Мы публикуем очередной транскрипт подкаста «Звук». В шестом выпуске (5.03.2014) Дмитрий Кабанов и Тимофей Шиколенков отвечают на вопросы слушателей.

[Прослушать этот выпуск]

[Подробнее о подкасте]

Транскрипты других передач:


Дмитрий: Мы сегодня решили отвести целый выпуск на ответы на ваши вопросы. Начнем прямо сейчас. L2011 спрашивает об оптимальных вариантах сочетания «цена-качество» на комплекты акустики для просмотра фильмов, сериалов, прослушивания музыки дома. И второй вопрос о средней цене самых простых проф. сборок.

Тимофей: Очень люблю вопросы, связанные с ценой и качеством. У меня есть понятный, я надеюсь, пример. Представьте себе, что есть некая кофейня, в которой вам в определенное время бесплатно наливают чашечку кофе. У них кофе вкусный, с этим все хорошо. Сочетание «цена-качество» этого предложения каково?

Дмитрий: Зависит от того, насколько вы любите кофе.

Тимофей: Правильно. Сочетание «цена-качество» в целом запредельное. Вкусный кофе бесплатно. Теперь начинаем разбирать. К примеру, возьмем меня. Я кофе не пью вообще. Для меня ценность этого предложения – ноль.
А теперь добавим условие, что в этом кафе разрешено курить. А я табачный дым не переношу. В результате ценность этого предложения для меня, как для конечного потребителя, на нуле. Качество потрясающее, а ценность для конкретного человека нулевая.

Дмитрий: Поэтому нам нужно начинать с того, что определиться, где мы хотим попить кофе, и что мы будем делать, попивая кофе.

Тимофей: Правильно. Нам нужен комплексный подход. И нам нужно определить ценность предложения. Поэтому оптимальное сочетание «цена-качество» может быть только в рамках какого-то человека и каких-то условий.

Просто «цена-качество» ничего не даст. Я могу сказать, что есть какие-то акустические системы, которые, например, просто обалденные и клевые, по моему мнению. Но это не значит, что они понравятся вообще всем. Так не бывает, к сожалению.

Дмитрий: Ну да, у всех разные квартиры, у всех разные задачи. Кто-то хочет слушать музыку по всему дому, кто-то хочет послушать музыку с iPhone на кухне, пока он готовит. Кто-то хочет отдыхать и слушать.

Тимофей: Хуже другое. Хуже то, что у людей индивидуальные предпочтения, как музыкальные, так и звуковые. Кто-то любит тяжелую музыку, а кто-то ее не любит. А кто-то любит тяжелую музыку определенным образом слушать. Это и есть вкус. Эти колонки ему понравятся, эти не понравятся.

Плюс бывают вопросы по высоким частотам. В свое время выяснилось, например, что на средних частотах некоторые колонки вызывают резонанс у меня в ушах. Я таких людей еще встречал, но их, как выяснилось, немного, потому что резонанс у меня вызывает достаточно большой спектр акустики.

Если бы это было у многих людей, наверное, это создало бы некоторые проблемы. Раз никто об этом не говорит, значит, это проблема индивидуальная. Такое бывает. Есть несколько моделей акустических систем, в которых этого эффекта не возникает. Звук чистый, и никаких неприятных ощущений в ушах нет. Чего только не бывает.

Дмитрий: А кто-то вообще любит поставить виниловую пластинку, которая, может, даже похрипывает, звуки какие-то издает. Мы еще поговорим на эту тему.

Тимофей: Если кратко, винил – это фетиш, по большей части. Да, там есть определенные плюсы в плане широкого динамического диапазона. Я думаю, что мы сегодня в рамках ответов на вопросы эту тему затронем. Но основная фишка – сам факт, что я беру это пластиночку, ставлю ее, иголочка опускается, и шорох, который кажется паразитным, создает некий элемент шарма.

Понятно, что существуют всякие приборы, приспособления для чистки пластинки, и всякие антистатические щетки. Есть даже машинки для мытья пластинок. А для этих машинок какая-то специальная жидкость. Я не до конца понимаю эту историю. Но есть люди, которые с удовольствием это делают. Опять же, это часть ритуала.

Дмитрий: Я думаю, это должна быть самая любимая музыка. Может быть, этот момент как раз позволяет расслабиться.

Тимофей: Это просто часть увлечения. Когда человек покупает что-то в машину, протирает это какой-то специальной тряпочкой. У каждого есть свой уровень увлечений.

Когда на форумах начинаются разговоры: «Вот кому это надо?..» Надо. Это не один экземпляр в мире. Радость люди получают от разных вещей. Кто-то купил банку Coca-cola, выпил и счастлив. Кто-то купил новую пластинку, принес домой, поставил и наслаждается не только звучанием, но и самим фактом ее наличия.

Дмитрий: Но при этом мы не говорим, что винил – это [невероятная] роскошь, и это нельзя купить.

Тимофей: Нет, конечно.

Дмитрий: Но мы обсудим это в отдельном выпуске.

Тимофей: Про проф. сборки я, честно говоря, не понял, что имелось в виду, к сожалению. Сборки чего с чем? Возвращаясь к попытке поставить дома какой-то профессиональный набор акустики, я думаю, что прошлый выпуск расставил все точки над «ё» в этом вопросе.

Потому что, когда музыкант говорит о том, как это хорошо или плохо, музыкант, который побывал в студии, и не в одной, который прекрасно понимает, как это звучит, как может звучать, [это дорогого стоит]. Как может звучать на концерте, как может звучать в студии, как он это слушает дома.

Дмитрий: Да, там была отличная аналогия: не нужно резать сыр скальпелем, и, наоборот, оперировать кухонным ножом. Смысла никакого нет.

Тимофей: Да, она мне очень понравилась. Поэтому что бы ни имелось в виду под профессиональной аппаратурой, домой ее ставить категорически нельзя. Если только дома не студия. А если дома студия, то, я думаю, вы лучше меня знаете, что вам надо приобрести.

Дмитрий: Это уж точно. Наверняка каждый профессионал имеет какие-то свои потребности, у него есть свои слуховые приоритеты, определенная специфика музыки, которую он пишет, с которой работает.

Тимофей: И предпочтения в пользу какого-то оборудования, потому что оно ведет себя определенным образом.

Дмитрий: Плюс еще не факт, что он это сам на свои деньги покупает. Это может быть организация. Тут много факторов.

Тимофей: По-разному бывает. Куча фрилансеров, как выяснилось, существует. Я подписался в Facebook на Романа Рябцева, он много пишет про оборудование. Если кто вдруг не знает, это солист группы «Технология». У нас молодые слушатели по большей части, наверное, даже про такую группу и не слышали.

Дмитрий: Я не слышал.

Тимофей: Да ладно!

Дмитрий: Серьезно!

Тимофей: «Нажми на кнопку – получишь результат», – ни о чем не говорит?

Дмитрий: Нет.

Тимофей: Дожили. Идем дальше. Он много говорит про оборудование, и как раз по его записям можно понять, как профессионалы подходят к выбору оборудования. Бывает очень интересно. Да, осторожно, там ненормативная лексика.

Дмитрий: Так, продолжаем по поводу нового поколения. У нас вопрос относительно акустической линейки для Mac, Mac Pro, планшетов в пределах пятнадцати-двадцати тысяч рублей. Я так понимаю, это просто пользователь домашней аппаратуры от компании Apple, и ему хочется слушать музыку.

Может быть, стоит еще раз повторить цепочку возможных комбинаций. Что это может быть? Если планшет, это может быть ЦАП. Если это ноутбук, то что-то портативное. Но если иметь в виду Mac стационарный, то можно уже какие-то более статичные варианты посоветовать.

Тимофей: Возможно, здесь имеет место вопрос стыковки и вопрос возможности этой стыковки?

Дмитрий: Я думаю, что здесь не лишним будет повторить по поводу стыковки, потому что все сразу перескакивают на акустику.

Тимофей: Ну, правильно. Всем же хочется слушать уже, наконец. Есть такие промежуточные элементы, как ЦАПы, [они нужны] потому что усилители в ноутбуках и в планшетах, в большей степени, к сожалению, не отыгрывают того, что заложено в музыке.

Дмитрий: Просто ждать от них этого не стоит. Все-таки портативная техника, у нее ограничения по размерам, нужно сделать все легким и экономичным по энергосбережению.

Тимофей: Верно. Другие приоритеты. Поэтому существуют дополнительные устройства. ЦАПы, кстати, есть совсем недорогие, и даже самый дешевый USB-ЦАП даст безумный прирост качества даже при подключении к любому Macbook, даже к стационарному Mac.

Но если нет желания ЦАП подключать, то для таких случаев существует вполне конкретный совет. Есть фирма Acoustic Energy, не путайте с Energy, именно Acoustic Energy, в два слова. Мне в целом не очень нравится «большая» акустика у этой компании, а вот та, которая небольшая – портативной ее нельзя назвать – это сабвуфер и два сателлита – трифоник, называется Aego M, мне очень нравится.

Уникальная акустика, ничего подобного я не видел и не слышал. У меня есть много историй про то, как я включал людям музыку на этой акустике. Дело в том, что эти сателлиты достаточно маленькие, поэтому их ставят на другие акустические системы, которые стоят рядом.

Включаешь, а люди говорят: «Ну, вы поставили мне свои большие [колонки]. Я их уже послушал, давайте теперь маленькие включайте». Им говорят: «Нет, это маленькие, собственно, и звучали». – «Ну что вы мне лапшу-то на уши вешаете?» Приходится брать за руку, подводить и показывать, куда подключены провода.

После этого у человека вылезают глаза из орбит, он садится еще раз, слушает и удивляется, как эти маленькие колонки выдают такой звук. Уникальная разработка, очень классное мультимедийное и Hi-Fi решение. Некая пограничная тема между Hi-Fi и мультимедиа.

Выглядит как мультимедиа, стоит, конечно, дороже, чем большинство мультимедийных систем подобного внешнего вида, скажем так. Но это совершенно другой уровень, и это реально Hi-Fi звук. Для таких решений я бы советовал именно эту акустику.

Дмитрий: Название в 4 буквы? Aego?

Тимофей: Да, Aego M. Сабвуфер и два сателлитика. Они очень популярны и очень быстро заканчиваются. Поэтому ловите момент. Но, естественно, история с ЦАПом никуда не уходит. Можно провести эксперимент. Если вдруг вы приобрели ЦАП в Аудиомании, подключили и никакой разницы не услышали, что маловероятно, возвращайте ЦАП, мы его примем обратно. Никакого риска.


Акустика Acoustic Energy Aego M дает весьма внушительный звук несмотря на скромные размеры

Но почему можно не услышать? Как всегда, [виной может быть] то, с чего мы начали еще в самых первых выпусках: некачественный контент. Если мы на выход подаем mp3, причем неважно, с каким битрейтом, как ни странно, [изменений мы не услышим]. Даже mp3 с 320-м битрейтом, казалось бы, то же самое, что и CD – никакое это не «то же самое», из этой записи все вырезано.

Если вы будете слушать [такую mp3-запись и CD-аналог] на тех же самых Aego, вы прекрасно услышите разницу. И это не тот случай, когда есть десять человек, трое их которых с музыкальным слухом, и только один из них что-то услышит. Разницу прекрасно слышат все, сто процентов людей.

Другой вопрос, что, может быть, не для всех эта разница принципиальна. Кто-то покупает акустику, чтобы музыка просто звучала фоном в каком-то помещении. И там не так принципиально, чтобы слышны были детали, эмоции, особенно если это офис, например, где в уголочке сидит что-то, заглушая тишину, грубо говоря.

Там, конечно, нет задачи [расслышать нюансы], поэтому можно купить какой-нибудь приемник карманный, включить, и он будет что-то пищать, хрипеть, и ладно. Главное, чтобы выполнялась задача. Если в данном случае этого достаточно, окей. Никаких проблем нет. Но если задача – именно слушать музыку, получать от нее удовольствие, то это уже другая история, и эту разницу прекрасно слышат все.

Дмитрий: Это все равно, что говорить, что только профессиональный гонщик может понять разницу между каким-нибудь седаном Lada Priora и Ford Focus, Volkswagen Passat и т.д.

Тимофей: Отличное сравнение.

Дмитрий: Так что можно даже не сомневаться на этот счет, послушать, попробовать и понять разницу. Так, продолжаем дальше по вопросам. Serg36554, продолжая тему ЦАПов, спрашивает о конкретных моделях и о диапазоне цен на ЦАПы и акустику, а также хочет затронуть тему колонок: активные, пассивные, мониторы, мультимедиа-акустика. Цены немаленькие, [вот слушатель и интересуется], «сколько стоят мурашки».

Тимофей: Про мурашки пошла тема, это замечательно. Для начала ЦАПы: как и любое другое оборудование, их нельзя рассматривать отдельно. Можно сказать, что вот этот ЦАП обладает хорошим соотношением «цена-качество», но очень важно, чтобы он хорошо вписался в ту систему, которая уже есть.


Усилителя для наушников FiiO E07K ANDES вполне достаточно для того, чтобы почувствовать разницу в звучании – если раньше вы не использовали усилители и ЦАПы как класс

Поэтому когда люди обращаются к нам за консультацией, первые несколько вопросов мы задаем про музыкальные и звуковые предпочтения, а дальше идут вопросы о том, какое оборудование уже есть. От этого очень многое зависит.

Я призываю тех, кто сейчас готовится задать нам кучу вопросов: мы очень любим на них отвечать, но будет здорово, если вопросы будут содержать информацию о том, какую музыку вы слушаете – джаз, классику, тяжелую музыку, очень тяжелую музыку, классический рок или современную попсу, – от этого зависит очень многое.

Дмитрий: Какое оборудование уже есть, какой бюджет.

Тимофей: Да. Без него никак. Очень важно понимать, какая музыка [нравится клиенту], потому что есть более-менее универсальное оборудование, есть оборудование, на котором конкретная музыка звучит лучше или хуже.

К сожалению, это [понимание] достигается только путем прослушивания. Наши сотрудники имеют огромный опыт: они прослушали кучу вариантов, кучу сочетаний просто по долгу службы, поскольку все время приходится этим заниматься. И все это находится у них в головах.

Записать это куда-то или «вытащить из головы» тоже не всегда возможно. Нас периодически спрашивают, почему у нас на сайте нет такой информации, раз мы говорим, что все так просто: скажи, какое оборудование, скажи, какая музыка, какое помещение, и сделай подбор.

А вот не получается сделать подбор, потому что то, что нравится одному конкретному человеку, может совершенно не понравиться другому. Если, по нашему мнению, этот комплект, это сочетание оборудования является оптимальным, это не значит, что оно понравится всем.

Поэтому, что касается выбора ЦАПа, как и любого другого оборудования, я бы советовал слушать в любом случае. Казалось бы, какая разница, там сплошная «цифра». «Цифра»-то на входе, а на выходе все равно уже не «цифра». На эту тему у нас тоже будет отдельный выпуск, мы позовем инженера, который всю жизнь отдал звуку, и, в том числе, про это обязательно поговорим. Это очень большая тема.

Что касается второй части вопроса, про выбор акустики, там поднимается сразу целая куча тем. Понятно желание слушателя решить сразу все свои задачи. Грубо говоря, купил что-то одно, очень классное, которое решило все проблемы. В целом это возможно.

Но если мы говорим про мультимедийную акустику, а это, как правило, что-то для компьютера: там важно то, насколько вам что-либо нужно, если вы, допустим, играете на компьютере. В этом случае не очень принципиальны какие-то детали и вообще вопросы качества. Главное, чтобы было слышно, «в каком ухе» к вам кто-то подкрался незаметно и собирается «снести башню».

Дмитрий: Ну, да. В «вебе» у нас все равно аудио сжатое. Соответственно, что еще может быть? Разве что музыку в iTunes человек послушать может.

Тимофей: А там уже возникает компромисс. Все-таки музыка в iTunes, скажем так, находится «на грани». Ее можно слушать, и она очень сильно отличается по качеству от музыки, которую можно послушать онлайн в социальных сетях.

У меня была замечательная история: жена дома запустила плейлист из «Одноклассников» и на своих мультимедийных компьютерных колонках слушала. Я ее спрашиваю: «Зачем? Вот же стоит нормальный набор. Есть адаптер для Apple-девайсов, воткни и слушай. В чем проблема?»

Подключаю, включается трек. Я слышу, что-то не так. Что-то совсем не так. Достаю из кармана iPhone. У меня [на телефоне] есть этот же трек, он у меня куплен в iTunes. Я отключаю iPad, подключаю iPhone, нажимаю Play…И в этот момент все замирает, потому что я уже понимаю, что у меня начинают бегать мурашки. Жена говорит: «Ничего себе».

Дмитрий: Ну, понятное дело, потому что там [в «Одноклассниках»] сами люди заливают треки. Откуда они их взяли, неизвестно.

Тимофей: Ну да, действительно, это все сжато, от этого мало что можно получить. В iTunes [напротив] можно скачать трек нормального качества. Действительно, будет заметна большая разница. Да, «чистый» CD будет звучать лучше. Но граница оборудования, на котором слышно разницу, немного дальше.

Если мы сравниваем оборудование по ценам, то на совсем дешевом оборудовании мы не услышим разницу между Одноклассниками, ВКонтакте и iTunes, все будет звучать одинаково. Чем дороже оборудование, тем мы больше слышим и понимаем, насколько многогранна может быть музыка.

Дмитрий: Может быть, здесь стоит сказать, что иногда стоит начинать с действительно скромных вещей, скромной техники и стараться все обновлять по частям. Если у нас есть промежуточное звено в виде ЦАПа, мы начинаем с простенького [оборудования]. Потом мы понимаем, что у нас есть возможность обновиться, мы обновляем одну из частей и благодаря этому чувствуем разницу.

Тимофей: В целом, да. Единственное, что сложно это все обновлять, потому что нужно же куда-то девать старое оборудование. Понятно, что существуют барахолки. Но не все хотят с ними связываться. Я, например, не хочу. Это непонятные люди. Где мне с ними встречаться? В метро?

Но это же оборудование, его надо проверить, послушать. Начинаются вопросы. А если это оборудование на следующий день сгорит, человек начнет приставать ко мне. А я-то ни при чем.

Дмитрий: Просто не все люди готовы к этому.

Тимофей: Да. Если мы говорим про акустику, то, например, у Аудиомании есть программа Trade-In, но Trade-In только для акустики. Если вы купили у нас колонки, вы можете со временем их поменять.

Дмитрий: Я считаю, что это шикарный вариант.

Тимофей: Да, это уникальная услуга для рынка. Кто-то пытался стащить у нас это идею, но это не просто, потому что мы все-таки договариваемся с производителями акустики.

Мы принимаем старую акустику по розничной цене. Человек, который пользуется этой услугой, ничего не теряет вообще. Он получает обратно ту сумму денег, которую заплатил за акустику, и покупает уже новую. Причем необязательно, чтобы он покупал ее у нас.

Дмитрий: Кстати, про это мы, по-моему, еще не говорили.

Тимофей: Нет.

Дмитрий: Это очень интересная вещь. Если прийти, рассказать о том, что у вас есть, что вы слушаете, можно легко понять, каков может быть следующий шаг, следующий вариант. И при этом нужно будет просто доплатить разницу [в цене между имеющейся у вас техникой и новой].

Тимофей: Да, это что касается акустики. Мы договариваемся с каждым производителем отдельно о том, чтобы они нам дополнительно компенсировали эту разницу. Потому что мы же берем «в зачет» полную стоимость старых акустических систем, неважно, были ли они приобретены у нас или нет. Иначе все это было бы абсолютно убыточно.

Поэтому только часть брендов согласились на эту акцию, и, к сожалению, в сегменте электроники таких брендов еще нет. Мы работаем над этим, но это непростая задача. Поэтому, что касается акустики, ее действительно таким образом можно легко апгрейдить раз в год, раз в полгода, раз в два года.

А вот в отношении электроники, к сожалению, все не так просто. Если, допустим, мы покупаем FiiO E17 или FiiO E07, мы действительно можем использовать его и в качестве ЦАПа дома, и в качестве портативного усилителя. Можно, например, купить его в качестве первого шага, оценить, насколько круто все прошло, и в будущем уже для дома, для своего источника приобрести более серьезный ЦАП и наслаждаться серьезным развитием качества.

А этот FiiO таскать с собой, потому что в движении это все имеет не настолько большое значение. Наушники, опять же, разные, источники разные, музыка разная. И не всегда с собой потаскаешь большой ЦАП.


Усилитель для наушников FiiO E17K ALPEN-2 – хороший первый шаг для создания комплекта для комфортного прослушивания – сначала дома в качестве ЦАПа, а после апгрейда домашней системы – в формате портативного усилителя

Дмитрий: Ладно, идем дальше. Рафаэль спрашивает о нашем отношении к Bluetooth-наушникам. Мы спокойно относимся к Bluetooth-наушникам. Может быть, стоит лишний раз упомянуть, что они действительно есть, они существуют, некоторые люди ими пользуются. Это удобно.

Я не думаю, что в этом есть какой-то риск, потому что у нас много техники работает на радиоволнах: микроволновки, Wi-Fi. Все, что нас окружает, это куча радиопомех, сигналы, частоты, 3G и 4G и так далее.

Тимофей: Верно. Единственное, надо уточнять, что конкретно за наушники интересуют слушателя, потому что сам по себе Bluetooth позволяет передавать достаточно большой поток. Для звука этого достаточно.

Дмитрий: Это действительно важный момент.

Тимофей: А сами наушники какого качества? Нельзя сказать, что любые Bluetooth-наушники очень хорошего качества. Это такие же наушники, как и любые другие. Просто у них другой способ передачи звука.

Нужно понимать, что в эти наушники тоже встроен ЦАП, поскольку мы по Bluetooth получаем не звук, а цифровой поток. И этот цифровой поток нужно расшифровать и декодировать. И это тоже вопрос.

При этом сравнивать между собой одинаковые по цене Bluetooth-наушники и проводные наушники неправильно. Надо понимать, что встроенное оборудование – и Bluetooth-модуль, и ЦАП, – тоже каких-то денег стоит.


В B&W тоже оценили прелесть Bluetooth-наушников и создали B&W P5 Wireless на базе удачной проводной модели P5

Дмитрий: Плюс удобство использования. И все равно же там придется либо подзаряжать встроенный аккумулятор, либо использовать батарейки.

Тимофей: Да, конечно. В общем, нет каких-то противопоказаний, скажем так, но к выбору, конечно, надо подойти так же, как и к выбору обычных наушников. Просто надо приготовиться к тому, что беспроводные наушники при сравнимом качестве будут стоить дороже.

Дмитрий: Окей. Следующий вопрос задает Иван Александрович: «Правда ли, что советские колонки Radiotehnika S-90 являются по сей день образцом качественного звука?»

Тимофей: Нет, неправда. За это время технологии ушли очень далеко вперед, появились новые материалы. Говоря про винтажную акустику и старые акустические системы, нужно понимать, что те материалы, которые использовались при производстве динамиков, имеют свой срок службы.

Максимальный срок службы таких материалов, если говорить про современную акустику, порядка двадцати лет. Если мы говорим про акустику 70-80-х годов, срок еще меньше. Там уже все давно высохло и не имеет нужной гибкости. Строго говоря, S-90 и не были никогда эталоном качества.

Дмитрий: А если, теоретически, взять и пересобрать динамик из новых «кирпичиков»?

Тимофей: А где взять эти динамики? Дело в том, что в акустической системе нельзя просто взять и поменять один динамик на другой. Мы уже говорили об этом. Динамики, как отпечатки пальцев, не повторяются.

Рассчитать, какой динамик надо подобрать в этот корпус, чтобы он нормально звучал, очень непросто. Процесс колонкостроения как раз идет от обратного: берется динамик, берется какая-то задача, под нее рассчитывается корпус, а не наоборот.

Кажется, что все это очень просто, потому что у динамика, якобы, всего два параметра – сопротивление и мощность. На самом деле ни сопротивление, ни мощность при проектировании не учитываются. У динамиков более-менее серьезного класса такой параметр как «мощность» вообще в характеристиках не значится. Там есть десяток других параметров: форс фактор, например, эквивалентный объем.

Можно зайти на сайт Аудиомании, открыть страницу с любым динамиком и посмотреть, какие у него характеристики. Их порядка двадцати. Я думаю, что ни об одной из них за исключением сопротивления никто никогда не слышал, если не занимался этим вопросом вплотную.

Поэтому, к сожалению, нельзя сказать, что старые колонки, вообще любые, неважно, S-90 или какие-то другие, являются эталоном, тем более по сей день. Это эпохальные колонки, они в свое время действительно стояли дома у многих людей и внушали уважение своим внешним видом и достаточно мощным звуком, но их время прошло.

Сейчас совершенно другие технологии, другая акустика. И самое главное, что реанимировать их, вернуть их к жизни очень сложно. Они даже сейчас звучат уже значительно хуже, чем тогда, когда были новыми.

Дмитрий: Может быть, здесь еще играет роль то, что люди пытаются воссоздать тот звук, который слышали в молодости, привычное звучание тех композиций, песен. Иногда, может быть, это относится к людям, которые пытаются коллекционировать старые виниловые пластинки, не переизданные, а именно старые.

Тимофей: Это отдельная история. Коллекционирование старого винила – в какой-то степени рациональный выбор. Ну да, человек привык к тому звуку, он хочет услышать именно его, это понятно.

Дмитрий: Мне кажется, это интересно.

Тимофей: Да, это хотя бы логично. Но пытаться слушать старые колонки, у материалов которых давно закончился срок службы, и звук уже давно не тот, который был, – это совсем другое дело.

Дмитрий: Хорошо. У нас есть длиннющий вопрос от человека с непонятным ником, прочитаю его по буквам Lutui. «Здравствуйте. Не могли бы вы посвятить пару выпусков подкастов выбору музыкальных источников, CD, мультимедиа-, сетевых проигрывателей, их питанию и перспективам замены сетевых кабелей и вилок?

И мой конкретный вопрос в следующем: какой CD-проигрыватель (источник) с ЦАПом вы бы мне порекомендовали выбрать для прослушивания музыки?» И тут человек перечисляет модели: «Marantz SA-15S2, или Marantz SA-KL Pearl Lite, или Triode TRV CD5SE. Связка Onkyo TX-NR5009, Sonus Faber luito. Слушаю тяжелый рок, doom- и death-metal (объемная сцена с большим количеством деталей и звуков). До ста тысяч рублей. Или CD без ЦАП Meridian G08.2, Meridian G98DH б/у или, возможно, предложите к чему-то еще присмотреться?»

Тимофей: Это наш человек, очевидно.

Дмитрий: Вот уже пошли вопросы.

Тимофей: Перечисленная в вопросе техника очень разная. Я боюсь, что не смогу однозначно сказать, что будет лучше, как будет правильно. Опять же, надо понять, какая акустика у слушателя есть, потому что человек с такими музыкальными предпочтениями и с таким подходом уже, очевидно, обладает каким-то оборудованием.

Я бы в данном случае поостерегся давать какие-то советы. Все-таки лучше, наверное, в режиме диалога пообщаться с нашими консультантами. Если человек находится не в Москве, у нас есть номер 8 800. Даже если люди покупают не у нас, но при этом консультируются, мы никак не ограничиваем эту возможность.

Это, конечно, нас меньше радует, как если бы и у нас что-то купили. Тем не менее, это не проблема. Можно позвонить, поговорить, и никто вам не откажет в совете. В данном случае надо задать пару уточняющих вопросов. По поводу б/у: понятно, что можно купить б/у-шную технику немного более высокого класса, но тут появляется сразу много вопросов.

Если эти вопросы для человека не важны, не критичны, он не волнуется по поводу обслуживания и гарантий, то почему нет. Я не возражаю, хотя не приветствую. Опять же нужно понимать, что в любой аудиоэлектронике тоже стоят радиодетали, которые тоже имеют свой срок службы.

То, как эксплуатировалась эта техника ранее: на пределе своих возможностей или вообще не использовалась, тоже важно. Также и с машинами: можно купить новую машину в салоне, а можно купить машину б/у, и это будет намного дешевле. Но «скрутили» там показания на спидометре или не «скрутили», никто не знает.

Если вы не специалист, вы ничего не поймете. Открыли капот, окей, движок все еще там. Не то, чтобы это сильно критично, но бывают разные ситуации. Я бы здесь посоветовал позвонить на наш телефон 8 800 555 15 80 и задать свой вопрос, вам с удовольствием на него ответят.

Дмитрий: Отлично! Так, идем дальше. Low_Pressure задает два вопроса: «Чем отличается подготовка помещения под студию и под аудиоакустический уголок? Хотелось бы сэкономить и получить лучшее от двух миров».

И второй вопрос: «Интересуют портативные арматурные затычки. Брать что-то за двадцать тысяч, учитывая, что источник – iPod Classic с FiiO E6 и 320CBR mp3, перебор. Какое оптимальное решение? Пробовал китайские арматурные «уши», долго не прожили, но звучали классно. К динамическим возвращаться уже не могу».

Тимофей: Наверное, лучше начать все-таки с «ушей». С ними все более-менее понятно. Китайские или не китайские, это, наверное, другой вопрос. Если они не прослужили долго, причин тому может быть несколько: может быть, действительно, банальный брак, могут быть условия эксплуатации, может быть все, что угодно.

Если наушники сломались, они необязательно плохие. Все ломается в этом мире. Что касается E6 и дорогих наушников, я бы посоветовал усилитель классом выше, потому что он даст немного больше. Опять же, можно прийти и послушать.


Вставные арматурные наушники Audio-Technica ATH-CK100PRO создавались специально для внутреннего рынка Японии, но в Аудиоманию все равно попали

Дмитрий: Или взять послушать.

Тимофей: Ну да, без проблем. Но FiiO можно послушать только в магазине. Все остальное можно принести с собой, наушники и плеер не очень тяжелые. Можно послушать, сравнить, и разница будет. Ну и, собственно, арматурные наушники у нас есть в большом ассортименте, слушайте, выбирайте.

Да, это действительно хорошее решение. Это тот самый случай, когда человек уже попробовал что-то лучшее, и обратно пути нет. Мы всегда предупреждаем: «Аккуратней, это может изменить вашу жизнь!»

Возвращаясь к попытке соединить студию и… Что такое аудиоакустический уголок, я не знаю. Видимо, имеется в виду место в комнате, предназначенное для установки оборудования и прослушивания музыки. Тут появляются вопросы. У студии задачи какие? Полностью ликвидировать отражение.

Если смотреть фотографии, в студии стены из материала, похожего на поролон, странные мягкие стены. Они заглушают звук. Слушать музыку в такой обстановке невозможно и очень дискомфортно. Эти решения дома выглядят странно.

Да, существуют домашние решения для мест, где возникают стоячие волны. Есть специальные приспособления, звуковые ловушки. Если человек об этом задумывается, он просто может посмотреть, какие звуковые ловушки бывают, исходя из того, какие проблемы возникают в данном конкретном помещении. Это разговор не про уголок, в котором нужно что-то сделать, чтобы звук получился таким, каким нужно. Это разговор про все помещение. Не знаю, насколько это реально нужно дома.

У меня, например, нет ничего подобного. Да, я понимаю, что при каких-то условиях у меня будут неприятности, может быть, где-то возникнут стоячие волны, в каком-то углу комнаты звук будет не такой, какой запланирован. Но у меня есть вполне понятная точка прослушивания, и в ней все хорошо. Даже не точка, зона прослушивания, и в этой зоне все замечательно.

Воспринимать [выражение] «аудиоакустический уголок» именно как уголок, и применять именно в этом уголке какие-то «глушилки» и звуковые ловушки некорректно. Если мы говорим о звуковой обработке помещения, то это звуковая обработка всего помещения целиком, потому что звук не находится в конкретном уголке, он распространяется по всей комнате и начинает переотражаться от всех поверхностей, которые находятся в помещении.

Если вопрос уже в специальной обработке помещения, то нужно идти на компромисс с внешним видом, вероятнее всего. Звуковые ловушки и пространство занимают, и выглядят определенным образом. Насколько это устроит тех людей, которые живут в этой квартире? Это всегда компромисс.

Поэтому это отдельная тема, очень индивидуальная. Естественно, вид звуковых ловушек и их характеристики очень сильно зависят от того, какая конфигурация у помещения, и в меньшей степени зависят от того, какие акустические системы и какое оборудование там используются. Важно, что есть помещение, у него есть такие-то проблемы, и вот таким образом эти проблемы решаются.

В любом случае не нужно пытаться купить какие-то студийные «глушилки», вешать их и говорить: «О, круто! Теперь у меня тут студия и настоящий студийный звук!» Как мы в прошлом выпуске уже говорили, студийный звук дома никому не нужен.

Дмитрий: Хорошо. Мы решили оставить на сладкое первый отзыв, в котором нам поставили всего лишь четыре звезды из пяти. Думаю, здесь важно заметить, что мы не боимся никакой критики, мы ее только приветствуем. Будет здорово, если вы выскажете свое мнение, попытаетесь поспорить с тем, что мы здесь говорим об аудиотехнике, о звуке. Всегда есть интересные точки зрения, есть мнения, и важно слышать друг друга, пытаться дискутировать.

Так вот, Kolya_YA пишет: «Страшно достало слово-паразит «история». Он просит нас послушать еще раз наш подкаст. Мнение эксперта тоже вводит его в сомнение, он пишет, что это очень спорно, и, на его взгляд, все советы – это подход к вопросу со стороны продавца техники.

Тимофей: Я не продавец техники, нужно это понимать. Мне никто не платит за то, что я что-то продаю. Я ничего не продаю. Я занимаюсь другими вопросами. Я понимаю, что есть много спорных моментов по поводу профессии маркетолога.
Есть даже люди, которые ненавидят нашу профессию, потому что «эти маркетологи что-то вечно пытаются впарить». Но мы ничего не пытаемся впарить, мы пытаемся донести ту информацию, которую, к сожалению, больше негде взять.

Дмитрий: Можно с тем же успехом сказать, что радиоведущие пытаются обмануть всех своим голосом, у них специальный подход к тому, чтобы вещать информацию, чтобы всем запудрить мозги.

Тимофей: Да, и своими музыкальными предпочтениями. Вот они на радио ставят композиции. Окей, можно слушать, можно не слушать. Если мы, по мнению какого-то эксперта, в чем-то ошиблись, мы с удовольствием это послушаем.

Действительно, мнения бывают разные. Как мы опять же говорили, по-моему, в третьем выпуске, существует множество мнений на тему того, как слушать музыку, какое должно быть оборудование, что такое настоящий звук.

Мое мнение на этот счет – если человек нашел свой звук, если то, что он приобрел, ему очень нравится, это здорово. Это значит, что человек свою задачу решил. Мы, как продающая компания, компания, предлагающая решения, стоим у истоков этих задач. Мы и стараемся предложить решения…

Дмитрий: …как можно большего спектра задач.

Тимофей: Да, обратившись к нам, человек может быть уверен, что решение будет тем, которое он ищет. Мы не предлагаем кота в мешке, мы предлагаем послушать, попробовать. У нас различные услуги есть. Обвинить нас в том, что мы что-то «впариваем», точно нельзя. Никак.

Дмитрий: Это все равно, что сказать, что компания Nike пытается «впарить» всем свои кроссовки. Хотя у них огромное количество моделей: и женские, и мужские, и для бега, и для марафона, и для спринта, для баскетбола. Куча вариантов, куча задач, опять же.

Тимофей: Да, тема та же. Верить, не верить? Понятно, что у нас верить продавцам как-то немодно. К сожалению, у многих имеется опыт хождения по сетевым магазинам, в которых продавцы понимают меньше, чем мы. Если я, например, хочу купить холодильник, и по какой-то причине сделаю это не в Сети, а пойду в сетевой оффлайновый магазин, я, наверное, сначала в Сети почитаю, какие бывают холодильники, и уже продавцу не буду задавать никаких вопросов.

Но вот в нашей теме немного все по-другому. Взять информацию реально негде, к сожалению. Этой информации нет в принципе. Информация, которую пишут в журналах, очень фрагментирована, не всегда однозначна, очень много вкусовщины, когда человек вместо того, чтобы попытаться описать то или иное оборудование, описывает свою точку зрения на то, насколько ему лично понравился тот или иной звук.

На мой взгляд, это очень плохо, потому что человек высказывает свою точку зрения, навязывает ее людям. Даже если ему не понравилось совсем, но при этом это производится, значит, кому-то это надо, кто-то это покупает. Это очень ущербный подход. Я с ним часто бываю не согласен.

Вообще с журналистикой в России порой возникают большие проблемы. Люди выдают свое мнение о происходящих событиях за сами события. Это, конечно, очень неприятно. Хочется сделать собственный вывод на основании того, что я узнал, а не послушать чье-то мнение. Я привык формировать свою собственную точку зрения.

Дмитрий: Ну, да. Здесь немного сложнее, потому что в журналистике, скорее всего, те самые события – это уже и есть субъективное мнение, на основании которого другие формируют свое.

Тимофей: Не совсем так. Если что-то произошло, расскажи, что произошло. Не надо каких-то выводов делать. Я сам сделаю выводы, если оно мне нужно, если я считаю нужным сделать какой-то вывод, или вообще пропущу мимо эту историю, как неинтересную мне.

Что касается слова-паразита, история про «историю» забавная. Несколько лет назад это слово поразило большое количество экспертов по электронной коммерции. Как это случилось, я не знаю, но на одной из конференций я точно так же заметил, что практически каждый спикер по несколько раз употребляет это слово в течение своего доклада. Я думаю: «Что происходит вообще? Я что-то пропустил, где-то написали, что надо это использовать?»

Для меня это было очень удивительно. А дальше что произошло, я не знаю, но в какой-то момент я втянулся и периодически сам себя ловлю на употреблении этого слова. Но поскольку у нас просто разговор, а я не диктор и не читаю по бумажке какой-то текст: мы просто обсуждаем ту или иную тему, это слово естественным образом вырывается.

Я точно так же заразился этой «историей», как и многие другие до меня. Причем основной пик этой эпидемии уже миновал. Сейчас слово «история» слышится с трибун меньше. Но это все еще продолжается.

Дмитрий: Мы пытаемся говорить простым языком.

Тимофей: Извините, если кого обидел.

Дмитрий: Можно попробовать записать самого себя на диктофон. Если этот человек попытается поговорить о чем-то в течение часа, может быть, у него тоже вылезут какие-нибудь интересные слова. У всех бывают слова-паразиты.

Тимофей: Слова-паразиты – это большая проблема. Это проблема практически каждого человека. Если интересно, первый этап борьбы с ними – это осознание того, что они есть, большой и тяжелый. Второй этап – ловить себя на послесловии, когда сказал, и: «Черт, опять сказал!» И третий этап, когда ловишь себя в тот момент, когда начинаешь слово говорить и подменяешь его.

Я с этим постоянно борюсь, поскольку много выступаю, и такие проблемы встречаются, к сожалению. Кого-то это напрягло. На мой взгляд, главное, чтобы в нашем подкасте было много полезной информации, которая даст людям пищу для размышлений, откроет им глаза на некоторые вопросы, развеет некоторые мифы.

Действительно, вокруг темы аудио возникло безумное количество мифов и странных мнений, которые почему-то разошлись большим тиражом. Мы стараемся об этом говорить. И наша задача, моя, в частности – донести информацию о том, что происходит в теме аудио, что – правда, что – неправда, какие доступны решения, какое существует оборудование.

Вот, собственно, все. У меня нет задачи кому-то что-то продать. Если люди начнут интересоваться музыкой, глубже вникать в эту тему, продажи пойдут сами собой.

Дмитрий: Конечно, от этого лучше будет всем.

Тимофей: Наши решения в этот момент будут востребованы. У меня не будет задачи кому-то что-то «впарить». Собственно, ее и сейчас нет.

Дмитрий: Ну, хорошо. Тогда займемся тогда продолжением знакомства с миром аудио в следующих выпусках.

Комментарии (11)


  1. Valdei
    26.07.2015 01:56

    Подкасты, специалисты. Вот только не всё ладно в Датском королевстве.
    На прошлой неделе мне пришёл как раз этот e17k.
    Заказал после нескольких консультаций с вашими специалистами для своих 250 Омных наушников. На сайте было указано до 300 Ом для этого усилителя, специалисты в один голос рекомендовали Alpen2 для моих наушников.

    Открыл коробку и прочитал в официальной инструкции производителя рекомендацию «до 150 Ом».
    Написал вопрос на сайте, что это за фигня, почему идёт обман покупателей. Вопрос не появился (премодерацию не прошёл?).
    Написал отзыв (пришла форма после заказа на почту). На сайте втихую поправили на 150 Ом.
    Молодцы, что сказать…

    Я даже не знаю, действительно ли усилитель не тянет мои наушники. Но отношение к покупателям, видимо, на уровне «купил — исчезни».


    1. timshick
      26.07.2015 11:42
      +1

      Вам же сразу ответили, извинились и предложили вернуть усилитель.
      Неужели Вы не получили сообщение? Вам отвечал Данила Николаев (ведущий специалист по портативной аппаратуре в Аудиомании).
      Проверьте папку «спам» на всякий случай. Если вдруг письмо там, буду Вам благодарен за сообщение об этом. Борьба с антиспамом — наша постоянная головная боль.

      К сожалению. ситуация «обычная». Производитель внезапно поменял характеристики в описании («без предварительного уведомления»). Так бывает. Нечасто, но бывает.
      Именно благодаря Вашему сообщению мы тут же поменяли описание на сайте.

      На самом деле проблем с высокоомными наушниками не будет. «До 150 Ом» — это рекомендация. Возможно, будет звучать немного тише, чем могло бы быть, чем хотелось бы.

      Вы всё еще можете вернуть усилитель и получить за него уплаченные деньги. Если решите вернуть усилитель, оплата за доставку будет также компенсирована.

      И еще раз примите извинения за данную ситуацию.


      1. Valdei
        26.07.2015 13:04
        -2

        Никакого письма нет. В спаме тоже.
        Gmail письма, насколько знаю. не теряет.

        «Производитель внезапно поменял характеристики в описании («без предварительного уведомления»). Так бывает. Нечасто, но бывает.»
        Простите, что?
        Внезапно поменял и внезапно перепечатал все инструкции?
        Вот мартовский «снимок» страницы сайта производителя в вебархиве: web.archive.org/web/20150320122529/http://www.fiio.net/en/products/38
        Вам не кажется, что для официального дилера у вас какие-то странные гипотезы?


        1. timshick
          27.07.2015 11:57
          +1

          Это не гипотезы :)

          Жаль, что в архиве нет начальной версии этой странички.

          E17К мы продаём с января 2015 (первая поставка от FiiO отправилась в декабре, но не успела до нового года, к сожалению).
          А предыдущая версия E17 (без К) появилась и того раньше. Можете проверить через вебархив :)

          Очевидно, что очередная партия пошла с новыми инструкциями и с новым описанием на сайте. Отследить это практически нереально.

          Неужели Вас так часто обманывали, что Вы не готовы верить компании, которая не первый день на рынке и является лидером?

          Кроме того, Вы же ничего не теряете. Я предложил компенсировать все ваши затраты. Включая доставку.
          Если я вру, какой был бы в этом смысл? :)

          Обманывать людей и терять деньги на доставке?

          А письмо я видел лично, так как стоял в копии. Ситуация не очень стандартная, поэтому меня ставят в известность. Впрочем, если Вы мне не верите относительно изменений характеристик, то и насчёт письма проще поверить, что «гугл письма не теряет».


          1. Valdei
            27.07.2015 13:01

            «Неужели Вас так часто обманывали, что Вы не готовы верить компании, которая не первый день на рынке и является лидером?»
            Многострадальная бритва Оккама.
            Если где-то что-то стряслось, ищи самое простое объяснение. В данном случае самое простое — изначально неверные данные на сайте.

            «А письмо я видел лично, так как стоял в копии.»
            Ну так отправьте его ещё раз, заодно разберёмся, куда ваши письма пропадают из gmail.

            «Кроме того, Вы же ничего не теряете. Я предложил компенсировать все ваши затраты. Включая доставку.»
            Я в отпуске (усилитель уже неделю лежит на работе) и, вероятно, смогу этим заняться только через неделю, когда все сроки возврата продукта уже выйдут.


            1. timshick
              27.07.2015 13:47
              +1

              «В данном случае самое простое — изначально неверные данные на сайте.»

              Всё верно. Эти данные изначально были на сайте. Но «неправильными» они стали после того, как в FiiO их изменили. До того они были правильными.

              Скажите, какой смысл в этом споре? Вы хотите меня уговорить, что мы неправы? Да, мы неправы. И поэтому компенсируем Вам расходы.

              И ничего нет страшного, что Вы в отпуске. Вернётесь — сделаем возврат.


              1. Valdei
                27.07.2015 14:14

                С самого начала меня беспокоило отсутствие какой-либо реакции, как и указано в первом комментарии.
                И всё ещё беспокоит.
                Я не привык терять письма, этого не должно происходить. Жду письмо ещё раз, буду разбираться с саппортом Gmail.

                Вам же, возможно, стоит наладить общение с FiiO, так как изменение характеристик без уведомления официальных дилеров — это уже где-то за гранью нормальных бизнес-процессов.


                1. timshick
                  27.07.2015 23:05
                  +1

                  Я совершенно согласен, косяк со связью — это очень неприятно. Поэтому в наших правилах всегда звонить клиентам в такой ситуации. Я выясню, почему в данном случае этого не случилось.

                  Причину уже нашли. Ответ делался через наш новый коммуникационный сервис, чей IP адрес не был добавлен в SPF. В результате gmail решил, что это спам на 100%, поэтому его и не видно даже в папке спам.

                  Еще раз сорри за сие.


                1. timshick
                  29.07.2015 13:01
                  +1

                  Кстати, насчёт «уведомления официальных дилеров»… возможно, это кажется нелогичным, но НИ ОДИН производитель, насколько мне известно, НИКОГО И НИКОГДА не уведомляет об изменении характеристик в продукте.

                  Может быть, кто-то где-то когда-то, но уж точно не в России.


                  1. Valdei
                    29.07.2015 13:23

                    Налаживайте фактчекинг тогда.
                    geektimes.ru/company/audiomania/blog/249694/#comment_8349242
                    Тогда меня ваш коммент не насторожил, а зря.
                    Конец апреля, было время проверить.


                  1. BRADA
                    29.07.2015 14:48
                    +1

                    Я бы даже сказал, много где пишут «Внешний вид, цветовая гамма, технические характеристики товара и комплектность могут отличаться от реальных, уточняйте сведения на момент покупки и оплаты. Вся информация носит справочный характер и не является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ.»