В январе этого года на официальном сайте Telegram появилось сообщение о заморозке проекта криптовалюты Gram, который Павел Дуров сотоварищи разрабатывали на платформе TON (Telegram Open Network) с 2017 года, и за это время проект успел привлечь около 1,7 миллиарда долларов от партнёров. Палку в колёса нового дуровского проекта воткнули американцы: в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) посчитали, что токены Gram не соответствуют национальным нормативным актам, что почти наверняка означало запрет на размещение новой криптовалюты, которая должна была быть запущена ещё в октябре 2019 года.

Впрочем, на положительное решение суда по эмиссии Gram её разработчикам было рассчитывать крайне сложно, учитывая, что незадолго до этого, в июне 2019-го, с треском провалилась Libra — криптовалюта от Facebook Марка Цукерберга, причём её выпуск заблокировали и в США, и в ЕС. Поэтому на досрочном заседании 24 марта этого года нью-йоркский судья Кевин Кастел, ведущий дело, огласил предсказуемое решение:

«Суд полагает, что SEC доказала, что в Соглашении о покупке Gram (Gram Purchase Agreements) обязательства Telegram и его договоренности с первоначальными покупателями (инвесторами) подразумевают распределение ценных бумаг… Суд также считает, что получение токенов Gram первоначальными покупателями, которые перепродали бы их затем на публичный рынок, представляет собой определенный риск в виде публичного распространения ценных бумаг без их регистрации. Поэтому будет уместным издать предписание, запрещающее получение токенов Gram первоначальными покупателями».

Если в двух словах — нью-йоркский окружной суд подтвердил выводы экспертов SEC и посчитал токены Gram ценными бумагами со всеми вытекающими. Таким образом, попытка Telegram перехитрить американское правосудие успехом не увенчалась. Что же пытался сделать Павел Дуров? Чтобы понять это, начнём немного издалека.

SAFT вместо ICO


Распространённая оферта ICO (англ. Initial Coin Offering), которую использовали тысячи блокчейн-проектов, представляет собой соглашение на первичное размещение токенов (криптовалюты) в сети, причём первичные покупатели (инвесторы) не входят в число собственников компании, осуществляющей выпуск криптовалюты, а могут рассчитывать лишь на последующие дивиденды, если произойдёт рост её стоимости. Однако за несколько лет существования оферта ICO полностью скомпрометировала себя многочисленными «мусорными токенами», которые выпускались лишь с целью навариться на покупателях, после чего такие «проекты», а проще говоря, финансовые пирамиды, сворачивались.

В Telegram же взамен не вызывающей доверия у Комиссии по ценным бумагам SEC оферты решили предложить новое упрощённое соглашение SAFT (англ. Simple Agreement for Future Tokens). Основная «фишка» SAFT в том, что инвесторы проекта публично не разглашаются, но при этом выбираются «солидные», преимущественно корпоративные инвесторы. На практике же такое соглашение может дать вторичным покупателям (читай — обычным людям) лишь одну гарантию: инвесторами выступают люди состоятельные, а значит проект в глазах общественности должен выглядеть серьёзно. Но специалистов из SEC и американский суд это не убедило, что и понятно: никаких фактических обязательств (в виде той же регистрации Gram в качестве ценных бумаг) перед покупателями создатели TON и Telegram не имеют.

О целях запуска Gram


Разумеется, после выводов SEC и оглашения вердикта американского суда появились статьи, выставляющие основателя Telegram едва ли не героем современности. В частности, пишут о том, что Gram настолько технологичен, что сможет похоронить традиционные валюты, и якобы именно это испугало американские власти. Также недавно выяснилось, что в числе крупных инвесторов блокчейн-проекта значатся компании, принадлежащие российским олигархам Абрамовичу, Гуцериеву и Абызову, что также могло повлиять на решение суда.

Но почему бы не рассмотреть этот проект в иной плоскости: может быть, все вышеуказанные мотивы, приписываемые американской правоохранительной системе, не более чем досужие домыслы, и всё, что она сделала — прикрыла крупную сделку, участники которой не хотели проводить её официально? На эту мысль наводит следующий факт. Как только стало известно о решении суда, Павел Дуров разослал инвесторам предложение: либо они получают назад 72% от вложенного капитала (остальные деньги уже были потрачены на разработку проекта), либо через год им будет выплачено уже 110%. Интересно то, что никто из инвесторов не только не собирался забирать вложенное, но даже не высказал ни малейших претензий — предложение Дурова всех полностью устроило, хотя инвесторы не могли не понимать предсказуемость решения окружного суда Нью-Йорка. Все это наводит на мысль о том, что инвесторов не слишком заботило, состоится ли эмиссия Gram или нет.

Заметьте, что продвижение Gram идёт параллельно с продвижением нового типа «криптовалютного сотрудничества», то есть оферты SAFT. В SEC сидят неглупые люди, для которых очевидно, что SAFT по факту — тот же ICO, а фразы о том, что проверенные инвесторы (первоначальные покупатели) могут гарантировать надёжность всей системы, способны убедить разве что наивных людей, которые ради того, чтобы разбогатеть, готовы вложить последнее в любую блокчейн-систему. Фактически же SAFT ничем не отличается от ICO, поскольку ни одно из соглашений не может гарантировать инвесторам надёжность очередной «биткоин-пирамиды». Таким образом, продвигаемый SAFT выглядит как возможное прикрытие для другой реальной цели разработчиков Telegram — найти крупных инвесторов непосредственно для своего мессенджера.

Последние новости


4 мая Telegram огорошил американские компании, вложившиеся в проект, сообщив им, что они больше не будут являться инвесторами. Дуров просто не оставил им выбора, предложив забрать 72% безо всякой альтернативы, которая была предложена всем другим инвесторам: 110% от суммы инвестиций через год. Ещё раз подчеркнём, что никто из инвесторов добровольно выводить деньги не захотел, прекрасно зная о том, что добро на эмиссию Gram американский суд не даст ни в каком виде, а значит, цель вложений была совсем другой — инвестиции в Telegram.

А в недавнем интервью The Bell неназванные инвесторы заявили о том, что, в связи с последним (на 6 мая) письмом от Telegram практически не надеются на запуск блокчейн-проекта, а проект скорее всего «подхватит кто-то со стороны».

В письме от 6 мая владельцы Telegram уведомили тех инвесторов, которые смогли доказать, что не являются гражданами США, о новых условиях: теперь им предлагают оформить инвестиции в Gram как кредит под 52,77% годовых, то есть с получением через год тех самых 110%. Это в очередной раз подтверждает выводы о том, что запуск проекта с криптовалютой рассматривался скорее как возможный бонус, чем как основное вложение. К таким же выводам, кстати, пришли и экономисты «Новой Газеты».

И вот 7 мая разработчики TON объявили о запуске блокчейн-платформы Free TON. На GitHub был выложен исходный код основных основных модулей TON OS, которыми теперь могут воспользоваться те, кто захочет выпустить свою криптовалюту. Также был анонсирован запуск новых токенов под названием TON Crystal в качестве замены Gram. 85% этих токенов (а всего их планируется выпустить 5 миллиардов) будут распределены среди инвесторов платформы, 10% получат разработчики, а остальные 5% — валидаторы, то есть те, кто будет обрабатывать транзакции в системе. В TON Labs заявляют, что запуск блокчейн-платформы осуществляется независимо от Павла Дурова и от Telegram, а также к новому проекту не имеют отношения и инвесторы Gram. Как заявил в интервью «РБК» технический директор TON Labs Дмитрий Горошевский, «сообщество не может ждать год, когда, возможно, запустится основная сеть TON от Telegram», а перспективы Gram по-прежнему туманны.

Что дальше?


Мечты о торговле в сети без ограничений не покидают умы свободолюбивых граждан, которые готовы ухватиться за любую подобную идею. Однако, с Libra от Facebook и Gram от Telegram не получилось. В первом случае в SEC действительно испугались конкуренции с реальными валютами (аудитория Facebook на сегодня составляет более 2 миллиардов пользователей по всему миру), а значит — неизбежной перестройки экономики. В случае же с Telegram принципы реализации блокчейн-проекта не соответствуют заявленным намерениям.

Что до TON Crystal, спрогнозировать интерес к этой криптовалюте пока достаточно сложно, тем более что её запускают в отрыве от 400-миллионной аудитории Telegram, которая могла бы обеспечить новым токенам солидную поддержку. Вполне возможно, такие идеи посещают и разработчиков других продуктов, которые сориентированы на предоставлении пользователям полной конфиденциальности (как, например, мессенджеры Signal, Threema или Wire). Вопрос только в том, захочет ли кто-то из них воспользоваться новой платформой TON или будет разрабатывать собственный софт для новой криптовалюты.