Почему я зацепился за компьютер? Наверное, потому что компьютер это, в первую очередь, еще одна проблема: долго включается, глючит, файл пропал, принтер не печатает, сканер не сканирует, перегревается, экран поцарапан, кнопки выбиты, на худой конец просто загажен так что его и трогать-то противно, не то, что работать. И чем старше фирма, тем старше в ней компьютеры, тем противнее за них садиться, тем больше с ними проблем. И не важно, что большинство проблем можно решить без администратора (например, протереть компьютер, чтобы он стал физически чистый), не важно, что в резюме все как один писали «уверенный пользователь ПК», все проходили в школе информатику и наверняка имели минимум 4 по ней, плевать на то, что проблемы с домашними компьютерами они решают как-то сами. В офисе все это меркнет перед тем, что каждый свято верит в то, что его проблемы с компьютером должен решать другой человек. Даже если человек, извините за прямоту, свинья и залил все вокруг чаем (почему говорю об этом – так мне после такого человека ноутбук достался, мышь буквально прилипала к столу) вытирать вряд ли станет, ведь наверняка кто-то должен сделать это, а не он (есть уборщица – пускай убирается; пришел электрик – ну так компьютер под напряжением, пусть протрет он; есть новичок в отделе – протри мне компьютер пока я тебе клиентов тут передаю (сделок не сделаешь конечно, но и компьютер не вечно чистым будет)). В общем, к чему я это? Представьте, что человек действительно не может убрать за собой свою же грязь, а тут проблема сидит внутри компьютера, т.е. условно все гораздо сложнее.
И вот тут в фирму приходите вы. С одной стороны должность ваша с IT не связана, с другой стороны компьютером вы умеете пользоваться. Что делать? Полагаю, что сначала вы начнете настраивать свой компьютер, чтобы он работал так, как удобно вам. А, может быть, захотите «подшаманить» еще что-нибудь, опять же для того, чтобы лично вам работать было более комфортно. Но вот тут и кроется основная загвоздка: как только люди увидят, что вы разбираетесь в компьютерах, то, наверняка, начнут обращаться к вам за помощью. А дальше все достаточно просто: либо вы начинаете им отказывать, либо о карьере по новой специальности можно забыть, будете бегать и настраивать. Я уверенно говорю об этом потому, что сам оказался в такой ситуации. Настроил себе, поправил соседу, сделал руководителю отдела… А дальше вся фирма знала что я – «тот самый», который может сделать. Да, мне за это не платили, но у людей почти всегда есть административный ресурс, который позволяет заставить любого сотрудника сделать любую вещь под предлогом того, что это нужно фирме. Все выворачивается так, что будто я сижу ничего не делаю, а у них сложнейшая проблема, без которой продажи встали, отчетность не сдается и т.п.
Возможно, что мне нужно было сразу же начинать отказывать всем в грубой форме, а еще лучше «не раскалываться», но если вы новый сотрудник, то идти против коллектива в первые дни и недели достаточно тяжело, особенно когда вы видите что вопрос может действительно быть «сложным». А потом все привыкают и все ваши заявления просто не воспринимаются. Я стал заложником ситуации, которую создал сам: хочу работать в фирме, но не айтишником, но работать по специальности не могу т.к. его (айтишника) в фирме нет.
Несколько лет назад я оказался в компании, где моя должность никак не относилась к IT только тем, разве что подразумевала использование компьютера. К сожалению, придя в эту компанию, с самого начала я допустил огромное количество ошибок, из-за чего условия работы получались (и получаются до сих пор) не такими, в каких бы я хотел находиться, но сейчас исправить уже ничего нельзя просто потому, что, во-первых, все привыкли к тому, что я знаю, а, во-вторых, я не любитель «подковерных игр», чего не скажешь о многих моих коллегах, которые с легкостью выворачивают любую ситуацию так, как будто я могу сделать, но не хочу. Даже если это не входит в мои обязанности.
Какое-то время назад мне попались статьи «Несколько историй про подпольных программистов» от mikhailian и «Карьерные стероиды. Реальные истории» от nmivan где я частично узнал себя. По сути, хорошо выполняя свою работу, я стал человеком труднозаменимым в некоторых вопросах, экспертом. Из-за чего я стал рассматриваться исключительно в роли человека, который однозначно способен закрыть часть важных вопросов для фирмы. Я не хочу сказать, что меня у меня плохой график, тяжелая работа или низкая зарплата, просто я понимаю, что мог бы зарабатывать гораздо больше и приносить больше пользы фирме, постоянно развиваться вместо решения однотипных задач и все эти годы быть на одной должности, но, увы и ах, изначально я «спалился».
Завершая эту статью я хочу сказать, что не знаю правильно я тогда поступил или неправильно (а вдруг меня вообще уволили бы с другой должности?), просто призываю вас хорошо все взвешивать, если вдруг вас заносит не в IT и из благих намерений вы хотите помочь своим новым коллегам.
Комментарии (23)
sbnur
09.09.2019 11:31+1Не знаю, не знаю — вот у меня имеется старенький фирменный Dell — как web сервер вполне меня удовлетворяет, причем работает без проблем — даже не вспомню сколько лет.
С компьютерами, как с людьми — если собеседник умен, образован, воспитан, то общение приятно и полезно, а главное долгосрочноs37 Автор
09.09.2019 11:33Если вы покупаете б/у машину которой 10 лет, но была в одних руках, её холили и лелеяли то это одно, а если ей 3 года и она сдавалась в аренду посуточно то это уже совершенно другое :( Лично мне вот достался ноутбук со стертыми кнопками, разрисованным ручкой экраном и мышкой которая буквально прилипала к столу из-за сладкого чая.
Silnur
09.09.2019 12:24Мне кажется, что дело тут не в IT. На любой работе могут найтись люди, которые будут пытаться навесить на вас дополнительные обязанности.
s37 Автор
09.09.2019 13:19тут вы, безусловно, правы, но лично мне оказалось тяжело понять эту грань именно с компьютерами, т.к. с ними постоянно общаешься и привыкаешь к тому, что рядом кто-то «слабее».
OnelaW
09.09.2019 12:28До тыжпогромиста еще далеко, но на стадии вон есть мальчик Петя он поможет это практически в любой компании где есть человек кто немного понимает как упростить. работу пользователя. Обычно это рядовой клерк. Абсолютно не зависит от пола.
Правда бывает запущенные случаи когда мальчик Петя делает работу приходящего админа или эникея в штате.s37 Автор
09.09.2019 13:20Изначально я упрощал работу, а потом стал именно тем мальчиком, который делал работу приходящего админа на протяжении пары лет просто потому, что уже не мог сбросить этот хомут в рамках фирмы (или тяни или уходи).
OnelaW
09.09.2019 15:00+2Самый запущенный случай в мой практике был, когда мелкими вопросами с техникой занимался руководитель отдела продаж когда под боком сидел отдел эникейщиков.
Exchan-ge
09.09.2019 23:05как только люди увидят, что вы разбираетесь в компьютерах, то, наверняка, начнут обращаться к вам за помощью. А дальше все достаточно просто: либо вы начинаете им отказывать, либо о карьере по новой специальности можно забыть, будете бегать и настраивать.
Есть еще один вариант — помогать людям с их компьютерами становится вашим хобби.
(естественно, хобби занимает ваше свободное, а не рабочее время, так что карьере это никак не мешает )
Но тут можно нарваться на другую строну вопроса — к вам начинают предъявлять претензии (вы занимаетесь этим делом охотно, и это тут же вызывает подозрения, типа — а зачем это вы заменили HDD на SSD в моем компе и добавили оперативки? ).
Такие проблемы решаются просто — «Один момент! Сейчас все вернем как было!»
Это отлично работает — главное, не забыть сделать бэкап софта и харда.
dimakis
11.09.2019 10:03По поводу высокооплачиваемой работы без профильного образования: Я 5 лет назад переехал из квартиры в частный дом, и надо было варить отопление. Ну вызвал сварщика, поглядел как он ловко и быстро все сварил, отдал ему кучу денег. Потом еще что то надо было сварить, — думал сам справлюсь, взял в аренду аппарат, насрал, разозлился. Сидел в ютубах, пробовал. Сварил себе забор, потом соседям за копейки, потом по поселку пошел слух, потом на работе. Теперь все выходные на месяц вперед расписаны, получаю еще столько же как на работе. Дома правда после 10 вечера только появляюсь. Но от IT прям отдыхаю когда варю.
А по отшиву халявщиков применяю такой прием: говорю что у меня ставка для всех 1000 руб/час (2000, 3000 и т.д в зависимости от надоедливости и «нужности» просящего), но тебе сделаю за 500р/ч (что тоже дорого для нашей местности), — думай. Если начальство требует «для фирмы» — сразу торгуюсь за доп.выходной (можно часы набирать если плевое дело), т.е. без денег, — но отсутствие меня на работе целый день начальство отрезвляет.s37 Автор
11.09.2019 10:05Я, к сожалению или к счастью, изначально договорился на принцип мне нужно — я ухожу, вам (фирме) нужно — я остаюсь. Просто потом туда вклинились люди которые выворачивают так что их интересы = интересы фирмы (в целом-то так и есть).
vbifkol
Качайте навыки «умение послать нахер» и «получать плюшки за помощь». Я обновляю телефоны, помогаю настроить почту, строю общие документы/отчеты — но только когда хочу и могу. За это меня не факт что любят, но готовы выполнять мои внештатные же просьбы/поручения.
MooNDeaR
Присоединяюсь к вышесказанному. Еще могу посоветовать для более убедительного посылания нахер, внимательно прочитать свою должностную инструкцию.
С другой стороны, если вы все еще этого не сделали, то все советы пройдут мимо вас.
s37 Автор
Понимание того, что эти навыки важны чуть ли не больше, чем основные рабочие, пришло ко мне слишком поздно. Сейчас я ошибку понял, работаю над собой (хочется-то по-человечески всегда), но, к сожалению, в ряде случаев это уже не помогает, поможет либо смена коллектива (обновление), либо переход на другую работу.
Sazonov
Я не думаю, что «не помогает». Просто вы не умеете говорить «нет». Не нужно пытаться оправдаться давлением со стороны и т.п. Но этот навык я бы посоветовал вам тренировать. Начните с простого: вас просят, скажем, переустановить винду. Не сможете в лоб сказать «нет», тогда скажите «хорошо, но займусь тогда, когда у меня будет мало работы». Или предложите человеку махнуться — он делает вашу работу, а вы ему делаете комп. Т.е. не отказывайте напрямую, но выполняйтесь просьбы так, чтобы людям было неудобно или несвоевременно. На выходе возможны две ситуации: 1) от вас отстанут, 2) будут уже открыто бегать к вашему начальству с более четкими просьбами, мол заставьте человека помочь. И тут уже у вас будет поле для манипуляций, сможете и условия себе получше попросить и денюшки побольше.
И ещё, письменно собирайте статистику по таким обращениям коллег. Прямо в виде лога, мол 5-06-07 переустановил Пете винду, 6-08-07 починил Маше утюг. Это может помочь вам с многими вопросами.
Но всё сработает только при одном условии: вы хорошо делаете свою основную работу.
0lom5zhdovdv
Я нашел в свое время простой ответ, который нужно давать индивидуумам на подобный запрос: «Я этим больше не занимаюсь».
s37 Автор
К сожалению срабатывает не всегда, в моём случае люди очень сильно давили на «интересы фирмы», т.е. если когда-то занимался значит знаешь и сейчас как.
vbifkol
Ну и что что знаете как? Почти все знают как пол мыть, и мытье полов несомненно в интересах фирмы — так что же, уборщицу увольнять?
Кстати, а у Вас что, обязанностями по должности недозагруз или они не «в интересах фирмы»? Когда я закопан в станке, или херячу срочный заказ, или параметризую траекторию, все отчеты могут идти строевым шагом, телефоны взрываться, интернет падать и компы зависать. И никому даже в голову не придет ко мне лезть с настойчивой просьбой, в худшем случае — известят, что есть проблема, а обычно просто спрашивают когда освобожусь и уже исходя из этого действуют. Потому что приходящий админ с оплатой такси стоят дешевле моего реального рабочего времени. Когда балду пинаю да, могут даже настаивать (хотя это и бесполезно, я даже нахрен не шлю, просто не делаю чего не хочется).
agat000
Ещё можно найти человека, в чьи обязанности это реально входит. И с ужасом всем объяснять, что не имени права лезть в хозяйство Хозяина Компьютеров. А то бяку сделает.
Особенно, если обслуживает аутсорсер. Это страшные люди.