Люди сочиняли и слушали музыку на протяжении действительно долгого времени. Но всегда наступает такой момент, когда музыкальные предпочтения людей меняются. Иногда – меняются кардинально.
В 1850-х годах дамы падали в обморок от восторга, слушая сложные в исполнении романтические фортепианные композиции Ференца Листа [прим. перев: см. Листомания]. Столетие спустя, Элвис Пресли точно так же покорил женские сердца, наложив простые куплеты на три гитарных аккорда. Всего через несколько десятилетий после этого Кулио возглавил чарты с песней, содержащей звуки басов на синтезаторе, ритм малого барабана и вокал, в основном в виде ритмично зачитанного монолога.
Несомненно, музыка тоже меняется со временем, особенно популярная. Однако редко можно предугадать, как именно она изменится и когда.
Бесспорно, The Beatles сильно повлияли на поп-музыку, но гораздо большее влияние на музыку оказал рэп в 1990-е
Сегодня группа ученых, публикующихся в Королевском обществе наук (Royal Society of Science, RSS) утверждает, что она нашла способ использовать данные для определения наиболее поворотных периодов в истории популярной музыки. Они надеются, что их подход привнесет некоторую объективность в дискуссии о тенденциях в истории музыки.
«Вы можете сказать: «Важно [не только место], но и время, когда это произошло», – заявил LA Times Арман Леруа, один из авторов [исследования]. «Нельзя просто сказать: «Раньше в CBGB или на улице Sunset Strip было круто».
Оказывается, что «это» — крупнейшая музыкальная революция в истории популярной музыки – на самом деле произошла в 1991 году, с появлением рэпа и хип-хопа в поп-чартах.
Создание набора данных на основе рейтинга лучших песен Hot 100
Исследователи начали изучение с рейтинга ста горячих хитов Billboard, списка наиболее успешных синглов в Америке, начиная с 1958 года. Hot 100 публикуется еженедельно, но песни часто задерживаются в чарте неделями. Исследователи взяли рейтинги песен за период с 1960 до 2010 года и использовали Last.fm, чтобы получить максимальное количество 30-секундных аудиосегментов. Итого собрали 17094 песен или 86% уникальных синглов из рейтингов Hot 100 1960 – 2010 годов.
Затем они загружали 30-секундные сегменты в несколько программ для проведения количественного анализа. Исследователи использовали программу NNLS Chroma для извлечения наиболее запоминающихся аккордов из аудио. После этого они разбили сегменты на связанные цепочки аккордов. Например, переход от до мажора (C–dur) к ля минору (a–moll) будет представляться как M.9.m — т.е. изменения мажорного аккорда (М) на минорный (m), так что тоника второго аккорда будет на девять полутонов выше, чем тоника первого.
Выделенные полосы показывают самые громкие аккорды
Затем исследователи сделали что-то подобное и для тембра, используя MEL-частотные кепстральные коэффициенты (коэффициенты MFCC), которые реагируют на звуки примерно так же, как и слуховая система человека. Так они получили способ количественно представлять тембр. При этом, исследователям удалось алгоритмически сгруппировать очень короткие фрагменты этих песен в аудиофайлы (пример смотрите ниже) в зависимости от типа тембра. Вы можете послушать эти безумные аудиодорожки здесь.
Затем исследователи попросили добровольцев прокомментировать эти кластеры (сгруппированные фрагменты) вручную, выбрав описание из набора тегов (в том числе таких, как мягкий, агрессивный, мрачный, яркий, спокойный, энергичный, певучий, ритмичный, «инструмент: фортепиано», «ah», «ee», «ooh»).
Следующим этапом исследователи сформировали тематические наборы тегов для аккордов или тембра, часто появляющихся в мелодии вместе, и никогда не появляющихся вместе с другими аккордами или тембрами. Для этого они позаимствовали инструменты анализа текста. Затем они отслеживали частоту, с которой эти темы появлялись в рейтинге горячих хитов Hot 100 на протяжении десятилетий:
Гармонические темы последних десятилетий: Н3 в основном коррелирует с песнями, помеченными тэгами диско, фанк, RnB, и как раз эти жанры были популярны в 1970-х годах. Н5, безаккордовая, больше связана с песнями в жанрах рэп и хип-хоп, в 1990-х годах резко стали популярны как раз такие безаккордовые песни (Chordless)
Тембральные темы последних десятилетий: Т4, кажется, показывает синусоидально проявляющуюся популярность фортепианной поп-музыки; графическое представление темы T5 повторяет взлет и падение динамичных гитарных рок-песен
Об этих революциях
В 1990 году, на пик крупнейшей музыкальной революции за последние 50 лет пришлась песня Биза Марки «Просто друг», которая заняла девятую позицию в рейтинге Hot 100
Этот анализ ни в коем случае не отражает все особенности песен, но, кажется, отслеживает некоторые музыкально значимые их аспекты. Это исследование может указать на то, что, в плане тембра, Fall-out Boy – наиболее «гитарная, громкая, энергичная» группа в Hot 100 в течение последних 50 лет. Также можно сказать, что малый минорный септаккорд (min7) в основном часто появлялся в стиле диско в 1970-х и с тех пор так и не оставил поп-музыку.
Чтобы узнать, как музыка изменялась с течением времени, исследователи построили график скорости изменения в соотношении гармонических и тембровых тем. «Предполагается, что сама музыкальная эволюция идет непрерывно, а периоды относительного застоя в ней перемежаются с периодами быстрых изменений», – пишут авторы.
Скорость изменения представлена на графике в виде цветного градиента, где по горизонтали отмечено время с января 1960 по декабрь 2010. Синими оттенками обозначены наименьшие изменения, красными и коричневыми цветами – наибольшие. Значимые временные промежутки отмечены вертикальными черными линиями
Драматические изменения в истории американской популярной музыки пришлись на: последнюю четверть 1963 года, последнюю четверть 1982 года, и первую четверть 1991 года.
Как пишут в статьях, самой ощутимой была революция 1991 года, связанная с быстрым распространением рэпа в популярных хит-парадах. «Восхождение рэпа и смежных жанров, по-видимому, одно из самых важных событий, которое сформировало музыкальную структуру американских чартов в изученный нами период».
Основные музыкальные революции 1960-2010
На этом анализ не заканчивается: исследователи также использовали свои данные, чтобы раскритиковать теорию «британского вторжения» в американский рок-н-ролл. Цитата из статьи:
26 декабря 1963 года The Beatles выпустили песню «I want to hold your hand» в США. За ними быстро последовали десятки британских артистов, за следующие несколько лет наводнивших американские чарты. Часто утверждают, что именно «британское вторжение» в ответе за изменения в музыке того времени.
Но революция 1960-х достигла своего пика в конце 1963-го. Анализ показал, что «пути эволюции» многих музыкальных стилей уже были созданы к тому времени, как Битлз покорили сцену. «Имея это в виду, можно сказать, что британцы, возможно, способствовали этой революции, но они не несут за нее полной ответственности». Такие группы как Beatles и Rolling Stones только лишь «раздули пламя революции» в музыке.
Более ранние революции
Леруа удивился, что, согласно данным, рэп-революция 1990-х годов произвела больший фурор в музыке, чем Битлз и их поколение музыкантов. «Будучи жертвой идеологии «бэйби-бумеров», я бы предположил, что в истории музыки заметнее были 1960-е», сказал он LA Times.
Издания намекают, что рэп-революция 1991 года, возможно, будет оспорена будущими исследованиями. В заключение авторы пишут: «Мы бы хотели расширить временной отрезок по крайней мере до 1940-х годов, хотя бы для того, чтобы увидеть, действительно ли 1955, как многие утверждают, был годом рождения рок-н-ролла».
Комментарии (7)
1eqinfinity
30.07.2015 10:43Дабстеп, Карл! Вот истинная революция во всех смыслах — с уничтожением ценностей и сраньем в вазы!
А если серьезно — исследование практически не учитывает звуковую и ритмическую эстетику, фокусируясь на музыкальной гармонии.
Например, рок-н-ролл когда-то привнес «абсурдно сильные» гармонические искажения сигнала и «бешеные» ритмы, что не очень-то укладывалось в старые критерии оценок музыкального произведения. А дабстеп привнес искажения формант, структурную декомпозицию музыкальных фраз и ритмический примитивизм, которые, в совокупности с бешеной популярностью у масс, опять-таки демонстрируют узость набора критериев оценки.
Примеры несколько упрощены, конечно.cjfynjy
03.08.2015 05:40Дабстеп, Карл! Вот истинная революция во всех смыслах — с уничтожением ценностей и сраньем в вазы!
А дабстеп привнес искажения формант, структурную декомпозицию музыкальных фраз и ритмический примитивизм, которые, в совокупности с бешеной популярностью у масс, опять-таки демонстрируют узость набора критериев оценки.
Я все же надеюсь, что вы это не вполне серьезно. Жанр как жанр. Я вам навскидку еще как минимум три-четыре жанра электронной музыки могу назвать, которые тоже во главу угла ставят мощь звука и преобладание энергии над музыкальной составляющей. Да и не только электронной музыки, кстати. Просто так вышло, что именно дабстеп занял соответствующую нишу в многообразии различных форм электронщины в то время, как «народные массы» дорвались до электронной музыки.1eqinfinity
03.08.2015 11:10Я не вполне, но все же серьезно. Ведь речь идет именно о музыкальных революциях в массовой культуре. Так что, по-моему, дабстеп тут в самый раз, нравится это вам и мне, или нет.
«Жанр как жанр» — да, если покопаться в авангардном джазе середины двадцатого, уверен, мы найдем кучу вещей интереснее и безбашеннее, чем свинг и рок-н-ролл. Навскидку сейчас мне тоже приходят разные течения в голову, но они не обладают такой бешеной популярностью и распространенностью. Вы говорите «так вышло» — согласен, но и в любом другом случае так тоже просто выходило. Сколько бы продюсеров не собралось с целью совершить очередную революцию в звуке, это все-таки хаотическое явление, за которое индустрия хватается постфактум.
А вот по поводу масс, дорвавшихся до электронной музыки, я не соглашусь. Массы дорвались еще в конце семидесятых.cjfynjy
03.08.2015 20:05А вот по поводу масс, дорвавшихся до электронной музыки, я не соглашусь. Массы дорвались еще в конце семидесятых.
Похоже, я не совсем точно выразился в своем оригинальном комменте. Безусловно, электронная музыка — то есть музыка, сделанная с применением электронных средств синтеза и обработки звука — существует уже очень давно, и да, в той или иной степени ее идеи находили применение в массовой музыке, да и отдельные жанры снискали популярность вне электронной «тусовки» (взять хоть то же диско). Но я в оригинальном комменте говорил именно о современном витке развития электронной музыки, о «танцевальных» жанрах (зародившихся в основном в 80-х-начале 90-х и доживших до наших дней в том или ином виде). Хаус, техно, транс, эмбиент, псай, брейкс, и множество других производных и просто более молодых новых жанров. Вот эти-то направления и пережили в последние лет пять экспоненциальный прирост внимания, инвестиций и, если угодно, моды, что не пошло им на пользу.
Слегка утрированный пример: где-нибудь году так в 2008-м типичная гламурная киса знать не знала, что такое, скажем, хаус или минимал техно, и корчила носик, услышав явно синтезированную бочку или лид, а сейчас она же (или такая же) прыгает на Tomorrowland под однонотный дроп очередного однодневного бигрум-трека, написанного гост-продюсером. Практически вся современная электронная музыка, кроме, пожалуй, совсем уж нишевых жанров, попала во внимание людей, понявших, что на этом-то, оказывается, можно делать большие деньги. Если раньше практически про любой жанр электронщины можно было в той или иной степени с уверенностью сказать, что он пишется «своими людьми для своих», где большая часть слушателей действительно в теме, знают поименно хороших музыкантов в любимом жанре и даже сами хоть немного, но разбираются в звуке, который слушают, то сейчас это стало бизнес-площадкой. Большие компании вливают огромные деньги в фестивали, где люди, прослышавшие вовремя про электронную музыку и решившие «словить момент» и стать модным диджеем, играют «свою» музыку, написанную за них другими людьми. Заодно и музыка упрощается, чтобы индустрия втянула в себя как можно больше слушателей, которые раньше были «не в теме» и, как я сказал, воротили носик от любого упоминания слов вроде «техно» или там «транс». И вокал, вокал, как можно больше вокала, да, к месту и не к месту. Теперь уже не попса черпает идеи из электронной музыки, а, наоборот, электронная музыка стремится стать попсой. Если угодно, можете сравнить это примерно с тем, как если бы какие-нибудь Ранетки стали выступать на тех же ивентах и крутиться на тех же радиостанциях, что и какая-нибудь там условная Metallica.
Вот этот тренд последних лет получил название EDM (Electronic Dance Music) — несмотря на то, что этот термин вполне можно применить и к более раннему состоянию индустрии, под EDM обычно понимают именно вот этот последний виток мощного коммерческого раскручивания электронной музыки для неискушенных слушателей. Вот тут, в принципе, неплохо описано вкратце (я уже и так вон сколько написал)… И тут я (наконец) прихожу ко второй своей мысли, которую хотел уточнить: году так в 2006-м самым «модным» жанром был, пожалуй, электро-хаус. В 2010-м — дабстеп. В 2011-2012 — бигрум-хаус. В 2013 — трап. В 2014-2015 — новое звучание подзабытого дип-хауса. Всё это (кроме дип-хауса) — по-своему энергичные и не особенно мелодичные жанры, и дабстеп здесь не стоит особняком как «совсем-совсем жесть, в отличие от остальных». Но именно дабстеп был «на коне» в ту эпоху, когда стало происходить все то, что я описал в предыдущем абзаце, и, само собой, внимание широкой публики привлек именно он (и заодно стал олицетворять «всю эту вашу электронную музыку» как побочный эффект). Произойди этот взрыв внимания и приток коммерции на пару лет позже — на ютубе все бы ржали над бигрумом, а не дабстепом.1eqinfinity
03.08.2015 20:52Я понял вашу мысль и согласен по большей части. Но почему, учитывая все это, вы не считаете дабстеп революционным направлением?
Конечно, экономическая составляющая играет большую роль, и на более зрелых стадиях развития новых жанров даже решающую, но в начале это настоящие эмоции.
Именно так, как вы говорите — бигрум или какой-нибудь трэп заняли бы эту нишу в истории музыки, но случилось иначе.
Каждое пятое видео на ютубе за последние годы — под дабстеп (грубая оценка с потолка), какие-то старые известные рокеры до сих пор периодически играют со Скриллексом, Мэтью Беллами в 2013-м в погоне за популярностью приглашает его и Неро к со-продюсированию, Корн в 2011-м насмерть запродюсировали дабстепом целый альбом, ну и так далее, и эта вакханалия трансформеров все еще продолжается и ее отголоски еще долго не утихнут. Этого нельзя сказать о других направлениях, по-моему. Как вы думаете?cjfynjy
04.08.2015 20:47А, я понял, о чем вы. Кажется, мы на протяжении всего этого диалога вкладывали в понятие «революционный жанр» разные значения. Если говорить о том, что дабстеп стал очень популярен и вообще преобразил поп-культуру — да, тогда, конечно, соглашусь, что он стал революционным жанром. Но я имел в виду, что революция произошла в плане прихода EDM (всего целиком) в массовую культуру, и конкретный жанр тут не играет особой роли — в нем нет ничего более революционного, чем в любом другом EDM-жанре, он просто ассоциируется с EDM-революцией просто из-за удачного тайминга. Другими словами, в этом нет заслуги музыкантов, пишущих треки в этом жанре, это совпадение.
Foreglance
Курс «BerkeleyX: CS190.1x Scalable Machine Learning» на сайте edX, лабораторная работа на третьей неделе:
Millionsong Regression Pipeline — используя набор особенностей исполнения музыкальных произведений за последние более чем 30 лет из базы Million Song Dataset
«Our goal is to train a linear regression model to predict the release year of a song given a set of audio features.»
Цель лабораторной — обучение регрессионной модели предсказанию года появления песни по набору особенностей звучания.
Предполагается потенциальная возможность предсказания года появления новых песен.