На портале нормативных документов появилась информация о проекте Министерства просвещения по модернизации учебного процесса в средних школах и учреждениях СПО. В период с 2019 по 2024 год планируется внедрить на экспериментальных площадках целый ряд цифровых учебных пособий разных типов; среди них указываются и специально разработанные компьютерные игры.

Изначально список новых обучающих инструментов, приведенный в постановлении, включает цифровые учебно-методические комплексы, учебные симуляторы, тренажеры и виртуальные лаборатории. Однако в пояснительной записке он расширяется за счет упоминания игровых видов образовательных ресурсов, под которыми понимаются «компьютерные игры, развивающие электронные образовательные ресурсы, игровые мобильные приложения, используемые в качестве средств обучения».

При помощи этих мер предполагается повысить качество образования в нескольких отношениях: сделать процесс обучения более доступным и приспособленным под индивидуальные способности школьников, обеспечить мотивацию и пробудить интерес к занятиям, сформировать навыки использования современных технических решений. Последнее имеет особо важное значение: проект является частью национальной программы «Цифровая экономика», предполагающей широкое использование технологий в разных сферах для улучшения качества жизни.

Как следует из текста постановления, на первых этапах применение новых обучающих средств будет ограничено тремя предметными областями — математика, информатика и технология.

Для составления подробного плана мероприятий и управления процессом был назначен оператор, акционерное общество «Российская венчурная компания». Также планируется сформировать два экспертных совета, научно-методологический и научно-технический, которым предстоит составить список требований к содержанию и технологическому воплощению материалов. Для разработки информационных систем, приложений и игр будут привлекаться российские компании-разработчики, отобранные оператором. К 2024 году готовые цифровые пособия будут внедрены в учебный процесс на экспериментальных площадках в соответствующих требованиям Министерства средних школах, колледжах и техникумах.

Все расходы, связанные с проектом, возмещаются из федерального бюджета. Гранты будут выплачиваться Российской венчурной компании, которая распределит средства между исполнителями. Субсидирование проекта уже заложено в бюджет на ближайшие три года: 1,3 млрд рублей на 2019 год, ?1,4 млрд рублей на 2020 год и 2,4 млрд рублей на 2021 год.

Комментарии (53)


  1. Industrialman96
    25.06.2019 12:12
    -1

    На протяжении многих лет делать репортажи о том, что игры это зло, рассказывать о страшных Minecraft и «Доке 2» только для того, чтобы затем включить игры в программу образования…


    1. AbstractGaze
      25.06.2019 14:38

      Вы слегка путаете игры, в которые вы играете вечером и игрофикацию обучения.


  1. Sergey-S-Kovalev
    25.06.2019 12:24

    Прям представляю себе серию зачетов:
    — фастран в Half Life, меньше часа;
    — grenade & rocket jump на q2dm1 на подпотолочную площадку над лифтом, две попытки;
    — выживание в StarCraft BroodWar на The Hunters в режиме боя с AI на 1vs4 (3), 1vs6 (4), 1vs7 (5 баллов) без забора;
    — прохождение уровня с гонками в Battletoads c первой попытки;
    — вынос вражеской команды в CS1.6 или COD:MW2 в одну каску, после того как вся твоя команда бездарно слилась.
    — прохождение уровня с вертолетом в GTA;

    претенденты за первое место должны выпрыгнуть из самолетов одновременно, убить противника и сесть в его самолет в Battlefield 3/4


    1. vav180480_2
      25.06.2019 13:19
      +4

      Я бы школу так не закончил, я тормоз, максимум в танчики из кустов.


    1. GooFFu
      25.06.2019 13:41
      +1

      вы неверно мыслите, там будут игры уровня любительских хакатонов, которые половину времени крашутся, а оставшееся не работают, Российский геймдев… на гос деньги… я прям вижу новое поколение мемасов на эту тему


      1. Sergey-S-Kovalev
        25.06.2019 17:04
        +1

        я был уверен, что сарказм очевиден, простите


    1. Fedorkov
      25.06.2019 14:01

      Я в этой роли скорее представляю себе Kerbal Space Program и Crusader Kings.
      Только для этого издателям придётся волевым решением надеть ОЗК и заняться нашими тендерами.


    1. panvartan
      25.06.2019 14:53
      +1

      Онидзука перелогиньтесь


      1. Sergey-S-Kovalev
        25.06.2019 17:05

        мы все изредка Эйкити


    1. 5oclock
      25.06.2019 15:54

      А у Вас богатое игровое прошлое…


      1. perfect_genius
        25.06.2019 16:08

        Стандартное для тридцатилетних.


        1. 5oclock
          25.06.2019 18:22

          В смысле: нынешние 30-летние играли больше, чем нынешние 40-летние и чем нынешние 20-летние?

          Я скорее к первым отношусь.
          Поиграл в своё время — без фанатизма, — в Quake2, Warcraft II и StarCraft (не помню какой).
          Остальные игры запомнились значительно меньше.
          Где-то с 2000х годов (т.е. как-раз с 20 с хвостиком лет) компьютерные игры пошли на спад и годам к 30 закончились совсем.


          1. ksr123
            25.06.2019 20:23

            Вот! А если б изучали в школе, смогли б стать киберспортсменом!


            1. 5oclock
              25.06.2019 22:30
              +1

              Данунафиг! Никаких нервов не хватит.


          1. striver
            25.06.2019 22:52

            Как по мне, то середины 2000-х — крайне продуктивный период для ПК гейминга.


            1. 5oclock
              25.06.2019 22:57

              Я — про себя написал.
              У меня где-то лет с 23-24 и к 30 годам игромания сошла на нет.

              А индустрия — наверное развивалась. Как же без этого.
              Но мне уже неинтересно было.


              1. striver
                25.06.2019 23:07

                Ну, да, меняются вкусы, делаются другие игры, которые вам лично не интересны. Да и вообще, интересы меняются, игры кажутся просто бесполезным занятием.


      1. striver
        25.06.2019 22:51

        Крайне бедное, я бы сказал. Ничего такого там нет непостижимого. Я, разве что, в кваку почти не играл, мне больше Анрил нравился.


    1. boingo-00
      25.06.2019 19:02

      Такой предмет точно бы не прогуливали, ящитаю


    1. striver
      25.06.2019 22:49

      — прохождение уровня с гонками в Battletoads c первой попытки;
      Золотые медали выдавали только, если жаб проходил не на эмуляторах, а на нативных платформах.


  1. yarkov
    25.06.2019 13:37
    +2

    И с родителей не на занавески в класс будут деньги просить, а на одинаковые скины в CS всему классу.


  1. geher
    25.06.2019 14:16
    +1

    Комментарии — детский сад какой-то.
    Очевидно, что под играми понимаются не шуттеры с платформерами, а специальпые обучающие игры. Сложно сказать, что это будет, может даже Minecraft используют (хотя вряд ли),, но точно не CS с Doom.


    1. A114n
      25.06.2019 14:54
      +4

      Юмор это естественная защитная реакция людей, которые вдруг представили, как школьникам предложат обучающие игры с графикой уровня «Дети против волшебников».


      1. Peacemaker
        25.06.2019 15:55

        И конечно же, дальше этого «защитного» плоского юмора не пойдёт. Сделать и предложить хотя бы концепт обучающей игры — «та ну, там тендеры, бюрократия, победят_те_кто_откатил, и потому я даже не собираюсь ничего делать»…

        Само начинание считаю полезным. Первое упоминание о подобном встречал в замечательном советском художественном фильме «Баламут», там в одном из эпизодов на тогдашних «шкафах» ЭВМ решали экономические задачи…


        1. A114n
          25.06.2019 16:06

          Но там действительно тендеры, бюрократия, а победят те, кто откатил.


        1. iig
          25.06.2019 17:36

          Сделать и предложить хотя бы концепт обучающей игры


          Если обучающая игра должна быть годной, наверное, ее должны проектировать специалисты по обучению. Учителя в смысле.
          Хотя, когда я крайний раз открывал учебник по информатике… о, мои глаза.. Очень хорошо, что эти же люди не проектируют игры.


          1. GooFFu
            25.06.2019 18:47

            ну почему же, если бы эти люди проектировали игры, то мир был бы лучше они бы обанкротились и умерли от голода и не писали учебники)


            1. iig
              25.06.2019 18:54

              Пишут учебники — не думаю что обанкротились.
              Будут писать обучающие игры (за государственные деньги, конечно) — тоже не умрут с голоду, скорее, наоборот.


              1. GooFFu
                25.06.2019 18:56

                ненене, учебники они на гос деньги пишут, а если бы вместо этого на свои писали игры…


    1. 255
      25.06.2019 16:16

      Или например всерьез сделают вот такие: gulagteam.livejournal.com/1447.html


      1. A114n
        25.06.2019 16:26

        А в 1997 году в фильме «Бедная Саша» это выглядело как смешная шутка.


    1. servermen
      25.06.2019 18:10

      Сложно сказать, что это будет (...)

      Получается так, что ни одной такой игры ещё не опробовано на эффективность (если таковые всё-таки созданы), то тогда о каком введении их в школьную программу может вообще идти речь?
      Хотя мне вот сейчас пришёл на ум симулятор космических полётов Orbiter! Интересно какова его эффективность в плане образования?


      1. geher
        25.06.2019 19:03

        Получается так, что ни одной такой игры ещё не опробовано на эффективность (если таковые всё-таки созданы), то тогда о каком введении их в школьную программу может вообще идти речь?

        Похоже, что это не проработанный шаг, а просто некая идея, которая кажется удачной, тем более, что в мире в целом и в России в частности в разных видах эту идею пробовали "на зуб". Но я пока не слышал об экспериментах с подтвержденной эффективностью.
        Если говорить о том, что будут делать, то варианты могут быть разные.
        Могут "списать", в смысле воспользоваться "европейским опытом", и таки внедрить Minecraft.
        https://habr.com/ru/post/165863/
        А могут что-то свое разработать.


        1. servermen
          26.06.2019 00:59

          Интересно, а как там проводят дозировку, ну чтобы дети не зависали слишком недолго в этой игре? :))


    1. ksr123
      25.06.2019 20:30

      А почему? Многие обычные коммерческие игры развивают реакцию, логическое мышление и т. п.


      1. vlivyur
        26.06.2019 12:00

        Я английский словарик так себе обогатил.


    1. striver
      25.06.2019 22:57

      Сложно сказать, что это будет, может даже Minecraft используют (хотя вряд ли)
      Так Майки и купили, в том числе, чтобы внедрять в школы. Но, это там у них.
      А вообще, компьютерные игры очень недооценивают. Тот, кто говорит, что от игр тупеют, пробовал поиграть в СтарКрафт в сети или же пройти какие-то Крузейдер Кингс за малую страну? И вообще, уроки истории, вообще должны подкрепляться практическими занятиями на разных эмуляторах. Ибо одно дело картинки и текст, а совсем по другому воспринимается визуальная часть.


      1. servermen
        26.06.2019 00:51

        Думаю, что наверное одна из главных задача ещё и убедить учителей.


      1. geher
        26.06.2019 11:42

        Компьютерные игры разные бывают. Одни что-то развивают. Другие — тупые убийцы времени. Поичем от жанра почти не зависит.
        Та же квака в однопользовательсклм режиме только поначалу развивает реакцию, а потом превращается в тупого поглотителя времени.
        Да и иную развивающую игру вполне можно использовать для самоотупления.


        1. striver
          26.06.2019 13:04

          По большому счету, почти все игры и прочие занятия — убийцы времени. Но, постоянно утверждать, что от игр тупеют — тоже не правильно. Да, обычные гриндилки и песочницы в сингле — это бесполезное занятие. Но, это не все игры.


    1. merhalak
      26.06.2019 21:57

      Не исключено, что CS в зачётах всё же будет. Только с капелланами и скинами юнармии.


  1. perfect_genius
    25.06.2019 16:18

    Если бы мы в школе учились программировать 3D-игры, то геометрию и физику было бы намного интереснее и успешнее изучать.


  1. RiseOfDeath
    25.06.2019 16:59

    Если бы мы в школе учились программировать 3D-игры, то геометрию и физику было бы намного интереснее и успешнее изучать.


    Я боюсь что для 3D-игр нужны знания математики на уровне первого семестра вуза. (т.е. это годится максимум для физмат класса) Хотя в каком-нибудь гейммейкере может быть все проще.


    1. ksr123
      25.06.2019 20:33
      +1

      Для построения лабиринта и простой бродилки, кмк, хватит и школьного курса.


  1. nick_gabpe
    25.06.2019 17:09

    Доку 2? :)

    Если серьёзно, то образовательные игры это отличная идея, но вот боюсь реализация опять будет хромать.


  1. Arqwer
    25.06.2019 18:51
    +1

    Я помню делал в Garry's Mod установку, запускающую горящие бочки, так было очень даже интересно рассчитать физику и решить уравнение, куда потом эта бочка приземлится в зависимости от угла наклона установки. А потом ещё обратить вычисления, чтобы она сама по комбайном стреляла.
    А в Minecraft с модом ComputerCraft программировал на lua черепашек, которые сами руду добывали, да так чтобы ещё и параллельно работали и друг с другом не сталкивались.
    Вообще геймификация может быть очень эффективной, если правильно сделать. Вот например workplace.stackexchange.com/questions/124711/criticized-for-doing-my-job-too-well


  1. ksr123
    25.06.2019 20:36

    Вот все пишут про "образовательные" игры. А ведь, вероятно, для детей это будет ненамного лучше обычного урока.


    Может, имеется в виду именно обучение настоящим играм? Киберспорт развивается, а чем Старкрафт хуже волейбола, например?


    1. 5oclock
      25.06.2019 22:34

      Если за счёт волейбола, то — хуже.
      Или за счёт чего?
      Иностранного языка? Обществоведения? Математики? Географии?
      Какие там сейчас есть бесполезные предметы в средней школе?


      1. striver
        25.06.2019 23:06
        +1

        Когда последний раз в школе были? Сколько там «справок» от занятий спортом? Иностранный язык… эти все программы школьные — крайне неэффективны, я за полтора года курсов по 2-3 часа занятия 3 раза в неделю — выучил больше, чем за время старшей школы, более того, обычная школьная программа только ухудшала знания. География не преподается в старших классах. Астрономии не было. Очень много чего есть или что должно быть, но его нет. А еще нужно понимать, что школьники банально прогуливают, ибо школа — это крайне скучно. И вообще, кто сказал, что текущее образование или его система — это предел мечтаний? Есть альтернативно одаренные, которые миллиардеры, открывают школы для своих детей и детей друзей, где школьная программа — там просто архаизм.


      1. roscomtheend
        26.06.2019 09:36

        Слово божие.


      1. ksr123
        27.06.2019 13:46

        Чем он хуже волейбола? Как по мне, так всем лучше.


        Обществоведение вроде ерунда какая-то, отвлеченная от реальности.


        Математика… Да, интегралы и дифуры, как по мне, в школе не нужны. И так далее.


    1. vlivyur
      26.06.2019 12:04

      Мы на литературе в кино ходили. На физике фильмы смотрели. По каким-то предметам тестирование проводили в компьютерном классе. Вот это всё и будет замещено «образовательными» играми. Не обязательно предмет вводить «образовательные игры», это всё может быть в рамках других дисциплин.
      Ну и в школе на информатике наверно уже не учат программированию.


  1. Avitale
    26.06.2019 09:31

    Мы в универе на уроках экологии играли в какой-то аналог Цивилизации, только с графикой похуже — нужно было в режиме реального времени контролировать параметры планеты, чтобы создать условия для возникновения жизни, следить за тем, чтоб полученная жизнь эволюционировала и не умерла. Тем, кто успешно доходил до конца (человеческая цивилизация должна была построить космические ракеты и улететь с планеты), ставили зачет. :)