Ссылка на картинку
Благодаря товарищу Chris (Robotbeat) у нас появилось много ответов от Илона Маска по поводу нового космического корабля от SpaceX. Так, пользователь в твиттере написал сообщение Маску с фотографиями непонятных конструкций в Техасе и спросил, есть ли что нам показать. Как оказалось, идет полным ходом сборка тестовой части Starship. Крайне удачным оказался еще другой пользователь – любитель космоса, Everyday Astronaut. Он задал много вопросов, на которые Маск ответил.
Тезисно о том, что стало известно с твиттов Маска:
В Бока Чика строится часть верхней ступени (она же Starship/BFS), которая будет выполнять тестовые прыжковые полеты. По принципу Кузнечика, на котором отрабатывалась посадка для 1-й ступени Falcon 9.
Этот тестовый корабль делается из нержавеющей стали 300-й серии. Если сравнивать с Atlas'ом, то для текущего корабля используются другие сплавы и новая конструкция/архитектура. При этом Starship устойчив к деформациям, даже когда находиться на стартовом столе не под давлением.
Маск проведет техническую презентацию Starship'а после того, как полетит тестовый корабль (который строится в Бока Чика). Он рассчитывает, что это будет в марте или апреле 2019-го года. Было отмечено, что это раньше, чем планировалось (конец 2019-го года).
Сплавы обшивки и секций делаются подрядчиками по спецификации SpaceX. Литые детали изготавливаются самими SpaceX на их литейном цехе в Хоторне (криогенное охлаждение).
В Сан Педро (в новом помещении, в доках Лос-Анджелеса) делаются секции для Starship (версия mark 1), который будет совершать орбитальные полеты.
Текущий тестовый корабль будет в диаметре 9м, но по высоте ниже, чем должна быть финальная версия Starship. А нижняя часть, разгонный блок Super Heavy будет делаться уже полноразмерным, как по ширине, так и по высоте.
Вывод спутников системы высокоскоростного интернета Starlink первого поколения будет осуществляться на ракета-носителях семейства Falcon (нет уточнения, что именно 9, так что возможны варианты с FH), а второго и старше – на Starship. Также было сказано, что все будущие проекты будут иметь составную часть «Star» или «Link».
Подтверждено, что Raptor – это ракетный двигатель замкнутой схемы с полной газификацией компонентов. Также было сообщено, что были внесены значительные изменения в его конструкцию. Им понадобиться значительное время, чтоб добиться расчетного давления в камере сгорания в 300 бар. Сейчас готовятся к тестам в следующем месяце. Также Маск пожурил ULA за использование РД-180, но отметил его отличные характеристики.
На предложение использовать электрические тубронасосы, ответ был категоричен, потому что нужна огромная мощность, которую не смогут выдать последние. Например, для 1 двигателя Raptor’а нужно 100 тыс. л.с. мощности.
Сам Starship будет в состоянии стартовать с Земли без разгонного блока/1-й ступени (Super Heavy), но без полезной нагрузки (не очень рациональная идея), по причине слишком глубокого гравитационного колодца и толстой атмосферы нашей планеты. Старт же со спутников планет и Марса будет делать сам корабль Starship без ускорителя.
Команда металлургов SpaceX разработала суперсплав SX 500, который должен выдерживать до 827 бар (12000 psi) при работе в горячей газовой среде обогащенной кислородом. При таких условиях почти любой металл загорается как спичка. Их литейный цех почти полностью функционирует, что позволит в скором времени использовать этот сплав для двигателей Raptor’а.
Летом сего года Маск уже сообщал о том, что они работают над этим сплавом.
В дополнение, вот несколько видео с Бока Чика.
И в заключение, нужно понимать то, что если Маск пообещал, то сделает, не факт, что в полном объеме, да и время нужно сдвинуть вправо (EST — не Eastern Standard Time, а Elon Standard Time). То есть, может так получится, что изначальные планы по тестовым пускам таки состоятся в конце года.
На реддите собрали все твитты ответов Маска.
Комментарии (64)
minusnaminus
23.12.2018 14:32+1Вывод спутников системы высокоскоростного интернета Starlink первого поколения будет осуществляться на ракетоносителях Falcon (нет уточнения, что именно 9, так что возможны варианты с FH), а второго и старше – на Starlink.
Может Starship? Хотя, запутаться просто.
Также Маск пожурил ULA за использование РД-170, но отметил его отличные характеристики.
РД-180
Например, для 1 двигателя Raptor’а нужно 100 тыс. л.с. мощности.
Мощность как у силовых установок линкоров времен ВМВ, круто
Новая архитектура Starship'а позволит делать орбитальные запуски с Земли без 1-й ступени (Super Heavy)
Там дальше ещё слова есть, но с этими они не согласуются. Имеется ввиду, что Старшип сможет допрыгнуть до орбиты на своих?striver Автор
23.12.2018 14:40Может Starship? Хотя, запутаться просто.
Всё правильно. Старшип.
РД-180
Вопрос был про 170… вот он меня и ввел в заблуждение, а я проявил инициативу.
Мощность как у силовых установок линкоров времен ВМВ, круто
Ну, это уже не я придумал.Там дальше ещё слова есть, но с этими они не согласуются. Имеется ввиду, что Старшип сможет допрыгнуть до орбиты на своих?
Вроде правильно написал. Сам корабль будет в состоянии стартовать с Земли без разгонного блока/1-й ступени, но без полезной нагрузки.minusnaminus
23.12.2018 15:12Сам корабль будет в состоянии стартовать с Земли без разгонного блока/1-й ступени, но без полезной нагрузки.
Это было бы очень и очень круто. Хоть и слабо в это верится, несмотря на то, насколько корабль огромный.striver Автор
23.12.2018 15:18Это было бы очень и очень круто. Хоть и слабо в это верится, несмотря на то, насколько корабль огромный.
Так, а почему бы и нет. Объем позволяет взять много топлива, а сами двигатели будут мощные, как минимум этот корабль должен быть в состоянии проводить посадки на любых планетах (Земля, Марс + спутники).
Ну, в марте мы такие полеты точно не увидим. Это мини-СШ.minusnaminus
23.12.2018 17:26+1Корабль с ПГО, механизацией крыльев, теплозащитой, кучей иллюминаторов, запасом топлива для посадки и бог знает ещё чем на борту — может оказаться для этого тяжеловат. Впрочем, ждать его, по перечисленным выше причинам, ещё не скоро.
black_semargl
24.12.2018 12:53Насчёт запаса топлива для посадки сказано не было. Как и насчёт прочего на борту.
minusnaminus
24.12.2018 14:42Тогда это сказано эффекта ради. В таком полете смысла не особо. Как если бы сказали, что этой ракетой можно доставить на орбиту полтора десятка слонов.
black_semargl
24.12.2018 16:15Ну да, никто его так запускать не собирается.
Собственно, первая ступень большинства ракет при запуске без всего что сверху тоже вполне на орбиту выходит.minusnaminus
24.12.2018 18:58Вот только из этого заявления выходит, что если корабль переконфигурировать, то получиться SSTO, способный доставит на орбиту людей к примеру — груз ценный и относительно легкий. Можно было бы дешево летать на МКС.
Собственно, первая ступень большинства ракет при запуске без всего что сверху тоже вполне на орбиту выходит.
«Энергия» могла на низкую орбиту выйти и с «Бураном» на горбу. Речь вроде идет про вторую ступень — Starshipblack_semargl
25.12.2018 09:08То что может стартовать с грунта это первая ступень, даже если в другой ракете она используется как вторая. Вторая ступень как правило имеет недостаточную тягу чтобы поднять собственный вес поэтому выход её на орбиту невозможен.
SSTO… да, можно — но зачем? выгоднее использовать для вывода ПН с разгонным блоком на суборбитальную — тонн 40-50 где-то на НОО.
Ollrite888
23.12.2018 18:12Интересно было бы узнать: а стоит там радиационная защита, а то коменты такого рода приводят в замешательство:
Корабль с ПГО, механизацией крыльев, теплозащитой, кучей иллюминаторов, запасом топлива для посадки и бог знает ещё чем на борту
А, СЖО там имеется и какого типа? Также, очень больной для американцев вопрос: наличие туалета!Belking
23.12.2018 18:26>> А, СЖО там имеется и какого типа?
Вы как то далеко заходите в обсуждении прототипа. Цель ракеты, собираемой в эти минуты, заключается лишь в отработке взлёт-посадок на полигоне в Техасе. В будущем, очевидно, планируется, пока не разглашается.
striver Автор
23.12.2018 18:32Также, очень больной для американцев вопрос: наличие туалета!
В 2016-м году, на одной конференции были подобные вопросы, но перед этим уже был такой зашквар с не очень корректными вопросами, что этот просто проигнорировался. Как вариант, что-то да придумают. Ибо в облет полетит миллиардер, он дал бабло и будем им подсказывать чего он хочет и за что заплатил бабло. И скорее всего захочет еще нормально помыться. Так что, есть шанс.thatsme
23.12.2018 18:51> захочет еще нормально помыться
В невесомости?striver Автор
23.12.2018 19:06Были разработки ранее (не могу найти нужные ссылки). Но влажные салфетки лучше на МКС. Однако, СШ — это дальний полет на Марс, там должны быть такие удобства. Поэтому я считаю, что могут что-то да придумать, чем просто салфетки. Да, если будут задержки по этой причине, то могут и отказаться.
cheburen
24.12.2018 06:55В невесомости, в душе мылись ещё на советских салютах, но расход воды и вес установки делают этот процесс весьма дорогим, поэтому сейчас пользуются влажными салфетками. Помыться в невесомости, принять душ, это незабываемый опыт, такие ощущения невозможно повторить на земле в принципе, вода не успевает сделать то на что способна в невесомости :)
Ollrite888
23.12.2018 23:25Как вариант, что-то да придумают. Ибо в облет полетит миллиардер, он дал бабло и будем им подсказывать чего он хочет и за что заплатил бабло.
Дело не в деньгах. Вот на МКС у американцев постоянно туалет ломается, а на этот туалет было выделено куча бобла и организован целый отдел. Американцы сняли целый фильм про это и ещё. Называется фильм: «10 причин не летать в космос».striver Автор
23.12.2018 23:39Дело не в деньгах.
Возможно так и есть.Вот на МКС у американцев постоянно туалет ломается, а на этот туалет было выделено куча бабла и организован целый отдел.
Банальщину скажу, но на ULA тоже не мало бабла направляется, а вот Спейсы дешевле это делают в раза 4.
В целом, не особо большая проблема не помыться 2 недели и ходить под себя в подгузники. Это не самое страшное. И не особо приоритетное занятие. Однако, для длительных полетов, без этого не получится.
oleg_go
24.12.2018 03:44У американцев на МКС стоит туалет российского производства. Говорите часто ломается?
Crevice
23.12.2018 19:09"(что является бессмысленно)" — сбой гугл-транслятора?
striver Автор
23.12.2018 19:19Что самое смешное, там ничего сложного нет, чтоб загонять в гугл для перепроверки, лишь отдельные слова и терминология, а гугл для этого не подходит, нужны специализированные словари. Но фраза была простая, и показалось, что фраза была нормальной. Переписал, возможно стало лучше.
qnxunx
23.12.2018 20:50-2На кустарщину похоже, из палок и говна под открытым небом собирают, топливо: кишечные газы техасских коров. ПН БФР упала до 100 тонн из за использования металла вместо углепластика?
striver Автор
23.12.2018 21:04+3На кустарщину похоже, из палок и говна под открытым небом собирают, топливо: кишечные газы техасских коров
Да, Маск и ко тем и отличаются, что из мусора делают не плохие вещи. Чем не повод поздравить их инженеров.
ПН БФР упала до 100 тонн из за использования металла вместо углепластика?
Ну, как минимум, они уменьшили размеры. У вас есть все данные, чтоб сравнить ТТХ при использовании металлов и углепластика?
pansom
24.12.2018 15:11-1Тут набежали свидетели Илона. К разуму их взывать бесполезно. Я то сам какбы восхищаюсь им, но блин здравый смысл никто не отменял. То что на фото на ракету явно не смахивает.
От себя предположу что то что на фото это корпус своеобразного ангара внутри которого будут возводить ракету. Вы верно указали, никакой здравый человек под открытым небом ракеты не строит.striver Автор
24.12.2018 15:13Ни разу в детстве не складывали конструктор?
pansom
24.12.2018 16:04Вы понимаете разницу между конструктором и ракетой под открытым небом где детали подгоняются с точностью до микрона? Вы ни разу не видели фото из ангаров где спутники и ракеты собирают? Посмотрите и задайтесь целью выяснить для себя отчего это они в «костюмах» таких.
Belking
24.12.2018 16:09А разве реюзабилити не как раз об этом? Быть способной работать после тотального предварительного надругательства?
striver Автор
24.12.2018 16:13Так это не будет орбитальный полет. Это будет похоже на проверку работы двигателей и возможности зависания и посадки. То, что будет летать на орбиту, делается в доках Лос-Анджелеса.
pansom
24.12.2018 16:26Не ну если они просто испытают поднять «корпус» и опустить то норм.
Внизу картинка есть где корпус и это этакая «гильза» на ракетоносителе, так то да они могут тупо испытать подъём «веса» и уж тут задача этого «веса» не развалится раньше времени.
Тогда как говорится ой и я согласен.
Tyusha
23.12.2018 21:59+2Прототип-то советскийCybertrn
23.12.2018 23:56Маск проведет техническую презентацию Starship'а после того, как полетит тестовый корабль (который строится в Бока Чика). Он рассчитывает, что это будет в марте или апреле 2019-го года. Было отмечено, что это раньше, чем планировалось (конец 2019-го года).
Как не хотелось бы этого, но в твитте Маска нет слов о полете, там только обещана полная техническая презентация после завершения постройки тестового корабля в марте/апреле.striver Автор
23.12.2018 23:57+1Чего же нет? - естьCybertrn
24.12.2018 00:58Супер, будем ждать! Виноват, по диагонали прочитал.
Кстати, возможность SSTO даже без полезной нагрузки — это очень круто.
Появляется возможность возвращать с орбиты достаточно большие объекты.striver Автор
24.12.2018 01:05Кстати, возможность SSTO даже без полезной нагрузки — это очень круто.
Тут возникают вопросы, дотянет ли она сама просто до орбиты, а вот возврат — это уже сомнительно, на пустых баках, лучше даже не пробовать.
Появляется возможность возвращать с орбиты достаточно большие объекты.
SomaTayron
24.12.2018 10:38300 серия — это видимо 321 сталь? (12-08Х18Н10Т). Сложно сказать, насколько разумно. На термощит ее не желательно (до 800 и плоховато отводит температуру), ее хорошо на нижние фланцы, для крепления щита. В остальном она вроде как нелогична — можно медицинскую 201 (12Х15Г9НД) — и дешевле и лучше теплопередача. Но выбор конечно за ними.
А вот что несколько удивило — так это про 300 атм. Они стабильно дошли только до 200, хотели бы 250, но никак на долгих прожигах стабильно не выходит. А уж 300 выглядит как явный рекламный ход, даже без запаса цель малодостижима — проблема с «кислым газом» (остается хоть для керосина, хоть для метана). Нет, гипотетически конечно достичь можно, но тяговооруженность упадет из-за дополнительной обвески. Хотя, может красивый понт будет дороже рациональности. Тут в мысли не залезтьstriver Автор
24.12.2018 10:43даже без запаса цель малодостижима — проблема с «кислым газом» (остается хоть для керосина, хоть для метана).
Ну, это тоже получается рекламный ход.
Команда металлургов SpaceX разработала суперсплав SX 500, который должен выдерживать до 827 бар (12000 psi) при работе в горячей газовой среде обогащенной кислородом.
SomaTayron
24.12.2018 11:44Вообще то да. Вы же сами цитировали Маска (кажется в PVSM попадалось), что сплав вещь хорошая, только вот «Needed for ~800 atmosphere, hot, oxygen-rich turbopump on Raptor rocket engine». А как раз с турбонасосом и начинаются проблемы )))
А инконели конечно хорошие сплавы, только есть и минус — они не терпят удары. Наиболее жаропрочные из них идут с механическим легированием и при резкой смене давления идут микротрещины как раз той самой поверхностной пленки. Так что отсылка к аустенитам это скорее действительно рекламный ход с целью отвлечения внимания от причина отказа от углепластика — наверное и сами читали на реддите обсуждения )))striver Автор
24.12.2018 12:15А инконели конечно хорошие сплавы, только есть и минус — они не терпят удары.
А ракеты то с расчетом на многоразовость. Без ударов никак.SomaTayron
24.12.2018 13:20О том и говорю, тут решение довольно спорное. Может логичнее улучшить охлаждение и обрабатывать не поверхностным легированием, а объемным — тут и в температурные рамки можно влезть и обезопасить механически — правда ПН снизится из-за смены охлаждения.
Хотя, за идеи там есть кому деньги получать, не будем подсказывать )))
Belking
24.12.2018 11:25>> Хотя, может красивый понт будет дороже рациональности. Тут в мысли не залезть
Не хватает только «тогда и поговорим», чтобы комментарий представлял собой типичный «профессиональный» разбор технологий Space X.striver Автор
24.12.2018 11:42Не, ну на самом деле Маск же сказал, что им еще работать и работать.
Belking
24.12.2018 12:00>> ну на самом деле Маск же сказал, что им еще работать и работать.
На самом деле то это и интересно. Вот есть анонс ITS -> следом идет анонс BFR -> следом идет анонс Heavy Metal BFR и не успевает появится "->", как уже люди фотографируют отдельные части этого прототипа, чуть ли не готовые к сборке.
SomaTayron,
>> вообще то так и есть — одно дело говорить о желаниях, другое о реализации
Мне кажется что в случае со Space X речь идет ни о желаниях, ни о реализации, а о хардкорном прототипировании. Меня больше всего поражает как они при таком подходе умудряются быть экономными… Работа сразу идет на конечный продукт, а способность к изменениям просто поражает воображение.
Как там, кстати, Senate Launch System, или Российский ядерный буксир поживают? Во что успели вылиться желания?SomaTayron
24.12.2018 13:35С буксиром все двигается вроде нормально, хотя уже требования повышают. Сами знаете, у нас не слишком разговорчивы до самого конца )
Ну, а мерлин изначально был слишком просажен в первой ступени ясно было, что есть куда расти. Тут другое удивляет — пакетировать такое количество движков. По охлаждению выигрыш, а основной масс проигрыш — вроде паритет, но вероятность отказа все равно растет. Но, это опять же выбор разработчика, сможет ли удержать низкую аварийность при повторном использовании. Если да — честь и хвала (хотя наверное все же на бу будут грузовики, пилотируемые на новых)Belking
24.12.2018 13:44>> Сами знаете, у нас не слишком разговорчивы до самого конца
Ну не знаю, «у нас», которое имеете ввиду Вы, было еще в Союзе, с тех пор всё только оправдывали молчанием.
>> это опять же выбор разработчика
И что немаловажно — разработчика-частника. Из минусов только — разработчика-частника фанатеющего от режима работы «выпустить продукт или умереть»)
>> Если да — честь и хвала (хотя наверное все же на бу будут грузовики, пилотируемые на новых)
Как бы парадигма то не сдвинулась в другую сторону — мол новая ракета менее надежна, т.к. ещё не испытана на реальных нагрузках.
SomaTayron
24.12.2018 11:45ну, вообще то так и есть — одно дело говорить о желаниях, другое о реализации. Так много говорилось об углепластике — а в итоге красивая идея умерла в тишине.
striver Автор
24.12.2018 14:14Ответ Маска по поводу углепластикаSomaTayron
24.12.2018 14:51По баку в общем не секрет. Фалькон идет по советской школе сборки/транспортировки (горизонталка), когда корпус одновременно рассчитывается как на мидельное давление, так и горизонтальное. Так что оставалось 3 варианта — переделывать в классическую американскую «вертикалку», отказаться от углепластика ради большей жесткости в горизонтальном положении или же взять «вариант Куру», то есть часть носителя по американской школе, часть по советской. Все же решили остановиться на втором.
Кстати, это не означает, что тот же Безос не пойдет на этот эксперимент. Хотя, опять же — смотря что сочтут целесообразнее.striver Автор
24.12.2018 15:01Кстати, это не означает, что тот же Безос не пойдет на этот эксперимент. Хотя, опять же — смотря что сочтут целесообразнее.
Безос вообще молчит. Что они там делают — поди знай.
Фалькон идет по советской школе сборки/транспортировки (горизонталка),
Я о баке для БФР.
MPaul
Это что за гугл-транслейт такой? «делается с нержавеющей стали» «ракетоносителях» «использовать этот сплав на двигателях»