Мало кто думает о разрешении или предотвращении конфликтный ситуаций в процессе сотрудничества до их возникновения. Очень часто к проблемам и порче отношений приводят не какие-то непримиримые разногласия и даже не способность каждой из сторон выполнять свои обязательства, а простые недомолвки, разный взгляд на “значения по умолчанию”. Этот небольшой чеклист позволит вам избежать множества проблем при работе.

1. Какую работу требуется выполнить


Не просто в общих чертах, а подробно. Важно, чтобы обе стороны одинаково понимали что нужно сделать и что будет являться результатом сотрудничества. Чем подробнее, тем лучше. Важно зафиксировать объем.

Если договоренностей нет, то разбежности в толковании объема ведут к недовольству и конфликту. Один считает, что работа выполнена не полностью, другой же наоборот, считает, что сделал уже больше оговоренного и его обманывают.

2. Сроки окончания работ


Точность важна. Учитываются ли выходные или только рабочие дни, входят ли в сроки выполнения правки и процесс приема-передачи работ.

С какого момента начинается течение срока? От момента перевода предоплаты, передачи материалов необходимых для выполнения работ, предоставления доступов?

К сожалению часто срок окончания стороны понимают по разному. Заказчик может думать, что он по окончания срока получит готовый к использованию результат, а исполнитель считает, что сроки считаются до момента предоставления первого варианта, а правки в эти сроки не входят.
Или же один посчитал рабочие дни, а другой календарные. А рабочие дни в разных странах могут отличаться.

Один считает, что все работают 6 дней в неделю, как и он сам, другой считает, что праздники же! И вообще, кому не спится в 16 часов утра? Возможны конфликты и претензии в несоблюдении сроков.

3. Оплата


Порядок и сроки произведения оплаты, ее размеры, валюта. По какому курсу считать. Кто оплачивает комиссию платежной системы.

В каком случае возвращается предоплата, а в каком нет.

Проблемы могут быть в диапазоне от “а я в этой валюте по другому курсу считаю” до “я не знаю что за электронные деньги, куда слать голубя?”

Подробнее способы оплаты описывали здесь: Фриланс и финансы: 5 способов расчета между заказчиком и фрилансером

Голубей там, к сожалению, нет.

4. Скидки


Если вы делаете заказчику скидку — сообщите об этом. Если этот момент не оговорен, то заказчик считает, что платит полную цену и претендует на обычную работу в полный рост, а исполнитель думает, что заказчик обнаглел. Ему скидку сделали, а он наседает!

5. Порядок приемки работы


Как и в какие сроки заказчик должен проверить работу, в каком виде представить замечания, в какие сроки эти замечания должны быть устранены.

Заказчик может очень долго выявлять недостатки, более того, заниматься этим может не он лично, а например тот, для кого он эту работу выполняет. И до тех пор, пока он работу не принял, оплачивать он ее не должен. Ну и что, что полгода прошло? Он оплатит обязательно. Как только проверит.

6. Передача исходников


Не для всех работ это актуально, но во многих случаях какие-то устоявшиеся практики среди исполнителей могут быть сюрпризом для заказчиков. Например исполнитель передает модели, в дополнение к рендерам, за отдельные деньги. Тоже самое может касаться передачи исходных кодов, шрифтов и других подобных вещей.

Если этот пункт оглашается уже после выполнения работы, то заказчик может посчитать, что его пытаются обмануть и получить деньги сверх оговоренного.

7. Доработки


Если заказчик захочет изменить задание, отказаться от выполнения его части или же наоборот, во время еды у него проснется аппетит, как считать дополнительные работы? Как согласовывать объем?

Также важно оговорить и новые сроки завершения работ.

На доработки может быть разный взгляд у сторон. Заказчик считает, что он дает дополнительную работу, готов за нее заплатить и искренне не понимает, почему у исполнителя это вызывает раздражение.

Исполнитель же может рефлекторно воспринимать такие предложения в штыки, так как периодически доработки заказчики понимают как расширение первоначального задания без доплаты. Чаще это случается при пренебрежении первым пунктом этого списка.

8. Использование работы в портфолио


Исполнитель считает, что раз он эту работу выполнил, то может ее использовать в портфолио. Заказчика может это не устраивать, так как эту работу в портфолио он хочет положить к себе, например. Или по каким-то другим причинам публичная демонстрация работы заказчика не устраивает.

Непосредственно на процесс сотрудничества это, обычно, не влияет, но можно получить разгневанного заказчика, который внезапно обнаружил работу во всех поисковых системах.

9. Обмен отзывами


Заказчик может воспринимать отзыв как дополнительную (а иногда и основную) награду. Мол, он это делает только в исключительных случаях, как бонус.

У исполнителя на отзыв может быть завязан рейтинг, который для него важен.

10. Часовые пояса, рабочие дни и рабочее время


Это важно не только для исполнителя, но и для заказчика. Не столько постоянно оставаться на связи, но важно чтобы у другой стороны было четкое понимание, когда следующий сеанс связи, когда можно будет задать уточняющие вопросы.

Разногласия в этом вопросе ведут не только к напряженности и ощущению, что контрагент пропал, но и к нарушению сроков. Если заказчик выходит на связь раз в три дня, а исполнитель рассчитывал на постоянный онлайн и моментальные ответы на вопросы — это может привести к срыву сроков. И каждая сторона будет считать, что виновен другой.

11. Фиксируйте договоренности


Часто люди обсуждают работу голосом или в режиме видео связи. Это бывает продуктивнее, чем текстовый формат, но у такого вида общения есть важный, в разрезе данной темы, недостаток. Поток информации велик, но достигнутые договоренности никак не фиксируются. Доказать спустя недели или месяцы второй стороне, что именно это то, что было договорено сложно. Да и самому вспомнить, проговаривался ли конкретный вопрос или же твоя нынешняя позиция это то, что ты подразумеваешь по умолчанию тоже может оказаться проблемой.

Фиксируйте договоренности. Не обязательно общаться только текстом. Но передать другой стороне в текстовом формате договоренности в том виде, как они поняты и получить от него согласие, что он все понимает аналогичным образом может быть очень полезным.

Это касается не только изначальных договоренностей, но также и промежуточных при изменении задания или объемов работы.

Рыба!


Также можно заготовить “рыбу” где отражена ваша позиция по данным вопросам, дописывать туда переменные вещи и отсылать на подтверждение второй стороне. Просто написать это у себя на сайте или в профиле на бирже недостаточно, нужно именно согласовывать условия, а не просто огласить свои. Часть вопросов требуют позиции с двух сторон. Именно обсуждение позволить выявить возможные проблемы и купировать их еще до проявления.

Все это несколько рутинно и похоже на брачный контракт, но позволяет снизить количество конфликтов, снизить стресс и повысить удовольствие от работы в результате.

И да, все это имеет смысл если работа еще не начата. Условия нужно обсудить “на берегу”, до начала работы над проектом или этапом. В процессе работы эти вопросы всплывают обычно уже в виде конфликтов, а обсуждение на повышенных тонах и порча отношений это то, чего как раз и хочется избежать.

Есть что добавить? Добро пожаловать в комментарии!

Комментарии (17)


  1. dss_kalika
    29.05.2019 10:41

    Стоило упомянуть в заголовке, что это про «фриланс» )


    1. frig Автор
      29.05.2019 10:42

      Это не только про фриланс. Это в принципе любого вида сотрудничества касается, где есть заказчик и исполнитель.


    1. DnD_designer
      30.05.2019 14:56

      А уж как это для постоянной работы актуально! Когда должностные инструкции написаны по принципу: работник выполняет работу за это получает зарплату. И в каждом конкретном случае все отдаётся на усмотрение начальника: — Я щас тебе столько работы навалю, головы у меня не поднимешь!


      1. kapash
        31.05.2019 12:24
        +1

        захотят навалить и без должностной навалят


  1. EgDude
    29.05.2019 11:12
    +2

    заказчик считает, что платит полную цену и претендует на обычную работу в полный рост, а исполнитель думает, что заказчик обнаглел. Ему скидку сделали, а он наседает!


    Разве скидки позволяют выполнять работу хуже обычного?


    1. frig Автор
      29.05.2019 11:14
      -1

      Пожалуй я не совсем корректно сформулировал.
      Когда исполнитель делает скидку, он рассчитывает на некоторую лояльность со стороны заказчика. Задача ведь не просто получить меньше денег за ту же работу, а как-то задобрить вторую сторону.
      И это часто работает, но только если вторая сторона знает, что ей пошли навстречу и условия предложили не такие, как для всех.


      1. firedragon
        29.05.2019 23:29

        Самая большая проблема это попытка сварить кашу из топора.
        И пожалуй привычка на баг тестинге выкатывать список ошибок и прецеплять к нему несколько фич. Поэтому нет ТЗ — получишь **


        1. frig Автор
          29.05.2019 23:35

          ТЗ это хорошо и правильно! Только вот есть пласт заказчиков, которые не знают, что эта аббревиатура значит. Ну то есть вообще. Их нельзя за это винить, так как заказчик не должен быть специалистом в той области, где заказывает. Да, если он понимает, то это определенно облегчит жизнь и ему и исполнителю, но обязательным требованием это не является.
          Так что обсуждать, выяснять, формировать условия и так получать желаемое ТЗ.


  1. AlinaTimofeeva
    29.05.2019 13:00

    Полезно было прочитать.


  1. s_boschenko
    29.05.2019 21:07
    +1

    Clara pacta claros faciunt amicos. И хотя я несомненно согласен с тем, что четкие договоры создают хороших друзей, но на пути к идеальному миру всегда сталкиваюсь с несколькими препятствиями. Во-первых, по моему опыту там, где такие договоренности действительно нужны, они трудно достижимы и даже тогда не особо помогают. Т.е. если вам попался заказчик или подрядчик «с собственной системой моральных установок», то обсуждение перечисленных вопросов поможет вам только раньше почувствовать неладное и дать задний ход. Ну, возможно, также припугнет мелкого жулика. Но жулику крупнее вас ни один договор не помешает «получить дополнительную выгоду».
    Во-вторых, часто обсуждение деталей оказывается более долгим, трудоемким и сложным, чем сам проект, и в итоге ценность сотрудничества снижается или вовсе теряется. Вам нужно «просто» перевести короткий текст или сделать лендинг, но вы вдруг обнаруживаете, что в почте договор в трёх томах, а профиль фрилансера кричит на вас приказами и ультиматумами.
    Но, повторюсь, это лишь препятствия, но не непреодолимые преграды. Конечно, четкие договоренности нужны и полезны. И часто они оказываются полезны уже после того, как все работы сданы и оплачены.


    1. frig Автор
      29.05.2019 21:27

      К сожалению слишком часто пренебрегают даже самыми простыми и базовыми вещами вроде этих 11 пунктов. Краткое описание привычного порядка работы займет всего несколько предложений. И если вторая сторона в этом привычном порядке заметит нечто ей непривычное или неподходящее, то эти пару моментов уже можно и обсудить. Только эти несколько предложений нужно вовремя второй стороне показать и спросить «все устраивает?»
      А так договоренностей нет вообще или в профиле фрилансера в нескольких килознаках резюме зарыто важное и он потом свято верит, что эти килознаки были прочитаны, поняты и приняты заказчиком.


  1. Peter03
    29.05.2019 22:09
    +1

    Двенадцатый — документировать всё что возможно.

    Интересно есть ли для скайпа робот типа recording опции для webex?
    Типа приглашаем его в групповой чат и он записывает всё что увидел и услышал. Лучше всего с последующим распознаванием.


    1. frig Автор
      29.05.2019 22:10

      Документировать это уже в процессе. Там свой список будет.


      1. Peter03
        29.05.2019 22:15

        Переговоры не надо документировать? Много информации содержится в мелких деталях, которые сам можешь забыть.


        1. frig Автор
          29.05.2019 22:16

          Если переговоры, то это 11 пункт тогда


  1. nkorolko
    30.05.2019 10:01

    В самую первую рубрику «Какую работу требуется выполнить» помимо вашей рекомендации «важно зафиксировать объем» хорошо было бы добавить измеримые метрики (если речь идет о создании или улучшении продукта или алгоритма) и необходимые минимальные или максимальные значения этих метрик.


  1. SbWereWolf
    01.06.2019 19:14
    +1

    Спасибо за список, всё по делу.