Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций опубликовало законопроект о цифровых профилях россиян.
Согласно тексту, цифровой профиль является «совокупностью сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации».
Документ вводит понятие идентификатора — «уникального обозначения сведений о лице, необходимого для определения такого лица путём применения технических и (или) технологических способов».
Вводятся также понятия идентификации, аутентификации лица и «инфраструктуры цифрового профиля». Указано, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ, согласие гражданина на получение сведений о них с использованием инфраструктуры цифрового профиля не требуется.
Сведения о гражданах и юридических лицах, хранящиеся в инфраструктуре цифрового профиля, предоставляются в него и обновляются в автоматическом режиме государственными органами, организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Инфраструктура цифрового профиля обеспечивает следующие функции:
Государственные органы, организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны предоставлять в инфраструктуру цифрового профиля и обновлять указанные сведения на постоянной основе в срок, не превышающий 15 секунд с момента внесения изменений в соответствующие сведения.
Запросы организаций на получение сведений о гражданах и юридических лицах с использованием инфраструктуры цифрового профиля осуществляются как на безвозмездной, так и на возмездной основе. Случаи, размер и порядок осуществления платежей за направление соответствующих запросов вправе установить правительство.
Лицом, которое подтверждает верность идентификатора или ранее проведённой идентификации и аутентификации лица, могут выступать только:
Законопроект также вносит изменения в федеральный закон «О персональных данных». Она дополняется пунктом следующего содержания:
Несколько изменений с упоминанием электронных идентификаторов вносятся также в законы «О связи» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Месяц назад правительство сообщило, что к 2021 году россияне смогут пользоваться цифровым предоставлением социально значимых госуслуг. Платформа цифрового профиля будет создана к 2023 году.
Есть вероятность, что к этому времени будет также разработана платформа для электронного голосования на президентских и парламентских выборах, что позволит увеличить явку избирателей. Опыт Эстонии показал, что голосование через интернет увеличивает активность молодых избирателей.
Согласно тексту, цифровой профиль является «совокупностью сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации».
Документ вводит понятие идентификатора — «уникального обозначения сведений о лице, необходимого для определения такого лица путём применения технических и (или) технологических способов».
Вводятся также понятия идентификации, аутентификации лица и «инфраструктуры цифрового профиля». Указано, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ, согласие гражданина на получение сведений о них с использованием инфраструктуры цифрового профиля не требуется.
Сведения о гражданах и юридических лицах, хранящиеся в инфраструктуре цифрового профиля, предоставляются в него и обновляются в автоматическом режиме государственными органами, организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Инфраструктура цифрового профиля обеспечивает следующие функции:
- Идентификация и аутентификация физических и юридических лиц.
- Доступ к цифровому профилю и предоставление сведений, входящих в цифровой профиль, в электронной форме физическим и юридическим лицам.
- Предоставление и обновление по запросу государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и иных организаций сведений о физическом или юридическом лице, содержащихся в цифровом профиле, в том числе содержащихся в государственных информационных системах, информационных системах организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
- Получение и отзыв согласия на обработку персональных данных граждан и сведений о юридических лицах в случаях, предусматривающих получение сведений о гражданине или юридическом лице с использованием инфраструктуры цифрового профиля.
- Предоставление сведений для формирования запросов на получение государственных и муниципальных услуг или исполнение государственных и муниципальных функций.
- Хранение сведений о гражданах и юридических лицах, в том числе результатов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации.
Государственные органы, организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны предоставлять в инфраструктуру цифрового профиля и обновлять указанные сведения на постоянной основе в срок, не превышающий 15 секунд с момента внесения изменений в соответствующие сведения.
Запросы организаций на получение сведений о гражданах и юридических лицах с использованием инфраструктуры цифрового профиля осуществляются как на безвозмездной, так и на возмездной основе. Случаи, размер и порядок осуществления платежей за направление соответствующих запросов вправе установить правительство.
Лицом, которое подтверждает верность идентификатора или ранее проведённой идентификации и аутентификации лица, могут выступать только:
- кредитные организации, операторы подвижной радиотелефонной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
- операторы государственных информационных систем;
- иные организации, установленные правительством.
Законопроект также вносит изменения в федеральный закон «О персональных данных». Она дополняется пунктом следующего содержания:
«5.1 При обработке персональных данных с использованием инфраструктуры цифрового профиля, если требуется согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, субъект персональных данных дает согласие на их обработку в инфраструктуре цифрового профиля в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Отзыв такого согласия осуществляется субъектом персональных данных в инфраструктуре цифрового профиля».
Несколько изменений с упоминанием электронных идентификаторов вносятся также в законы «О связи» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Месяц назад правительство сообщило, что к 2021 году россияне смогут пользоваться цифровым предоставлением социально значимых госуслуг. Платформа цифрового профиля будет создана к 2023 году.
Есть вероятность, что к этому времени будет также разработана платформа для электронного голосования на президентских и парламентских выборах, что позволит увеличить явку избирателей. Опыт Эстонии показал, что голосование через интернет увеличивает активность молодых избирателей.
Минутка заботы от НЛО
Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:
Как написать комментарий и выжить
- Не пишите оскорбительных комментариев, не переходите на личности.
- Воздержитесь от нецензурной лексики и токсичного поведения (даже в завуалированной форме).
- Для сообщения о комментариях, нарушающих правила сайта, используйте кнопку «Пожаловаться» (если доступна) или форму обратной связи.
Что делать, если: минусуют карму | заблокировали аккаунт
> Кодекс авторов Хабра и хабраэтикет
> Полная версия правил сайта
Комментарии (11)
hullaballoo
27.03.2019 16:02Благими намерениями… Вся пердата в одном месте — это случай с GNCTD, например.
Umpiro
27.03.2019 16:16Интересно все-таки каков подразумеваемый формат персональных `сведений` на данном этапе.
zvyagsta
27.03.2019 16:29Да, Эстонский опыт безусловно хорошо показывает некоторые вещи. Но Эстония, согласно индексу восприятия коррупции, находится на 20 месте в мире. Тогда как Россия на 136 из 180 стран расчёта. Весьма сомнительно, что нынешнее разгильдяйство как-то будет урегулировано к 2023 году.
maslyaev
27.03.2019 17:07+1PDH (personal data hunting) — прошлый век. Даёшь PDR (personal data robbering)!
Всем 15 секунд на размышление, после чего стреляем на поражение.
Bhudh
27.03.2019 22:41+3<sarcasm on>
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Можно ждать новой волны паники.
<sarcasm off>
IonovVladimir
28.03.2019 10:42+1Особенно насторожило это:
в случаях, предусмотренных законодательством РФ, согласие гражданина на получение сведений о них с использованием инфраструктуры цифрового профиля не требуется
.
Лицом, которое подтверждает верность идентификатора или ранее проведённой идентификации и аутентификации лица, могут выступать кредитные организации.
Стоит ли кредитным организациям выдавать такие же права, как операторам связи?
scifinder
28.03.2019 12:22+1//Проснулся, вынул голову из-под подушки
А что, чипировать ещё не начали?..
//Заснул обратно
sumanai
Что-то мне кажется, что исполняться этот пункт не будет.