Попытка всех запутать, вот как можно описать официальный график запуска пилотируемого космического корабля Crew Dragon (демонстрационная миссия – 1, далее ДМ-1). Сам администратор NASA Джеймс Брайденстайн намекает, что дата такая неопределенная, что «первое полугодие 2019-го года» — самый лучший прогноз.
Для коммерческой пилотируемой программы такие неопределенные даты являются нормой, но факт заключается в том, что SpaceX и NASA недавно оформили заявку с подтверждением дат для пуска ДМ-1 космического корабля Crew Dragon. Пусковое окно стартует чуть более чем 4-6 недель от сегодня (прим. перевод. 10.12.2018).
На встрече консультативного комитета NASA по вопросам исследования и управления Уильям
Герстенмайер говорит, что миссия SpaceX ДМ-1 запланирована на конец января.
Тот факт, что заместитель администратора Уильям Х. Герстенмайер – ключевой руководитель NASA по коммерческим и исследовательским программам – откровенно заявил, что NASA и SpaceX намереваются совершить ДМ-1 в январе, является ярким свидетельством того, что два высокопоставленных лица NASA читают не с одной бумажки, если это так можно назвать. Причины для таких значительных разночтений в официальных заявлениях с разницей в одну неделю – сложно осознать, и это может привести к спекуляциям и политическим козням.
Более важным является то, что Герстенмайер – при поддержке Фила МакКалистера, директора NASA по коммерческим полетам – подтвердил, что NASA планирует первый орбитальный пуск без экипажа космического корабля Crew Dragon от SpaceX уже в январе 2019-го, пусть даже с 10-ти дневным сдвигом даты с момента объявления конкретной даты запуска (7 января).
Вице-президент SpaceX по надежности и безопасности систем Ганс Кёнигсманн выступая 5 декабря на пресс-конференции (до и после) недавнего запуска грузового корабля на ракетоносителе Falcon 9 с миссией НАСА по снабжению МКС (CRS-16), добавил еще один голос в копилку, заявляя, что SpaceX чрезвычайно уверенны в том, что все оборудование и программное обеспечение Crew Dragon будет готово к запуску 7-го января.
Фил МакКалистер из NASA обновил статус пуска ДМ-1 и говорит, что компания намерена подготовить всё оборудование до 20-го декабря, потом они уходят на каникулы и продолжат предстартовые работы в январе.Почему есть неясности?
Не возможно полностью вникнуть в сложные политические и бюрократические тонкости теперешнего NASA. Однако неопределенность внутри NASA и разногласия между официальными заявлениями NASA и SpaceX в целом можно объяснить тем простым фактом, что нужно завершить еще достаточное количество важных проверок, которые окончательно покажут, когда или если Falcon 9 and Crew Dragon будут готовы к запуску.
В зависимости от результатов этих проверок, ДМ-1 буден дан зеленый свет для запуска в январе, или же старт могут задержать на 6 месяцев, потому что в НАСА хотят, чтоб SpaceX изменила рад критических систем КА. Это палка двух концов, что в целом можно описать как появившиеся дополнительные возможности.
Другими словами, Кёнигсманн из SpaceX и Герстенмайер с МакКалистером из NASA намекнули, что они уверенны в том, что последние проверки пройдут успешно до дат пуска, и это приблизительно значит «Как можно скорее». Теоретически, мнение Брайденстайна, главы NASA, можно рассматривать как особое и исключительное, что предположительно можно охарактеризовать, как худший вариант для SpaceX, когда они будут готовы к запуску ДМ-1, если окончательные проверки пройдут очень плохо.
Комментарии Брайденстайна и Кёнигсманна стоит изучить более детально, ненавязчиво, но недвусмысленно указывается на различия во мнениях специалистов NASA и SpaceX, которые не становятся достоянием общественности. На вопрос о предположении Брайденстайна, что ДМ-1 может еще немного сместится, Кёнигсманна ответил скептически, но спокойно:
То, что я мог понять, так это смещение на несколько дней через трафик на МКС. Например, CRS-16 (грузовой корабль Cargo Dragon) на станции одновременно с плотным трафиком и экипажем станции, который очень занят, но наша цель – в настоящее время – середина января, и мы прилагаем максимальные (насколько это возможно) усилия для обеспечения запуска в нужное время.Более того, похоже на то, что NASA и SpaceX одновременно пришли к мнению, что новая дата запуска 17-е января — предпочтительный вариант, беря во внимание логистические сложности озвученные Гансом. За эти дополнительные 10 дней экипаж МКС сможет завершить другие задания перед запланированным прибытием КК Crew Dragon.
Crew Dragon сближается с МКС, официальный рендер от SpaceX
Нескрываемый интерес вызвал вопрос местного репортера Кена Кремера касательно предложения Брайденстайна (согласно USA Today), что «сложности» с посадочными парашютами Crew Dragon были ведущими обстоятельствами в отмене пуска в январе. Ганс ответил в своем невозмутимом стиле:
Нет, мы решаем проблемы, очевидно, то есть, у каждого пуска есть свои особенности, которые мы решаем, чтоб убедиться, что всё в порядке. (Парашюты на Драконе вер. 2) на самом деле имеют больший запас прочности, чем те, которые на Драконе вер. 1, а еще они (конструктивно) усилены для ДМ-1, таким образом, почти уверен в том, что они справятся со своей задачей.Теперь остается ждать.
KonkovVladimir
По данным spaceflightnow — пока на 17-18 января 2019г, delayed from December 2016, May 2017, July 2017, August 2017, November 2017, February 2018, April 2018, August 2018, November 2018 and December 2018. Delayed from Jan. 7.
вангую 12-й перенос.
speedo
Согласен в Вами, что то не вижу ажиотажа вокруг этого события
voyager-1
Но прошу заметить: разработка Dragon V2 от SpaceX и Starliner от Boeing стартовали в 2010 году и должны были завершиться первыми испытаниями за 6 лет. Фактически это чуть больше 8 лет для SpaceX и около 8,5 лет для Boeing. Итого отставание от плана на 35-45%.
У нас же разработка корабля ПКТ НП (переименованный сейчас в Федерацию) началась в 2009 году и должна была закончиться испытаниями в 2017-2018 годах (спустя 9 лет). На данный момент запуск должен состояться в 2022 году (это уже отставание как у Boeing). Но уже понятно что запуск перенесут ещё на несколько лет, так как корабль сейчас тупо не на чем пускать: от пилотируемой «Ангары» отказались, а у Союза-5 только весной завершились метания между компонентами топлива керосин/метан и вот сейчас заканчивают делать эскиз ракеты.
3 года от эскиза ракеты до тестовых полётов с полезной нагрузкой для Союза-5 — это сроки по уровню оптимизма примерно уровню Илона Маска соответствует). Тем более что они только на эскиз 2 года потратили. А по факту этот этап можно было пройти за пару месяцев — её же на основе Зенита собирались делать. Так что там уже явно 50%+ отставания от графика будет.
По уровню технологий «Федерация» конечно ближе к американскому кораблю Orion, но вот незадача: по планам 2004 года Orion впервые должен был полететь в 2013 году, а по факту полетел в конце 2014-го на Detla IV Heavy (10 лет вместо 9 — отставание 11%). Сейчас как и у «Федерации», у Orion есть проблема с неготовностью носителя — из-за него пилотируемый полёт уехал с 2014 аж на 2023 год (отставание 100%). Но они собираются полететь сразу к Луне, а у нас полёт к Луне намечен на 2028 год, и там явно будут такие же эпические переносы сроков — у Роскосмоса средств на строительство сверхтяжёлого носителя хватит только если их собирать лет 20-30.
KonkovVladimir
Я Маска уважаю за его упорство — 3 неудачных первых пуска F-1, все равно запустил, отработал двигатель 1-й ступени, поставил связку из 9-ти движков на F-9 — отрабатывает многоразовость.
Но вот ждешь. ждешь «пилотируемый пуск» и бац — опять перенос. Мне кажется Dalta-heavy с военным спутником пропустят вперед, а на 7-е января еще Иридиумы запланированы — плотный график у Илона.
striver Автор
KonkovVladimir
Упс. Я имел ввиду спутник связи WGS 10 ВВС США, 18-го января 2019г с SLC-37B. он на Delta-4M+(5,4) (upg.) а не на Дельте-хевике, перепутал.
Пуск Дельта-хеви возможно тоже в 2019г будет, хотя трансляция висит на 18-е www.youtube.com/watch?v=Cwb0leeydEs
striver Автор
Если верить данным Спейсфлайта, то этот пуск назначен на 25-е января.
Мало ли, полыхнуло у них не плохо на старте. Может перенесут еще. Но, стартовые площадки разные и далеко друг от друга. Чисто в теории, ни один запуск не должен помешать друг другу.
Jeka_M3
striver Автор
Та да, но смотрелось отменно.
MasterHater
Да ладно вам, просто НАСА-вский пуганый бюрократ перестраховывается. Может ему недавно премию сняли за сдачу с опозданием какого-то туалета на стоянке. Вот и осторожничает.
А то сразу «это может привести к спекуляциям и политическим козням» :)
striver Автор
Боинг нужно подтянуть, ибо на фоне Спейсов будут выглядеть не очень, а им это не нужно.
SomaTayron
Может для того и спешат, чтоб спровоцировать Боинг на запуск сыроватой версии. Там кажется с отстрелом люка еще не завершили — вот и могут подбить оппонента на ошибку и подхватить рынок запусков
striver Автор
СпейсЭкс готовился к запуску еще в августе этого года. Боинг никак не решит проблемы. Да, может на самом деле, у СпейсЭкс огромные проблемы, а НАСА тянет их за уши.
BlackMokona
Это при том что у них готовая стартовая площадка и корабль стоят на космодроме и прошли все тесты НАСА?
striver Автор
BlackMokona
Но они всё прошли, и недавно передовали что хотят собрать ракету и корабль на площадке, всё последний раз перепроверить и уйти в отпуск с 20 декабря.
striver Автор
Не знаю, там всё очень как-то покрыто мраком. Статья же об этом. Как бы всё должно быть ок, но глава НАСА звучит неоднозначно.
voyager-1
Кто-то из SpaceX месяц назад говорил что корабль Dragon V2 будет готов к полёту ещё в декабре, но им нужно будет готовить ещё какие-то бумаги для NASA по этому поводу, и из-за них им придётся ждать примерно месяц. Так что больше похоже на то что NASA не «тянет за уши» SpaceX, а наоборот «придерживает» их чтобы на их, чтобы на их фоне не выглядел так блекло Boeing (которым денег отсыпали в 1,5 раза больше).
striver Автор
Да, я помню дату, 24-е августа. Я очень расстроился, потому что у меня тогда планировался отпуск, где бы я не увидел прямую трансляцию пуска. Но, как оказалось, я ничего не пропустил.
Это я так… предположил… просто если сравнивать темпы СпейсЭкс и других конкурентов, то тянут за уши Боинг… к тому же, они свои, уже более полувека сотрудничают.p-oleg
Какой чудовищный перевод.
Gl_Proxy
Дайти примеры, пожалуйста, что имеется ввиду? Перевод двух сообщений из текста или вся статья?
p-oleg
Навскидку:
На мой взгляд, по-русски это звучит как-то коряво.
Ну и в целом во всей статье многие фразы построены как-то неестественно.
striver Автор
Возможно, моя ошибка состоит в том, что я пытаюсь сделать чуть ли не дословный перевод, а Тесларати крайне недружелюбно пишут. Первое предложение (в итоге уже абзац) — тому пример. Я бросал этот перевод раз 5 за 3 дня через это 1-е предложение. Нет особых проблем сделать литературный перевод. Но, очень часто встречал неточности, ибо даже 1 упущенное слово меняло смысл.
arkamax
Я не говорю свободно на немецком, но Коэнигсманн я бы скорее транскрибировал как Кёнигсманн (https://de.wikipedia.org/wiki/Hans_Koenigsmann), oe обычно было «расшифровкой» o, что обычно транскрибируют как «ё».
striver Автор
Это если бы «о» умляут, то Кьоэнигнсманн. В данном случае, читается по-русски как написано.
vassabi
вот например тут (а это все-таки не просто какая-то тусовка, а НАСА) его имя и фамилию произносят как «Ханс Кюнигсман»
striver Автор
В этом плане, американцы — не авторитеты (Они говорят ВольксВаген), ибо он немец. Послушайте как они озвучивают славянские фамилии. Петров/Иванов — еще полбеды. Попросите американца прочитать фамилию Достоевский. Боюсь, что вам не понравится их вариант. Так вот. В английском такой рад букв они просто игнорят выговором всех звуков. Под руку попалось название Boeing — Боинг (/?bo?.??/) — намека на «е» даже нет. Лучше посмотреть в сторону Koenigsegg CCR — это уже ближе. То, возможно уже тогда использовать ое, как о умляут и говорить Кьонигзманн. Лично я ориентировался на последнее видео, что с ним было. Да и еще не забыты знания немецкого, чтоб забыть как читаются слова. А еще лучше пригласить тех, кто обитает в тех краях. Вроде, kababok сможет рассудить, если будет не против.
Ну, это уже Ганс или Ханс… в наших краях устоялся Ганс.kababok
Тут такое:
1. Акустически — немцы говорят, конечно, весьма близко к нашему «Х», только мягко-приглушённее.
2. При этом есть, с одной стороны, более удобные для конкретного языка версии перевода-транскрипции — нас же как-то не смущает, что «Москоу» — она, вообще-то, на самом деле «Москва», так же? :)
3. И есть ещё, с другой стопоны, принцип благозвучности… Я, конечно, не смею утверждать лично, а специально копать этот вопрос некогда, но передачу латинского «Н» как русское «Г», вполне возможно, решили по одной забавной причине. :)
Ибо как-то забавно будут звучать Херакл, Херкулес, Хермиона, херцог и каждый мужчина, он не просто какой-то там мущщина, а действующий херр! :)
Мне лично очень версия с Хераклом нравится — сразу появляются могучие былинные черты, дружба с Муромцем и Никитичем и вот это всё.
striver Автор
Та с этим не так сложно. Вопрос в другом — Koenigsmann, как товарища фамилию правильно прочитать?
kababok
По-немецки — «Кёнигсманн» или «Кьонигсманн», если «более иностранного» написания хочется.
Это, собственно, того же происхождения, что и бывший Кёнигсберг. :)
striver Автор
Так там «о» умляут. А у Ганса без точек над «о»… или же это просто упрощение?
kababok
"о умляут", которое "o" — это на самом деле упрощённое современное написание сплетённых "ое" из средневековья.
Поэтому в немецком языке, если нет клавиатуры с точками вверху для умляутов — пишут с "е", т.е. "ae", "ое" и "ue" вместо "a", "o" и "u" — и это даже считается грамотной литературной заменой. :)
striver Автор
Да, благодарю.
kababok
Кажется, даже где-то у Тёмы в "Ководстве" где-то есть.
striver Автор
В поисках видео с Hans Koenigsmann'м в попытке услышать, как произносят его фамилию, попал на вот это
striver Автор
Ого