Речь об акустике JBL Arena 180, которые были впервые представлены на CES 2015 и сегодня являются одним из хитов продаж не только в нашей сети. Надо отметить, что JBL намеренно создавали продукт с высокой мощностью, акцентированными НЧ, высокой достоверностью звучания и низкой ценой. Такую акустику давно ждал рынок и, по моему мнению, среди устройств с аналогичным позиционированием Arena 180 стала лучшей.
Маркетинговый риск и отказ от концепции престижных цен
JBL долго считалась компанией с преимущественно концертно-студийной репутацией. Несмотря на то, что у них давно существует подразделение бытовой электроники, их продукция в массовом сознании ассоциируется как акустика для профессионалов.
Несколько лет назад руководство компании очевидно решило изменить это представление и доказать, что JBL может легко конкурировать в сегменте бытового звука наравне с лидерами рынка. Именно тогда стали разрабатывать дешевые наушники для простых смертных, портативные BT-колонки и другой ширпотреб, которым раньше компания практически не занималась.
Сегодня распространено мнение, что бытовую современную акустику делают более технологичной, но при этом меньше внимания уделяют деталям и закономерно страдает качество. Или напротив, любая мало-мальски приличная АС стоит как самолёт, а всё, что так не стоит, не имеет смысла даже оценивать. Увеличив свою активность на потребительском рынке, инженеры JBL попытались разрушить эти представления.
Изучив чаяния потребителей, руководство поставило перед инженерами сложно реализуемую и амбициозную задачу — создать мощную напольную акустическую систему, стоимостью в $ 400-600, превосходящую по значимым характеристикам верности воспроизведения существующие ценовые аналоги.
Так появилась JBL Arena 180. Новая акустика была представлена на CES 2015 и практически сразу стала хитом. Серия Arena (во многом благодаря Arena 180) была признана лучшим продуктом Европейской ассоциацией изображения и звука (European Imaging and Sound Association), получив звание лучшего продукта на EISA Award сразу 2 года подряд (в 2015-м и 2016-м).
Конструкция
С конструкцией всё тривиально, среди достоинств можно отметить достаточно большой объем, который очевидно отражает преемственность с концертной акустикой компании. Классическое фазоинверторное акустическое оформление, обеспечивающее акцентированные низкие. Сравнительно редкий для двухполосной акустики напольный дизайн, использованный для того, чтобы увеличить объём АС.
Относительным конструктивным недостатком считается фазоинвертор на тыльной стороне корпуса. Такое расположение не позволяет размещать АС вплотную к стене.
Система двухполосная, каждую колонку оснастили сразу двумя СЧ/НЧ драйверами и одним купольным твиттером. Применение 2-х динамиков позволило увеличить плотность звучания, звуковое давление и исключить работу в пиковых режимах при использовании рабочего диапазона мощностей. Динамики конусные, целлюлозно-полиэфирные, без изысков, но с мощным низом и выразительными средними.
Внутри корпус качественно задемпфирован, что сравнительно не часто бывает с бюджетной акустикой.
Система легкая, что очень удивляет, учитывая её габариты, каждая колонка весит около 15 кг. Для корпуса использован ДСП, что, по моему мнению, не является недостатком. Подавляющее большинство современных АС даже в более “тяжеловесных” ценовых категориях сделаны из этого материала. Более того, по ряду акустических свойств, например, звукопоглощению, ДСП превосходит фанеру.
Два больших ящика арены выглядят массивно и брутально, при этом их дизайн можно назвать нейтральным и утилитарным. Я не могу представить себе современный интерьер, в который не впишется эта акустика. Два вытянутых черных ящика везде выглядят как два вытянутых черных ящика.
Характеристики
Нельзя сказать, что эта акустика обладает какими-то невероятными акустическими свойствами. Всё достаточно просто, “но есть нюанс”, среди аналогов (до $1000) в этой ценовой категории она чуть ли не единственная демонстрирует такие характеристики:
- Номинальное сопротивление: 6 Ohms;
- Максимальная мощность усилителя (RMS): 225 W;
- Частотный диапазон: 32Hz — 40 kHz (-6dB);
- Чувствительность: 88dB (2.83V@1m);
- Частота разделения кроссовера: 2.5 kHz 18dB/octave;
- КНИ (90 spl, 1м): 100Hz — 0,9 %, 1.5 kHz — 1,4 %, 10kHz — 0,3%;
- Высота: 1086 мм;
- Ширина: 217 мм;
- Глубина: 314 мм.
Мне сложно оценить схемотехнику фильтра, но насколько я могу судить, в ней нет чего-то необычного.
Субъективные впечатления
Было бы странно ожидать от АС за такие деньги чего-то сверхъестественного, но я старался быть максимально критичным. У акустики выраженный, но не очень сильный акцент на низких, достаточно масштабная сцена (стереопанорама), кажущиеся источники звука можно локализовать сравнительно четко. Ощущается достаточно сильная неравномерность АЧХ, что можно легко исправить при помощи эквалайзера.
На сложном музыкальном материале (григорианский хорал, дискант хор, modern metal) ощущается некоторая замыленность и нечеткость, что по всей вероятности является следствием интермодуляций. Грубо искаженных звуков не заметил, даже выкрутив ручку сто ваттного усилителя до плешки. Мощность наверняка позволит “обрадовать” ваших соседей как сверху, так и снизу.
Ложка дёгтя
При подготовке материала я решил изучить мнение других авторов об этой акустике. Так я наткнулся на достаточно едкий обзор издания Hi-Fi News, где помимо отмеченных мной интермодуляционной нечеткости и проблем с неровностью АЧХ, они обнаружили такие вопиющие проблемы, как резонанс на 4 кГц и проседание полосы в одной из колонок, т.е. несоответствие АЧХ.
Ещё в этом обзоре было отмечено, что чувствительность акустики ниже заявленной на 1 дБ. И это еще не все, в измерениях исследуемой пары был отмечен высокий уровень гармонических искажений на 1,5 кГц — 3,7%, что несколько странно даже для бюджетной акустики.
Для сохранения объективности оценки привожу статью Hi-Fi News, как худший обзор этой акустики, с самыми плохими измерениями, которые мне удалось найти.
Но даже в этом обзоре отмечены такие сильные стороны модели, как высокая мощность, громкость и плотность звучания, большой объем корпуса и его низкая масса. К слову, авторы статьи допускают, что им попалась бракованная АС и иронично пишут об этом так:
“ Будем считать … система контроля качества JBL редко так ошибается.”
Итог
Несмотря на то, что JBL Arena 180 в той или иной степени страдает от большинства недостатков бюджетных АС, она остается одной из лучших акустических систем в своей ценовой категории по соотношению стоимость/характеристики. Последнее делает её одной из наиболее востребованных напольных стереопар в ЕС и России.
В материале использованы фото:
пользователя coil с forum.ixbt.com
onlinetrade.ru
www.pult.ru
Комментарии (32)
Beaglz
28.09.2018 12:54Если уж говорить про бюджет, то это скорее Edifier.
К тому же там встроена оптика, BT и многополосный усилитель.Sound_cULT Автор
28.09.2018 13:23Сделайте детальный обзор на аналогичную акустику у Edifier, сравним.
UnknownUser
29.09.2018 19:15Edifier это компьютерная активная акустика. Тут речь немного о другой категории, как понимаю.
Хотя да, из компьютерной активной акустики они наиболее предпочтительны, на мой взгляд.
avia07
28.09.2018 13:41А почему легенда-то? Из-за того что премию Eisa присудили? Так ее кому ни попадя иногда дают. И кстати Ваш обзор далеко не детальный. Ни измерений АЧХ ни вскрытия. Динамики какого производителя и какой модели внутри? А конденсаторы? Так из серии один мужик сказал. Имхо.
Sound_cULT Автор
28.09.2018 14:38Легенда потому, что пользуется спросом. JBL самостоятельно производят динамики, соответственно динамики там JBL. Указывать конкретную модель динамика нет смысла когда известна АЧХ, значения чувствительности, мощности и искажений — они указаны (причем есть вариант с альтернативными измерениями).
Про конденсаторы не нужно лепить чушь, там со 100%-й вероятностью электролиты, номиналы указаны на схеме. Если вы конечно не считаете, что название конденсатора и название модели динамика магическим образом влияет на звук. А так-то конечно, мужик… сказал...))Serge78rus
28.09.2018 16:58Откуда у Вас такая уверенность про электролиты? Пленочные конденсаторы на несколько микрофарад вовсе не являются экзотикой и совсем не обязательно должны иметь заоблачную цену.
toivo61
28.09.2018 14:50Главное в АС это ровная АЧХ, чего здесь совсем не наблюдается.
Sound_cULT Автор
28.09.2018 16:02Главное это верность воспроизведения, т.е. низкие нелинейные искажения и отсутствие резонансов, всяческих паразитных призвуков и стоячих волн и как следствие верное расположение КИЗ в панораме и реалистичное воспроизведение. И в этой АС от них избавились на столько, на сколько могли при ФИ акустическом оформлении и стоимости до 1К. А пресловутая АЧХ правится эквалайзером элементарно.
1234rfvb
28.09.2018 20:35Пара АС-усилитель «спаривается» 1 раз в sound-процессоре, если он есть. Под помещение. После чего уже ничего, кроме громкости не трогают. А крутить ручки, тем более: дергать эквалайзер- не принято. Впрочем, вы профессионалы и незачем вам это объяснять.
Sound_cULT Автор
28.09.2018 21:09+2Это где вам рассказали об эквалайзере такую глупость? То о чем вы пишете справедливо для устройств другой ценовой категории, где имеют значения нюансы, которые просто не учитывают в акустике этого сегмента, ну и стоимость у таких устройств несколько другая. Более того, это касается «физического», «железного» эквалайзера, который может дать нежелательную тембральную окраску, внести искажения или «навредить» аутентизму материала.
Когда же речь идёт о «просто послушать» и о колонках за 30 000 ничего ужасного в банальной коррекции АЧХ нет. Более того, если мы используем программный эквалайзер в источнике для подстройки воспроизведения под свои уши — в этом вообще нет ничего вредного для верности воспроизведения. Напомню вам, что АЧХ ушей отличается(за счет анатомических и физиологических различий) также, как АЧХ акустических систем, и то, что вы считаете волшебным божественным звуком, для других может стать ужасно неотстроенным дерьмом.UnrealQW
28.09.2018 21:26Хочу заметить, что любой эквалайзер (хоть железный хоть софтовый) искажает входной сигнал, дает «нежелательную тембральную окраску» — в этом как раз и заключается его функция. Другое дело, что на относительно дешевых железных эквалайзерах количество количество регулируемых полос может быть очень мало (2 штуки, например), а в софтовом теоретически бесконечнон количество, т.е. точность подстройки АЧХ к идеалу в софте значительно выше и при этом дешевле.
Sound_cULT Автор
29.09.2018 01:24+1«нежелательную тембральную окраску» — в этом как раз и заключается его функция
Не совсем. Вы совершаете достаточно распространённую ошибку когда путаете тембры с частотами. Эти два термина означают разные явления, пусть и связанные друг с другом, но разные. Слово темброблок, которое прочно вошло в обиход действительно зачатую означает эквалайзер, но к изменению тембров имеет опосредованное, а не непосредственное отношение. Основная задача эквалайзера регулировка не тембров, а АЧХ, а тембральная окраска у железных устройств появляется в связи с нелинейностью элементов, из которых устройство состоит. В случае же с представленной акустикой, величины о которых идет речь едва ли могут существенно ухудшить звучание, а вот эквалайзер вполне может спасти горбатую АЧХ. О тембре рекомендую почитать по ссылке
Если очень грубо, быстро и неточно, то тембр зависит от формы огибающей амплитудного спектра — иными словами от формантной структуры больше, чем от частотных особенностей.
1234rfvb
28.09.2018 23:06-1Практика звукорежа «по-живому» и опыт инсталяций мне сказали. То, что вы двумя-тремя полосами сможете подогнать акустику под помещение- сказка про белого бычка. То, что вы сможете выстроить правильную картинку в бытовом помещении (АС бытового назначения, не?) при помощи октавного графического эквалайзера — тоже из области фантастики. То, что конкретно в вашем шоуруме эта АС показала какие-то результаты, вовсе не обещает повторения их в 15-метровой комнатке или в специально подготовленном под меломана помещении. 3/4 удачно звучащей бытовой акустики- результат удачного сочетания усилка, АС и окружения. И не надо ссылаться на мониторы, их задача- выдавать картинку прямо в уши.
Sound_cULT Автор
29.09.2018 01:01+1Ну начнём с того, что я не ссылался на мониторы — это раз. К чему вы приплетаете акустику помещений мне не понятно, мы о конкретной АС, безотносительно стен в которых она находится.
«То, что конкретно в вашем шоуруме эта АС показала какие-то результаты, вовсе не обещает повторения их в 15-метровой комнатке
Мы спорим о подгонке АЧХ эквалайзером, а не о подгонке акустики помещения, что суть разные вещи не нужно уводить дискуссию в сторону и пытаться смешивать кислое с мягким.
С тем, что разная акустика по-разному звучит в разных местах никто вроде не спорил, из вашего коммента не совсем понятно какое отношение это всё имеет характеристикам конкретных колонок и нашему шоуруму.
вовсе не обещает повторения
Разве кто-то писал, что обещают? и что из этого следует....)?
3/4 удачно звучащей бытовой акустики
Ещё раз, мы не о критериях выбора акустической системы дискутируем), а о конкретной акустике и целесообразности использования эквалайзера для коррекции её (АС) АЧХ. Внимание! Никто не говорил, что можно исправлять комнату эквалайзером, но корректировать АЧХ сигнала — очень даже.
По поводу вашего опыта мне ничего не известно, если бы ваша фамилия была Войшвилло, я бы повёлся на опыт и авторитет и возможно внимательнее отнесся к вашей точке зрения относительно представленной в обзоре АС, но из ваших комментариев я понял, что у вас другая фамилия.)
UnrealQW
28.09.2018 21:18Низкие искажения — это как раз про АЧХ. Резонансы — дефекты корпуса. С этими параметрами, судя по статье из Hi-Fi, все плохо. Жаль, что Вы не провели повторных замеров.
Стоячие волны могут существовать только в какой либо точке пространства помещения. Расположение в панораме — опять же про установку АС в помещении. И эти особенности работы АС существуют и для аппаратуры хоть за 1 млн. долларов.
Эквалайзером (или встроенным в усилитель звуковым процессором, как советуют выше, что значительно дороже) можно исправить почти любую АС, но требуется профессиональные инструменты и умения.Gutt
28.09.2018 22:55+1Низкие искажения — это как раз про АЧХ.
Ничего магического в ровной АЧХ нет. Точнее, так: низкие THD и IMD я предпочту ровной АЧХ. Причин несколько:
— не получится скомпенсировать THD и IMD предварительной обработкой звука;
— помещение для прослушивания (если это не специально демпфированная комната или даже безэховая камера) внесёт искажения в АЧХ в разы (sic!) бОльшие, чем родная неравномерность АС;
— неравномерность АЧХ можно выправить эквалайзером; да, искажает фазу, но по сравнению с тем, как крутит фазу аналоговый фильтр в АС, это ничто; цифровые фильтры в этом смысле очень хорошие, есть с ровной ФЧХ.Vitalley
29.09.2018 14:49Сейчас есть FIR фильтра, которые могут править это без искажения фазы, сейчас даже российская фирма DMAX вывпускает мониторы с такими контроллерами.
Sound_cULT Автор
29.09.2018 01:38Я о нелинейных искажениях. Это не про АЧХ.
«Стоячие волны могут существовать только в какой либо точке пространства помещения.»
Стоячие волны могут появляться не только в помещении, но и в корпусе АС. Для того чтобы они не появлялись иногда даже делают корпуса АС шарообразными.
Резонанс там один в их измерениях, но в не очень хорошем среднечастотном месте, что возможно связано с бракованной парой или проблемными измерениями, в чем я почти убежден.
sith
28.09.2018 18:06+1Спасибо за статью. А что хорошего/плохого Вы можете (и можете ли вообще?) сказать про Klipsch R-26F?
Sound_cULT Автор
28.09.2018 19:0926-е не слушал, судя по заявленным характеристикам они стоят своих денег, особенно там радует чувствительность 97 дБ, по отзывам коллег точная система. Видел-слушал Klipsch R-24F — остался доволен.
dmitry_dvm
28.09.2018 22:27А напишите про Turbosound? Очень хочу купить себе парочку активных, каких-нибудь ix15 под киловатт, правда не знаю зачем они в квартире. Их вообще имеет смысл для дома покупать, чтобы музыку слушать?
Vitalley
29.09.2018 04:03Частота разделения кроссовера: 2.5 kHz 18dB/octave;
Вроде по схеме второй порядок и 12дб на октаву? т.е. используется спад частот самого динамика?
AndreDeBonk
29.09.2018 04:07То есть, по состоянию на текущий момент это лучшая акустика до 28000 рублей?
Я вижу в ленте ряд статей на акустическую тематику, но еще не видел ни одной практичной — это сравнение и выбор лучших возможностей в разных бюджетах. Отдельные обзоры отдельных моделей не интересны.
Что можете посоветовать в условном бюджет 1000$? 1500$? 2000$?
Увы, в интернете найти такую информацию достаточно сложно (я имею введу качественное сравнение, а не копирайтерские статьи от интернет магазина по принципу «Описали что было на складе»)Sound_cULT Автор
29.09.2018 09:00Не совсем так. Это лучшая напольная стереопара с максимальной мощностью усиления 225 Вт за эти деньги. Так будет точнее.
Beaglz
01.10.2018 10:43Можно уточнить, на какую площадь домашнего помещения рассчитаны колонки мощностью свыше 200 Вт? (так, чтобы регулятор громкости стоял не на 20%, а, скажем, на 80%).
1234rfvb
29.09.2018 11:35А можно я опять встряну? Какого лешего чувствительность АС вдруг стала называться
максимальной мощностью усиления?
Заголовок спойлераУтро раннее? Сочувствую.SovietTwins
29.09.2018 14:59Физику не обмануть. Хорошее демпфирование, Ну точнее "пышное" — тут сделано исключительно из-за недостатка объёма под два драйвера. Передняя стенка — хлипкая. Отсюда и призвуки и резонансы. Пик на 4кгц — будет неприятно резать ухо. Мощность в RMS очень большая, но низкая чувствительность просто "компенсирует" данный недостаток. ФИ сзади для того — чтобы переднюю стенку (без того тонкую) — не ослаблять. Можно передать. Заодно сделать двойную переднюю стенку. Будет намного лучше. ВЧ — в изолированный бокс (не видел его). Фильтрами можно более или менее придавить пики на средних частотах, но придётся платить ещё более упавшей мощностью. А эквалайзер — не выход.
1234rfvb
29.09.2018 16:07@SovietTwin
Точно все подмечено! Бокс под твиттер: может быть есть закрытый объем внутри? На схеме нету, не раскроешь- не увидишь. А тонкие стенки, памятуя серию JRX, могут быть даже не из жесткой ДСП а МДФ. Что, несомненно, упрощает обработку краев при изготовлении.
Кстати, о фазике с тылу: упрощенно считатся что при установке к стене +3dB к низу, установка в углу +6 dB. Бесплатно. Наверное, поэтому фазик у подобных конструктивов не встречал на инсталяционных АС.
TitovVN1974
как-то слушал JBL в панельном исполнении. Как выпускник музыкальной школы, заметил, что труба — совсем не труба.