Попытка всех запутать, вот как можно описать официальный график запуска пилотируемого космического корабля Crew Dragon (демонстрационная миссия – 1, далее ДМ-1). Сам администратор NASA Джеймс Брайденстайн намекает, что дата такая неопределенная, что «первое полугодие 2019-го года» — самый лучший прогноз.

Для коммерческой пилотируемой программы такие неопределенные даты являются нормой, но факт заключается в том, что SpaceX и NASA недавно оформили заявку с подтверждением дат для пуска ДМ-1 космического корабля Crew Dragon. Пусковое окно стартует чуть более чем 4-6 недель от сегодня (прим. перевод. 10.12.2018).

На встрече консультативного комитета NASA по вопросам исследования и управления Уильям
Герстенмайер говорит, что миссия SpaceX ДМ-1 запланирована на конец января.

Тот факт, что заместитель администратора Уильям Х. Герстенмайер – ключевой руководитель NASA по коммерческим и исследовательским программам – откровенно заявил, что NASA и SpaceX намереваются совершить ДМ-1 в январе, является ярким свидетельством того, что два высокопоставленных лица NASA читают не с одной бумажки, если это так можно назвать. Причины для таких значительных разночтений в официальных заявлениях с разницей в одну неделю – сложно осознать, и это может привести к спекуляциям и политическим козням.

Более важным является то, что Герстенмайер – при поддержке Фила МакКалистера, директора NASA по коммерческим полетам – подтвердил, что NASA планирует первый орбитальный пуск без экипажа космического корабля Crew Dragon от SpaceX уже в январе 2019-го, пусть даже с 10-ти дневным сдвигом даты с момента объявления конкретной даты запуска (7 января).

Вице-президент SpaceX по надежности и безопасности систем Ганс Кёнигсманн выступая 5 декабря на пресс-конференции (до и после) недавнего запуска грузового корабля на ракетоносителе Falcon 9 с миссией НАСА по снабжению МКС (CRS-16), добавил еще один голос в копилку, заявляя, что SpaceX чрезвычайно уверенны в том, что все оборудование и программное обеспечение Crew Dragon будет готово к запуску 7-го января.


Фил МакКалистер из NASA обновил статус пуска ДМ-1 и говорит, что компания намерена подготовить всё оборудование до 20-го декабря, потом они уходят на каникулы и продолжат предстартовые работы в январе.
Почему есть неясности?

Не возможно полностью вникнуть в сложные политические и бюрократические тонкости теперешнего NASA. Однако неопределенность внутри NASA и разногласия между официальными заявлениями NASA и SpaceX в целом можно объяснить тем простым фактом, что нужно завершить еще достаточное количество важных проверок, которые окончательно покажут, когда или если Falcon 9 and Crew Dragon будут готовы к запуску.

В зависимости от результатов этих проверок, ДМ-1 буден дан зеленый свет для запуска в январе, или же старт могут задержать на 6 месяцев, потому что в НАСА хотят, чтоб SpaceX изменила рад критических систем КА. Это палка двух концов, что в целом можно описать как появившиеся дополнительные возможности.

Другими словами, Кёнигсманн из SpaceX и Герстенмайер с МакКалистером из NASA намекнули, что они уверенны в том, что последние проверки пройдут успешно до дат пуска, и это приблизительно значит «Как можно скорее». Теоретически, мнение Брайденстайна, главы NASA, можно рассматривать как особое и исключительное, что предположительно можно охарактеризовать, как худший вариант для SpaceX, когда они будут готовы к запуску ДМ-1, если окончательные проверки пройдут очень плохо.







Комментарии Брайденстайна и Кёнигсманна стоит изучить более детально, ненавязчиво, но недвусмысленно указывается на различия во мнениях специалистов NASA и SpaceX, которые не становятся достоянием общественности. На вопрос о предположении Брайденстайна, что ДМ-1 может еще немного сместится, Кёнигсманна ответил скептически, но спокойно:
То, что я мог понять, так это смещение на несколько дней через трафик на МКС. Например, CRS-16 (грузовой корабль Cargo Dragon) на станции одновременно с плотным трафиком и экипажем станции, который очень занят, но наша цель – в настоящее время – середина января, и мы прилагаем максимальные (насколько это возможно) усилия для обеспечения запуска в нужное время.
Более того, похоже на то, что NASA и SpaceX одновременно пришли к мнению, что новая дата запуска 17-е января — предпочтительный вариант, беря во внимание логистические сложности озвученные Гансом. За эти дополнительные 10 дней экипаж МКС сможет завершить другие задания перед запланированным прибытием КК Crew Dragon.


Crew Dragon сближается с МКС, официальный рендер от SpaceX

Нескрываемый интерес вызвал вопрос местного репортера Кена Кремера касательно предложения Брайденстайна (согласно USA Today), что «сложности» с посадочными парашютами Crew Dragon были ведущими обстоятельствами в отмене пуска в январе. Ганс ответил в своем невозмутимом стиле:
Нет, мы решаем проблемы, очевидно, то есть, у каждого пуска есть свои особенности, которые мы решаем, чтоб убедиться, что всё в порядке. (Парашюты на Драконе вер. 2) на самом деле имеют больший запас прочности, чем те, которые на Драконе вер. 1, а еще они (конструктивно) усилены для ДМ-1, таким образом, почти уверен в том, что они справятся со своей задачей.
Теперь остается ждать.

Комментарии (36)


  1. KonkovVladimir
    14.12.2018 05:09

    По данным spaceflightnow — пока на 17-18 января 2019г, delayed from December 2016, May 2017, July 2017, August 2017, November 2017, February 2018, April 2018, August 2018, November 2018 and December 2018. Delayed from Jan. 7.

    вангую 12-й перенос.


    1. speedo
      14.12.2018 09:15
      -1

      Согласен в Вами, что то не вижу ажиотажа вокруг этого события


    1. voyager-1
      14.12.2018 21:16
      +1

      Но прошу заметить: разработка Dragon V2 от SpaceX и Starliner от Boeing стартовали в 2010 году и должны были завершиться первыми испытаниями за 6 лет. Фактически это чуть больше 8 лет для SpaceX и около 8,5 лет для Boeing. Итого отставание от плана на 35-45%.

      У нас же разработка корабля ПКТ НП (переименованный сейчас в Федерацию) началась в 2009 году и должна была закончиться испытаниями в 2017-2018 годах (спустя 9 лет). На данный момент запуск должен состояться в 2022 году (это уже отставание как у Boeing). Но уже понятно что запуск перенесут ещё на несколько лет, так как корабль сейчас тупо не на чем пускать: от пилотируемой «Ангары» отказались, а у Союза-5 только весной завершились метания между компонентами топлива керосин/метан и вот сейчас заканчивают делать эскиз ракеты.

      3 года от эскиза ракеты до тестовых полётов с полезной нагрузкой для Союза-5 — это сроки по уровню оптимизма примерно уровню Илона Маска соответствует). Тем более что они только на эскиз 2 года потратили. А по факту этот этап можно было пройти за пару месяцев — её же на основе Зенита собирались делать. Так что там уже явно 50%+ отставания от графика будет.

      По уровню технологий «Федерация» конечно ближе к американскому кораблю Orion, но вот незадача: по планам 2004 года Orion впервые должен был полететь в 2013 году, а по факту полетел в конце 2014-го на Detla IV Heavy (10 лет вместо 9 — отставание 11%). Сейчас как и у «Федерации», у Orion есть проблема с неготовностью носителя — из-за него пилотируемый полёт уехал с 2014 аж на 2023 год (отставание 100%). Но они собираются полететь сразу к Луне, а у нас полёт к Луне намечен на 2028 год, и там явно будут такие же эпические переносы сроков — у Роскосмоса средств на строительство сверхтяжёлого носителя хватит только если их собирать лет 20-30.


      1. KonkovVladimir
        15.12.2018 04:36

        Я Маска уважаю за его упорство — 3 неудачных первых пуска F-1, все равно запустил, отработал двигатель 1-й ступени, поставил связку из 9-ти движков на F-9 — отрабатывает многоразовость.
        Но вот ждешь. ждешь «пилотируемый пуск» и бац — опять перенос. Мне кажется Dalta-heavy с военным спутником пропустят вперед, а на 7-е января еще Иридиумы запланированы — плотный график у Илона.


        1. striver Автор
          15.12.2018 10:54

          Мне кажется Dalta-heavy с военным спутником пропустят вперед,

          Запуск планируют на 18-е число


          1. KonkovVladimir
            15.12.2018 11:16

            Упс. Я имел ввиду спутник связи WGS 10 ВВС США, 18-го января 2019г с SLC-37B. он на Delta-4M+(5,4) (upg.) а не на Дельте-хевике, перепутал.
            Пуск Дельта-хеви возможно тоже в 2019г будет, хотя трансляция висит на 18-е www.youtube.com/watch?v=Cwb0leeydEs


            1. striver Автор
              15.12.2018 11:52

              Упс. Я имел ввиду спутник связи WGS 10 ВВС США

              Если верить данным Спейсфлайта, то этот пуск назначен на 25-е января.
              Пуск Дельта-хеви возможно тоже в 2019г будет,

              Мало ли, полыхнуло у них не плохо на старте. Может перенесут еще. Но, стартовые площадки разные и далеко друг от друга. Чисто в теории, ни один запуск не должен помешать друг другу.


              1. Jeka_M3
                15.12.2018 15:58

                Мало ли, полыхнуло у них не плохо на старте.
                Это не полыхнуло, это обычный запуск водородных двигателей. На Дельте всегда так, она даже слегка закопченная взлетает (видео со стартом Дельты: NROL-37, WGS-8, WGS-9). Просто двигатели были отключены после зажигания.


                1. striver Автор
                  15.12.2018 16:50

                  Та да, но смотрелось отменно.


  1. MasterHater
    14.12.2018 09:15
    -1

    Да ладно вам, просто НАСА-вский пуганый бюрократ перестраховывается. Может ему недавно премию сняли за сдачу с опозданием какого-то туалета на стоянке. Вот и осторожничает.
    А то сразу «это может привести к спекуляциям и политическим козням» :)


    1. striver Автор
      14.12.2018 09:16

      Боинг нужно подтянуть, ибо на фоне Спейсов будут выглядеть не очень, а им это не нужно.


      1. SomaTayron
        14.12.2018 17:02

        Может для того и спешат, чтоб спровоцировать Боинг на запуск сыроватой версии. Там кажется с отстрелом люка еще не завершили — вот и могут подбить оппонента на ошибку и подхватить рынок запусков


        1. striver Автор
          14.12.2018 18:09

          СпейсЭкс готовился к запуску еще в августе этого года. Боинг никак не решит проблемы. Да, может на самом деле, у СпейсЭкс огромные проблемы, а НАСА тянет их за уши.


          1. BlackMokona
            14.12.2018 19:31

            Это при том что у них готовая стартовая площадка и корабль стоят на космодроме и прошли все тесты НАСА?


            1. striver Автор
              14.12.2018 19:36

              и прошли все тесты НАСА?
              При желании, эти тесты можно очень долго проходить.


              1. BlackMokona
                14.12.2018 21:05
                +1

                Но они всё прошли, и недавно передовали что хотят собрать ракету и корабль на площадке, всё последний раз перепроверить и уйти в отпуск с 20 декабря.


                1. striver Автор
                  14.12.2018 21:11

                  Не знаю, там всё очень как-то покрыто мраком. Статья же об этом. Как бы всё должно быть ок, но глава НАСА звучит неоднозначно.


              1. voyager-1
                14.12.2018 21:22

                Кто-то из SpaceX месяц назад говорил что корабль Dragon V2 будет готов к полёту ещё в декабре, но им нужно будет готовить ещё какие-то бумаги для NASA по этому поводу, и из-за них им придётся ждать примерно месяц. Так что больше похоже на то что NASA не «тянет за уши» SpaceX, а наоборот «придерживает» их чтобы на их, чтобы на их фоне не выглядел так блекло Boeing (которым денег отсыпали в 1,5 раза больше).


                1. striver Автор
                  14.12.2018 21:37

                  Да, я помню дату, 24-е августа. Я очень расстроился, потому что у меня тогда планировался отпуск, где бы я не увидел прямую трансляцию пуска. Но, как оказалось, я ничего не пропустил.

                  Так что больше похоже на то что NASA не «тянет за уши» SpaceX, а наоборот «придерживает» их чтобы на их, чтобы на их фоне не выглядел так блекло Boeing (которым денег отсыпали в 1,5 раза больше).
                  Это я так… предположил… просто если сравнивать темпы СпейсЭкс и других конкурентов, то тянут за уши Боинг… к тому же, они свои, уже более полувека сотрудничают.


  1. p-oleg
    14.12.2018 09:59

    Какой чудовищный перевод.


    1. Gl_Proxy
      14.12.2018 18:23

      Дайти примеры, пожалуйста, что имеется ввиду? Перевод двух сообщений из текста или вся статья?


      1. p-oleg
        14.12.2018 18:32

        Навскидку:

        … намекнули, что они уверенны в том, что последние проверки пройдут успешно до дат пуска, и это приблизительно значит «Как можно скорее».
        Теоретически, мнение Брайденстайна, главы NASA, можно рассматривать как особое и исключительное, что предположительно можно охарактеризовать, как худший вариант для SpaceX, когда они будут готовы к запуску ДМ-1, если окончательные проверки пройдут очень плохо.
        Комментарии Брайденстайна и Коэнигсманна стоит изучить более детально, ненавязчиво, но недвусмысленно указывается на различия во мнениях специалистов NASA и SpaceX, которые не становятся достоянием общественности. На вопрос о предположении Брайденстайна, что ДМ-1 может еще немного сместится, Коэнигсманна ответил скептически, но спокойно:

        На мой взгляд, по-русски это звучит как-то коряво.
        Ну и в целом во всей статье многие фразы построены как-то неестественно.


        1. striver Автор
          14.12.2018 21:53

          Возможно, моя ошибка состоит в том, что я пытаюсь сделать чуть ли не дословный перевод, а Тесларати крайне недружелюбно пишут. Первое предложение (в итоге уже абзац) — тому пример. Я бросал этот перевод раз 5 за 3 дня через это 1-е предложение. Нет особых проблем сделать литературный перевод. Но, очень часто встречал неточности, ибо даже 1 упущенное слово меняло смысл.


      1. arkamax
        14.12.2018 19:30

        Я не говорю свободно на немецком, но Коэнигсманн я бы скорее транскрибировал как Кёнигсманн (https://de.wikipedia.org/wiki/Hans_Koenigsmann), oe обычно было «расшифровкой» o, что обычно транскрибируют как «ё».


        1. striver Автор
          14.12.2018 19:39

          Это если бы «о» умляут, то Кьоэнигнсманн. В данном случае, читается по-русски как написано.


          1. vassabi
            14.12.2018 20:35

            вот например тут (а это все-таки не просто какая-то тусовка, а НАСА) его имя и фамилию произносят как «Ханс Кюнигсман»


            1. striver Автор
              14.12.2018 21:09
              +1

              В этом плане, американцы — не авторитеты (Они говорят ВольксВаген), ибо он немец. Послушайте как они озвучивают славянские фамилии. Петров/Иванов — еще полбеды. Попросите американца прочитать фамилию Достоевский. Боюсь, что вам не понравится их вариант. Так вот. В английском такой рад букв они просто игнорят выговором всех звуков. Под руку попалось название Boeing — Боинг (/?bo?.??/) — намека на «е» даже нет. Лучше посмотреть в сторону Koenigsegg CCR — это уже ближе. То, возможно уже тогда использовать ое, как о умляут и говорить Кьонигзманн. Лично я ориентировался на последнее видео, что с ним было. Да и еще не забыты знания немецкого, чтоб забыть как читаются слова. А еще лучше пригласить тех, кто обитает в тех краях. Вроде, kababok сможет рассудить, если будет не против.

              Ханс
              Ну, это уже Ганс или Ханс… в наших краях устоялся Ганс.


              1. kababok
                14.12.2018 23:09

                Тут такое:

                1. Акустически — немцы говорят, конечно, весьма близко к нашему «Х», только мягко-приглушённее.

                2. При этом есть, с одной стороны, более удобные для конкретного языка версии перевода-транскрипции — нас же как-то не смущает, что «Москоу» — она, вообще-то, на самом деле «Москва», так же? :)

                3. И есть ещё, с другой стопоны, принцип благозвучности… Я, конечно, не смею утверждать лично, а специально копать этот вопрос некогда, но передачу латинского «Н» как русское «Г», вполне возможно, решили по одной забавной причине. :)

                Ибо как-то забавно будут звучать Херакл, Херкулес, Хермиона, херцог и каждый мужчина, он не просто какой-то там мущщина, а действующий херр! :)

                Мне лично очень версия с Хераклом нравится — сразу появляются могучие былинные черты, дружба с Муромцем и Никитичем и вот это всё.


                1. striver Автор
                  14.12.2018 23:14

                  Та с этим не так сложно. Вопрос в другом — Koenigsmann, как товарища фамилию правильно прочитать?


                  1. kababok
                    14.12.2018 23:38

                    По-немецки — «Кёнигсманн» или «Кьонигсманн», если «более иностранного» написания хочется.

                    Это, собственно, того же происхождения, что и бывший Кёнигсберг. :)


                    1. striver Автор
                      14.12.2018 23:47

                      Так там «о» умляут. А у Ганса без точек над «о»… или же это просто упрощение?


                      1. kababok
                        15.12.2018 00:04
                        +1

                        "о умляут", которое "o" — это на самом деле упрощённое современное написание сплетённых "ое" из средневековья.


                        Поэтому в немецком языке, если нет клавиатуры с точками вверху для умляутов — пишут с "е", т.е. "ae", "ое" и "ue" вместо "a", "o" и "u" — и это даже считается грамотной литературной заменой. :)


                        1. striver Автор
                          15.12.2018 01:07

                          Да, благодарю.


                      1. kababok
                        15.12.2018 00:05

                        Кажется, даже где-то у Тёмы в "Ководстве" где-то есть.


  1. striver Автор
    14.12.2018 22:23

    В поисках видео с Hans Koenigsmann'м в попытке услышать, как произносят его фамилию, попал на вот это

    Congressman Grills SpaceX Over Zuma and Rocket Failures


  1. striver Автор
    14.12.2018 22:54

    Ого

    НАСА только что анонсировала