image

Польза от участия в хакатоне — один из тех топиков, обсуждать которые будут всегда. У каждой стороны есть свои аргументы. Коллаборация, хайп, командный дух — заявляют одни. “И что?” — хмуро и экономично отвечают другие.

Участие в хакатонах по своей цикличной структуре весьма напоминает разовые знакомства в Тиндере: люди знакомятся, находят общие интересы, делают дело, возможно — фото на память, и непринужденно расходятся, вновь принимаясь за активный поиск свежих ощущений и знаний. Те самые 48 часов остаются в памяти ярким мгновением — и лишь изредка встречи на хакатонах(и на свиданиях тоже) вырастают в серьезные проекты. Тем интереснее рассмотреть поближе истории стартапов, выросших не в стенах кампуса MIT или в ходе затяжных брейнстормов команд Гугла, а из спонтанного объединения нескольких молодых людей на очередном хакатоне.

Фидбек — наше всё


Одной из причин по которой Маркус Тан, Лукас Нгу и Кек Сю Рю решили поучаствовать в сингапурской версии Startup Weekend 2012 было то, что мероприятие проводилось в стенах родного для них Национального университета Сингапура. Для каждого из них это был первый хакатон и озвученная цель участия была ординарна — “сделать прикольный проект, который поможет решить важную проблему”. Итогом 54 часов напряженного труда, отчаянных споров и прерывистого сна стала безоговорочная победа прототипа приложения SnapSell — привычной в наше время мобильной вариации на тему маркетплейсов, где пользователи продают и покупают друг у друга самые разные вещи.

image

Однако, типичная история победы в хакатоне получила развитие. “Через наш лендинг мы получили несколько сотен писем, нам даже приходили твиты с вопросами можно ли загрузить приложение прямо сейчас. Это придало нам уверенности в том, что надо двигаться дальше: собирать команду и уходить с работы” — вспоминает Кек Сю Рю. Спустя два месяца молодые люди синхронно написали заявления на увольнение и принялись превращать удачную идею в работающее приложение для iOS.

Пройдет целых два года прежде чем компания, сменившая название на Carousell, привлечет 800 тысяч долларов на посевном раунде. К середине 2018 года, когда основатели отмечали шестилетие с момента запуска проекта, а общая сумма совершаемых через Carousell сделок составляла больше 5 млрд. долларов, об их приложении уже знал практически каждый житель Сингапура, Малайзии и Тайланда. Всеобщая известность и рекордные обороты помогли привлечь большие инвестиции — азиатские и американские инвесторы вложили в компанию свыше 126 млн. долларов.

Нужные люди


Скорее всего Талис Гомес ничего не знал про Uber, когда собирался на хакатон в Рио-де-Жанейро в 2011 году. По словам Гомеса, он разрабатывал идею приложения для мониторинга автобусов. Все изменилось после того, как ему пришлось провести полчаса на остановке под проливным дождем в ожидании такси. Приложение Easy Taxi с помощью которого можно было заказывать и отслеживать местоположение назначенного такси с легкостью выиграло хакатон Startup Weekend. Мероприятие с высочайшей концентрацией молодых и активных ребят со всей Южной Америки дало Гомесу главное — целеустремленных, горящих идеей партнеров с которыми можно было пройти огонь, воду и медные трубы последующих питчей, поиска инвестиций и напряженной работы над приложением.

image

Сейчас Easy Taxi — один из крупнейших в мире сервисов ride hailing, работающий в 30 странах и регулярно поглощающий менее удачливых конкурентов на испаноязычных рынках. Так, в начале 2019 года состоялась сделка по поглощению испанской компании Cabify, самого известного убероподобного сервиса в Испании. Быть может им тоже следовало начать с поиска команды на хакатоне?

Сделай все, чтобы тебя заметили


Похожая история произошла и с Aftership — одним из самых известных сервисов отслеживания посылок, у которого есть поклонники и в России. Эндрю Чен и Тедди Чен познакомились под крышей гонконгского этапа Startup Weekend. Сразу после победы будущие знаменитости онлайн-ритейла бросили все силы и полученный денежный приз на предвыборную кампанию — чтобы завоевать сердца бизнес-ангелов им нужно было выиграть глобальный этап SW2011. Необходимый по правилам конкурса 90-секундный ролик про проект не блистал качеством — партнеры сделали его за несколько часов прибегнув к помощи сервисов для анимации слайдов и интеграции английской озвучки(оба говорили по-английски весьма средне).

“Наша история стала вирусной — и это главная причина по которой мы выиграли глобальный тур. Мы добились того, что про нас написали 7 изданий и в каждой статье была ссылка для голосования за нас. Одно крутое издание назвало нас “тремя идиотами” и после этого про нас узнал весь Гонконг. За нас проголосовало около 5000 человек — не такая уж и большая цифра. Победа [в мировом этапе] стала для нас неожиданностью, но мы были просто счастливы” — писал позднее Эндрю в корпоративном блоге.

Зачастую самой сложной задачей для художника, писателя, режиссера становится превращение скомканных мыслей в понятный текст, эскиз или готовый сценарий. Хакатоны — как раз про это. Они обеспечивают среду, где в рекордно короткие сроки можно превратить абстрактную идею в строчки кода, эскизы страниц приложения и пластик прототипа. А затем — получить фидбек и решить стоит ли с этим что-то делать дальше. Есть по меньшей мере одна общая характеристика для всех стартапов родившихся из пепла, пустых кофейных стаканчиков и кожурок от бананов оставшихся после очередного хакатона — идея и ее первичное воплощение были слишком хороши, чтобы “вот так все бросить”.

Многие потенциальные стартаперы любят повторять, что в той версии Вселенной, где есть Apple, Facebook, Uber и Amazon трудно придумать что-то принципиально новое и действительно масштабное. Между тем, практика мировых хакатонов и стартап-челленджей показывает, что шансы оставить след в вечности, или хотя бы неплохо заработать на классной задумке, по-прежнему существуют. Безусловно, одной целеустремленности явно недостаточно. Нужна “критическая масса”, та минимальная концентрация талантливых людей при которой происходят “столкновения” нужных характеров и компетенций.

Хакатон “Цифровой прорыв" от платформы “Россия – страна возможностей” – это то самое событие, масштаб которого достаточен, чтобы обеспечить “питательную среду” для стартапов мирового уровня. Суди сам: 40 городов регионального этапа, призовой фонд в 10 млн. рублей и грантовый фонд в 200 млн. рублей. Возможно, ты и есть тот самый IT-специалист, дизайнер или управленец, чей проект станет олицетворением этого цифрового прорыва. Пока не попробуешь – не узнаешь. Не бойся своих идей, смело набирай команду и меняй мир!

Комментарии (5)


  1. cyber_roach
    30.04.2019 13:21

    Ну так выживают или нет?
    Судя по статье — нет. Всего три примера из времен «бума стартапов».
    Ожидал статистику какую-то.
    Как-то так:
    Вот с 2010го было 100500 хакатонов, в них учувствовало NN-тясяч проектов выжило 5.
    Вот разбивочка по годам и технологиям
    Вот данные по РФ.


  1. alex-ivanovich
    30.04.2019 14:59

    По моим наблюдениям — не выживают в 80%, если команда собралась на хакатоне. Но у меня есть личный кейс, когда я познакомился с парнем и затем познакомил его с командой. Это было пару лет назад и насколько мне известно они до сих пор работают над одним достаточно жизнеспособным проектом про подготовку к ЕГЭ. Вся команда на хакатоне состояла из школьников. Сейчас у них вполне себе бизнес — examis.ru


    1. solariserj
      30.04.2019 20:24

      > 80%
      Очень оптимистично, по моим прикидкам (так как победили на одном из них) 95% создавшихся на хакантоне команд распадается довольно быстро. Основные препятствия это:
      — у разных членов команды своё видение конечного продукта и планов развития.
      — слишком сложно для реализации
      — плохо или долго пока выйдет на коммерческую привлекательнрсть
      — ударятся в рутину и забросят

      Имеют более вероятность на жизнь после хакантона если команда более менее уже сформирована и идея прорабатывалась до этого.


  1. scp1001
    02.05.2019 04:21

    Организаторы хакатонов, к сожалению, чаще всего не заинтересованы в дальнейшем выживании команд, а проводят их с целью пиара или хантинга талантливых разработчиков.
    Порой даже устоявшаяся команда после хакатона уменьшается в размере.


  1. SecurityQQ
    02.05.2019 12:22

    В этой статье расскрываются хакатоны с точки зрения TechStars Startup Weekend  – это один из немногих хакатонов-акселераторов, которые ставят целью создание стартапов. В целом, я И проводится он при поддержке Top3 акселератора мира, TechStars. Если смотреть на организаторов хакатонов в России – почти все они ивентщики или люди, далёкие от IT. Как факт, никто из них не ставит целью работы с сообществом и, тем более, победителями.

    Возвращаясь к Startup Weekend – я бы не сказал, что это классический хакатон:

    • 54 часа VS 24-48 у классических хакатонов
    • сильный перекос в сторону биздева
    • презентации проектов вместо работающего демо
    • аудитория – преимущественно из бизнеса (даже в требованиях к хакатону написано «захватите свои визитки»). На обычные хакатоны ходят в основном студенты


    Если взять unbiased-хакатоны, скажем Hack.Moscow, то среди победителей около 5-10% продолжают работать над проектом и доводят его до MVP/Первых продаж. Хакатоны – это отличная часть воронки стартапов, но даже сами хакатоны я бы поделил так:

    1. Хакатон-образовательный (ЦА: школьники, студенты 1-3 курса; цель: получить знания)
    2. Хакатон-классика (ЦА: студенты 3-6 курс, кодеры; цель: сделать. прототип продукта)
    3. Хакатон-акселлератор (ЦА: команды с прототипом/MVP, предприниматели, сильные разработчики; цель: апгрейд существующего продукта, запуск стартапа)
    4. Хакатон-апгрейд (ЦА: стартапы, бизнес-ангелы, корпорации; цель: адаптировать существующий стартап под нужды нового заказчика)


    Выживают ли команды участников хакатонов, если речь про создание стартапов? Нет, если это 1., 2.

    Выживают ли команды участников хакатонов, если речь про создание стартапов? Да, если это 3., 4.

    Выживают ли команды участников хакатонов, если речь про сильную команду программистов? Да, если это 1., 2., 3., 4.

    Многие команды идут из хакатона в хакатон побеждать, прокачивать свои прикладные навыки. Если есть сильная команда – людям по кайфу ее прокачивать. Есть ребята, скажем cleverbots.ru, EORA.ru, loyaltylab.co, startblock.online, haclever.org (сотни их) – многочисленные победители хакатонов, которые сделали бизнес из этого.

    Кстати, почему нет российских примеров в статье – непонятно) Вроде бы реклама всероссийского конкурса ;)