Мы все привыкли к тому, что вышки и мачты связи выглядят скучно или неприглядно. К счастью, в истории были — и есть — интересные, необычные примеры этих, в общем-то, утилитарных сооружений. Мы собрали небольшую подборку вышек связи, которые показались нам особенно примечательными.
Стокгольмская башня
Начнём с «козыря» — самой необычной и самой старой конструкции в нашей подборке. Назвать её «вышкой» даже язык не поворачивается. В 1887-м году в Стокгольме построили из стальных ферм башню квадратного сечения. С башенками по углам, флагштоками и украшениями по периметру — красота!
Особенно волшебно башня выглядела зимой, когда провода обледеневали:
В 1913-м башня перестала быть телефонным хабом, но её не стали сносить и оставили как городскую достопримечательность. К сожалению, ровно через 40 лет в здании произошёл пожар, и башню пришлось разобрать.
Микроволновая сеть
В 1948-м американская компания AT&T запустила дорогостоящий проект по созданию сети вышек радиорелейной связи в СВЧ-диапазоне. В 1951-м сеть, состоящую из 107 вышек, запустили в эксплуатацию. Впервые можно было совершать телефонные звонки по всей стране и передавать ТВ-сигнал исключительно «по воздуху», без использования проводных сетей. Раструбы их антенн чем-то напоминают граммофоны или дизайнерские колонки, построенные по схеме обратного рупора.
Однако позднее сеть была заброшена, потому что на смену радиорелейной СВЧ-связи пришло оптоволокно. Судьба у вышек сложилась по-разному: одни ржавеют без дела, другие распилили на металлолом, некоторые применяются для организации связи компаниями поменьше; какие-то вышки используют под свои нужды местные жители.
Башня Ворденклиф
Никола Тесла был гением, и, наверняка, до сих пор недооценённым. Возможно, не обошлось и без доли безумия. Возможно, если бы его не подвели инвесторы, он смог бы войти в историю как человек, изменивший жизнь всего человечества. Но теперь об этом можно лишь гадать.
В 1901-м Тесла начал строительство башни Ворденклиф, которая должна была лечь в основу трансатлантической линии связи. А заодно с её помощью Тесла хотел доказать принципиальную возможность беспроводной передачи электроэнергии — изобретатель мечтал создать всемирную систему передачи электроэнергии, радиовещания и радиосвязи. Увы, его амбиции противоречили деловым интересам его же собственных инвесторов, поэтому Тесле просто перестали давать деньги на продолжение проекта, который пришлось закрыть в 1905-м.
Башня была построена рядом с лабораторией Теслы:
Увы, но детище гения до наших дней не сохранилось — башню разобрали в 1917-м.
Трёхрогий гигант
А эта вышка живёт и здравствует, активно используется и приносит пользу. Конструкция высотой 298 метров возведена на холме в Сан-Франциско. Её построили в 1973-м и по сей день используют для теле- и радиотрансляций. До 2017-го вышка Сютро (Sutro) была самым высоким в городе архитектурным объектом.
По клику на этой картинке откроется полноразмерная фотография:
Вид на Сан-Франциско с вышки:
На мелководье
Когда-то ВВС США построили в Мексиканском заливе несколько радиорелейных вышек связи.
Прямо на дне, на мелководье смонтировали на бетонных основаниях стальные треноги, а над водой возвышают стройные мачты антенн с аппаратными площадками, на которых поместится небольшой домик. Очень необычное зрелище — торчащая посреди моря ажурная мачта.
Как это обычно и происходит, развитие технологий связи сделало вышки ненужными, и сегодня военные не знают, что с ними сделать: то ли спилить, то ли затопить, то ли оставить как есть. Любопытно, что за годы существования антенны превратились в своеобразные искусственные рифы со своими крохотными экосистемами, и их облюбовали любители морской рыбалки и дайвинга, которые даже подали петицию, чтобы вышки не уничтожали.
До радио
И в завершение нашей подборки хотим рассказать об изобретении двух французов, братьев Шапп. В 1792-м году они продемонстрировали так называемый «семафор» — небольшую вышку с вращающейся поперечной штангой, на концах которой располагались тоже вращающиеся планки. Братья Шапп предложили кодировать буквы и цифры алфавита с помощью разных положений штанги и планок.
Поворачивать планки и штангу приходилось вручную. Сегодня всё это выглядит дико медленно и неудобно, к тому же у такой системы был серьёзный недостаток: она целиком и полностью зависела от погоды и времени суток. Но в конце 18 века это был офигенный прорыв — между городами по цепочке вышек короткие сообщения можно было передавать примерно минут за 20.
А уже к середине 19 века все виды оптических телеграфов — включая варианты, использовавшие световые сигналы — были вытеснены телеграфом электрическим, проводным. А на некоторых памятниках архитектуры до сих пор сохранились башенки, на которых раньше стояли семафорные вышки. Например, на крыше Зимнего дворца.
Bedal
1. Тесла был довольно обычным техническим авантюристом — в то время их было много (из наиболее известных у нас — авиаконструктор Бартини, к примеру). Их и сейчас много, но сейчас им лучше научились окорот давать. То, что он одновременно был весьма талантливым инженером (но ни в коем случае не учёным) — безусловно, факт. Но гением? Увольте, его слава в наибольшей степени обязана американскому комплексу неполноценности в период между мировыми войнами.
2. Говоря о вышках для связи, нельзя не рассказать об истории башни Эйфеля. Изначально было установлено разобрать её через 20 лет после постройки, то есть в 1917. Но. В 1914 году установленная на ней радиостанция перехватила разговоры немецких военных. Это позволило в спешном порядке организовать массовую перевозку войск на такси — и Париж был спасён (читайте на тему «Марнское такси», «Битва на Марне»). После этого башня сразу стала красивой и символом города.
3. Говоря о необычных башнях связи — нельзя не упомянуть и о башне Шухова. На тот момент это было почти откровение.
HerrDirektor
«Слава» Теслы до сих пор находит широчайшую поддержку целого слоя малообразованных граждан. От полноценных теорий заговора, до банального «если бы капиталист Эдисон не мешал Николе, то… (тут от летающих на электричестве автомобилей до бесплатной электроэнергии из ничего)».
Хотя по сути Тесла (как толковый инженер) попал в струю лавины открытий в области электричества и дабы нарубить бабла, занялся мистификацией.
Доливо-Добровольский сделал для мировой промышленности гораздо больше (трехфазный асинхронный электродвигатель), но кто из среднестатистического обывателя о нем знает?
Bedal
Совершенно верно!
Bedal
Кстати, прекрасной иллюстрацией служит Электрическая выставка 1891 г. во Франкфурте-на-Майне, где был Тесла с двухфазным двигателем (маховик, мёртвые точки...) и Доливо-Добровольский с трёхфазным асинхронником (классическая, и сейчас применяемая практически без изменений конструкции).
Sapienti sat.
И о беспроводной передаче энергии, с которой так носятся, непременно упоминая Теслу: к современным индуктивным зарядкам это никакого отношения не имеет. Тесла, по сути, предлагал устраивать гигантсткую дугу с электрическим пробоем воздуха («каналы», как он писал). Почему и нарисованы на первой картинке прекрасношикарные искры на башне.
HerrDirektor
Госпаде, ну хоть где-то можно услышать про реальные эксперименты Теслы по «беспроводной передаче» электричества (вы абсолютно правы про «каналы», собственно его катушки и должны были стать основой для этого, но увы, дальше как-то не задалось в реальности), а не про «таинственные лучи Теслы», которые «могли переносить без потерь гигаватты на тысячи км», игнорируя законы физики (хотя кому они там интересны, законы эти, это ж «сам Тесла»).
Artemis86
Тесла авантюрист, конструктор ЭКИПа Щукин проходимец. А сами-то вы кто такой, чтобы называть Теслу авантюристом? Именем этого человека названа единица измерения магнитной индукции, если кто забыл. Что назовут вашим именем после вашей смерти?
Хабр, до чего ты докатился? Кто эти люди, называющие Теслу авантюристом, кто плюсует их комменты?
Bedal
Вы из тех, кто защищает Теслу, ничего не зная о том, что он собственно сделал — так? Ну, продолжайте возмущаться.
Чтобы не заниматься глупостями — на личную тему в личку же и отвечу.
Да… вот только в общественном сознании (и в своём собственном) они оставались вчерашней колонией. Особенно худо было с наукой. По части инженерной работы американцы делали просто чудеса, а с наукой — беда… Так что они очень рвались всё, что сложнее бинома Ньютона, объявить наукой, пытались протолкнуть Теслу и Эдисона в нобелевские лауреаты, очень сильно давили, чтобы Плутон признали планетой (как же, ведь американец открыл!)… Тут-то Тесла и подвернулся.
Он очень удачно оказался у Вестингауза. Тот был куда лучшим бизнесменом, чем Эдисон, но с инженерами у него была напряжёнка (у Эдисона — наоборот, было много талантливых инженеров, среди которых Тесла не выделялся). Заслуги Теслы в науке — нулевые. Где он себя удачно проявил, так это в достаточно быстром усвоении европейской концепции трёхфазной передачи тока и трехфазных электромоторов. Без этого Вестингауз при активном участии Теслы пытался строить двухфазные системы, которые по всем параметрам трёхфазным проигрывают.
Ничего близкого к уровню разработок Доливо-Добровольского он не создал. Весь мир до сих пор использует трёхфазные асинхронные двигатели и трёхфазные трансформаторы с общей магнитной системой конструкции Доливо-Добровольского, причём не по общей идее, а вообще с минимальными модификациями.
Caraul
artskep
Ну, проблема MITM оставалась актуальной и после изобретения телеграфа и радиосвязи. Это вообще слабосвязанная вещь.
Caraul
В случае семафора MITM был частью системы.
skoptsev
В России, так же есть, много удивительных сооружений связи, как по конструкции мачт и афу, так и по вписываемости в ландшафт.
Javian
Рупорно-параболические антенны.