В рекламе фриланса частенько говорят о том, что это дешево для заказчика, так как у фрилансера нет кучи накладных расходов, а фрилансеру рекламируют, что он теперь сам себе директор и это замечательная возможность избавиться от ига всех этих руководителей и менеджеров, стать свободным и самостоятельным. Отчасти это верно, но есть небольшая поправка — функции всех этих руководителей и управленцев все равно должен кто-то выполнять. Только вот кто?

Часто выходит, что никто. И именно это и приводит к проблемам как заказчика, так и у самого фрилансера.

Какие есть подводные камни и как их можно избежать?

Формулировка задачи


От того, как вы сформулируете задачу зависит откликнутся ли на нее те специалисты что нужны, правильно ли будет истолковано желаемое. Хороший фрилансер может пройти мимо, так как не гоняется за заказами и может выбирать, а у вас могут быть в описании стоп-слова вроде “там работы на час” или “я бы запросто сделал сам”. Фрилансер пугливый и старается минимизировать риски. Вот тут наши коллеги хорошо описали как правильно разместить задание: Как оформить заказ на бирже фриланса.

Квалификация


Исполнитель может быть просто не способен выполнить задание. Взять задание сложно и часто новички бросаются в омут с головой обещая золотые горы в надежде, что выберут именно его. А там уже разберемся! С другой стороны человек может не обладать достаточной квалификацией в конкретной технологии или технике, а заказ берет чтобы свои навыки развить.

Как понять, что исполнитель справится? Самый верный способ — дать ему работу и посмотреть, что выйдет. Но это, явно, далеко не всем подходит.

Смотрите портфолио, просите примеры работ, отзывы по похожим заказам. Биржи позволяют оценить исполнителя достаточно полно, хотя это и требует определенного времени.

Так или иначе быть на 100% уверенным, что исполнитель справится все равно нельзя и это нужно учитывать.

Коммуникации


Люди разные, стиль общения также у всех разный. Кто-то более словоохотлив, кто-то старается не тратить попусту буквы. Когда противоположности сходятся, это может стать причиной недовольства и возникновения напряженности. Например заказчик коротко описал задачу и считает, что этого достаточно. Исполнитель взялся и начал в процессе задавать 100500 уточняющих вопросов. С одной стороны это хорошо — значит работает и старается сделать хорошо. Но что делать, если у заказчика нет возможности на такое количество вопросов отвечать, нет возможности постоянно находиться онлайн? Или же наоборот — фрилансер взял задание и пропал. На вопросы отвечает раз в день, в другое время сообщений не читает, его это отвлекает от работы. Это тот случай, когда исполнитель должен делать работу за двоих — за себя и за менеджера, который постоянно на связи.

Простого решения тут нет, нужно прислушиваться к оппоненту, попытаться понять подходит ли вам его стиль общения.

Сроки


Сроки, которые вам назвал фрилансер нужно умножать на два как минимум. Пытаясь впечатлить заказчика в конкурентной борьбе исполнитель может занизить сроки. Иногда просто ошибаться, в ряде случаев оценить точно сроки невозможно. Точность в этом вопросе это хорошо, но далеко не все исполнители могут выдержать срок.

В своих дальнейших расчетах по срокам следует брать запас.

Также не следует говорить вещей вроде “как сделаете, так и сделаете” или “мне не к спеху”. Так ваш заказ может отправиться в дальний угол, а исполнитель займется более срочными. Когда, по вашему мнению, выйдут все разумные сроки, исполнитель будет искренне удивлен вашим претензиям, ведь вы сказали, что вам “не горит”. Срок должен быть, даже если для вас это не очень важно. Это дисциплинирует.

Оплата


Большинство исполнителей берут предоплату. Так они пытаются себя страховать. Вас, как заказчика, это не страхует, более того, в случае возникновения проблем вернуть предоплату бывает практически невозможно. Исполнитель считает, что он работал и его труд должен быть оплачен, а проект сорван по вине заказчика. Подробнее вопросы оплаты мы рассматривали вот в этом материале: Фриланс и финансы: 5 способов расчета между заказчиком и фрилансером.

Если у вас есть возможность использовать Безопасные Платежи, то лучше этим инструментом не пренебрегать. Разве что размер предоплаты невелик и вы готовы с ним расстаться в случае возникновения проблем.

Мотивация и контроль


Раз у исполнителя нет начальника, который висит над ним и в его интересах выполнение задания, мотивировать исполнитель должен себя сам. Не всегда это удается и не всем, это один из аспектов и трудностей фриланса. Так или иначе без самоконтроля и самодисциплины фриланса быть не может и потому не всем подходит фриланс. Конечно, успешный фрилансер такими навыками обладает, иначе он бы не был успешен. Но это не значит, что проколов быть не может.

Контроль как процесса, так и конечных результатов лежит на заказчике. Мотивировать исполнителя иногда тоже придется вам. Проект может быть затяжным, скучным, выгорание, осень и вообще все тлен.

К сожалению очень много заказчиков лишают себя эффективного инструмента в виде отрицательного отзыва. Для того, чтобы иметь возможность опубликовать отзыв необходимо выбрать фрилансера исполнителем на бирже. Не пренебрегайте этим, иначе останутся только пряники и доброе слово. А доброе слово и кнут, как известно, гораздо эффективнее одного только доброго слова.

Промежуточный контроль не только позволит быть в курсе процесса, но и выявить проблемы на ранней стадии возникновения и либо попытаться решить проблемы, договориться на новых условиях или прекратить сотрудничество. Здесь важно учитывать особенности коммуникации, которые описывались выше.

Запасной аэродром


Что делать, если этот исполнитель не справится? Про сроки уже поговорили, запас должен быть. И совсем хорошо, если этого запаса будет хватать на то, чтобы заказать у другого. А денег должно хватить на то, чтобы это сделать, так как оплата от первого опыта может возвращаться некоторое время или не вернуться вовсе, в зависимости от того, предприняли ли вы меры для этого или нет. Плюс время на поиск. Имейте на примете одного-двух, лучше даже предварительно обсудить ваш заказ, чтобы человек был в курсе и в случае чего его было проще нанять.

Не надейтесь на доработки. Если вам сделали половину работы, то это не значит, что доделать вторую половину будет стоить половину денег и займет половину времени. Скорее всего будет гораздо сложнее найти исполнителя на такую работу, стоить это будет как работа целиком и займет времени как работа целиком. В зависимости от качества уже выполненной работы и других факторов процент, от которого рационально дорабатывать различен, но обычно исполнители неохотно берутся за доработку чужого. Слишком велики риски. Да и заказчик, который остался без исполнителя потенциально может быть сам источником проблемы и лучше такого избегать.

Конфликты


Там где деньги, сроки, качество и объем работ, там замечательное место для конфликтов. Конфликты возникают, это естественно, а дальше уже большой вопрос как развиваются и во что выливаются. В скандал, разрыв сотрудничества, потери денег, времени и нервов с двух сторон или же все устаканивается и все остаются в плюсе.

Замечательно, если вы следуете вот этим рекомендациям: 11 вопросов, которые нужно обсудить до начала работы.

Это поможет разрешить множество разногласий, а части избежать вовсе.

Зачастую неподходящего исполнителя можно выявить еще на этапе оценки его профиля, в процессе первоначального общения. Внимательно смотрите на отзывы. Как на отзывы об исполнителе, так и на те отзывы, что оставляет он сам. Если проект серьезный, может оказаться не лишним связаться с предыдущими заказчиками и спросить их мнение об исполнителе.

В случае возникновения конфликта старайтесь поставить себя на место исполнителя и сохранять спокойствие. Часто не столько суть претензий, сколько форма их подачи приводит к резкой реакции в ответ и все нарастает как снежный ком.

В случае если вы не использовали Безопасные Платежи, стороны которая поможет установить чью либо правоту или формализовать претензии просто нет, все придется делать самому.

Мошенники


Не те, которые взялись за заказ, делали делали, сделали половину и отказались возвращаться предоплату, а настоящие, единственная цель которых — отобрать у вас деньги.

Схема почти всегда одинакова и применяется не только по фрилансе.

Мошенник завлекает заказчика/покупателя очень привлекательной ценой, берет предоплату и скрывается. Не гнушаются и 10$, ведь пока заказчик сообразит, что его обманули можно имитировать деятельность, тянуть время, брать предоплату у других. В итоге потери не только в деньгах, но и во времени.

Чаще такие ребята орудуют в категориях, где исполнителя найти сложно, обычно это сферы связанные с программированием.

Как не попасться?


  • Не соблазняйтесь низкой ценой
  • Не пренебрегайте рейтингами и отзывами. Их цель — обезопасить вас. Безопаснее работать с проверенными исполнителями. Но часто дороже
  • Не торопитесь. У мошенника мало времени, мы его вычислим и блокируем
  • Используйте Безопасные Платежи. Цель мошенника — предоплата. На предоплате мошенники настаивают очень резко и любыми способами пытаются получить деньги вперед

Комментарии (0)