Изображение твиттер SpaceX
Прямая трансляция запуска c отличной музыкой
UPD
UPD2 Сообщают, что для сегодняшнего запуска все складывается благоприятно:
UPD3 Запуск прошел успешно! SpaceX осуществил первую в мире успешную тройную посадку ускорителей первой ступени во время первого коммерческого запуска ракеты Falcon Heavy сегодня (в ночь 11-12 апреля ), и вы смогли увидеть все в режиме онлайн.
Изображение space.com
Огромная ракета-носитель Falcon Heavy, самая мощная из используемых в настоящее время, вывела спутник связи Arabsat-6A на орбиту из космического центра НАСА во Флориде сегодня около двух ночи по Москве. SpaceX планировали запуск на более раннее время 11 апреля, но он был отложен на сутки в ожидании более благоприятных погодных условий из-за ветра.
Трансляция с комментариями на русском языке:
Три ускорителя Falcon 9, соединенные вместе, поднимутся в воздух с исторического стартового стола 39А космического центра Кеннеди НАСА.
Предстоящая миссия, получившая название Arabsat 6A, выведет в космос большой спутник связи для корпорации Arabsat из Саудовской Аравии. Спутник, построенный компанией Lockheed Martin, является передовым коммерческим спутником связи, предназначенным для предоставления интернет-услуг и услуг связи жителям Ближнего Востока, Африки и некоторых частей Европы.
Изображение спутников Arabsat 6A и SaudiGeoSat-1spacenews.com
Если все пойдет по плану, два боковых ускорителя синхронно приземлятся на назначенной посадочной площадке на станции ВВС на мысе Канаверал, а центральный усилитель приземлится в море на один из двух беспилотных кораблей компании.
Falcon Heavy — самая мощная ракета, летающая сегодня, но пока у нее «за форсунками» только один космический полет. Ракета многоразового использования впервые была запущена 6 февраля 2018 года, отправив вишнево-красный родстер Tesla Элона Маск в бескрайние темные дали космического пространства.
При цене запуска от 90 до 150 миллионов долларов, ракета Falcon Heavy уже сертифицирована ВВС США для выполнения задач по обеспечению безопасности.
Списоквсех запусков ракет SpaceX.
Немного красивых фотографий и анимаций
Комментарии (98)
multiadmin
11.04.2019 03:38Falcon Heavy — самая мощная ракета, летающая сегодня...
Масса выводимого спутника связи Arabsat-6A составляет рекордные 6 тонн!!!yurrig
11.04.2019 06:20+1Arabsat едет на геостационар, т.е. его надо вывести на геопереходную орбиту, дальше — сам. Слегка не уложились в предел по массе на геопереходную для Falcon 9 в многоразовом режиме — 5.5 тонн. У Heavy, по вики — 26.7 тонн на GTO. Очевидно, им оказалось дешевле сгонять многоразовый Heavy, чем тратить целую 9-ку на один спутник.
K1804
11.04.2019 07:54Очевидно, им оказалось дешевле сгонять многоразовый Heavy, чем тратить целую 9-ку на один спутник.
Тут первично наверно продвижение хэви на рынке. Если запуск пройдёт как в прошлый раз (минус одна ступень), выйдет тож на тож.
multiadmin
11.04.2019 08:16+1… Очевидно, им оказалось дешевле сгонять многоразовый Heavy...
Да ладно!
Саудовцам, чем эксклюзивнее и дороже, тем лучше.
«Саудовский спутник стал первым коммерческим, который был запущен самой мощной ракетой, летающей сегодня» — это же круто звучит!
В этом смысле, Саудовцы и SpaceX нашли друг друга.
Было бы нужно недорого и неэксклюзивно, то пустили бы Протоном с Байконура.multiadmin
11.04.2019 09:28Саудовцам, чем эксклюзивнее и дороже, тем лучше.
...Arabsat-6A, a 6,000 kg Saudi satellite, is the most advanced commercial communications satellite ever built by Lockheed Martin...
striver
11.04.2019 08:50Слегка не уложились в предел по массе на геопереходную для Falcon 9 в многоразовом режиме — 5.5 тонн
Ф9 выводил 7т.
Очевидно, им оказалось дешевле сгонять многоразовый Heavy, чем тратить целую 9-ку на один спутник.
Когда подписывали контракт, то Ф9 не был в состоянии выводит такие грузы, а сейчас может. Но, решили не менять ракета-носитель. В прошлом году запустили на Ф9, что ранее планировали на ФХ. Спейсам нужны запуски ФХ… вот и запускают.
ReplyEklykti
12.04.2019 20:58+1Ф9 выводил 7т.
Многоразовый — выводил, но не на GTO-1800, а на недоГПО с апогеем около 17860 км. У арабсата апогей почти 90к и наклонение 23, что примерно даёт чуть больше 1500 м/с до ГСО.
Kocmohabt314
11.04.2019 08:32А кто-нибудь знает, это полностью новая ракета или боковушки те же, что и вывели Теслу?
striver
11.04.2019 08:51Все первые ступени — новые Блоки 5.
Nubus
11.04.2019 08:50Хэви используется потому-что на момент подписания контракта обычный Фалкон 9 недотягивал по ТТХ, после очередного обновления до версии 5х, он может, но в конракте прописан Хеви.
multiadmin
11.04.2019 08:59-1… но в конракте прописан Хеви...
А вы видели контракт, или это ваши фантазии?interprise
11.04.2019 10:38Подожди, в контракте прописан не хэви, а запускают на хэви? я правильно понял?
multiadmin
11.04.2019 11:04Никто из простых смертных не скажет, что в контракте.
Если в 2014 году SpaceX заключила контракты на запуски Inmarsat 5 F4 (6.1 тонны) и Intelsat 35e (6.75 тонны) и в итоге они отравились на орбиту на Falcon 9, а контракт на Arabsat 6A был заключен в 2015 году, то говорить, что он летит на Falcon Heavy из-за того, что «это прописано в контракте» — это просто смешно.migelle74
11.04.2019 12:51+1Летит он не только потому, что так прописано в контракте. А еще потому, что spacex нужны сами запуски на хэви, чтобы сертифицировать ее для запуска военной нагрузки. Без запусков никто сертификации не даст.
KyZZMI4
11.04.2019 13:11Inmarsat и Intelsat были готовы раньше FH, Арабсат нет. Видимо что бы не платить неустойку за задержку запуска договорились на F9, а тут не стали менять, хотя по страховке (возможно) это было бы и выгоднее. Но запуски для сертификации нужны.
Но опять же никаких цифр в общем доступе нет.
Kolegg
11.04.2019 15:31День космонавтики начнется эпично!
denzabenza
11.04.2019 16:46+1отмазки про ветер — просто чтобы к нужной дате подойти?
striver
11.04.2019 16:54Смешно.
Jeditobe Автор
11.04.2019 17:50striver
11.04.2019 18:49Всё же их больше заботит безопасность,devlind
11.04.2019 17:57Побольше бы пусков Falcon Heavy! Синхронная посадка двух боковых ступеней — зрелище просто потрясающее! Можно сделать ещё эпичнее — Falcon Super Heavy, который будет не с двумя боковыми ступенями, а с четырмя! Ну и синхронную посадочку бы, куда ж без неё :)
Жаль только, что всё не так просто как в Kerbal Space Program, в реальности наверняка столько возни будет, что проще сделать новую ракету с сопоставимой ПН.striver
11.04.2019 18:50Можно сделать ещё эпичнее — Falcon Super Heavy, который будет не с двумя боковыми ступенями, а с четырмя!
Даже нет в планах.
Aik2019
11.04.2019 20:06один человек с одной компанией, делает больше чем страна занимающая одну шестую суши.
че там опять рогозин сморозит насчет самых умных?tyomitch
12.04.2019 08:05У самых умных зато дворцы и яхты.
GokenTanmay
12.04.2019 13:39+1Вы в словах «наглых и безпринципных» допустили кучу ошибок. Извините, что не в личку.
progchip666
13.04.2019 07:41Даже самые умные хотят кушать. В Москве на 30 тысяч это не слишком хорошо получается.
Jeka_M3
11.04.2019 20:23Кому интересно, прямая трансляция с русскоязычными комментариями от Alpha Centauri.
multiadmin
11.04.2019 20:27+1Заметил ошибку в заголовке: «SpaceX: запуск Falcon Heavy и посадка трех ускорителей, двух из них — одновременно».
В терминологии SpaceX, у Falcon Heavy два ускорителя (boosters) и две ступени (stages). Поэтому, посадки трех ускорителей не может быть.
Правильно: «SpaceX: запуск Falcon Heavy и посадка двух ускорителей одновременно и одной ступени».
И дополнение для интересующихся. Обратите внимание, что Falcon User's Guide был недавно обновлен: в январе 2019 г. До этого, последнее обновление было в мае 2016 года.
striver
11.04.2019 20:551.5.3 STAGING ARCHITECTURE AND DESIGN
The two-stage Falcon 9 architecture was selected to minimize the number of stage separation events, eliminating
potential failure modes associated with third- and fourth-stage separations, as well as potential engine deployment and
ignition failure modes in the third and fourth stages. Falcon Heavy uses the same stage architecture as Falcon 9 with
the addition of two separating side cores.
Jeditobe Автор
11.04.2019 21:17Это не ошибка, а вопрос терминологии. Технологически все три объекта мало отличаются друг от друга.
multiadmin
11.04.2019 21:26+1А зачем вам изобретать собственную терминологию, про которую никто не в курсе?
Есть терминология от производителя SpaceX, пользуйтесь ей.striver
11.04.2019 21:33Вы бы сами прочитали.
multiadmin
11.04.2019 21:46+1Вы же сами процитировали, что два боковых блока — это бустеры (ускорители).
В терминологии SpaceX ускорителей два, а не три.
Можно уточнить вариант заголовка: «SpaceX: запуск Falcon Heavy и посадка двух ускорителей одновременно и одного центрального блока».striver
11.04.2019 22:10Я переведу. Фалкон 9 — состоит из 2-х ступеней для минимизации рисков при разделении. ФХ использует такую же архитектуру, как и Ф9 с 2 дополнительными отдельными ускорителями. То есть 1-я ступень — это 3 ускорителя, 1 центральный и 2 боковых. Ниже есть ссылка на их вейбсайт, где черным по белому с самого начала сказано.
multiadmin
12.04.2019 05:44+1Я переведу… То есть 1-я ступень — это 3 ускорителя...
У вас или плохо с английским, или хорошо с фантазией.
У SpaceX четко написано, что ускорителей два, а центральное ядро / база / блок противопоставляется боковым ускорителям:
...At liftoff, the boosters and the center core all operate at full thrust...
В руководстве по Falcon нигде термин «ускоритель» (booster) не используется в значении центрального блока, только боковых.
В разделе «Technical overview» у SpaceX для Falcon Heavy четко написано: Boosters — 2.striver
12.04.2019 08:48Итак. Соглашусь с тем, что они не называют в документации центральное ядро, как ускоритель. Однако, они пишут о 3-х ядрах 1-й ступени (Стейдж). Предположу, чтобы не путаться. Ибо центральное ядро — улучшенное по сравнению со стандартным ядром, то есть 1-й ступенью Ф9, которые являются боковыми ядрами для ФХ. Если быть очень принципиальным, то можно говорить об одновременной посадке 3-х ядер. По факту же, они говорят и центральный ускоритель и боковой. То есть, как не называй ядро — это в любом случае это ускоритель.
multiadmin
12.04.2019 09:16По факту же, они говорят и центральный ускоритель и боковой.
Если устно, то это скорее, оговорка.
Есть документы, есть официальный сайт. Наверное, лучше их взять за основу терминологии, а не диктора какого-то.striver
12.04.2019 11:34Это не какие-то там дикторы, а инженеры СпейсЭкс. Еще раз, средний «кор» — это 1 из 3-х ускорителей 1-й ступени ФХ. Да, он чуть сложнее и более прочный, но это такой же ускоритель, как и 2 боковых.
multiadmin
12.04.2019 13:34Есть документы и официальные спецификации с определенной терминологией.
Какая разница, что там говорят дикторы/отдельные инженеры/блоггеры/форумчание и прочие домохозяйки?
Потакать фривольному использованию терминологии — это разводить всеобщее непонимание и вносить путаницу.
Надеюсь, понятно выразил свое мнение на этот счет.striver
12.04.2019 13:47Есть документы и официальные спецификации с определенной терминологией.
Вы читаете только то, что удобно или как?
Надеюсь, понятно выразил свое мнение на этот счет.
Вы четко выражаетесь там, где вам удобно.multiadmin
12.04.2019 14:09Вы четко выражаетесь там, где вам удобно.
Я всего лишь пользуюсь терминологией, которая используется в документах SpaceX и на официальном сайте.
striver
11.04.2019 21:28И еще…
www.spacex.com/falcon-heavy
FIRST STAGE
Three cores make up the first stage of Falcon Heavy. The side cores, or boosters, are connected at the base and at the top of the center core’s liquid oxygen tank. The three cores, with a total of 27 Merlin engines, generate 22,819 kilonewtons (5.13 million pounds) of thrust at liftoff. Shortly after liftoff the center core engines are throttled down. After the side cores separate, the center core engines throttle back up to full thrust.
tyomitch
12.04.2019 08:09Из вашей цитаты как раз понятно, что ускорители (boosters) — это side cores, и они противопоставляются center core.
striver
12.04.2019 08:53Они всё коры и ускорители. Центральный — улучшенный бустер/ускоритель от Фалкон 9, 1-й ступени. Чисто ради интереса посмотрю трансляцию пуска еще раз от Спейсов… что они сами говорят.
shedir
12.04.2019 01:50+3Посадили все части
БоковыеSun-ami
12.04.2019 09:59+1Судя по видео дальняя боковая ступень после посадки стояла с довольно сильным наклоном влево. Погнули опору? Или это искажение объектива?
Kosmoss
12.04.2019 02:44Сейчас только вспомнил, а уже прошел запуск. Есть где видео? А то сейчас там только какая-то музыка играет.
Тут нашел видео сверху, но что-то там тормозит, скорость 26724 и высота 164 остановились, как третья ступень приземлилась не показали.Unrul
12.04.2019 09:00У SpaceX всегда после запуска доступна полная запись на www.spacex.com/webcast Чтобы не искать по ютубу, можно просто туда сразу заходить.
lingvo
12.04.2019 10:25Да, молодцы.
Но что я не понимаю, так это энергетику Falcon Heavy по сравнению с F9. Допустим, две боковушки дают дополнительную тягу, которая позволяет закинуть более тяжелую нагрузку со второй ступенью на ту же высоту при той же скорости. При этом отделение второй ступени должно произойти примерно при тех же условиях, так как центральный ускоритель не сможет перенести вход в атмосферу. Теоретически, возможно, в ФХ благодаря тому, что на первом этапе центр дросселируется, в нем остается больше топлива на возврат с большей скорости, да?
Но ведь во второй ступени то же количество топлива? То есть она разгонит более тяжелую нагрузку до меньшей скорости? То есть я понимаю, что для ФХ надо бы иметь более тяжелую вторую ступень, а иначе там выигрыш с гулькин нос.
В общем было бы неплохо понять какой выигрыш в полезной нагрузке получается.
striver
12.04.2019 11:42так как центральный ускоритель не сможет перенести вход в атмосферу
Почти всегда 1-е ступени вылетают за 100 км, был случай почти 250 км, при запуске Ф9.
Теоретически, возможно, в ФХ благодаря тому, что на первом этапе центр дросселируется, в нем остается больше топлива на возврат с большей скорости, да?
Ну, для сравнения можно посмотреть когда и на какой скорости отделяется 2-я ступень в случае с Ф9 и ФХ (сейчас у меня особо нет такой возможности).
То есть я понимаю, что для ФХ надо бы иметь более тяжелую вторую ступень, а иначе там выигрыш с гулькин нос.
На сегодня, Ф9 забрасывал 7т на ГПО с возвратом ступени, а сегодня ФХ закинул чуть более 6. То есть, да, особого смысла в ФХ не было. Нужно ждать другие, более тяжелый грузы.lingvo
12.04.2019 12:55На сегодня, Ф9 забрасывал 7т на ГПО с возвратом ступени, а сегодня ФХ закинул чуть более 6. То есть, да, особого смысла в ФХ не было. Нужно ждать другие, более тяжелый грузы.
То есть у меня было правильное впечатление от видео, что сегодня общий план и характеристики полета практически не отличались от Ф9?
Единственное замечание — предыдущие 7-тонные спутники F9 в возвращаемой конфигурации выводил на "ненастоящую" ГПО с апогеем ниже — в 18 т.км. Обычно апогей ГПО должен достигать геостационарной орбиты на 35 тысячах. То есть энергетики не хватало.
LittleSquirrel
12.04.2019 15:05+3Из того, что гуляет по форумам на основании свежих цифр от NORAD получается что Арабсат(6460кг) забросили на GTO-1500 (т.е. еще 1500м/с спутнику добирать своими силами). Предыдущие на F9 выводились 5300кг на GTO-1745 и 7060кг на GTO-2267. Т.е. выигрыш в энергии заброса ощутимый. Разница в скоростях «после первой ступени» тоже впечатляет.
В несокольких англоязычных статьях считали что разница в «дельта-Ви» даст спутнику дополнительные 2-3 года жизни.
Красивые циферки честно потянуты отсюда: www.reddit.com/r/spacex/wiki/launches/gto_performancelingvo
12.04.2019 16:54О, это уже интересней. Я так понимаю, что коррекция наклонения орбиты тоже требует немало топлива — в тяжелых запусках F9 ее не проводили вообще, а тут целых 5,5°. Да?
LittleSquirrel
12.04.2019 17:07И это тоже. Похоже что для спутников тяжелее 5 тон на F9 эту коррекцию делает уже сам спутник. Все запуски с коррекцией на стороне Фалкона были или с расходом ступени или меньше 4 тон.
Интересно что в данном запуске середина отработала больше, чем в первом, с отлетом родстера. По идее это был самый дальний «отлов» первой ступени для SpaceX. Так, глядишь, скоро и к Африке плавать начнут.
Eklykti
12.04.2019 21:03так как центральный ускоритель не сможет перенести вход в атмосферу.
Сможет, просто для этого ему придётся дольше тормозить. Он же не пассивно входит, а оттормаживается до достижения комфортной скорости.
Kocmohabt314
12.04.2019 11:22Когда я вижу клубы дыма вырывающиеся из-под стартового стола ракеты и как она медленно начинает подниматься в небо, то чувствую какой-то необъяснимый, немного детский восторг, и так каждый раз, особенно нравится вид с вышки когда вся ракета уходит вверх, а затем вид издалека, прямо дух захватывает, потрясающее, ни с чем не сравнимое зрелище, надеюсь когда-нибудь посмотреть вживую!
vvadzim
12.04.2019 13:03Люди, кто-нибудь может в курсе, что за кадры иногда попадаюся в трансляции, например на 45:09, 45:49?
Kocmohabt314
12.04.2019 13:14Свет с Венеры отразился от верхних слоёв атмосферы и вызвал взрыв болотного газа.
А если серьезно, не знаю, похоже на какую-то заставку в стиле звездных врат.Jeka_M3
12.04.2019 14:18Камера внутри топливного бака. Вот для сравнения кадры из миссии SpaceX CRS-4 и ракеты Saturn 1.
progchip666
13.04.2019 07:39О том, как сегодня идёт соревнование двух систем в области освоения космоса лучше всего говорят две новости о событиях, приуроченных ко дню космонавтики.
Маск провёл удачный запуск новой тяжёлой ракеты с возвращением трёх элементов первой ступени сразу.
Рогозинуважаемый в законепереименовал «Фондсервисбанк» в «Роскосмосбанк» и пообещал построить в Москве здание для чиновников от космоса поистину космических масштабов за десятки миллиардов к 2022 году. Если вкладывать деньги не в людей, разрабатывающих передовые технологии, а исключительно в «эффективных менеджеров», результат закономерен.
Заделы Советской Космической Программы проработали гораздо дольше, чем того можно было ожидать, но потенциал их не бесконечен.
Bronx
14.04.2019 12:40Также успешно приводнили и спасли обе половины головного обтекателя, и собираются их переиспользовать.
multiadmin
14.04.2019 13:38Молодцы, решили задачу.
Как раз месяц назад это обсуждали: habr.com/ru/post/442484/#comment_19839094
Valsha
Ну что тут сказать. Молодцы однозначно!