Наземная инфраструктура многих мегаполисов уже давно не справляется с потоком машин. Новые трассы помогают разгрузить локальные участки, но проблему пробок это не решает, лишь смягчает. Водители в Лондоне ежегодно тратят на стояния в заторах в среднем 9,5 дней — 227 часов.
Идей по выходу из этой ситуации не так уж много, и все они не новы. Например, начать использовать воздушное пространство городов. Вопросов к такому решению множество. Как обеспечить безопасность пассажиров и людей на земле и в домах, особенно в случае с дронами? Кто будет этим заниматься: ГИБДД или Росавиация? Как защититься от целенаправленных атак с помощью летающих такси? Как вообще таксомоторы и производители будут договариваться со спецслужбами об использовании воздушного пространства крупных городов? Где и как организовывать взлётно-посадочную инфраструктуру? Как быть с шумом от увеличивающегося парка (флота?) аэротакси?
И всё же ряд компаний обещают, что в диапазоне 2025-2030 запустят свои аэротакси. В англоязычной прессе уже сложилась аббревиатура для таких транспортных средств — eVTOL: electric vertical take-off and landing, электрические машины вертикального взлёта и посадки. Давайте рассмотрим некоторые из проектов.
Предисловие
Современные разработки в сфере аэротакси можно разделить на три большие группы:
- Бескрылые аппараты, оснащённые только вертикально расположенными моторами, которые отвечают и за горизонтальное, и за и вертикальное перемещение, как в мультикоптерах.
- Крылатые «комбинированные» аппараты, в которых одни моторы (или группа винтов) отвечают за вертикальный взлёт и посадку, а другие — за крейсерский горизонтальный полёт.
- Конвертопланы, как правило крылатые: они оснащены поворотными моторами, сначала поднимающими аппарат вертикально, а затем разгоняющие горизонтально.
Если вам кажется, что вся эта история с аэротакси закончится парой картинок и сырых прототипов, то нет. Всё серьёзно. Uber создаёт свою программу на конвертопланах Uber Air, и в 2023-м планируется запуск пилотных маршрутов в Далласе, Лос-Анджелесе и Мельбурне.
В партнёрах программы значатся Bell, Boeing, Embraer, Hyundai, Jaunt, Joby, Karem Aircraft и Pipistrel. Так что намерения у большого бизнеса довольно серьёзные. А взлетит ли инициатива, поглядим.
Vertical Aerospace
Этот английский стартап создаёт электрический комбинированный аппарат для полётов между вертолётными площадками, международных перелётов, а также для курсирования между транспортными узлами и аэропортами. Будет брать на борт 4 человек (+ пилот). Максимальная дальность на скорости 240 км/ч — 160 км.
По сути, это альтернатива вертолётам: быстрее и тише, вероятно, несколько дешевле за километр полёта. Но вообще это услуга для богатых. Рынок мал, цены будут соответствующие. О разгрузке дорог и речи не идёт.
Joby Aviation
Стартап (американский, партнёр Uber Air), окучивающий ниву электрических конвертопланов. Концепция та же: пилот и четыре пассажира. То есть рыночная ниша та же, что и у вертолётов. Характеристики повыше, чем у детища Vertical Aerospace: дальность до 240 км, а скорость до 320 км/ч.
Прототип уже три года проходит лётные испытания и проходит сертификацию в Федеральном управлении гражданской авиации США.
Lilium
Германская компания, создающая компактный и необычно выглядящий конвертоплан на импеллерах: в крылья встроено аж 36 электромоторов. Это тоже нишевый продукт, готовый потеснить вертолёты.
Boeing
Один из партнёров программы Uber Air. Пока что об их разработке известно не так много, да и выглядит она весьма сырой:
Эта летающая рама от кровати представляет собой двухместный комбинированный аппарат. Трудно сказать, как будет выглядеть серийная конструкция. Планируется создать и четырёхместную версию. Дальность полёта — до 80 км.
Overair
Ещё один партнёр Uber Air, дочерняя компания американской Karem Aircraft, создающей прототипы конвертопланов для армии США. Компания предлагает концепцию такого пепелаца:
Ничего нового: пилот и четыре пассажира, скорость 240-320 км/ч, дальность до 160 км. Никакой изюминки.
Embraer
Бразильцы (партнёры Uber Air) проявили фантазию в дизайне и создали Eve (ранее DreamMaker) — проект анимешного многовинтового комбинированного аэротакси.
Эта электрострекоза сможет летать как в пилотируемом режиме, так и в беспилотном. Четыре пассажира с багажом, возможность въехать на инвалидном кресле. Дальность полёта до 96 км, крейсерская высота — 800-1200 м, общий вес — 1 тонна.
Bell
В прошлом году эта знаменитая авиастроительная компания (ещё один партнёр Uber Air) выкатила прототип шестивинтового конвертоплана Nexus.
Впрочем, с тех пор концепция несколько изменилась, теперь Nexus будет выпускаться и в четырёхвинтовом варианте. Машина сможет летать в электрическом или гибридном режиме.
Hyundai
Корейцы (опять Uber Air) показали концепт комбинированного летательного аппарата S-A1.
Суть та же: скоростной (290 км/ч) четырёхместный конвертоплан с дальностью полёта до 100 км на высоте 300-600 м.
Планируется, что на первых порах машина будет пилотируемой, затем её сделают беспилотной.
Hoversurf
Стартап, основанный россиянином, почти завершил создание двухместного комбинированного аэротакси с впечатляющей дальностью полёта до 300 км и скоростью до 250 км/ч. Согласно расчётам, себестоимость 1 км полёта составит $0,29.
Volocopter
Германская компания создаёт сверхмалые двухместные электрические дроны. Выглядят они умильно и несколько комично. В октябре прошлого года их eVTOL стал первым в мире, прошедшим испытания в городских условиях, в Сингапуре. А так выглядит концепт машины VoloCity (в самом конце):
Аэротакси Volocopter предназначены для относительно коротких полётов с небольшой скоростью.
EHang
Китайский пепелац самобытной конструкции словно создан для того, чтобы нашинковать ваши ноги в фарш: 16 винтов в восьми группах расположены по периметру машины на уровне бёдер.
С максимальной нагрузкой малыш может пролететь 35 км со скоростью 160 км/ч. Выпускается в одноместном и двухместном вариантах. Может летать без помощи человека. Заряжается от розетки за час.
SkyDrive
Японская общественно-частная инициатива по созданию сверхлёгкого eVTOL. Пока что прототип SD-03 далёк от уровня машины, пригодной для использования в качестве аэротакси, но задел уже есть.
А так выглядит концепт, который планируется создать:
По замыслу инженеров, этот двухместный летающий скутер будет летать со скоростью 60 км/ч на расстояние до 20-30 км.
Пока что большинство разработок в сфере аэротакси идут по пути довольно крупных четырёхместных пилотируемых машин, с многочисленными моторами и винтами, чтобы не допустить крушения в случае отказа одного из моторов (привет, птички). Многие производители анонсируют функцию беспилотника, но это в неопределённом пока что будущем.
teecat
А вот интересно. Обычное такси — сел, сказал адрес и поехал. В случае полета помнится нужно подать полетный план, получить разрешение на взлет и тд. Получается как минимум нужна система автоматизации получения полетных планов (так назовем). И контроля полетов — с учетом, сколько закрытых зон.
Плюс интересно. По поводу беспилотников куча возмущений, что они могут летать над и вокруг мест, где можно фотографировать скажем отдыхающих. Как с такси в этом случае? Тоже грубо говоря только по траcсам, как и такси обычные?
novoselov
Volocopter рассматривал несколько вариантов размещения взлетных площадок и полетных трасс.
Насколько я помню одна из первых трасс которые планируют запустить это Changi Airport — Downtown, пролет будет осуществляться вдоль берега над водой и дальше над заливом Marina Bay. Так что пока только фиксированные маршруты, потом возможно пролет между портами над существующими дорогами на заранее оговоренной высоте. Во время тестового полета они как раз стартовали от Downtown и делали круг над заливом, при этом выставочный Voloport располагался на противоположной стороне.