Пасьянс «Косынка», «Свободная ячейка» и «Сапёр» — популярные игры, которые входят в базовый комплект Windows. Это довольно простые, но увлекательные игры: некоторые люди готовы часами играть, не отрываясь.

Хотя игры увлекательные, но мало кто знает, с какой целью их разработали.

Самая старая из перечисленных «Косынка» появилась в версии Windows 3.0 в 1990 году. Хотя эту игру придумали в конце 18 века, цифровая эпоха показала, что необязательно иметь в распоряжении настоящую колоду для простой карточной игры. Но истинное предназначение «Косынки» было совсем в другом. Оно гораздо более скромное: незаметно научить людей уверенно пользоваться мышью.

Цель пасьянса «Косынка» заключалась в том, чтобы целое поколение компьютерных пользователей, привыкших к текстовому интерфейсу командной строки, научили сами себя концепции drag-n-drop, даже не осознавая этого. Юзеры до сих пор перетягивают ярлычки с места на место, и этот факт доказывает, что план сработал.



Логическая головоломка с цифрами «Сапёр» тоже имела определённую задачу. Она появилась ещё на мейнфреймах в 60-70-е годы, где версия под названием «Куб» (Cube) приобрела широкую популярность. Спустя несколько десятилетий, в 1992 году, версия «Сапёра» от Microsoft появилась в Windows 3.1 — вовсе не для демонстрации, что Windows такая замечательная игровая система, а для тренировки точности управления мышью у пользователей.

Если вы думаете, что такое скрытное обучение пользователей с помощью игр — это просто совпадение и конспирологическая теория, посмотрите на Windows для рабочих групп 3.1, первую версию Windows с сетевой поддержкой. Туда Microsoft добавила игру под названием Hearts, которая по технологии NetDDE могла связываться с другими клиентами в локальной сети. Это вовсе не совпадение. С помощью игры Microsoft демонстрировала пользователям новые возможности операционной системы, пыталась их обучить и заинтересовать.

В конце концов, «Свободная ячейка». Она вышла для Windows 3.1 как часть Microsoft Entertainment Pack Volume 2 и шла в комплекте с пакетом Win32s, который запускал 32-битные приложения в 16-битной версии Windows 3.1. Это был пробный камень, с помощью которого Microsoft тестировала Win32s. Если пакет неправильно установлен, то «Свободная ячейка» не запускалась. То, что люди считали игрой, на самом деле являлось скрытым системным тестом.

Со временем народ настолько привык к этим играм, что Microsoft решила оставить их в следующих версиях ОС, хотя они уже выполнили свои задачи. Только в 2012 году появилась Windows 8 без игр: пользователям предлагали скачать пасьянсы (Solitaire Collection) и «Сапёра» отдельно, причём за версию без рекламы нужно было заплатить.

В самой последней версии Windows 10 компания Microsoft вернула «Косынку». Если поискать другие игры в поисковой строке, то пользователю покажут ссылки на Windows Store, откуда эти игры можно скачать. Может быть, это тоже неслучайно — отличная мотивация для юзеров узнать, как работает Windows Store. Возможно, скрытое обучение продолжается до сих пор, спустя много лет?

via mental_floss

Комментарии (22)


  1. aitras
    15.08.2015 20:51
    +5

    Минёр? Может все-таки «Сапёр»?


    1. alizar
      15.08.2015 21:20
      +6

      А, точно, что это меня на теракты потянуло… :)


    1. SLY_G
      15.08.2015 21:56
      +7

      А что, минёр+сапёр — сетевая игра. Один подкладывает мины, другой их ищет.


      1. kalmarius
        16.08.2015 10:40
        +7

        Добавляем заложников, рисуем карты — и вот он, Counter Strike :)


      1. newdya
        16.08.2015 13:13
        +3

        Это морской бой.


  1. Darth_ElviS
    15.08.2015 22:49
    +3

    Интересно чему учил пинбол Space Cadet???


    1. defuz
      15.08.2015 23:03
      +32

      Может быть, тому, что горячие клавиши иногда лучше управления мышкой?


    1. impwx
      16.08.2015 16:29

      Как коротать время в отсутствие интернета.


    1. Arilas
      17.08.2015 16:09
      +3

      Показывал новые возможности DirectX насколько я помню.


  1. macik_spb
    15.08.2015 23:25

    Ну просто заговор какой-то…


  1. Milfgard
    15.08.2015 23:45
    +25

    И баги они тоже вносили специально. Чтобы тренировать стоицизм пользователя.


  1. sets
    16.08.2015 00:50
    +4

    Не знаю как там управление мышкой, а к отражению вторжения с Фобоса меня подготовили на отлично. Открывайте врата!


  1. lolipop
    16.08.2015 01:34

    В Hearts(Червы) был сетевой режим и горячая кнопка на подглядывание карт соперников :) Почти все сетевые баталии я выигрывал, по мере везения с картами :)


  1. imater
    16.08.2015 08:14

    И ничто не приучает пользоваться именно Windows, чем несовместимость в мелочах у word и excel с linux и mac.


  1. Renius
    16.08.2015 10:38
    +2

    Я давно подозреваю, что Микрософт создана инопланетянами, чтобы человечество было готово к странностям инопланетной психологии


  1. kosmos89
    16.08.2015 14:21

    Какая красивая легенда!


    1. Goodkat
      16.08.2015 14:28
      +6

      Не знаю, легенда ли, но году в 1998-м я так научил главбуха предпенсионного возраста пользоваться мышью — в обычных приложениях у неё ничего не получалось, она нервничала и бросала мышь, но я показал ей пасьянс, и за пару недель она полностью освоила мышь :)


  1. DoDius
    16.08.2015 15:16

    Басню подтверждаю.
    Я о ней знал и кому чинил и настраивал компьютеры — всех сажал на «косынку» именно, чтобы привыть навык в перетягивани, кликах, дабл-кликах и т.п. — работал план отлично!


  1. amarao
    16.08.2015 17:33
    +3

    А для чего space pinball был?


  1. nitro80
    19.08.2015 11:36
    -1

    У кого какой рекорд в косынке? :)


    1. satellight
      19.08.2015 12:51

      67 секунд. Пруф, к сожалению, не сохранился.


  1. Methos
    24.08.2015 09:13

    Оригинальная точка зрения.