Многие фирмы находятся на грани банкротства из-за нового кризиса. Туризм, авиаперевозки, ресторанный бизнес, даже нефтегазовые предприятия (акции Exxon Mobil за месяц упали в два раза). Но есть и те, кому COVID-19 принес неожиданный профит и даже дает новые надежды, как бы странно это ни звучало.
Amazon вынуждена нанимать дополнительно 100 000 сотрудников, чтобы хоть как-то удовлетворить резко выросший спрос. Трафик на Facebook и YouTube бьёт рекорды. А капитализация Zoom повысилась на $14 млрд за пару недель (и на $44 млрд с начала года). Крупные IT-фирмы сейчас работают над тем, чтобы выйти из кризиса сильнее, чем когда-либо раньше.
Цукерберг сообщил, что количество видеозвонков через Facebook Messenger выросло на 70%. А Microsoft говорит, количество пользователей их онлайн-сервисов увеличилось на 40% за одну неделю.
Люди проводят больше времени дома и в интернете. Их зависимость от сервисов, предоставляемых большими компаниями, увеличивается день ко дню. Тренд и так шёл в том направлении, но теперь он очень сильно ускорился. Сервисы стриминга видео, вроде Netflix, и так постепенно снижали выручку голливудских фильмов. Теперь, когда кинотеатры закрылись по требованию правительства, Netflix и YouTube получили большую новую аудиторию. Даже те, кто предпочитал ходить смотреть всё вживую, теперь приобщаются к культуре онлайн-просмотра.
Закрытые кинотеатры открывают новые возможности для Netflix и YouTube
Amazon и другие крупные интернет-магазины двадцать лет выдавливали маленькие офлайн-магазинчики из бизнеса. Теперь покупатели не хотят лишний раз выходить из дома, и онлайн-торговля переживает расцвет. Даже те товары, за которыми обычно выходили на улицу (вроде продуктов питания и лекарств) теперь покупаются в сети. Не зря Amazon два года назад купила PillPack за $753 миллиона.
Компании в Штатах и без того избавлялись от своих дата-центров, предпочитая арендовать мощности у Amazon, Microsoft и Google. Теперь, когда миллионы сотрудников вынуждены работать из дома и нагрузки возросли многократно, корпоративная инфраструктура часто не справляется, и переход «под крылышко» гигантов приходится ускорять.
Apple, казалось, была самой уязвимой крупной тех. компанией в США, в связи с закрытием её магазинов и китайских фабрик. Ожидалось, что кризис ударит её очень сильно. Но теперь перспективы здесь отнюдь не кажутся печальными. Большинство её китайских заводов восстановили свою работу. Люди тратят больше времени и денег на цифровые сервисы Apple. А в прошлую среду корпорация даже представила новые гаджеты, которые публика приняла очень тепло.
Дэниел Айвс, управляющий директор крупной инвестиционной фирмы Wedbush Securities, делает ставку именно на эти компании:
Самые крупные технологические гиганты выйдут из этого кризиса гораздо успешнее, чем раньше.
Конечно, у этих компаний тоже есть поводы для волнений. Рекламный бизнес Google и Facebook всегда страдает во время экономического спада (в этом году прогнозируют «недобор» $44млрд). Акции Microsoft, Apple, Facebook, Amazon и Alphabet совместно потеряли более $1 триллиона по сравнению с прошлым месяцем. Microsoft и Apple вынуждены снижать свои краткосрочные финансовые прогнозы в связи с замедлением потребительских трат.
В декабре исследовательская фирма IDC предсказывала рост продаж техники, программ и сервисов на 5% в 2020 году. После того, как месяц назад стало ясно, что коронавирус повлияет на производство и продажи в Китае, они вышли с новым прогнозом: рост 1% за год. Но когда COVID-19 стал мировой пандемией, и сотни миллионов жителей в Америке и Европе вынуждены были уйти на карантин, даже такой прогноз стал казаться чересчур оптимистичным. Фрэнк Генс, главный аналитик IDC, говорит, что теперь вопрос только в том, как сильно мы упадём.
Но когда экономика выйдет из кризиса, именно IT-компании пойдут в рост быстрее всего. На пользу им могут сыграть изменившиеся привычки потребителей. И в результате они смогут откусить себе ещё больший кусок пирога.
Хороший пример: Amazon. Компания успешно стала лидером в США по продаже гаджетов, книг, детских игрушек и многих других товаров. Но вот заставить американцев заказывать онлайн продукты питания было очень сложно, несмотря на все маркетинговые усилия. Как максимум — у неё брали корм для домашних питомцев. Теперь, под действием коронавируса, даже привычка покупать себе еду офлайн начинает меняться.
Онлайн-заказы еды теперь стали популярными даже у Whole Foods
Майкл Кроу, 36, из города Шарлотт в Северной Каролине впервые заказал продукты питания у Amazon несколько дней назад — потому что не хотел рисковать, заходя в супермаркет.
Продукты хорошие, заказывать удобно. Я вполне могу представить, что буду теперь делать это всегда, даже когда паника закончится.
За месяц продажи лекарств от простуды на Amazon выросли в 9 раз. Продажи собачьей еды — в 13 раз. Туалетной бумаги и бумажных полотенец — в 3 раза (по данным CommerceIQ). Загрузки приложения Netflix выросли на 66% в Италии, на 35% в Испании. В США, где сервис и без того был популярен, рост всё равно оказался значительным — 9%. По сравнению с январем 2020-го, акции компании сейчас даже выросли.
Аналитики также предсказывают большой рост для Facebook и Amazon в перспективе ближайшего года. Amazon стал чуть ли не драйвером экономики США, а Facebook как никогда актуален во время социальной изоляции. Люди также часто используют Facebook для поиска новостей во время кризиса и для разгрузки мозга во время работы из дома.
Тренировка боевых искусств во время кризиса коронавируса
Майкл Пахтер, аналитик Wedbush Securities, написал своим инвесторам на прошлой неделе:
Мы полагаем, что мнение о Facebook у многих пользователей в последнее время меняется. Сеть опять становится незаменимым сервисом с социально важными свойствами.
Amazon, Google и Microsoft, три главных игрока на рынке облачных вычислений, испытывают избыток новых запросов. Десятки тысяч компаний внезапно захотели арендовать их инфраструктуру для своих корпоративных нужд. В прошлый четверг Microsoft заявила, что число бизнес-пользователей её Teams возросло на 37% за неделю — до 44 млн ежедневно. Теперь на Teams проходит больше 900 миллионов встреч и звонков каждый день.
Джаред Спатаро, корпоративный вице-президент Microsoft, смотрит на ситуацию с позитивом:
На наш взгляд, этот внезапный, всемирный переход на удаленную работу станет большим поворотным моментом в том, как мы работаем и учимся.
Даже Apple, кажется, выйдет из пандемии в плюсе. Терри Гуо, глава Foxconn, собирающей большинство айфонов, рассказал журналистам, что заводы возобновляют работу быстрее, чем ожидалось. К сентябрю-ноябрю, времени презентаций, большинство ожидаемых гаджетов будут готовы. iPhone 12 в этом году мы всё-таки увидим.
Бутылочка дезинфицирующего средства на полке Apple Store в Пекине
К тому же, Apple под Тимом Куком уже несколько лет готовится к эре без гаджетов. Даже если с рынка смартфонов и планшетов ей когда-нибудь придется уйти, компания будет чувствовать себя нормально. Не зря она так усердно развивает свои онлайн-сервисы: стриминг музыки и видео, Apple TV+, приложения. Чем больше людей сидит дома, тем лучше эти сервисы себя чувствуют.
За первые 10 недель этого года прибыль Apple от продаж приложений в App Store выросла на 18%, до $690 млн. Прибыль Google с приложений на Android выросла на 5%, до $360 млн (данные Sensor Tower). Последние две недели стали ещё более решающими. В США прибыль с приложений для iPhone выросла на 20%, с приложений для Android — на 14%. Дэниел Айвс говорит:
После финансового кризиса 2008 года Apple и другие гиганты вышли сильнее, чем когда-либо прежде. Судя по всему, такая ситуация повторится и на этот раз.
Pochtoycom Автор
Кстати, ещё с 2016 года дискуссии в США были о том, что эти большие монополии нужно разбивать. Несколько кандидатов в президенты вышли с такими предложениями (самая активная – Элизабет Уоррен). Что Google, Facebook и Amazon слишком большие и влиятельные.
А за последние несколько недель мнение публики изменилось. Многие теперь думают, что такие большие компании очень неплохо себя показывают во время эпидемии. И сотни миллионов долларов на поддержку бизнесов/найм новых сотрудников выделяют, и спрос удовлетворяют (зачастую бесплатно, или с новыми акциями). Маленькие компании так быстро не успели бы масштабироваться.
stilic
Так их не на маленькие подробили бы.
Тоже на большие (и, по большому счету, у них были бы те же возможности что и сейчас)
Но не на огромные, как сейчас.