В июне в бразильских магазинах появятся первые в мире духи, созданные при помощи искусственного интеллекта — результат двухлетней совместной работы команды IBM Research с парфюмерами из косметической компании Symrise.

Распознавать запахи нейросеть с рабочим называнием Philyra не учили — она выводит новые органичные сочетания ароматов, анализируя базу данных, где содержится около 1.7 млн формул, использовавшихся для изготовления духов в прошлом. Список ингредиентов, которые система использует при составлении собственных комбинаций, насчитывает более 1300 наименований; в их число входят как натуральные экстракты, так и искусственно синтезированные вещества. Более того, Philyra способна расширять этот список, предлагая заменители с подходящим химическим составом.

По мнению Ахима Дауба, одного из руководителей компании Symrise, схема работы нейросети не слишком отличается от подхода опытного парфюмера: «Обоняние не так уж важно для создания ароматов. Парфюмер, у которого я учился как-то сказал мне, что, зная состав духов, может представить себе их запах. Philyra действует точно так же».

Помимо выборки с сочетаниями запахов модели также были представлены подробные исторические данные об уровне продаж различных марок духов. Дополнительное обучение позволяет ей предсказывать, завоюет ли тот или иной парфюмерный тип популярность у определенной демографической группы или на определенной территории. Соответственно, при генерировании новых ароматов Symrise параллельно проводит таргетинг, создавая продукты, рассчитанные на конкретную целевую аудиторию. Так, первые три разработанные ей формулы предназначаются строго для бразильцев тридцати-сорока лет. Здесь технология дает более объективную картину, чем суждение специалистов компании, которые зачастую оценивают коммерческий потенциал духов с позиций собственной культуры и предпочтений.

Тем не менее, специалисты Symrise, работавшие над проектом, не опасаются конкуренции с искусственным интеллектом. В ближайшие годы речь может идти только о сотрудничестве между человеком и машиной — все формулы, которые составила Philyra, просматривались и корректировались парфюмерами. Изменения, впрочем, были довольно незначительными: выделение отдельных нот в общем аромате, регулировка стойкости духов на коже. При тестировании слепым методом эксперты из компании O Boticario выше всего оценили те продукты, которые подверглись минимальному вмешательству со стороны людей.

Новая модель работы, которая предоставляет парфюмерам тысячи новых сочетаний на оценку и доработку, может дать индустрии сильный импульс к развитию. Однако практическая ценность разработанной IBM модель не исчерпывается созданием духов — при наличии выборки нужного объема нейросеть может генерировать любые типы формул, от кулинарных рецептов до технологии замешивания бетона. В данный момент Philyra уже применяется в производстве смесей специй, а IBM Research рассматривает еще несколько проектов.

Комментарии (3)


  1. chapai22
    04.06.2019 04:23

    а начиналось все с медицины и диагностик «лучше чем доктор». Потом лекарства. Теперь вот сошло до приправ к супу и одеколону в развивающихся странах.


    1. megasuperlexa
      04.06.2019 09:39

      почему «сошло»?


  1. chapai22
    04.06.2019 10:07

    Вероятно потому, что не взлетело и более ничего не слышно. А это был главный рынок (на тот момент) способный окупить вложения.
    Ну и потому, что все парфюмные рецепты мира стоят меньше чем деньги затраченные IBM на разработку и софта, железа и дата анализа вокруг этого. Как электронным микроскопом гвозди забивать. Не великий рынок и давно окученный и решается просто, OEM поставшиков решений вообще один или два в мире.

    Испытывают небось вдалеке на всякий случай — мало ли чего оно настругает. а все синтезы по полной не проверишь на безопасность. Тут надо быстро лить на маркет и смотреть что получается — не фарма (видимо так специально выбрали).