Вступление


2019 год медленно, но верно подходит к своему логическому завершению. IT-отрасль продолжает активно развиваться, радуя нас большим количеством новых технологий и попутно пополняя наш словарный запас новыми определениями: Big Data, AI, Machine Learning (ML), IoT, 5G и т. д. В этом году особенно часто обсуждали Site Reliability Engineering (SRE), DevOps, микросервисы и облачные вычисления.

Некоторые технологии, например, Blockchain и криптовалюты (Bitcoin, Ethereum и т.д.), похоже, уже прошли пик своей популярности (хайпа), поэтому широкая общественность получила возможность более трезво взглянуть на них, определив их положительные и отрицательные стороны, а также решив, где и как их целесообразнее всего использовать. Взвешенный взгляд на тему Blockchain и криптовалют можно найти в статье Алексея Маланова из «Лаборатории Касперского». Очень рекомендую ознакомиться с ней.

Другие же технологии пока только набирают свою популярность, формируя вокруг себя активные сообщества, включающие в себя не только сторонников и приверженцев, но и ярых противников.

Все идут в DevOps?


Особого упоминания от меня сегодня удостоится DevOps – новый подход к разработке и эксплуатации ПО, т.к. статей и споров на эту тему в текущем году было действительно много.



Термин DevOps сегодня трактуется достаточно широко. Кто-то под DevOps понимает особый подход к разработке и эксплуатации ПО, когда к работе привлекаются люди, умеющие как немного кодить, так и админить. Для других же, это, прежде всего, наличие в команде своего личного системного администратора, который позволяет снимать с разработчиков ПО часть непрофильной нагрузки в виде настройки системного окружения, создания тестовых сред, реализации интеграции с внутренними и внешними сервисами, а также написания скриптов автоматизации. Для третьих – это просто набор модных технологий и инструментов, которые нужно использовать, чтобы оставаться всегда молодыми и успешными. Для четвёртых – это CI\CD и всё, что связано с ним. Трактовок у DevOps, действительно, много, поэтому любой желающий может самостоятельно найти в них то, что ему ближе по душе.

Разные трактовки DevOps порождают бурные обсуждения, что приводит к появлению большего количества статей на эту тему. Некоторые из них я себе даже сохранил в закладки:

  1. Кто такие DevOps?
  2. Как попасть в DevOps, как учиться и что читать.
  3. Почему системные администраторы должны становиться DevOps-инженерами.

Если прочитать достаточное количество статей, восхваляющих DevOps, то может сложиться впечатление, что любому системному администратору\инженеру достаточно лишь изменить в своём профиле на LinkedIN текущую должность с администратора\инженера на DevOps, как сразу же на него начнут сыпаться приглашения на собеседования от HR из крупных и успешных компаний, которые будут обещать зарплату в 2 раза больше текущей, выдадут новенький Macbook, гироскутер и не забудут при этом про абонемент на бесплатную заправку вейпа и на бесконечное количество смюзи. В общем, наступит IT-шный рай.

Если же прочитать статьи, принижающие заслуги DevOps, то начинает складываться уже другое впечатление, что DevOps – это новый вид рабства, где люди должны кодить чуть ли на одном уровне с разработчиками, помогать им исправлять баги, заниматься автоматизацией и CI\CD, разворачивать Jira с Wiki, крутить облака, собирать контейнеры и управлять ими, параллельно выполняя админскую работу, не забывая при этом ещё и про заправку картриджей, обжимку витой пары и поливку офисных цветов.

Но, как известно, истина обычно где-то посередине, поэтому сегодня мы постараемся немного во всём разобраться.

Админы больше не нужны?


Будучи системным администратором\инженером, который уже достаточно давно работает с продуктами Microsoft и VMware, я начал замечать, что в последние несколько лет периодически появляются разговоры о том, что системные администраторы скоро будут никому не нужны, потому что:

  1. Вся инфраструктура вот-вот изменится и превратится в IaaC (Infrastructure as a code). Теперь не будет никакого GUI с кнопочками, а будут только PowerShell, yaml-файлы, конфиги и прочее. Если какой-то сервис или его компонент поломался, то чинить его больше не надо, т.к. быстрее развернуть его новую копию из последнего рабочего состояния.
  2. Вся IT-инфраструктура скоро переместится в облака, а локально (on-premise) останутся лишь сетевые кабели до ближайшего маршрутизатора, который будет соединять нас со всеми остальными корпоративными ресурсами, находящимися в облаке. Ну максимум ещё принтер локально останется, чтобы девушки из бухгалтерии могли на нем изображения котиков из интернета печатать. Всё остальное должно в облаке.
  3. Придут DevOps-гуру и всё вокруг автоматизируют, поэтому админам останется лишь с теплотой в душе вспоминать, как в былые времена они запускали пинги и трассировки, чтобы диагностировать базовые проблемы в сети и на серверах.
  4. Также я слышал о таком явлении как «Вендекапец», но это было достаточно давно, ещё на заре моей карьеры, когда я только-только начинал делать первые шаги в сторону системного администрирования. Но почему-то «Вендекапец» так и не наступил, как и конец света по календарю Майя. Совпадение? Не думаю. :)

Неужели виндовые системные администраторы, работающие сегодня плотно с продуктами компании Microsoft, скоро будут никому не нужны? Или всё-таки необходимость в них останется? Продолжат ли администраторы Windows носить свой статус администраторов\инженеров или же им будет отведена роль низкоквалифицированной рабочей силы аля anykey (дай, подай, принеси)?

Даже здесь на habr.com в хабе «Системное администрирование» мы видим лишь упоминания о kubernetes, linux, devops, docker, open source, zabbix. Где же любимые нашему сердцу слова Windows, Active Directory, Exchange, System Center, Terminal, Print Servers, File Servers, bat и vbs scripts или хотя бы powershell. Где всё это?



Так есть ли жизнь после Windows или виндовым системным администраторам\инженерам, надо сейчас всё бросить, чтобы выучить Linux, docker, kubernetes, ansible, python и пойти в DevOps?

Может быть с Windows всё хорошо, просто сейчас наблюдается временный хайп связки Linux + docker + kubernetes + ansible + python, который и затмил нашу любимую Windows? Что в 2020 году нужно делать виндовому системному администратору, чтобы быть востребованным на рынке труда?

К сожалению, вопросов здесь больше, чем ответов, поэтому текущая статья постарается помочь нам немного во всём разобраться. Статья посвящена в первую очередь виндовым администраторам\инженерам, но, я уверен, будет интересная и другим IT-специалистам.

Microsoft уходит в облака?


Виндовый админ, это, прежде всего, адепт компании Microsoft, поэтому дальше речь пойдёт о ней и её замечательных продуктах.

Компания Microsoft обладает достаточно широким портфелем программных решений, многие из которых являются лидерами в своих нишах. Если вы работаете виндовым администратором\инженером, то скорее всего вы так или иначе с ними сталкивались. Ниже я дам краткую характеристику по каждому из продуктов и опишу возможные перспективы их развития на ближайшие 3-5 лет. Это не секретный инсайд из штаб-квартиры в Редмонде, а моё личное мнение, поэтому альтернативные точки зрения в комментариях всячески приветствуются.



Локальные инсталляции (on-premises)


Microsoft Exchange Server – многофункциональный почтовый сервер, включающий в себе не только работу с почтой, но и с контактами, календарями, задачами и многое другое. Exchange Server является одним из флагманских продуктов компании Microsoft, который де-факто стал корпоративным стандартом во многих компаниях. Он имеет тесную интеграцию не только с продуктами самой Microsoft, но и с решениями сторонних вендоров. Exchange популярен как в средних (от 100 человек), так и крупных компаниях.

На данный момент времени актуальной версией считается Exchange Server 2019. Раньше продукт развивался достаточно активно, но начиная с версии Exchange 2013 это развитие сильно замедлилось, поэтому Exchange 2016 можно условно назвать Service Pack 1 (SP1) для Exchange 2013, а Exchange 2019 – следовательно Service Pack 2 (SP2) для Exchange 2013. Судьба следующей on-premise версии (Exchange 2022) пока под вопросом.

Сейчас компания Microsoft активно продвигает Exchange Online в составе облачного сервиса Office 365, поэтому все новые функции появляются прежде всего там. Exchange Online не только получает первым новые функции, но и обзаводится дополнительными возможностями, которые не будут в ближайшей перспективе переноситься в локальные инсталляции (on-premise). Делается это с целью форсирования перехода ряда компаний в облака, т.к. модель подписок более выгодна для Microsoft в финансовом плане, чем одноразовая продажа.

Если вы сейчас обслуживаете локальную инсталляцию Exchange Server (2013 — 2019), то можете продолжать это делать ещё ближайшие 3-5 лет. Попутно стоит начать изучать возможности, которые предоставляет Exchange Online; и гибридные конфигурации, это когда локальная и облачная версии существуют одновременно. Даже если предположить, что следующей локальной (on-premise) версии Exchange больше не будет, то полученные сейчас знания по Exchange Server продолжат быть актуальными ещё некоторое время по целому ряду причин:

  • Количество локальных инсталляций на текущий момент достаточно велико, поэтому нужны будут квалифицированные администраторы, способные их сопровождать. Не все организации смогут в ближайшей перспективе перенести свою почту в облака по тем или иным причинам.
  • Проекты миграции в облака пока не являются тривиальными, поэтому требуется знание специфики как локальных, так и облачных решений, чтобы обойти большинство подводных камней и успешно завершить миграцию.
  • Знания протоколов smtp\imap\mapi\pop3, mail flow, dkim, dmark, spf, антивируса, антиспама являются универсальными и будут применимы для любых почтовых систем.
  • Опыт, полученный при работе с локальным Exchange Server, позволит значительно быстрее разобраться в Exchange Online и настроить нужную конфигурацию.
  • Электронная почта является один из важнейших каналов коммуникации с внешним миром, поэтому потребность в ней останется. Адептов «мессенджеры и чат боты заменят почту» можно не слушать, т.к. почту они «хоронили» много раз и пока безуспешно.

Skype for Business (SfB) (ранее Lync) – корпоративный мессенджер с расширенными возможностями. Имеет тесную интеграцию с Exchange сервером, но значительно уступает последнему по популярности. Skype for Business обычно используется только в больших компаниях, т.к. мелким и средним компаниями он не сильно интересен.

Актуальной версией сейчас является Skype for Business 2019, который обладает минимальными различиями по сравнению с предыдущей версией Skype for Business 2016, поэтому SfB 2019 можно условно считать Service Pack 1 для SfB 2016, а не новой полноценной версией.

В облаке Office 365 этот продукт был представлен сервисом Skype for Business Online, который спустя некоторое время был полностью заменён на Microsoft Teams, т.е. сейчас Skype for Business в облаке Office 365 нет. По этой причине ожидать появления следующей локальной версии Skype for Business 2022 вряд ли стоит, так как приоритетом для Microsoft является разработка и развитие мессенджера Teams, ставшего ответом вендора на появление успешного мессенджера Slack.

Если вы сейчас админите локальный Skype for Business и вам нравится концепция корпоративного мессенджера, то я советую посмотреть на Teams в составе Office 365, в противном случае лучше выбрать другой продукт для прокачки своих знаний, т.к. локальный Skype for Business ждёт забвение. В отличие от Exchange, ставшего де-факто стандартом в нише почтовых серверов, у Skype for Business сегодня имеются альтернативы. Team и Slack для больших и средних компаний. Telegram, Viber, Whatsapp – для мелких компаний.

SharePoint – внутрикорпоративный портал, где компании могут размещать свои полезные Web-сервисы (график отпусков, список сотрудников с фотографиями и телефонами, напоминалки о днях рождениях, корпоративные новости и т.д.). Пользователи могут хранить, редактировать и делиться файлами, которые они размещают в своих библиотеках SharePoint.

SharePoint – это как Bitrix24, только больше, функциональнее, дороже и в разы сложнее в настройке и поддержке. Киллер фичей является возможность одновременного редактирования одного документа большим количеством сотрудников, что очень удобно, когда 100 человек пытаются заполнить график отпусков, и интеграция с Office Online Server и локальным MS Office.

Sharepoint – это большой, сложный и дорогой продукт, поэтому он обычно используется только в крупных компания. Компании поменьше используют Bitrix24 или его аналоги, либо просто хранят файлы на файловых серверах, а полезные Web-сервисы разносят по разным внутренним сайтам.

Фермами (кластерами) SharePoint обычно занимаются разработчики с функциями администраторов, а не «чистые» системные администраторы, т.к. для того, чтобы SharePoint взлетел и был полезен компании, в нём необходимо многое допилить с помощью кода.

В состав Office 365 входит сервис SharePoint Online, который представляет собой упрощённую версию локального SharePoint, т.е. обладает минимальным количеством возможностей для кастомизации и «допила под себя», зато снимает с разработчика\администратора кучу головной боли по его эксплуатации. Мой вердикт таков – сложность и дороговизна поддержки on-premise версии SharePoint сделают своё дело и компании с радостью начнут постепенно переползать в SharePoint Online, либо откажутся от Sharepoint вовсе в пользу какого-нибудь более простого решения. Радужной и беззаботной жизни для SharePoint в локальных инсталляциях я лично не вижу.

System Center – это целое семейство продуктов для развёртывания, настройки, управления и мониторинга большими Windows инфраструктурами. Судя входят: System Center Configuration Manager (SCCM), System Center Virtual Machine Manager (SCVMM), System Center Operations Manager (SCOM), System Center Data Protection Manager (SCDPM), System Center Service Manager (SCSM), System Center Orchestrator (SCORCH).



Весь спектр продуктов System Center обычно востребован только в крупных компаниях, тогда как средние используют, как правило, лишь один или два продукта.

Так как продукты System Center достаточно сложны в освоении и обычно используются только в крупных инфраструктурах, то для работы с ними принято выделять отдельных людей, например, администратора систем мониторинга (SCOM), администратора по обслуживанию рабочих станций (SCCM), администратора систем виртуализации (Hyper-V + SCVMM), администратора по автоматизации инфраструктуры (SCORCH + SCSM).

Компания Microsoft стремительно развивает свои облачные сервисы, поэтому функционал System Center постепенно перетекает в облака. Всё это достаточно сильно повлияет на on-premise продукты System Center уже в самое ближайшее время.

Функционал System Center Orchestrator (SCORCH) в будущем заменит сервис Azure Automation (https://docs.microsoft.com/en-us/azure/automation/automation-intro).

Функционал System Center Operations Manager (SCOM) в будущем заменит сервис Azure Monitor (https://docs.microsoft.com/en-us/azure/azure-monitor/overview).

Функционал System Center Data Protection Manager (SCDPM) в будущем заменит сервис Azure Backup (https://docs.microsoft.com/en-us/azure/backup/backup-overview).

Функционал System Center Service Manager (SCSM) перестанет быть востребован или будет заменён любой другой тикетной системой, например, Jira.

System Center Virtual Machine Manager (SCVMM) пока останется у компаний, которые локально используют виртуализацию Hyper-V. Небольшие инсталляции Hyper-V (10-15 серверов) можно вполне успешно администрировать без SCVMM используя лишь стандартные средства — Failover Cluster Manager, Hyper-V Manager, Windows Admin Center.

System Center Configuration Manager (SCCM) – используется для массового развёртывания операционных систем, установки корпоративных приложений из единого каталога, установки обновлений Windows на серверы и конечные рабочие станции, инвентаризации приложений и подсчёта лицензий. Похоже, что это единственный продукт из всей линейки System Center, который останется с нами в on-premise инфраструктуре, т.к. полноценно заменить его чем-то облачным в данный момент не получается.

Если вы сейчас поддерживаете локальную инсталляцию System Center Configuration Manager (SCCM), то можете продолжать это делать, т.к. продукт будет с нами как минимум ближайшие 3-5 лет. Дополнительно я бы рекомендовал начать изучать возможности Office 365, т.к. это будет отлично сочетаться с должностью Enterprise Desktop Administrator.

Роль администраторов большинства остальных продуктов System Center будет упразднена, т.к. сервисы Azure заметно упрощают их работу, скрывая всю сложность от посторонних глаз. Возьмём для примера администратора по автоматизации (SCORCH + SCSM). SCORCH будет заменён на Azure Automation. Знания процесса автоматизации, PowerShell, SQL останутся и будут полезными для Azure Automation, а вот знания о построении кластеров SCORCH, обеспечении их высокой доступности, сайзинге ресурсов, обновлении, миграции на новые версии, резервном копировании и мониторинге потеряют свою актуальность, т.к. всю эту работу на себя возьмёт облако Azure. Администратор автоматизации будет сосредоточен только на самом процессе автоматизации, т.к. от него уйдёт вся работа по поддержанию работоспособности инфраструктуры автоматизации.

Windows server и его роли


Active Directory (AD) – место, где хранятся учётными записи пользователей и компьютеров. Если в компании больше 20 компьютеров, то, скорее всего, там уже имеется какой-нибудь домен Active Directory. Знание Active Directory, умение отличать домен от леса, навык работы с групповыми политиками являются обязательными для любого виндового администратора. Эти знания будут актуальны ещё лет 20. Дополнительно я бы рекомендовал ознакомиться с Azure AD (AAD), посмотреть на варианты синхронизации пользователей между on-premise и облачной инфраструктурами.

DNS, DHCP – сетевые сервисы, понимание которых пригодится во всех областях IT, начиная от администрирования и заканчивая программированием, поэтому их нужно знать обязательно. Понимание работы сетей, протоколов маршрутизации, моделей OSI и TCP\IP будет несомненным плюсом для любого IT-специалиста.

Hyper-V – название для всего стека технологий виртуализации от компании Microsoft и её гипервизора в частности. Развивается достаточно стремительно, хотя на мой взгляд, большинство новых функций (Shielded VM, Encrypted Subnets, Storage Spaces Direct) ориентированы прежде всего на локальных (Cloud Service Providers) и глобальных (Azure) облачных провайдеров, а не на корпоративный сегмент (Enterprise). Это в целом объяснимо, так как Microsoft сначала внедряет и обкатывает новый функционал в своём облаке Azure, а только потом переносит его в Windows Server и Hyper-V.

Hyper-V по-прежнему страдает от отсутствия единой бесплатной консоли, где были бы представлены все необходимые функции. Сейчас у нас имеются Failover Cluster Manager, Hyper-V Manager, Windows Admin Center. Такой консолью должен был стать SCVMM, но он платный и несколько сложен в освоении.

Если вы сейчас поддерживаете локальную инсталляцию Hyper-V с\без SCVMM, то можете продолжать это делать. Параллельно я бы рекомендовал начать изучать Azure IaaS и механизмы миграции виртуальных машин между облаком и on-premises инфраструктурой.

Среди моего окружения (банки, телекомы, страховые компании, крупные производственные холдинги) вся продуктивная виртуализация, как правило, управляется VMware vSphere, а не Hyper-V c SCVMM, поэтому администратору Hyper-V я могу порекомендовать посмотреть также в сторону VMware и её продуктов.

Облачные сервисы


Office 365 – это облачный сервис, предоставляющий по подписке пакет приложений Microsoft Office (локальную и его Web версии), а также включающий в себя основные серверные продукты — Exchange, Teams, OneDrive и Sharepoint.

На данный момент Office 365 является самодостаточным сервисом, практически полностью закрывающим потребности в офисных коммуникациях. Благодаря простоте настройки он отлично подходит как небольшим компаниям, так и среднему и крупному бизнесу.

Наличие в облаке уже развёрнутых сервисов Exchange, Teams, OneDrive и Sharepoint заметно снижает нагрузку на системного администратора, т.к. все процедуры по инсталляции, сайзингу ресурсов, обновлению и миграции на новые версии теперь лежат полностью на компании Microsoft. Если раньше для сопровождения Exchange, Teams, OneDrive и Sharepoint в локальной инфраструктуре понадобилось бы 4-6 отдельно выделенных администраторов, то сейчас в Office 365 достаточно лишь 1 администратора средней руки. Если что-то не получается или работает некорректно, то можно создать тикет в техподдержку Microsoft прямо из интерфейса Office 365, что очень удобно.

Если сейчас вы являетесь системным администратором, сопровождающим локальные версии продуктов Exchange, Skype for Business или Sharepoint, то я бы рекомендовал посмотреть на их облачные версии в составе Office 365, чтобы понять насколько они вам подходят и какой функционал они предоставляют в сравнении с локальными версиями.

Azure – это глобальная облачная платформа от компании Microsoft, включающая в себя постоянно расширяющийся набор облачных служб, помогающих организациям решать свои бизнес-задачи. В данный момент Azure включает в себя более 300 сервисов, объединённых в разные категории (вычисления, сети, хранилища, базы данных, аналитика, интернет вещей, безопасность, devOps, контейнеры и т.д.).

Появившись впервые в 2009 году Microsoft Azure сейчас занимает одно из лидирующих мест на мировом рынке облачных услуг, успешно конкурируя там с Amazon AWS.

Согласно последнему финансовому отчёту (https://www.microsoft.com/en-us/Investor/earnings/FY-2019-Q4/press-release-webcast) квартальная (Q4 2019) прибыль Microsoft выросла на 49% за счёт успехов Office 365 и облачного бизнеса. Выручка от Azure выросла на 64%.

Azure вместе с Office 365 являются основными направлениями, куда компания Microsoft направляет свои финансовые и организационные ресурсы.

Обилие сервисов на платформе Azure способно запутать даже опытного IT-специалиста, поэтому ниже будет описание типичной серверной виндовой инфраструктуры, где в скобках я укажу их примерные аналоги в облаке Azure. Надеюсь, это послужит отправной точкой к изучению Azure, ведь, как известно, начинать нужно с малого, постепенно продвигаясь в глубь.

Типичная серверная виндовая инфраструктура выглядит примерно так:

  • Active Directory (AD) с групповыми политиками и DNS. (Azure Active Directory (AAD), Azure DNS).
  • DHCP
  • Почтовый сервер Exchange. (Exchange online в составе Office 365).
  • RDS-ферма с несколькими терминальными серверами. (Azure virtual machine + Azure Virtual Network + Azure Storage).
  • Файловый сервер, где сотрудники хранят свои файлы. (Azure File Storage, Azure virtual machine + Azure Virtual Network + Azure Storage)
  • Серверы с приложениями и базами данных (1С, внутренний сайт\портал, CRM и т.д.). (Azure SQL Database, Azure Web Sites, Microsoft Dynamics 365, Azure virtual machine + Azure Virtual Network + Azure Storage)

Основными административными задачами являются:

  • Создание резервных копий. (Azure Backup).
  • Сбор и анализ логов. (Azure Log Analytics).
  • Автоматизация рутинных задач. (Azure Automation).
  • Мониторинг состояния работы сервисов и получение уведомлений о сбоях (Azure Monitor).

Виндовым админам, сопровождающим локальные инфраструктуры, я бы посоветовал в первую очередь поискать аналоги своих любимых сервисов в облаке Azure, чтобы поработать с ними немного, определить их полезность для компании, и, возможно, организовать гибридные варианты, выбрав лучшее от обоих миров.

Обучение


Акцент компании Microsoft в развитии своих продуктов постепенно смещается на облачные решение, поэтому учить их необходимо начинать уже сейчас. Где можно получить больше знаний об Azure на русском языке? Таких ресурсов, к сожалению, не так много.

Компания Microsoft предлагает использовать свой портал Microsoft Learn — https://docs.microsoft.com/ru-ru/learn/browse/. Текстовый материал переведён на русский язык, видео же дано на английском языке, хотя и с русскими субтитрами.

В качестве хорошего и качественного материала для изучения Azure я бы рекомендовал курс Exam AZ-900 Azure Fundamentals, который читает на своём YouTube-канале Игорь Шаститко (https://www.youtube.com/watch?v=_2-txkA3Daw&list=PLB5YmwQw0Jl-RinSNOOv2rqZ5FV_ihEd7). Сейчас там 13 видео, но при наличии достаточно активной поддержки со стороны сообщества (лайк, подписка) материалы будут появляться быстрее и продолжение не заставит себя долго ждать.

Дополнительно на канале iwalker2000 я советую посмотреть плейлист «ИТ-карьера: как стать ИТ-специалистом», который поможет начинающим специалистам определить путь своего профессионального развития и правильно построить карьеру. (https://www.youtube.com/watch?v=ojyHLPZA6uU&list=PLB5YmwQw0Jl-Qzsq56k1M50cE6KqO11PB)

Материалов по Azure на русском языке, к сожалению, не так много, как хотелось бы, поэтому если вы знаете ещё какие-нибудь полезные ресурсы по данной тематике, то просьба поделиться ими в комментариях. Многие IT-специалисты будут вам благодарны за это.

Выводы


Какие выводы можно сделать из всего вышенаписанного?

  1. Жизнь в инфраструктуре Microsoft всё ещё существует, и она никуда не уходит. Компания Microsoft обладает достаточно широким портфелем программных решений, многие из которых являются лидерами в своих нишах, поэтому системному администратору\инженеру всегда есть что учить, внедрять, эксплуатировать и развивать.
  2. Инфраструктура Microsoft сейчас активно меняется, причём происходит это с упором на развитие облачных сервисов – Azure и Office 365. Новые продукты и приложения Microsoft будут изначально создаваться для работы в облаке с привязкой к подписочной модели с ежемесячными платежами. Лишь некоторая часть из этих продуктов найдёт потом своё воплощение в on-premise решениях.
  3. Часть дорогих и сложных в поддержке продуктов скоро покинет нас, переехав полностью или частично в облако Azure или Office 365. Отдельные администраторы, сопровождающие постоянно 1 лишь продукт (например, SCOM, SCSM и т.д.), скоро будут упразднены.
  4. Если вы опытный системный администратор\инженер, работающий в экосистеме Microsoft, то необязательно всё бросать и бежать в DevOps, о котором говорят сейчас на каждом углу. Можно продолжать развиваться дальше в своём направлении, добавляя компетенции в облачных сервисах Azure и Office 365.
  5. Чтобы оставаться востребованным специалистом на рынке труда придётся учиться, учиться и ещё раз учиться. Концепция «образование через всю жизнь» для IT актуальна как никогда, особенно сейчас во времена активного развития облачных технологий.
  6. DevOps сейчас находится на пике своей популярности (хайпа). Это факт. Первоначально DevOps воспринимался как методология, позволяющая объединить вместе разработку ПО и эксплуатацию, когда программисты и инженеры начинают работать вместе на благо единой общей цели – сделать ПО лучше. Главный упор делался на изменении в культуре общения между командами, развитии механизмов взаимопомощи и коллективной ответственности за итоговый результат. Однако в результате это привело к появлению новой должности – DevOps инженера, которому были делегированы задачи релиз-инженера (CI\CD), администратора по автоматизации, облачного администратора и инженера по эксплуатации. Это уже свершившийся факт. Количество вакансий для DevOps и требования в них это только подтверждают.

    DevOps теперь можно рассматривать в качестве дополнительного пути для развития системного администратора\инженера. DevOps – это отличный способ для обычного администратора сменить свою текущую отрасль на индустрию разработки ПО. Те, кому нравится автоматизация и написание кода\скриптов по итогу станут разработчиками, а те, кому милее инфраструктурные вещи (сети, серверы, ОС, облака и т.д.) — станут DevOps инженерами.
  7. Если вы начинающий специалист, или только входите в IT, то DevOps сейчас является отличным способом за короткий промежуток времени прокачаться и получить работу в нормальной компании, с достойной оплатой труда и хорошим офисом, поэтому учите Linux, Ansible, Docker, Kubernetes, Python и CI\CD.

В последнее время возрос спрос на платформу Linux и решения, связанные с разработкой ПО, но происходит это не за счёт экосистемы Microsoft, а просто появилась новая ниша, где активно используются Docker и Kubernetes, монолитные приложения распиливаются на микро-сервисы, а бизнес требует увеличить скорость выпуска релизов ПО, чтобы сократить время выхода нового функционала на рынок.

Комментарии (58)


  1. maxzhurkin
    02.01.2020 18:31

    Windows, Active Directory, Exchange, System Center, Terminal, Print Servers, File Servers, bat и vbs scripts или хотя бы powershell
    так много ругательств в одной статье — куда смотрит НЛО!?


    1. mvv-rus
      02.01.2020 23:41
      +4

      НЛО надеется, что интеллектуальный уровень посетителей сайта позовлит им самостоятельно проигнориовать унылую провокацию древнего, как экскременты мамонта, холивара.
      По-моему — правильно надеется.


  1. halted
    02.01.2020 19:59

    Windows server и его роли

    что-то маловато ролей, а как же DFS, WSUS, PrintServer и другие роли?


    1. McAaron
      03.01.2020 00:40

      PrintServer — это что-то из прошлого века, что постоянно отваливается. В отличие от CUPS — его установил и забыл.


      1. nApoBo3
        03.01.2020 17:50

        Не знаю, с cups у меня лично заметно больше проблем, чем с win print server.


      1. halted
        04.01.2020 12:34

        CUPS — это линуксовое решение, существуй он в виде хотя бы exe-шника вы были бы правы.


    1. Dexterite
      04.01.2020 13:07

      Если говорить об отсутствии On-Premise части, то

      • DFS -> Azure File Sync
      • WSUS -> Update Management
      • PrintServer -> Branch Printing (или 3rd party)


      1. halted
        04.01.2020 13:14

        Тогда сразу вопрос — что из Azure можно предложить админам, которые работают на предприятиях с обязательным требованием «никаких сторонних сервисов»? Ради примера — что из Azure можно внедрить в РосАтоме, АэроФлоте, центре нейрохирургии им. Бурденко, Фельдфегерской службе и допустим ЦентроБанке.
        Ну и добавлю — DFS это не только синхронизация файлов, это еще и namespaces, очень удобная штука.


        1. Dexterite
          04.01.2020 15:28
          +2

          Смотря что понимать под «сторонние сервисы» и сколько есть денег. Наши партнеры продают IaaS на базе Azure Stack, который установлен в соседней с нами «клетке» в ДЦ. Но он больше подходит для гибридных реализаций, многих функций Azure там нету. Уровень защиты высокий, данные зашифрованные, даже у сотрудников MS нет прямого к ним доступа.
          Я, правда, не знаю как в России осуществляется контроль, но в Швейцарии в банковской сфере (и не только), запрещено хранить данные клиентов за пределами страны, однако, это не мешает некоторым из «больших» игроков пользоваться Azure, AWS и прочими, наверное, в надежде что данные будут храниться хотя бы в EU.
          DFS штука, конечно, удобная, но не всегда стабильная. У DFS-N есть compatibility c AFS, а сам AFS имеет ряд преимуществ, например, branch cache.


  1. WeltRogg
    02.01.2020 21:09
    +1

    Самое лучше — вообще из администрирования выйти, достаточно скучное и бесталанное направление. Сам занимался этим, и не важно насколько крутая инфраструктура, все равно одна рутина и вечная поддержка/настройка/установка служб и сервисов.


    1. yurybx
      02.01.2020 21:54
      +3

      Работаю сисадмином уже много лет. Нравится свободный график: ухожу, когда хочу, иногда могу даже не прийти на работу вообще, а временами приходится оставаться на работе допоздна. Но это в моём случае.


      1. AcckiyGerman
        02.01.2020 23:39

        Поддержу!
        Работал сисадмином, в компании ~100 человек, один раз все настроил и потом появлялся на работе час-два в день в удобное для себя время.


        Сейчас работаю программистом, задачи конечно поинтереснее, и чувство творца тоже радует, но бесит необходимость сидеть в офисе по 8(+1ч обеда) часов :(


        1. saag
          03.01.2020 11:17

          Во, точно, привязан к инфраструктуре как… ну вы поняли меня:-) Думаю в чисто разработку податься, тоже интересный процесс, особенно если удаленно, кровавый энтерпрайз отпадает, мобильная тема частично тоже, хотя она мне нравится, перспективно, остается легкомысленный веб:-)


      1. FloorZ
        03.01.2020 07:20
        +2

        Работа, работе рознь.
        У меня обратное было.
        Приходилось сисадмином просиживать штаны в офисе и иногда в праздники и выходные выходить, когда что то нештатное происходило.


        Сейчас ушел в мобильный геймдев и фриланс, рад свободе


        1. AkshinM
          03.01.2020 15:14

          Если не секрет можете рассказать подробнее? Какие подводные камни были, что удавалось сложно, что легко, что нужно для этого сделать/знать и т.д


    1. Retifff
      02.01.2020 21:55
      +6

      Ну как сказать, в крупной иногда бывают интересные проекты, а в достаточно крупной они бывают постоянно.


      1. mvv-rus
        02.01.2020 23:43
        +2

        И иногда — даже чаще чем хочется.
        А ещё более интересным занятием является траблшутинг сервисов IMHO.
        А уж возможности занятия траблшутингом — они бывают сильно чаще, чем хотелось бы.


    1. Thomas_Hanniball Автор
      03.01.2020 02:46

      Всё зависит от специфики бизнеса и размера компании. Если IT — это основной производственный актив, а сама компания большая, то скучать не приходится, т.к. работы всегда много и она разнообразная. Где-то нужно развернуть новый производственный IT-сервис, а для этого нужно выделить требуемые вычислительные ресурсы, поставить на мониторинг, организовать резервное копирование, написать документацию по сопровождению и многое другое. Где-то требуется текущий сервис сделать высоко доступным, т.к. от него сильно зависит бизнес и руководство просит минимизировать возможные простои. А где-то нужно просто помочь коллегам из других групп, т.к. у них что-то скушало всю память или упало в BSOD. Разнообразия в системном администрировании хватает.


  1. SlavikF
    03.01.2020 00:08

    Прочитал статью, но что-то не увидел — с какого края тут DevOps?
    Тут практически всё об администрировании…


    1. Thomas_Hanniball Автор
      03.01.2020 02:28

      DevOps — это одно из направлений, которое сейчас активно развивается и притягивает к себе достаточно много администраторов\инженеров, поэтому некоторые специалисты подтягивают знания по Dev-части и уходят в индустрию разработки ПО. Этот процесс достаточно активен, по крайней мере, в моём окружении.


      1. oller
        03.01.2020 11:41
        +4

        Devops это как бы про экспертов linux и программирование, виндовые как бы тут не сильно при делах. Не слышал про средние фирмы с windows ci-di.


        1. gecube
          03.01.2020 11:48
          +1

          Но для справедливости надо сказать, что разработка под виндовс существует, причем именно сетевых, распределенных систем, и девопсы под винду тоже нужны. Но, это, конечно, более узкая сфера, чем линукс-девопс


      1. Seals
        03.01.2020 12:33

        Абсолютно согласен, сам из таких.
        Но на практике столкнулся с тем, что лучшие devops — из разрабов с хорошим админским бэкграундом


    1. sumej
      03.01.2020 12:17
      +1

      Ходил на собеседование в разные компании с пакетом ПО на винде. Они используют ci/cd для c/c ++/c .net. С тем же Jenkins, ansible, Docker…
      Но у нас не складывалось. Только в Майкрософте до 4 этапа доходил :( в команду Azure.


  1. zonek
    03.01.2020 08:49

    А когда проекты+траблшутинг+текучка и все это надо уместить в 24 часа это вообще здорово и начинаешь думать о смене деятельности.


  1. KarazeyAndrey
    03.01.2020 09:47
    +1

    Ну у меня карьера развивалась следующи образом: Лет 5 виндовым админчеком, потом 3 года руководил тех отделом, потом (как в РБ рублик и зарплата вместе с ним в три раза обесценился), начал PHP, потом nodejs, react js и покатился по наклонной.


  1. Seals
    03.01.2020 12:21
    +1

    На мой взгляд — если хочешь работать на интересных проектах и больше получать — надо бежать от windows подальше.
    Знаю по себе — я был супер мега экспертом по sccm (работал в Microsoft), но из-за конфликта с менеджером ушел, и это оказалось очень вовремя. Переучился на linux админа, потом пришло время DevOps и понеслось. Сейчас использую Azure (на равные с AWS), но никакой винды там и нет в помине, как и powershell.


  1. Retifff
    03.01.2020 13:08
    +2

    Статья какая-то слишком оптимистичная, но с налетом обреченности.

    Облака наступают и поводов для оптимизма у администраторов Windows нет, имхо. Еще в энтерпрайзах мы потрепыхаемся может быть, спасибо Роскомнадзору, но и они уже туда смотрят всё сильней.

    С использованием облаков уходит целый пласт инфраструктурных админов, в облаках их высокие компетенции становятся не нужны, использование того же Office 365 не сказать, что сильно сложно и требует каких-то там особенных знаний. А раз нет, значит и платить за это хорошие деньги никто не будет.

    Teams тот же, мне не очень понятно, что именнно там администрировать. Права на него пользователям раздать? Если Skype for Business действительно сложный продукт, администрирование которого требует довольно высоких компетенций, то с Teams просто бери и подключайся.

    С Exchange Online немного получше, но и там уже нет таких инфраструктурных вещей, как базы, DAG, отказоустойчивость, это всё берет на себя облако. Админам что останется, ящики создавать, группы рассылки? Ну транспортные правила настраивать какие-то, письма искать, антиспам какой-то и т.п., не сказать, что что-то сильное сложное тоже.

    Виртуализация, тут опять не у дел, виртуальная машина предоставляется облаком, параметры только задать и всё, вся настройка инфраструктуры скрыта облаком.

    И т.д. и т.п., Горизонт планирования в 3-5 лет — это ниочем, если его как-то и использовать, то для того, чтобы бежать из администрирования Windows, имхо. Только не всем это удастся так просто, даже не большинству, думаю.


    1. mvv-rus
      03.01.2020 15:40
      +1

      Как говорится, «я согласен, но готов поспорить»(с).
      1. Так как MS выбрала стратегическим направлением бизнеса облачные решения, то перспективы развития экосистемы инфраструктурных решений на Windows на земле (on-premises) унылые. Но выбор стратегического направления может и поменяться.
      2. Конкретные перспективы зависят от конкретной страны.
      Если говорить про Россию, нас от облаков MS бережет далеко не только Роскомнадзор со своими летящими щепками. Существенную роль тут играет тот факт, что облака эти — они где-то там, за бугром. Поэтому нас бережет ППС (паритет покупательной способности местной валюты). Он смещает баланс цен между облачными решениями и решениями на земле в пользу последних. Потому как цены на облака остаются американскими, а компенсацию админам на земле платят по местным расценкам. И, кстати, защищает ППС не только нас в России, но и наших коллег из Белоруссии, Украины, Казахстана и т.д. Однако, у такой защиты есть оборотная сторона — местные расценки всяко расти не будут.
      В России администраторов Windows от американских облаков также дополнительно защищают Президент и Конгресс США — они создают столь полезные для нас риски, ибо хрен его знает, какие санкции взбредут им в голову (прецеденты известны).
      Ну и не последнюю роль в защите администраторов Windows играют и российские коллеги персон из упомянутых американских органов. Например благодаря тому же 152-ФЗ 2006 («О персональных данных») далеко не всю информацию можно безнаказанно выносить в эти самые облака MS и ей подобных — и это сохраняет наши рабочие места. Однако, с другой стороны, перспективу конкретно администраторов Windows усложняет создает стремление местных властей к импортозамещению: оно снижает спрос на их специфические знания и умения
      3. Для тех, кого привлекает карьера специалистов по облачным решениям, у меня плохие новости: как правильно отметил коллега Retifff, от вас не потребуется высокой квалификации, а потому и платить вам много не будут. По крайней мере, в перспективе: сам переход в облако высокую квалификацию может и потребовать, но он-то делается только раз. А дальше многие знания и навыки перестают быть востребоваными. Ведь собственно для того облака и делаются, чтобы отнять в пользу хозяев облаков те деньги, которые раньше платили администраторам. И если админам-универсалам мелких фирм (они же — «шивы многорукие») тут терять особо ничего, то специалистов по продуктам ждут неизбежные лишения и выгоняния.
      Как-то так


      1. Thomas_Hanniball Автор
        03.01.2020 17:02

        Оба комментария (Retifff и mvv-rus ) шикарны и отлично описываю то, что сейчас происходит вокруг экосистемы Microsoft. Спасибо за столь развёрнутые мнения! :).

        Статья какая-то слишком оптимистичная, но с налетом обреченности.

        Примерно так оно и ощущается. С одной стороны работы в on-premises инфраструктурах ещё много, с другой стороны активно развиваются облака (глобальные и локальные) и часть нагрузок так или иначе перейдёт туда. Но облака не панацея для инженеров с глубокими техническими компетенциями, т.к. облака заметно упрощают их работу, скрывая всю сложность «под капотом». Работа администраторов становится проще, а значит бизнес может позволить себе вместо «гуру» нанять специалиста с более низкой квалификацией, но за меньшие деньги.

        Тем, кто хочет оставаться востребованным специалистом на рынке труда, судя по всему, придётся сменить стек технологий Microsoft на другой, например, стать Linux DevOps инженером, программистом или уйти в управление (руководитель, PM-менеджер и т. д.). Такие мысли иногда посещают и меня, поэтому мне важно услышать мнения других коллег по цеху.


        1. river-fall
          03.01.2020 18:30
          +2

          в 2013 начал активно копать в сторону linux devops & configuration management, ни разу не пожалел.

          Сейчас судьба опять свела с технологиями от microsoft, devops существует и там, принципы CI/CD, IaC весьма применимы и под win

          От уютной серверной со всякими SCVMM бежать надо было еще 6-7 лет назад, как мне кажется.


        1. Retifff
          03.01.2020 20:04
          +1

          судя по всему, придётся сменить стек технологий Microsoft на другой, например, стать Linux DevOps инженером, программистом

          Это проще сказать, чем сделать. Лично я вообще не представляю такой подвиг для себя, если честно. Особенно, когда тебе не 25 лет, у тебя семья, ипотека и т.п. и просесть даже на пару лет по зарплате смерти подобно. Да и нужны ли такие 40-летние там, где из молодых очередь стоит…


          1. sgjurano
            03.01.2020 20:50
            +1

            А в чём сложность? Если вы были грамотным специалистом, то есть представляли себе как компьютеры работают и на C в своё время писали, то это просто смена инструментов без смены парадигмы.


            1. Retifff
              03.01.2020 22:13
              +1

              и на C в своё время писали

              Если бы я писал на С, вопрос бы вообще не стоял. Cтранные у вас представления об администраторах Windows.


            1. mvv-rus
              03.01.2020 22:57
              +1

              В чем сложность? Ну, примерно в том же, в чем для специалиста по современной астрономии ответить на вопрос Что делает Банндрюка, когда младшая Фека поднимаег левую ногу?": недостаточно знать технологии, надо знать контекст, в котором они применяются и уметь применять их в этом контексте.
              PS Я совсем не хотел сказать, что Linux находится на уровне 6-го века до нашей эры — просто другого более подходящего примера влияния контекста на ум не пришло.


              1. sgjurano
                03.01.2020 23:22

                И всё-таки мне кажется, что освоение контекста и даже новых инструментов — это не настолько большая проблема, если вы понимаете проблематику.


                Если вам нужен кеширующий HTTP-сервер или L7-балансировщик или даже CMS-стстема, то они же элементарно гуглятся запросами вида "$context on linux".


                Кроме того обычно всё это бесплатно, имеет обширную документацию и кучу гайдов.


          1. Cenzo
            04.01.2020 01:33

            IMHO всё равно придётся, MS уже давно переориентировался на облака, и даже в их облаках уже доминирует Linux. А там с DevOps и автоматизацией развёртывания всё обстоит получше. А облака есть как локальные так и в удалённых ДЦ.


      1. beho1der
        04.01.2020 06:42

        Отсылки к 152-ФЗ 2006, не особо актуальны, так как многие мелкие и средние компании о нем не беспокоятся, для них почти нет проверок. Те кто сильно завязан на него, так это гос. учреждения, но для них актуально еще и импортозамещение и в итоге они переезжают на облака без софта от МС, замещая его другим или его же разворачивают у себя(зависит от того как развит ИТ департамент).


    1. DKDO
      04.01.2020 02:29

      Никуда эта сфера не уйдет.
      Математика облаков легко просчитывается, и она сильно проигрывает локальным решениям.
      А в условиях постоянного давления снаружи и санкционных рисков, облака ещё менее выигрышно смотрятся...


  1. DenisTrunin
    03.01.2020 16:23

    Самую главную то проблему не описали — отсутствие датацентров Azure в России. И с учетом того что Microsoft сейчас все усилия направляет в облака(которых в РФ нет, и непонятно предвидятся ли) все будет сокращаться


    1. gecube
      03.01.2020 18:34
      +1

      1. DenisTrunin
        04.01.2020 02:55

        Полазил по сайту, это то немного не то.

        Microsoft provides Azure and the Azure Stack family of services in one Azure ecosystem. Use the same application model, self-service portals, and APIs with Azure Resource Manager to deliver cloud-based capabilities whether your business uses global Azure or on-premises resources.

        это продукт для крупных клиентов которые хотят использовать Ажур, но хотят держать часть ресурсов On-Prem. Т.е. вот они ставят этот Azure Stack, настраивают подключение к Azure и т.п. Т.е. это не платформа для провайдера клауд услуг.
        В Китае они кстати договорились с провайдером 21Vianet (https://www.azure.cn/en-us/) которому передали свой центр использующий полноценный Azure


        1. Dexterite
          04.01.2020 16:17
          +2

          В AzureStack собственный портал, требующий подключения к Ажуру, как мне показалось, только для SSO. Саб-сет функций выбирает компания, которая хочет предоставлять услуги IaaS или просто использовать Ажур.
          Но построить даже на самой простой реализации CI/CD с тестами, деплоем в стейджинг и прод достаточно просто.
          Для мелких клиентов никто не запрещает перепродавать AzureStack в виде IaaS.


  1. DikSoft
    03.01.2020 19:15

    Девопсы, Облака,…
    Намешали всё кучу. Давайте по порядку.
    Облака? — Гибриды! Всё в облаке — это _очень_ дорого.
    Далее, про девопсов. Ну с чего все взяли, что разраб и системный инженер это обязательно должно быть одно лицо/группа? Да, на границе команд такие спецы должны быть. Слишком разный класс задач у разрабов и системных инженеров. И принципиально разные подходы к их решению. Но не нужно туда всех. 2-я линия сетевиков и сис.инженеров должна быть. И она должна быть на высоком уровне компетентности. Иначе получим провал по скилам. Едем дальше. Если есть своя разработка, значит компания как минимум не бедная, а значит своего уже прилично накопилось. Всё добро вытащить в облачный ЦОД — задача нереальная. А значит специалисты с отличным знанием наземной виртуализации и прикладных корпоративных сервисов на базе решений Майкрософт на свою булку с маслом ещё очень долго смогут спокойно рассчитывать. Либо, если не смогут нормальный гибрид создать и поддерживать, то окажутся на улице. Итого – требования к квалификации не снижаются, они растут.
    Если Вася на земле не смог кластер осилить, он и в облаке не поймёт, зачем вдруг кластер понадобился. Итого – продолжать учиться, не падать духом.
    Если же речь про «стартап», коим нынче обзывают любое начинание, не сильно вникая в суть понятия, то для таких команд универсализация в разработке и развертывании по идее полезна. Сразу «всё как код», да. И тут облака и DevOps подход по идее ложатся в тему.
    Но только если взять срез по занятости, то в процентном отношении к армии «поддержки» эти батальоны креативщиков погоды на рынке труда не делают… Хотя и шуму от них несравнимо больше.
    Короче, паника преждевременна, новое это не всегда панацея, применять нужно там, где есть польза, а не так, как с блокчейном уже было. Надо — не надо — лепим, потом разберемся.
    Если инженер является действительно специалистом в своём деле, понимает, что и главное _зачем_ он делает, то опасности остаться на улице нет. Изучать наземные продукты и технологии полезно, без них не понять, как работает «облачная магия».
    PS Насчет VMware в статье уж совсем какая-то ерунда написана, кстати. Да, востребованы знания, но почему в пику к Hyper-V – не понял.


    1. halted
      04.01.2020 12:42

      Добавлю еще, что «все уйдет в облака» это очень узкий взгляд, для какой-нибудь додо пицца это может и решение (которая додумалась в день сисадмина выложить публикацию, что админы не нужны), но есть области, где инфраструктуру нельзя загонять в облако т.к. обрыв связи и утечка информации становятся слишком критичными — больницы, АЭС, оборонка, банковская сфера, почта, авиаперевозки, выдача виз, уверен еще пунктов 5 наберется влегкую. И когда появляются публикации, что все уйдет в облака я тихонько посмеиваюсь, ибо какая-нибудь больница по кардиохирургии или атомная станция ни за что не захочет отказываться от автономии ради модного тренда, а снабжать каждый филиал собственным облаком это слишком дорого и не факт, что безопасно.
      Так, что все эти заявления — не более чем очень узкий взгляд из разряда «скоро программы заменят программистов».
      P.S. но я бы посмотрел на автора, который не смог улететь в отпуск или не смог купить лекарства для родных из-за утечки данных в облаке или из-за того, что эскаватор оборвал оптический кабель.


  1. Viceroyalty
    03.01.2020 19:18

    Вообще думал, что DevOps это разработка небольшого по для сисадминов, а оказывается — вот оно что значит


  1. lappy
    04.01.2020 00:53

    "а вот знания о построении кластеров SCORCH, обеспечении их высокой доступности, сайзинге ресурсов, обновлении, миграции на новые версии, резервном копировании и мониторинге потеряют свою актуальность, "


    Автор, я так ржу. Я эти знания по "кластеризации" оркестратора за 1 минуту расскажу: оркестратор можно кластеризовать только для преодоления несуществующего лимита в 50 ранбуков. А если в этом "кластере" отвалится нода, то все джобы потом перезапустятся с самого начала.


    В остальном статья рассказывает чистую, очевидную правду. Администратор Майкрософт инфраструктуры в ближайшее время будет доадминистрировывать монструозные наземные поделия. Виндус сервер станет синонимом легаси. Ценнейшие знания о том, что будет, если упадёт пдц имулейтор, будут нужны разве что в банках, где администрированием AD с экченжом занимается целый отдел ленивых дидов.
    Виндоус админы они больше не про настоящие продуктовые ценности, а про споры, как клиент сццм на сервера ставить. "Продвинутые" виндоус админы одержимы автоматизацией своего легаси говна, им и в голову не приходят вещи типа иака, они не понимают разницу между иаком и своей говноавтоматизацией. Причём это ещё продвинутые, для обычных Виндоус админов написать батник — это предмет гордости на всю жизнь. Они этот батник в групповую политику засунут, а потом всю жизнь будут хранителями тайного знания, что этот батник подключает в бухгалтерии цветной принтер.
    Знания Виндоус и наземной инфраструктуры Майкрософт бесполезны для переката в девопс. В девопсе нет виндоусов (либо вам впаривают саппорт и автоматизацию легаси гавна под видом девопсовой вакансии).
    Ну и вопрос к виндузятникам, а почему вы хотите именно в девопс идти, а не в разработку? Как вы в девопсе конкуренцию линукс админам составите?


    1. halted
      04.01.2020 12:59

      Ну и вопрос к виндузятникам, а почему вы хотите именно в девопс идти, а не в разработку? Как вы в девопсе конкуренцию линукс админам составите?

      Отвечу как виндузятник — кто вам сказал, что все хотят в девопс? Наоборот, много людей считают devops очередным маркетинговым пузырем. Сейчас повершелл — это в первую очередь инструмент для очень тонкой настройки виндовых продуктов, в остальном пошик чаще используется для массовой обработки данных (например назначить атрибут для нескольких тысяч учеток в active directory). То, о чем вы пишете типа «этот батник подключает в бухгалтерии цветной принтер» давно не встречал, ибо это костылестроение в чистом виде, а вот скрипты на 700 строк и более по развертыванию отказоустойчивого sql-кластера очень даже частое явление.
      Современный виндовый админ — это спец, который в первую очередь прекрасно ориентируется в документации, быстро читает многостраничные мануалы и способен оформить поступающие задачи в виде решения через powershell не пользуясь шедулером.


      1. gecube
        04.01.2020 17:58

        вот скрипты на 700 строк и более по развертыванию отказоустойчивого sql-кластера очень даже частое явление.

        Это отстой, потому что… любой такой скрипт должен учитывать 100500 вариантов развития событий, как, впрочем, и любой баш-питоноскрипт линуксоидов. А раз так, то к этим скриптам относятся типичные правила разработки. Ну, там тесты, комментарии, DRY/SOLID/KISS, иначе это все быстро становится неподдерживаемым грузом (хламом).
        И, да, для адхок задачи — скрипт на 500-700 строк не нужен, можно oneliner'ом обойтись. Будь то павершелл или баш


        1. lappy
          06.01.2020 10:23
          +1

          Для этого и нужен IaC-инструментарий — чтобы делать дела, а не думать, какие у нас тут могут вывалиться исключения и как их лучше обработать и что делать с тем, что скрипт уже наскриптел.


    1. mvv-rus
      04.01.2020 18:39
      +3

      Знания Виндоус и наземной инфраструктуры Майкрософт бесполезны для переката в девопс.

      Мне вот интересно, знаком ли автор сего громкого высказывания с Powershell Desired State Configuration? Подозреваю, что он об этом даже не слышал, хотя этой технологии, реализующей модные нынче концепции, объединенные брендом DevOps, уже больше 5 лет.
      PS Ну, а «цветные принтеры в бухгалтерии» уже давным-давно подключаются с помощью стандарного (начиная с 2008 года) расширения GPO под названием Group Policy Preferences.


      1. lappy
        04.01.2020 20:00
        +1

        Держите меня семеро. Целых ШЕСТЬ вакансий и целых ЧЕТЫРЕ резюме с DSC на хедхантере. Убийца энсибла с солтстеком просто.


        1. mvv-rus
          04.01.2020 21:27
          +2

          А давайте я вас больше кормить не буду, а? А вы пока посмотрите, какие в Windows технологии есть, подымете, тскть, свой lvl…


          1. lappy
            04.01.2020 23:02

            А по существу есть что сказать? Какой смысл окунаться в dsc, если есть куда более востребованный и функциональный энсибл?


            1. mvv-rus
              04.01.2020 23:20

              Если по существу, то вы просто не знаете технологий Windows — особенно тех, которые используются в энтерпрайзе, но зачем-то пытаетесь рассуждать о них (причем — в довольно развязной манере).
              Ну, и с другой стороны, если так хотите поговорить о востребованности на текущий момент как ultima ratio, то можете в качестве самостоятельного упражнения посчитать востребованность Windows через число вакансий админа-универсала на том же hh.
              Ну, а что будет не в текущий момент, а потом — это нам не ведомо.


              1. lappy
                05.01.2020 14:14

                Вы опять соскакиваете. Что насчёт того, насколько DSC невостребован?


                1. mvv-rus
                  06.01.2020 18:07
                  +1

                  А какое имеет отношение его востребованность к пригодности его для использования в рамках подхода DevOps? Именно подхода в целом, а не в применении к Linux?


        1. Ta_Da
          04.01.2020 21:50
          +3

          Ну это ведь говорит максимум о «малой востребованности», а никак не о «бесполезности знаний» или низком качестве решений, разве нет?
          Тем более, что если, допустим, искать только по «powershell» то картинка не такая ужасная, а о качестве описания вакансий на хабре с десяток статей даже за последние полгода были.