Роботы уже вытесняют людей со складов — и это не футуризм, а реальность 2025 года. Amazon, Walmart, DHL и FedEx массово автоматизируют логистику, лишая рабочих не только физического труда, но и рабочих мест. Изучаем, как это происходит прямо сейчас — и есть ли шанс сохранить рабочие места.

Amazon: мощности без человека

На складах Amazon сегодня трудится более одного миллиона роботов. Это уже не помощники — это рабочая сила. И это мировой рекорд по количеству занятых машин, которые вплотную приближаются к числу людей. По оценкам, более 75% всех заказов проходят через автоматизированные системы: от подбора и сортировки до упаковки и транспортировки. Скоро — возможно, уже в 2026 — роботов станет больше, чем сотрудников.

Всё началось в 2012 году с покупки Kiva Systems за $775 млн. Тогда роботы просто возили полки. Сегодня они работая с грузом анализируют, сортируют, и даже чувствуют. Новый тип робота Vulcan способен «ощущать» предметы и вытаскивать их с полок с аккуратностью, доступной лишь очень уставшему кладовщику. За ним — целый рой: Pegasus, Hercules, Proteus, каждая модель — под конкретную задачу. А за всем этим — ИИ, управляющий флотом через систему DeepFleet, оптимизируя движение и ускоряя весь процесс на 10% только за счёт логистики.

Число роботов на 10,000 работников в производстве
Число роботов на 10,000 работников в производстве

Результат?
Количество посылок, обрабатываемых на одного человека, выросло с 175 в 2015 году до почти 3900 в 24-м. Внутренние данные показали: среднее количество сотрудников на один объект — 670 человек, минимальное за последние 16 лет. При этом площади растут, мощности увеличиваются.

Amazon позиционирует это как победу.
Например простая (из десятков) история: Работница Нейша Круз, пять лет таскала коробки на складе в Коннектикуте, а теперь следит за мобильными роботами с экрана в офисе в Аризоне. «Я думала, что буду носить тяжести, — говорит она. — А теперь я сижу и управляю. Платят в 2.5 раза больше». Таких, как она, по отчётам Amazon, уже более 700 000 человек  (около половины всего штата Amazon!) — прошли переобучение, освоили мехатронику и стали частью новой экосистемы.

Параллельно идут сокращения – персонал заменяют. Генеральный директор Энди Джасси прямо заявил: "Общая численность сотрудников будет сокращаться в ближайшие годы". И это звучит не как угроза. Это план.

Walmart: человек больше не нужен

В последние годы Walmart автоматизирует склады. И не так просто: он на корню переписывает сам принцип, по которому они работают. Никаких длинных линий с тележками или беготни между полками: только тихие машины, скользящие по рельсам, и товар, который появляется у упаковщика.

На складах нового поколения уже больше шести тысяч  специальных роботов, которые передвигаются по восьмидесяти милям направляющих. Эти центры обрабатывают почти половину всех онлайн-заказов Walmart и по словам компании охватывают 95% населения США.

Всё в этих пространствах построено вокруг одного принципа: человек не должен мешать.

Процесс, который раньше занимал двенадцать операций, теперь сводится к пяти. Из глубин хранилища товар подаётся прямо к оператору. И то судя по всему ненадолго. Внутри — тесно, потому что плотность хранения выросла в разы. И тихо, потому что нет людей. 

Walmart объясняет это заботой. Мол, физическая нагрузка снизилась, карьера стала длиннее и интереснее, короче всё вокруг стало лучше. Но параллельно с этим компания продаёт своё робототехническое подразделение — и сразу же подписывает с ним контракт. Как будто говорит: мы больше даже не притворяемся, что делаем это сами. Нам просто нужно, чтобы всё работало — без перебоев и без людей.

Осенью 2024 года Walmart начал тестировать автономные погрузчики от Fox Robotics — те самые, что двигаются сами, читают пространство и перевозят паллеты без участия оператора. Пока на четырех складах. И задача стоит не по тестированию линий, а по оптимизации для дальнейшего масштабирования.

Всё это не про то, что роботы — это плохо. Всё это про то, что склады, какими мы их знали, заканчиваются. И человек, который раньше был в центре этой системы, теперь в лучшем случае — сбоку. В худшем — на роботизированной алгоритмами бирже труда.

DHL и FedEx: 

В мае 2025 года DHL купила у Boston Dynamics тысячу роботов Stretch для разгрузки контейнеров. Причина проста: робот разгружает около 700 коробок в час, человек — максимум 400. Это не просто выигрыш во времени. У робота нет смен, перерывов и страховки. Его даже не нужно мотивировать.

Stretch уже работают на складах DHL в США и Европе. У компании планы: вложить в автоматизацию более миллиарда евро за три года. И, судя по скорости внедрения, это не последний миллиард. В компании (как вы уже поняли) говорят, что роботы лишь помогают людям и улучшают условия труда. Но эта помощь довольно странная — роботы помогают так эффективно, что люди попадают под сокращение.

FedEx выбрал похожий подход, но технология чуть другая. Компания тестирует робота DexR от стартапа Dexterity, который загружает коробки в машины, как в тетрисе. DexR сканирует посылки, рассчитывает место и аккуратно складывает их в грузовик. Задача человека — просто смотреть на экране, как всё проходит гладко.

Обе компании не любят говорить о том, сколько людей уже ушло или уйдёт в ближайшие годы. Но факты упрямы: если робот разгружает трейлер почти в два раза быстрее человека, держать прежний штат просто бессмысленно.

Для работника на складе всё это выглядит просто: его профессия стремительно перестаёт существовать.

“И хотя агитация продолжают говорить, что роботы – это в первую очередь помощь человеку, на практике получается,  что человек теперь — помощь роботу.

Что говорят сотрудники: однообразие и потеря смысла

Когда склады переходят на автоматизацию, всё меняется не только внутри логистики, но и внутри людей, работающих там. Я пошестрил сеть, изучил несколько интервью на зарубежных источниках и нашел не самые лучшие отзывы о коммерческом восстании машин.

Джессика (Amazon)

В интервью Financial Times Джессика рассказала, как изменилась её смена:

“Picking orders at an enormous warehouse … was less physically demanding … But … ‘frankly, damn boring’ … pace of work … stressful.”

Она описывает работу как стояние на одном месте до 12 часов, выбор каждого предмета из лотка, поданный одним из роботов. Физический труд ушёл – но вместо него пришло чувство монотонности и нехватки контроля.

Amazon UK (исследование Fair Work)

Интервью сотрудников Amazon в Великобритании тоже показывают нелицеприятную сторону:

“I feel demoralized, hopeless, and very, very stressed..” 

Из-за алгоритмической системы контроля и постоянного давления сотрудники описывают свою работу как «клетку»: изолированную, строго ограниченную и психологически обременительную.

Reddit

В обсуждениях на Reddit люди выражают тревогу и сомнения:

“They are going to be forced to adapt … pursue education potentially in robotics maintenance… But who’s going to buy all the shit they’re making?” 

Суть комментариев — не только техническая переквалификация вызывает беспокойство, но и вопрос: если машины делают всё, кто сохранит покупательскую способность?

Сценарии развития: робо‑налоги, UBI и мир без работы человека

Компании автоматизируют всё быстрее и человеческое лицо бизнеса исчезает с передовой. А что же дальше? Вот варианты развития ситуации — все драматичны, но реальны.

1. Робо‑налог
Если автоматизированный грузчик приносит вдвое больше прибыли на единицу труда, налоговая система неизбежно столкнется с новым вызовом. В Европе и США уже обсуждаются идеи налога на роботов — плату за использование машин вместо людей.

Сторонники считают, это поможет компенсировать потерю рабочих мест и сохранить социальную ответственность компаний. Противники — что налог на инновации ударит по экономике и заблокирует развитие технологий. Пока ни одна страна не ввела его в полной мере, но законопроекты обсуждаются — особенно в Евросоюзе.

2. Универсальный базовый доход (UBI)
Уход работников со склада от экономически активной роли — это не просто технологическая история. Это угрозы покупательной способности и рост социальной нестабильности. Что делать, если люди не работают в роботизированных цехах?

UBI — каждый получает фиксированную сумму независимо от занятости. Эта идея обсуждается всё чаще, но имеет две ключевые проблемы: финансирование (откуда брать деньги на массовый платёж) и мотивация (как убедить людей не «сидеть на халяве»). Пока модели не приняты ни одним крупным правительством, но пилоты реализуются в нескольких странах — и в Европе, и в США.

3. Переквалификация и борьба за смысл
Компании, такие как Amazon, называют переквалификацию ключом к будущему: логистика, программирование, обслуживание. Но на практике это всё чаще выглядит как перенос сотрудников в роли операторов машин — люди уходят с линии в технический ангар. Это обучение, но не новая профессия, а масштабное переупорядочивание того, что осталось — знание «почему роботы зависят от людей».

Критики говорят, что это обман — людей учат всему, кроме настоящей независимости — визуализации процессов, управления, анализа. То есть превращают описание проблемы в ремесло её обслуживания.

4. Дегуманизация труда
В долгосрочной перспективе казино технологии выходят за рамки склада. Роботы вытесняют не только грузчиков, но и работников доставки, сортировочных центров и тот же ритейл. Мы приходим к миру, где многие профессии — чисто технические или вовсе обезличены. Появляется запрос: а кто останется человеком в этом механизированном потоке?

Что дальше..?

Складская логистика долгое время была простой и понятной сферой, где главным ресурсом оставался человек. Сегодня мы стоим на пороге совсем другой реальности, в которой склады всё чаще работают без участия людей, а компании открыто говорят о грядущих сокращениях и перестройке профессий.

Да, роботы действительно освободили человека от физически тяжёлой работы, но вместе с ней ушли и рабочие места. Трудно поспорить с простыми цифрами: одна машина разгружает контейнеры вдвое быстрее самого опытного грузчика, робот‑сборщик комплектует заказы без ошибок и без перерывов.

Но роботизация складов — это не только вопрос эффективности. Это вызов для всего общества: что будет, когда людей перестанут нанимать на работы, которые ещё вчера считались стабильными и массовыми? Как сохранить социальное равновесие, когда миллионы работников потеряют не только зарплату, но и самоощущение востребованности?

Ответов пока нет. Робо‑налоги, универсальный базовый доход, переквалификация — это скорее гипотезы, чем готовые рецепты. Но одна вещь уже очевидна: склады, какими мы их знали, ушли в прошлое. И к новой реальности, где машины работают сами по себе, нам придётся привыкать быстро.

Иначе склады будущего окончательно будут работать не только без грузчиков, но и вообще без людей. Хорошо здесь наверное одно: в России такие проблемы наступят намного позже – через 15-20 лет. И у нас есть время посмотреть, как оно будет.

И к слову: я веду блог о технологичных компаниях, которые привносят в мир инновации, и успешно реализуют себя на бирже, на pre-IPO и IPO-стадиях и рассказываю где их можно купить.

С человеческими пожеланиями хорошего выходного :)
Увидимся в будущем!

Комментарии (28)


  1. blik13
    13.07.2025 10:06

    Но роботизация складов — это не только вопрос эффективности. Это вызов для всего общества: что будет, когда людей перестанут нанимать на работы, которые ещё вчера считались стабильными и массовыми.

    Из вики, первая четверть 19 века:

    С точки зрения луддитов, машины вытесняли из производства людей, что приводило к технологической безработице и ухудшению навыков ремесленников.

    Ну т.е. уже двести лет людей вытесняют какие-то механизмы разной степени сложности. При этом население на планете растёт и более менее находит себе источники существования.


    1. Robastik
      13.07.2025 10:06

      В целом - да.

      Но. Растет не там, где вытесняют, планета разная.


      1. blik13
        13.07.2025 10:06

        Ну если брать ту же Англию, где были широко известны луддиты, то население выросло примерно в 9-10 раз. Так что там тоже растёт.


        1. Robastik
          13.07.2025 10:06

          с 1973 года суммарного коэффициента рождаемости ниже уровня воспроизводства населения (2,1 рождений на одну женщину). К 1970-80-м годам в Великобритании, как и во многих других развитых странах мира, для притормаживания негативных экономических последствий, вызываемых снижением рождаемости ниже уровня воспроизводства населения и увеличением доли пожилого, иждивенческого населения, а также роста среднего возраста населения, была принята либеральная иммиграционная политика, направленная на омолаживание на время население, постепенно замещая пожилое, иждивенческое коренное население иммигрантами


          1. blik13
            13.07.2025 10:06

            Рождаемость и численность населения не одно и то же.

            И с момента, когда упоминаются луддиты боровшиеся с технологиями и ворующими их работу станками (первая четверть 19 века) до нынешних времён численность населения выросла с 10 млн, до 60 млн (про 9-10 раз немного переборщил выше).

            Будут новые отрасли, новые производства. Что то изменится, без этого никуда.


            1. Robastik
              13.07.2025 10:06

              Речь шла о том, что сейчас население растет не там, где вытесняют. Там где оно растет, там не вытесняют и оттуда это население мигрирует туда, где не растет. Раньше росло и в Англии. Потом перестало. Сейчас не растет. Демографический переход называется. Уровень образования решает. Народ стал образованнее - стали больше вытеснять - и меньше рожать. Там где меньше образования, там меньше сложных технологий, меньше вытесняют и больше рожают.


              1. blik13
                13.07.2025 10:06

                Речь шла о том, что рост населения и рождаемость это разные вещи. Не нужно одно подменять другим.

                Сейчас не растёт? А на каком отрезке мы смотрим этот рост население(не рождаемость)?


    1. Rive
      13.07.2025 10:06

      При этом население на планете растёт 

      В центрах механизации (сверхбогатые страны) не растёт.

      И когда страна становится промышленно успешной (как Китай), рост населения в ней останавливается.


      1. Robastik
        13.07.2025 10:06

        Россия - промышленно успешная?)


        1. s-v
          13.07.2025 10:06

          а ты много знаешь промышленно не развитых стран, где делают ядерные реакторы, подводные лодки, занимают лидирующие позиции в экспорте танков, запускают пилотируемые ракеты?


          1. Robastik
            13.07.2025 10:06

            Я знаю, что рынок подводных лодок, танков и ракет сильно уступает рынку гражданских автомобилей, гражданских самолётов и гражданской микроэлектроники. И называть успехом отсутствие промышленного производства последних - крайне дискуссионно)


            1. s-v
              13.07.2025 10:06

              ты рынок считаешь в штуках или в рублях? одна подводная лодка стоит как десятки тысяч автомобилей, реактор АЭС как миллионы айфонов. Да и с самолётами та же история: небольшой F35 стоит дороже огромного Boeing 737.


              1. mlnw
                13.07.2025 10:06

                Да, да, зато мы делаем ракеты и покорили Енисей, слышим уже полвека.


                1. Robastik
                  13.07.2025 10:06

                  Мы делаем ракеты?


                  1. mlnw
                    13.07.2025 10:06

                    Искандер, Калибр, Х-32. Сейчас весь цвет российского НИОКР там...


              1. Robastik
                13.07.2025 10:06

                Есть два научных подхода для оценки роли отрасли в экономике: 1) как изменится ВВП, если из экономики удалить все импортные автомобили, все импортные самолёты и всю импортную электронику, 2) во сколько обойдется стране создать собственное производство перечисленного. Эксперимент по п.2 показал, цена недостижима (бесконечно велика). Переходим к эксперименту по п.1.


                1. n0isy
                  13.07.2025 10:06

                  Это не научный подход: Сейчас интеграция в сложных системах достигает 10 в 9 степени. Ни одна страна не позволит локализовать все производство. Самый близкий к этому Китай, не США.


                1. DGN
                  13.07.2025 10:06

                  А какая страна готова пройти этот тест? Китай вот вроде близок...


              1. max9
                13.07.2025 10:06

                скажите сколько АПЛ выпущено в РФ в 2024 году? а сколько продано?
                и да, например, у даймлер групп продажи 2024 ~= 2.3 млн единиц. а в германии 3 производителя авто, ну так если што.


      1. blik13
        13.07.2025 10:06

        В центрах механизации (сверхбогатые страны) не растёт.

        Ну вот США, не сказать что бедствуют.

        1820 - 10 млн,

        1915 - 100 млн,

        2020 - 330 млн.


    1. stitrace
      13.07.2025 10:06

      Дело в том, что, с развитием технологий, так же ускоряется и их внедрение, это эффект синергии, раскрутка тех. сингулярности, а человек, как и любое живое существо, приспосабливается к изменениям с конечной скоростью. Возьмем крайне ответственного работника склада, который хочет освоить интеллектуальный труд, вместо физического. Уже сейчас его попытка может выглядеть смехотворной, по причине того, что на такой процесс потребует потратить 3-5 лет, а тут стоит напомнить, что всего чуть более двух лет назад вышел ChatGPT, до него, казалось, что профессия дизайнера весьма перспективна с точки зрения выживания в меняющемся мире. То есть, этот работник, начавший свой путь к смене деятельности 2 года назад, даже не успев его закончить уже не востребован. Раньше на такие процессы уходили десятилетия, которые давали шанс приспособится. Но все же, ситуация крайне интересная, получается, что человек это фундаментальный якорь технического прогресса, ввиду того, что только он может обеспечить спрос на товары, а если у него нет дохода, то и спроса не будет. Получается, что такие процессы не смогут стать глобальными, пока не смерится глобальная экономическая парадигма.


  1. s-v
    13.07.2025 10:06

    Дефицит и дороговизна рабочей силы - главный стимул внедрения инноваций и развития технологий. Поэтому, в долгосрочной перспективе, это идёт на пользу. Увы, в нашем правительстве этого не понимают и решают вопрос дефицита рабсилы сами знаете каким путём (и это не внедрение роботов, как видно по вышеприведённой диаграмме).


    1. Robastik
      13.07.2025 10:06

      Внедрять роботов должно правительство?


      1. Areso
        13.07.2025 10:06

        Может поддерживать налоговыми льготами на инвестиции в Основные Средства.


        1. s-v
          13.07.2025 10:06

          да, как пример. то же Китайское правительство так делает. А у нас напротив, таможенные пошлины задраны на роботов, типа покупай отечественные - а отечественных выпускают очень мало и нужно ждать поставки 3-4 года после оплаты. Что при нынешней стоимости кредитов равно финансовому самоубийству.
          Не надо недооценивать возможности правительства!
          нет - у нас решают проблему нехватку рабочей силы массовой раздачей российских паспортов жителям средней азии (по 700тыщ штук в год)


  1. IgnatF
    13.07.2025 10:06

    Складские роботы дело хорошие. Я вот лично жду когда роботы каменщики появятся.


    1. DGN
      13.07.2025 10:06

      А востребованы? 3Д печать, монолит и прочее, не?


      1. IgnatF
        13.07.2025 10:06

        3d для гиков. Монолит для обычных человейников. А кирпичная кладка для частных домов. Не думаю, что там какие то сложности будут.