«На Луне людей побывало больше, чем полетало на реактивном ранце»
Прошло всего три года с тех пор, как Дэвид Майман впервые облетел вокруг статуи Свободы на своем джетпаке JB-9, таким образом официально положив начало эпохи реактивных ранцев. Три года! Они могут показаться вечностью в эру быстрого технологического прогресса, когда похоже, что следующая итерация (версия) любого коммерческого продукта появляется на свет всего через 6 месяцев.
И дела действительно идут быстро, ведь на многочисленных публичных выступлениях Дэвид Мэймен поднимается в воздух уже на глубоко-модернизированной шеститурбинной версии ранца JB-11, в перерывах между полетами работая над дизайном летающей машины. Но, хотя Jetpack Aviation фактически готова продавать безрассудным храбрецам JB-10, модель способную развивать «дикие» 150 миль в час (240 км/час) и поднимать пилота на 18 000 футов (5400 метров), компания будет придерживаться более осторожной стратегии, до тех пор, пока не разработает систему безопасности с «защитой от дурака» в качестве последнего рубежа, которая при катастрофическом отказе сможет взять на себя управление.
Это не значит, у вас или у меня нет шансов прокатится на джетпаке. Были времена, когда только Дэвид Мэймен был единственным, кто вообще летал на JB, но вскоре он начал обучать других сотрудников своей компании, а затем даже одного совершенно постороннего человека, который выиграл конкурс. И вот теперь Мейман открывает свое учебное заведение для широкой публики
За 4950 долларов США вы наконец-то можете узнать, как летать на JB-10, и проведете целый день с Мейменом, единственным в мире инструктором по реактивным ранцам с сертификатом от FAA (отличный пункт для CV) и квалифицированным пилотом Борисом Ярри. Вы будете выполнять взлеты, посадки, зависания, а так же маневры движения вперед, назад и в сторону – по словам Меймана, полет на JB-10 похож на управление Segway в небе и должен быть интуитивно понятным для большинства людей.
Все полеты будут выполнятся с использованием страховочных тросов, а инструкторы имеют возможность дистанционно отключать двигатели, если что-то вдруг идет не так. Пилоты смогут оставить себе на память свой индивидуальный полетный костюм, пошитый эксклюзивно по этому случаю, а также получат фотографии и видеоролики своих воздушных приключений.
Тренировочная программа полетов проходит в окрестностях Лос-Анджелеса, среди живописных цитрусовых деревьев, и Мейман хвастается тем, какой прекрасный вид открывается прямо на океан, когда вы парите в воздухе на высоте 20 футов (6 метров) совершенно без риска разбиться, а за вашей спиной раздается благородный рев турбин.
Общее время полета, вероятно, составит около 20 минут, и конечно этого не будет достаточно, чтобы обучить большинство пилотов до той степени, когда они смогут самостоятельно безопасно выполнять пилотаж и обходиться без страховочной привязи. Однако Мейман говорит, что успешные пилоты получат возможность вернуться и в дальнейшем продолжить обучение.
Да, это не дешево, но ведь это может стать абсолютно уникальным опытом. Как замечает компания, сейчас даже по Луне успели пройтись больше людей, чем полетали на реактивном ранце. И Мейман и команда Jetpack Aviation находятся на передовой линии прогресса по открытию новой персональной категории полетов, о которой много-много десятилетий все только мечтали. Если вы решитесь испробовать ранец на себе, то обязательно расскажите нам о том, что вы почувствовали и пережили!
Взгляните как Mэйман демонстрирует плоды своего труда в этом году на Red Bull Air Race:
Перевод: Александр Jeditobe Речицкий
Ну а как дела в России?
На хакатоне NASA в прошлые выходные я провел огневые стендовые испытания двухтурбинного летательного аппарата. Все системы работают нормально. Сейчас за неделю вот дострою стартовую площадку для тренировки людей и полетаем.
Кто хочет записаться на тренировку (в Москве) и стать первыми россиянами (всего 10 мест), которые полетают на реактивном ранце — пишите тут:
— блог на Хабре
— канал в Телеграм
— группа VK
— мой профиль в Fb
— письма писать сюда alexey.stacenko@gmail.com
Кстати, компания RUVDS заинтересовалась реактивным ранцем и помогает штурмовать облака.
Бонус читателям блога:
Прошло всего три года с тех пор, как Дэвид Майман впервые облетел вокруг статуи Свободы на своем джетпаке JB-9, таким образом официально положив начало эпохи реактивных ранцев. Три года! Они могут показаться вечностью в эру быстрого технологического прогресса, когда похоже, что следующая итерация (версия) любого коммерческого продукта появляется на свет всего через 6 месяцев.
И дела действительно идут быстро, ведь на многочисленных публичных выступлениях Дэвид Мэймен поднимается в воздух уже на глубоко-модернизированной шеститурбинной версии ранца JB-11, в перерывах между полетами работая над дизайном летающей машины. Но, хотя Jetpack Aviation фактически готова продавать безрассудным храбрецам JB-10, модель способную развивать «дикие» 150 миль в час (240 км/час) и поднимать пилота на 18 000 футов (5400 метров), компания будет придерживаться более осторожной стратегии, до тех пор, пока не разработает систему безопасности с «защитой от дурака» в качестве последнего рубежа, которая при катастрофическом отказе сможет взять на себя управление.
Это не значит, у вас или у меня нет шансов прокатится на джетпаке. Были времена, когда только Дэвид Мэймен был единственным, кто вообще летал на JB, но вскоре он начал обучать других сотрудников своей компании, а затем даже одного совершенно постороннего человека, который выиграл конкурс. И вот теперь Мейман открывает свое учебное заведение для широкой публики
За 4950 долларов США вы наконец-то можете узнать, как летать на JB-10, и проведете целый день с Мейменом, единственным в мире инструктором по реактивным ранцам с сертификатом от FAA (отличный пункт для CV) и квалифицированным пилотом Борисом Ярри. Вы будете выполнять взлеты, посадки, зависания, а так же маневры движения вперед, назад и в сторону – по словам Меймана, полет на JB-10 похож на управление Segway в небе и должен быть интуитивно понятным для большинства людей.
Все полеты будут выполнятся с использованием страховочных тросов, а инструкторы имеют возможность дистанционно отключать двигатели, если что-то вдруг идет не так. Пилоты смогут оставить себе на память свой индивидуальный полетный костюм, пошитый эксклюзивно по этому случаю, а также получат фотографии и видеоролики своих воздушных приключений.
Тренировочная программа полетов проходит в окрестностях Лос-Анджелеса, среди живописных цитрусовых деревьев, и Мейман хвастается тем, какой прекрасный вид открывается прямо на океан, когда вы парите в воздухе на высоте 20 футов (6 метров) совершенно без риска разбиться, а за вашей спиной раздается благородный рев турбин.
Общее время полета, вероятно, составит около 20 минут, и конечно этого не будет достаточно, чтобы обучить большинство пилотов до той степени, когда они смогут самостоятельно безопасно выполнять пилотаж и обходиться без страховочной привязи. Однако Мейман говорит, что успешные пилоты получат возможность вернуться и в дальнейшем продолжить обучение.
Да, это не дешево, но ведь это может стать абсолютно уникальным опытом. Как замечает компания, сейчас даже по Луне успели пройтись больше людей, чем полетали на реактивном ранце. И Мейман и команда Jetpack Aviation находятся на передовой линии прогресса по открытию новой персональной категории полетов, о которой много-много десятилетий все только мечтали. Если вы решитесь испробовать ранец на себе, то обязательно расскажите нам о том, что вы почувствовали и пережили!
Взгляните как Mэйман демонстрирует плоды своего труда в этом году на Red Bull Air Race:
Перевод: Александр Jeditobe Речицкий
P.S.
Ну а как дела в России?
На хакатоне NASA в прошлые выходные я провел огневые стендовые испытания двухтурбинного летательного аппарата. Все системы работают нормально. Сейчас за неделю вот дострою стартовую площадку для тренировки людей и полетаем.
Кто хочет записаться на тренировку (в Москве) и стать первыми россиянами (всего 10 мест), которые полетают на реактивном ранце — пишите тут:
— блог на Хабре
— канал в Телеграм
— группа VK
— мой профиль в Fb
— письма писать сюда alexey.stacenko@gmail.com
Кстати, компания RUVDS заинтересовалась реактивным ранцем и помогает штурмовать облака.
Бонус читателям блога:
StanislavHabr
150 миль в час = 240 км/час
18000 футов = 5400 метров
20 футов = 3 метра
Давайте всё же придерживаться единиц СИ.
Jeditobe Автор
Перевод близко к тексту, используются оригинальные единицы измерения. Кроме того, в авиации во многих местах до сих пор мили, футы и галлоны.
springimport
И это ужасно. Вы не представляете как ежедневно могут напрягать эти вещи по сравнению с СИ.
Nick_Shl
В системе Си тоже есть "косяки". Точнее не в самой системе, а в сопутствующих единицах. Такая единица как "миль на галлон" куда приятнее чем "литров на сто км". Потому что зная дистанцию одной операцией деления получаем какой нужен объем или зная объем одной операцией умножения получаем расстояние.
nae
Что мешает использовать «километры с литра/тонны»?
Nick_Shl
То, что никто это не использует. Когда вы покупаете машину расход в чем указан? Почему-то в "литров на 100 км" а не в "км на литр".
nae
Я как-то редко езжу вникуда на N километров "куда бензина хватит". Стандартный подход: мне нужно добраться из а в б, а это скажем 500км, значит я должен заправить пятерной стокилометровый расход — в чем неудобство?
nae
Все, кого я знаю заправляются либо до отсечки дабы пореже посещать заправки, либо на какую-то сумму, просто потому что денег больше нет. Так чтобы заправлялись на километры ни разу не видел...
Nick_Shl
Т.е. все места которые вы посещаете находятся от вас на расстояниях кратных 100 км? Почему 500 км это "из а в б", а на N это "вникуда"? А если 43 км? А если 67 км? Сколько литров надо залить при расходе 7.7 литров на 100 км? Легко ли посчитать в уме? Сколько действий нужно сделать?
nae
Очень просто: если 43км, то я беру половину расхода (4л), если 67км, то три четверти (6л). Но Вы же понимаете, что из-за каких-то пяти литров я на заправку не поеду — если уж я туда приехал, то я залью полный бак или на все деньги что привез, если на полный не хватает.
Офф:
Я даже в супермаркет за продуктами не хожу, пока у меня не образуется потребность в целой телеге еды — ежедневная беготня по магазинам это дикая трата времени. Не говоря уже о том что мне проще что-то мелкое купить на али и забрать с почты через месяц чем искать этот товар в оффлайн магазине :).
x67
В авиации в России и на просторах СНГ километры, метры и литры/килограммы. К тому же это техническая информация, а не художественная и мили/футы/галоны нужно еще и понимать, а не только читать, поэтому неплохо любые единицы измерения переводить на понятные читателю.
AndreDeBonk
Задача переводчика адаптировать материал под понимание целевой аудитории.
DelphiCowboy
В статье про Китай, у вас тоже будут ли и цзини без пояснений? ^_^
один ли = полкилометра ровно
но только исключительно для КНР, где всё привели к СИ ^__^
(а на Тайване, в Гонг-Конге, и так далее вовсе не ровно)
site6893
и это жуткая дикость!
andvary
Приличный перевод делается так, чтобы передать (хотя бы) основную идею. Здесь идея — прикиньте, вот так быстро и вот так высоко, а не «3 фута». Поэтому единицы измерения было целесообразно перевести тоже — в то, что легко понять и представить на русском.
MagisterLudi
Спасибо, добавил СИ
MagisterLudi
Если СИ, тогда скорость еще в метры в секунду :)))
ministrell
Извините, это в какой системе 20 футов это три метра?
Jeditobe Автор
Спасибо, исправили, 6 метров. Но об опечатках лучше все-таки в ЛС сообщать.
ministrell
Об опечатке в статье сообщил бы в лс, тут комментарий с запросом исправлений.
StanislavHabr
Прошу прощения, конечно же 6 метров.
Zmiy666
Печаль Мои 150 кг ранец не поднимет при всем желании, а так было бы интересно испытать сей агрегат в россии))
Goodkat
Всего каких-то $9900, и вы пилот двух ранцев.
klim76
первый в истории!
Jeditobe Автор
И не в последний раз!
Methos
нахрен
на параплане и то выше можно, и дешевле
Jeditobe Автор
Это цены для первопроходцев и за то, что тренирует сам основатель фирмы. Потом наверняка будет дешевле, когда сертифицированных инструкторов станет больше. Ну, я надеюсь.
x67
Нет, это цены на реактивные движки. Парапланы всегда будут дешевле, потому что для них не требуется изготовление легких высокооборотистых жаростойких прецезионных
site6893
подшипников и турбин.
не благодарите ))
ministrell
На самолете пассажиром тоже можно выше и дешевле.
Вопрос тут в другом. Это уникальный опыт полета на ЛА, на котором летало с десяток человек во всем мире.
В случае параплана: обучение плюс начальный комплект снаряжения — около 2к евро для свободных полетов, для моторных полетов — около 4к, это если без претензий на абсолютно новое снаряжение. Но сам по себе полет на параплане — это совсем другое. Как пилот могу сказать.
xFFFF
Вроде ничего супер сложного в этом ранце нет. К покупным движкам прикрутить управление, и бак в рюкзаке.
MagisterLudi
Вот и я о том же, что ппросто.
Только что-то российские инженеры «тормозят».
Пришлось самому.
Jeditobe Автор
Дьявол кроется в деталях. Стабилизация полета, мягкая посадка ( у нас же ноги, а не шасси), защита от возгорания для пилота…
x67
Защита — щитки, внутри порошок или ее нет совсем. Двигатели как готовое устройство достать легко, причем очень высокого качества. Другое дело — знать, чего не стоит с ними делать, чтобы не поймать помпаж. Управление вектором тяги и стабилизацию вертикального положения настроить легко, там не суперсложная система.
plus_stick
Интересно, а костюм Железного Человека теоретически возможен? Хотя бы тот, который из ранних частей, не сам отливается )
Jeditobe Автор
Возможен, почему нет. С реактором вопрос пока открытый…
x67
И с перегрузками при ударах — с халком на равных биться не получится) ловить снаряды тоже
chupasaurus
Как минимум в этом костюме перчатки изнутри должны быть обиты кожей филейной части дракона дабы руки не приварились.
Jabberwocky
Всегда пищевод на эти цели шел. Филейная часть дракона холодная, а вот в пищеводе самый жар.
aapazhe
Носоглотка же.
mSnus
Это до эпохи реактивных дракончиков типа
8street
Если вспомнить космонавтику, то вот. Правда это тоже не всем доступно. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Установка_для_перемещения_и_маневрирования_космонавта
Taliesien
Во мне проснулся ребенок.
Просветите, пожалуйста, по паре вопросов:
Ранец управляется изменением угла реактивной тяги или смещением собственного веса?
Как вообще можно сохранить стабильность на высоте, где воздушные потоки, у такого неаэродинамического существа как человек?
А синяки от лямок рюкзака не остаются? Это ж какое давление должно быть в этих местах.
aapazhe
От тех лямок, что в промежности?
com14bat
Основной вес тела приходится на широкие ножные лямки, 20 минут можно провисеть без особого дискомфорта. При полете с ранцем это будет не основной причиной вашего беспокойства ))
п.с.
Как объект для творчества почему бы и нет. «Первые 10» и фото фанеры с двумя двигателями на декоративных ножках — перебор.
MagisterLudi
Та еще фанера :)))
MagisterLudi
И вот «фанерка» :))
Так что не гоните на фанеру :))))))
stanislavkulikov
Я вот не понимаю а как эти турбины штаны не поджигают?
MagisterLudi
1) Штаны огнеупорные (держат до 10 секунд пламени)
2) Термоклин очень «резкий», угол выброса очень острый.
wilderwind
Мне больше нравится не джетпак, а крыло с турбинами, как у Ива Росси.
Вот взять бы лучшее из обоих технологий, да сварганить композитное крыло с возможностью планирующего полёта и вертикальной посадки, эх!
Постоянный гул турбин за ухом — средненькое удовольствие. А так взлетел, перевёл шайтан-машину в горизонтальный полёт, движки выключил или перевёл на минимальную тягу, попланировал, где надо — газку поддал до ближайшего восходящего потока. И топлива в разы меньше будет уходить.
Кстати, интересно, а турбовинтовые двигатели не эффективнее по тяге/расходу, чем чистый турбореактивный двигатель?
faiwer
Боюсь, что для хоть сколько-нибудь вменяемого планирующего полёта (т.е. аэродинамическое качество хотя бы 7+) вам потребуется довольно большая площадь паруса и удлинение крыла. Скажем у спортивных дельтапланов размах 10+м, а площадь 12+ кв.метров. У парапланов ещё больше. Про планеры вообще молчу. То же касается и восходящих потоков, чтобы от них был какой-то вменяемый толк — вам нужно снижение не больше 2 м\с. Да и тут расстрою — летать в нём придётся кругами, а не туда куда вам нужно.
wilderwind
Реактивный композитный дельтаплан с возможностью вертикального взлёта и посадки на любом пятачке, во как! И вся эта прелесть чтобы убиралась в рюкзак, пусть и большой, на колёсиках, но перемещаемый силами одного человека. Эх, мечты-фантазии… Да и если по материалам-технологиям такое станет возможно, то стоить будет как Тесла. Не автомобиль, а компания :-D
MagisterLudi
Я бы еще посмотрел в сторону кайта.
Кайты очень «технологичны», лёгкие, используют надувные ребра жесткости и пр.
(Можно подумать в сторону как «надувать» конструкцию реактивной струёй.)
То есть крыло не из композита, а тканное, надувное.
wilderwind
А крутая идея, на самом-то деле! Наддувать тканое крыло от второго контура турбореактивного двигателя, где воздух не проходит через камеру сгорания, а только через лопатки вентилятора и компрессора и, как следствие, почти не нагревается и не имеет выхлопа. Срочно патентуйте!
MagisterLudi
Патенты MUST DIE!!!
arheops
Так уже проходили в кайтах же. Проще добавить еще 1% веса и сделать закрытые балоны.
nehrung
MagisterLudi
Эти товарищи с 1984 года существуют.
Запата — с 2016 го
sergeyzorin
Т.е. Олимпиада 34 года назад за официальное начало эпохи не считается? ;)
youtu.be/5WWDnOiQR7A?t=65
MagisterLudi
Вообще-то началось всё в 1919 году…
Или в 1961…
OldGrumbler
Или при Иване «IV» Грозном. Который, если верить фильму, перепрофилировал изобретателя с параплана на ракетный ранец )))
youtu.be/a50qT9bW2Qo?t=1777
sergeyzorin
Тем более :)
Не было при переводе желания смягчить утверждение до хотя бы «начало новой эпохи»?
Или продавать — так продавать?
5oclock
Росавиация обычную-то авиацию душит, а подготовку кадров для любительской вообще считай убила.
Какие уж тут ранцы...
MagisterLudi
А реактивный ранец — не авиация, ибо не архимедова сила и не подъемная сила крыла…
plus_stick
Тогда что? Космонавтика?