В этом материале мы расскажем про особенности таких проектов.
Наш микроформат — Telegram-канал «Аудиомании»
Фото Trevor Cox / CC
Мелодия города в Дании
Первую такую дорогу построили в середине 1990-х в датском городе Гюллинг по проекту Steen Krarup Jensen и Jakob Freud-Magnus. Её назвали Асфальтофон (Asphaltophone). На дорогу были нанесены похожие на «точки Боттса» круглые рельефные маркеры и полосы. Для того чтобы дорога звучала, как задумано, нужно ехать со скоростью 70–80 км/ч.
Песню, «исполняемую» дорогой, создатели назвали «мелодией города Гюллинга». Местное телевидение сняло репортаж об открытии дороги, доступный для просмотра на YouTube.
Популярные песни в Японии
Инженеру-строителю Шизуо Шинода (Shizuo Shinoda) идея использовать дорожное покрытие в качестве музыкального инструмента пришла в 2004 году. Он заметил, что дороги, разбитые тракторами, производят интересные последовательности звуков.
Свою первую музыкальную дорогу Шинода разработал вместе с Институтом промышленных исследований Хоккайдо (HNIRI) в 2007 году. Она появилась на участке японского национального шоссе 272, между городами Кусиро и Сибецу. Если ехать на машине со скоростью 40 км/ч, можно услышать мелодию Shiretoko Ryojo. Написанная в 60-х годах прошлого века, эта песня о любви по-прежнему остается одной из наиболее часто исполняемых в японском караоке.
Детская песенка в Южной Корее
68% ДТП в Южной Корее происходят по вине спящих за рулём и не соблюдающих скоростной режим. Чтобы помочь автомобилистам оставаться начеку, власти решили создать музыкальную дорогу.
Музыкальная дорога в Южной Корее находится недалеко от Сеула. Она сделана по схожей технологии. Проехав по рядам канавок, можно услышать мелодию Mary Had a Little Lamb. С записи этой песни Томасом Эдисоном началась история звукозаписи.
Народные гимны Китая и США
Недалеко от Пекина по живописной горной местности пролегает музыкальная дорога, играющая мелодию Ode to the Motherland. Эта патриотическая песня считается вторым гимном страны — ей завершаются некоторые китайские радиопередачи. Возможно, вы слышали её исполнение на церемонии открытия Пекинских Олимпийских игр в 2008 году.
Ещё одна патриотическая музыкальная дорога расположена в американском штате Нью-Мексико, на знаменитой трассе 66. Проезжающий по ней автомобилист услышит мелодию America the Beautiful. При Кеннеди эта популярная с 30-х годов песня чуть не стала государственным гимном США.
Музыкальные дороги не всегда популярны
«Самый раздражающий промоушен» — такое определение получила рекламная кампания автомобиля Honda Civic. Специально для рекламного ролика автомобильной новинки в северной Калифорнии построили музыкальную дорогу. Она получила название Civic Musical Road.
Проезжая по ней, можно было услышать мелодию из симфонии Джоаккино Россини «Вильгельм Телль». Компания утверждала, что лучше всего дорога звучит, когда едешь по ней на новом автомобиле модели Civic со скоростью 90 км/ч.
Жители близлежащих районов не оценили эту задумку. После многочисленных жалоб на высокий уровень шума, дорога была перенесена подальше от жилых домов. Но и там она не пользовалась успехом. По утверждению специалистов, строители неправильно рассчитали ширину канавок, поэтому звучала она фальшиво. Джереми Кларксон, проезжая по этой дороге в одном из выпусков Top Gear, сравнил её звучание с голосом из ада.
Российские дорожные покрытия
В теории, музыкальные дороги должны в игровой форме помогать водителям соблюдать скоростной режим. В России для повышения безопасности дорожного движения используются более практичные инженерные конструкции. С 2012 года на российских дорогах, помимо предупреждающих знаков, систем видеофиксации и «лежачих полицейских», начали появляться шумовые полосы. Они заметны при любой погоде и любом освещении.
По сравнению с музыкальным покрытием их нанесение стоит недорого. Они не играют мелодию, а создают шум и вибрации. Такой подход — одна из мер по снижению аварийности на дорогах.
Интересное о звуке в микроформате — в нашем Telegram-канале:
Музыка на работе
Звуки из космоса
И нарративы в нашем блоге на «Яндекс.Дзен»:
11 интересных фактов из истории бренда Marshall
4 известных человека, которые увлекались музыкой
Комментарии (40)
maxzhurkin
16.08.2018 23:38-1С 2012 года на российских дорогах, помимо предупреждающих знаков, систем видеофиксации и «лежачих полицейских», начали появляться шумовые полосы. Они заметны при любой погоде и любом освещении.
По сравнению с музыкальным покрытием их нанесение стоит недорого. Они не играют мелодию, а создают шум и вибрации. Такой подход — одна из мер по снижению аварийности на дорогах.
И всё?
А что за шум и вибрации, как на них влияет скорость и почему они снижают аварийность?MAXXL
16.08.2018 23:48+1На наших дорогах не встречал, а в Норвегии и Финляндии по краям дороги и по центру делают канавки. Просто по белой полосе мелкие поперечные канавки. Если машина во время движения такую полосу то в салоне слышен довольно громкий звук, ну и вибрация на рулевом колесе ощущается. Так что если задумался или задремал — успеешь выправить машину.
RaphZak
17.08.2018 00:19+2У нас тоже встречал, правда немного иные. Поперек все дороги 3-4 канавки. Обычно встречаются при подъезде к населенному пункту или транспортной развязке. Проехав по ним водитель точно проснется от тряски и шума.
REPISOT
17.08.2018 06:03Да, есть у нас на трассе М5 такие перед зебрами. Они будут заметны, если дорога идеальная. А с нашими подборками из ям и кочек они не отличимы от прочих дефектов.
А с хорошей подвеской — вообще не заметно.
MAXXL
17.08.2018 11:47Нет, такие я встречал — это для предупреждения перед пешеходным переходом. Правда смысла в них нет никакого. Так как их делают на небольшом расстоянии от перехода, то при большой скорости водитель не успеет все равно среагировать. НУ а если он едет медленно, то и так времени для реакции хватит (хотя может привлечет немного больше внимания, да). А вот на разрушения дорожного полотна такие канавки оказывают большое негативное влияние, так как у нас их делают методом пропила полотна, а не нанесением полос специальным составом
ugsm
18.08.2018 09:08В Удмуртии встречал такие на трассе М7 перед переходами. На 120+ эти шумовые полосы пролетаются вообще незаметно. На разрешенных 60-90 — да, неприятно. Смысл?
Andy_Big
17.08.2018 01:44Столкнулся с таким в Беларуси. Гул создается приличный, не обратить на него внимание очень сложно :)
Kelsink
17.08.2018 08:57На М5 в Башкирии перед каждой остановкой (переходом) три секции по четыре полоски. Все лето уже по ним катаюсь. Ощущение, что просто краской/мастикой какой-то сделаны.
Слышно их прекрасно. Не достают.
До этого встречал подобное в Тайланде/Кипре. Там несколько иначе делают — мелкие неровности из-за которых в машине мелочь начинает скакать во всех местах. Довольно неприятно, но действнно.
SadOcean
17.08.2018 11:05Я встречал в нескольких местах на въездах в Ставрополь.
Выглядит как ряды по несколько полос 10 см длинной и может 0.5-1 высотой.
От двух до пяти полос через каждые 2-3 метра за 20-30 метров до пешеходного перехода.
При проезде машины жужжащий звук, который вполне может заставить встрепетнуться и посмотреть, что происходит, заметив переход. На большой скорости звук громче.
Вполне вменяемая мера с виду.
jryj
16.08.2018 23:49+1А что за шум и вибрации, как на них влияет скорость и почему они снижают аварийность?
А что тут ещё написать?
Обычные полосы, которые слегка выступают над асфальтом. Через это шум и вибрации, к примеру когда подъезжаешь к пешеходному переходу.maxzhurkin
16.08.2018 23:52А что тут ещё написать?
Например, следующее от вашего предшественника:
Просто по белой полосе мелкие поперечные канавки. Если машина во время движения такую полосу то в салоне слышен довольно громкий звук, ну и вибрация на рулевом колесе ощущается. Так что если задумался или задремал — успеешь выправить машину.
braineater
17.08.2018 02:41+1На самом деле довольно дурацкая идея, по крайней мере те реализации что я видел. Есть неподалеку от меня, перед зеброй на трассе. Сделаны 3 полоски через дорогу которые и дают эту «вибрацию». Проблема в том что они сделаны по идиотски и больше похожи на миниатюрные лежачие полицейские и в том что сделаны они слишком близко к зебре, то есть даже если ты эту зебру не заметил то наличие вибрации уже ничего не поменяет. Я про них люблю шутить: «Если вы насчитали 4 толчка значит кого-то сбили».
MaxxONE
17.08.2018 06:22О, а на подъезде к Нижнему Тагилу эти полоски прямо прорезали в асфальте. В новом асфальте. На оживленной трассе.
pavelchavyr
17.08.2018 10:22Скорее дурацкая реализация. Видел такие полоски на ростовской трассе в Харьковской области. Сделали грамотно — вначале на приличном расстоянии от пешеходного перехода водителю делается «предупредительный» толчок, затем спустя некоторое время еще два и уже перед самым переходом «контрольные» три. Если соблюдать скоростной режим или не сильно превышать, со среагировать вполне реально.
Правда, недавно асфальт перестелили и новых полосок я пока не наблюдаю.
WildHorn
17.08.2018 10:43У нас в области на трассе есть такие зоны. Представляют из себя три набора металлических полос, вделанных в покрытие. При проезде на 90-100 км/ч издают громкое «Бж-ж-ж, бж-ж-ж, бж-ж-ж». Расположены они перед опасными поворотами на трассе и предназначены для привлечения внимания водителя к дороге.
arkhivania
17.08.2018 00:38+1Я был достаточно маленьким ребенком в 1996 году и в Японии ехал по музыкальной дороге. Может быть конечно что-то напутал, так как в 2005 году мог ехать и в Южной Корее, но почему-то мне казалось, что в Японии было такое и раньше.
Tavas
17.08.2018 00:38+3Российские дороги скорее начнут издавать звуки, похожие на мольбы о помощи, чем различного рода мелодии
Lexxnech
17.08.2018 10:21Заголовок спойлераsuper-guest
17.08.2018 03:37Да какие мелодии в РФ? Тут такие дороги, что скрипач не нужен…
Вы лучше налоги платите, а гос-во само решит, какую мелодию себе заказать.
betrachtung
17.08.2018 04:28Так вот что это за несчастье такое…
Велодорога «Четыре реки» (Сеул-Пусан) местами проходит по таким дорогам. Автомобилистам, может, и нравится, но мне эта гребёнка мешала.koreec
17.08.2018 07:20В Корее гребенку применяют впервую очередь для удаления воды с полотна. Модуляция с целью извлечния звуков используется значительно реже, и только на автобанах. Сейчас несколько таких участков сделали на новом автобане, построенном к олимпийским играм. А на скорости ниже 80 км/ч оно «не поет».
franzose
17.08.2018 05:32В России дорог-то нет. Разве что музыка из междометий водителей, лавирующих между ямами да ухабами)
REPISOT
17.08.2018 06:08и почему их нет в России
1. Никому не надо / денег нетно вы там держитесь
2. Чтобы так сделать, дорога должна быть на порядок лучше, чем имеющиеся
3. Такая конфигурация, как на КДПВ забьется за неделю всякой грязью. У нас чернозем и нет нормальной ливневки (а чаще вообще никакой нет).
clawham
17.08.2018 08:23+5velotrex.ancrane.ru/pavements/ndef_asf_razb_mok.jpg специальное устройство предупреждения об превышении скорости в России — это и есть сами дороги!
И таки да — они все музыкальные… просто ну не всем нравится Drumm&Bass
osipov_dv
17.08.2018 08:44Музыкальных дорог нет, но похожую вещь делали на М7, сейчас один такой участок сохранился в районе Ногинска — перед пешеходными переходами. Увы, колеса вибрируют и при торможении оно получается менее эффективным, так как раньше срабатывает АБС.
Так же не понятно как влияют такие вибрации на узлы автомобиля, особенно на подвеску и стойки двигателя.
Для загруженных дорог это не хорошо.
zelyony
17.08.2018 09:36Власти провинции Фрисландия в Нидерландах были вынуждены демонтировать музыкальное покрытие автомобильной дороги, установленное в местной деревне Йелсум. Поводом для этого стали массовые протесты местных жителей, которых мелодия поющей дороги, по их словам, сводила с ума.
Этот шум местные жители были вынуждены слушать круглосуточно. Забавно, что по соседству с деревней Йелсум расположена авиабаза Королевских ВВС Нидерландов, однако истребители летают лишь до 17:00, а какофония от дороги не прекращается даже ночью. По словам несчастных голландцев, постоянный шум мешал им спать и буквально сводил с ума. В итоге власти демонтировали поющую дорогу, которая не пролежала и четырёх дней.
BeardedBeaver
17.08.2018 09:42Я был бы крайне недоволен если бы вдруг помимо музыки, которая играет у меня в машине, появилась другая неотключаемая мелодия, которую «играет» дорога. Причем с разной скоростью и высотой тона в зависимости от скорости движения машины.
Гребенку для безопасности видел в Москве в районе пересечения ленинского с ломоносовским, но там она очень близко к пешеходному переходу и реагировать в случае чего будет уже поздно.
Про эффективность тормозов и вибрации на узлах машины уже писали выше.
Semioweb
17.08.2018 11:16У вас в заголовке много лишнего, я почистил: «Дороги — что это и почему их нет в России»
lokkiuni
17.08.2018 11:48В Германии это реализованно несколько по-другому: рифлёной разметкой.
И на автобанах на поворотах есть прорези вдоль (я так понимаю, для отвода воды, но могу ошибаться).
konchok
17.08.2018 16:06Нужно чтобы эта «мелодия» звучала только при превышении определённой скорости, и там бодрый мужской голос предлагал её сбросить. Тогда и в России взлетит.
k0ldbl00d
17.08.2018 20:34В России, преимущественно, голосовые дороги — едешь и звучит мат, потому что без мата по некоторым дорогам ехать сложно.
RealZoN
18.08.2018 13:11Встречал какие-то пробные варианты звуковой дороги в Краснодарском крае или р.Адыгеи (где-то на границе). Перед пешеходными переходами наносили полоски с разным интервалом. Кто-то что-то там слышал слова «стоп»
realSTAG
18.08.2018 13:11Мне кажется, что музыкальные дороги для машин — ну такое себе. не очень хорошо слышно, если раздражает — не отключить + не понятно, как такое покрытие влияет на машины. Имхо, такое надо ставить на каких-то набережных, парках для прогулок. там это приживется.
SUA
18.08.2018 13:11В принципе шумовые полосы даже в том виде что они сделаны сейчас в России — если конечно не впритык к пешеходному переходу — вещь удобная на «взбодриться», впервые видел уже несколько лет назад в Белгородской области, а на загруженных трассах у них проблема другая — не мешают, а банально истираются за 2 месяца (после чего по основной колее уже можно проехать без музыкального сопровождения)
Насчет АБС очень спорно что доля секунды (на скорости 60км/ч за секунду авто проезжает примерно 17м) «звучащего» покрытия сильно ему вредит, а вот использование такого метода вместо «лежачего полицейского» как раз на загруженных и загородных трассах для машины существенно более щадящий режим — хотя кто-то и такое на 50ти проезжает
AlexanderS
Идея интересная. Правда появляется куча вопросов: как это сказывается на износе резины и подвески, ресурсе самой дороги, что будет при торможении?
Кстати, так можно дороги монетизировать, записывая рекламу. Вот кошмар будет, звук-то ведь не отключишь! Если только наоборот прибавить ;)