись его знатоком. Статья понравится тем, кто хочет подробнее разобраться в технических нюансах работы виниловых проигрывателей и характеристиках пластинок. Здесь вы найдёте ответы на многие узкоспециальные вопросы, например: зачем нужна измерительная грампластинка, что такое поида и за счёт чего возникает пинч-эффект (pinch effect).
- 100 вопросов о виниле: зачем нужен винил и с чего начинать. Если вы новичок в мире винила, эта серия вопросов и ответов написана, чтобы помочь вам сориентироваться. Где приобретать пластинки и на что обратить внимание при покупке на вторичном рынке? Чем современные переиздания пластинок отличаются от коллекционных вариантов? Статья поможет подойти к собранию фонотеки системно и со знанием дела.
История и философия винила
- «Highway Hi-Fi»: с чего началась и чем закончилась история проигрывателей пластинок для автомобилей. Сегодня мы уже привыкли к возможности послушать музыку в машине, но для автолюбителей середины 50-х годов это было в новинку. Появление первых аудиопроигрывателей в моделях автомобилей Chrysler было уникальным событием, о котором писали в прессе. Подробнее о первых Highway Hi-Fi системах, принципе их работы, а также специально разработанном для них формате винила рассказываем в статье.
- История винила. Неувядающий звук. Всеобщая диджитализация и цифровая звукозапись не повлияли на интерес к виниловым пластинкам, который продолжает возрастать с каждым годом. По данным доклада американской Ассоциации звукозаписывающих компаний, только в США за 2017 год было продано пластинок на сумму около $395 млн. Здесь мы расскажем, с чего начиналась история этого носителя и разберемся в разнообразии стандартов (размеров, материалов и принципов записи).
- История аудиоаппаратуры класса High-End. Первая High-End аппаратура появилась еще в годы окончания Второй мировой войны. С тех пор устройства этого класса пережили несколько важных этапов развития техники. Подробнее о каждой исторической вехе рассказываем в статье.
- История звукозаписи: от механики к цифре. Это компактный рассказ о звукозаписи: от механической в IX веке до цифровых аудиоформатов современности. Еще в статье есть пример звукозаписи от 1860 года.
- Самые редкие и дорогие пластинки в мире. $300 тыс. — такую сумму отдал музыкант и основатель группы White Stripes за мастер-диск с синглом Элвиса Пресли. Говорим о самом первом выпущенном мастер-диске короля рок-н-ролла, редких альбомах на пластинках на 78 оборотов и других коллекционных записях. Из статьи вы узнаете, какую пластинку купил создатель Minecraft, у кого хранится уникальная запись группы The Quarrymen.
- «Между винилом и кассетой»: история тефифона. Прототип этого необычного аудиогаджета был изобретён в 1930-х годах прошлого века в Германии и сперва использовался для военных целей. Одноименный проигрыватель имеет способ воспроизведения аналогичный винилу — с помощью звукоснимателя с иглой. Рассказываем об истории создания тефифона, его устройстве и назначении, а также расцвете формата и причинах падения его популярности.
Фото choo chin nian / CC
Как делают пластинки и проигрыватели
- Священный Грааль винила: искусство мастеринга на половинной скорости. Лондонская студия звукозаписи «Эбби-Роуд» существует с 1931 года. На ней записывали свои альбомы такие культовые рок-группы, как U2, Keane, Pink Floyd и др. Именно рядом с этой студией на пешеходном переходе ливерпульская четвёрка сделала свое знаменитое фото. В статье инженер студии Майлз Шоуэлл знакомит нас со многими нюансами и деталями кропотливой работы по нарезке виниловых дисков и особенностях мастеринга пластинок на половинной скорости.
- Репортаж с фабрики Ortofon: технологии, материалы и немного истории. Свой путь компания начинала с разработки техники для озвучивания кинофильмов. На аудиорынке она стала известна после изобретения одного из самых совершенных типов звукоснимателей в конце 1940-х. С тех пор Ortofon выпустили более трех сотен моделей картриджей. Эта статья — экскурсия по фабрике с рассказом об используемых технологиях. Во второй части этого материала инженеры Ortofon показывают весь сборочный процесс и делятся нюансами создания новых моделей: от идеи до серийного производства.
- Перфекционизм Clearaudio. Как делают проигрыватели виниловых пластинок. За 40 лет компания Clearaudio выросла из небольшого семейного бизнеса звукового инженера Питера Зухи во всемирно известный бренд виниловых проигрывателей. Предлагаем заглянуть на производство и в офис немецкой компании и познакомиться с ней подробнее. Первая часть экскурсии посвящена этапам сборки виниловых проигрывателей и заготовкам деталей для будущих устройств. Во второй части вы узнаете, как изготавливаются и собираются тонармы и как тестируют детали проигрывателя.
- Возвращение эпохи винила. Меломан Марк Рейни открыл неподалёку от Портленда — города, известного своей независимой музыкальной сценой, — фабрику по производству виниловых пластинок Cascade Record Pressing. В статье он и другие представители индустрии делятся своими мыслями о будущем винила, проблемах, с которыми приходится сталкиваться производствам (поиск независимых лейблов, устаревшее оборудование и др.) и обсуждают почему от увеличения спроса на пластинки может пострадать их качество.
- Как делают виниловые пластинки, или новая LP-столица мира. Первый сингл группы The Beatles в США был выпущен в городе Нэшвил на самой крупной фабрике по производству пластинок — United Record Pressing. Мы покажем, как работает круглосуточное производство винила и расскажем сколько времени занимает «печать» партии дисков. Обсудим как врождённый консерватизм Нэшвила и его связь с кантри-музыкой влияет на успех фабрики и почему «винил будет жить», несмотря на развитие высоких технологий.
- Как работает крупнейшая фабрика виниловых пластинок. Ещё один материал о нюансах производства и продажи виниловых пластинок, но теперь уже в Европе. В небольшой чешской деревне Лоденице работает крупнейшая фабрика пластинок GZ Media. Генеральный директор фабрики рассказывает, как разработка собственных прессов и внедрение новых технологий помогает им выполнять заказы быстрее других, а также как устроена работа на фабрике. Также вы узнаете, как пластинки упаковываются и поставляются музыкальным магазинам.
- Роберто Виго: «Мастер-лента — чистейший источник аналогового звучания». Студия Analogy Records «пишет» на магнитную ленту артистов разных музыкальных жанров: джаз, поп, фолк и др. В этом интервью её основатель, музыкальный энтузиаст и звукоинженер Роберт Виго делится историей своего бренда, тонкостями записи на ленту и преимуществами мастеровой записи по сравнению с копией.
Винил и другие форматы
- Что такое HD-винил и действительно ли он так хорош. Австрийская компания Rebeat Innovation объявила HD-пластинки будущим виниловой звукозаписи и недавно привлекла $4,8 млн инвестиций на их производство. Первую партию компания пообещала выпустить в 2019 году. Чем новая технология отличается от традиционной? В чём её преимущества и недостатки? Как она повлияет на жизнь пластинок и их стоимость? Рассуждаем об этом в статье.
- Битва за формат: бобина vs кассета vs винил vs CD vs HiRes. Компания ММС, производящая звуковое оборудование и мультимедиа, устроила «битву» между пятью форматами аудиозаписи. В сравнительном прослушивании участие мог принять любой желающий. Посетителям предложили угадать на слух, какой из форматов звучит, опираясь на характерные особенности воспроизведения. О результатах эксперимента читайте в нашем материале.
- Гибкие пластинки — универсальный носитель, который вернулся из прошлого. Расскажем об истории этого звукового носителя — от подпольных записей рок-н-ролла на рентгеновских снимках («музыка на костях») до пластинок с записями звёзд эстрады в ежемесячном журнале «Кругозор». Приведём примеры использования гибкого формата в России и за рубежом и поговорим, с чего началось его массовое производство.
- Может ли современное издание пластинки оказаться лучше первопресса?. Один из 30 самых продаваемых альбомов в истории музыки — Brothers In Arms британской рок-группы Dire Straits был выпущен в 1985 году и разошёлся тиражом около 30 млн копий. Мы сравнили первопресс популярного альбома с переизданием. Может ли современное переиздание сравниться с оригинальным первым прессингом по звучанию? Как на него повлиял полностью цифровой мастеринг первого издания? В статье отвечаем на эти вопросы и делимся результатами.
- Руководство по конвертации аналоговых виниловых дисков в цифровые файлы с использованием Windows. Простыми словами объясняем весь процесс оцифровки винила — от требований к оборудованию до его проверки перед записью. В виде подробного пошагового руководства даём рекомендации по программному обеспечению (редактор Audacity и его настройки), а также советы по реставрации цифрового звука (удаление скачков, щелчков и треска).
- Оцифровка винила: «ЗА» И «ПРОТИВ». В статье разбираем все тонкости перевода виниловых записей в цифру: какую роль играет аудиокарта, с какими программами нужно работать для редактирования записи и почему нельзя обойтись без фонокорректора. Cравним между собой звучание релизов, изданных на компакт-дисках, SACD, и оцифрованных с винила.
- Почему CD могут звучать лучше виниловых пластинок. Вопросу противостояния этих двух форматов посвящена не одна словесная битва на аудиофорумах. Статья повествует о положительных и отрицательных моментах в использовании обоих форматов. Поговорим о причинах того, почему виниловая пластинка не всегда звучит лучше, чем CD и наоборот.
- Как оцифровывать виниловые пластинки. Ещё один «двухтомный» материал, посвященный оцифровке виниловых записей. В этой части подробно останавливаемся на каждом этапе и разбираем узкие места — на что обращать внимание при тестовых прогонах системы и какой софт выбрать. Во второй части поговорим про реставрацию записи (инструментах аудиоредактора, приемах нарезки треков и др.) и дадим советы по удалению дефектов (щелчков, шипения и др.) .
Дополнительное чтение: несколько постов из нашей Академии Винила:
- Аксессуары по уходу за винилом: 4 полезных лайфхака
- Мой первый проигрыватель винила: обзор 5-и оптимальных систем
- Мой первый виниловый проигрыватель — с чего начать?
Об истории и новостях из Мира Hi-Fi — микроформат в нашем Telegram-канале.
Комментарии (7)
D3D9EX
15.07.2018 11:27-1Что скажете о такой идее: специализированный станок с ЧПУ, который сам «нарезает» любые аудиофайлы на болванки в домашних условиях?
swame
15.07.2018 15:59Ага, источник — MP3
D3D9EX
15.07.2018 16:14По вашему в студиях запись альбомов идёт на винил? Потом с винила гонят в цифру?
Tabke
16.07.2018 13:48Ой да ладно. Лозлесс музыки сколько хочешь в интернетах. В том числе записанной на частотах и разрядностях гораздо выше чем стандарт аудио сиди.
alexxisr
15.07.2018 16:57Там даже станок особо не нужен — зацепляем резак к динамику и двигаем по спирали.
Но вопрос — зачем? Если уже есть аудиофайл достаточного качества, то можно его и прослушивать.
Если так хочется шуршания пластинки — кладем болванку на проигрыватель, считываем с нее qr-код, в котором ссылка на нужный файл, и слушаем, наблюдая как оно крутится и светится теплым ламповым усилителем.
Я бы повозился с бобинным магнитофоном — там и качество повыше чем у винила, и физический контакт с носителем, и можно самому записывать.
maxzhurkin
Перечислили тех, кто записывался на Абби-Роуд после The Beatles, но не назвали никого, кто до :(