Рабочие Walmart бьют тревогу по поводу Everseen, технологии искусственного интеллекта, разработанного одноимённой компанией из Ирландии. Крупнейшая сеть супермаркетов использует этот A.I. в тысячах своих магазинов, она предотвращает попытки кражи на кассах самообслуживания. Walmart всем довольна. А вот её сотрудники говорят, что система не только является чересчур подозрительной и не предотвращает настоящие кражи, но и ставит жизнь работников под настоящий риск.
История появления
Walmart начала использовать технологию Everseen для выявления краж в 2017 году. В июне 2019-го об этом впервые сообщили публично — в статье Business Insider. Там сообщалось о том, как уникальный A.I. используется для анализа и разбора информации с видеокамер, установленных в потолке. И что у него получается выявлять ситуации в реальном времени. Например, выяснить, что покупатель положил товар в свою сумку, не проведя его через сканер, и вызвать охрану к нужной точке.
Рекламное видео, о котором шла речь в той статье, объясняет:
Everseen преодолевает ограничения человеческого глаза. Используя современный искусственный интеллект, машинное обучение, системы компьютерного зрения и большие данные, мы можем обнаружить аномальную активность при покупках и другие угрозы для бизнеса. У нашего цифрового глаза идеальное зрение, и ему никогда не нужен выходной.
Но всё немного не так идиллично.
Группа объединенных сотрудников Walmart протестует против системы. Они создали видео, показывающее проблемы, с которыми сталкивается технология — отсутствие реакции на воровство (случайное или нет) в магазинах Walmart. Например, там видно человека, пробивающего себе два больших пакета с кексами Reese's. Поскольку они сидят друг на друге, сканируется только один, но A.I. полагает, что через сканер прошли оба.
Потом тот же человек пробивает два пакета с молоком, сложив их вместе и слегка заслонив их своим телом от камеры. Опять, только один пробит, но оба уходят к нему в сумку. Потом ещё страннее: он кладет свой смартфон рядом со сканером, и на экране перед ним через секунду выскакивает предупреждение, сообщая, что он должен подождать сотрудников магазина. Это сработала система антиворовства, выдав ложный положительный результат.
Сотрудники из инициативной группы повторяют эти же манёвры еще в двух супермаркетах. И объясняют, что без проблем «обманули» машинное обучение Everseen на $100. Один из рабочих говорит, что между собой они называют технологию «NeverSeen» — из-за её регулярных ошибок.
В чём страх
И всё бы ничего, пусть Walmart теряет свои деньги, она всё равно ежегодно получает $524 млрд выручки и $20 млрд прибыли. Но пандемия коронавируса сделала проблему куда более важной и неотложной. Кассы самообслуживания стали куда популярнее. Через них в Walmart теперь проходит даже больше товаров, чем через кассиров. И главная проблема тут даже не воровство, а ложные срабатывания. Которые тоже происходят с не меньшей частотой.
Рабочие говорят, они переживают, что такие срабатывания приводят к нарушению соц. дистанцирования. Они должны подойти, пообщаться и определить, происходит ли кража, или это какая-то другая проблема. Уже больше пяти сотен сотрудников Walmart (только по официальной статистике) умерли от коронавируса. Остальные — хотят по возможности контактировать с клиентами как можно меньше.
Everseen в ответ говорит, что их система отвечает только за 10% от общего числа вмешательств на кассах самообслуживания. А в остальном — как раз помогает увеличить число таких касс, что помогает людям общаться друг с другом пореже. Меньше сотрудников в целом нужны в магазине, и меньше столпотворений на кассах.
Ну и, конечно, есть бонус для самой Walmart. Охранники и обычные рамки-«пищалки» на выходе всё равно пропускают почти всех опытных воров. Есть даже целые категории людей, которые этим занимаются (shoplifters, tricks). А система, пусть и дорогая в момент установки, в пределах нескольких лет экономит сотни тысяч долларов на каждом магазине. Снижая потери от воровства, в том числе от самих сотрудников. Несколько десятков случаев ложных срабатываний за день — такое можно простить.
В Everseen говорят, что с касс самообслуживания воруют на два порядка (в 100 раз) чаще, чем через кассиров. Раньше, чтобы как-то это предотвращать, компании ставили множество сенсоров, в том числе датчиков веса. Но работало это далеко не всегда, а опытные магазинные воры быстро научились это обходить (у них есть форумы и даже ютуб-видео, в комментариях к которым делятся секретами).
Теперь большинство крупных ритейлеров, обслуживающих миллионы клиентов каждый день, рассчитывают на компьютерное зрение и машинное обучение. Everseen из Ирландии — только одна из них. Walmart сама разрабатывает другую, пока неназванную платформу, чтобы не зависеть от сторонней фирмы. А Amazon использует похожую технологию в своей знаменитой сети супермаркетов Amazon Go, которая работает вообще без касс. Там они полностью полагаются на систему своих камер, которые записывают, какие вещи взял с собой покупатель, и сколько с его карточки потом нужно будет спросить. У Amazon, говорят, тоже бывают ложные срабатывания, но магазин потом все такие обращения быстро решает онлайн, и дает клиентам бонусы, так что недовольных покупателей почти не остается.
maxood
В большинстве магазинов схема другая — взял из тележки, отсканировал, положил на «платформу», на которой происходит взвешивание. Вес контролируется, два пакета молока нельзя туда положить. С «платформы» можно забрать все покупки после оплаты.
edogs
С такой системой (без распознавания самого товара) просто пробивают другой товар того же веса. Кило мяса скажем вместо кило сахара.
При этом есть проблема с коробочным товаром, т.к. туда добавляется вес коробки. Заносить такие варианты отдельным артикулом пока не все научились.
maxood
товар, скорее всего, тоже распознается — иногда срабатывает вызов сотрудника при правильном весе и штрихкоде.
edogs
Возможно просто периодический рандом что бы покупатели не расслаблялись.
Нам вообще больше нравится идея, когда не на кассе все сканируешь, а ходишь со сканером и закидываешь в телегу отсканированное, а на кассе просто оплачиваешь. Потому что когда много товара, то бесит что все надо выложить, а потом заново сложить.
sergio_nsk
На платформу не влезет весь товар с тележки. Поэтому можно отсканированный товар сразу убирать в тележку. Ещё у терминалов самообслуживания есть дистанционные сканеры, позволяющие сканировать товары прямо в тележке.
unclejocker
В большинстве магазинов персонал ворует намного больше, чем покупатели.
innovaIT
Если не во всех. Давным давно читал исследования, что потери магазина от персонала перевешивают любые кражи. Там что то приводилось в процентном соотношении. 3% покупатели, 20% персонал. По опыту могу сказать, что где то похоже на правду. Иногда эти 20% перекладываются на покупателей(обвес) иногда просто расскидываются на весь персонал магазина. И что самое важное, все больше в схемах начали участвовать безопасники.
agat000
Начали? Да они и не заканчивали. Продавцы и менеджеры могут тырить только по мелочи, что то посерьезнее — при содействии охраны. Например вывезти телегу элитного алкоголя или «потерять» 30 комплектов авторезины.
Вообще, современная система контроля сильно осложняет жизнь сотрудников в плане личных мелких краж — все друг друга контролируют. Поэтому создаются сообщества с вертикальной связью — от уборщицы и продавца до директора магазина. Все планируется — сколько можно «потерять», в какие периоды, что можно свалить на воров, что расписать на персонал (с согласия и при участии, с компенсацией из левака).
Там отдельный менеджмент, тимбилдинг, бухгалтерия, и прочие бизнес-процессы.
edogs
В россии, например, есть такой оскал капитализма, что в некоторых магазинах персонал материально отвечает за пропавший неизвестно как товар, поэтому даже если товар реально украден покупателями, но это не установлено точно (допустим по видеокамере видно что кто-то незаметно выносит холодильник) — это вешают на персонал.
innovaIT
Практически во всех. Тут срабатывает логика. Нас 50 человек, а холодильник теперь мой всего-то за 1000 рублей.
edogs
Вообще коллективная ответственность за кражи у персонала который потенциально может украсть, но не имеет прямых обязанностей по обеспечению безопасности — это весьма серая зона с точки зрения закона и тут скорее логика владельца магазина «у меня крадут, надо хоть с кого-то эти деньги снять», хотя по правильному эти потери должны висеть на безопасниках или закладываться в цену.
Особенно цинично это выглядит когда украденный товар персоналу засчитывают по цене продажи, а не закупки, тогда как даже при поимке вора он будет расплачиваться именно по цене закупки.
innovaIT
Да вроде бы нет. Есть понятие материально ответственное лицо. Продавец таким является. А вот по поводу продажных цен, да даже для меня дико. Хотя-бы закупка плюс расходы на доставку.
edogs
Но когда речь идет о крупном магазине и там 20 продавцов по всему магазину бегают, а инвентаризация раз в месяц перед зарплатой и на них вешают весь долг — это уже… ну такое.
agat000
В крупных магазинах, особенно сетевых, закладывается норма на утерю, в расходы (в стоимость товаров), либо в страховке (хищение документированное камерами, с составлением протокола полицией). Там на продавцов вешается только явный прощелк, установленный по камерам. Остальное списывается, но в определенных пределах.
Иначе там работать будет только шаромыжники-однодневки. Раскидать на продавцов украденный ноутбук за 150к — это перебор.