Ах да, в процессе прослушивания музыка продолжает меняться так, что услышав вариант, адаптированный для другого человека, пользователь смутно ощущает, что чего-то не хватает. Круто, да? Если увидите такую новость, обязательно сходите в комментарии и скажите, что стартап заново изобрел аудиокассету.
Моя кассетная эпоха пришлась на детство и юность, и закончилась не так давно — в 2003 году. Или все же давно, достаточно, чтобы забыть почти все детали этого особого социального и технического экспириенса, кроме, пожалуй, того, что кассеты плохо звучали. Это не совсем так, скорее мы их плохо слушали. Но понял я это только в 2018 году, заново открыв для себя этот формат докомпьютерной эпохи, который, тем не менее, и в истории персональных компьютеров сыграл свою роль. Сегодня я отчитываюсь о том, каково это — пользоваться технологией, которая была самой популярной в мире, потом умерла, а сейчас восстает из мертвых.
Последняя кассета
Эту историю мне хочется начать с конца. Вы помните, когда произошел этот момент? Вот вы только что слушали любимый альбом, а вот нажимаете стоп, откладываете кассетный плеер в сторону и больше уже не включаете никогда. Уже с двухтысячного моя музыкальная инфраструктура начала приобретать странные формы. В смысле, слушал я по-прежнему кассетный плеер, а вот сборники делал у знакомых, собирая «два раза по 45 минут» плейлист добытых из Напстера MP3-файлов на компьютере в WinAMP. Или еще: в ранней сетевой «Масяне» подслушал песню Muse, а альбом Showbiz купил на ленте — он по-народному был выставлен на продажу в ночном ларьке рядом с пивом и сникерсами.
Короче в 2003 году я перескочил сразу на CD-MP3-плеер, а еще года через три купил свой первый айпод. Кассеты в нашей стране вообще прожили гораздо дольше, чем на западе, там самыми успешными кассетными годами были примено 1987-1989. В каком-то смысле, нам повезло. Тем не менее переход на любую форму цифрового звука был быстрым и стремительным — уж слишком очевидные преимущества предоставлялись, если конечно ты их мог себе позволить.
Почти машина времени
Я хотел восстановить кассетное хозяйство последние года четыре — чтобы и старые сборники послушать, и чтобы новые записать. Но держался: странно это как-то. Во-первых, я же коллекционирую компьютерный винтаж, а тут все аналоговое. Во-вторых, есть общий консенсус на предмет отвратительного звучания аудиокассет — и какой смысл? Вот винил — это круто, а кассеты не очень. В-третьих, не очень понятно, как восстанавливать. С одной стороны инфраструктура за все эти годы никуда не пропадала, вот она, рядом, только руку протяни. С другой — нежная механика дешевых устройств давно сделала их полурабочими.
Но все же я решился. Что ж! Пусть! И ладно! Отчасти на мое решение повлиял робкий ренессанс кассетной темы в целом: на Bandcamp все чаще начали попадаться новые музыкальные релизы, доступные на кассетах. Модные техноютюберы начали наперебой тестировать старые и новые магнитофоны. Даже мейнстрим отозвался — саундтреками к сериалу Stranger Things и фильму Guardians of the Galaxy, и не только.
Ну и цены на бэу на волне хайпа поползли вверх, отчасти еще потому, что приличную технику не выпускают уже очень давно. Повторное знакомство с кассетами в 2018 году дало мне непередаваемые ощущения, когда все вроде бы работает, но слегка ненадежно. В этом есть огромная разница по сравнению с тем, как мы взаимодействуем с любым цифровым устройством. Именно из-за этой шаткости мы уже довольно давно перескочили на цифру в виде CD, MP3 и Apple Music, без сожалений сгрузив один-два десятилетия пленочного меломанства в чулан. Стоит ли доставать хранимое обратно?
Винтажные страдания
Да конечно не стоит, оно не зря там оказалось. Если только вы не хотите разнообразить свою меломанскую жизнь огромным количеством костылей и рогаток, которыми сопровождалась наша кассетная жизнь в 90-е. Жеваная лента, чистка головок и роликов спиртом или одеколоном, подвывания портативного плеера при ходьбе, неискоренимый шум. Это явно не то, что я хотел «восстановить», хотя мысленно готовился и к такому исходу. Скорее меня интересовало, как кассеты могут звучать в условиях, близких к идеальным. Где у этой эпохи золотой век? И чем он характеризуется, какие требования?
Этими вопросами я задался, когда в середине лета решил что-нибудь этакое прикупить. С одной стороны выбор огромен: и дешево есть, и дорого, и даже бесплатно. И с автореверсом, и без. Портативные, стационарные, какие хочешь. Но работоспособность от цены никак не зависит: те, кто дает гарантию работоспособности хотя бы в год, продают тридцатилетние устройства дороже, чем они новые стоили. Все дешевое скорее всего работает чисто номинально, слушать это невозможно.
А что вообще правильно хотеть, если ты решил заново упороться по кассетам? В девяностых моей так и не сбывшейся мечтой был музыкальный центр, чтобы и си-ди, и двухкассетник, и колонки чтоб побольше. Увы, всю кассетную эпоху я обходился очень средненьким переносным двухкассетником Sony, да и музыкальные центры по качеству кассетной части недалеко ушли от бумбоксов. Портативные плееры в качестве эталонного ностальгического устройства вовсе не подойдут: и стоят дороже, и по звуку они очень редко приближались к стационарным устройствам.
Короче надо брать топчик, но самые крутые, легендарные образцы магнитофоностроения сейчас стоят совершенно невероятных денег. Великолепная кассетная дека Nakamichi Dragon сочетает высокое качество звука с удобством — там даже автореверс есть. Но и стоит, смотря как повезет, от двух до трех тысяч долларов. Это примерно соответствует цене нового устройства, а с учетом инфляции даже выходит скидка в 50%. Но, извините, это слишком дорого. С другой стороны, список технологий, определяющих крутизну кассетного магнитофона — он хорошо известен, и почти все эти технологии можно найти в устройствах подешевле.
Еще надо определиться с эпохой. Чем старше устройство, тем больше шансов, что оно превратится в тыкву. Брать технику, выпущенную на закате индустрии, в эпоху тотальной экономии, тоже не стоит. Есть разные мнения, но я для себя сделал вывод, что золотой век магнитофонов пришелся на конец 80-х — тогда были выпущены самые технически продвинутые устройства. Но и в самом начале девяностых еще были модели, за которые не стыдно. Изучая технологии, я познакомился с такими понятиями как «закрытый тракт», «двойной тонвал», «автоматическая подстройка тока подмагничивания», «долби би, си и эс», а также проникся необходимостью подсчета магнитных головок и моторов. В правильном устройстве и того, и другого должно быть минимум три. В результате была приобретена кассетная дека Kenwood KX-7030 — сделанная в Японии, вторая по старшинству в модельном ряду сезона 1991-1992 годов.
Владелец утверждал, что перед продажей поменял приводной ремень, и магнитофон работает просто отлично. Он врал. Точнее он не говорил всю правду или искренне заблуждался. Я включил магнитофон, поколдовал с проводами, вставил кассету, и оно заиграло — вроде неплохо. Потом попробовал сделать запись — и это было удивительно хорошо! Я даже не представлял, как хорошо оказывается кассеты могут звучать! А потом магнитофон зажевал ленту.
Почитав сервисную инструкцию, я обнаружил, что предыдущий хозяин поменял один ремень и забыл поменять второй. Заказ, доставка, установка, и все заработало. Хотя у меня по-прежнему есть ощущение, что этот аппарат не функционирует, а медленно отправляется в мир иной. Я даже убедился, что параметры магнитофона более-менее соответствуют спецификациям, кривовато, но все же измерив их с помощью компьютера и звуковой карты. Об этом в подробностях и с графиками написано в моем телеграмме. Добыв пару качественных аудиокассет второго и четвертого типа, я окончательно понял, что магнитная лента может звучать очень неплохо. Она никогда не будет звучать так же хорошо, как цифра. Тут со мной не согласится целое сообщество фанатов сугубо аналогового звука, но мне кажется та душевность, которую это сообщество находит в музыке без цифр, это как раз искажения, а не сигнал.
Звук, либо просто опыт взаимодействия с магнитной лентой, предпочитают потому, что он не идеальный. По той же причине сейчас модно снимать на пленку или придавать цифровым фото ретро-лук. По той же причине почти во всех музыкальных магазинах сейчас продают винил. Когда мы переходили с кассет и пластинок на CD и MP3, мы выбирали удобство и отсутствие помех, качество, надежность, компактность, доступ к музыке в ранее недостижимых объемах. За 36 лет существования CD и двадцать лет существования MP3, через семнадцать лет после выпуска первого Apple iPod это все не то, чтобы приелось, мы просто воспринимаем все эти достижения как должное. А хочется чего-то этакого. Создателям цифровых товаров и сервисов стоит обратить на это внимание: точность и качество сейчас могут казаться чем-то очевидным и скучным, а потребитель находится в поиске абстрактной «душевности».
И вот пожалуйста, 2018 год, я сижу в своем кабинете, составляю из цифровой музыки плейлисты, записываю на магнитную ленту. Вырезаю бумажку-вкладыш, пишу на ней ручкой названия песен и название сборника, и я доволен как слон. За прошедшие годы не то, что дебаты за и против разных носителей музыки стали неактуальными. Почти исчезла сама идея, что музыкальный альбом обязан иметь физическое воплощение. Да и под «альбомом» современные исполнители теперь понимают скорее: «я собрал себя в кучку, заперся в студии и довел до ума все то, что хотел», а не выпуск «пластинки». Зарабатывать сейчас можно, выкладывая отдельные треки на ютюб. Музыкальная индустрия освобождается от диктата носителей, так выходит?
Что ж, пусть так, но я-то — представитель старого поколения, мне важно, чтобы было за что подержаться. Кассеты, помимо доставки музыки до моих ушей, обеспечивали полноценный визуально-кинестетический экспириенс. Цвет и шрифты на обложке, трещина на корпусе, цвет самой кассеты. Дырка во втором треке на первой стороне, где ты случайно нажал кнопку «запись» на магнитофоне. Здесь было пожевано лет пять назад, и слышно до сих пор. Ты эти моменты знаешь, они тоже часть твоей жизни. В полностью цифровом музыкальном мире, когда я меняю деньги на мегабайты, этого немного не хватает.
Переоткрытие кассет показало, насколько я (вынужденно) плохо слушал их в 90-х, хотя мне тогда так не казалось. Музыка у меня была либо переписанная с чужих кассет с неминуемой потерей качества, либо записанная с радио, то есть по определению звучащая так себе. Редкие альбомы были записаны с CD, а еще я как-то сделал на заказ дискографию группы Deep Purple, которую мне всю записали с фирменного винила. Учитывая, что я крайне редко мог себе позволить новые пустые кассеты, даже эти лучшие образцы звучали уныловато. Эталоном были купленные в ларьке на рынке кассеты с полиграфией. Нет, не фирменные, такие если в России 90-х и были, то явно не в моей провинции. В основном у меня сохранились пиратские релизы из Польши, примерно такие как этот.
Я с удивлением обнаружил, что в 2018 году можно недорого купить запечатанные фирменные кассеты с музыкой — выпущенные еще в те годы. Вот я и купил, поставил, включил и… Это было ужасно. Понятно, что большинство кассет с музыкой выпускались с дешевой лентой первого типа. Но их еще и тиражировали на специальных машинах, которые записывали звук на ленту со скоростью в десятки и сотни раз быстрее номинала. На качестве это сказывалось не очень хорошо, и в лучшем случае эти ленты звучат удовлетворительно.
В моей коллекции есть только пара случайных исключений — это кассеты с записью классической музыки из Европы. Там и лента — хромовая, и подход к записи видимо был более аккуратный. Несмотря на возраст (они кажется вообще из 70-х), звучат они прекрасно. А так, если ты хочешь записать хорошо звучащую кассету, запиши ее сам!
Чтобы поделиться экспириенсом, я записал одну и ту же песню четыре раза, на ленту двух разных типов, с шумопонижением и без него, и оцифровал все записи. Песню я выбрал громкую, рокнрольную, и это не совсем честно: на тихой записи шум ленты заметнее, а на классике или джазе искажения ленты проще распознать. В таких тепличных условиях мой вывод: огромной разницы, какую ожидаешь, между цифровым оригиналом, и аналоговой записью нет. Впрочем проверьте сами.
Я понял, что в 90-е я с кассетами не наигрался. Когда у меня был только магнитофон и пара кассет, еще можно было отыграть назад. Но потом мне перепала партия невероятно, преступно дешевых хромовых лент, и тут я понял, что все серьезнее, чем кажется. Поэтому запилил наполовину арт-проект, наполовину оправдание для вращения роликов и кручения пассиков в 2018 году. Для каждого года своей жизни я собираю сборник подходящих песен — которые помню, или просто важных, в пределах одной девяностоминутной кассеты. Кассета в данном случае выполняет, как ток подмагничивания, функцию приведения моих воспоминаний в порядок. По поводу процесса записи, и про музыку, и про себя, вот здесь, в отдельном телеграм-канале, я рассказываю разнообразные истории. Там совсем не будет технологий, зато в основном канале теперь будет поменьше кассет. Если интересно, добавляйтесь.
Магнитофонный портатив
В 90-х мне в целом было пофиг, какой магнитофон стоит у меня дома. Главное, чтобы у меня была возможность слушать музыку где угодно, с помощью портативного плеера. Вот это было реально помешательство. Первый плеер мне подарили лет в восемь, и тогда еще можно было добыть только советские солевые батарейки. От них плеер работал минуты четыре, потом еще минут десять крутил ленту на половинной скорости, из-за чего пение Виктора Цоя местами приобретало характер Луи Армстронга. В 1993 году у меня появился плеер Sony, с автореверсом и, что важнее, аккумуляторами и зарядкой для них. За следующие пять лет я сточил его до основания ежедневной, почти круглосуточной эксплуатацией. В один день в нем кажется сломалось сразу всё.
Кассетные плееры и вовсе не отличаются качеством звучания. Реально достойных экземпляров, собранных с минимальной заботой о пользователе не так уж и много. Сохранилось их в живом состоянии еще меньше: вы скорее найдете в продаже средненькую модель начала двухтысячных. Тут впору задуматься о просто надежном переносном плеере, и такие, например, делала Sony в серии WM-DD, где вместо резиновых приводов прямой привод на тонвал. Увы, почти во всех моделях этой серии использована пластиковая шестерня с железной центральной частью. С годами пластик сжимается, а так как на его пути оказывается железный диск, то он рано или поздно лопается. Исключений два. Самый последний плеер серии, WM-DD9 — он единственный снабжен автореверсом, и на eBay легко уходит за тысячу евро и больше, если в хорошем состоянии. И простенький WM-DD22. Такой я и купил.
В нем с высокой вероятностью сломается что-нибудь еще, но пока работает. Он изрядно шумит сам по себе, хотя звучит на голову выше совсем недорогих моделей. В современных условиях он мне не очень-то нужен, но если уж заниматься реставрацией винтажной инфраструктуры, то надо идти до конца. Поеду на родину, возьму его с собой. Все мои сборники из школьных и немного студенческих лет сохранились (в чулане) — я даже смогу продолжить их слушать с того места, где перестал пятнадцать лет тому назад. И вот тогда будет в точности, как в восьмом классе: я нажму на кнопку, с заметным щелчком включится механизм, зажужжит мотор, отдавая через провода звук прямо в наушники, зашипит лента. А потом все равно будет музыка.
Комментарии (118)
tvr
12.09.2018 10:39Эххх, ностальгии пост. Аж мурашки по коже.
Спасибо!zigrus
12.09.2018 12:43+1мне тоже понравилась манера повествования. тоже было много кассет и японский international
фотка не моя, но очень похожdartraiden
12.09.2018 17:43А мне родители с работы притащили что-то похожее (по крайней мере, вот эти две ручки справа я отлично помню, как и всхлип, с которым эта дьявольская машина включалась при нажатии кнопки питания) на
в довольно убитом состоянии.
Даже по тогдашним меркам (примерно 2003 год) это был натуральный гроб. Сверху ещё стоял проигрыватель виниловых пластинок, а по бокам два здоровенных динамика. Но зато он был полностью мой.
Года через 3 таким же способом у меня появился старенький компьютер на базе Pentium MMX, и кассеты незаметно уступили место CD.tvr
12.09.2018 17:56+1Да вы что, это же чудо техники (для советской промышленности) было на момент выхода и стоило как мотоцикл Ява.
На одни из первых честно заработанных денег я себе покупал сие изделие, только с другим названием
Да, соленоидами оно щёлкало угрожающе при старте/стопе. Зато умело искать по паузам, воспроизводить по программе, и чудо функцию «Обзор» — воспроизводить секунд по 5-7 начала каждой композиции.
MacIn
12.09.2018 20:00) это был натуральный гроб
Ха, не так просто уместить нормальную лентопротяжку в малый корпус — тут трехмоторка, это совсем другой уровень.chapai22
13.09.2018 07:05настоящий гроб — это размером с микроволновку :-)
dartraiden
13.09.2018 15:30Ну да, по сравнению вот с этой «малышкой», конечно, ещё компактно…
chapai22
13.09.2018 15:47она пустая внутри, по сути.
а вот как выглядит ад, снаружи (нижний Z-7000)
и внутри :-)
r0mik
13.09.2018 09:35никогда это не было гробом, ни по тогдашним меркам, ни по сегодняшним, ни даже по завтро-послезавтрашним им не будет.
ну как же можно именовать гробом устройство наивысшего класса в своем роде, пусть и не в лучшем исполнении, но и отнюдь не в худшем?? стыдитесь!!))
на минуточку в этом «гробе» три бесколлекторных двигателя на каждый вал с независимой стабилизацией. и это еще далеко не все навороты одного только лентопротяжного механизма.
в то время как в народном ширпотребе тех времен, пусть даже японского производства (а-ля интернационал, младшие шарпы и т.п.) там хорошо если один бесколлекторный двигатель с хоть какой-то стабилизацией оборотов, а обычно и вовсе простейшие щеточные «дырчики», искрящие искрами и фонящие в эфир помехами, часто слышимые невооруженным ухом. зато — поди ж ты! — куча надписей «хай-фай, долби-диджитал» и иже с ними, которые в совокупности с блестящими и искрящими, разноцветными лампочками (может ето-то помнит из середины 90тых светомузыку на двухкассетниках) вызывают, почему-то, неописуемый восторг неискушенного обывателя. ээххх…dartraiden
13.09.2018 15:28Полагаю, что в 2000-х эти чудеса инженерной мысли 80-х уже морально устарели.
andersong
13.09.2018 11:11Помню, у нас в магазине «выкинули» эти магнитофоны, стоил он 500 с чем-то рублей (бешеные деньги). Родители одноклассника успели купили, мы ходили в гости на него посмотреть. Через несколько лет я сам купил очень похожий, но другой марки — вроде Нота — уже не помню.
tvr
12.09.2018 15:10Это было ужасно. Понятно, что большинство кассет с музыкой выпускались с дешевой лентой первого типа. Но их еще и тиражировали на специальных машинах, которые записывали звук на ленту со скоростью в десятки и сотни раз быстрее номинала. На качестве это сказывалось не очень хорошо, и в лучшем случае эти ленты звучат удовлетворительно.
А так, если ты хочешь записать хорошо звучащую кассету, запиши ее сам!
Работал я в году этак 90...91 на производстве кассет (вмотка кассет, тиражирование). ЭТО в нормальную технику ставить было нельзя (да, работники мясокомбинатов колбасу обычно не сильно жалуют), в подавляющем большинстве случаев. Крайне редко была нормальная плёнка (частенько магнитный слой начинал сыпаться уже на этапе намотки кассеты). Про качество записи лучше умолчать.
Так что да, хочешь хорошую запись — бери хорошую кассету и пиши сам. Ну или в 80х-90х были такая услуга/заведения, как «Звукозапись». Пришёл, выбрал по каталогу, отдал кассету/денюжку и ждёшь с нетерпением, когда можно будет забрать свежий альбом Скорпов.f15 Автор
12.09.2018 15:22Точно, я звукозапись застал на самом ее закате, как сейчас помню, «закупал» свежий альбом Роберта Майлса, а это 1996 год. Был ларек, распечатки ассортимента вывешены, две цены — со своей кассетой и на носитель от заведения. Уже через год там был обычный магазин компакт-дисков.
chapai22
13.09.2018 06:08сейчас то полно всего приличного. вот например лента BASF с Dolby S
тиражирование с большой скоростью — это плюс, ниже шум и детонация чем у просто стандартного магнитофона. Причем особенность записи с S в том, что при изготовлении через Dolby 422 отключают LPF фильтр на 16 килогерц.
PetrovIlia
12.09.2018 23:01Действительно, ностальгия нереальная просто. Душа что ли была какая-то в этих кассетах.
sergarcada
12.09.2018 11:16+1Не совсем по теме, но глядя на музыкальные центры тех лет вспомнился плеер jetaudio4.7 который повторял модульную структуру муз.центров.
Заголовок спойлераp_fox
12.09.2018 12:07jetaudio копировал aimp, который копировал winamp.
Эти монструозные скины конечно были забавны, но очень непрактичны. jetaudio любили за режим панели, когда он всегда на экране, но почти не ест место.f15 Автор
12.09.2018 12:13Дада, я припоминаю скин для WinAMP с эмуляцией магнитофона — там и катушки крутятся и показометры стрелочные двигаются в такт. Но это была штука чисто поржать на пять минут.
sergarcada
12.09.2018 12:21Да, с 5 версии от этого интерфейса избавились. На мониторах того времени (у меня был 14'') попасть в нужную кнопочку было непросто. А скинов, если память не изменяет, было раз-два и обчелся.
И почему «любили»? До сих пор им пользуюсь.
P.S. На работе мне особенно нравится встроенный браузер (jetaudio information viewer). Его можно закрепить поверх окон, открыть ip-камеру и смотреть не движется ли кто-то в твою сторону, пока я читаю хабр 8-)
dartraiden
12.09.2018 16:34+2jetaudio копировал aimp
Как это могло быть, если аимп появился на 9 лет позже jetaudio? Из тройки «Winamp, AIMP, JetAudio» AIMP — самый младший.
F0iL
12.09.2018 12:19+1Еще в более древние времена под Windows 3.1 был Media Rack с такой же концепцией интерфейса
pnetmon
12.09.2018 11:27Начало как бы ложно.Лет через пять очередной бодрый стартап предложит прорывную технологию. Хитрые алгоритмы машинного обучения берут музыку и немного ее модифицируют, на пределе слышимости.… Утверждается, что такие модификации уникальны для каждого пользователя, и основаны на его психологическом профиле.… Если увидите такую новость, обязательно сходите в комментарии и скажите, что стартап заново изобрел аудиокассету.
как бы ложно — т.к. аудиокассеты (да и CD, файлы) доступные на рынке да были записаны на посредственных кассетах (частично на западе были и на хороших), часто на другой скорости воспроизведения и записи… но совсем не индивидуально.80386
12.09.2018 12:06Спасибо, ностальгическая статья. С кассет потихоньку начал слезать в конце 90-х с переходом на cd. А точку в этом деле поставила покупка вместо кассетной деки (рассматривал тогда серию az от Technics) стереовидака JVC HR-J627 и я начал самозабвенно писать звук на видеокассеты).
UA3MQJ
12.09.2018 19:59А я себе в прошлом году всетаки нашел VHS магнитофон со стерео hifi за 500р. Исключительно для того, чтобы услышать, как оно звучит. Засиделся надолго заполночь! То, что записал сам с CD, отличить от оригинала не удавалось! Случайно нашел кассету Брайана Адамса. Песен его не знаю, но я слушал стерео звук в высоком качестве. Потом искал эти клипы на ютубе и слушал, чтобы сравнить. Видео на ютубе было лучше, конечно ))) Но звук, звук!..
namikiri
12.09.2018 13:46+1По поводу музыки не знаю, а вот видеокассетами, кассетными видеокамерами и прочим сопутствующим оборудованием увлекаюсь с огромным интересом. Вот действительно, «что-то» в них есть.
Три кадра с кассетной камеры
Methos
12.09.2018 14:03да ладно. на воске нужно писать звук!
f15 Автор
12.09.2018 14:17Вот вы смеетесь, а есть пуристы, которые считают, что лучше всего звук передают патефонные пластинки. Там прямая механическая связь между певцом и иглой, и никакого электричества.
sintech
12.09.2018 19:22Живые концерты классической музыки вот настоящий пуризм. Никаких игл и воска.
googlodrocher
13.09.2018 01:19Самому себе петь, без всяких концертов.
Э-э-э-эх дубинушка ухнем
Эх зеленая сама пойдет, сама пойдет
Подернем, подернем, да ухнем.
AslanKurbanov
12.09.2018 15:25Звук с кассеты звучит по-другому, и мне этот звук приятнее. незадача только — кассеты есть, я ничего не выкидывал, но не на чем слушать.
Когда очень понадобилось перегнать коечто с кассеты на комп: на Алиэксрессе купил аудиоплеер с цифровым выходом. Нормальный такой аудиоплеер, выглядит как обычный, но с usb выходом, называется Ezcap.evtomax
12.09.2018 16:09Звук с кассеты приятнее из-за искажений, которые маскируют мелкие недочёты и делают в целом звучание более целостным, музыкальным и напористым. Сейчас полно цифровых плагинов к плеерам и аудиоредакторам, которые позволяют добавить подобных искажений на любой вкус. С другой стороны, добавление таких искажений к музыке, где всё выверено до мелочей, и все искажения добавлены заранее, сделает звучание субъективно более мутным и грязным.
balamutang
12.09.2018 17:01+1еще в 70х-80х продавались бытовые ревербераторы, для придания звуку «концертного объема». Видимо всегда найдутся люди, готовые в угоду своим тараканам изуродовать замысел музыкантов/продюсеров :) (я уж молчу о причудливо настроенных графических эквалайзерах, с настройками вроде одна полоса на максимум, следующая на минимум и тд по кол-ву полос)
Сейчас вот плагины для эмуляции пленки и ламп добавляют :)evtomax
12.09.2018 18:22Если замысел музыкантов/продюсеров был в том, что слушать конечный результат будут на дешёвом оборудовании, то при использовании высококачественной аппаратуры с низким уровнем искажений замысел будет изуродован.
balamutang
12.09.2018 20:49Возможно есть художники, которые пишут картины для слепых, используя метод Брадиса, и зрячие там мало что увидят и поймут, но мы же понимаем что это какой то очень частный случай, который не является правилом :) так же и с музыкантами, все делают песни так чтоб они достойно воспроизводились на хай-фай аппаратуре, а не на радиоточке 30х годов. Хотя конечно сейчас сведение и мастеринг делаются и с учетом блютус-колонок и двухдолларовых наушников-капелек
evtomax
12.09.2018 21:36Вы ошибаетесь. Сейчас как раз правило, что музыка на блютус-колонке звучит неплохо для блютус-колонки, но ценой весьма посредственного звучания на хорошей аппаратуре. Хорошее звучание на хорошей аппаратуре — это сейчас исключение.
balamutang
13.09.2018 11:24хотелось бы как-то больше конкретики, что именно у вас плохо звучит на хорошей аппаратуре?
Любой популярный артист с более чем 2 мировыми хитами звучит хорошо на любой аппаратуре, т.к. пользуется услугами крутейших профессионалов в области звукозаписи.
Возможно кто-то из фрешменов пишется дома на коленке и результат получается неоднозначный, но все равно рано или поздно придя к успеху они придут к качеству.evtomax
13.09.2018 13:05Вот вам разница профессионального мастеринга одной и той же песни для разного оборудования www.youtube.com/watch?v=7UjQc0dM4H4
evtomax
12.09.2018 22:16Вот в видео из статьи на оригинальной цифровой записи без искажений плёнки каждый инструмент звучит обособленно, из-за чего цельная звуковая картина рассыпается. При воспроизведении с плёнки искажения цементируют всё в единое целое и добавляют драйва.
roscomtheend
13.09.2018 09:42Интересно проверить — это только для тех, кто кассеты застал или новое поколение тоже так считать будет?
balamutang
13.09.2018 11:26концерты обычно всегда получаются с меньшим качеством (нежели студийное) и большим драйвом, так что этот маховик не остановить
evtomax
13.09.2018 12:50У большинства заставших кассеты нет никакого предубеждения, что звучание с них должно быть лучше, чем у цифрового оригинала.
Jenix
12.09.2018 20:36Сейчас вот плагины для эмуляции пленки и ламп добавляют
)) плагину Изотоп (эмулятор ламп-усила) уже лет 15-17…balamutang
12.09.2018 20:42Изотоп это компания, которая выпускает плагины для музыкантов, наверняка среди них и есть эмуляторы лампы и ленты. Но это плагины для музыкантов, которые чуть-чуть подкрасят отдельный инструмент в мультитреке для воплощения своей идеи, а не для слушателей, которые все через него погонят, вместе с голосом и реверберацией :)
Jenix
12.09.2018 23:22Почему вы не уверены, используя слово «наверняка», что есть такой плагин? подвергая сомнению мои слова.
Я его использовал несколько лет в ВинАмпе. Он не «чуть-чуть подкрасят отдельный инструмент», а нормально так «искажал» весь трек, во всём спектре, добавляя брутальности звуку. Хотя я не являюсь поклонником лампы, а всего лишь поддался влиянию одного знакомого, у которого кроме Изотопа, есть и железячный вариант усила на лампах, вполне себе дорогой, человек может себе позволить (ездит на S60).balamutang
13.09.2018 11:08ну так я о том и говорю что музыканты в мультитреке (мультитрек — многодорожечная запись, где на каждой дорожке каждый инструмент записан отдельно) могут чуть-чуть утеплить гитару, добавив ламповой сатурации или добавив ленточной сатурации сделать плотнее барабаны, не вмешиваясь в звучание остальных дорожек.
а слушатель с VST в винмапе/фубаре/etc оперирует уже сведенным треком, который он может красить только целиком (в принципе тоже самое делают аудиофилы, только у них вместо плагинов песню «красит» «железо», усилитель и колонки). и тут уже зависит от стиля музыки которую они красят, каком-нибудь хардроку лампа звучание не испортит, а на синтипопе например ламповый звук как на корове седло и тд
zigrus
12.09.2018 17:49+1для foobar2000 есть такие плагины?
evtomax
12.09.2018 18:08Компонент VST adapter плюс любой сатуратор, который есть в форме VST плагина.
zigrus
13.09.2018 13:10спасибо, нашел, разобрался как все это запустить, хитро там все закручено. но не понравилось. скорее всего я что то не так делал. попробовал iZotope_Vinyl_v1_80, FabFilter и еще какой то.
Planet_Dust
12.09.2018 16:19+2Поностальгировать, да, здорово) Какими дорогими были хромированные кассеты, как Свема и Электроника ввиду низкого качества убивали головы японским «Шарпам». Как бегали к соседям, у кого есть аудиодвойка чтобы быстренько переписать только что взятый на денек диск Продиджей. Эх…
Но практическое применение сейчас… глупости) Технологии невероятно шагнули вперед, просто в космос: я через блютус наушники слушаю 256 kbit/s AAC по воздуху через LTE связь, почти любой альбом или сингл легально (по подписке) за копейки.
15 лет назад не поверил бы в такое.
dartraiden
12.09.2018 16:39Понятно, что большинство кассет с музыкой выпускались с дешевой лентой первого типа.
А что вы хотите, потребители предпочли «дешевле», а не «качественнее».
Стоимость пустой кассеты с металлическим покрытием пленки — Тип IV (не производятся более 20 лет) — около 15 долларов, тогда как «простой» Тип I с записью Kiss окажется дешевле в десять раз.
f15 Автор
12.09.2018 16:45+1Хорошая статья (потом я дочитал до описания страшного джиттера в цифровом звуке и засомневался :). Я бы сказал, что стоимость четвертого типа «от 15 долларов» за запечатанную кассету. К счастью разница между Type IV и Type II — она есть, но относительно небольшая. А хромовые стоят дешевле.
tvr
12.09.2018 17:08+2я дочитал до описания страшного джиттера в цифровом звуке
Ыыы, я хорошо помню, как Pioneer, Marantz и прочие производители CD-проигрывателей в начале CD-эры в России гордо заявляли об эпических успехах в борьбе со страшнэм и ужасным джиттером, достигнутых при помощи прорывных технологий подвески/демпфирования CD-привода/самого диска (ну да винил же скакал, почему бы и компакту так же не делать).f15 Автор
12.09.2018 17:39После того, как у меня снова появился магнитофон, я внезапно увидел смысл во всех этих заклинаниях. И верха песочат, и басы бубнят, и завалы, и подъемы. На ленте это все можно услышать, особенно если накосячить с уровнями, азимутом головки и так далее. Как то же самое пытаются распространить на цифру — я не очень понимаю. Но на всякий случай допускаю, что это у меня просто уши не золотые. Да и не мне, со своим ящиком кассет в 2018 году, кого-то обвинять в странных увлечениях :)
balamutang
12.09.2018 17:55ой, а это «Цифровой сигнал — набор точек, по которым преобразователи строят звуковую волну, то есть собирают нули и единицы.» чего стоит.
как будто на пленке сигнал не набор точек, соответствующий кол-ву магнитных доменов :) или в том же аналоговом кабеле электрический сигнал не квантованный зарядами электронов :)
чем образованнее невежда, тем мудрёнее у него заблуждения.f15 Автор
12.09.2018 18:19+1«видите, точек мало, и линия получается ломаная. это значит будет очень плохой цифровой звук». Ладно, я вполне понимаю современный хай энд. Такое увлечение вроде моего: если кто-то хочет платить за полнейший оверкилл, почему нет. Кабели размером с корабельный якорь и все такое. Подводить под это теоретическую базу, тем более утверждать, что разницу можно услышать — ну не знаю. Я всегда, впрочем, оставляю за собой право что-то не понимать :)
chapai22
13.09.2018 06:28кабель это не луч света — это комплексный набор емкостей, индуктивности, сопротивлений и волновых свойств. плюс изоляция, толщина и тп. И вся эта RLC цепочка играет рояль.
Если с точки зрения физики. Плюс заземление экрана бывает с одного конца (как и положено) и подключить можно по разному — будет вместо изолирования помеху собирать. Никакой магии в том нет, разумеется, не аудиофильские «воздухи».
Так что между совсем дешевым и приличным разница слышна невооруженным ухом — и колоночные и межблочные (при некоторых раскладах).8street
13.09.2018 10:47Колоночный можно любой, но с двумя условиями: полностью медный (иногда такой купить очень сложно, выручают пром. кабели) и сечением 4 кв. мм. По крайне мере, при длине до нескольких метров. А вот с межблочными все не так однозначно.
chapai22
13.09.2018 11:13В общем то верно. 11awg в принципе должно хватить всем. Можно и 10awg как в фирменном.
Промкабели электрические не спроектированы на малую погонную емкость, там цель такая не ставится. Так что неплохо бы тефлон, он же kynar.
Только не одножильный, ибо его согнуть не удастся, и разогнув сломаем, а многожильный тем более skin effect присутствует, при тех токах.
И как правильно подмечено, медь а не меднённый алюминий (есть такая модная китайская фишка нонче даже в многожильном).
И скрутка с шагом. Все еще в одну изоляцию чтоб не болталось и скрутка не расходилась. обжим и пайка припоем с серебром(Cardas хорош но можно и похожее). Терминацию на конце с кондером и резистором. Получим модный монстер кейбл (впрочем, они уже сдулись). :-)
а для коротких межблочников неплохо идет крученый cat6 если дешево. и ну погонное не более (а лучше менее) 22 pF per foot capacitance & 75 ohm impedance, а лучше 50 ом. И изоляция между оплеткой в карандаш, иначе у нас на землю будет емкость. не забыть к кому оплеткой (та самая стрелочка направления на кабеле, которую принимают за «направление тока»).8street
13.09.2018 12:08Можете по припою пояснить? Вот, кроме понтов, у вас был какой-то личный позитивный опыт от его применения?
chapai22
13.09.2018 12:18он текуч, хорошо кроет, легко паяется, глянцевая пайка, ну и медь+серебро 2% (или сколько там), думаю в наличие в отличие от безымянных.
Что положительно для контактов, там немного надо но влияет.
Красивые блестящие пайки и держатся хорошо. Смывать не надо.
В общем для пайки аудио мне нравится, только им и паяю.
Недешев, но пока катушку потратишь… Для остального менее актуального и подешевле — обычный олово-свинцовый.
у подобных эвтектик меньше риску получить cold joint8street
13.09.2018 12:27Я думал, вы про аудио свойства напишете. Ну да ладно. Красивую пайку можно и на обычном ПОС получать, надо использовать хороший флюс и припой, правда не везде он такой продается. Паял тоже серебросодержащи припоем, да он удобнее, но и ПОС-63 от него недалеко.
chapai22
13.09.2018 12:35какие могут быть особые аудиосвойства? добавка порошка серебра (и/или меди) считается лучше для аудио-контакта чем просто олово-свинец.
Эвтектики с добавками тем более из чистых материалов, менее склонны к формированию интерметаллидов.
Ну и температура пониже плавления — что супротив перегрева тоже не во вред.
просто оловянно- свинцовые могут образовывать кристаллы внутри. а у тех кристаллов на границах и сопротивление и главное, полупроводниковые свойства. ну и отслаивание, а значит окисел под пайкой.
Jenix
12.09.2018 21:53Вролике выше приведены цены 1985 года пачки 1 типа (TDK D90) 3 шт -3,5 фунта стерлинга или 1,16 за штуку.
тогда курс был 1 к 1,5 (если судить по журналы Англия тех лет) — т.е. примерно $1,75…
А цена одной кассеты металл 4 фунта (TDK MA90) или 5,5 фунта (TDK MA-R90) — т.е. $6 и $9.
Это соотносится как 3,4 или 4,7 раза. но были кассеты и похуже — по 1 фунту…f15 Автор
12.09.2018 22:44Хорошие были цены, что ж. Совсем недавно купил две запечатанные кассеты TDK MA90 за 29 долларов за две штуки. И еще считал, что повезло, недорого получилось. С учетом инфляции правда выходит, что кассеты четвертого типа вообще не дешевеют :)
basilbasilbasil
12.09.2018 17:28Константин, у вас в ролике при воспроизведении +6дб в пике уже записано с насыщением, это ж сколько было при записи???
f15 Автор
12.09.2018 17:36Я выставлял при записи пики на +3дБ в соответствии с инструкцией. Возможно промахнулся. Магнитофон при воспроизведении показывает своим показометром столько же, сколько было при записи. Но если вы хотите сказать, что эксперимент проведен довольно криво, я с вами полностью соглашусь :)
algot
12.09.2018 18:10А я до 2004 года продолжал писать кассеты с FM эфира на такую магнитолу uaimages.com/images/758267SONY_CFS-W455S_1.jpg. Потом цифровал их с помощью компа и «обрабатывал» в Sound Forge. Чаще всего еще сильнее компрессировал, после довольно сильных радийных «улучшайзеров» чтобы «поярче» звучало.
Вот когда появился интернет, это все стало ненужным.
Недавно нашел старый диск с оцифровками. Вот один пример
cloud.mail.ru/public/4843/2sCN7Yum8pnetmon
12.09.2018 19:50А я до 2004 года продолжал писать кассеты с FM эфира на такую магнитолу… Вот когда появился интернет, это все стало ненужным.
Зато как интересно в старых записях слушать новостные сообщения тех лет. И рекламу.
phillennium
12.09.2018 18:15+1Открывающая картинка прекрасная. Песня «90» с кассеты должна звучать вдвое постироничнее!
UA3MQJ
12.09.2018 19:39+1Здесь было пожевано лет пять назад, и слышно до сих пор. Ты эти моменты знаешь, они тоже часть твоей жизни
Да, это часть жизни. И когда тебе попадается цифровой оригинал, твой мозг сразу же ожидает тут момент, а его нет! И сразу какой-то дискомфорт…
На днях достал хромовую кассету. Как сейчас помню, пришел в магазин и попросил девушку отдать мне диск буквально на пару часов! Я приехал на велосипеде туда, в город. Она без проблем, хотя знать меня не знала. Писал с CD-ROM через линейный выход, на магнитофон Маяк-233. И вот я сейчас вставляю эту кассету в плеер, который был мне подарком на ДР в школе и слушаю эту кассету. И память моментально возвращает мне не только все эти моменты и шумы на пленке, но и возвращает в те места, по которым я ехал в тот момент на велосипеде, яркое солнце и летний ветерок…balamutang
13.09.2018 12:37у меня наоборот был случай. У Цоя в альбоме «Группа крови» в первой песне где-то в начале слышно сильное изменение эквализации, как-будто головку подкрутили или эквалайзером высоких добавили, я думал это брак студии звукозаписи, которая мне писала кассету.
Прошли годы, кассета затерлась, да и Цоя я давно не слушал и тут внезапно попалась эта песня в цифровом виде, причем с тем же багом в записи.
Честно говоря я даже немного разочаровался, услышав этот багFrankenstine
13.09.2018 14:03Если не ошибаюсь, в звучавшем у нас варианте песни Aerosmith — Livin' On The Edge ближе к концу присутствует фрагмент с прерывистой музыкой. Долгое время я думал что у меня битый файл с тех времён, когда у меня сбойнул акронис во время конвертации кластеров, но много позже я услышал эту же прерывистую концовку по радио.
balamutang
13.09.2018 14:58вот, еще Final Countdown от группы Европа, там в начале какой-то голосовой сэмпл хрипло квакает, я сначала его не слышал (видимо аппаратура/качество записи было вообще никакое), а когда расслышал — тоже думал дефект записи, ан нет :)
f15 Автор
13.09.2018 14:47Ранние альбомы русских рокеров дают уникальную возможность услышать ламповую ленту даже в бездушных стриминговых сервисах. Проверял недавно на Кино «46», ДДТ «Свинья на радуге». Понятно, что они все писались не на цифровую технику, но эти кажется были вообше в бытовых условиях созданы.
balamutang
13.09.2018 14:56ну у Кино даже последний альбом на кассетную портастудию был записан, в каких-то латвийских сараях, чего уж говорить о более ранних альбомах
f15 Автор
13.09.2018 22:25+1точно, я и забыл про кассетный мастеринг у них. Кажется эту студию Джоанна Стингрей привезла из США.
lxsmkv
13.09.2018 00:09У меня с кассетой (BASF) и магнитофоном Panasonic RQ-2755 (с автостопом перемотки (!)) ассоциируется в первую очередь ZX Spectrum и мои первые шаги на Бейсике в мире алгоритмов. Самая любимая музыка, это был звук загрузки игры с кассеты. А какие игры были… эта бесконечная палитра цветов в 4 бита, Майнкрафт просто 4K HDR по сравнению с этим :) Все, пойду ностальгировать…
Wayfarer15
13.09.2018 00:34Вы не поверите, но я видел фонографы и валики к ним в продаже. Вот где раритет.
hzs
13.09.2018 06:45В детстве я обожал слушать музыку. Первое моё воспоминание, это как я лежу на диване в большой комнате и родители мне включают первый альбом Modern Talking, может помнит кто, с кедами в разные стороны на обложке. Мама в студенчестве и до свадьбы объездила весь соцлагерь и моё счастливое детство во многом обязано болгарскому заводу пластинок Балкантон, который штамповал много иностранной музыки. Пластинки в детстве я слушал на вертаке Вега 108, годах в 85 — 86 это был вполне себе приличный аппарат.
А вот когда я был уже старше, я слушал уже кассеты, но магнитофона у меня не было, был сначала старый плеер, тоже Вега, кстати, с перемоткой в обе стороны, а потом мне мама купила плеер Casio as-200r. Долго не мог вспомнить, на чём же я слушал кассеты, только сейчас вспомнил и даже поискал в яндексе точную модель.
Когда я был в 7 классе, я был без ума от техники и компьютеров, мама мне умудрилась купить подержанный советский компьютер на аналоге 8088 Искра 1031 с матричным принтером формата А3. На этой адской машине я печатал названия на бумажных вкладышах кассет.
antony_deep
13.09.2018 10:07
А моим первым был Маяк 233maikus
13.09.2018 12:05У меня тоже такой был. Как же он бабахал железками на переключении режимов! Года через три советскими слабоабразивными лентами пропилилась его суперизносоустойчивая сендастовая головка, купил на тушинской толпе новую, но, поставив, обнаружил, что, как её не регулируй, со звуком стало что-то не то…
Frankenstine
13.09.2018 10:27-1Не знаю почему, я люблю музыку и слушаю каждый день любимое радио в фоне, и в транспорте на блютуз наушники (стереогарнитуру), но… все эти «живой звук», «тёплый ламповый», короче — я ко всему этому абсолютно равнодушен и нет ни малейшего желания возвращаться к старым, неудобным уже технологиям прошлого. Меня вполне устраивает достоверность звучания современной аппаратуры с цифровым источником. Даже найденная дома запечатанная чистая кассета Maxwell не вызвала никаких колыханий в груди :)
sergarcada
13.09.2018 12:26Любители музыки делятся на две части — аудиофилы и меломаны. Аудиофилы в восторге от качества звука, ищут «тот самый» звук, крутят фильтры и подбирают провода. А меломаны готовы слушать музыку хоть из «ведра», лишь бы узнавались любимые ноты и ритмы.
Так что у каждого своя ностальгия.
f15 Автор
13.09.2018 14:54Возможно в статье это плохо считывается, но я ни в коем случае не призываю всех переходить на кассеты :) Наоборот, нынешние технологии — это очень круто. Думаю написать чисто технический пост, где показать, какая это боль — добиться от кассеты приличного звучания.
А кассету берегите, они потихоньку дорожают :)
Sergei_Erjemin
13.09.2018 11:43+1А есть еще Dolby HX Pro — трехточечные и четырехточечные (отличия очень заметны)… И более ранняя технология DBX-фильтров (частотная компрессия) которую не обязательно нужно было иметь встроенной в сам магнитофон, а купить как внешний DBX разной степени сложности (число полос, уровень компрессии-декомпрессии)… И были MPX-фильтры (они для записи с эфирного радио, но и некоторые CD при перезаписи с MPX делались лучше)… Для лент и кассет было создано куча технологий. Сейчас, в век цифры, у музыкантов, по-моему, пропало то отношение к звучанию музыки, какое следовало бы иметь. Даже виниловые релизы многие не рамастируют специально под винил, а гонят все тоже самое что и для цифровых форматов. Когда такой винил слушаешь становится очень печально.
UA3MQJ
13.09.2018 14:36Я читал, что если перед записью на винил специально «правильно» не ремастерить, то можно и резак сломать.
balamutang
13.09.2018 15:02резак может и нет, а игла проигрывателя будет выпрыгивать на неправильном мастеринге, винил таких вольностей не позволяет какие возможны в цифре
basilbasilbasil
13.09.2018 15:55Сейчас, в век цифры, у музыкантов, по-моему, пропало то отношение к звучанию музыки, какое следовало бы иметь.
Это какое? тратить кучу времени на преодоление костылей фиксации сигнала?balamutang
13.09.2018 17:01вот именно, читаешь воспоминания/интервью великих и понимаешь что отношение за редким исключением всегда было ненамногим лучше чем тяп-ляп и в продакшн, главное вдохновение поймать и зафиксировать его. а что там будет фиксировать музыкальную фразу, восковой ролик, лента или цифра — вообще не важно. а сейчас последователи сидят и скурпулезно копируют звучание и технические нюансы записи, думая что путь к успеху именно в этом :)
unclegluk
13.09.2018 21:53А с каких это пор WM-DD9 единственный у Сони плейер с автореверсом? У меня до сих пор валяется WM-FX403, в нем вообще полный фарш: автореверс с возможностью выключить его, ручной реверс в любом месте ленты, avls, радио с памятью на 10 станций, возможность внешнего питания (возможно и подзарядка аккумуляторов есть, но это не точно), переключение типов ленты, даже часы с будильником есть и еще на внутренней стороне крышки кассетного отсека есть загадочный переключатель 10k/9k — хз что это такое.
f15 Автор
13.09.2018 22:18DD9 — это единственный плеер с автореверсом в серии DD, она всегда такая особенная у Сони была. А так-то да, у меня был похожий плеер в те времена.
А переключатель — это, я подозреваю, для радио — у FM-станций в Европе и США разный шаг в мегагерцах, вот он там и устанавливается, скорее всего сразу на заводе.
UA3MQJ
14.09.2018 11:27У меня плеер AIWA px 207. Цифровое управление, реверс. Живой до сих пор, но почти сразу он начал плохо тянуть воспроизведение в одном направлении, а вот на реверсе работает нормально. Имеются переключатели «HI NOR/MTL», «S-BASS ON/OFF», «DOLBY NR ON/OFF». Работал даже на тогдашних аккумуляторах, чего удивляться, что запустился на современных, пусть и полудохлых. Но помню, на тот момент меня впечатлил еще более крутой плеер фирмы, если не путаю, Panasonic. Был он более такой железный (айва — весь пластик), работал всего от одной АА и она вставлялась при открытой крышке, куда вставлялась кассета.
ЗЫ. В коллекции кассет есть такая же с МТ. Да и вообще до сих пор есть почти весь МТ на кассетах.
Crevice
15.09.2018 03:37Спасибо, подогрели ностальгию :)
Согласен, на кассетах действительно можно было получать вполне пристойный звук. Я сам когда-то сильно удивился этому в начале 2000-х. В городе на открытой сцене был концерт, звук был соответственно концертного уровня, а минусовки игрались с кассет.
Только мало у кого дома в 80-е и 90-е был такой звук.
Импортные музыкальные центры были доступны единицам. Даже отечественные приставки хорошего качества было тяжело достать и стоили они не дешево.
То, что звучало дома, было по нынешним меркам ниже всякой критики. И записи были соответствующие.
Но лучше у нас ничего не было, и эндорфина от прослушивания новых альбомов на шипящих кассетах вырабатывалось, пожалуй, сильно больше, чем сейчас от любого хайфая.
k12th
Всем интересующимся ретро-хайфваем горячо рекомендую канал Techmoan, в частности по теме поста Cassettes — better than you don't remember.
f15 Автор
Поддержу. Этот британский товарищ весьма последовательно копает тему старых носителей, причем не только звука. Буквально на днях у него вышел ролик про видеоформат, о котором я вообще не слышал. Ну и конкуренты кассет (все провальные) у него не раз рассматриваются — от DCC до Elcaset и прочих.
algot
Меня еще прет его английский. Такой поставленный голос с британским произношением
AlexSpirit
Шикарный дядька, давно его смотрю.