Оплата. Вопрос взаиморасчетов для фриланса стоит остро, каждая из сторон хочет себя обезопасить, ведь риски велики. Заказчик рискует потерять деньги, фрилансер рискует потерять время на работу и по сути тоже потерять деньги.

Как там вообще в этих ваших фрилансах обстоят дела с оплатой работы, как это работает?

Можно выделить несколько типичных схем, каждая из которых имеет свои особенности.

  • Предоплата. По сути аванс. Заказчик переводит деньги полностью или частично еще до начала сотрудничества
  • Постоплата. Оплата производится только после завершения работы.
  • Поэтапная оплата. Выполнили часть работы, заказчик ее принял — перевел деньги.
  • Отдельным пунктом выделим оплату в рамках договора.
  • Escrow-сервисы, которые так или иначе представлены на биржах. У нас это называется Безопасные Платежи.

Предоплата


Очень много фрилансеров, особенно опытных работают только по предоплате. Процент варьируется в зависимости от размера заказа, репутации заказчика и так далее. Обычно берут 30-50% от суммы заказа, а на небольших заказах нередко просят все 100%, хотя некоторые наоборот небольшие заказы выполняют без предоплаты вовсе.

Зачем они это делают? Предоплата в некоторой степени страхует фрилансера. Если заказчик внес предоплату, то он не бросит заказ, он не сможет уйти не заплатив вообще ничего и так далее.

Заказчики в этой ситуации оказываются не в лучшем положении, в некотором смысле. Проблема в том, что на этапе обсуждения проекта и оплаты мало кто подробно обсуждает, что же будет, если будет не так, как задумалось. Как события будут развиваться в случае возникновения проблем? В каких случаях исполнитель вернет предоплату и вернет ли ее вообще? Из-за этого непосредственно проблемы в работе обостряются оплатой — заказчик требует вернуть предоплату, исполнитель отказывается.

С другой стороны, заказчик заинтересован в том, чтобы исполнителю таки давать предоплату. Это мотивация, да и некоторые исполнители всерьез считают, что до тех пор, пока он не взял деньги — никаких обязательств у него перед заказчиком нет вообще. Две недели ковырялся, ничего не сделал, плюнул и ушел. Искренне удивляются отрицательным отзывам в таких случаях.

Именно заказчики чаще всего являются жертвами мошенников, которые берут предоплату и не делают вообще ничего. Причем мошенник может набрать достаточно много предоплат и до разоблачения длительное время кормить заказчика завтраками или даже показывать какую-то активность.

Исполнители прибегают ко множеству приемов, не всегда удобных заказчику, чтобы тот не получил результат, пригодный для использования до полной оплаты. Программисты выполняют работу на своем сервере, дизайнеры показывают картинки, но не отдают макеты, логомейкеры обильно покрывают примеры водяными знаками, работающие с видео высылают примеры в низком качестве и с водяными знаками, тексты высылают скриншотами и так далее. Все это может помешать полноценно оценить результаты работы.

Для исполнителя также все не слишком радужно, кроме случая предоплаты в 100%. Несмотря на предоплату и как бы привязывание заказчика этой предоплатой — он может не заплатить остальное. Просто бросить заказ по разным причинам. То ли это посредник и его заказчик отказался от проекта, то ли он сам заказчик и отказался от проекта и минимизирует потери.
Также может быть, что деньги на предоплату у заказчика были, а на полную оплату нет. Где-то просчитался, изменились обстоятельства и так далее. Далеко не все заказчики в этом случае всерьез считают, что они связаны обязательствами.

Причем факап может случиться после любого срока сотрудничества. Можно два года работать с человеком, а потом не получить доплату. Или не взять предоплату вообще. Давно же работаем!
Страховка выходит в пределах размера предоплаты, а работу исполнитель может выполнить уже целиком. Не так больно, как не получить совсем ничего, но и не гарантии полной оплаты.

Предоплата для фрилансера:


+ Страховка в размере предоплаты
+ “Привязывание” заказчика. Заказчик больше мотивирован завершить проект

Страховка всего в размере предоплаты
Не каждый заказчик готов давать предоплату

Предоплата для заказчика:


+ Фрилансер более мотивирован

Деньги можно потерять, причем даже в случае если не понравились примеры
Выше вероятность столкнуться с мошенничеством
Страхуя себя водяными знаками и работой на своей стороне фрилансер затрудняет оценку результатов работы

Стоит ли давать предоплату? Смотря кому.

Постоплата


Заказчики, конечно, рады бы платить только после того, как работа выполнена в полном объеме. В целом это естественное желание, ведь платить за то, чего ты еще не видел достаточно опасно и совсем неуютно. Как было описано в абзаце про предоплату — при постоплате мотивация исполнителя может быть куда ниже и заказ может быть сорван просто потому, что исполнитель не считает себя обязанным, пока не видел денег.

Сами исполнители рискуют не получить оплаты за свою работу. Обычно мошенники заинтересованы в получении живых денег, а не работы. Результаты работы фрилансера использовать сложнее, но недобросовестные посредники или просто передумавшие заказчики это не редкость. Ну и несовпадение вкусов, непонимание и другие проблемы с коммуникациями никто не отменял.

Также в силе все касающееся демонстрации работы с защитой от копирования, причем даже в большей степени, чем в случае с предоплатой, ведь исполнитель рискует еще больше. Как бы за водяными знаками была видна работа.

Постоплата для фрилансера:


+ Заказчик скорее согласится отдать заказ вам

Есть риск не получить оплаты вовсе
Вы без оплаты все время выполнения заказа

Постоплата для заказчика:


+ Вы не потеряете деньги

Фрилансер меньше мотивирован и может уйти
Сложнее найти исполнителя, который согласится на такую схему работы

Поэтапная оплата


Поэтапная оплата или оплата частями это не вид кредитования, в данном случае.
Работа разбивается на этапы, каждый этап оценивается и после выполнения работы и приемки ее заказчиком — оплачивается.

Вроде бы идеальная схема, да? Заказчик видит, что работа выполняется и платит только за то, что уже сделано, исполнитель же рискует только оплатой за небольшой этап.

Если этапы друг с другом связаны слабо, то все это мало отличается от работы с предоплатой или с постоплатой, в зависимости от того, как производится оплата.

Если же этапы связаны друг с другом сильно, например это части приложения, страницы дизайна или главы книги, то для заказчика появляются нюансы. При поэтапном выполнении исполнитель может совершенно спокойно отказаться от работы после любого этапа. В середине выполнения или за 20% до окончания. Каждый этап воспринимается как отдельный заказ и отказ от дальнейшей работы не воспринимается исполнителем как недобросовестное поведение вообще.

Работа была выполнена? Была. Деньги были заплачены? Замечательно. То есть психологически исполнителю проще отказаться от работы в процессе, заказчику будет сложно требовать возврат уже произведенной оплаты.

При этом заказчик остается с недоделанной работой, которую использовать невозможно, а доведение ее до конца может стоить чуть ли не дороже, чем изначальная стоимость заказа. Половину он уже заплатил, половину он уже получил, но найти исполнителя на выполнение остальной части сложно, да и может быть настолько дорого, что делать это просто не рационально.

Поэтапная оплата для фрилансера:


+ Небольшие этапы, меньше риск остаться без крупной суммы денег

Зависит от типа оплаты этапа, но риски меньше, чем при оплате всей работы целиком
Оценивать нужно каждый этап, это дополнительные трудозатраты

Поэтапная оплата для заказчика:


+ С фрилансером проще договориться
+ Оплата происходит постепенно, не приходится до начала работы выкладывать большую сумму денег

При большой связанности этапов можно заплатить много денег и не получить результата
Фрилансер меньше мотивирован довести работу до конца

Договор


Некоторые возлагают большие надежды на сотрудничество с заключением договора. Вот на бумаге написано, подписи, печати, значит должен!

Должен, но добиваться своего в судах это дорого и долго, в большинстве случаев для фриланс заказов будет просто нерационально из-за сумм. Затраты будут непропорциональны выигрышу.
Также контрагент может просто обанкротиться (так совпало) и тогда не поможет даже суд. Схему с банкротством регулярно встречают нанимающие строителей, например.

Ну и отдельная радость это работа с контрагентом из другой страны. Это же фриланс, тут нет границ. Да и часто смысл как раз в том, чтобы нанять исполнителя из региона с меньшими зарплатами.

Договор для фрилансера:


+ Проще работать с серьезными ребятами
+ Возможность отстаивать свои интересы в суде

Возможность отстаивать свои интересы только в суде со всеми вытекающими сроками и затратами
Еще и против серьезных ребят
Работа с заграницей

Договор для заказчика:


+ Исполнителя можно привлечь к ответственности
+ Можно платить официально

Исполнителя нерационально привлекать к ответственности
Платить можно только официально
Работа с заграницей

Escrow-сервисы или безопасные платежи


Принцип действия достаточно прост. До начала работы заказчик вносит деньги на счет гаранта, исполнитель видит, что деньги внесены. После этого каждая из сторон может только перевести деньги контрагенту, но не забрать их себе самостоятельно. Деньги заморожены и ни одна из сторон не может их забрать.

Заказчик может перевести деньги исполнителю, исполнитель может перевести деньги заказчику.
В случае возникновения конфликтов в дело вступает Арбитраж, который рассматривает конфликт и принимает решение, что делать с деньгами.

Исполнитель видит, что деньги у заказчика есть, что он настроен серьезно. Вот она, вся сумма, осталось всего ничего — выполнить заказ.

Отказаться от заказа психологически проще, чем в случае с предоплатой, когда уже взял деньги, но сложнее, чем в случае с постоплатой.

Заказчику до начала сотрудничества нужно иметь на руках всю сумму и все эти деньги придется заморозить на время выполнения заказа. Следует внимательно относится к выбору площадки, не все йогурты одинаково полезны.

Также следует учитывать, что это в любом случае несколько дороже прямой оплаты из-за различных комиссий. До момента, пока вы не лишились предоплаты, конечно.

Деньги исполнитель получит только в самом конце. Если проект длинный, то это может быть некомфортно для ряда исполнителей. Некоторые исполнители тратят предоплату еще до начала работы.

Риски для обеих сторон это качество арбитража. На некоторых ресурсах арбитраж может действовать непредсказуемо. То ли по своему усмотрению, если арбитры не являются юристами, то ли если арбитры таки юристы, но стороны всех тонкостей не знали и полагались на «авось» или действовали по наитию.

Полезно вести переписку текстом или хотя-бы фиксировать текстом основные положения. В принципе это касается любой схемы сотрудничества, но эффективно только в случае escrow.
В целом escrow-сервисы это, пожалуй, единственный способ получить финансовые гарантии для обеих сторон и помощь в разрешении конфликта, если таковой возникнет. Конечно, заказчик предпочел бы постоплату, а исполнитель полную предоплату, тут сомнений нет. Но ни в том ни в другом случае в разрешении конфликта никто не поможет.

Безопасные платежи для фрилансера:


+ Если работа выполнена, то оплата будет в полном объеме
+ Заказчик мотивирован оказывать содействие и сотрудничать
+ Нет необходимости в дополнительных уловках в виде водяных знаков

Оплата будет только в самом конце

Безопасные платежи для заказчика:


+ Исполнитель видит все деньги еще до начала сотрудничества, мотивирован завершить работу
+ Если исполнитель не выполнит работу — оплата вернется в полном объеме

Заморозить придется всю сумму
Арбитраж занимает время и в случае проблем вернет деньги, но не время

Комментарии (22)


  1. AllexIn
    16.04.2019 12:07
    +2

    Почему в самом начале статьи я догадался, что статья — ода безопасным платежам?
    Почему в минусах отсутствует комиссия, которую надо заплатить сервису? И не фиксированная, а процент?
    Почему в минусах нет «надежности посредника»? Арбитраж часто бывает крайне фиговый, не понимающий что происходит и по сути не желающий разбираться.
    Причем в тексте всё есть, а вот вынести в итоги постеснялись.


    1. frig Автор
      16.04.2019 12:13

      1. Видимо, вы догадливый :)
      2. В нашем случае комиссия сервиса есть всегда, как в случае с платежами, так и без них, дополнительной комиссии нет.
      3. Бывает фиговый, бывает не фиговый. Если не фиговый, то надо в плюсы писать.


      1. AllexIn
        16.04.2019 12:14

        2. В нашем случае комиссия сервиса есть всегда, как в случае с платежами, так и без них, дополнительной комиссии нет.

        Поэтому и не ставят реальные цены проектов. Никому не охота отдавать кучу денег ни за что.

        3. Бывает фиговый, бывает не фиговый. Если не фиговый, то надо в плюсы писать.

        – Фрилансер меньше мотивирован и может уйти

        А может не уйти. Это не помешало вам в минусы поставить.


        1. frig Автор
          16.04.2019 12:17

          Сложно записать понижение мотивации в плюсы


    1. metalim
      16.04.2019 19:24

      Достаточно на адрес статьи посмотреть: company/weblancer/blog. Вполне естественно, что будет рекламироваться продукт компании. Или вы всё ещё безоговорочно верите рекламе? Что в деревне Вилларибо все уже веселятся, а в Виллабаджо, как идиоты, чистят свои сковородки какой-то фигнёй?


      1. frig Автор
        16.04.2019 19:57

        Продукт нашей компании — заказчики и фрилансеры, у которых нет проблем при сотрудничестве друг с другом. Фриланс биржи тем и занимаются, что помогают заказчикам и фрилансерам решать их проблемы или избегать их. Начиная от поиска заказчика/исполнителя и заканчивая вопросами безопасности, как от мошенников, так и от просто неудачного сотрудничества.
        Так что да, вы правы, мы рекламируем то, что помогает людям избегать проблем.
        Дополнительных денег нам это не приносит, комиссия что с безопасными платежами, что без них одинакова. То есть сервис этот по сути бесплатен, хотя и приносит нам, как бирже, определенное количество проблем и головной боли.


      1. AllexIn
        16.04.2019 19:59

        Есть же примеры, когда в блоге компании публикуются нормальные статьи.
        МосИгра — как яркий пример. Каждая статья рассказывает о том, какая МосИгра офигенная, но при этом делает это на интересных кейсах, а не просто так.
        Да и другие адекватные компании были/есть.
        Веблансер — не самая плохая биржа с большим опытом на рынке, я думаю им есть о чем рассказать. А они выкатывают портянку о том, какая хорошая вещь безопасные сделки…


    1. lossyy
      16.04.2019 20:42
      -1

      Арбитраж часто бывает крайне фиговый, не понимающий что происходит и по сути не желающий разбираться.
      Простите, а это догадка из Вашей головы или Вы были участником? Я был, вполне удовлетворен, все вопросы решались хорошо. Не всегда в мою пользу — но при этом справедливо. Короче о чем вопрос — бывает арбитраж фиговый, а бывают пользователи фиговые — им все херово.


      1. AllexIn
        16.04.2019 20:45

        Это почти дословная цитата из статьи, если что. Погуглите, найдете кучу примеров.
        Лично у меня опыта арбитража нет, я им не пользуюсь. Не вижу смысла, когда есть ИП и возможность оформлять договора.


        1. lossyy
          16.04.2019 20:49
          -1

          А ха ха. Бабушки с лавочки отдыхают. Ибо — Вы утверждаете о чем то написанном, не имея собственного опыта.
          Еще умудряетесь утверждать такие банальные вещи, с которыми только бабушки и не работали. Что дает Ваше ИП с договором? Вы в суд с ним пойдете? Вы его выиграйте сначала. А когда уже выиграете — попробуйте взыщите. Я это конкретно проходил и не только ИП но и ООО не спасет от мошенника и от неисполнения обязательств. Бред, простите, но вы дилетант который стремится просто обхаять тему.


          1. AllexIn
            16.04.2019 20:53
            +1

            Ибо — Вы утверждаете о чем то написанном, не имея собственного опыта.

            Я 13 лет во фрилансе. Только и исключительно во фрилансе. Поверьте, я имею достаточно опыта. ;)
            Если вам нужен опыт какого-то конкретного человека из интернета — погуглите, там этого опыта полно. Ровно таких же незнакомцев из интернета, как я для вас.


            1. lossyy
              16.04.2019 20:55
              -1

              А я 16 во фрилансе и офлайн бизнесе. Успокойтесь, у вас нулевой опыт, раз Вы даже в арбитраже не участвовали и до суда не доходили.


              1. AllexIn
                16.04.2019 20:56

                Окей, незнакомец, который зарегался чтобы подписаться на хаб компании веблансер и защищает здесь её интересы. Ты очень опытный молодец, неангажированно защищающий эту компанию. Снимаю шляпу перед вашим опытом.


                1. lossyy
                  16.04.2019 20:59
                  -1

                  Там справа есть колоночка когда я регился. Возмущен словоблудием с Вашей стороны, защищать веблансер — да может и защищаю, как любое нечто хорошее, как хорошего человека. А плюнуть, как делаете это Вы, каждый может. У некоторых такая функция с детства — минусить и плевать.
                  P.S. Хабр читаю уже несколько лет. Когда я регистрировался — так еще и статьи этой не было.


                  1. frig Автор
                    16.04.2019 21:01

                    Господа, я прошу вас, не ссорьтесь. Все эти переходы на личности никакого конструктива не несут.

                    Давайте по теме? Тем более, что судя по вашим утверждениям опыт есть у каждого из вас.


                    1. AllexIn
                      16.04.2019 21:04

                      Почему не ссорится? Дольше провисит в «сейчас читают», больше народу увидит.


                      1. frig Автор
                        16.04.2019 21:05

                        Потому, что это пользы не принесет никому из участников. Да и читатели вряд ли будут рады такому контенту.


                  1. AllexIn
                    16.04.2019 21:03

                    Использовать свежезареганный аккаунт — это совсем уж палево.
                    А на веблансер я не наезжал. Я наезжал на статью, которая не раскрывает тему в угоду продвижения конкретной идеи, а значит вредна и не нужна.
                    Особенно обидно на фоне того(как я уже выше написал), что веблансер достаточно много опыта имеет, им явно есть о чем рассказать, но нет пустая статья про «используйте наши сервисы, а то пострадаете.», хотя это очевидно не правда и сильно за уши притянуто.


                    1. frig Автор
                      16.04.2019 21:05

                      Давайте конкретнее. В чем не правда, где притянуто?


  1. androidovshchik
    16.04.2019 12:44

    хотя некоторые наоборот небольшие заказы выполняют без предоплаты вовсе

    Вот это зря, совсем мелкие лучше либо через бс, либо с предоплатой (желательно полной). Часто бывает такому заказчику даже сорцов не надо, просто пропадает, когда результат какой-то есть


    1. Aios
      16.04.2019 12:48

      Плюсую — у меня заказчики достаточно часто пропадают после полного завершения проекта и даже совершения полной оплаты.


  1. 1c80
    16.04.2019 14:48

    если заказчик новый и неизвестный, то по любому частичная предоплата или оплата по этапам.
    последняя часть оплаты перед окончательной сдачей, при этом конечный рабочий продукт к заказчику попасть не должен, пока в кошельке не звякнуло.
    Если момент этот пропустили, то по любому надо оставить закладку и комментарий что типа, если этот текст, не удален, то вышло кидалово, отомсти за меня бро и типа того.
    ===========
    и тут верно написали, пропасть заказчик может в любой момент по куче, причин, которые от него не всегда зависят, так что процесс вышибания бабла за сделанное никогда не должен останавливаться, потом может и не наступить.