Вы сможете сходу ответить на вопрос, сколько ИТ-систем у вас в компании? До недавнего времени мы тоже не могли. Поэтому сейчас расскажем о нашем подходе к построению единого перечня ИТ-систем компании, который нужен был для решения следующих задач:

  1. Единый словарь для всей компании. Точное понимание для бизнеса и для ИТ, какие системы есть в компании.
  2. Перечень ответственных. Кроме получения списка ИТ-систем, нужно было понять ответственных за каждую систему, как со стороны ИТ, так и со стороны бизнес-подразделений.
  3. Классификация ИТ-систем. Со стороны ИТ-архитектуры нужно было классифицировать существующие ИТ-системы по этапу развития, по используемым технологиям и т.д.
  4. Расчёт затрат на ИТ-системы. Для начала надо понять, что такое ИТ-системы, потом придумать алгоритм отнесения затрат. Скажу сразу, многое по этому пункту у нас получилось, но об этом в другой статье.

Сразу ответим на вопрос из заголовка — сколько же ИТ-систем в компании? Мы в течение года пытались составить перечень, и оказалось, что признаваемых (т.е. для которых удалось найти ответственных в ИТ и заказчиков среди бизнеса) 116 ИТ-систем.

Много это или мало, можно будет судить после подробного описания, что же у нас считается ИТ-системой.

Шаг первый


В первую очередь у всех департаментов ИТ-дирекции запросили перечни ИТ-систем, которые они поддерживают. Далее все эти списки мы начали сводить вместе и делать унифицированные названия и кодировки. На первом этапе решили разделить ИТ-системы на три группы:

  1. Внешние сервисы.
  2. Информационные системы.
  3. Инфраструктурные сервисы. Это самая интересная категория. В процессе составления перечня ИТ-систем были найдены программные продукты, которые использует только инфраструктура (например, Active Directory (AD)), а также программные продукты, которые устанавливаются на локальных машинах пользователей. Все эти программы были выделены в инфраструктурные сервисы.

Рассмотрим подробнее каждую группу.



Внешние сервисы


Внешние сервисы — это ИТ-системы, не использующие нашу серверную инфраструктуру. За их работу отвечает сторонняя компания. Это, по большей части, облачные сервисы и внешние API других компаний (например, сервисы оплаты и фискализации чеков). Термин дискуссионный, но лучшего придумать не удалось. Все пограничные случаи мы записывали в «информационные системы».

Информационные системы


Информационные системы — инсталляции программных продуктов, которые использует компания. В данном случае рассматривались только программные комплексы, которые устанавливаются на серверы и обеспечивают взаимодействие многих пользователей. Локальные программы, которые устанавливаются на компьютерах сотрудников, не рассматривались.
Были некоторые тонкие моменты:

  1. Для многих задач используется микросервисная архитектура. Микросервисы создаются на общей платформе. Мы долго думали, выделять в отдельные системы каждый сервис или группы сервисов. В итоге выделили за систему приняли всю платформу и назвали её MSP — Mvideo (micro) Service Platform.
  2. Многие ИТ-системы используют сложную архитектуру из клиентов, серверной части, баз данных, балансировщиков и т.д. Решили всё это объединять в одну ИТ-систему, не выделяя отдельно такие технические части, как балансировщики, TOMCAT и многое другое.
  3. Технические ИТ-системы — такие как AD, системы мониторинга, — были выделены в отдельную группу «инфраструктурные сервисы».

Инфраструктурные сервисы


Сюда вошли системы, которые используются для функционирования ИТ-инфраструктуры. Например:

  • Доступ к интернет-ресурсам.
  • Сервис архивации данных.
  • Сервис резервного копирования.
  • Телефония.
  • Видеоконференцсвязь.
  • Мессенджеры.
  • Служба каталога Active Directory.
  • Служба электронной почты.
  • Антивирус.

Все программы, которые устанавливают на локальных машинах пользователей, мы относим к «Рабочему месту».

По набору сервисов дискуссия пока не закончена.

Результат первого шага


После того, как были сведены все списки, полученные от департаментов, мы получили общий перечень ИТ-систем компании.

Перечень был одноуровневый, т.е. у нас не было подсистем. Такое усложнение списка отложили на будущее. Всего у нас получилось:

  • 152 информационные системы и внешних сервиса.
  • 25 инфраструктурных сервисов.

Огромным плюсом данного справочника является и то, что кроме перечня ИТ-систем согласовали список ответственных сотрудников за каждую из них.

Шаг второй


У списка был ряд недостатков:

  1. Он получился одноуровневым и не полностью сбалансированным. Например, магазинная система был представлена в списке 8 отдельными модулями или системами, а сайт одной системой.
  2. Оставался вопрос, получили ли мы полный перечень ИТ-систем?
  3. Как поддерживать список в актуальном состоянии?

Переход от одноуровневого списка к двухуровневому


Основное улучшение, которое было сделано на втором этапе, это переход к двухуровневому списку. Было введено два понятия:

  • ИТ-система.
  • Модуль ИТ-системы.

К первому мы отнесли не только отдельные инсталляции, но логически связанные системы. Например, ранее система веб-отчётности (SAP BO), ETL и хранилища были в списке отдельными ИТ-системам, а теперь мы объединили их в одну систему с 10 модулями.

После подобных преобразований в каталоге осталось 115 ИТ-систем.

Поиск неучтённых ИТ-систем


Проблему поиска неучтённых ИТ-систем мы решаем с помощью отнесения затрат на ИТ-системы. Т.е. в компании была создана система распределения всех платежей департамента на ИТ-системы (об этом подробнее в следующей статье). Теперь мы ежемесячно просматриваем перечень платежей ИТ и относим их на ИТ-системы. В самом начале обнаружилось некоторое количество оплачиваемых систем, которые не фигурировали в реестре.

Дальнейшим шагом видится внедрение единой платформы ИТ-архитектуры (EA Tool) для планирования развития.

Классификация ИТ-систем




Кроме составления перечня ИТ-систем и выявления ответственных сотрудников мы занялись классификацией ИТ-систем.

Первый атрибут классификации, который мы ввели, это стадия жизненного цикла. Так появился единый перечень систем, которые сейчас внедряются и которые запланированы к выводу из эксплуатации.

Кроме того, мы начали отслеживать вендорский жизненный цикл ИТ-систем. Не секрет, что программные продукты имеют разные версии, и поставщики поддерживают только определённые из них. После анализа списка ИТ-систем были выявленные те, чьи версии уже не поддерживаются производителем. Сейчас идёт большая дискуссия, что делать с такими программами.

Использование списка ИТ-систем


Для чего мы используем этот список:

  1. В ИТ-архитектуре при рисовании ландшафта решения мы используем единые наименования ИТ-систем.
  2. В системе распределения платежей по ИТ-системам. Так мы видим общие затраты на них.
  3. Перестраиваем ITSM с целью ведения в каждом инциденте информации о том, в какой ИТ-системе был обнаружен инцидент и в какой он был решён.

Перечень


Так как перечень ИТ систем является конфиденциальной информацией, то привести его здесь в полном объёме невозможно, покажем визуализацию.

На картинке:

  • Зелёным обозначены модули ИТ-систем.
  • Другими цветами департаменты ДИТ.
  • ИТ системы привязаны к менеджерам ответственным за них.

Комментарии (7)


  1. kovserg
    11.04.2019 21:39

    Что ж ждём третий шаг — «оптимизацию»


  1. rjhdby
    12.04.2019 10:12

    Надо дробить дальше. Система/модуль -> компонент(абстракция, а-ля БД, сервер-приложений, etc) -> конкретный экземпляр софта -> расположение.
    Это даст предпосылки для управления мощностями, контролю лицензирования, управлению версионностью(обновления) и т.д.


    1. pavel_martynov Автор
      12.04.2019 12:01

      Да интересное предложение и у нас есть планы как это делать. Так же есть планы, по разделению всей инфры на ИТ системы и автоматизированному сбору данной информации. Если получиться, то постараюсь описать результаты.


  1. d_lion
    12.04.2019 17:08

    А что используете для хранения каталога, если не секрет? Какое ПО?


    1. pavel_martynov Автор
      12.04.2019 17:09

      Пока Excel, но планируем полностью перенести каталог в CMDB, нашей ITSM системы.


  1. forewar
    12.04.2019 19:09

    Такое ощущение, что пришел новый человек (ИТ-директор или корпоративный архитектор) и решил наводить порядок. Интересно будет почитать следующие статьи, понаблюдать за воплощением инициативы.
    Скажите, пожалуйста, эту активность по каталогизации систем вы рассматриваете как первый шаг построения энтерпрайз архитектуры?


    1. pavel_martynov Автор
      15.04.2019 10:13

      Здравствуйте. Да мы рассматриваем как первые подготовительные шаги, к построению энтерпрайз архитектуры.