О том, что такое счастье, спорили раньше, спорят и сейчас. Но если взять частный случай, получение удовольствия от работы в компании, то ответ на этот вопрос не так и сложен. Чувствовать себя счастливым можно, если в компании все хорошо, работа — интересная, коллектив — дружелюбный и сплоченный. Конечно, в спокойное время поддерживать эту сплоченность не так и сложно. А вот в наше непростое время это непростой челлендж. О том, как поддерживать корпоративный дух, рассказывает Екатерина Проньшина, амбассадор Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».
В самом начале статьи попробуем ответить на вопрос, что такое счастье в отношении работы. Счастье для многих — это решенные задачи и личный мир, коллеги, которые относятся к человеку с пониманием и уважением. Если этого нет, то сотрудник компании, хоть топ-менеджер, хоть рядовой администратор, будут чувствовать себя не очень уютно. И это касается не одного человека, а большей части коллектива.
Практика показывает, что лишь сплоченный коллектив, все члены которого довольны своей работой, способен догнать и перегнать конкурентов. Другими словами, такой коллектив работает эффективно. Если сплоченности нет — эффективность работы компании будет не самой высокой.
Что такое корпоративный дух?
В первую очередь, это сочетание психологического настроя, отношения сотрудников друг к другу и к руководству. Также это способность взаимовыручки и желание достичь цели — как личной, так и компании.
Елена Арефьева, заместитель директора ИПМКН ТулГУ: «Корпоративный дух — это ощущение «единения» сотрудников с компанией, чувство сопричастности, ответственности за результаты ее деятельности».
Корпоративный дух крайне важен для компаний любого масштаба — от самых крупных, до стартапов, где и работает-то всего несколько человек. Если корпоративный дух сформирован, можно достичь сразу трех важнейших целей:
Стабильность эффективного штата. Работники горды причастностью к делу, доверяют руководству и коллективу в целом. Уходят только при особых обстоятельствах.
Повышается мотивация, увеличивается продуктивность. Все заинтересованы в развитии фирмы.
Поддерживается репутация организации, которая будет устойчивее менее объединенных конкурентов даже в кризисных обстоятельствах. Исследования показали, что 84 % сплоченных команд удержали на плаву бизнес во время потрясений пандемии, а в разобщенных коллективах таких осталась лишь треть. Респонденты — фирмы со штатом до 100 человек.
Согласно совместному исследованию ученых из университетов Италии, Финляндии и Германии, продуктивность специалиста, который доволен своим окружением, повышается в среднем на 58%.
Сильнее всего довольны условиями работы сотрудники компаний, где стараются замечать успехи коллектива, а ценность труда специалистов осознаваемы как руководством, так и членами коллектива. В этом случае у пирамиды взаимоотношений крепкий фундамент. А кирпичики его — это четкое понимание цели (краткосрочной и долговременной), наглядность результативности своего вклада, прозрачность работы, понимание действий руководства плюс социальная направленность, оплата по заслугам. В других случаях никакие тимбилдинги не помогут создать сплоченную команду.
Игорь Кожелин, директор по работе с партнерами и инвесторами частной космической компании Success Rockets: «Мы бежали с коллегами «Гонку героев». До этого мы были хорошие друзья и работали над одними проектами, но после долгого и сложного забега мы стали по-настоящему единой командой, которую объединяли общие ценности и прошедшие трудности».
Постоянно поддерживать корпоративный дух на высоком уровне непросто, особенно в условиях пандемии. Так, когда фирмы перешли на смешанный режим работы, многие подразделения оказались на удаленке и поддерживать сплоченность коллектива стало сложнее.
Олеся Савельева, маркетолог ГКБ им С.П.Боткина: «Внимательность к коллегам, своеобразные игры участие в квизах и хакатонах сближают людей и открывают их с разной стороны, что помогает поддерживать корпоративный дух».
Что делать, чтобы все было хорошо?
Как показала практика, отлично работает взаимодействие сотрудников друг с другом через соцсети, общие группы мессенджеров. Вот несколько советов о том, как это может и должно работать. Основная задача по объединению сотрудников в единое целое лежит на лидере команды, поэтому и советы даны именно для него:
Несколько раз в неделю необходимо организовывать созвон с каждым сотрудником (для маленьких учреждений) или с подгруппами, выполняющими часть задачи.
Организация общих чатов для «живого» общения не по делу и по работе. Эдакий микс неформального общения в перерыв, за чашкой кофе.
Обсуждение графика контроля, показ командных проектов, указание заслуг каждого и выделение креативных, лучших идей. Посыл с внутренним смыслом — «Ты в команде».
Что касается сотрудников, то и для них есть дельные советы:
Четко формулировать свои цели. Это важно потому, что понимание, какого результата нужно достичь, позволяет поддерживать рабочий ритм. Неоценимая помощь в этом рабочего чата и активного «проявления» руководителей в онлайне.
Активности в созвонах/переписке с коллегами. Не стоит игнорировать сложности в работе. Если показалось, что «смысла нет», нужно срочно «стучаться» в чат и «сверять компас».
Важна техническая поддержка с облачными хранилищами. Одновременное информирование и просмотр документов в режиме реального времени. Фиксация важных новостей или предложений в общем чате – сопричастность и возможность быть в курсе событий по всем направлениям.
Лучший контакт на расстоянии — это не почта, а видеочат. Это способ общаться эмоционально, шутить в режиме реального времени, быстро реагировать на отличные находки или указывать на ошибки.
Как для руководства, так и для сотрудников важно искать поле для общих встреч с профессионалами. Как его найти? Достаточно просто — сейчас агентства предоставляют разнообразные онлайн платформы, кабинеты для общения со всем коллективом. Вебинары, курсы — все это точки соприкосновения, не дающие потеряться, так что человек себя по-прежнему ощущает внутри команды.
Кое-что еще
Кроме обычного делового общения, совместного решения задач, нельзя забывать и о досуге. О нем забывать нельзя. Конкурсы, челленджи, онлайн-концерты — подойдет все, что угодно, лишь бы это было весело и продуктивно.
Еще вариант — с социально значимой пользой, например благотворительный виртуальный марафон. На продажу выставляются памятные вещи, креативные идеи, а собранные средства направляются на счет фонда или поступают конкретному нуждающемуся.
А йога-онлайн? Это ощущение полного присутствия и домашний комфорт одновременно. Или можно собраться на вечеринку. Интересно сделать ее тематической, учредить приз, а победителя выбрать голосованием. Например, конкурс фото «Мой питомец» или «Я в выходной». Так каждый работник будет мысленно с командой, получит обратную связь, не потеряет сигнальные моменты командного духа и не закроется в себе, отрываясь от коллектива.
Игорь Буслов, заместитель начальника отдела ТФОМС Красноярского края: «Мы совместно ходим в спортзал частью коллектива. Практикуем выходы на шашлыки, иногда играем отделом в пейнтбол. Участвуем частью отдела в хакатонах. Ходим на отраслевые спортивные мероприятия. У нас в отделе стоит шахматная доска, где сотрудники могут сыграть между собой в шахматы. Также есть стол для настольного тенниса. Поздравляем отделом друг друга с днями рождения и другими важными для человека событиями, устраиваем совместные pizza day, иногда ходим отделом в боулинг».
Если все организовать правильно, то сотрудники останутся партнерами даже в сложных обстоятельствах. А значит — корпоративный дух будет поддерживаться на том самом уровне, который нужен для эффективной работы компании.
killeralex
Распильные клоуны-гуманитарии
BMXer_V
По опыту, чаще не просто распильные, а вредные. Когда в компании сотрудников с одной стороны достают обязательными тренингами про "наши общие высокие и светлые цели", " важность комфорта сотрудников на работе" и т.д. и т.п., но с другой стороны в реальной жизни сотрудники видят, что решения, принимаемые менеджментом, прямо противоречат заявленному, все эти тренинги не только не помогают "сплотиться" , но и многократно усиливают фрустрацию и ускоряют выгорание.
В тех же компаниях, где менеджмент в первую очередь заботится о людях и о качестве работы, а не о сиюминутном выполнении своих KPI, и тренинги никакие не нужны, люди и так будут себя чувствовать хорошо и работать эффективно.