«Ну и что тут такого – пролететь перед президентом Кеннеди, подумаешь, большое дело. А вот добраться бы до земли целым и невредимым — это первое о чем думаешь.»
— Гарольд Грэм, пилот первого джетпака

image

20 апреля 1961 года Гарольд Грэм совершил первый в мире полет на ракетном ранце (перевод интервью на Хабре).

«Самое высокое артериальное давление, которое у меня когда-либо было, – 140 и было оно перед первым полетом со страховочным тросом. Т.е. у меня была страховка, и все же… Артериальное давление лишь дополнительное свидетельство – это был момент наивысшей сосредоточенности в моей карьере.»
— Гарольд Грэм

8 июня 1961 года ранец был впервые продемонстрирован публично — перед несколькими сотнями офицеров на военной базе Форт-Юстис (Fort Eustis).

15 июня 1961 года — полёт во дворе Пентагона перед тремя тысячами сотрудников военного ведомства, которые с восторгом наблюдали, как Гарольд Грэм перелетает через легковую машину.

«Знаете, в фильмах они там показывают, как летают, говорят что-то отвлеченное, но честно говоря, в тот момент, когда вы отрываетесь от земли, вы думаете: «ладно, у меня есть максимум 21 секунда, и я очень хочу, чтобы мои малыши (показывает вниз) добрались до земли», при этом за 15 секунд.»
— Гарольд Грэм

11 октября 1961 года Грэм принял участие в показательных маневрах на базе Форт Брэгг, на которых присутствовал президент Джон Кеннеди. Пилот стартовал с десантной амфибии, находившейся на удалении от берега, перелетел через воду и успешно приземлился на берегу, рядом с президентом и его делегацией. Говорят, президент от удивления открыл рот…

Демонстрация в Форт-Юстисе



Демонстрация в Пентагоне


image



Демонстрация в Форт-Брэгге


image

«В октябре 1961 года Грэм провел свою самую большую демонстрацию, которая была увековечена в журнале Life в виде четырех фотографий. В Форт-Брэгге, штат Северная Каролина, Грэм стоял на массивной амфибии, которая прокатилась по озеру Маккеллара. Носовая часть корабля прорезала холодную воду, окруженную темной ладанной сосной, дубом и бороздчатой корой сладкой смородины. Как только он расположился на песчаной отмели, примерно в 200 футах от берега, Грэм нажал на газ. Его сапоги оторвались от палубы амфибии.

image

Дымка тумана окутала его, так как волна реактивного ранца взбаламутила озеро. Он летел на расстоянии нескольких футов над водой к берегу, преодолевая расстояние за считанные секунды. Он идеально приземлился, так, словно он просто прогуливался и, размашисто шагая по песчаной насыпи, резко повернул направо и прошел около 20 футов. Затем он резко сменил курс, щелкнул каблуками и уже приветствовал сидящего рядом человека — президента Джона Ф. Кеннеди. «Вечерние новости Буффало» процитировали офицера армии, который сказал, что, когда Грэм приземлился, глаза главнокомандующего были такими же широкими и удивленными, какими они обычно бывают у детей.» [источник]

В другом источнике: “… wide eyed and open mouthed, just like a kid”. Reported the Buffalo Evening News.

image

Тур по миру




Гарольд Грэм с обслуживающей командой объездили многие города США, побывали в Канаде, Мексике, Аргентине, Германии, Франции и других странах, каждый раз с огромным успехом демонстрируя ракетный ранец в действии перед широкой публикой.

Армия была разочарована. Максимальная продолжительность полёта ракетного ранца составляла 21 секунду, дальность 120 метров. При этом ранец сопровождала целая команда обслуживающего персонала. За один двадцатисекундный полет расходовалось до 5 галлонов (19 литров) дефицитной перекиси водорода. По мнению военных, «Bell Rocket Belt» был скорее эффектной игрушкой, нежели эффективным транспортным средством. Расходы армии по контракту с «Белл Аэросистемс» составили 150 000 долларов, ещё 50 000 долларов потратила сама «Белл». От дальнейшего финансирования программы SRLD военные отказались, контракт был закончен.

«Горит на небе новая звезда. Ее зажгли, конечно, хулиганы.» (Валентин Гафт)



image

Следить за тем, как мы делаем первый российский турбореактивный аппарат вертикального взлета можно тут:

блог на Хабре
канал в Телеграм
группа VK
мой профиль в Fb
— письма писать сюда alexey.stacenko@gmail.com

Видео нашего турбореактивного сноуборда

P.S.


Кстати, компания RUVDS заинтересовалась реактивным ранцем и помогает штурмовать облака.

Бонус читателям блога:

image

Комментарии (17)


  1. arielf
    11.10.2018 19:08
    +1

    Самое высокое артериальное давление, которое у меня когда-либо было, – 140 и было оно перед первым полетом со страховочным тросом.
    Везучий! У меня было 150 на велоэнергометрии.


  1. spc
    12.10.2018 09:01

    Ребят, а правда, зачем это все? Нет, я понимаю, инженерный вызов, любопытная игрушка. Но вы же понимаете, что как ни крути, это аттракцион вроде горных лыж, а никак не транспорт.

    Или расчет именно на скучающую публику? Только честно.


    1. Goron_Dekar
      12.10.2018 09:08

      Пожарные, горные спасатели и спецназ очень с тобой не согласны.
      К примеру, если бы у пожарных была штука как у Грема, но на минуту и с подъёмной силой в 220 кг, спасать людей из огня было бы гораздо удобнее.


      1. spc
        12.10.2018 09:41
        +2

        Это вряд ли. Отличный способ угробить исполнителя и подзащитного, а больше — ничего. Ровно та же ерунда, что с шумом вокруг мультикоптеров.

        Слабопредсказуемое в реальных условиях поведение, ужасающая нестабильность полета, реактивный поток, который фиг знает что может натворить под ногами (ну, к примеру метнет что-то случайно попавшееся в спасаемого и тем самым решит проблему спасения кардинальным образом). Довольно убогая энергетика, ограничивающая все и вся.

        Лучше бы потратили силы на что-нибудь действительно полезное. Но это, разумеется, мое личное мнение.


        1. zaqqq13
          12.10.2018 11:22

          Ну лично я вижу простой вариант для пожаров. У нас есть высокое горящее здание, огонь отрезал пожарные лестницы, а лифты как и полагается не работают, пожарным пешком на 90-й этаж подниматься долго, а на этом самом 90-м этаже остались 3 человека, которые не успели эвакуироваться и теперь практически обречены. Так почему бы не иметь на этаже специальное помещение с рективными ранцами, пусть и недолговечными, зато автоматическими и не требующими ничего кроме как надеть и прыгнуть в окно ногами вниз? Даже можно сам ранец спроектировать так, чтобы двигатель всегда был снизу, делается это просто банальным переносом центра массы, но не суть. При достижении определенной высоты, условно 4 метра, дается мощный импульс, тормозящий падение человека и максимум что ему грозит — незначительные ушибы и переломы. Конечно это фантастический вариант, но согласитесь — вполне подходящий для некоторых ситуаций


          1. spc
            12.10.2018 11:55

            Нет, не соглашусь, простите. Технически сложное изделие, которое нужно поддерживать в работоспособном состоянии, которое само может оказаться в том же эпицентре и рванет так, что те самые три человека не успеют понять, что случилось.

            Сложно и для спасаемого, поскольку в состоянии близком к шоковому нужно влезть в сбрую типа парашютной (иначе, по-моему, ранец полетит в одну сторону, а пассажир — в другую).

            А то еще и упадешь на кого-то этажом ниже.

            Слишком много переменных, слишком много если и слишком мало правильных вопросов и ответов. Например: как так случилось, что в высотном здании настолько плохая система пожаротушения (или столько всего горючего, что нормально спроектированная не справляется); как так случилось, что нет систем дымоудаления и противопожарных дверей, за которыми можно переждать бурю.

            В общем, я не пожарник, но думаю и другие нюансы есть. Например, этика: ранца два, а человека — три.

            И спорить можно до бесконечности.

            Ps. Кстати, беглое гугление показывает, что уже существуют достаточно эффективные недорогие, надежные и, что характерно, многоразовые системы спасения из высотных зданий.


            1. MagisterLudi Автор
              12.10.2018 13:02

              Не сложнее огнетушителя. (Если на перекиси)


              1. spc
                12.10.2018 13:18

                А балансирует за счет чего?


                1. BigEl
                  12.10.2018 14:23

                  Уважаемые, кажется не приняты в рассчет реалии того времени.
                  На дворе 1961 год, в разгаре холодная война с советским союзом, повальное наращивание военной мощи и вооружения. Данный ранец скорее преследовал цель обоснования кучи запрашиваемых финансов у белого дома на разработку того самого вооружения и JetPack должен был вызвать «вау эффект», который кстати частично был достигнут.
                  PS: месседж не конкретно spc, а скорее всей выше описанной ветке комментариев.


                  1. spc
                    12.10.2018 14:39

                    Реалии времени понятны. Кстати тогда могли на полном серьезе это делать — времена безудержного энтузиазма, не то что сейчас.

                    И подача материала понятна: сначала рассказываем исторические факты (людям это нравится), а в финале даем нативочку. Собственно, к тому я и прицепился.

                    Но не потому что вредный (я ж не Печкин какой-то, чтобы быть вредным, потому что у меня нет джетпака), а потому что серьезно недоумеваю по поводу всех этих восторгов от джетпаков и мультикоптеров.

                    Посему и вопрос был сугубо практический — правильно ли я понял, что это игрушка для богатых мальчиков (и девочек — девочки, они тоже ого-го!).


                    1. MagisterLudi Автор
                      12.10.2018 22:28
                      +1

                      Да вы правы. Я рассчитываю, что если вдруг и будет монетизация (а я реликт — работаю на энтузиазме, мне пофиг, будет или нет) то это на 99% «игрушка для богатых», на первое время. Я не хочу связываться с военными, как сделал француз Фрэнки Запата, который прямо сейчас тренирует отряд американских десантников (для справки, для гражданских курс стоит 15 000 евро за 6 дней).


                      1. MagisterLudi Автор
                        12.10.2018 22:30
                        +1

                        Плюс мне интересно вовлечь в эту движху как можно больше школьников и студентов, поэтому я охотно летаю по всяким инженерным олимпиадам с лекциями (Сириус, Орленок, даже в Читу как-то занесло). Потоу что пока есть «вау», можно заразить падаванов делом, а не АУЕ или криптой.


                        1. spc
                          12.10.2018 23:48
                          +1

                          Вы уж меня простите, но мне кажется, что именно про это надо было написать в конце текста. Штука для души и образовательный проект — замечательно.

                          ps. хотя я все равно пока (как ретроград) остаюсь при своем — опасное это дело. Вон, за углом товарищи ракету строили, так у них движок рванул, и где они теперь?

                          Лучше уж нуль-гравитация.


          1. spc
            12.10.2018 12:03

            Чуть не забыл, еще хозяйке на заметку: в высотных зданиях окна перестают открываться задолго до 90-го этажа. Иначе при открытии в помещении начнется натуральная буря.

            Эта же буря сделает процесс выброса на реактивном ранце довольно непредсказуемым.


          1. Iwanowsky
            12.10.2018 22:28

            Для этого уже давно существуют индивидуальные средства эвакуации на тросах (во многих высотках и небоскребах уже являются штатными). Закрепляешь такое устройство за подоконник или предусмотренную для этого скобу, пристегиваешься к тросу (или ремню), лезешь в окно и плавно спускаешься. Кое-где проводили и тренировки с этими спассредствами. А реактивный ранец — слишком сложен, тяжел и травмоопасен для обычных людей; и перед использованием нужна хорошая тренировка.


  1. klim76
    12.10.2018 11:09

    Очень раздражали эти ребята в Red Alert 2


    1. MagisterLudi Автор
      12.10.2018 13:05

      Наконец-то мы тебя нашли! Ща ты у нас попляшешь! :)

      image

      They won't see us comin'!
      — Rocketeer