Сегодня стало известно о появлении нового законопроекта, который уже внесен в Госдуму и опубликован в базе документов ее законодательной деятельности. Он вводит понятие регулирования больших данных, содержимое документа доступно для обсуждения на площадке regulation.gov.ru, о чем сообщают «Ведомости».
Речь идет о пользовательских данных, собираемых телекоммуникационными компаниями. Они деперсонализированы, то есть личность человека которому они принадлежат определить нельзя. Обработкой же данных такого рода считаются любые действия с ними — от сбора и систематизации до передачи и удаления. Автор документа предлагает предоставить компаниям использовать данные для своих нужд, либо же передавать другим компаниям, включая продажу.
Для того, чтобы уведомить владельцев данных об их обработке для себя, вполне достаточно разместить сообщение на своем сайте, считает автор законопроекта. Если данные кому-то нужны, не проблема — можно их продавать, а также покупать. Должна существовать и возможность обрабатывать их для других компаний. Правда, для выполнения всех этих операций держатель данных должен получить согласие владельцев информации. Форму соглашения на использование своих данных для пользователей должен разработать Роскомнадзор.
Форма необходима в любом случае — если компания планирует обрабатывать данные для своих партнеров, ей необходимо получить у владельца согласие. Но если несколько компаний входят в одну группу лиц, обрабатывая большие данные сообща, они не могут получить согласие владельца пакета данных.
В том случае, если какая-либо компания обрабатывает информацию 100 000 человек, необходимо оповестить Роскомнадзор о предстоящей обработке в целях других лиц. При этом в сообщении должны содержаться детали, цели обработки и описание всех действий с информацией.
Если законопроект примут, то, скорее всего, будет создан специализированный реестр для упрощения работы Роскомнадзора. В этот реестр будут вноситься все обработчики, которые оповещают Роскомнадзор о подобной работе с большими данными.
Что касается других законов и положений о работе с большими данными, то их пока практически нет, хотя российскому бизнесу они нужны. Так, в июне прошлого года Фонд развития интернет-инициатив при участии «Яндекса», МТС, «Мегафона», ритейлера Х5 начали разработку собственного законопроекта о регулировании больших данных, цели которого — урегулирование оборота и обработки данных, а также создание рынка больших данных в России.
Кроме того, свое видение на процедуру и процессы работы с большими данными формирует и рабочая группа по нормативному регулированию цифровой экономики. В нее входят представители крупных интернет-компаний и операторов. В этом году рабочая группа занималась выбором концепции работы бизнеса с общедоступными данными пользователей. В результате голосования принято решение разрабатывать проект, согласно которому бизнес сможет собирать, хранить и анализировать любые пользовательские данные, которые легально попали в сеть.
Кстати, с 1 октября этого года должен был вступить в силу еще один документ, имеющий отношение к хранению пользовательских данных. Речь идет о так называемом «законе Яровой», предписывающий операторам необходимость запуска процедуры хранения интернет-трафика абонентов. Согласно правительственному решению, каждый год в течение пяти лет операторы обязаны увеличивать емкость хранилищ интернет-трафика на 15%. Плюс ко всему, информацию можно хранить и на серверах других операторов, но в этом случае все необходимо согласовывать с ФСБ.
Как оказалось, провайдеры не в состоянии выполнить требования закона. Дело в том, что нет документов, регламентирующих характеристики оборудования, процесс сертификации и установки «железа». Минкомсвязи и ФСБ еще не разработали четкие требования, которые предъявляются к оборудованию для съема и хранения данных. Если даже все это и появится прямо сейчас, то ждать реализации положений придется до конца 2019 года.
Что касается затрат на реализацию «закона Яровой», то «Мегафон» оценил их объем в 40 млрд рублей за пять лет, а «Вымпелком» — в 45 млрд. Уже в этом году операторы потратят на реализацию положений «Закона» от 6 млрд рублей каждый (имеются в виду представители «Большой тройки»).
Комментарии (3)
EgorZanuda
24.10.2018 07:52Речь идет о пользовательских данных, собираемых телекоммуникационными компаниями. Они деперсонализированы, то есть личность человека которому они принадлежат определить нельзя.
Даже сейчас чтоб затереризироать гражданина рекламой, социалкой и т.п. его личность не нужна, кому-то достаточно номера телефона или email, а кому-то и автомобильные дворники сойдут и т.п.
По мне так пускай какие хотят такие и собирают данные если смогут. Самое главное чтоб обратной связи небыло.
Firz
24.10.2018 14:58Если для сбора будет запрашиваться разрешение пользователя, а для возможности передачи третьим лицам еще одно отдельно запрашиваемое разрешение, только тогда будет толк.
А то будут показывать «лицензионное соглашение» на 50 листах, где на 37 странице пользователь дает согласие отдать почку по запросу и разрешает продавать свои данные и душу третьим лицам.
Ad_xname
А разве сейчас нельзя использовать деперсонализированные данные по своему усмотрению?