Удалённая работа «славится» у менеджеров тем, что многие из них чувствуют, как будто у них меньше контроля. Чем занимаются работники, делают ли они то, что должны? Чтобы следить за трудолюбием сотрудников, кто-то смотрит только на результаты. Что иногда хорошо, но годится далеко не для всех сфер и проектов. Кто-то вводит систему учета рабочего времени за компьютером, хотя большинство из них при желании довольно легко обмануть.

Но сейчас в США на фоне коронавируса становится популярна другая система. Видеоконференция, которая постоянно на связи, и через периодические снимки веб-камеры определяет, находится ли сотрудник на своём рабочем месте. Самая популярная система называется Sneek, и у неё уже нашлось много ярых противников…

Миллионы компаний по всему миру бросили свои офисы и стали пытаться наладить работу из дома. Для многих, сумевших организовать управление сотрудниками, вроде Google, Oracle и Microsoft, переход на удаленную работу дал хороший плюс к продуктивности. Но не все оказались настолько успешными. Чтобы убедиться, что их сотрудники не «отлынивают», некоторые компании начинают использовать инструменты вроде Sneek. Бесплатный облачный сервис создает «стену из лиц», на которой одновременно показываются все члены вашей команды, которых вы пригласили. Получается такой виртуальный офис, где можно общаться через микрофоны, и видеть, чем занимаются ваши коллеги.

Фотографии сотрудников постоянно обновляются — каждые 5 минут, 1 минуту или мануально, при нажатии на кнопку. Используется веб-камера на компьютере или ноутбуке. Чтобы сохранить определенную приватность, каждый сотрудник может временно отключить камеру, но тогда это сразу будет заметно, а на экране возле его фото появится плашка «Away». Любой сотрудник «офиса» может кликнуть на любого другого, чтобы моментально начать личный видеочат. Также можно общаться сразу всей группой, в стиле видеозвонка Zoom.


Сотрудники SoundCommerce проводят свой рабочий день в Sneek

Стартап был создан в сентябре 2016-го, но не стал особенно популярным — до последнего времени. Всё изменил карантин. За два месяца с начала марта его пользовательская база увеличилась в 10 раз и дошла до 160 тысяч. В числе клиентов — GoFish, SoundCommerce, Fred Perry и тысячи других компаний средней руки.

Дэль Карри, сооснователь стартапа, говорит, что он знает, что у многих есть проблемы с их идеей, но задача сервиса — создать реальную атмосферу офиса, где каждый может увидеть каждого, и пообщаться с ним. Это идеальная среда для обмена знаниями и идеями, для создания общей культуры.

После того как о росте популярности Sneek в марте и апреле начали писать журналисты и твиттер-знаменитости, на сервис обрушился шквал критики. Некоторые называют его «пиком неуважения к личности». Давид Хейнемейер Ханссон, автор Ruby on Rails и сооснователь Basecamp, в своих твитах говорит, что от таких сервисов «у него мурашки по коже». Мол, личная жизнь людей не стоит ничего.



Веселье в том, что, по словам Карри, идея стартапа у него появилась как раз после прочтения книги Ханссона о проблемах удалённой работы. А теперь компания ежедневно получает угрозы от его подписчиков, сообщающих о том, что им стоит поскорее закрыть проект и называющих разработчиков «кусками г---на».

На слова своих критиков Карри отвечает, что цель его Sneek — не тотальная слежка, а помощь в создании офисной культуры:
Мы работали из дома больше 10 лет, и заметили, что одной из самых больших проблем становится чувство изоляции. Оно действительно влияет на психическое здоровье людей. И просто возможность поднять взгляд и увидеть членов твоей команды, быстро пообщаться с ними, почувствовать их поддержку — это уже очень важно.
Sneek никогда не создавался как инструмент для слежки. Иначе у нас было бы самое глупое название для шпионского приложения в истории. Мы знаем, многим кажется, это нарушение частной жизни людей, мы на 100% это понимаем, и для таких людей это не решение. Но также есть много команд, которые хорошо общаются друг с другом, и которым хотелось бы оставаться на связи в процессе работы.