Так и хочется написать, как я в 1991 году пошел в магазин компьютерных игр, перебрал красивые коробки со свежими релизами и выбрал именно этот новейший блокбастер для операционной системы MS-DOS. Или тот. Да нет же, не могло в 1991 году такого быть. Это сейчас старых игр тысячи, их можно добыть и бесплатно, и купить легким движением пейпала. Сегодня — рассказ, навеянный сложной механикой доступности программ в девяностых, когда у тебя нет ни денег, ни даже компьютера. Есть IBM PC на работе родителей, или раз в месяц игровой час в школе. В таких условиях не до выбора: играли в то, что есть прямо сейчас, если читается дискета, и не прозвенел звонок.


Возможно благодаря этой ограниченной доступности старые игры вспоминаются с такой теплотой. Выбор игр для обзора у меня очень субъективный и не претендующий на полноту, но он вполне соответствует доступному в те годы ассортименту. Возможно, так было не у меня одного: в те годы и пластинки у всех дома были одинаковые, и игры, распространявшиеся из рук в руки по малопонятным законам, не особо отличались. Я выбрал пять, в которые не только играл в прошлом. Я в них играю и сейчас на своих разнообразных старых компьютерах, и наверное буду играть еще долго. Под катом заметки про Dangerous Dave in The Haunted Mansion, Prince of Persia, Doom, Command&Conquer и Sim City 2000.

Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме. Там же по вторникам я собираю вырезки из старых журналов. В последнем выпуске — подборка рекламы Sony Minidisc, раритетного музыкального формата, который я сейчас исследую.

Prince of Persia (1989)


Начинать подборку игр 1989 годом — это значит пропустить множество классных игр из восьмидесятых, но в моем собственном таймлайне знакомство с играми для PC-совместимых компьютеров началось как раз с Принца. Эта игра была целиком написана одним человеком — Джорданом Мекнером. Ему помогали его отец (написал музыку), брат (скакал перед видеокамерой) и компания Broderbund Software (она скорее не мешала). Невероятная реалистичность движений главного героя — заслуга инновационного метода ротоскопирования. Перемещения реального человека записывали на аналоговую видеокамеру, отдельные кадры с нее распечатывались, сканировались и перерисовывались. Тяжело было работать без цифровой техники.



DOS-версия игры — на самом деле не оригинал, автор кодил на стремительно теряющем актуальность компьютере Apple II. Оригинальную графику можно оценить на этом видео, и честно говоря вариант под MS-DOS выглядит лучше. Но дело не только в графике. Игровой баланс «Принца Персии» — практически идеальный. Первые три уровня ты учишься нажимать на кнопки, с четвертого сразу начинается хардкор. Всего уровней 13, вроде бы немного, но и отводится под них всего час реального времени — если не успел, начинай сначала. Если честно, в отведенное время я не укладываюсь до сих пор, мой лучший результат — час пятнадцать. Чит-код для суперсил все помнят?

Игра очень хорошо задокументирована. На сайте Мекнера есть сэмпл книги (по сути, дневников автора времен разработки), полная версия доступна на Амазоне. На Гитхабе выложен исходный код Принца в оригинальной версии для Apple II (а на Хабре есть перевод статьи с разбором исходников). Эта игра не стала сверхуспешной коммерчески, но породила целую франшизу (включая фильм), которая мне, честно говоря, уже не так интересна. Красивый ремейк классической игры был выпущен под Android, но в какой-то момент пропал из Play Store.

Prince of Persia — пример хорошей игры под DOS, а для меня еще и любимая игра всех времен. Новую (старую) звуковую карту я в первую очередь тестирую на ней, а по количеству игровых часов она наверное проигрывает только Sim City. Фанатский сайт игры с полезной информацией (включая коды для системы защиты от копирования) — тут.

Dangerous Dave in the Haunted Mansion (1991)

Джон Ромеро, Джон Кармак, Адриан Кармак: эти люди известны как создатели Doom, но когда Дума еще не было, был опасный Дейв, простая стрелялка с огоньком. В 1991 году я про id Software ничего не знал, «Дейв» мне доставался раз в месяц, когда нас в школе запускали поиграть в класс с IBM PS/2, по три человека на машину, и как же это было круто. Технической инновацией игры стал плавный скроллинг по мере перемещения героя, а вдохновением стала нинтендовская Super Mario Brothers. Осталось только добавить дробовик.



В игру играли по очереди, меняясь как только предыдущего игрока «убивали». Отточить скиллы в таком режиме было невозможно: игру я прошел уже позже, в двухтысячных, потратив на нее (не без удовольствия) целую кучу времени, тогда еще в эмуляторе DosBox. Чтобы не застревать на одном и том же уровне, применяли неспортивный метод: меняли название файла с уровнем перед запуском игры. О существовании чит-кодов тогда мы еще не знали. Первые три уровня — относительно легкая прогулка, дальше нужно пройти супербосса (на скриншоте), потом начинается полнейший ад. Хороших платформеров тогда было немало. Из альтернатив, которые припоминаю — Prehistorik 2, продолжения Дейва, уже не имеющие отношение к Джону Ромеро, Captain Comic, один из ранних представителей жанра горизонтальных скроллеров, и конечно же Commander Keen. Игру можно приобрести на сайте GOG.com, в обмен на деньги вы получите оригинальный DOS-релиз и эмулятор.

Sim City 2000 (1993)

Возможно кому-то ближе оригинальный Sim City, но его я как раз пропустил, зато часами и днями просиживал в сиквеле, Sim City 2000. Меня наверное будут критиковать настоящие фанаты игры, но я никогда не играл в Sim City честно. Меняя пару байт в сохраненной копии игры, я обеспечивал себе безлимитное бабло, и от души занимался строительством. Такое неудержимое ситименеджерство иногда приводило к смешным глюкам: то самолет между четырьмя небоскребами застрянет, то случайно обнаружишь станцию метро, к которой не подведен тоннель. Я снижал налоги до нуля, население меня обожало. Строил города будущего, потом сносил и выстраивал в линейку десяток парков культуры и отдыха. Короче развлекался как мог.


Последующие версии игры (в 1999, 2003 и 2013 годах) меня совершенно не впечатлили, а теперь флагманом Maxis (подразделения Electronic Arts) и вовсе является Sims, которая вроде бы про то же самое, но на самом деле нет. Настоятельно рекомендую играть в DOS-версию игры, доступный в сети вариант для Windows отличается очень странным интерфейсом. В интернет-магазине EA игру можно купить за 6 долларов, иногда она там раздается бесплатно. Дешевле — и без привязки к интернет-магазину — на GOG.com.

Doom (1993)

Если тебе повезло и у тебя появился новый компьютер, скорее всего 486-й со звуковой картой SoundBlaster 16, то Doom — это будет первая игра, которую ты запустишь. По крайней мере у меня было именно так. Хотя первый (ну почти) 3D-шутер от первого лица и не особо требователен к железу, в середине девяностых он становится этаким бенчмарком, демонстрацией возможностей новейшей компьютерной техники. Окей, можно играть и без звука, но будет не так интересно, а еще желательно подключить не тощие компьютерные колонки, а нормальный звук. 25 лет спустя графика Дума выглядит устаревшей, да и «тридэ» довольно-таки условное, но наличие монстров, BFG9000 и хитрых карт уровней с секретами доставляет и по сей день.


Да, наверное Duke Nukem 3D (1996 год) был озорнее, а из-за сложностей в добывании нормальной техники многим эти игры стали доступны почти одновременно. Но все же Doom — самый первый, и кажется единственный шутер, который я прошел до конца вплоть до выхода первого Far Cry и второй части Half-Life в двухтысячных. Рекомендую этот пост с подробным рассказом об игре и это видео с полным набором фирменных коробок официальных релизов.

Command & Conquer (1995)


В 1995 году выходит Windows 95, эпоха DOS-игр заканчивается, хотя даже выпущенные в 1997 году шутеры Quake II и MDK имеют версии для MS-DOS (поправка, под DOS я играл в оригинальный Quake, вторая серия была все же под Windows. А вот MDK точно предлагала установиться под DOS). C&C работает и там, и там, так это еще и игра мультимедийной эпохи, с видеовставками между уровнями (сомнительного качества, в отличие от геймплея) и полноценным саундтреком. Я знакомлюсь с игрой, конечно же, в урезанном виде: 2 CD ужаты до пары десятков мегабайт, ролики вырезаны, музыки нет. Не то, чтобы это сильно мешало: сначала проходить кампанию соло, потом даже играть с друзьями, соединяя два компьютера нуль-модемным кабелем.


В какой еще игре вам предоставится уникальная возможность выстроить армию из нескольких десятков юнитов, которую уничтожит поставленная в нужном месте единственная вражеская башня? C&C — относительно редкая игра, которую я так и не смог подружить с эмуляторами, и играю в нее на аутентичном железе, правда с эмуляцией оптического привода, чтобы настоящий не жужжал. Возможность запуска оригинала на современном компьютере есть: фанаты продолжают допиливать тот, оригинальный релиз. Electronic Arts, кстати, совсем недавно анонсировала выпуск римейка оригинальной C&C и продолжения (точнее приквела) Red Alert, правда «разработка пока еще не началась».

Бонус: Shortline

Российские игры тоже входили в стандартный набор: это и преферанс, и мозговзрывающее "Поле Чудес", и вот эта игра, Shortline. Созданная Андреем Снеговым и компанией Дока в 1992 году, это головоломка про строительство железной дороги и лучшее средство для медитации. В нее невозможно играть, отвлекаясь на что-то: шесть постепенно строящихся городов можно соединить достаточно небольшим количеством железнодорожных путей, и можно запросто пропустить невовремя появившийся поезд. Она не то, чтобы очень сложная, но занимает мозг целиком, и позволяет отключиться от дел насущных.



Впрочем, если вам стало скучно, в игре есть то ли баг, то ли фича — если поставить ее на паузу, а потом перезапустить, к уже имеющимся на путях поездам обязательно добавится еще один. За успешное проведение поезда в пункт назначения вы получаете деньги, за столкновение — теряете, так еще надо встроить в график ремонтный состав, и иногда иметь дело с поездами-призраками, не признающими светофоры. Рекомендую немного глючный, но вполне годный римейк игры для iOS/Android — Rails.

Комментарии (144)


  1. firedragon
    20.12.2018 12:31

    Retail забыли. Влазил на 1 дискету


    1. ClearAirTurbulence
      20.12.2018 14:16

      В смсыле retal, который Retaliator?
      Так тут всего пара игр и рассмотрена, хоть и подробнее, чем в недавнем 3-гигабайном обзоре с видео :)


  1. MasterHater
    20.12.2018 12:34

    >с видеовставками между уровнями (сомнительного качества
    Это в Tiberian Dawn-то заставки сомнительного качества? Да там на своё время были самые офигительно-охренительно-качественные заставки между миссиями. Там, блин, как кино они смотрелись.
    Я навскидку не могу вспомнить ни одной игры из середины 90х где качество роликов было лучше.


    1. f15 Автор
      20.12.2018 12:36

      Они смотрелись бомбически, что уж. Я про то, что по современным меркам продакшн там довольно бедный, но кажется это скорее пошло роликам на пользу, чем во вред. Свой стиль образовался.


    1. irsick
      20.12.2018 21:36

      Вообще игры Westwood Studios в 90х поражали количеством носителей и ценником, напрямую зависящим от количества дисков. Первый Command & Conquer занимал целых 2 CD, а Blade Runner — вообще умопомрачительные 4.


      Даже по современным меркам видеовставки смотрятся потрясающе, актеры стараются, и присутствуют достойные эффекты.


      Оригинальная C&C продавалась в 2х jewel box, причем каждый по-отдельности. Обладая только первым диском я мог бесконечно проходить кампанию за GDI и наслаждаться роликами до момента "Insert Disk 2 please".


    1. Stronix
      20.12.2018 22:28

      Я навскидку не могу вспомнить ни одной игры из середины 90х где качество роликов было лучше.
      Из моих любимых:
      Mad Dog McCree
      Star Wars Rebel Assault II


      1. WebMonet
        21.12.2018 09:10

        Я вот задумался на досуге — Mad Dog McCree + тачскрин + страйкбольная пушка…


    1. Yuri_M
      20.12.2018 22:59

      Серия Wing Commander.
      Последние части — так по сути вообще фильмы с реальными (причем далеко не последними) актерами.


      1. beduin747
        21.12.2018 11:21

        В итоге они все-таки сняли полнометражный фильм.


        1. Yuri_M
          21.12.2018 12:10

          Фильм скорее "по мотивам". И получился он, увы, настолько же ужасным, насколько великолепными внутриигровые видеоролики. Да и сюжету фильма до книг Форстчена по игровой вселенной WC — как до Луны пешком.


          Жаль, кстати, что после Prophecy серия померла, сюжет-то чертовски интересный начали раскручивать.


  1. MaximKharin
    20.12.2018 13:04

    Моя любимая игра из древностей — Kings Bounty 2. Да и сейчас нравится.
    Очень жаль, что так не и вышло второй части, а те «Герои Мальгримии» — уже не то.


    1. BubaVV
      20.12.2018 13:22

      И исходники скорее всего утеряны


    1. hdfan2
      20.12.2018 13:42

      А HoMM? Они считаются продолжением KB. Я в своё время долго в 1-2 играл, хотя народ в основном хвалит 3-и.


      1. saboteur_kiev
        20.12.2018 14:25

        Хомм считаются игрой в этом же жанре.
        То есть это развитие идеи KB, а не прямое продолжение.
        Также, как и Jagged Alliance это не продолжение UFO а игра из того же жанра.


        1. zzzmmtt
          20.12.2018 14:45

          UFO: Enemy unkonw играли с отцом, его друг приносил сейвы с работы, по его мнению с успешным развитием базы, Terror from the deep уже так не цеплял.


          1. alexanster
            20.12.2018 15:26

            Потому что в Terror from the deep не было вообще ничего нового: по-быстрому поменяли картинки и названия и в продакшн, рубить бабло на успехе первой части.


            1. Mabusius
              20.12.2018 19:15

              Зато там был совершенно другой баланс… дарк соуловский…


              1. irsick
                20.12.2018 21:43

                Чего только стоят две несовместимых линейки надводного/подводного вооружения со знаменитым "сюрпризом" когда, отряд пехотинцев оказывается фактически безоружным.


            1. u010602
              21.12.2018 05:05

              Ну тогда бы я не играл в первую часть несколько раз по кругу. Проблема второй части в унылой графике. Первая часть футуристичная. А вторая часть «стимпанковая», куча коричневых цветов, заклепок и деревянных декораций. Это меня очень сильно оттолкнуло. А еще там нет аналога лазерных винтовок, с которыми я ходил почти до самого конца, т.к. патроны не нужны.


        1. juray
          20.12.2018 16:10

          Как написано в википедии «King’s Bounty была предтечей серии HoMM, но не является её частью».

          Так-то всё-таки разработчик тот же, издатель тот же — в то время как JA и UFO это творения разных компаний, выпущенные довольно с небольшим разрывом по времени.

          Логичнее тогда уж сравнивать UFO и Laser Squad (собственно, изначально Голлоп и начал делать UFO как сиквел LS, но потом переработал). И кстати, JA на LS больше похожа, чем на UFO.


          1. saboteur_kiev
            20.12.2018 16:39

            кстати да. и UFO и Jagged Alliance скорее развитие Laser Squad, еще того, 1988 года, впоследствии его портировали на PC (1992), но там он вышел хуже, а UFO вышло почти сразу (1993)


            1. Pinsky
              20.12.2018 21:39

              А тот развитие игры Rebel Star(1984).


              1. saboteur_kiev
                21.12.2018 13:21

                Все нижесказанное — IMHO

                Rebel Star меня настолько не зацепил, что я бы сказал, что LS это не развитие Rebel Star, а развитие идеи, и соответственно первая адекватная реализация этой идеи — все же Laser Squad, который я считаю основополагателем жанра.

                Ведь есть много различных игр, в которых были неплохие задумки. Но реализация этих игр была такова, что игры не цепляли, написать продолжение или улучшение не хотелось.

                Сравнить например Boulder Dash и Digger, который вышел даже позже. На мой взгляд Boulder Dash был на голову выше.

                Также, как Wolfenstein3d — первая адекватная реализация шутера от первого лица, хотя попытки были и до этого.


                1. geher
                  21.12.2018 15:57

                  Catacomb 3D же.
                  Выглядит и играется аналогично. Только антураж другой.
                  Wolfenstein3d был после.


      1. zzzmmtt
        20.12.2018 14:43

        Первые герои… Вторые + продолжение Price of loyalty. А вот третьи не запели совсем.


    1. geher
      20.12.2018 13:45

      С русским "переводом" Kings Goaty :)


    1. saboteur_kiev
      20.12.2018 14:24
      +1

      King's Bounty — 1 — вот отличная игра, даже на сейчас поиграть.


      1. u010602
        21.12.2018 05:10

        В детстве играть в нее было не возможно. Было три проблемы: 1) не было перевода 2) враги всегда были намного сильнее меня, и мне негде было нанять новые войска 3) не было карты и я все время терялся


        1. saboteur_kiev
          21.12.2018 13:23

          эм… в этой игре не было никакого большого текста. Я играл с бумажным словарем формата А6 на 10 тысяч слов и мне хватало.
          Враги не были намного сильнее, просто выписываешь все войска на листик с их параметрами и считаешь.
          Нанять новые войска всегда можно было у короля…
          Карта всегда доступна по клавише M, и она вообще шикарно организована — открывает то, где ты уже был.

          Вот то, что существует второй континент — тут нескоро нашел.
          О том, что можно летать — тоже узнал уже когда прошел игру раз 5-10.


          1. u010602
            21.12.2018 14:02

            Я ходил в класс второй. Словарь и выписывать на листик — сильно сложно и нудно. Грамматики английского я так-же не знал. Инструкции не было — карту не нашел. И не знаю почему- начинал всегда не возле короля, а где-то в дебрях, с минимальными войсками и меня сразу убивали. Цивилизация и колонизация зашли лучше, там был перевод и была очень подробная инструкция прямо в игре в любом месте.


            1. JC_IIB
              21.12.2018 14:34

              колонизация

              Цива не зашла как-то, а вот в Колонизацию я играл с удовольствием, наводняя метрополию куревом и бухлом — с этих товаров какая-то дикая прибыль всегда была. Колонизация познавательная :)


              1. u010602
                21.12.2018 15:02

                Потому что курево и ром изобрели во времена колонизации Америки :) В Европе их попросту не было, и не было других источников. Самая дикая прибыль была с серебра, обозов с сокровищами и по началу с украшений, выменянных у индейцев.


                1. saboteur_kiev
                  21.12.2018 16:39

                  о, точно — Корсары!


              1. hdfan2
                21.12.2018 18:15

                Тоже убил кучу времени на Колонизацию. Только в неё было интересно играть вначале — исследование, новые города, сокровища инков, вот это всё. А под конец доставал муторный микроменеджмент (все эти специалисты). Ну и забавно, как игра обходила некоторые неудобные моменты (никаких следов рабства, ага).


                1. u010602
                  21.12.2018 18:34

                  В игре были и заключенные и обращенные индейцы, которые по сути были не полноценными гражданами, и могли восставать. И их нужно было довольно сложно преобразовывать в нормальных колонистов. Проще всего конечно при помощи войны. Относительно истинных рабов из Африки — в FreeCol кажется они были, но особого разнообразия в геймплей не вносили.


            1. saboteur_kiev
              21.12.2018 16:39

              Вся инструкция — это Options и Commands вверху, заглавные буквы собственно и означают кнопки O и C.

              Я слова выписывал… и когда начался английский в 4 классе у меня уже был именно компьютерно-игровой запас слов, типа 10-20 названий холодного оружия =)


  1. juray
    20.12.2018 13:12

    «Принца» я впервые увидел на Денди (NES то бишь). А вообще, её куда только не портировали…


    1. f15 Автор
      20.12.2018 13:31

      Мне вот интересно, как смогли портировать Sim City 2000 на SNES. Пишут, что пришлось пожертвовать вулканами :) Хотя конечно 16-битную игру в 8 бит запихать — тоже подвиг.


      1. Eugene_D
        20.12.2018 17:10

        SNES — 16-битная :)


        1. f15 Автор
          20.12.2018 17:19

          Да, но я имел в виду «Принца».


          1. Valery4
            20.12.2018 21:49

            8 bit? Да пожулуйста.


            1. f15 Автор
              20.12.2018 22:03

              Как же круто. Удивительно, что оригинал так достоверно воспроизведен.


  1. pda0
    20.12.2018 13:13
    +1

    Captain Comic, один из ранних представителей жанра горизонтальных скроллеров
    У этой игры была своя связь с СССР (ещё). Возможно это был первый в СССР хак (изменение графических ресурсов) игры. Результат превратился в Пионерку Ксению. :)


  1. Arastas
    20.12.2018 13:34

    У нас в школьном классе стояла Goblins. Так я познакомился с жанром квестов, хотя так её и не прошёл.


    1. vesper-bot
      20.12.2018 14:31

      TCNGTOV

      Давно это было :)


    1. zzzmmtt
      20.12.2018 14:46

      Gobliiins, Gobliins или Goblins? Это три разные игры! =)


    1. foxyrus
      20.12.2018 16:40

      Space Quest!


  1. geher
    20.12.2018 13:42
    +1

    Играл когда-то во все, что описано в статье, но именно эти игры не зацепили почему-то, кроме одного лишь дума.
    Автор не играл в квесты?
    Лучшая игра всех времен и народов — Loom.
    Были еще Space Quest (несколько "серий"), Police Quest. В них играть не любил, зато любил смотреть, как играют другие.
    Когда еще не было Дума, был шуттер (менее 3D, чем Doom, но все же почьи 3D) — Catacomb 3D. Наверное, первый приличный почти 3D шуттер.
    А F-29 Retaliator — просто шедевральный симулятор полетов с мультиплэйером через последовательный порт. Туда же щедевры X-Wing, Ti Fighter, Elite (космические симуляторы полета, последний с элементами торговли).
    Еще вспоминаются игры в текстовом режиме, но с потугами на графический интерфейс: Rogue, Star trek. В последний рубились еще на ЕС-1025 {это такой монстр, который занимал целую комнату), но потом нашел его и под MS DOS.


    1. f15 Автор
      20.12.2018 13:56

      Квесты и стратегии плохо совместимы с отсутствием компьютера дома, поэтому и подборка такая. Даже в C&C я играл на «одолженном» железе. Только Sim City из списка был доступен дома, уже ближе к концу девяностых, и вот там я конечно оторвался.


      1. geher
        20.12.2018 14:12

        Когда у меня появился первый компьютер дома, он был уже с виндой.
        Играть (и самостоятельно учиться программированию тоже) бегали в компьютерные салоны.
        Потом играл в родном университете (не зря устроился работать там же, пока учился).
        А в квестах сохраняться обычно можно было на дискету, а потом продолжать.


    1. JC_IIB
      20.12.2018 13:59
      +1

      Лучшая игра всех времен и народов — Loom.

      Kyrandia же.

      Space Quest

      Великая вещь. Роджер Вилко навсегда. И эти переводы от CAE и МВК.

      Catacomb 3D. Наверное, первый приличный почти 3D шуттер.

      Единственный из мне известных 3D шутеров, запускавшийся на EGA. И да, он был клевый. В отличие от однообразного Вольфа, в Катакомбе были разные по дизайну уровни — затопленные, огненные, какие-то «кибернетические»… и монстры там, соответственно, тоже были разные. Аццкий ад.

      А F-29 Retaliator

      Вещь. Посадку осиляли немногие.

      p.s. Another World.


      1. jrthwk
        20.12.2018 15:32

        >> F-29 Retaliator
        >Вещь. Посадку осиляли немногие.

        Даладно. На полосу садиться без проблем — BFG и всё.
        Сложно там было только поперек полосы садиться.


    1. j8kin
      20.12.2018 14:14

      F-29 Retaliator
      Да ну новье! F19! там еще надо было самолеты в начале угадывать. Дослужился до подполковника!


      1. sav6622
        21.12.2018 00:10

        Да, без знания самолетов противника было тяжело. Еще и играл году так в 88-89.


    1. saboteur_kiev
      20.12.2018 14:27

      Lands of Lore
      Goblins


    1. alexanster
      20.12.2018 22:25

      Лучшая игра всех времен и народов —
      всегда была Sid Meier’s Civilization. Аминь.


    1. roscomtheend
      21.12.2018 14:07

      F-19 круче — там даже взлёт проблема (инструкции нет, даже вход проблема). А звук двигателя…


      1. JC_IIB
        21.12.2018 14:35

        F-117 тогда уж. Инструкции не было, а полет начинался с «выкатись из ангара».


  1. mindcaster
    20.12.2018 13:43
    +1

    А еще были Dune 2 и UFO :) Столько времени на них убил! И нисколько не жалею.


    1. j8kin
      20.12.2018 14:12

      UFO 2 мне зашел больше чем первый))) Время даааа


  1. j8kin
    20.12.2018 13:55
    +2

    WarCraft. Duna.
    Из забористых — Snake Battle от Gamos. Игра 95 года, благодаря которой я начал думать алгоритмически. В итоге была сдела убер змея у которой использовал 8 из 9 клеток для размещения алгоритмов. На каждой было по 4-5 возможных вариантов. Жаль интернета не было и не с кем было соревноваться. Бились с моим друганом. Гамали где-то год.
    Так же была малоизвестная игра Fantasy Empires в которую играли на горячей табуретке.

    P.S> «Принц Госплана» Пелевина чета даже вспомнился…


  1. saboteur_kiev
    20.12.2018 14:26

    Настоятельно рекомендую играть в DOS-версию игры, доступный в сети вариант для Windows отличается очень странным интерфейсом.

    виндовый SimCity2000 отлично идет в виртуалбоксе с XP, поскольку можно нормально растянуть экран и разложить вообще все окошки.
    Досбокс не позволяет растянуть экран чтобы расположить больше элементов.


    1. f15 Автор
      20.12.2018 14:29

      Да, наверное так. Win-версия добавляет еще один уровень зума, но как по мне он даже лишний. Видимо я привык к раскладке в DOS и не замечаю :)


      1. saboteur_kiev
        20.12.2018 16:41

        Дело не в зуме, а в том сколько вообще всего помещается на 27" экране.

        В дос ты не можешь вызвать окошко и поместить его в дальний угол, чтобы он не мешал управлению. В виндовой версии я могу открыть ВСЕ окошки, все графики, карты, статистики и рассовать их по краям экрана, при этом у меня в середине все равно видно гораздо больше, чем в DOS.


        1. f15 Автор
          20.12.2018 16:58

          Так, вы меня заинтриговали. Я понял, что я так в SC2000 и не пробовал играть никогда. А надо бы, интересно.


          1. saboteur_kiev
            20.12.2018 18:04

            Я просто как раз поигрываю по вечерам, изучаю алгоритмы.


  1. saboteur_kiev
    20.12.2018 14:29
    +1

    Очень согласен с автором, что в те времена играли в то, что было под рукой.

    Даже если был свой комп, найти хорошую игру можно было скорее случайно, чем по рейтингам, ибо ни инета ничего не было.

    Выпускались самиздатовские книжки с обзором игры на полстраницы. Типа серия «500 игр для ZX-Spectrum» — после рекомендаций знакомых это было хоть что-то, особенно если там были хотя бы чернобелые иллюстраци.


    1. f15 Автор
      20.12.2018 14:31

      Вот странно, что под ZX Spectrum такие каталоги были и у меня, а под DOS — ничего. Там уже быстро начались пиратские коллекции типа «700 игр на одном CD», тоже в некотором смысле каталог. Но тоже никакой свободы выбора: что записали, в то и играй, просто ассортимент побольше.


    1. MasterHater
      20.12.2018 15:00

      >в те времена играли в то, что было под рукой
      Но под рукой оказывалось не что попало, а проверенные временем и кучей игроков шедевры.
      Откровенный треш не выживал.


      1. saboteur_kiev
        20.12.2018 16:43

        В те времена заранее проверить что тебе на рынке всучивают было сложно.

        Продать кассету с 1-2 приличными, 1-2 известными проверенными и 4-6 хлама — нормальная стратегия.


  1. zzzmmtt
    20.12.2018 14:41

    С C&C и RedAlert мог конкурировать KKND, Дюна ещё была, тоже затягивала. А в квесты не играли? Legends of Kyrandia (третья самый сок), Simon the Sorcerer, Ларри в переводе САЕ и МВК, Гоблины вторые в их же переводе, первая часть гоблинов тоже была неплоха, а вот третья у меня была в французской локализации, пройти не смог, увы.


    1. juray
      20.12.2018 16:02

      А зачем в гоблинах локализация? Меню изучается методом тыка, геймплей весь в графике.

      Названия предметов помогают мало — поскольку их требуемое применение зачастую никак не связано с «прямым назначением». Да и метод перебора «применить всё подряд на всём подряд» работает.

      Разве что «цели и задачи сюжета» теряются — но играть это не мешает.


      1. JC_IIB
        20.12.2018 16:10

        А зачем в гоблинах локализация? Меню изучается методом тыка, геймплей весь в графике.

        Ну в первой полоска жизней уменьшалась, если неудачно использовать вещи. А пополнить ее можно было только с помощью голой тетеньки на одном из уровней где-то посередине игры.
        С другой стороны, неправильное использование предмета вкупе с криком пострадавшего гоблина «Уяяааааа!» из pc speaker доставляло лютейшие лулзы. А другие два гоблина в это время корчили рожи и крутили пальцем у виска.

        p.s. да что ж вы делаете-то. Ушел на ГОГ смотреть, есть ли там оно.


        1. beduin747
          21.12.2018 11:31

          Не парьтесь. Есть онлайн.
          playminigames.ru/game/gobliny-2-goblins-2


      1. zzzmmtt
        20.12.2018 16:11

        Там были подсказки, и они были на французском.


        1. vesper-bot
          20.12.2018 17:52

          Язык можно было выбрать при запуске ЕМНИП, точно помню, что один раз выбрал итальянский и лейка называлась «Annaffiatoio». Может, вы французский где-то выбрали?


          1. zzzmmtt
            20.12.2018 17:56

            Сейчас уже не помню точно, но вроде бы вариантов не было. Возможно, что других локализаций просто не было у меня.


  1. Softer
    20.12.2018 15:03
    +1

    выпущенные в 1997 году шутеры Quake II и MDK имеют версии для MS-DOS

    Меня одного смутило что Q2 не было под DOS (что подтверждают не только память, но и Wiki? :)
    Q1 — да, оригинально был под DOS, а после появился WinQuake, но чтобы Q2…


    1. f15 Автор
      20.12.2018 15:09

      Да, я перепутал. Под DOS я недавно играл в оригинальный Quake (тут даже видео выложил, с тормозами). Спасибо, поправлю в статье, но быстрое гугление показало, что под DOS кажется "обратно-портировали" Quake II, уже в поздние времена, когда была версия с открытыми исходниками.


      1. Softer
        20.12.2018 15:16

        Ну DooM тоже много куда портировали, но… Не оффициально уже, т.е. «не канон» :)


  1. roswell
    20.12.2018 15:06

    Между прочим, пока Хабр не убрал возможность отображения лучших публикаций «за всё время», статья «История игрушки. Поле Чудес» была в первой пятёрке, если не тройке. Ностальгия included, все дела.


    1. f15 Автор
      20.12.2018 15:28

      Пост, в котором каждый плюс заслуженный :) Добавил ссылку в статью.


      1. paulsv77
        21.12.2018 10:24

        (del) не туда


  1. Deaddy
    20.12.2018 15:41

    Larry же! Помнится, нам привезли эту игру, на дискете. Мы долго недоумевали, как это — игра занимает целую дискету!
    Каков же был наш шок, когда посреди приключения игра нам написала: «Insert disk #2 and press space to continue»


    1. littorio
      20.12.2018 20:46

      В этом смысле пятидисковый Baldur’s Gate, который требовал поменять диск на каждый чих — вне конкуренции. Как же я матерился, когда сломал один из дисков...


      1. Physicist_VSTU
        21.12.2018 13:03

        В Baldur's Gate можно было локации качать, например, по локалке, в папку кеша, тогда CD нужен только для старта игры (главное из игры не выходить). Ну и самая беда — это видеовставки по сюжету. Их за меня друг смотрел, так как диски были его. Я сохранялся перед роликом, пересылал сэйв ему, он смотрел, сохранялся и слал его назад. Так и играли втроем с одного комплекта.

        P.S. А про Diablo (1996) никто не вспомнил…


      1. u010602
        21.12.2018 14:08

        БГ2 имел режим полной установки, тогда диски вообще не надо было вставлять. А лицензионные претензии лечились виртуальными сидиромами. В любом случае сломанный всегда можно было скопировать с копии одноклассников. В те времена как раз был расцвет копирования дисков.


        1. littorio
          21.12.2018 14:34

          BG2 уже, всё-таки, попозже. Виртуального дисковода в эпоху BG1 у меня ещё не было. То ли рановато для них, то ли я про них ещё не знал. Опять же — они требуют места на харде для образов, и всё равно нужно переключать и загружать. Гемор, в любом случае — учитывая что игра требует часто мотаться из локации в локацию.

          Ну и игру покупали вскладчину с одноклассником, после этого инцидента пришлось подкопить и купить всю пятёрку дисков (продавались только комплектом, в модной такой пятидисковой коробке) заново.


          1. u010602
            21.12.2018 15:13

            Я не знал что БГ1 то-же был на 5 дисках. БГ2 влез на 4 диска. И еще трон Баала на 5м.
            До виртуальных дисков, можно было монтировать папку как диск через досовские команды до загрузки Вин98. А некоторые игры требовали только сам диск, но не данные с него. Тогда можно было из образа выкинуть все большие файлы.


  1. alex1t
    20.12.2018 16:22

    Кстати, я бы назвал неплохим аналогом Shortline для PC — это Train Valley и Train Valley 2


    1. f15 Автор
      20.12.2018 16:25

      О как круто, спасибо!


  1. alex1t
    20.12.2018 16:27

    А вообще первые игры — это Doom, Warcraft, Ufo


    1. saboteur_kiev
      20.12.2018 16:44

      тетрис и волк с яйцами


      1. alex1t
        20.12.2018 17:03

        Ну это не PC, а так — это точно. Ещё гоночки были и водолазы


        1. saboteur_kiev
          20.12.2018 18:06

          Ну если на PC, то
          Bruce Lee, The way of the exploding fist, Exolon, River Ride, Krakout, Commando, Boulder Dash, Spy Hunter, Chronos, Laser Squad, Elite, Wally, BombJack, NetherEarth, конечно Saboteur и другие.


          1. alex1t
            21.12.2018 00:22

            Я таких игр и не знаю :)


            1. KoToSveen
              21.12.2018 05:20

              На Спектруме такие были.
              Я в них на Робике рубился.


            1. saboteur_kiev
              21.12.2018 13:25

              Ну не знать из списка хотя бы Elite — это история, первый крутой космический и экономический симулятор

              Тем более что есть современная реализация. Не знаю насколько играбельная, но очень красивая (Elite Dangerous в ютубе)


              1. alex1t
                21.12.2018 23:01

                Elite, знаю, пробовал играть, но не прижилась.


    1. alexanster
      20.12.2018 17:16

      Ну тогда уж Wolfenstein 3D и Dune II


      1. alex1t
        20.12.2018 17:31

        Ой, и правда — как же я Dune II забыл!


  1. foxyrus
    20.12.2018 16:41

    Carmageddon и конечно же GTA.


    1. geher
      20.12.2018 16:44

      Carmageddon

      Старушка — это не только ценные очки, но и некоторое количество секунд бесценного времени?


    1. j8kin
      21.12.2018 12:17

      Новье! Death Track — вот это было круто! Ничего подобного к сожалению больше не выпустили(((


  1. Veliant
    20.12.2018 16:44

    Digger, Dr.Riptide, The Incredible Machine


    1. Softer
      20.12.2018 16:49

      А мне больше Crazy Machines зашло… Одеть роботу ведро на головубыло бесценно! :)


  1. sborisov
    20.12.2018 17:06

    Неужели не играли в «Full Throttle»?
    Игра очень интересная, а звук какой…
    После первого запуска испытываешь лёгкий шок от крутой озвучки.


    1. Softer
      20.12.2018 17:34

      Шедевр который актуален даже сейчас. Это я на римейк намекаю, да ;)


      1. paulsv77
        21.12.2018 10:25

        Ее на днях GOG бесплатно раздавал


    1. beduin747
      21.12.2018 11:59

      Lucas Arts вообще молодцы.
      Вспоминаются также Sam & Max.


  1. SbWereWolf
    20.12.2018 17:11

    Цивы (Civilization) первой нет (в 1991 первый раз увидел, заболел на всю жизнь, ради неё стал программистом).
    В начале 90х играл во всё из обзора кроме двух последних, C&C тогда ещё не было, а ещё были:

    • Golden Axe,
    • Warlords,
    • The Lost Vikings,


    думаю в это тоже народ игрался, вот Zeliard не думаю что был популярен.
    Всякие там Dune, Dune2 да много что было потом, Вульфштейн 3Д, первее Дума был, у мамы на работе хирурги в ординаторской рубились :)

    Конечно игры не были так досупны как сейчас, но вот начинаешь вспоминать и с десяток запросто можно назвать.


    1. saboteur_kiev
      20.12.2018 18:07

      Civilization по-моему в большинстве рейтингов висела на первом месте примерно года два.


  1. redial
    20.12.2018 19:37

    Star Control 2 очень много времени сьел, до сих пор — одна из любимых игр. А Dune 2 сподвигла на написание редактора сценариев. Гоблины собирали у компьютера всю лабораторию и хохот слышался по всей кафедре. Хорошее было время.


    1. KoToSveen
      21.12.2018 05:28

      Посмотрите Star Control Origins


      1. beduin747
        21.12.2018 12:02

        Что-то отзывы не сильно восторженные в стиме.


    1. saboteur_kiev
      21.12.2018 13:26

      Да, отличная игра. Мелодию квазиспейса до сих пор напеваю )


  1. axe_chita
    20.12.2018 20:05
    +1

    Ну наверное у меня с автором ощутимая разница в возрасте, поэтому мои таймкиллеры на IBM выглядели так CIV-а с синдромом «еще один ход», F19 с сообщением «маверик докладывает цель уничтожена», Elite на CGA торговля меж звезд (с листочком с ценами в ближайших системах) и война с таргоидами, танк Абрамс с тысячами мелких файлов (как она эпично на Искре запускалась), LHX экспериментальный атакующий вертолет, Wing Commander (II / III / IV / V) звездные войны (с сюжетом) в которых финал зависит от твоего успеха или не успеха, BARIS симулятор космической гонки на Луну играя в которую можно было получить инфаркт микарда вот такенный рубец поскольку космонавт при выходе на поверхность поскользнулся и разбил стекло шлема, Master Of Orion глобальная космическая стратегия 4Х, Master Of Magic цивилизация в фэнтезийном мире, Dungeon Keeper (II) с фразой «ваши подданные офигивают от красот вашего подземелья», MechWarrior — как я мог забыть о этих гигантских шагающих роботов" в котором вес меха имеет значение. Конечно Дюна (которая без цифры) интерактивная книга по Херберту с изумительной графикой и саундтреком


  1. alexisneverlate
    20.12.2018 21:55

    Мы в школе играли гордо после уроков информатики на 286 и 386х(а иногда на них… а иногда и во время чужих уроков..), классе в 5-6м наверное.
    А младшеклассники стояли за спинами и завидовали.
    Играли в основном в Civilisation, Defender of Rome (это Total War нашего дества, мощная штука)
    Кайф был неимоверный!


  1. DolphinSoft
    21.12.2018 02:12

    Намешано все в кучу, автор явно играл в то, что давали…
    Во все это, за исключением C&C и DOOM, никто не играл.
    Хитами были: MechWarrior, Comanche, Wing Commander, Descent & Terminal Velocity, несравненный Magic Carpet, а из стратегий: Dune, Z и KKND, и конечно UFO & Master of Orion. Из пошаговых, кроме Уфо и Ориона — Синдикат.
    Не могу забыть Star Control, ремейк которого на 35 Гб, в октябре появился в Steam.
    + всевозможные RPG, апогеем которых стали Baldur's Gate в 1998 и Icewind dale в 2001, а за год до этого — Diablo.
    Серия Might & Magic (особенно ее 6я часть), была шедевром своего времени.
    Ну и само собой — Heretic, Quake и все такое.
    Конечно, это лишь малая часть.


    1. BorlandDelphi
      21.12.2018 06:35

      Star Control, ремейк которого на 35 Гб, в октябре появился в Steam

      Что за римейк?


    1. saboteur_kiev
      21.12.2018 13:27

      Римейк Star Control 1 или Star Control 2 или отдельная игра?


      1. DolphinSoft
        22.12.2018 14:41

        star control origins


      1. axe_chita
        22.12.2018 20:04

        так Urquan Masters порт Star Control II с официального благословления авторов оригинала


  1. Methos
    21.12.2018 10:29

    лучшая игра это Descent и именно первой версии.


    doom вообще не сравнится с ней


  1. DieSlogan
    21.12.2018 11:49

    У меня история чуть раньше, все игры тогда были CGA. Да и монитор таким был :)
    Из самых эпичных, был Digger, Striker и самолетик.
    А еще было эпичная стратегия: Ancient Art of War


  1. aapazhe
    21.12.2018 11:50
    +2

    А мои первые игры — на ДВК-2M и EC1810. 1984-85 годы.

    image

    image

    А потом уже было всё остальное.


    1. saboteur_kiev
      21.12.2018 13:31

      Неужели Зона? Перестройка в рюкзаке!
      Семижопы вспомнил =)

      А где King, королевство Эйфория?? Barmen?


  1. drobzik
    21.12.2018 11:53

    А еще был Nuclear War, который я занес в кабинет информатики, и который там поселился навечно — чем быстрее закончишь задания на уроке, тем больше времени останется на «побомбить».


  1. Cloppi
    21.12.2018 12:01

    Из времен DOS вспоминается Transport Tycoon, Star Command: Revolution, HoMM 2, Primal Rage, Jurasic War, Dark Colony, KKND, Blood, Shadow Warrior, Outlaws. Всего и не упомнить.
    Ох, как же эпично и атмосферно все это воспринималось тогда в юные годы.
    Особенно полюбились стратегии HoMM2, Jurasic War и шутер OutLaws.
    А файтинг Primal Rage до сих пор впечатляет стильной и креативной подачей — одни персонажи чего стоят.


  1. Physicist_VSTU
    21.12.2018 14:09

    Самое сильное воспоминание того времени VGA Planets 3 (1991 год) — пошаговая космическая стратегия на 11 игроков, ходы 3 раза в неделю, средняя партия 100 ходов. Играли через ФИДО.


    1. saboteur_kiev
      21.12.2018 16:40

      Отличная игра. Даже сейчас можно скачать и сыграть адаптированную к винде версию.

      Играли не только через нетмейл. Можно было играть через BBS


  1. roscomtheend
    21.12.2018 14:30

    В компанию Captain Comic & Dangerous Dave стоит вспомнить Duke Nukem и Duke Nukem II.
    Было ещё что-то про пришельца, ищущего родителей (типа Лунтика, но зелёного, с механикой по типу Марио, но менее динамичной и более красочной).
    Был ещё Metal Mutant — нечто новое по механике (3 в 1 с разными стилями под разные задачи), был Terminator 2, в котором разные жанры — файтинг, гонки, что-то ещё (нелегко было далеко уйти, особенно когда пограть давалось минут 5).
    Star Goose (хотя это может быть и до 90х).
    И, естественно, Dune II, WC-1,2, HoMM 1,2,3 (а потом и 4), UFO-1,2,3 (даже 3), JA-1,2,2.5, Z, Civ-1.
    Doom-1,2 Quake-1, Duke3D и куча всего что не вспомнить.
    Квесты типа Secret of the Monkey Island (Loom только в рассказах был от игравших), Larry в переводе (Ларри ехал на машине весь размазанный по шине).


    1. Daemon_Hell
      21.12.2018 14:34

      Было ещё что-то про пришельца, ищущего родителей (типа Лунтика, но зелёного, с механикой по типу Марио, но менее динамичной и более красочной).

      Jazz jackrabbit? Только вот не уверен что он родителей искал


    1. JC_IIB
      21.12.2018 14:39

      Было ещё что-то про пришельца, ищущего родителей (типа Лунтика, но зелёного, с механикой по типу Марио, но менее динамичной и более красочной).

      Господи помилуй. Cosmo's Cosmic Adventure. Последний уровень заканчивался падением в пасть монстра в любом случае, избежать этого было нельзя. Это был шок.
      И только много-много лет спустя я узнал, что это завязка ко второй части игры, где Cosmo путешествовал внутри сожравшего его монстра.

      Был ещё Metal Mutant

      Ага, на французском. Черт пойми, чего там тебе терминалы пишут :)

      Star Goose

      Была такая, да.

      А еще был античный файтинг со ставками, оружиями и разными стилями — там типа инопланетяне сражались — Tongue of the Fatman.


      1. roscomtheend
        21.12.2018 15:17

        Cosmo's Cosmic Adventure

        Спаситель. Нет, СПАСИТЕЛЬ! Я уже давно мучался, не мог вспомнить. Уже начал писать Daemon_Hell, что я, наверное, всё напутал за давностью лет.


        Не F177, а именно F19, 117й был в местных легендах. В режиме аркады можно было с авианосца выкатиться и по воде ездить. F29 после был более аркадным, но более весёлым. Как D3D и Quake, Quake считали более труЪ, но D3D для меня был веселее.


        PS. Пока искал в Гугле — нашёл Ugh!, забыл упоянуть.


        1. JC_IIB
          21.12.2018 15:27

          Спаситель. Нет, СПАСИТЕЛЬ! Я уже давно мучался, не мог вспомнить

          А игра-то — годная. Музычка там еще такая бодрая местами была.
          (глянул на ГОГ — оно сейчас со скидкой, 1 евро 39 центов. Надо брать :))

          Не F177, а именно F19, 117й был в местных легендах

          Ну как же… Вот оно же!

          Из того, что еще вспоминается — Electro Body, там робот по лабиринту шарился, 5 видов оружия было. LHX, конечно же. Colorado — про приключения на Диком Западе, вид сбоку (та же контора, что Metal Mutant делала — Silmarils). Battle Bugs — вот это была лол стратегия про насекомых. Захвати кусок пиццы, тараканы-бомбы, вот это все. Древняя-предревняя Airborne Ranger — вертикальный скроллер. Это там надо было сперва на поле сбрасывать сумки с ништяками, а потом их подбирать в процессе.
          А! Supaplex!!!


          1. roscomtheend
            21.12.2018 16:08

            > Ну как же… Вот оно же!

            Это сейчас, а у нас только легенды о нём ходили. «Это F19, только круче».

            LHX — больше слышал, видел на битой дискете (потому летать не получалось).

            > Battle Bugs

            Точно, бои на кухне. Требовало подумать.


  1. iklin
    21.12.2018 18:39

    Из того, во что я играл в компьютерном классе школы, когда у меня самого ещё не было компьютера, я вспоминаю Commander Keen (уж не помню, какую именно часть), Deathtrack (гонки на выживание) и Scorched Earth (прародительница «Червяков»).
    Позже, уже на собственном компе, была Doom2D. Там был режим для двух игроков за одним компом, сжирал кучу времени и нервов, доставляя кучу фана.
    Понятно, что было множество квестов: Kyrandia, Gobliiins, похождения Larry и т.д.
    И Another World, конечно!
    И Blockout (трёхмерный тетрис)! Сколько часов я на него потратил, ё-моё!
    Понятно, что это не все игры, а только те, что вспомнились в первую очередь.


  1. scarab
    22.12.2018 00:52

    А чего ж Mortal Kombat никто не вспомнил?


    1. saboteur_kiev
      22.12.2018 02:18

      так МК это уже почти новый век )
      ему для запуска аж 4 мб надо было


  1. TechnoMag
    22.12.2018 10:19

    Играя через DOSBox все-таки не те ощущения — хотя-бы ЭЛТ монитор нужен, т.к. пиксели на новых больших мониторах совсем не ту картинку дают. А вообще, желательно, для полноты ощущений, чтобы все железо тех времен было.


    1. u010602
      22.12.2018 14:03

      Я играл на ЖК мониторе в 90х, у меня таких проблем нет. Все именно так, как должно быть.


    1. DolphinSoft
      22.12.2018 14:54

      Скалер решает:

      #    scaler: Scaler used to enlarge/enhance low resolution modes.
      # If 'forced' is appended, then the scaler will be used even if the result might not be desired.
      # Possible values: none, normal2x, normal3x, advmame2x, advmame3x, advinterp2x, advinterp3x, hq2x, hq3x, 2xsai, super2xsai, supereagle, tv2x, tv3x, rgb2x, rgb3x, scan2x, scan3x.


  1. ssh24
    23.12.2018 13:11

    Еще первый UFO забыли. Был школьником тогда, прочитал как-то обзор в PC:Review. Загорелся. Потом увидел в компьютерном магазине, продавец играл. Попросил его скопировать. Он сказал, чтобы скопирует, если я куплю что-нибудь. Хотя бы пачку дискет. Пришлось купить))
    Сегодня есть ремейк той УФОшки — игра Xenonauts. Продается в Стиме. Геймплей 1:1 как в оригинале.

    >C&C относительно редкая игра, которую я так и не смог подружить с эмуляторами
    Есть версия под win. К меня лежат два ISO диска. Судя по Installation Instructions, версия разработчиков. Наверняка, можно найти в инете. Пару лет назад прошле кампанию за НОД.

    Еще МОО2 был… Да, весело было.