Компания Tesla занимается разработкой и внедрением систем необходимым для автономного вождения транспортных средств, т.н. автопилоты. В настоящее время, эти системы на ранней стадии своей разработки и требуют от водителя постоянного контроля. Для 4-5 уровня автономии нужны лучшее алгоритмы поведения и распознавания окружающей среды, в том числе используя спутниковую навигацию.
В этом патенте раскрываются подробности систем и методов, которые помогут улучшить позиционирование автомобиля на дороге.
Вот как Тесла описывает предпосылки для разработки этой системы.
Множество навигационных спутников передают множество сигналов на приемник, таким образом, что на основе этих сигналов приемник в состоянии определить свое положение с определенной точностью. Некоторые факторы, такие как расположение спутника, блокировка сигнала, ионосферное возмущение, состояние атмосферы, и другие — влияют на сигнал таким образом, что точность местоположения приемника снижается.Так же раскрываются изобретения, которые улучшат точность позиционирования путем определения и применения смещений (исправлений) различными способами или посредством совместного использования необработанных данных позиционирования между множеством устройств, где, по меньшей мере, один знает свое местоположение достаточно точно, для использования в дифференциальных алгоритмах.
Например, смартфон со встроенным приемником может определить свое местоположение с точностью до 5 метров. Точность позиционирования может ухудшаться, когда устройство находится в непосредственной близости возле зданий, мостов, деревьев и других сооружений. И если точность и качество сигнала может быть достаточна для некоторых приложений, то более высокая желательна для других приложений, включая автономное вождение. Соответственно, в связи с этим возникает необходимость обеспечить лучшую точность позиционирования, несмотря на разные факторы, которые ухудшают качество сигнала с навигационных спутников.
Пример технологий:
- станция системы координат (ССК), которая передает автомобилю данные о смещении позиционирования;
- станция системы координат, которая вычисляет и раздает набор параметров (смещение/поправки) для различных ошибок при получении сигнала, связанные с атмосферой, орбитой и часами;
- станция системы координат, которая передает необработанные данные со спутниковой системы навигации (ССН/ GNSS), чтобы транспортное средство могло устранить ошибки с помощью вычисления разностей или других вычислений.
Например, смещение может быть позиционным смещением, то есть фактическим смещением, корректировка смещения через спутник или множество спутников, смещение транспортного средства сгенерированное необработанными данными, когда транспортное средство не обменивается сигналами с базовой станцией или при других условиях.
Так же такой станцией (ССК) может выступать другой автомобиль, который может принимать, обрабатывать и передавать данные на другие автомобили. То есть, системы постоянно находится в поиске лучших данных касательно позиционирования транспортных средств и стационарных объектов. У кого меньше всего погрешностей, тот сигнал берется как лучший и уже на его основе вычисляются координаты текущего автомобиля.
Из этого получается некая спутниковая навигация на земле без участия спутников. Самое простое, что приходит в голову, так это поездки в тоннелях. Потому что получить сигнал со спутника через слой грунта и бетона – практически бесполезное занятие.
Схематический чертеж интеграции транспортного средства в этой системе
Так же эта система предусматривает использование автомобилей других производителей, в том числе автомобилей с ДВС, оборудованные радарами и лидарами (которые Маск не признает, и считает тупиковый веткой развития автопилотов).
В настоящее время Тесла использует спутниковую навигацию, для автопилота в режиме навигации по карте. Однако такая навигация лишь определят маршрут и может выбрать полосу для движения на той или иной транспортной развязке. Сам же автопилот ориентируется на разметку. Текущие автопилоты могут не правильно оценить ситуацию и распознать стену или же обрыв как обычную полосу и просто поехать прямо, что может привести к фатальному исходу.
Желающие ознакомиться с полным описанием патента, могут его найти здесь .
Комментарии (38)
sith
09.12.2018 19:36+1и лидарами (которые Маск не признает, и считает тупиковый веткой развития автопилотов)
Лидар не работает в снег/дождь. В Лос-Анджелесе — не проблема. В Ванкувере/Ситэле прогноз погоды предсказывает на ближайшие пару недель ежедневный дождь (он и сейчас идёт) — это типично для местной зимы.
Маск в данном случае прав.stardust1
09.12.2018 21:12Ещё в 2016 писали, что лидар может работать в снег/в дождь:
qz.com/637509/driverless-cars-have-a-new-way-to-navigate-in-rain-or-snow
А Маск их не ставит, так как его Тесла будет стоить намного дороже.striver Автор
09.12.2018 21:26А Маск их не ставит, так как его Тесла будет стоить намного дороже.
Не первый раз в истории есть случаи, когда приходилось искать более дешевые варианты, и это приводило к интересным результатам. Не вижу ничего плохого в том, что есть разные подходы к решению одной и той же проблемы. В итоге могут выиграть все от конкуренции.
Andriy1218
09.12.2018 21:31Главный аргумент, который выдвигал Маск, заключается в том, что лидары создают один одному помехи. Когда они установленные на небольшом количестве машин, то все работает нормально. Но вот когда они будут на миллионах машинах, то в городах их эффективность будет стремится к нулю.
stardust1
09.12.2018 23:06На счёт помех не слышал от Маска. Да и сомнительно это, так как все другие делают ставку на лидары (не только на них конечно). А Маск говорил про лидары, что они «expensive, ugly and unnecessary» и проблему автономности можно без них решить с помощью камеры и радара.
Andriy1218
10.12.2018 00:33Musk is convinced that the lidar-less road is the right one to take, but he did crack the door open to the possibility that he is mistaken. “Perhaps I’m wrong, in which case I’ll look like a fool, but I’m quite certain that I’m not.”
Ну Маск пока не отказывается от своих убеждений. Хотя он славится своей самоуверенностью. Если в ближайшем будущем лидары значительно подешевеют и улучшатся, то вероятно и на Теслу вероятно их поставят. В общем, время покажет.Murmurianez
11.12.2018 14:19Сейчас они уродливые потому что это большая оптическая система которую нужно на очень видное место ставить. Но сейчас какая-то контора разрабатывает лидар на чипе — это исправит все эти проблемы (но, возможно принесёт новые), так что компании, которые используют текущие решения смогут использовать свои алгоритмы и достижения
Ilia001
09.12.2018 21:17Странно, что нормальной статье ставят минусы.
Секта хейтеров Маска несёт дежурство.
striver Автор
09.12.2018 21:23Возможно криво написана. Я попытался правильно описать в общем то, о чем патент. Честно говоря, при обсуждении перспектив автопилотов, ни разу не подымалась тема позиционирования текущего автомобиля за счет других автомобилей и зданий. Это у меня вызвало определенный интерес.
idiv
09.12.2018 23:44Честно говоря, при обсуждении перспектив автопилотов, ни разу не подымалась тема позиционирования текущего автомобиля за счет других автомобилей и зданий. Это у меня вызвало определенный интерес.
В самом патенте указано, что данный патент полностью похож на патенты от General Motors 2013 года, от Autoliv 2015 года и частично похож на патент Audi от 2013 года (там чистый V2V, хотя введение про неточность чистой спутниковой навигации о том же), и это только найденное за время патентного поиска. Если копнуть глубже, то есть патенты подобных концепций да 2010 года, где целый комплекс Car2X описывается с описанием сколько информации и с кем обмениваться нужно. В общем тему уже давно пережевали и сейчас тот же ЕС озабочен разработкой единого стандарта, чтобы не было на рынке несовместимых систем.striver Автор
10.12.2018 01:24Хорошо, еще вопрос. Есть примеры применения этого всего чуда, или же идеи пылятся на полочке?
idiv
10.12.2018 21:03Пока нет в случае уличного транспорта, так как это очень непростая задача. Во-первых, нужно решить, какие данные передавать, а во-вторых, стандарт должен быть расширяемым но при этом компактным, в-третьих, нужно выбрать к программному комплекту подходящее оборудование и частоты. И все это не для отдельно взятых стран, а сразу для нескольких.
Jef239
10.12.2018 00:28Очень кривой патент, пожалуй тоже заминусую. Непонятно, в чем новизна решения. RTK давно известна, PPP тоже, про DGNSS и говорить нечего.. Уточнить координаты стоящего автомобиля по машинному зрению + карте, а потом передать поправки? Ну эта идея не стоит патента, это секрет полишинеля.
Так что цель патента — непонятна, возможно — это защита от патентных троллей, патентующих очевидные вещи. Или тролинг собственной персоной. Или внутри есть что-то неочевидное.
ни разу не подымалась тема позиционирования текущего автомобиля за счет других автомобилей и зданий.
Ну что вы. Вот интересная модель исключения многолучевости по SNR от Uber, а вот крутая идея о том, что все мы немножко трамваи.
А вот и очень перспективная штука — дешевый двухчастотный приемник от Broadcom. Скрестить его с технологией Uber — и будет точность 30 см СКО. Впрочем, Broadcom бахвалится, что такая точность у него уже есть. Вот только неясно где — в зоне действия QZSS или нет.
P.S. Дешевый двухчастотник — это переворот в автомобильной навигации, это прямое определение полосы, по которой едет машина. «Дешевый» — это цена навигатора до 10 тысяч рублей.striver Автор
10.12.2018 01:23Очень кривой патент, пожалуй тоже заминусую. Непонятно, в чем новизна решения. RTK давно известна, PPP тоже,
Хорошо, на сколько я понимаю, эти технологии используются для стационарных объектов. Или же они применяются, например, на транспорте?
Так что цель патента — непонятна
Исходя из вышеизложенного, то цель такая — использование на автомобилях, в динамике.
возможно — это защита от патентных троллей, патентующих очевидные вещи
Ну, Тесла чем-то делится. К тому же, зачем делать ссылки на автомобили с ДВС, которых и близко в помине не будет у них.Ну что вы.
Странно, но я не видел этой темы.
Jef239
10.12.2018 01:47В сельхозтехнике RTK и PPP применяются лет 10-15. Как пример продающейся системы — посмотрите на приемник AGI-4 от Topcon. Поправки OmniStar — это примерно PPP-float, а RTK там напрямую упомянут.
Ну вот вам наш RTK на автомобилеJef239
10.12.2018 00:34А можно уточнить, что нормального в статье?
P.S. Я как раз спутниковой навигацией занимаюсь, в том числе автовождением сельхозтехники.
striver Автор
09.12.2018 22:31Чуть не в тему, но в продолжение.
Апдейты по ПО автопилота от Маскаvassabi
10.12.2018 02:30если они смогут сделать, чтобы теслы позиционировались в потоке относительно друг друга, и вели себя как стая, то значит патент был зарегистрирован не зря.
Тогда и светофоры будет легче автономно распознавать и позиционировать (передавая по цепочке) и скорой с полицией уступать полосу…striver Автор
10.12.2018 09:40Тогда и светофоры будет легче автономно распознавать и позиционировать (передавая по цепочке) и скорой с полицией уступать полосу…
Это наверное другое — распознание светофоров, но в совокупности — приближение к 4-5 уровню автономии.vassabi
10.12.2018 11:42я в тексте патента больше обратил внимание не на «позиционирование» а на «другие машины».
То есть — вместо развертывания сети дополнительной инфраструктуры на дорогах (передатчики RTK, радиометки светофоров\знаков на дорогах и т.д.), использовать существующие и уже ездящие (или стоящие в гараже\на парковке) автомобили.striver Автор
10.12.2018 11:57Ну так да, эти стационарные точки… их нужно очень много. Думаю, что будут ставиться в местах, где есть большие проблемы с приемом.
chnav
10.12.2018 12:56+1Пример технологий:
— станция системы координат (ССК), которая передает автомобилю данные о смещении позиционирования;
Эту технологию (поправки с базовой станции в виде delta_Lat, delta_Lon, delta_Height) пытались применять на заре GPS в 80-90-e, оказалась слишком малая корелляция между ровером и базой и в общем случае позиция не улучшалась, а наобророт, ухудшалась. Учитывая что в городе наблюдаемое созвездие у каждого приёмника может отличаться то выгоды от этого абсолютно никакой.
Поэтому основной технологией в 90-е были дифференциальные поправки в формате RTCM v2 (коррекция дальности по каждому спутнику отдельно), она идёт вторым пунктом в статье
— станция системы координат, которая вычисляет и раздает набор параметров (смещение/поправки) для различных ошибок при получении сигнала, связанные с атмосферой, орбитой и часами;
Незаслуженно забытая в наше время технология. В Европе тех лет, конкретно в Голландии, стояли гражданские базовые станции, передающие поправки в FM-диапазоне. Пользователь мог купить приёмник с демодулятором и за небольшую абонентскую плату иметь более точные координаты (5 метров против 100м при включенном SA). Причем в то время гражданские приёмники были 6-8 канальными, представьте какой прирост качества будет сегодня при наблюдении 15-20 спутников.
В наше время замечательным каналом связи мог бы быть, например, RDS от любой радиостанции, насколько я помню там битрейт 1200 или 2400, более чем достаточно для RTCM v2.
— станция системы координат, которая передает необработанные данные со спутниковой системы навигации (ССН/ GNSS), чтобы транспортное средство могло устранить ошибки с помощью вычисления разностей или других вычислений.
Одним из подвидов этого решения является пресловутый RTK. Крайне привередливый режим, очень чувствительный к уровню сигнала, плохо работающий в плотной застройке и даже под кронами деревьев. Проехал под мостом? Инициализация сорвалась, начинай по-новой. Доверять этому режиму можно только автопилот на тракторе в чистом поле или судно, когда вокруг никого нет.
НО — вторым подвидом этого (из цитаты) решения является обычный дифф.режим по кодовым измерениям, он будет чуть лучше по качеству чем RTCM v2, однако требует канал связи на порядок толще.
Короче всё придумано до Маска, так в чем же суть патента? Сначала я подумал что автомобили могут выступать в роли ретрансляторов данных от базовой станции, увеличивая зону покрытия. Но нет — на диаграмме нарисовано что корректирующая информация передаются с сервера на автомобиль, он что-то с ними делает и посылает обратно на сервер.??? Какую полезную информацию может передать движущийся автомобиль? И- во-вторых это означает необходимость двустороннего канала связи, что гарантированно ведёт к усложнению системы и её зависимости от условий связи. Очень много непонятного.
odiemius
Они там что, в америце, хабр читают? :)
striver Автор
Есть те, кто живет и работает в США, а еще те, кто работает в Тесле.