В 2018 году в Питерской Вышке открылся новый факультет – Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук – занимающийся подготовкой программистов в бакалавриате и магистратуре. В этом посте мы расскажем, как в университете социально-экономического профиля появились программисты, чему мы их учим, кого и в каком количестве планируем набирать в 2019 году.



На самом деле, новым этот факультет можно назвать весьма условно. Его костяк составила команда, создавшая в Санкт-Петербургском Академическом университете (СПбАУ) кафедру математических и информационных технологий. В 2008 году команда кафедры начала готовить магистров, а в 2014 и бакалавров в области компьютерных технологий. Впечатления от обучения на этой кафедре можно посмотреть здесь, здесь и здесь. В силу некоторых субъективных обстоятельств весной 2018 года нам пришлось покинуть СПбАУ и перейти на новую площадку – в Питерский кампус Высшей школы экономики. Причем перейти вместе со всеми преподавателями (порядка 50 человек) и студентами (около 80 человек).

Следует заметить, что планы по открытию факультета компьютерных наук у ВШЭ – Санкт-Петербург были и до нашего прихода. С 2017 года в Питерской Вышке вполне успешно существовали магистерские программы «Анализ больших данных в бизнесе, экономике и обществе» и «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» (правда, на экономическом факультете), а в 2019 руководство вуза собиралось открыть новый компьютерный факультет и начать подготовку бакалавров-программистов. Однако наш переход из Академического университета существенно скорректировал планы: новый факультет заработал уже летом этого года, а с осени в Питерском кампусе НИУ ВШЭ появились и бакалавры 2-4 курсов (бывшие бакалавры 1-3 курсов СПбАУ), и магистры 1-го курса (бывшие бакалавры 4-го курса СПбАУ).

К сожалению, в Вышке не был заранее запланирован прием на первый курс бакалавриата, так что новый набор в этом году мы пропустили. Что, может быть, и к лучшему – нам все же понадобилось некоторое время для адаптации старых программ на новом месте. В частности, оказалось, что в Вышке студенты учатся не по семестрам, а по модулям, напоминающим школьные четверти. Получается, что количество учебных недель здесь больше, а число предметов в отдельном модуле – меньше. Несмотря на эти отличия, нам удалось полностью сохранить нашу бакалаврскую программу, не потеряв при этом ни курсов, ни нагрузку, ни качество преподавания этих курсов. Впечатления наших студентов от новой площадки мы опубликуем несколько позже, а пока хочется рассказать о том, как мы готовимся к приему на следующий учебный год – и в бакалавриат, и в магистратуру.

Бакалавриат


Начнем с бакалавриата. Летом 2019 года на бакалаврскую программу «Прикладная математика и информатика» Школы физико-математических и компьютерных наук планируется набрать 40 студентов на бюджетные и 20 на внебюджетные места. Стоит отметить, что это не сильно отличается от набора прошлых лет – в 2017 году в Академическом университете контрольные цифры приема составляли 36 человек. Из них 27 мест было занято абитуриентами, поступившими по олимпиадам (мы брали победителей и призеров всероса и победителей олимпиад первого уровня), а на оставшиеся 9 мест был довольно высокий конкурс по ЕГЭ. В результате средний балл ЕГЭ в 2017 году составил 98,3 балла. Что будет с приемом в бакалавриат Питерской Вышки в 2019 году, мы пока не знаем. Однако есть надежды, что поступить к нам станет немного легче.

Во-первых, Вышка, в отличие от Академического университета, имеет возможность принимать на бюджет сверх контрольных цифр приема. Если к нам придет больше 40 олимпиадников, Вышка возьмет всех, выделив дополнительные места из собственных средств. Во-вторых, у нас появились внебюджетные места, причем 20 мест – число весьма условное: опять-таки, если на программу захотят поступить больше абитуриентов, Вышка постарается всех принять. Наконец, мы надеемся, что наши традиционные спонсоры – компании JetBrains и Яндекс – выделят гранты на обучение и помогут тем, кому немного не хватило баллов. Что будет в реальности – увидим летом 2019 года и постараемся рассказать вам об итогах приемной кампании.

Магистратура


Теперь о магистратуре. Я уже упоминал, что до нас в Питерской Вышке были две магистерские программы – «Анализ больших данных в бизнесе, экономике и обществе» и «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер». С нашим приходом появились две новые программы – «Программирование и анализ данных» и «Промышленное программирование». К сожалению, из названий не очень понятно, чем программы отличаются друг от друга, но это я сейчас исправлю.

  • Начнем со старой вышкинской программы «Анализ больших данных в бизнесе, экономике и обществе». Эта программа рассчитана на тех абитуриентов, которые программистами не являются и, главное, не собираются ими становиться. Мы ждем экономистов, социологов и представителей других непрофильных с точки зрения программирования специальностей, желающих прокачать скилы и повысить свою привлекательность в глазах работодателей в весьма востребованном направлении – анализе данных. Не секрет, что сейчас наблюдается взрывной интерес к этой области прикладной математики. Мы надеемся, что выпускники программы будут востребованы и в бизнесе, и в соответствующих областях социально-экономических наук. На «Анализе больших данных…» мы даем элементы программирования, статистики, машинного обучения, а также рассказываем, как применять эти знания в экономике, маркетинге, финансах, социологии и пр.
  • Вторая программа, существовавшая в Питерской Вышке до нашего прихода – «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер». Она также рассчитана на студентов, специализирующихся на социальных науках. Сейчас я не буду вдаваться в подробности, а посвящу ей отдельный пост чуть позже.
  • Следующая программа – «Промышленное программирование». Она рассчитана на тех, кто не является программистом, но очень хочет им стать. Эту программу мы преподавали в магистратуре Академического университета на протяжении десяти лет. Важно, что на входе мы не требуем от абитуриентов умения программировать. Все, что нам от них нужно – это хорошо соображать, а также быть готовыми бросить все и жестоко пахать последующие два года, не отвлекаясь ни на что, кроме учебы. Причина этого довольно проста: чтобы за два года из непрограммиста сделать качественного программиста, нужно «впихнуть» в голову все базовые курсы, а также успеть рассказать что-то содержательное на спецкурсах. Как следствие, программа этой магистратуры очень насыщенная и требует от поступающих реальной самоотдачи и самопожертвования.
  • И, наконец, «Программирование и анализ данных». Это совершенное новое для нас направление, рассчитанное на продвинутых программистов, закончивших приличный бакалавриат. Мы будем набирать студентов, которым не нужно читать ликбезовские курсы по математике и программированию, которые могли с легкостью трудоустроиться в хорошую IT компанию, но вместо этого пришли к нам в магистратуру, чтобы заниматься исследованиями в области машинного обучения, анализа данных, языков программирования и др. Конечно, мы ожидаем, что на «Программирование и анализ данных» пойдут, прежде всего, выпускники нашего же бакалавриата. Однако мы надеемся, что эта программа заинтересует не только их, но и других сильных выпускников, которым неинтересно просто кодить, а интересно перейти на новый уровень и стать программистом-исследователем.

Кажется, на этом нужно остановиться: описать все особенности четырех программ в одной статье просто невозможно. В ближайшее время мы планируем серию заметок наших студентов, которые более содержательно расскажут о своем обучении. Так что следите за нашим блогом.

Комментарии (4)


  1. dimoff66
    05.12.2018 23:11
    -1

    в 2017 году в Академическом университете контрольные цифры приема составляли 36 человек. Из них 27 мест было занято абитуриентами, поступившими по олимпиадам (мы брали победителей и призеров всероса и победителей олимпиад первого уровня)


    Что такое олимпиады? Это способность за несколько часов решить несколько мелких задач повышенной сложности. То есть вещи, совершенно оторванные от реальных потребностей индустрии, где как раз требуются продуманные глобальные решения.

    Причина этого довольно проста: чтобы за два года из непрограммиста сделать качественного программиста, нужно «впихнуть» в голову все базовые курсы, а также успеть рассказать что-то содержательное на спецкурсах.


    Программирование как езда на велосипеде. Чтобы научиться ездить на велосипеде нужно ездить на велосипеде, падать, обдирать коленки, вставать, учиться находить равновесие. Впихнутыми в голову базовыми курсами можно только отбить желание.


    1. coin
      06.12.2018 04:57

      Программирование как езда на велосипеде
      Не предирайтесь к словам, одно другого не исключает :) С нашего аушного выпуска из 12(вроде) человек те про кого я знаю работают в яндексе, гугле, фейсбуке, джетбрейнс, калифорнийском хеджфонде и убере. Народ несколько постанывал от нагрузки, но ничего, запихали.

      Итогг: 10 Омельченко из 10. Рекомендую.


    1. eran
      08.12.2018 01:48

      Что такое олимпиады? Это способность за несколько часов решить несколько мелких задач повышенной сложности. То есть вещи, совершенно оторванные от реальных потребностей индустрии, где как раз требуются продуманные глобальные решения.

      Интереса ради, как бы Вы оценивали умение школьников продумывать глобальные решения, требующиеся в индустрии? В этом смысле олимпиады — это не только умение решать задачи «повышенной сложности» (судя по всему, Вы явно недооцениваете их сложность), но и довольно неплохой показатель начальных знаний поступающего.

      А вообще, умение быстро придумывать нестандартные решения, проверять различные гипотезы и писать эффективный код — довольно полезная вещь. И в индустрии — в том числе.


  1. eteh
    06.12.2018 18:38

    Меня всегда удивляет система образования, когда без минимальных стажировок предлагают выбрать куда поступать, лишь бы дитё в армии не служило и так далее… А в итоге получаются на выходе «специалисты/бакалавры» по диплому оторванные от реальности, которых приходится переучивать — ну взял я двух выпускников к себе в фирму — отправил обоих проектировщиков по диплому поработать руками- на объект одного (проектировщик кабельных линий и расстановки оборудования автоматизации по местам), а 2го на производство на сборку щитов и работу руками с кривыми проектами — до сих пор не вылазят оттуда пока разговоры про кривые руки не закончатся. Теория хороша только с учетом прикладного смысла, а не простого вброса теории согласно учебного курса...