Я более 17 лет работаю «цифровым» страховым агентом — изучаю новые модели страхования и технологические стартапы (раз, два) в данной области, а затем реализую свои. Сегодня хотел бы поднять еще одну релевантную тему — посмотреть на развитие инициатив, связанных с «пешеходизацией» городов. Кажется, что такие инициативы давно стали нормой — их обсуждают все реже и реже. Но в мире происходит много интересного — тренд развивается. Так, например, во Франции продолжают переделывать автомобильные улицы в пешеходные, в Великобритании строят целые поселки с инфраструктурой, заточенной под велосипедистов, а в столице Колумбии центральные улицы становятся пешеходными каждые выходные. Решил обсудить, что происходит.

Фото: Kouji Tsuru
Фото: Kouji Tsuru

От Понтеведры к Москве

Одним из первых концепцию города без машин начал воплощать испанский город Понтеведра, где ограничения на автомобильное движение ввели в 1999 году. Тогдашний мэр начал закрывать улицы для движения личного транспорта и инициировал масштабные изменения в инфраструктуре: уличные парковки заменили подземными, светофоры — кольцевыми развязками, а центральные улицы «пешеходизировали» — сузив проезжую часть и расширив тротуары.

Благодаря этим мерам к 2011 году количество смертельных ДТП в городе сократилось до одного в год. За свои заслуги мэр получил прозвище «Первопроходец европейского движения car-free», а его опыт вдохновил других на подобные преобразования.

В начале 2000-х одним из крупнейших жилых районов с ограничением на движение машин стал Фаубан в немецком городе Фрайбурге. Местные власти ввели строгие правила: жители должны были либо ежегодно подтверждать отсутствие личного транспорта, либо покупать место в многоуровневом паркинге на окраине.

В вопросах оптимизации городского пространства значительно продвинулись Нидерланды. Уже к началу 2000-х Амстердам и Гронинген закрепили за собой звание велосипедных столиц мира — в частности, в Гронингене на этот вид транспорта приходилось 40% всех поездок в городе. Что касается населенных пунктов в других странах, то пятнадцать лет назад зоны car-free уже встречались в Вене, Кёльне, Гамбурге и Нюрнберге.

В России первые шаги к снижению автомобильной нагрузки были сделаны в Москве — в основном, за счет существенного расширения пешеходных зон и развития велосипедной инфраструктуры. А с 2008 года в городе проводится акция «День без автомобиля». В столице также весьма активно развивают общественный транспорт.

Фото: Egor Myznik
Фото: Egor Myznik

Что делают прямо сейчас

Во многих странах продолжают сокращать число автомобилей на улицах, внедряя смелые решения. Париж преуспел в этом сильнее многих: здесь в 2020 году в рамках «пешеходизации» ликвидировали 70 тыс. парковочных мест (60% от общего количества), заменив их зелёными зонами и общественными пространствами. Но власти идут дальше: недавно мэр предложил запретить движение машин на 500 улицах и сократить парковки ещё на 10%. Инициативу поддержали 66% парижан на общегородском голосовании.

Ну а Великобритания делает ставку на экологичные жилые районы. Например, в новом поселке Уотербич (недалеко от Кембриджа) приоритет отдан пешеходам и велосипедистам. Его построили, чтобы решить проблему хронических пробок в регионе. Ещё до заселения первых жителей в Уотербиче проложили 16 км велодорожек, а вместо традиционных дорог разбили цветочные клумбы. Личные автомобили (если они есть) паркуют на окраинах, но инфраструктура спроектирована так, чтобы в них не было необходимости. В планах — строительство станции для шпурбусов (автобусов на бетонных рельсах) и модернизация железнодорожного вокзала.

В Лондоне тем временем пока ограничиваются точечными мерами: в 2019 году в столице очертили «Зону сверхнизких выбросов» (ULEZ). Водители автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам, платят 12 фунтов стерлингов за въезд в центр [а нарушителей штрафуют на 180 фунтов стерлингов]. Финансовый стимул мотивирует жителей пересаживаться на общественный транспорт и велосипеды.

Некоторые города идут ещё дальше, полностью запрещая движение машин в определённое время. Например, в колумбийской Боготе каждое воскресенье проходит акция Ciclovía («велодорожка»). На семь часов улицы перекрывают, позволяя людям гулять и кататься на велосипедах.

Корни акции уходят в 1974 год — изначально это был своеобразный протест против автомобилизации, но сегодня мероприятие посещает до 2 млн человек еженедельно. Похожие программы работают в 400 городах мира, включая Сан-Антонио, Лос-Анджелес, Мехико, Буэнос-Айрес и Дели. С каждым годом количество перекрываемых дорог в городах растет, превращая временные ограничения в постоянную экологическую политику.

Есть ли в этом толк

Создание пешеходных и велосипедных зон может косвенно влиять на безопасность на дорогах и снижать аварийность. Например, к 2019 году в Осло и Хельсинки полностью исключили смертельные ДТП. В столице Норвегии этого добились, убрав более тысячи парковочных мест в центре, а в столице Финляндии — сузив дороги и расширив тротуары.

В то же время Лондонский опыт с зоной ULEZ показал, что ограничения для автомобилей улучшают экологию. По данным мэрии, после введения программы в 2019 году уровень диоксида азота (NO₂) в центре упал на 44%. Однако учёные предупреждают, что эффект от подобных мер может быть преувеличен, поскольку транспорт — лишь часть проблемы.

Через пару лет после создания зоны ULEZ, исследователи из Имперского колледжа Лондона сравнили количество вредных выбросов с историческими данными. Они посчитали, что у дорог загрязнение снизилось на 13%, а по всему городу — всего на 3%. Ученые сделали вывод: переход на электромобили и распространение общественного транспорта приносит пользу, но относительно скромную. Кроме того, как отметил урбанист Джон Кроуфорд, — резкий запрет на движение авто без удобных альтернатив может лишить людей мобильности — особенно тех, кто зависит от личного транспорта. Неудивительно, что инициативы по сокращению числа машин в городах нередко сталкиваются с сопротивлением жителей, особенно в пригородах. 

Так, в 2017 году в Осло план властей полностью освободить центр от машин горожане называли «Берлинской стеной для мотористов». Были протесты и инициативу пересмотрели, ограничившись сокращением числа парковок и строительством велодорожек. В лондонском районе Хакни введение зон с низким трафиком (LTN) в 2020 году тоже вызвало недовольство местных жителей. Они опасались, что выделение зон с низким уровнем трафика повысит цены на жильё и вытеснит малообеспеченные семьи в менее удобные районы.

Поэтому урбанисты, психологи и другие профильные специалисты отмечают необходимость работы с публикой, прежде чем внедрять зеленые инициативы и ограничивать движение автомобилей — то есть работать по модели «снизу вверх». Так, в Барселоне перед выделением пешеходных зон в квартале Эшампле власти сначала провели опрос среди граждан, учли их предложения и только потом приступили к реализации. В итоге идея с «пешеходизацией» прошла успешно, а как итог — уровень диоксида азота в некоторых частях города сократился на четверть.

Будущее

Глобальный пересмотр дорожной инфраструктуры заставляет задуматься о будущем. С одной стороны, кажется, что повсеместное перепрофилирование автомобильных дорог может мешать развитию беспилотного транспорта. Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2023 год, ключевыми элементами модернизации должны стать современные магистрали, адаптированные под высокоскоростные беспилотные системы и умная инфраструктура. Это могут быть интеллектуальные светофоры, динамическая разметка, системы связи между автомобилями, сенсорные сети, встроенные в покрытие для мониторинга трафика, погодных условий и состояния дорожного полотна.

С другой стороны, без сокращения зависимости людей от личных автомобилей города так и останутся подчинены машинам. Поэтому критически важно найти баланс между развитием пешеходных зон, общественного транспорта и точечными улучшениями дорожной сети. Хотя реализация «идеального» стандарта даже в рамках одного города может занять не одно десятилетие, а технологии за это время рискуют устареть. К тому же масштабная перестройка тысяч километров дорог выглядит маловероятной из-за финансовых и логистических ограничений.

О чем еще я пишу на Хабре и не только:

Комментарии (81)


  1. saege5b
    13.07.2025 17:08

    Красивое.

    Особенно в ледяной ливень с ураганным ветром.

    Зимой-то можно на ОТ поездить.


  1. Ugli
    13.07.2025 17:08

    Хм.
    Сперва поощряют эгоизм, потом не прекращая поощрять пытаются в коллективизм..


    1. kryvichh
      13.07.2025 17:08

      Моноколесо - самый эгоистичный, при этом экологичный транспорт.


      1. Ugli
        13.07.2025 17:08

        Хм.
        Забыл написать про поощрение статусности))


        1. randomsimplenumber
          13.07.2025 17:08

          поощрение статусности

          Чувак, который шпарит на моно колесе по трассе, в моих глазах занимает статус где-то рядом с чуваком, который покупает в свою Шкоду звукоизлучатель для выхлопной системы.


          1. Ugli
            13.07.2025 17:08

            Я имел ввиду что в общем случае статусность автомобиля гораздо выше статусности моноколеса.
            И что эта статусность пропагандируется.


  1. s-v
    13.07.2025 17:08

    В Питере другой тренд: обычный перекрёсток, светофор. Автомобилям зелёный 180 секунд, пешеходам зелёный - 20 сек. Причём на многих перекрёстах для пешеходов красный во всех направлениях горит большую часть времени (что бы автолюбителям, при повороте на право, не мешались "безлошадные").
    Ну а что - пешеход, постоит лишние 3 минутки на морозе - не развалиться. А автомобилист едет по делам, ему нужнее.


    1. aborigen81
      13.07.2025 17:08

      Точно-точно.
      Забавно, почти 40 лет назад впервые с этим столкнулся именно в Питере. Переходя спокойным шагом Лиговский в районе Обводного, гарантированно не успевал на свой зеленый перейти с одной стороны проспекта на другую.


      1. Nikita_64
        13.07.2025 17:08

        Питер - европейский город. Попав в Вену, первое впечатление было, что перейти улицу на зеленый можно только быстрым шагом. Бежать к переходу, где тебе зеленый, почти бесполезно, если не находишься совсем рядом. Есть места, где невозможно перейти даже бегом, правда, там посредине есть островок, на котором можно ждать, да и таких широких улиц в Вене мало.


  1. Radli9
    13.07.2025 17:08

    Всегда мечтал жить в городе без машин.


    1. PereslavlFoto
      13.07.2025 17:08

      Так приезжайте в эти города! В России малые города избавляются от машин, переводя улицы из режима асфальтированной дороги в режим грунтовой дороги.


      1. s-v
        13.07.2025 17:08

        а почему вы советуете человеку отказаться от "благ цивилизации"? от театров, музеев, не знаю что он ещё любит. может это лучше автолюбителям куда-то уехать? как раз для этого есть транспорт ))
        в РФ частный автотранспорт обеспечивает менее 10% пассажироперевозок - а портит жизнь остальным 90% населения.


        1. fcoder
          13.07.2025 17:08

          Личный автотранспорт - это и есть благо цивилизации, отказ от которого сродни луддизму. Мне трудно представить как можно настолько не ценить своё время и личный кофорт настолько сильно. Забросить ребёнка на секцию к нужному времени на трёх троллейбусах предлагаете? Или закупиться на неделю для семьи из четырёх человек сгонять на велике?


          1. thevudi
            13.07.2025 17:08

            Школа в 10 минутах ходьбы от дома.

            Спортивный клуб, в который ходит дочь, в одном квартале. Даже дорогу переходить не нужно. Балетная секция тоже. К слову, там же проводят уроки английского, уроки настольного тенниса и прочее.

            До ближайшего спортивного клуба также 10 минут. Там можно записаться на теннис, футбол, карате и ещё с пару десятков видов спорта. Также, там летний/зимний лагерь с бассейном и питанием.

            В пределах 15 минут ходьбы 2 гипермаркета. Без проблем ходим закупаться.

            До больницы 20 минут ходьбы.

            Ну и ближайшая станция метро в 5 минутах.

            Так и на кой чёрт мне личный автомобиль? Чтобы что? Чтобы тратить драгоценное время на бесконечное обслуживание и заправку этого корыта?


            1. randomsimplenumber
              13.07.2025 17:08

              Так и на кой чёрт мне личный автомобиль?

              Вам - не нужен. Вы молодец. Можете не покупать. А чуваку в 5 км от вас - нужен. У него в шаговой доступности только промзона.


            1. tuxi
              13.07.2025 17:08

              До больницы 20 минут ходьбы.

              Очень смешно. Особенно тем, кто помотался по разным больницам, в поисках толкового врача/хирурга.


              1. thevudi
                13.07.2025 17:08

                Не знаю, что вы нашли в этом смешного.

                Меня и мою семью врачи в данной больнице полностью устраивают.

                На крайний случай ничто не мешает вызвать такси, врача на дом или неотложную помощь.


                1. tuxi
                  13.07.2025 17:08

                  "Вы - молодец!"


                  1. randomsimplenumber
                    13.07.2025 17:08

                    Такая же нога, но не болит (ц)


                1. mckir
                  13.07.2025 17:08

                  Замечательно, а мою жену во время беременности прогнали почти по всем поликлиникам округа . И это вовсе не её выбор был. На ОТ ей приходилось на дорогу в один конец 40-60 минут закладывать. При том ,что на машине получалось от 10 до 25 минут.

                  Всё , что Московские власти делали в отношении развития ОТ никак не сократило время от меня до родительской квартиры:40 минут пешком(при хорошей погоде), 30 минут ОТ, или 10 минут машиной.


        1. aborigen81
          13.07.2025 17:08

          На территории России есть населенные пункты куда из-за нерентабельности (отсутствия денег в местном бюджете) отменены или отменяются автобусные рейсы или расписание меняется таким образом, что общественный транспорт ездит только несколько раз в неделю.
          Поэтому, зачастую "частный" транспорт - это единственная возможность добраться до "благ цивилизации": например до больницы


          1. randomsimplenumber
            13.07.2025 17:08

            Запрещать личный транспорт в деревне Малые Гребеня пока что никто не додумался.


          1. GrustniyNos
            13.07.2025 17:08

            Ну пешком же там можно ходить?


  1. mik-mik
    13.07.2025 17:08

    В нашем климате - невозможно. Представьте себе, например, Владивосток или Тюмень без машин. Или Салехард. Или, даже если южнее - Екатеринбург


    1. randomsimplenumber
      13.07.2025 17:08

      От размера города зависит. И от планировки.

      В нашем климате

      Владивосток или Тюмень

      В этих городах климат одинаковый разве? ;)


      1. JBFW
        13.07.2025 17:08

        В Хабаровске, например (недалеко от Владивостока) зимой при -30 пешком можно бегать перебежками, между магазинами и автобусами - а то нос и уши белеют, и очень быстро.

        Как в Тюмени - не знаю...


        1. randomsimplenumber
          13.07.2025 17:08

          Как в этих городах жили 50 лет назад, когда не было автомобиля у каждого второго горожанина? Или 150 лет назад, когда автомобилей не было?


          1. PereslavlFoto
            13.07.2025 17:08

            Уровень смертности в Хабаровске в 1928 году достиг 122%. От зимнего холода умерли все местные жители и все те, кто приехал к ним в гости. Выжить смогли только военнослужащие, которые провели зиму прямо в танках, не выключая двигателей, и сотрудники вокзала, которые смогли вовремя уехать из города на попутных поездах.


            1. randomsimplenumber
              13.07.2025 17:08

              Какой ужас. В Хиросиме уровень смертности был значительно ниже.


            1. s-v
              13.07.2025 17:08

              история мощная, жаль что враньё. нигде в гугле не нашёл никаких упоминаний. а в вики - есть график населения Хабаровска - где оно устойчиво растёт с 1880 по 1941.

              Да и про танки тоже весьма сомнительно - первый советский танк, Т-18, был принят на вооружение в 1928. к концу года выпустили лишь 23 штуки. вряд ли из этих 23х штук хоть один успел прибыть в Хабаровск и смог спасти значительное число военных (он был двухместным).


              1. PereslavlFoto
                13.07.2025 17:08

                Видите, как тяжело было жить без автомобилей! Даже в танке нельзя было согреться.


              1. PereslavlFoto
                13.07.2025 17:08

                Кстати говоря, это было не враньё, а метафора!


          1. JBFW
            13.07.2025 17:08

            Если закутаться в шубу, шапку-ушанку - то вполне терпимо ( только нос тереть)

            То есть, урбанисты предлагают нам вернуться на 200 лет в прошлое?

            А ещё протяженность Хабаровска вдоль Амура такая, что пешком вы его просто не пройдете )

            Опять как в старину, живи в своей деревне, а в соседнюю, в 10 км, только по большим праздникам, на ярмарку например.


            1. randomsimplenumber
              13.07.2025 17:08

              То есть, урбанисты предлагают нам вернуться на 200 лет в прошлое?

              Да чорт их разберёт.. Эти самые урбанисты - они с вами в одном городе? ;)

              Воще строить города, где нет необходимости в автомобиле - очень хорошая идея. Но с существующими тоже нужно что-то делать.


              1. PereslavlFoto
                13.07.2025 17:08

                с существующими тоже нужно что-то делать.

                Ответ известен. Трамвай и троллейбус.


                1. JBFW
                  13.07.2025 17:08

                  Вчера при мне из автобуса выставили мужичка с бензокосилкой, потому что она воняла бензином - водитель орал. Он ее видать в ремонт возил - там есть такое место, я его просто знаю.

                  То есть, у человека нет автомобиля, он вынужден пользоваться общественным транспортом чтобы решить свою проблему - починить аппарат.
                  Так ему и общественным транспортом не дают.

                  Какие еще решения? Такси? Вызов ремонтника вместе с мастерской на дом? Купить новую? Нефиг траву на даче косить? )

                  А кота в ветеринарку на трамвае возить? Ребенка с температурой в больницу?

                  Я ж говорю, эти все идеи про город без личного транспорта - это либо для тех, кто из офиса не выходит, либо одиноких-бездетных-бездомных, живущих в какой-нибудь общаге, питающихся в столовых и кафе.


                  1. tarielx
                    13.07.2025 17:08

                    Тут видится претензия к водителю автобуса, который орёт на пассажиров (что вообще не нормально) и к автобусу, в котором нельзя вентилляцией уменьшить эффект от пахнущего багажа.

                    И как контрпример можно привести агрессию и количество неадекватов на дороге. Всё таки, когда едешь в трамвае они мешают только водителю трамвая, а не пассажирам.

                    А кота в ветеринарку на трамвае возить?

                    Кота в ветеринарку можно возить на трамвае, коту от этого стрессовей уже не будет.

                    Ребенка с температурой в больницу?

                    Вот тут можно и на машине/такси/каршере, если высота температуры будет это оправдывать в каждом конкретном случае.

                    Я ж говорю, эти все идеи про город без личного транспорта

                    Эти идеи в большинстве случаев не предполагают полный запрет на въезд в центр города и не предпоалагают запрет на использование автомобиля жителями района в зоне ограничения трафика. Создание пешеходных и зелёных зон вместо полос и парковок стимулирует использовать общественный траспорт в тех случаях, когда нет действительной необходимости ехать на автомобиле. Ну и конечно это не работает без настройки системы ОТ.


                  1. GrustniyNos
                    13.07.2025 17:08

                    Мог бы поручить все это садовнику или еще какому моноколеснику


              1. mckir
                13.07.2025 17:08

                Проблема в том, что человек не стремится сидеть в рамках своей деревни/района. А делает ездить в гости, путешествовать и т.д. и при этом не желает быть привязанным к расписанию ОТ, которое не всегда бывает удобным.


          1. Wolframium13
            13.07.2025 17:08

            Как как, фигово.


    1. Finesse
      13.07.2025 17:08

      Во Владивостоке бОльшую трудность создаёт не климат, а рельеф. Чтобы передвигаться по городу пешком, особенно с грузом, нужно обладать хорошей физической формой.


    1. tarielx
      13.07.2025 17:08

      Вопрос в качестве общественного транспорта, маршрутной сети, точности расписания, удобстве пересадок. И в статибильном, последовательном развитие инфраструктуры прежде всего. А с качественным транспортом Екатеринбург или Тюмень представить без автомобилей очень просто.

      Представьте человека в условном Архангельске зимой в -30 живущего в доме без подземной парковки: в лучшем случае у него будет автозапус из квартиры для прогрева. В худшем надо спуститься, дойти до машины, которая стоит где-то не у подъезда, завести и ждать, пока она немного погреется, методично смахивая с неё снег. А потом ещё парковать её в сугробе.
      Или альтернатива: знать, что трамвай (который из Архангельска уже исчез) приедет в 8:17, а следующий в 8:27, остановка в 6 минутах, а внутри работает подогрев. Маршрут едет до центральной площади, где ещё через 5 минут приедет следующий маршрут до места работы.
      Но это же развивать надо, это сложно, а ещё деньги тратить бюджетные (потому что ОТ почти никогда не бывает прибыльным).


      1. JBFW
        13.07.2025 17:08

        Если у вас простой маршрут из точки А в точку Б и один транспорт по расписанию - очень удобно.

        Шаг влево, шаг вправо - начинается:

        -- в 15:00 встреча в точке Х
        -- транспорт из точки А (где вы) идет в 9:20 и 10:50, но он не довезет до точки Х, а довезет только до пересадки
        -- транспорт из точки пересадки до точки Х, на котором вы успеете к 15:00, уходит в 10:00 и 11:10, но вы не успеете добраться к 11:10, если поедете на 10:50, может быть успеете на 9:20.

        Итого, вам надо выйти из дома очень заранее, чтобы успеть на 9:20, потом протерять время на точке пересадки, добраться до точки Х за час до встечи, и торчать там, ожидая.
        И это мы еще не посчитали дорогу обратно. По факту день коту под хвост.

        Почему не пустить транспорт с интервалом в 5 минут? Потому что он будет ездить полупустой, и оплачивать это всё придётся ценами на билеты.

        Это не такая простая задача, нужны толпы людей, чтобы оно окупалось, или будет либо дорого, либо неудобно.
        И для этого город должен быть побольше - но тогда вам нафиг не нужна "пешеходная среда", вам будет нужно метро и квартира-работа поближе к станции.


        1. tarielx
          13.07.2025 17:08

          Это вы описали какой-то не очень стандартный городской сценарий, если чтобы успеть к 15:00 нужно садиться на транспорт в 11:10. Получатся, что транспорт едет 3:50, а это похоже на межгород, что относится к другим задачам и для таких перемещений машина будет, конечно, иметь больший вес, хоть и не становится единственно возможным вариантом.

          Почему не пустить транспорт с интервалом в 5 минут?

          Почему не пустить транспорт с интервалом не 5 минут, а, например, 20 минут? И если маршрутов больше 2-х, то каждые 10 минут строго по расписанию будет приезжать какой-либо транспорт. В простейшем случае, минимально-оптимально если каждые 20 минут останавливается нужный маршрут и ещё каждые 20 минут не очень подходящий, но допустимый, с пересадками, маршрут.

          Исходный посыл комментария был в том, что для обычных маршрутов на работу в будние дни с условным заездом вечером в театр и для выходных прогулок в городе с заходом в магазин-кафе-музей, в городах от 300к до пары миллионов человек даже в -30 можно пользоваться только общественным транспортом. Прибегать же к автомобилю в тех случаях, когда необходимость в нём перевешивает необходимость готовить его к поездке и искать парковку (которая тоже будет не рядом). И климат тут совершенно не помеха, чтобы уменьшать проезжую часть и увеличивать пешеходные зоны.

          чтобы оно окупалось

          ОТ очень редко окупается в реальной жизни: либо билеты стоят как стимул ездить на такси, либо ездят старые/самые дешёвые ТС. Насколько я знаю, успешный транспорт в знакомых мне городах разных либо вечно дотационный, либо принадлежащий муниципалитету. В иных случаях он перестаёт походить на траспорт.

          Это не такая простая задача

          Да, это не простая, не быстрая и не дешёвая задача, но результат того стоит.


      1. CitizenOfDreams
        13.07.2025 17:08

        Представьте человека в условном Архангельске зимой в -30 живущего в доме без подземной парковки

        Я не в Архангельске, но у меня тоже зимой бывает -30. Дома машина стоит в неотапливаемом гараже, на работе - на открытой стоянке. Никаких особых неудобств я не испытываю, разве что при температуре ниже -20 приходится пару раз в день тратить бензин на прогрев.

        знать, что трамвай (который из Архангельска уже исчез) приедет в 8:17, а следующий в 8:27

        Я знаю, что автобус с работы у меня в 18:05, как раз чтобы я на него не успевал. А следующий в 18:45, как раз чтобы яйца успели отмерзнуть. А еще он запросто может просто не приехать.

        остановка в 6 минутах

        Вот удовольствие несколько минут идти по улице в -30. А если работа не в 6 минутах от остановки с 10-минутным трамваем, а где-нибудь в центре промзоны, куда три раза утром и три раза вечером ходит списанный по возрасту с основных маршрутов автобус?


  1. randomsimplenumber
    13.07.2025 17:08

    подтверждать отсутствие личного транспорта

    Тут Рассел поперхнулся чайником.


    1. PereslavlFoto
      13.07.2025 17:08

      Не удивляйтесь. В России в ряде случаев требуют подтвердить отсутствие судимости.


      1. randomsimplenumber
        13.07.2025 17:08

        Чтобы управлять автомобилем, не обязательно им владеть, евпочя. Хотя, мне неизвестно, какие там в Германии правила


      1. ferosod
        13.07.2025 17:08

        Не только в России. Это стандартная справка для переезда во многие страны


  1. JBFW
    13.07.2025 17:08

    Для того чтобы разделять идеи урбанизма - нужно превратиться в офисного жителя, который просыпается утром в помещении для сна, умывается в помещении для личной гигиены, и перемещается в помещение для работы.
    Потом обратно.

    И на выходных - выходит из помещений на свежий воздух, погулять по пешеходной улице.

    Что-то мне эта концепция напоминает...


  1. tuxi
    13.07.2025 17:08

    Этот тренд на выдавливание возможностей свободно перемещаться в любое удобное время - уже порядком задолбал. Зависимость от сторонних средств перемещения (я про ОТ) ни к чему хорошему не приведет. Такое ощущение, что стоит задача жестко ограничить человека радиусом в пару тройку километров.

    Давайте сразу подключим людей как топливные ячейки элементы. Пропустим эти лишние этапы.


    1. anonym0use
      13.07.2025 17:08

      Именно так, эта очередной отвлекающий маневр для усиления тотального контроля вкупе с повсеместными камерами


  1. CBET_TbMbI
    13.07.2025 17:08

    В Москве без проблем пользуюсь только ОТ. Мне даже удобнее и дешевле.

    Вот в каком-нибудь райцентре, где автобусы пару раз в день ходят, а расстояние приличные, без авто реально трудно. Велосипеды и самокаты не для каждой погоды годятся.


    1. nv13
      13.07.2025 17:08

      ...хорошо если вообще ходят


    1. JBFW
      13.07.2025 17:08

      В Москве есть метро, и есть курьеры.

      Побочные эффекты тоже всем известны: “ищу квартиру в шаговой доступности от метро", а всё что дальше - глушь, дичь, Саратов. Потому что от метро далеко, а автовладельцам жизнь усложнили по максимуму, ни проехать (дорожная система дурацкая), ни запарковать.

      Дробление пространства.


  1. Pavlp59
    13.07.2025 17:08

    Раньше такие меры оправдывали снижением выбросов выхлопных газов. Но вот беда - распространение электромобилей, а также вариант с еще более экологичным водородом кажутся гораздо более выгодным вариантом борьбы с выхлопными газами - и газов нет, и ездить можно. Теперь, видимо, упор на снижение ДТП... Ждем, когда беспилотные авто решат и эту проблему. Что тогда придумают борцы с автомобилями?

    На мой взгляд, проблема в том, что автомобиль стал слишком доступным товаром, а вот дорожная сеть остается ограниченным ресурсом, не способным вместить всех владельцев авто. Но вместо того, чтобы решать проблему ограничением доступности автомобилей (акцизы, налоги и т.п.) решили зайти с другой стороны - навязать всем мысль, что личный автомобиль это неудобно.


    1. Habr4687544
      13.07.2025 17:08

      Зачем ограничивать доступность всем? Так вы заденете тех, кому он жизненно необходим. Перекрытие улицы никому таких критических бедствий не создаст. И не понятно почему тут навязывание, когда большинство жителей этих улиц идею поддерживают.


    1. kryvichh
      13.07.2025 17:08

      Всего-то нужно сделать средства персональной мобильности (вело, моно, само) более удобным средством передвижения, чем авто. Это велоинфраструктура (в т.ч. за счёт проезжей части), доступные зарядки. А также разные мелочи типа занижения бордюров, отсутствия ям на дорожках, возможность переезда пешеходных переходов на пешей скорости без спешивания и т.п.


      1. randomsimplenumber
        13.07.2025 17:08

        Всего-то нужно сделать средства персональной мобильности (вело, моно, само) более удобным средством передвижения, чем авто.

        Или авто сделать ещё более неудобным. Это выходит значительно лучше.


      1. JBFW
        13.07.2025 17:08

        Главное закрыть эти средства мобильности от погоды, чтобы по дороге не замёрзнуть зимой, не промокнуть осенью, не вспотеть летом и не испачкаться весной.

        И багажник, чтобы не таскать в руках тяжёлое-нужное. Ой, опять какой-то электромобиль получается...


      1. Ugli
        13.07.2025 17:08

        Заодно продумать как поднять температуру на улице зимой, чтобы было удобно пользоваться вело, моно, само круглый год.


        1. Nikita_64
          13.07.2025 17:08

          Грета подсказывает: все автомобили припарковать вне города и не глушить моторы.


          1. randomsimplenumber
            13.07.2025 17:08

            Не можешь победить глобальное потепление - возглавь !


  1. Mitya78
    13.07.2025 17:08

    Вот чтобы я запретил с превеликим удовольствием, так это бензиновый двухколёсный транспорт - очень шумно.


    1. Golex
      13.07.2025 17:08

      Я с вами эмоционально согласен, но миллионы индусов будут сопротивляться ;).


      1. randomsimplenumber
        13.07.2025 17:08

        Вот бы запрещатели начинали с того, что запрещали бы себе. И этим ограничивались. Но все желают запрещать кому-то другому.


      1. Mitya78
        13.07.2025 17:08

        Мне всё равно что там в Индии или ещё где. Я слышу их на своей улице.


    1. Ugli
      13.07.2025 17:08

      Может стоит запрещать шумный транспорт, а не бензиновый двухколёсный?


    1. Wolframium13
      13.07.2025 17:08

      Будут ездить на электрических с бумбоксом.


      1. randomsimplenumber
        13.07.2025 17:08

        Современный ДВС с исправной выхлопной системой - очень тихий. Но я недавно узнал, что на Али за 500 баксов можно приобрести систему активного выхлопа. Специальные звукоизлучатель, которые монтируются внутрь выхлопной системы. Чтобы оно рычало как спортивный автомобиль. За 500 баксов. Эта штука не добавляет мощности, не экономит топливо. Не улучшает чистоту выхлопа. Просто рычит.


        1. Wolframium13
          13.07.2025 17:08

          Тихий, когда едешь по двору, приходится разгазовывать, что бы пешеходы на тротуар уходили, так можно подкрасться бампером к самым пяткам.


  1. nv13
    13.07.2025 17:08

    У нас в мильонном областном центре на этой неделе температура в общественном транспорте достигала 60 град С. Зимой, соответственно, она отрицательно дорастает до других неприятных значений . Нам тема запрета частного автотранспорта, конечно, крайне актуальна, только и думаем как бы без тротуаров по лужам и сугробам на работу походить а на выходные за город махнуть с животными и детьми.


  1. frostsumonner
    13.07.2025 17:08

    От личного автотранспорта столько вреда:
    - смертность в ДТП
    - загрязнение (и тут речь не только о бензине, шины и колодки стираются и вся эта пыль идёт в воздух, тоже масло и т.д.)
    - катострофическое психологическое воздействие на владельцев: в жизни многие хорошие люди, но за рулём становятся какими-то конченными ЧСВ
    - огромные площади заняты под парковки и дорожную инфраструктуру

    А пользя в городе какая? Да никакая. Место их за городом, где они намного нужнее и создают гораздо меньше проблем.


    1. tuxi
      13.07.2025 17:08

      огромные площади заняты под ... дорожную инфраструктуру

      От грузового транспорта тоже откажемся? Будем геликоптерами смузи в магазины доставлять?


  1. CitizenOfDreams
    13.07.2025 17:08

    В России первые шаги к снижению автомобильной нагрузки

    Первые шаги? Да Россия - один из мировых лидеров по минимальной длине автомобильных дорог на единицу площади. Даже если считать за "автомобильную дорогу" посыпанное битым кирпичом болото или неразмеченный асфальт с ямами.


  1. MadLynx911
    13.07.2025 17:08

    Автомобиль, помимо неудобств окружающим безлошадным, дает слишком большую независимость владельцу. Что в нынешних трендах нежелательно. Ты можешь в нем переночевать, не привязан к территории хранения своего скарба, так как способен забрать все нужное с собой, можешь использовать как мобильный офис. А еще ты можешь применить его как оружие... В новых авто со всем этим борются, но процесс идет медленно. Так что когда все пересядут на электрички, а к этому так или иначе принудят, то выяснится, что с развитием ИИ и прочих потребителей лектричества не хватает на всех. И ездунство станет доступно лишь определенному кругу лиц. Лет за 30-50, думаю управятся...


  1. noodles
    13.07.2025 17:08

    Во многих странах продолжают сокращать число автомобилей на улицах, внедряя смелые решения.

    Т.е. делают всё возможное, чтоб простому человеку иметь личный автомобиль было крайне неудобно или дорого. Типа авто только для "богатых" получается (кому пофиг на конские тарифы на парковку, или налоги). А ты крути педали, это полезно..)

    Каждый имеет право на желание обладать своим автомобилем. Точно так же как раньше каждый имел право обладать лошадью. Если завтра придумают летающие машины как в 5 элементе, урбанисты тоже будут заставлять меня возить детей в каргобайках? Какое-то сопротивление прогресу.

    Понятное дело, что исторические узкие европейские улицы не переваривают это. Там и вводят все эти ограничения. Но, допустим если проектировать условный город\район с нуля, то скорее всего более верным видится не велосипедизация\пешеходизация, а ЖК-хабы (типа как в Куала-Лумпур) со всем необходимым внутри, включая парки-скверы и многоуровневые парковки, ну и дороги между ними. А, ну и расстояние между этими хабами - должны быть равны высоте самого высокого здания хаба.


    1. MadLynx911
      13.07.2025 17:08

      ДЛетающие машины, даже если и придумают, в массовое производство не пустят. Ну или будут продавать по цене гиперкаров. А так да - классика. Авто будет уделом богатых. Ну и сопротивление прогрессу имеет место быть. Не выгоден твой прогресс никому. Примером - те же летающие машины. То, что сейчас - по факту мини-вертолет. Для массовости нужны новые решения а ля антигравитация. И вот, допустим, появилось... Производители шин, дорожного покрытия, чиновники, сидящие на данной инфраструктуре, далее жд и местные авиаперевозки и еще куча кормушек накроется. Серьезно? Так что никакого прогрессу. Только постепенное внедрение новых скоропортящихся товаров.


      1. Wolframium13
        13.07.2025 17:08

        Зато, кто первый бахнет патент снимет сливки, чиновники перейдут в Департамент регулирования гравитации и воздушного пространства, новые налоги на килограмм тяги гравидвигателя, производства получат тыщщи денег для замен устаревшей инфраструктуры, куча фондов, корпораций, акции пробивающие небеса, списание всех убытков на ставшие не нужные автоцеха...

        Короче, если бы могли, сделали, но увы.


      1. noodles
        13.07.2025 17:08

        и еще куча кормушек накроется.

        ну эти понятно.

        Непонятно почему урбанисты сопротивляются. Вот же ш, уже есть, придумали персональный транспорт, одно из лучших благ человечества. Так проектируй ты пространства и пропагандируй идею, чтоб было удобно и классно всем - и самокатчикам, и автомобилистам, и пешеходам.

        Нет же, топять за какой-то социализм.. так можно докатиться до того, что не нужно тебе холоп квартира 100кв.м. Вот тебе смарт-мини-бокс в улее, общий туалет и общая стиралка в подвале, и всё по подписке (т.е. не твоё).

        Иногда складывается впечатление, что урбанист - это некий такой бездетный хипстер, без собаки, без авто конечно же, снимает комнату, и ездит на велике в коворкинг поработать, потом потусить в кафешке. О том какую вариативность ему даёт автомобиль - он даже не догадывается, ведь убеждения уже на подкорке, и видит только подкрепления (ах, дорого, колёса менять, на заправку\сто ездить, страховку купить, стресс\опасно\вредно).


        1. PereslavlFoto
          13.07.2025 17:08

          потом потусить в кафешке.

          А где надо тусить?