image

Компания «Боинг» планирует ещё раз запустить свой космический корабль «Старлайнер» (CST-100 Starliner) в беспилотный полёт к МКС после того неудачного первого запуска в декабре 2019 года, сообщается на сайте «Боинг». В компании надеются, что со второго раза удастся правильно выполнить все действия, которые нужно было произвести в первом полёте.

«Ещё один полёт без экипажа позволит нам выполнить все задачи лётных испытаний и оценить эффективность «Старлайнера». Если он пройдёт удачно, мы начнём работу над запуском корабля с астронавтами на борту», — говорится в заявлении «Боинг».

В компании подтвердили, что второй полёт назначен на осень 2020 года, как ранее сообщала газета The Washington Post. «Боинг» уже выделила средство на проведение повторного запуска — в январе стало известно, что компания оставит $410 миллионов на этот случай.

В НАСА поддержали решение «Боинг» провести ещё один беспилотный полёт «Старлайнер». По словам представителей космического агентства, если бы Boeing настояла на запуске корабля с астронавтами, им пришлось бы собирать комиссию и проводить анализ и оценки рисков такого полёта. Однако компания сама предпочла провести ещё одну беспилотную миссию, поэтому все выводы о возможном полёте корабля с астронавтами на борту агентство сделает уже по его результатам.

В конце декабря прошлого года «Старлайнер» запустили к МКС с авиабазы на мысе Канаверал. Корабль доставляла ракета-носитель Atlas V. После отделения первой ступени в системе расчёта времени полёта «Старлайнер» произошёл сбой — она неправильно учла расход топлива, из-за чего корабль не смог пристыковаться к Международной космической станции. Сбой на «Старлайнер» не позволил запустить основные двигатели на необходимой мощности в нужное время, из-за чего корабль вышел на неправильную орбиту. В результате ошибки он так и не добрался до МКС и был вынужден завершить свою миссию и вернуться на Землю раньше, чем планировалось. Спустя два дня после запуска капсула корабля благополучно приземлилась на парашютах в пустыне Нью-Мексико на территории США.

2 марта в компании признали проблемы с софтом Starliner — вице-президент «Боинг» Джон Малхолланд рассказал, что инженерам попросту не хватило времени, что полностью проверить системы корабля. Он заявил, что для обнаружения всех ошибок им пришлось бы заново проверять каждую строку кода программного обеспечения. Однако времени у инженеров было в обрез — НАСА требовала выполнения контрактных обязательств, с которыми «Боинг» и так затянула, в результате чего отложить запуск «Старлайнер» не представлялось возможным и компания пошла на риск, учитывая, что это был беспилотный полёт. Сейчас же у инженеров достаточно времени, чтобы устранить все недостатки, а в будущем «Боинг» отнесётся к предполётным тестам с большей ответственностью, говорил Малхолланд.

6 марта НАСА объявило, что совместное расследование компании и агентства об ошибках в софте завершено. Команда расследователей выявила 49 пробелов в тестировании систем корабля и определила 61 корректирующее действие, которое «Боинг» должна предпринять, чтобы исправить уязвимости в софте и избежать всех проблем, с которыми столкнулась в ходе первой миссии. При этом в агентстве не сказали, нужно ли будет компании проводить ещё один беспилотный полёт корабля — несмотря на это, «Боинг» в любом случае запланировала ещё одну миссию «Старлайнер» без астронавтов на борту. В то же время руководитель пилотируемых программ НАСА Даг Ловерро утверждал, что даже повторного запуска может быть недостаточно, поскольку, по его мнению, проблемы «Боинг» «фундаментальны», а их процедуры тестирования недостаточно надёжны, поскольку даже мельчайшие программные ошибки в ходе такой ответственной миссии могут привести к фатальным последствиям.