Читая этот материал, вы уже оставили свой след в цифровой вселенной. Информация о вашем нынешнем местонахождении или используемой операционной системе сохранилась в глобальном массиве больших данных и может быть использована как для благих целей, так и назойливыми рекламодателями или злоумышленниками.

Давайте сразу оговоримся, оставаться полностью «незамеченным», совсем не оставляя цифровые следы, сегодня невозможно. Что бы вы ни делали, используя свой смартфон или ноутбук, ваши ходы постоянно записываются. Более того, источником важной информации могут быть не только априори «умные устройства» — «Яндекс-станция» или «умные часы», но и, например, «умный» холодильник, фитнес-трекер или проездной на метро. Количество ваших персональных цифровых следов растёт с каждым прожитым днём, формируя совокупно вашу «цифровую тень» — цифровой «портрет» вашей личности. Портрет, довольно близкий к оригиналу.

Большие данные


Ваша «цифровая тень» и цифровые следы являются источником и основной составляющей Больших данных (Big Data) – неотъемлемой части общества потребления в эпоху современных IT-технологий, социальных сетей и масс-медиа. Big Data – это совокупность технологий получения, хранения и обработки информации, как структурированной, так и не структурированной, в первую очередь, тех самых информационных следов. Коммерческое использование Больших данных началось около 10 лет назад и первыми, кто освоил применение этой технологии были, разумеется, технологические компании – Google, Яндекс, Yahoo, а затем и Facebook, Ebay, Amazon, вКонтакте и др. Умение обрабатывать цифровые следы позволило этим бизнесам выйти на новый уровень информированности о потребностях клиентов и покупателей, зачастую превосходящий даже возможности разведывательных служб.

Источниками информации для Big Data являются практически все действия человека в информационной среде. Это поисковые системы и системы аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика), социальные сети, точки захвата контактных данных (сайты, мобильные приложения и т.п.), данные, хранящиеся в cash, интернет вещей (Internet-of-things, или данные, которыми обмениваются различные «умные» устройства) и многое другое.

Большие данные используются государственными органами, в исследованиях и стратегическом прогнозировании, бизнесом для построения верной стратегии продаж или рекламной кампании. Ваши цифровые следы и полученные на их основе Большие данные на выходе дают, например, такие бизнес-решения, как персонализация товарных предложений в сети, контента на сайтах или в приложениях и e-mail рассылок. По мере совершенствования эти технологии будут ещё шире применяться в таких сферах как, например, здравоохранение, транспортная инфраструктура и безопасность, сельское хозяйство и т.д.



Цифровой след


Большие данные так же облегчают нашу жизнь в интернете и избавляют от мук потребительского выбора и части информационного шума. Однако, наш цифровой след используют не только для построения полезных алгоритмов в благих целях. Довольно легко получить доступ к вашей «цифровой тени» могут ваши недоброжелатели, конкуренты, злоумышленники или государственные структуры. Завладев таким образом сведениями, не доступными при обычном сборе информации, они в состоянии доставить вам большие неприятности. Однажды попав во всемирную сеть, ваши фото, комментарии и незашифрованная переписка останутся там навсегда, и заинтересованные лица найдут о вас любую нужную им информацию: где вы живете, где работаете и сколько зарабатываете, как проводите досуг, где любите отдыхать, какие товары покупаете, что любите пить и есть, какую музыку слушаете – практически всё, что угодно.

Возьмём, к примеру, ситуацию с вашими транзакциями или платежами по банковским картам. Во-первых, многие банки отдают сервис смс-рассылок сторонним организациям, которые собирают данные о ваших доходах и суммах и статьях расходов. Во-вторых, в ходе проведения транзакций банк получает от торговой точки множество дополнительных данных по операции — дату, время, вид товара и др. И с помощью этих данных можно вычислить где вы живёте, какие магазины посещаете, где работаете, где живут ваши родственники, ваш график работы, карту перемещений и даже наличие у вас любовницы или хронических заболеваний. Допустим, утром вы совершили покупку в магазине у дома (график дня, покупательские предпочтения), заправили машину по пути на работу (карта передвижений), совершили транзакции на работе (место работы), после работы заехали в аптеку у дома за лекарствами и подгузниками (график работы, заболевания, наличие малолетнего ребёнка). Или вы можете тратить на покупки больше, чем поступает на карту по зарплатному проекту, что говорит о наличии у вас незадекларированного дохода и так далее.

Согласитесь, исчерпывающая информация. Впоследствии эти данные часто утекают на сторону, передаются или продаются. И хорошо, если они попадают в руки маркетологов и рекламщиков, а не спецслужб, налоговой службы или мошенников.

Другой пример — определение вашего круга общения на основе цифровых следов в соцсетях. Даже если вы не указываете, допустим, школу, в которой учились или место работы, заинтересованные люди всё равно могут вычислить ваши социальные связи через карту друзей (30% ваших друзей из школы №X, а 40% работают в «Банке Y», соответственно, по этой информации можно предположить, где вы учились и работаете) и, опять же, использовать эту информацию в своих корыстных целях.

Сетевая «гигиена»


Можно ли уберечься от таких сценариев или хотя бы свести их вероятность к минимуму? Можно, но лишь отчасти. Принцип простой – чем меньше вы оставляете цифровых следов онлайн, и чем менее вы «интересны» для посторонних, тем в большей вы безопасности. Вот, что можно сделать, чтобы сохранить в неприкосновенности вашу идентичность:

  • при регистрации в социальных сетях, на сайтах и в приложениях использовать временные или специально созданные для этой цели номер телефона и адрес электронной почты;
  • не раскрывать в открытых источниках e-mail, который вы используете при регистрации аккаунтов в социальных сетях;
  • по возможности делать закрытыми свои профили и списки друзей;
  • проводить очистку кэша браузеров;
  • запретить сохранение cookies (с их помощью можно проследить историю веб-сёрфинга);
  • использовать разные браузеры для разных задач (для почты, для интернет-покупок и т.д.);
  • использовать блокираторы рекламы (частично защищает от скрытых программ);
  • пользоваться для личной переписки и обмена информации не социальными сетями, а мессенджерами с постоянным сквозным шифрованием;
  • пользоваться службами электронной почты с надёжным шифрованием;
  • пользоваться сервисом VPN или браузером со встроенным VPN для выхода в интернет;
  • использовать для веб-сёрфинга анонимную сеть Tor;
  • использовать антивирус (защищает не только от вирусов, но и от keylogger'ов, которые позволяют получить «отпечатки» вводимых паролей и переписки и даже подключаться к веб-камере);
  • пользоваться наличными деньгами вместо карт и минимизировать покупки в интернете.

Все эти способы полезны и сокращают вероятность несанкционированного использования ваших данных, но не гарантируют 100% результата. Единственный вариант избежать этого — избавится от компьютера и телефона и полностью исключить взаимодействие со всемирной сетью. Путь, согласитесь, радикальный, подходящий далеко не для всех.

Значительно логичнее использовать перечисленные правила сетевой «гигиены», но не стараться полностью избавиться от своей цифровой тени, а создавать её положительный образ и использовать себе во благо. Дело в том, что значительная часть современных работодателей, учебных заведений, конкурентов или просто ваших будущих партнёров в личной жизни, проводят так называемый репутационный анализ, прежде чем иметь с вами дело. Изучаются ваши социальные профили, комментарии, ваши активности, а работодатели просят указать ссылки на ваши аккаунты в социальных сетях.

Более того, государственные органы и спецслужбы давно и планомерно идут к тому, что можно условно назвать системой социальных профилей – это полномасштабное досье на каждого гражданина, созданное как раз на основе существующих баз данных и цифровых следов. Согласитесь, что в обоих случаях, полное отсутствие цифровой тени или её негативный характер не добавят вам плюсов.

Поэтому, лучше всего постепенно и последовательно создавать в цифровой вселенной свой положительный образ. При любом действии в сети задумывайтесь о последствиях, действуйте анонимно там, где это подсказывает логика, подчёркивайте свои положительные качества, следите за репутацией. Исправить свой негативный образ в сети крайне не просто, значит создавать свой положительный сетевой образ, светлую «цифровую тень» лучше с самых первых шагов в мировой информационной сети.