На портале нормативных документов появилась информация о проекте Министерства просвещения по модернизации учебного процесса в средних школах и учреждениях СПО. В период с 2019 по 2024 год планируется внедрить на экспериментальных площадках целый ряд цифровых учебных пособий разных типов; среди них указываются и специально разработанные компьютерные игры.
Изначально список новых обучающих инструментов, приведенный в постановлении, включает цифровые учебно-методические комплексы, учебные симуляторы, тренажеры и виртуальные лаборатории. Однако в пояснительной записке он расширяется за счет упоминания игровых видов образовательных ресурсов, под которыми понимаются «компьютерные игры, развивающие электронные образовательные ресурсы, игровые мобильные приложения, используемые в качестве средств обучения».
При помощи этих мер предполагается повысить качество образования в нескольких отношениях: сделать процесс обучения более доступным и приспособленным под индивидуальные способности школьников, обеспечить мотивацию и пробудить интерес к занятиям, сформировать навыки использования современных технических решений. Последнее имеет особо важное значение: проект является частью национальной программы «Цифровая экономика», предполагающей широкое использование технологий в разных сферах для улучшения качества жизни.
Как следует из текста постановления, на первых этапах применение новых обучающих средств будет ограничено тремя предметными областями — математика, информатика и технология.
Для составления подробного плана мероприятий и управления процессом был назначен оператор, акционерное общество «Российская венчурная компания». Также планируется сформировать два экспертных совета, научно-методологический и научно-технический, которым предстоит составить список требований к содержанию и технологическому воплощению материалов. Для разработки информационных систем, приложений и игр будут привлекаться российские компании-разработчики, отобранные оператором. К 2024 году готовые цифровые пособия будут внедрены в учебный процесс на экспериментальных площадках в соответствующих требованиям Министерства средних школах, колледжах и техникумах.
Все расходы, связанные с проектом, возмещаются из федерального бюджета. Гранты будут выплачиваться Российской венчурной компании, которая распределит средства между исполнителями. Субсидирование проекта уже заложено в бюджет на ближайшие три года: 1,3 млрд рублей на 2019 год, ?1,4 млрд рублей на 2020 год и 2,4 млрд рублей на 2021 год.
Комментарии (53)
Sergey-S-Kovalev
25.06.2019 12:24Прям представляю себе серию зачетов:
— фастран в Half Life, меньше часа;
— grenade & rocket jump на q2dm1 на подпотолочную площадку над лифтом, две попытки;
— выживание в StarCraft BroodWar на The Hunters в режиме боя с AI на 1vs4 (3), 1vs6 (4), 1vs7 (5 баллов) без забора;
— прохождение уровня с гонками в Battletoads c первой попытки;
— вынос вражеской команды в CS1.6 или COD:MW2 в одну каску, после того как вся твоя команда бездарно слилась.
— прохождение уровня с вертолетом в GTA;
претенденты за первое место должны выпрыгнуть из самолетов одновременно, убить противника и сесть в его самолет в Battlefield 3/4GooFFu
25.06.2019 13:41+1вы неверно мыслите, там будут игры уровня любительских хакатонов, которые половину времени крашутся, а оставшееся не работают, Российский геймдев… на гос деньги… я прям вижу новое поколение мемасов на эту тему
Fedorkov
25.06.2019 14:01Я в этой роли скорее представляю себе Kerbal Space Program и Crusader Kings.
Только для этого издателям придётся волевым решениемнадеть ОЗК изаняться нашими тендерами.
5oclock
25.06.2019 15:54А у Вас богатое игровое прошлое…
perfect_genius
25.06.2019 16:08Стандартное для тридцатилетних.
5oclock
25.06.2019 18:22В смысле: нынешние 30-летние играли больше, чем нынешние 40-летние и чем нынешние 20-летние?
Я скорее к первым отношусь.
Поиграл в своё время — без фанатизма, — в Quake2, Warcraft II и StarCraft (не помню какой).
Остальные игры запомнились значительно меньше.
Где-то с 2000х годов (т.е. как-раз с 20 с хвостиком лет) компьютерные игры пошли на спад и годам к 30 закончились совсем.striver
25.06.2019 22:52Как по мне, то середины 2000-х — крайне продуктивный период для ПК гейминга.
5oclock
25.06.2019 22:57Я — про себя написал.
У меня где-то лет с 23-24 и к 30 годам игромания сошла на нет.
А индустрия — наверное развивалась. Как же без этого.
Но мне уже неинтересно было.striver
25.06.2019 23:07Ну, да, меняются вкусы, делаются другие игры, которые вам лично не интересны. Да и вообще, интересы меняются, игры кажутся просто бесполезным занятием.
striver
25.06.2019 22:51Крайне бедное, я бы сказал. Ничего такого там нет непостижимого. Я, разве что, в кваку почти не играл, мне больше Анрил нравился.
striver
25.06.2019 22:49— прохождение уровня с гонками в Battletoads c первой попытки;
Золотые медали выдавали только, если жаб проходил не на эмуляторах, а на нативных платформах.
yarkov
25.06.2019 13:37+2И с родителей не на занавески в класс будут деньги просить, а на одинаковые скины в CS всему классу.
geher
25.06.2019 14:16+1Комментарии — детский сад какой-то.
Очевидно, что под играми понимаются не шуттеры с платформерами, а специальпые обучающие игры. Сложно сказать, что это будет, может даже Minecraft используют (хотя вряд ли),, но точно не CS с Doom.A114n
25.06.2019 14:54+4Юмор это естественная защитная реакция людей, которые вдруг представили, как школьникам предложат обучающие игры с графикой уровня «Дети против волшебников».
Peacemaker
25.06.2019 15:55И конечно же, дальше этого «защитного» плоского юмора не пойдёт. Сделать и предложить хотя бы концепт обучающей игры — «та ну, там тендеры, бюрократия, победят_те_кто_откатил, и потому я даже не собираюсь ничего делать»…
Само начинание считаю полезным. Первое упоминание о подобном встречал в замечательном советском художественном фильме «Баламут», там в одном из эпизодов на тогдашних «шкафах» ЭВМ решали экономические задачи…iig
25.06.2019 17:36Сделать и предложить хотя бы концепт обучающей игры
Если обучающая игра должна быть годной, наверное, ее должны проектировать специалисты по обучению. Учителя в смысле.
Хотя, когда я крайний раз открывал учебник по информатике…о, мои глаза..Очень хорошо, что эти же люди не проектируют игры.GooFFu
25.06.2019 18:47ну почему же, если бы эти люди проектировали игры, то
мир был бы лучшеони бы обанкротились и умерли от голода и не писали учебники)
servermen
25.06.2019 18:10Сложно сказать, что это будет (...)
Получается так, что ни одной такой игры ещё не опробовано на эффективность (если таковые всё-таки созданы), то тогда о каком введении их в школьную программу может вообще идти речь?
Хотя мне вот сейчас пришёл на ум симулятор космических полётов Orbiter! Интересно какова его эффективность в плане образования?geher
25.06.2019 19:03Получается так, что ни одной такой игры ещё не опробовано на эффективность (если таковые всё-таки созданы), то тогда о каком введении их в школьную программу может вообще идти речь?
Похоже, что это не проработанный шаг, а просто некая идея, которая кажется удачной, тем более, что в мире в целом и в России в частности в разных видах эту идею пробовали "на зуб". Но я пока не слышал об экспериментах с подтвержденной эффективностью.
Если говорить о том, что будут делать, то варианты могут быть разные.
Могут "списать", в смысле воспользоваться "европейским опытом", и таки внедрить Minecraft.
https://habr.com/ru/post/165863/
А могут что-то свое разработать.servermen
26.06.2019 00:59Интересно, а как там проводят дозировку, ну чтобы дети не зависали слишком недолго в этой игре? :))
striver
25.06.2019 22:57Сложно сказать, что это будет, может даже Minecraft используют (хотя вряд ли)
Так Майки и купили, в том числе, чтобы внедрять в школы. Но, это там у них.
А вообще, компьютерные игры очень недооценивают. Тот, кто говорит, что от игр тупеют, пробовал поиграть в СтарКрафт в сети или же пройти какие-то Крузейдер Кингс за малую страну? И вообще, уроки истории, вообще должны подкрепляться практическими занятиями на разных эмуляторах. Ибо одно дело картинки и текст, а совсем по другому воспринимается визуальная часть.geher
26.06.2019 11:42Компьютерные игры разные бывают. Одни что-то развивают. Другие — тупые убийцы времени. Поичем от жанра почти не зависит.
Та же квака в однопользовательсклм режиме только поначалу развивает реакцию, а потом превращается в тупого поглотителя времени.
Да и иную развивающую игру вполне можно использовать для самоотупления.striver
26.06.2019 13:04По большому счету, почти все игры и прочие занятия — убийцы времени. Но, постоянно утверждать, что от игр тупеют — тоже не правильно. Да, обычные гриндилки и песочницы в сингле — это бесполезное занятие. Но, это не все игры.
merhalak
26.06.2019 21:57Не исключено, что CS в зачётах всё же будет. Только с капелланами и скинами юнармии.
perfect_genius
25.06.2019 16:18Если бы мы в школе учились программировать 3D-игры, то геометрию и физику было бы намного интереснее и успешнее изучать.
RiseOfDeath
25.06.2019 16:59Если бы мы в школе учились программировать 3D-игры, то геометрию и физику было бы намного интереснее и успешнее изучать.
Я боюсь что для 3D-игр нужны знания математики на уровне первого семестра вуза. (т.е. это годится максимум для физмат класса) Хотя в каком-нибудь гейммейкере может быть все проще.
nick_gabpe
25.06.2019 17:09Доку 2? :)
Если серьёзно, то образовательные игры это отличная идея, но вот боюсь реализация опять будет хромать.
Arqwer
25.06.2019 18:51+1Я помню делал в Garry's Mod установку, запускающую горящие бочки, так было очень даже интересно рассчитать физику и решить уравнение, куда потом эта бочка приземлится в зависимости от угла наклона установки. А потом ещё обратить вычисления, чтобы она сама по комбайном стреляла.
А в Minecraft с модом ComputerCraft программировал на lua черепашек, которые сами руду добывали, да так чтобы ещё и параллельно работали и друг с другом не сталкивались.
Вообще геймификация может быть очень эффективной, если правильно сделать. Вот например workplace.stackexchange.com/questions/124711/criticized-for-doing-my-job-too-well
ksr123
25.06.2019 20:36Вот все пишут про "образовательные" игры. А ведь, вероятно, для детей это будет ненамного лучше обычного урока.
Может, имеется в виду именно обучение настоящим играм? Киберспорт развивается, а чем Старкрафт хуже волейбола, например?
5oclock
25.06.2019 22:34Если за счёт волейбола, то — хуже.
Или за счёт чего?
Иностранного языка? Обществоведения? Математики? Географии?
Какие там сейчас есть бесполезные предметы в средней школе?striver
25.06.2019 23:06+1Когда последний раз в школе были? Сколько там «справок» от занятий спортом? Иностранный язык… эти все программы школьные — крайне неэффективны, я за полтора года курсов по 2-3 часа занятия 3 раза в неделю — выучил больше, чем за время старшей школы, более того, обычная школьная программа только ухудшала знания. География не преподается в старших классах. Астрономии не было. Очень много чего есть или что должно быть, но его нет. А еще нужно понимать, что школьники банально прогуливают, ибо школа — это крайне скучно. И вообще, кто сказал, что текущее образование или его система — это предел мечтаний? Есть альтернативно одаренные, которые миллиардеры, открывают школы для своих детей и детей друзей, где школьная программа — там просто архаизм.
ksr123
27.06.2019 13:46Чем он хуже волейбола? Как по мне, так всем лучше.
Обществоведение вроде ерунда какая-то, отвлеченная от реальности.
Математика… Да, интегралы и дифуры, как по мне, в школе не нужны. И так далее.
vlivyur
26.06.2019 12:04Мы на литературе в кино ходили. На физике фильмы смотрели. По каким-то предметам тестирование проводили в компьютерном классе. Вот это всё и будет замещено «образовательными» играми. Не обязательно предмет вводить «образовательные игры», это всё может быть в рамках других дисциплин.
Ну и в школе на информатике наверно уже не учат программированию.
Avitale
26.06.2019 09:31Мы в универе на уроках экологии играли в какой-то аналог Цивилизации, только с графикой похуже — нужно было в режиме реального времени контролировать параметры планеты, чтобы создать условия для возникновения жизни, следить за тем, чтоб полученная жизнь эволюционировала и не умерла. Тем, кто успешно доходил до конца (человеческая цивилизация должна была построить космические ракеты и улететь с планеты), ставили зачет. :)
Industrialman96
На протяжении многих лет делать репортажи о том, что игры это зло, рассказывать о страшных Minecraft и «Доке 2» только для того, чтобы затем включить игры в программу образования…
AbstractGaze
Вы слегка путаете игры, в которые вы играете вечером и игрофикацию обучения.