Если вы каким-то чудом упустили эту эпоху, то напомню, что DOSBox — эмулятор для PC, создающий DOS-окружение, необходимое для запуска старых игр и программ (с определенными ограничениями) под MS-DOS. Это позволяет играть в такие игры во множестве операционных систем, не поддерживающих или поддерживающих DOS-программы не полностью, и на современных компьютерах, на которых старые программы могут не работать или работать с проблемами.
Безразличие людей можно понять, ведь тут всего лишь минорный релиз с баг-фиксами, а по соседству целых три варианта новейших iPhone презентуют. Однако, не стоит забывать, что этот минорный релиз готовили целых пять лет, а порты эмулятора существуют для полутора десятка операционных систем, среди которых есть MacOS и iOS. И какая другая программа, если не DOSBox, позволит вам в полной мере насладится всем разнообразием классических хитов серебряного века игровой индустрии?
В новой версии DOSBox совсем немного изменений, которые касаются исправления заикания звука в играх и добавления поддежки 64-разрядности самого эмулятора:
Windows: Fix auto/max cycles algorithm on Windows 7, which helps with stuttering audio.Полный список изменений в DOSBox 0.74-2.
Mac OS X: Bring a 64 bit version and improve performance.
Linux: Fix the 64bit dynrec cpu core and a lot of compilation problems. Add patches for the WINE Team.
Что более интересно, автор сообщил о готовящейся версии эмулятора 0.75 со множеством исправлений, затрагивающих совместимость с играми. Тестирование 0.75 с целью поиска регрессий уже должно вот-вот начаться, в то время как версия 0.74-2 предназначена для возможности отката без значительной потери функциональности:
We have saved all game fixes for the upcoming 0.75 release, which will enter regression testing soon. This release has been created so you can go back to 0.74-2, in case we happen to break your favourite game in 0.75.
Страница загрузки дистрибутивов DOSBox.
Комментарии (79)
mistergrim
22.09.2018 02:17Полный чейнджлог побольше будет.- Rewrite auto/max cycles algorithm to work better with windows 7, other OSes might benefit as well.
- Update 64bit recompiler to work on OSX and Linux.
- Several improvements to make the recompilers work with newer compilers and add some workarounds about clang confusing itself.
- Fix several variables being the wrong size in the recompiler.
- Support absolute 64 bit addressing. (DRC:64 bit error messages)
- Zero extend data in dynrec core for LLVM compilation/
- Reduce overhead of the Mac version with a lot. Results in a speed increase.
- Replace NV_PixelDataRange with the more common ARB_PixelBufferObject extension. Should help with output=opengl.
- Reuse graphics window if possible instead of always creating a new one!
- Add patches to work better when called by WINE:
- support WINE style namemangling.
- allow Z:\ to be moved to a different drive.
- Try to fix stuttering audio with opengl output on Linux. (or at least improve it. Linux users might need to increase the prebuffer option a bit)
- Fix automake and autoconf problems.
- Fix problems related to packed struct layouts.
- Fix compilation on gcc 4.4 and gcc 4.6.1.
- Fix compilation with -DPIC.
- Hopefully fix crash on shutdown, when unknown condition is encountered.
- Fix -lto with gcc.
- Fix clang compliation with asm fpu core.
- Fix mapper crash on startup and when changing the mapper key.
- Fix compilation in VS2015.
- Fix compilation on mingw64.
- Fix compilation on Frisbee and newer clang.
- Fix compilation machines that have X11 libraries installed, but use a SDL without X11.
- Fix a few problems relating to video capturing:
- Writing out the index too often. (slowdown with longer captures)
- Not being aware of when only the refresh rate changed.
- Fix call order when bitshifting the return order (VS C /O2 builds).
- Fix sign-extension error in S3 draw funcion, i.e. win3.1 analog clock.
- Fix expanddot not caring about the size of the inputbuffer.
- Some fixes for the debugger related to starting a program through debug.com.
- Bring OS/2 port code up to date.
- Reduce the amount of warning when compiling with quite a bit.
- Allow 15/26/32 bits input to the opengl output.
- Add cmd-q as exit key for macs.
- Fix icon and titlebar on very old setups.
- Fix off by one display size calculation errors with very large displays.
- Fix out of bounds access the unused byte in the 32 bit colour value of the hardware mouse cursor pixel was affected.
- Fix depreciated warnings on Mac, allow soundfont loading for coreaudio.
- Keep repeating a pressed key if another key was unpressed.
- Fix crash on OS X related to putting junk in the titlebar.
- Extend fullresolution=0x0 to work on Linux and Mac.
- Change gameblaster and tandy sound core to latest mame version.
- Improve numlock and capslock support on Linux and Macs. Still not perfect on Windows.
- Added even more code to workaround Windows behaving weirdly with alt-tab.
x67
22.09.2018 04:14+1Почему игровой? Досбокс очень удобно использовать и для портирования всякого древнего научного софта, разрабатывать современные аналоги которого экономически нецелесообразно или просто невозможно из-за отсутствия специалистов)
ryo_oh_ki
22.09.2018 06:34К сожалению, ему не хватает возможности взаимодействия с реальными портами ввода-вывода хостовой машины, например, для древних научных спектрометров и осциллографов, выполненных в виде плат на шину ISA (саму шину ISA сейчас найти не проблема в пром.компьютерах).
Daddy_Cool
22.09.2018 16:22Это кстати да — проблема. Ради древнего, хорошего АЦП живет комп с ISA — на Win 98 (какой-то Pentium-III). Там написан софт, и все хорошо. Но вот под Win 7 это всё уже не работает.
ryo_oh_ki
22.09.2018 17:22Ну, Win98 это перебор. WinXP поддерживает DOS + установлен универсальный драйвер для открытия портов ввода-вывода PortTalk (работает как с Win32, так и с DOS). А вот с Win7 начинаются проблемы т.к. там DOS уже выпилен…
Daddy_Cool
22.09.2018 17:35О! Спасибо! А можно поподробнее про PortTalk? Гугланул — навскидку что-то непонятно, что это и как это.
ryo_oh_ki
22.09.2018 18:04В систему ставится драйвер + утилита которая этот драйвер использует для разрешения доступа к портам для всех или любого конкретного процесса (включая процесс DOS-подсистемы — NTVDM.EXE). Либо можно в своей программе (например, написанной на Delphi) через DeviceIoControl обратится к драйверу и открыть доступ для самого себя. Есть ещё аналогичные, например, NT Port Library.
Daddy_Cool
22.09.2018 18:09У нас есть досовская программа которая обращается к АЦП, и там DMA используется. Т.е. какая последовательность действий — что надо поставить?
mirsofta.ru/indexdr.php?driver=4761
оно?ryo_oh_ki
22.09.2018 18:51Точнее: mirsofta.ru/indexdr.php?driver=47610
DMA и I/O-порты это вообще-то разные вещи. И DMA требует своего собственного драйвера, универсальным уже не обойтись.
Hashinger
22.09.2018 23:30Вам поможет www.direct-io.com. Он правда платный через некоторе время становится. Но стоит поставить посмореть. Мы к ISA по DMA обращались.
В настройках надо указать EXE файл для которого будет работать и указать диапазон адресов.
me21
22.09.2018 23:00Возможно, http://dosbox-x.com — форк досбокса с более тщательной эмуляцией старого железа — подойдёт?
mistergrim
22.09.2018 11:50+1Потому что он так позиционируется авторами:
According to its developers, DOSBox is focused on DOS games. Non-gaming DOS applications are not the primary focus of DOSBox, even though most DOS applications might in fact work within DOSBox.
https://www.dosbox.com/wiki/DOSBox_FAQ#What_is_the_focus_of_DOSBox.3F
Javian
22.09.2018 07:15На неделе захотел запустить UFO на Win10. Посмотрел на древность версии DOSBox и поставил более свежий DOSBox SVN-Daum (x64).
mistergrim
22.09.2018 07:48x64 — это вы зря. В досбоксе 64-битность ничего не даёт, кроме тормозов.
AntonSazonov
22.09.2018 13:14Ну не знаю…
Если у меня винда x64, то и приложения я ставлю x64 (если такие имеются).
А на счёт тормозов это спорный вопрос. Откуда им взяться?
Javian
22.09.2018 16:41Сомневаюсь, что мои 4,2ГГц затормозит какая-то игра под ДОС. К слову в UFO как-то ненормально работала мышь, изменение dpi не особо помогло. Бросало из края в край экрана.
mistergrim
23.09.2018 02:18Затормозит, ещё как затормозит. В DOSBox для 32-разрядных приложений используется dynarec (сиречь динамический рекомпилятор), в XCOM с его нетребовательностью к CPU это может быть и не так заметно, в более требовательных играх падение производительности — в разы. А игр таких до сих пор не мало (всё, что на Build; Realms of the Haunting; Archimedean Dynadsy; Pyl же! — этому всему пока что нужен досбокс).
mspain
22.09.2018 07:24Если ufo, transport tycoon и ja1 это серебряный век, то что есть золотой?!
alexanster
22.09.2018 09:30+1WarCraft (не WoW), Diablo, Heroes of Might and Magic… ИМХО конечно же.
AntonSazonov
22.09.2018 13:19… The Settlers.
mspain
22.09.2018 13:25Первая пара WarCraftов, первая пара Settlers и первая пара HoMM это всё те же dos-овские времена, начало-середина 90-х. Wolf3d, Дум, Нюкем.
Про Спектрум, Атари, Комодор не подумал… и не 2 и 3. На Спектруме не было дисковода, только мафон. И без джойстика. Поэтому Элита быстро надоела. Вообще, Элита крута с точки зрения прогера, что так много засунули в несколько килобайт. По геймплею даже близко не хит 90-х (перечисленное выше)mistergrim
23.09.2018 02:46На Спектруме не было дисковода, только мафон. И без джойстика.
Ну дисковод был далеко не у всех, но джойстик — это первое, что покупалось. Нафига спектрум без джойстика? Да и стоил-то он (по сравнению с самим компьютером) копейки.
Впрочем, как раз Elite в джойстике особо не нуждалась.
CoolCmd
22.09.2018 11:44+2установщик! весит! полтора! мегабайта!
Am0ralist
22.09.2018 11:56+1А установленный типа эмулятор командной строки для вин фона, который умеет всего пару команд типа делать — 16,87 мб…
vaslobas
22.09.2018 17:06Да, не мешало бы его переписать на электрон, чтобы соответствовать текущим реалиям.
CoolCmd
22.09.2018 21:00ну, dosbox уже давно на javascript портировали, не вижу в этом ничего плохого, потому что в отличие от еб***тых корпораций, оригинальный Си-шный проект забрасывать не собираются.
vaslobas
22.09.2018 23:03Это не соответствует текущим реалиям. Надо отказаться от сишного проекта и оставить только вариант на js завернув его в электрон. Ещё желательно добавить Stories. Ну, как в скайпе сделали.
CoolCmd
23.09.2018 00:06а в версию для xbox добавить ачивки. например, 5 раз отредактировать
dosbox.conf
. или, записать 1 гигабайт видео встроенным в dosbox кодеком.
lobzanoff
22.09.2018 12:15Очень радует, что проект не бросают. К сожалению, он до сих пор востребован и в корпоративной среде. Не могу назвать свою организацию, но у нас до сих пор приходится использовать ДОС-программы, написанные в родном, ныне упраздненном софтовом подразделении, ибо то, что написано на аутсорсе студентами на субподрядах по госконтрактам, неюзабельно от слова "вообще".
remzalp
24.09.2018 08:52Ростелеком все еще пользуется чем-то обладающим ужасающе DOSовским интерфейсом :)
Бронирование авиабилетов аналогичноnafikovr
24.09.2018 20:23там не в интерфейсе дело. вот тут описание
habr.com/company/buruki/blog/192384
denis-19
22.09.2018 12:29+1Недавно играл в спейсквест пять на дб в вин7 на ноуте ай5. Все хорошо было, пока не дошел до задания, где манипупулятором в космосе нужно было поймать Клиффи (Клиффи выпадет в астероидном поле, и вы должны будете его подобрать. Спуститесь вниз, на пульте управления выберете «pod rotation», залезьте внутрь транспортёра. Подойдите к Клиффи, захватите его в прицел, возьмите и вернитесь на корабль) у меня прицел летал и дергался быстро.
Решение простое — в досбоксе CTRL-F11 Decrease DOSBox cycles (slows down the emulation) очень помогло. Раньше за мегагерцами бегали, а теперь наоборот уменьшаем скорость для тех игр.K0styan
22.09.2018 21:12+1Еще во времена 386-х для Диггера специальные замедлялки были. Он был написан с кучей процессорных хаков, поэтому скорость всех перемещений в игре была пропорциональна частоте.
Pochemuk
22.09.2018 13:02Лучше бы сделали вывод на LPT-принтер. А еще лучше — эмуляцию LPT на USB-принтере, а так же на виртуальном. С поддержкой ESC/P и PCL.
Дома гоняю WarCraft, War Craft 2, Dune 2, Master of Orion.
А вот на работе используется для поддержки старых программ, которые на Win8/Win10 уже не идут. К сожалению, печати нет. Приходится сбрасывать результаты в файл, где это возможно, а потом конвертировать и распечатывать.shurix83
22.09.2018 19:09>> Лучше бы сделали вывод на LPT-принтер
Так в каком-то с форков (если быть точным — в DOSBox SVN Daum) давно это сделано. Я уже лет как пять не работаю в образовании, а еще тогда настаивал софтину, написанную на FoxPro 2.6, для печати на реальный матричный принтер из DOSBox
А без эмуляции в DOSBox, если используете WinXP, для печати на матричный принтер используйте DOS2USB или DosPrn.Pochemuk
22.09.2018 20:52Ну, это все же форк, а не нативный DOSBox. Да и в нем, как я понял, танцы с бубнами гарантированы:
http://nyukers.blogspot.com/2014/04/lpt1-windows-7.html#axzz5Rp5KlUqF
Ну а по большому счету, проблема была актуальна года 3 назад, когда хотели нескольких пользователей перевести на сервер терминалов под Win2K12 R2, а они юзали программу расчета с потребителями, которая была написана еще в 1993 году.
Пришлось это мероприятие отложить. А теперь они переходят полностью на 1С 8.3 и DOS им не нужен. Ни как подсистема WinXP, ни как эмуляция DOSBox.shurix83
22.09.2018 23:47>> Ну а по большому счету, проблема была актуальна года 3 назад, когда хотели нескольких пользователей перевести на сервер терминалов под Win2K12 R2, а они юзали программу расчета с потребителями, которая была написана еще в 1993 году.
В свое время для этого я специально поднимал Win2K8 (не R2), т.к. это последняя самая свежая 32-битная серверная ОС и просто использовал TameDOS.
Hashinger
23.09.2018 10:32vdos.info
Это эмулятор DOS с поддержкой LPT1 порта и подключением сетевых шар.
Есть клиент с некрософтом написанным на Clipper в 1995 году. По сети ганяются файлы базы данных DBF. Новая версия vDOS, которая на сайте, не совсем корректно работает. Пользуюсь одной из версий первых vDOS (2015.11.01)
В один прекрасный момент мне это надоело я совершил невероятное с помощь xHarbour пересобрал проект из исходников, откомпилировал под Win10 64bit с поддеркой вывода на печать. Пришлось правда помучиться, поискать недостающие линковынные библиотеки из проекта и переделать вывод на печать.
Pyhesty
22.09.2018 15:31Ух-ты!
я думал, что давно заброшен DOSbox!
даешь версию 1.00!!! к 2025 году! =)
ps: очень выручает, тк помогаю на old-games в переводе игр,
лучше DOSbox 0.74 ничего нет, более того, совместимость великолепная…
pss: а вообще раньше игры были с душой ))) с удовольствием открываю для себя игры, которые пропустил в детстве из-за много часов «потраченных» оттачивания мастерства в D()()M =)
FreeNickname
22.09.2018 16:34А давайте не будем начинать статьи с пассивно-агрессивного обвинения пользователей в безразличии и в том, что «им айфон важнее DOSBox-а»?
MacIn
22.09.2018 17:58Забавно. Если вам айфон не важнее досбокса, то обвинение к вам не относится. Если важнее, то вы статью вовсе вряд ли будете читать.
FreeNickname
22.09.2018 18:20-1Для меня айфоны важнее досбокса. И почти для всех айфоны важнее досбокса. И это нормально. Но автор, видимо, думает, что я должен за это оправдываться. Нет, не должен.
При этом да, мне действительно интересно узнать о новом релизе досбокса. И да, менее интересно, чем о новых айфонах. Я iOS-разработчик, на секундочку. Мне за это прощения на коленях просить?nafikovr
22.09.2018 19:21Но вы оправдываетесь. Такая вот ирония.
FreeNickname
22.09.2018 19:24Вторую часть сообщения можно посчитать оправданием в каком-то смысле. Что тем более показывает, что начало статьи неуместно, и я прав.
PUNK778
22.09.2018 23:31+1Ну и не оправдывайтесь если не должны, вас никто не заставляет. / Мне вот новые версии досбокса(даже с минимумом изменений) важнее всяких айфонов и прочих самсунгов и сяомей. Досбокс это Досбокс, а новый ойфон уже через несколько месяцев станет старым и маркетологи снова начнут разводить вас утечками о новых новых айфонах. И не стоит писать за «почти для всех», вам такого права никто не делегировал, да и не можете вы физически знать что для кого важно.
FreeNickname
22.09.2018 23:40+1А где я оправдываюсь? :) Я сказал, что часть текста можно посчитать оправданием. Ваши отношения с досбоксом меня, в общем-то, не очень интересовали, но я за вас искренне рад) Здорово, что у вас в жизни есть что-то важное.
Но давайте проясним – т.е. вы считаете, что пассивная агрессия в отношении части целевой аудитории статьи (конкретно – люди, которым интересен и досбокс, и айфоны, т.е., к примеру, я) – это хорошо и правильно? При чём настолько, что вы считаете нужным бороться против тех, кто хочет изменить такое положение вещей?) Боюсь, мы изучали этикет по разным книгам)
И не стоит писать за «почти для всех», вам такого права никто не делегировал
Я сам его взял.Вы пост-то читали?) Это автор вон говорит, что толпы людей читают про айфоны, и им безразличен досбокс ?\_(?)_/?
Jeditobe Автор
22.09.2018 23:32+1Вам показалось. Это просто сожаление, что даты событий совпали и одно затмило другое.
1234rfvb
22.09.2018 17:45FreeNickname, почему это Вас так уязвило? Глубоко в душе понимаете, что в этом прогрессе все давно пошло «не по тому пути»? Ну так людей, понимающих живое железо и вправду осталось мало, все давно похоронено под слоями hw и sw абстракций. Spectre и Meltdown тому живые примеры. Сам помню эту войну с прерываниями времен 386-х, но не скажу что сильно рад унификации, когда главное: чтоб слот/сокет с процом совпадали.
И, да: грац творцов (да и всех, кому нужно) с очередным релизом!FreeNickname
22.09.2018 18:22Ох, сколько Вы всего сюда приплели. Да нет, всё проще. Всё идёт куда следует. И да, для меня релиз айфона важнее и актуальнее, чем релиз досбокса. При этом досбокс мне тоже интересен. И я рад узнать, что у них новый релиз. Мне непонятно, почему эта информация идёт в комплекте с грузом чувства вины, которое автор мне пытается навязать. У него не получится, но меня раздражает сам факт.
unxed
22.09.2018 19:10А вот чего там не хватает — это авторизации для внутренней эмуляции IPX поверх TCP. И отдельного сервера-демона, который можно было бы крутить где-нибудь у себя на VDSs-ке, чтобы по инету удобнее рубиться было.
StroboNights
22.09.2018 20:22И правда лучше стало. Только что в Прехисторика второго играл и в предыдущей версии, перед началом уровня с «картой», которая движется вправо, всегда лаги были, а теперь только небольшая задержка. Будокан с дефолтным adlib работает норм, а раньше, бывало, что как-то через раз. Это я все к тому, что спасибо Вам большое, Jeditobe. Здесь бы не прочитал, неизвестно когда бы и откуда узнал об этом еще.
shiru8bit
22.09.2018 21:31А что делать, если DosBox вижу каждый день, и не только для перечисленного, а iPhone (любой) только пару раз и мельком?
Renaissance
22.09.2018 21:45Еще DOSBox очень спасает, когда надо «собрать» прошивки под старое оборудование HP, iLO 100 (LO 100) к примеру.
sub31
22.09.2018 22:25DOSbox — хороший эмулятор.
А для более другого применения может быть полезен www.freedos.org
Там уже любым гипервизором можно пользоваться.
Julegg
22.09.2018 23:32Знаете, я раньше активно использовал досбокс для старых игр. Но где-то лет 5-6 просто перестал и просто стал использовать порты на современные системы с гога и стима. Больше наверное потому, что в досбоксе постоянно приходило играть с настройками, особенно если дело заходило о платформерах начала 90х (Prehistoric 2, Atlant и проч), а с гог решение из коробки почти всегда рабочее.
Но вот из-за релиза — обязательно пойду посмотрю как оно сейчас работает.
shiru8bit
23.09.2018 02:58+1'Порты' с GoG и Steam — в 90% случаев тот же самый DosBox, только заранее настроенный и с автозапуском игры.
mistergrim
23.09.2018 03:46Там есть и Windows-игры. Например, во многих используется CDA->OGG враппер.
Но и ворованных решений там хоть отбавляй.
Temmokan
23.09.2018 10:18Отличная новость. Вот уж точно, DOS-игры ещё всех остальных переживут.
Давненько я не запускал Betrayal at Krondor…
0o0
Что за поиск регрессий? Ниччего не понял...
Jeditobe Автор
Это когда одно починили, а другое сломали, но еще только догадываются о том, что и где сломали…